Тема: Доли. Образование и сравнение долей 4 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Заступова Наталья Владимировна

Тема: Доли. Образование и сравнение долей 4 класс УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok.docx156.97 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Доли. Образование и сравнение долей

Цель деятельности учителя: способствовать развитию умений находить заданную долю числа, сравнивать доли с опорой на рисунок, решать практические задачи на определение доли числа и числа по его доле, уравнения на основе взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий.

Тип урока: изучение новых знаний и способов действий.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся применять понятие «доли» в устных ответах, находить заданную долю числа, сравнивать доли с опорой на рисунок, решать практические задачи на определение доли числа и числа по его доле, уравнения на основе взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/ приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: оценивают учебную деятельность, понимают оценку учителя.

Методы и формы обучения: словесный, наглядный, практический; фронтальная, индивидуальная.

Образовательные ресурсы: Математика. 3–4 классы: поурочные планы по программе «Школа России». Волгоград: Учитель, 2012. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); универсальное мультимедийное пособие к учебнику М. И. Моро «Математика. 3 класс»; http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/otkrytyi-urok-po-temedoli-3-klass-2-chetvert

Оборудование: экран, компьютер, проектор, фрукты (яблоко, апельсин), мультфильм «Апельсин» («Веселая карусель» № 8), круги из цветной бумаги,

Основные понятия и термины: доли; образование и сравнение долей.

Ход урока

I. Организационный  момент.  Мотивация  к  учебной  деятельности.

-Встаньте прямо, расправьте плечи, приподнимите голову, подарите мне свою улыбку.

- А теперь дружно поздороваемся с гостями.

-Я желаю вам хорошей плодотворной работы на уроке. Чтобы наш урок прошел интересным, мы многому научились.

- Положите перед собой круг самооценки, в течении всего урока вы будете оценивать свою работу, закрашивая по одному сектору.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

 

II. Устный счет.

Повторение таблицы умножения. (Работа в группах) Игра «Расшифруй»

- Каждая группа запишите свой числовой ряд в тетрадь.

-Решив примеры и расшифровав слова, вы узнаете девиз нашего урока.

Расставьте записи на карточках в столбик так, чтобы значения выражений шли в соответствующем вашей группе  порядке: 27, 49, 12, 64, 32,9

I группа: (лучший)

3 9

л


 

7 7

у

 

3 4

ч

8 8

ш

4 8

и

72 : 8

й

II группа: (открыть)

Расставьте записи на карточках в столбик так, чтобы значения выражений шли в таком порядке: 5, 8, 12, 63, 42,7, 10

40 : 8

о

6 ●  7

ы

4 ●  3

к

   

       

9 ●  7

р

56 : 8

т

 

72 : 9

т

90 : 9

ь

   

III группа: (самому)

Расставьте записи на карточках в столбик так, чтобы значения выражений шли в таком порядке: 9, 18, 32, 35, 48,6

81 : 9

с

8 ●  4

м

8 ●  6

м

6 ●  3

а

7 ●  5

о

36 :  6

у

Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому. (Д. Пойа)

– Как вы думаете, почему на сегодняшний урок я взяла такой девиз?

- Оцените, как вы справились с заданием, закрасьте один сектор.

III. Актуализация знаний.

- Составьте пожалуйста план урока из предложенных пунктов.

ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУ УРОКА

РЕШАЕМ ПРОБЛЕМУЮ ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ.

ПРИМЕНЯЕМ НОВЫЕ

ЗНАНИЯ

ПОДВОДИМ ИТОГ УРОКА

 

-Прочитайте числа, которые записаны на слайде:

16     28          78          65     34          15  

– Возникли ли у вас трудности при прочтении данных чисел? (Да, мы не можем прочитать некоторые числа.)

– Почему вы не смогли прочитать данные числа? (Мы не знаем, как они читаются.)

- Согласны ли вы, что у нас возникла проблема?

- Сформулируйте проблемный вопрос. О чем вы хотите спросить?

- А поможет на в решении этой проблемы фрукт, название которого вы узнаете, отгадав ребус:

http://ped-kopilka.ru/images/18(104).jpg

Причём тут апельсин, когда у нас урок математики? Поможет нам в этом разобраться мультфильм. Просмотр м/ф.

- Что делали животные?

 - Почему рассердился волк?

 - Что получил каждый из животных? (часть апельсина, дольку)

В математике говорят:  Д О Л Я (на доску повесить лист с этим словом)

 - Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? Как она будет звучать?.

- Чему будем учиться на уроке?

-Откройте учебник на странице 91 и сверьте свои предположения с учебником.

ДОЛИ

(тема вывешивается на доску).  (Научимся находить долю числа, записывать доли, читать доли)

III этап. Практический.

- Как вы думаете, что такое доля?

доля

часть целого

- Какие доли получили животные? (Одинаковые, равные).

- Значит,  доля – какая часть? (равная часть) (На доску таблички повесить)

доля

равная

       

часть целого

- На сколько долек был разделён апельсин? (5).

-Сколько долек  получил каждый из животных? (На доске появляется запись: 1 доля из 5).

-В математике пишут короче:  1/5.

- Что показывает число под чертой ? ( На сколько равных частей мы разделили предмет)

-Что показывает число над чертой? (сколько таких частей взяли)

- Запись читается так: одна пятая.  Запишите.

- Ну, с апельсином понятно, он уже разделён на дольки.

- Помогите решить такую проблему. Ко мне в гости пришёл Кирилл. У меня есть яблоко и я хочу его разделить для нас двоих. (беру яблоко)

Я хозяйка, значит, отрежу себе по больше…(Разделить яблоко на неравные части).

 - Правильно я поступила? Почему? Как исправить ситуацию? Помогите мне!

- Как разрезать 2 яблоко. Сначала пополам. На сколько равных частей разрезано яблоко? Какая доля получилась? Как записать на языке математике, какую долю каждый из нас получил?  

Запишите в тетрадь: ½.

К нам подошли Даша и Настя, но другого яблока у меня нет. Как мне поступить? (каждую половинку разрежем пополам) . На сколько частей теперь разрезано яблоко? Какая доля получилась? Как записать? Запишите: ¼.

- Сравните ½ и ¼ доли яблока. Запишите, прочитайте полученные неравенства друг другу. (1/2>1/4)

– Возьмите квадрат.
– Сложите его пополам. Разверните.
– Сколько равных частей получили? (2) Закрасьте половину квадрата.

- Как записать, сколько частей мы закрасили? (на доске делаю  запись ½)

- Что показывает эта запись? (эта запись показывает, что вы закрасили одну из двух частей)

- Оцените свою работу.

- Людям часто приходится делить целое на доли. Самая известная доля – это, конечно, половина. На уроках русского языка мы изучаем приставки.

- Какая приставка обозначает половину? (приставка  пол- )

- В каких словах  встречается приставка “пол”? (полчаса, полкилограмма, полбулки, пол-арбуза, пол-яблока, пол-листа).

Работа в парах.

- На столе у вас лежат две полоски  бумаги красная и голубая. Они целые. Возьмите красную полоску, сложите пополам и еще раз пополам. Возьмите голубую полоску сложите её пополам, еще раз пополам и еще раз пополам. Разверните их. Сколько частей получилось на розовой полоске? (4 ).

- Сколько частей получилось на голубой полоске? (8)

- Закрасьте  одну  часть полоски. Как можно назвать данную долю? Как можно записать это число? ¼ и 1/8 (дети записывают в тетради и на доске).

-Приложите полоски и сравните, на какой доли больше?

- Сравните и запишите, прочитайте неравенства друг другу.  (1/4>1/8)

- Оцените свою работу.

Физкультминутка. (песня «Всё мы делим пополам)

IV. Первичное усвоение новых знаний.

- Применяем полученные знания

 Обратимся к учебнику, с.93., № 8 Рассмотрите рисунок и определите, кто из девочек какую долю закрасил, если Таня закрасила большую долю, чем Оля, а Лена закрасила  большую долю, чем Таня. (Таня-3 , Оля- 2, Лена- 1)

- Оцените работу.

VI. Первичное закрепление контроль усвоения нового материала. Работа в парах.

- Соотнесите доли и названия долей (конверт с разрезным материалом)

доля

название

1

2

одна вторая

 1

4

одна четвертая

1

3

одна третья

1

6

одна шестая

1

12

одна двенадцатая

Проверка по эталону. (Слайд) 

- Оцените работу

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Назовите закрашенные доли круга в порядке их увеличения и в соответствии с этим расставьте буквы. Прочитайте.

http://festival.1september.ru/articles/529606/img22.gif  http://festival.1september.ru/articles/529606/img26.gif http://festival.1september.ru/articles/529606/img28.gif http://festival.1september.ru/articles/529606/img24.gifhttp://vsedosugi.ru/rezba_po_derevu/Sozdanie_uzorov/rozetki/rozetki4.gifhttp://www.images.lesyadraw.ru/2013/12/kak_narisovat_zvezdu_bez_cirkulya1.pnghttp://mognovse.ru/mogno/643/642174/642174_html_m1b0d7935.png

МОЛОДЦЫ

- Почему у вас получилось это слово?

- Как вы работали на уроке, оцените по кругу достижений.

- Подводим итог урока.

- С каким новым математическим термином  мы сегодня познакомились? (Доля)
– Что такое доля? (Доля – это равная часть целого)

- Что показывает число под чертой? (На сколько чертей разделено целое)

- Что показывает число над чертой? (Взята одна доля)

-У меня для вас подарок. Отгадайте, без какого фрукта не обходится

 ни один Новый год?

- Я дарю вам мандарины, но проблема в том, что их в два раза меньше, чем вас.

- Как вы поступите?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторский урок по теме "Доли.Образование и сравнение долей"

Урок математики в 3 классе УМК "Школа России". Может быть использован и в других УМК....

Конспект урока по математике "Доли. Образование и сравнение долей"(3 класс)

Данный урок был взят и переработан  из электронного приложения Издательство "Учитель"...

Технологическая карта урока математики на тему «Доли. Образование и сравнение долей» УМК "Школа России"

Тема урока «Доли. Образование и сравнение долей» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования общих представлений о доле числа, их запи...

Тема урока: «Доли. Образование и сравнение долей». Математика 3 класс

Тип урока: Урок открытия новых знаний. Обучающиеся знакомятся с понятием «доли»; дается  первоначальное представление о доле числа.Учатся  определять долю числа, читат...

Открытый урок для молодых специалистов по математике на тему "Доли. Образование и сравнение долей"

Первичное знакомство с понятием «Доли», учить называть, определять, сравнивать доли. Задачи: - Познакомить учащихся с понятием « доли», « дроби», « числи...