Открытый урок для молодых специалистов по математике на тему "Доли. Образование и сравнение долей"
план-конспект урока по математике (3 класс)
Первичное знакомство с понятием «Доли», учить называть, определять, сравнивать доли.
Задачи:
- Познакомить учащихся с понятием « доли», « дроби», « числитель», « знаменатель»; научить определять доли числа;
- Развивать логическое мышление, память, математическую речь, наблюдательность, вычислительные навыки;
- Воспитывать чувство коллективизма и взаимопомощи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr_urok_matematika_19.12.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта открытого урока по математике в 3 «Б» классе
МОУ Усть- Ордынская СОШ №1 им. В.Б.Борсоева
Учитель: Батанова Л.А.
Дата проведения: г.
Тема урока: Доли. Образование и сравнение долей.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цель урока: Первичное знакомство с понятием «Доли», учить называть, определять, сравнивать доли.
Задачи:
- Познакомить учащихся с понятием « доли», « дроби», « числитель», « знаменатель»; научить определять доли числа;
- Развивать логическое мышление, память, математическую речь, наблюдательность, вычислительные навыки;
- Воспитывать чувство коллективизма и взаимопомощи.
Формирование УУД (универсальных учебных действий):
познавательные: УУД - формировать представление учащихся о делении на равные части (доли) предметов, геометрических фигур, учить называть, записывать доли, учить сравнивать доли одного и того же предмета, воспитывать интерес к предмету, продолжить формирование математических навыков вычислений;
регулятивные: УУД - развивать умение ставить цели, выдвигать гипотезы, определять методы достижения цели, контролировать и оценивать деятельность;
личностные УУД: развитие памяти, логического мышления, воображения, внимания, речи, аккуратности, наблюдательности, обобщить жизненный опыт учеников.
коммуникативные УУД: развитие способности ученика осуществлять коммуникативную деятельность, организация речевой деятельности, использование правил общения в учебных ситуациях, воспитание чувства ответственности, коллективизма, взаимопомощи, самостоятельности, дисциплины, воспитание понимания самоценности и значимости окружающих.
Оборудование урока:
- компьютер
- мультимедиапроектор
- карточки для работы в парах
- карточки для фронтальной работы
- карточки « Самооценка деятельности».
- м/ф «Апельсин», сборник «Карусель»
- наглядный материал: яблоки, дольки мандарина.
Ход урока
- Организационный момент.
- Приветствие.
- Подготовка рабочих мест.
- Позитивный настрой на работу.
- Подготовка уч-ся к активной деятельности на основном этапе урока.
- Чистописание
- Актуализация опорных знаний. Устный счет. Мультфильм.
- Формулирование темы и целей урока.
- Изучение новых знаний и способов действий.
- Постановка проблемы, введение нового понятия.
- Практическая работа с полосками бумаги. Образование и название долей.
- Первичная проверка понимания изученного.
- Упражнения в определении долей.
- Поиск долей в пословицах.
- Применение знаний и способов действий.
- Создание проблемной ситуации для сравнения долей. Поиск путей решения.
- Практическая работа в сравнении долей полосок. Формулирование алгоритма сравнения.
- Первичное закрепление умения сравнивать доли.
- Решение проблемы с делением квадрата с опорой на правило сравнения долей.
- Работа в парах (творческая работа, коллективная проверка).
- Подведение итогов.
- Домашнее задание.
- Рефлексия деятельности.
- Зафиксировать новое знание.
- Организовать рефлексивный анализ деятельности.
- Самооценка деятельности.
Этап урока | Содержание и деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
#1054;рганизационный момент | Настроить учащихся на продуктивную работу, обратить внимание на готовность рабочего места. - Однажды один мудрец сказал: « Не для школы, а для жизни мы учимся!» - А для чего вы изучаете такую сложную науку как математика? Сегодня на уроке вы узнаете , что знания математики нам нужны в реальной жизни и будете с успехом их применять. | Ответы детей. | Личностные (Действие смыслообразования) |
#1055;одготовка уч-ся к активной деятельности на основном этапе урока | 1) Открыть тетради, записать число. Минутка чистописания: 19 - что можете о нем сказать, какое оно? ( двузначное, в нем 19 единиц, 1 десяток и 9 единиц., соседи числа-18 и 20, нечетное) 2)Актуализация опорных знаний. Устный счет. - Постарайтесь выполнить задания правильно и узнаете, какой сюрприз я вам подготовила. _ Запишите только ответы в строчку, через запятую. * Произведение чисел 6 и 4. * Сумма чисел 45 и 6 *1 множитель – 3, второй – 9. Найдите произведение. *9 умножить на 1. *100 уменьшить на 8. * Найдите частное чисел 16 и 2. *90 умножить на 0 * Найдите площадь прямоугольника, если его стороны 3 и 4 см - Найдите в алфавите буквы, соответствующие полученным числам, запишите снизу. Какое слово получилось? 2) Формулирование темы и целей урока. -Странно. Почему апельсин? Зачем он на уроке математике? Этот вкусный фрукт поможет вам определить тему сегодняшнего урока. - Посмотрите м/ф! -Почему рассердился волк? -В чем его ошибка? -Что получил каждый из животных мультфильма? - Где в жизни вы встречали это слово? Дети приводят свои примеры. (Долька мандарина, лимонная долька и т.д.) - В математике такие части от целого называются доли. (карточка на доске) Формулирование цели и темы урока -Так какая тема нашего урока? - Какую цель перед собой поставим? - Запишите в тетради тему урока «Доли» |
На доске карточки: 51 - П 92 - Ь 82 - К 9 - Л 0 - И 24 - А 8 – С 12 - Н 4 - У 27 - Е Апельсин Просмотр уч-ся м/ф «Апельсин» -Ему не досталось апельсина. -Он не умеет дружить. -Дольку апельсина -Доли -Узнать что такое доля. ДОЛИ | Познавательные (общеучебные) Коммуникативные Регулятивные (целеполагание) |
#1048;зучение новых знаний и способов действий | 1) Постановка проблемы, введение нового понятия. Беру яблоко и говорю: -С апельсином легко, он с дольками, а что делать с яблоком? -Я взрослая, отрежу себе побольше, а вы маленькие, вам можно поменьше. -Правильно я поступила? -Получились доли? -Почему? -А как правильно разрезать? -Какой вывод можно сделать? На доске: -Как второе яблоко правильно разрезать на доли? Держу в руках две половинки и спрашиваю: -На сколько равных долей разрезано яблоко? -А если я возьму одну из двух долей? - Как назовем долю? - Ещё разрежу пополам. На сколько частей теперь разрезано яблоко? -Какая доля получилась? - Как это записать? Сначала была вторая, теперь четвертая… Надо же различать доли при записи. На доске дети видят следующую запись: ¼ - Что эта запись обозначает? - Когда мы «делим» в математике натуральные числа, то используем знак (:) . - Но в математике есть ещё один знак деления, он называется «дробная черта -- и соответственно числа, записанные с этим знаком, называются дробными. - Как вы думаете, что обозначает число под чертой? - А число над чертой? - В записи нижняя цифра обозначает, на сколько равных частей (долей) разделили целое, а верхняя – сколько таких частей взяли. - В русском языке слово « Дробь» появилось в 18 веке, оно происходит от слова дробить, ломать, разбивать на части. - А при чтении дроби сначала произносится верхняя цифра, а затем нижняя .У этих чисел есть свои названия. Верхнее число называется числитель, а нижнее- знаменатель. А чтобы вы хорошо запомнили, есть такая подсказка: Человек стоит на земле ( ч- человек –наверху, а з-земля –внизу.) Самая известная из долей- это конечно половина. Мы в жизни часто слышим слова: полчаса, полгода, полкилометра, и.т.д. Разделить целое на 2 равные части – это половина. Название долей зависит от того, на сколько равных частей разделили целое. Разделили на 3 части – треть, на 4 части – четверть. Физкультминутка Мы идем во фруктовый сад ( маршируем на месте) Вдыхаем яблок аромат. ( дыхательное упражнение) Хотим сорвать яблоки с дерева ( поднимаемся на носочки, тянем руки) Может быть допрыгнем до них? ( прыгаем) Нужно поставить лестницу ( имитируем подъем по лестнице) Срываем яблоки и кладем в корзину ( имитируем сбор яблок) Яблоки собрали, теперь отдохнем ( садимся) 2) Практическая работа с полосками бумаги. Образование и название долей. -А теперь вы разделите одну полоску на две доли. - Как сделаем? - Сколько таких долей во всей полоске? - Какие они между собой? - Заштрихуйте часть. - Как назовем долю? - Кто сможет написать название второй части? - Что обозначает эта запись? - Разделите вторую полоску бумаги на четыре доли. - Как это сделать? - Какие доли между собой? - Заштрихуйте одну четвертую долю. - Напишите на этой части её обозначение. - Что обозначает эта запись? - Сколько долей получится, если вы разделите полоску пополам трижды? - Какие доли между собой? - Как назвать одну долю? - Как записать её название математически? - Что обозначает эта запись? - Заштрихуйте долю и запишите её название. | -Доля-это часть. -Разрезать -Нет. Части не равные. -Части должны быть равные. -Доля-это равная часть. -Сначала разрезать пополам -На две доли. Одна доля из двух. Вторая. - На четыре. Четвертая (Дети сначала предлагают свои варианты записи.) (Мнения детей.) (Мнения детей.) (Мнения детей.) Перегнем полоску пополам. Две Равные Одна вторая ½ Целое разделили на 2 равные части (доли) и взяли одну такую часть Сложить пополам, а затем еще раз пополам. Равные ¼ Целое разделили на 4 равные части (доли) и взяли одну такую часть Ответы детей. Проверка практическим способом. Равные. Одна восьмая ⅛ Целое разделили на 8 равных частей (долей) и взяли одну такую часть.) | Познавательные (общеучебные |
4. Первичная проверка понимания изученного | Поиск названия долей в пословицах - Найдите названия долей спрятавшиеся в пословицах. * Один блин и тот пополам. * Один улей – улей, а пять – пасека. * Семеро одного не ждут. | Устно: ½ 1/5 1/8 | Регулятивные (контроль, коррекция) Познавательные |
5. Применение знаний и способов действий | 1) Создание проблемной ситуации для сравнения долей.( работа в парах) практическая работа в сравнении долей. - У вас на партах квадраты Сложите 1 квадрат на 2 части, 2 квадрат – подумайте, как сложить путем перегибания на 8 частей. - Чьи части будут больше? 2) Работа с наглядным материалом ( дольки мандарина). В мандарине 9 долек, если я возьму одну дольку, как она будет называться? ( 1/9), если возьму 2 дольки? (2/9)/ Три дольки если взять? ( 3/9). 3) Работа с карточками. Провести стрелки от чисел к нужным фигурам. | Чем больше число, на которое делили целое, тем меньше полученная доля Запись на доске и в тетрадях ½ > ¼ 1/8< 1/2 | Познавательные (действие постановки и решения проблем) Регулятивные (контроль, коррекция) Коммуникативные |
6. Подведение итогов. 7. Рефлексия | 1)- Вернемся к теме и целям нашего урока. Все цели выполнены? - Что такое доля? - Какое главное условие должно быть выполнено при делении на доли?
- Что обозначают числа в записи дробей? - Как сравнить доли? - Где вы можете использовать полученные новые знания? 2)Домашнее задание- с. 93 № 9 3) Оценивание учащихся. Самооценка успешности Пришло время заполнить корзину успеха. - У каждого из вас на столах 3 яблока, выберите одно и положите в корзину успеха. Если всё понял, у меня всё получится- положите в корзину зелёное яблоко, если мне было трудно, но я понял – жёлтое яблоко, а если – я ничего не понял, мне нужна помощь- красное яблоко. | Часть целого Равные части. - В записи нижняя цифра обозначает, на сколько равных частей (долей) разделили целое, а верхняя – сколько таких частей взяли. Чем больше число, на которое делили целое, тем меньше полученная доля | Личностные УУД. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторский урок по теме "Доли.Образование и сравнение долей"
Урок математики в 3 классе УМК "Школа России". Может быть использован и в других УМК....
Урок математики "Доля.Образование и сравнение долей" 3 класс
Урок математики 3 класс Школа России...
Конспект урока по математике "Доли. Образование и сравнение долей"(3 класс)
Данный урок был взят и переработан из электронного приложения Издательство "Учитель"...
Методическая разработка урока математики "ДОЛИ. ОБРАЗОВАНИЕ И СРАВНЕНИЕ ДОЛЕЙ."_3 класс
Методическая разработка урока математики "ДОЛИ. ОБРАЗОВАНИЕ И СРАВНЕНИЕ ДОЛЕЙ."_3 класс...
Технологическая карта урока математики на тему «Доли. Образование и сравнение долей» УМК "Школа России"
Тема урока «Доли. Образование и сравнение долей» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования общих представлений о доле числа, их запи...
Конспект урока математики в 3 классе. Тема урока "Доли. Образование и сравнение долей"
Урок математики в 3 классе. УМК "Школа России"...
Тема урока: «Доли. Образование и сравнение долей». Математика 3 класс
Тип урока: Урок открытия новых знаний. Обучающиеся знакомятся с понятием «доли»; дается первоначальное представление о доле числа.Учатся определять долю числа, читат...