Открытый урок для молодых специалистов по математике на тему "Доли. Образование и сравнение долей"
план-конспект урока по математике (3 класс)

Людмила Аркадьевна Батанова

Первичное знакомство с понятием «Доли», учить называть, определять, сравнивать доли.

 

Задачи:

- Познакомить учащихся с понятием « доли», « дроби», « числитель», « знаменатель»; научить определять доли числа;

- Развивать логическое мышление, память, математическую речь, наблюдательность, вычислительные навыки;

- Воспитывать чувство коллективизма и взаимопомощи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr_urok_matematika_19.12.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта открытого урока по математике в 3 «Б» классе

МОУ Усть- Ордынская СОШ №1 им. В.Б.Борсоева

Учитель: Батанова Л.А.

Дата проведения: г.

Тема урока: Доли. Образование и сравнение долей.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цель урока: Первичное знакомство с понятием «Доли», учить называть, определять, сравнивать доли.

Задачи:

- Познакомить учащихся с понятием « доли», « дроби», « числитель», « знаменатель»; научить определять доли числа;

- Развивать логическое мышление, память, математическую речь, наблюдательность, вычислительные навыки;

- Воспитывать чувство коллективизма и взаимопомощи.

Формирование УУД (универсальных учебных действий):

познавательные: УУД - формировать представление учащихся о делении на равные части (доли) предметов, геометрических фигур, учить называть, записывать доли, учить сравнивать доли одного и того же предмета, воспитывать интерес к предмету, продолжить формирование математических навыков вычислений;

регулятивные: УУД - развивать умение ставить цели, выдвигать гипотезы, определять методы достижения цели, контролировать и оценивать деятельность;

личностные УУД: развитие памяти, логического мышления, воображения, внимания, речи, аккуратности, наблюдательности, обобщить жизненный опыт учеников.

коммуникативные УУД: развитие способности ученика осуществлять коммуникативную деятельность, организация речевой деятельности, использование правил общения в учебных ситуациях, воспитание чувства ответственности, коллективизма, взаимопомощи, самостоятельности, дисциплины, воспитание понимания самоценности и значимости окружающих.

Оборудование урока:

  • компьютер
  • мультимедиапроектор
  • карточки для работы в парах
  • карточки для фронтальной работы
  • карточки « Самооценка деятельности».
  • м/ф «Апельсин», сборник «Карусель»
  • наглядный материал: яблоки, дольки мандарина.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  • Приветствие.
  • Подготовка рабочих мест.
  • Позитивный настрой на работу.

  1. Подготовка уч-ся к активной деятельности на основном этапе урока.
  • Чистописание
  • Актуализация опорных знаний. Устный счет. Мультфильм.
  • Формулирование темы и целей урока.

  1. Изучение новых знаний и способов действий.
  • Постановка проблемы, введение нового понятия.
  • Практическая работа с полосками бумаги. Образование и название долей.

  1. Первичная проверка понимания изученного.
  • Упражнения в определении долей.
  • Поиск долей в пословицах.

  1. Применение знаний и способов действий.
  • Создание проблемной ситуации для сравнения долей. Поиск путей решения.
  • Практическая работа в сравнении долей полосок. Формулирование алгоритма сравнения.
  • Первичное закрепление умения сравнивать доли.
  • Решение проблемы с делением квадрата с опорой на правило сравнения долей.
  • Работа в парах (творческая работа, коллективная проверка).

  1. Подведение итогов.
  • Домашнее задание.

  1. Рефлексия деятельности.
  • Зафиксировать новое знание.
  • Организовать рефлексивный анализ деятельности.
  • Самооценка деятельности.

Этап урока

Содержание и деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

#1054;рганизационный момент

Настроить учащихся на продуктивную работу, обратить внимание на готовность рабочего места.

- Однажды один мудрец сказал: « Не для школы, а для жизни мы учимся!»

- А для чего вы изучаете такую сложную науку как математика?

Сегодня на уроке вы узнаете , что знания математики нам нужны в реальной жизни и будете с успехом их применять.

Ответы детей.

Личностные (Действие смыслообразования)

#1055;одготовка уч-ся к активной деятельности на основном этапе урока

1) Открыть тетради, записать число.

Минутка чистописания:

19 - что можете о нем сказать, какое оно?

( двузначное, в нем 19 единиц, 1 десяток и 9 единиц., соседи числа-18 и 20, нечетное)

2)Актуализация опорных знаний. Устный счет.

- Постарайтесь выполнить задания правильно и узнаете, какой сюрприз я вам подготовила.

_ Запишите только ответы в строчку, через запятую.

* Произведение чисел 6 и 4.

* Сумма чисел 45 и 6

*1 множитель – 3, второй – 9. Найдите произведение.

*9 умножить на 1.

*100 уменьшить на 8.

* Найдите частное чисел 16 и 2.

*90 умножить на 0

* Найдите площадь прямоугольника, если его стороны 3 и 4 см

- Найдите в алфавите буквы, соответствующие полученным числам, запишите снизу. Какое слово получилось?

2) Формулирование темы и целей урока.

-Странно. Почему апельсин? Зачем он на уроке математике? Этот вкусный фрукт поможет вам определить тему сегодняшнего урока.

- Посмотрите м/ф!

-Почему рассердился волк?

-В чем его ошибка?

-Что получил каждый из животных мультфильма?

- Где в жизни вы встречали это слово?

Дети приводят свои примеры. (Долька мандарина, лимонная долька и т.д.)

- В математике такие части от целого называются доли. (карточка на доске)

Формулирование цели и темы урока

-Так какая тема нашего урока?

- Какую цель перед собой поставим?

- Запишите в тетради тему урока «Доли»

На доске карточки:

51 - П

92 - Ь

82 - К

9 - Л

0 - И

24 - А

8 – С

12 - Н

4 - У

27 - Е

Апельсин

Просмотр уч-ся м/ф «Апельсин»

-Ему не досталось апельсина.

-Он не умеет дружить.

-Дольку апельсина

-Доли

-Узнать что такое доля.

ДОЛИ

Познавательные (общеучебные)

Коммуникативные

Регулятивные (целеполагание)

#1048;зучение новых знаний и способов действий

1) Постановка проблемы, введение нового понятия.

Беру яблоко и говорю:

-С апельсином легко, он с дольками, а что делать с яблоком?

-Я взрослая, отрежу себе побольше, а вы маленькие, вам можно поменьше.

-Правильно я поступила?

-Получились доли?

-Почему?

-А как правильно разрезать?

-Какой вывод можно сделать?

На доске:

-Как второе яблоко правильно разрезать на доли?

Держу в руках две половинки и спрашиваю:

-На сколько равных долей разрезано яблоко?

-А если я возьму одну из двух долей?

- Как назовем долю?

- Ещё разрежу пополам. На сколько частей теперь разрезано яблоко?

-Какая доля получилась?

- Как это записать? Сначала была вторая, теперь четвертая… Надо же различать доли при записи.

На доске дети видят следующую запись: ¼

- Что эта запись обозначает?

- Когда мы «делим» в математике натуральные числа, то используем знак (:) .

- Но в математике есть ещё один знак деления, он называется «дробная черта -- и соответственно числа, записанные с этим знаком, называются дробными.

- Как вы думаете, что обозначает число под чертой?

- А число над чертой?

- В записи нижняя цифра обозначает, на сколько равных частей (долей) разделили целое, а верхняя – сколько таких частей взяли.

- В русском языке слово « Дробь» появилось в 18 веке, оно происходит от слова дробить, ломать, разбивать на части.

- А при чтении дроби сначала произносится верхняя цифра, а затем нижняя .У этих чисел есть свои названия. Верхнее число называется числитель, а нижнее- знаменатель. А чтобы вы хорошо запомнили, есть такая подсказка: Человек стоит на земле ( ч- человек –наверху, а з-земля –внизу.)

Самая известная из долей- это конечно половина. Мы в жизни часто слышим слова: полчаса, полгода, полкилометра, и.т.д. Разделить целое на 2 равные части – это половина. Название долей зависит от того, на сколько равных частей разделили целое. Разделили на 3 части – треть, на 4 части – четверть.

Физкультминутка

Мы идем во фруктовый сад

( маршируем на месте)

Вдыхаем яблок аромат.

( дыхательное упражнение)

Хотим сорвать яблоки с дерева

( поднимаемся на носочки, тянем руки)

Может быть допрыгнем до них?

( прыгаем)

Нужно поставить лестницу

( имитируем подъем по лестнице)

Срываем яблоки и кладем в корзину

( имитируем сбор яблок)

Яблоки собрали, теперь отдохнем

( садимся)

2) Практическая работа с полосками бумаги. Образование и название долей.

-А теперь вы разделите одну полоску на две доли.

- Как сделаем?

- Сколько таких долей во всей полоске?

- Какие они между собой?

- Заштрихуйте часть.

- Как назовем долю?

- Кто сможет написать название второй части?

- Что обозначает эта запись?

- Разделите вторую полоску бумаги на четыре доли.

- Как это сделать?

- Какие доли между собой?

- Заштрихуйте одну четвертую долю.

- Напишите на этой части её обозначение.

- Что обозначает эта запись?

- Сколько долей получится, если вы разделите полоску пополам трижды?

- Какие доли между собой?

- Как назвать одну долю?

- Как записать её название математически?

- Что обозначает эта запись?

- Заштрихуйте долю и запишите её название.

-Доля-это часть.

-Разрезать

-Нет. Части не равные.

-Части должны быть равные.

-Доля-это равная часть.

-Сначала разрезать пополам

-На две доли.

Одна доля из двух.

Вторая.

- На четыре.

Четвертая

(Дети сначала предлагают свои варианты записи.)

(Мнения детей.)

(Мнения детей.)

(Мнения детей.)

Перегнем полоску пополам.

Две

Равные

Одна вторая

½

Целое разделили на 2 равные части (доли) и взяли одну такую часть

Сложить пополам, а затем еще раз пополам.

Равные

¼

Целое разделили на 4 равные части (доли) и взяли одну такую часть

Ответы детей.

Проверка практическим способом.

Равные.

Одна восьмая

Целое разделили на 8 равных частей (долей) и взяли одну такую часть.)

Познавательные (общеучебные

4. Первичная проверка понимания изученного

Поиск названия долей в пословицах

- Найдите названия долей спрятавшиеся в пословицах.

* Один блин и тот пополам.

* Один улей – улей, а пять – пасека.

* Семеро одного не ждут.

Устно:

½

1/5

1/8

Регулятивные (контроль, коррекция)

Познавательные

5. Применение знаний и способов действий

1) Создание проблемной ситуации для сравнения долей.( работа в парах)

практическая работа в сравнении долей.

- У вас на партах квадраты

Сложите 1 квадрат на 2 части, 2 квадрат – подумайте, как сложить путем перегибания на 8 частей.

- Чьи части будут больше?

2) Работа с наглядным материалом ( дольки мандарина). В мандарине 9 долек, если я возьму одну дольку, как она будет называться? ( 1/9), если возьму 2 дольки? (2/9)/ Три дольки если взять? ( 3/9).

3) Работа с карточками. Провести стрелки от чисел к нужным фигурам.

Чем больше число, на которое делили целое, тем меньше полученная доля

Запись на доске и в тетрадях

½ > ¼

1/8< 1/2

Познавательные (действие постановки и решения проблем)

Регулятивные (контроль, коррекция)

Коммуникативные

6. Подведение итогов.

7. Рефлексия

1)- Вернемся к теме и целям нашего урока. Все цели выполнены?

- Что такое доля?

- Какое главное условие должно быть выполнено при делении на доли?

- Что обозначают числа в записи дробей?

- Как сравнить доли?

- Где вы можете использовать полученные новые знания?

2)Домашнее задание- с. 93 № 9

3) Оценивание учащихся.

Самооценка успешности

Пришло время заполнить корзину успеха.

- У каждого из вас на столах 3 яблока, выберите одно и положите в корзину успеха.

Если всё понял, у меня всё получится- положите в корзину зелёное яблоко, если мне было трудно, но я понял – жёлтое яблоко, а если – я ничего не понял, мне нужна помощь- красное яблоко.

Часть целого

Равные части.

- В записи нижняя цифра обозначает, на сколько равных частей (долей) разделили целое, а верхняя – сколько таких частей взяли.

Чем больше число, на которое делили целое, тем меньше полученная доля

Личностные УУД. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторский урок по теме "Доли.Образование и сравнение долей"

Урок математики в 3 классе УМК "Школа России". Может быть использован и в других УМК....

Конспект урока по математике "Доли. Образование и сравнение долей"(3 класс)

Данный урок был взят и переработан  из электронного приложения Издательство "Учитель"...

Методическая разработка урока математики "ДОЛИ. ОБРАЗОВАНИЕ И СРАВНЕНИЕ ДОЛЕЙ."_3 класс

Методическая разработка урока математики "ДОЛИ. ОБРАЗОВАНИЕ И СРАВНЕНИЕ ДОЛЕЙ."_3 класс...

Технологическая карта урока математики на тему «Доли. Образование и сравнение долей» УМК "Школа России"

Тема урока «Доли. Образование и сравнение долей» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования общих представлений о доле числа, их запи...

Тема урока: «Доли. Образование и сравнение долей». Математика 3 класс

Тип урока: Урок открытия новых знаний. Обучающиеся знакомятся с понятием «доли»; дается  первоначальное представление о доле числа.Учатся  определять долю числа, читат...