Конспект урока + презентация по математике на тему: " Куб и квадрат" 4 класс
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему
Конспект урока + презентация по математике на тему: " Куб и квадрат" (4 класс ПНШ)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 79 КБ |
![]() | 1.87 МБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ
Тема урока: Квадрат и куб.
Цель:
- актуализировать и дополнить знания учебников о квадрате и кубе;
Предметные:
- Рассмотреть вопросы геометрического характера: сопоставить плоскую и объемную фигуры (квадрат и куб);
- сопоставить геометрические величины, как площадь и объем;
- вспомнить правила изображения куба и квадрата, повторить нахождение площади фигуры и формулу вычисления объема куба.
Личностные:
- принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
- проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- осознавать личностный смысл учения.
Тип урока: открытие новых знаний
Методы и формы обучения:
объяснительно-иллюстративный | индивидуальная, фронтальная |
Оборудование: раздаточный материал (карточки), учебник математика 4 класс 2 часть А.Л. Чекин, ,компьютер,презентация
№ п/п | ЭТАПЫ УРОКА | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
| ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | УУД |
1. | Организацион ный момент | Организационный настрой на урок | Здравствуйте ребята ,меня зовут Анастасия Валерьевна,сегодня урок математике проведу у вас я. | Переключают внимание на учителя. Настраиваются на работу. | Осознавать необходимость рабочего настроя на уроке. |
2. | Актуализация знаний | Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону Индивидуальная работа | Ребята, для начала давайте проведем небольшую самостоятельную работу. У вас на партах лежат листочки, вам нужно будет выполнить деление столбиком для следующих пар чисел. Посмотрите на слайд первый столбик решает 1 вариант, второй столбик — 2 вариант. Два человека (от каждого варианта пойдут решать с обратной стороны доски. 1В. 2В. 853 и 7(121 ост. 6) 327 и 32(10 ост.7) 527 и 12(43 отс.11) 654 и 8(81 ост.6) 2783 и 5(556 ост. 3) 2851 и 29(98 ост.9) Приступаем к работе. Теперь давайте мы с вами сейчас проверим Поменяйтесь листочками и проверьте: Если правильно решен пример,то поставьте «+» рядом ответом,если нет, то «-». Подсчитайте количество «+» и поставьте оценку. Критерии: -Если все правильно,то поставьте «5»; -Если 1 ошибка, то поставьте «4»; -Если 2 ошибки, т о поставьте «3»; -Если все 3 примера решены не правильно ,то поставьте «2». Верните работу обратно владельцу. -Встаньте те,кто получил 5 , кто получил 4 поднимите руки, кто получил 3 похлопайте. | Выполняют самостоятельную работу Выполняют взаимопроверку по эталону | Осознавать свои возможности в учении; судить осознано о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. дополнять и расширять имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям, находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу. |
3. | Мотивацион ный (сообщение темы урока) | Сообщение темы урока. Определение целей урока. (фронтальная работа) | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать тему урока. В огромном мире математики есть очень интересная страна с красивым названием ГЕОМЕТРИЯ. «ГЕО» — земля, «МЕТРИЯ» — измерение. Наука эта появилась в глубокой древности. Строя жилища и храмы, украшая их орнаментами, человек применял свои знания о форме, размерах и взаимном расположении предметов. Эту страну населяют не числа. Там живут по своим правилам и законам линии и фигуры. –На какие 2 группы делятся геометрические фигуры?(плоские и объёмные) Для того ,чтобы узнать с какими фигурами мы сегодня будем работать , вам нужно будет отгадать загадку. Не овал я и не круг, Квадрат — это плоская и объемная фигура?(плоская). Как называется объемная фигура, гранью которой является квадрат?( куб). Правильно ребята! Кто попробует сформулировать тему нашего урока(Квадрат и куб) Давайте сформулируем цели урока: -Вспомнить...(Вспомнить ,что такое квадрат и куб); -Узнать( закрепить) … (Узнать(закрепить), как находить площадь квадрата и объем куба) ; -Применять… (применять (использовать) данные знания при решении задач). Давайте определим какой это урок будет (открытия новых знаний.) | Слушают учителя Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя. Отгадывают загадки. Формулируют цели урока. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Составлять план и последовательность действий. Владеть монологичной и диалогичной речью. |
4. | Постановка учебной задачи и ее решение (изучение нового материала) | Индивидуальная и фронтальная беседы Работа в парах Фронтальная работа беседа
фронтальная работа работа по учебнику (стр.78 №258) фронталная работа Работа по учебнику (стр.78,№259) фронтальная работа практическая работа | Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал -Для урока нужны следующие знания. Давайте повторим, а вы запишите в тетрадь. 1) 1 м2 = (10 0000) см 2 1 м 3 = (1000) дм 3 1 дм 3 = (1) л 2) S = а ∙ а 3) V =а ∙ а ∙ а Расскажите, что вы знаете о такой геометрической фигуре, как квадрат.(-Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны. -Периметр квадрата равен сумме четырех равных сторон: Р = 4х а, где а — сторона квадрата. -Площадь квадрата: S= ах а, где а — сторона квадрата.) На парте у каждого из вас лежат две геометрические фигуры: квадрат и заготовка для куба. Обсудите в парах внешние сходства и различия этих геометрических фигур. Итак, какие вы нашли сходства у данных геометрических фигур? Отличия? Какая фигура сливается с плоскостью парты? (квадрат) Какая фигура возвышается над плоскостью парты? доски?(куб) Квадрат: Плоская фигура укладывается на одной какой-либо плоскости. Все ее точки принадлежат этой плоскости. Куб:Объемная фигура не располагается на одной плоскости. Объемные фигуры “возвышаются” над листом бумаги. Давайте попробуем дать определение — какую фигуру можно назвать кубом:
Давайте посмотрим, какое определение кубу даётся в словаре.(В толковом словаре Ожегова: куб-правильный многогранник, имеющий шесть граней.) Какое слово вам мало знакомо?(грань) Приложите квадрат к кубу , что вы заметили? Посмотрите, у каждых соседних квадратов одна сторона общая, что тогда мы можем сказать о всех квадратах, из которых состоит куб?(они равны, их называют гранями) Сколько граней у куба?Посчитайте. (6 граней) У каждой грани есть граница. Проведем пальцем по границе каждого квадратика. Каждая граница называется ребро. Сколько ребер у куба?Посчитайте.(12 ребер) Сколько вершин имеет куб? Давайте ещё раз повторим элементы куба.(грань,ребро,вершина.) Теперь откройте учебники на странице 78 и прочитайте задание в упражнении 258 -Предположим, что поверхность куба состоит из квадратов, сторона которого равна 2 см. -Чертим переднюю (видимую) грань куба в виде квадрата со стороной 2 см, -Затем изображаем грань куба противоположную передней грани. -Соединяем прямыми вершины куба. -Прочитайте еще раз первое требование задания(«Вычисли площадь одной грани куба,ребро которого равно 2 см.») -Вычислите площадь поверхности куба, ребро которого равно 2 см.(2 см*2см= 4 кв.см) -Давайте проверим,кто сможет устно проговорить,как он вычислил?(Если площадь одной грани куба ,являющейся квадратом, равна 4 кв.см, то площадь всей поверхности куба ,состоящей из 6 граней равна 24 кв.см. 4 кв.см.* 6= 24 кв.см) -Ребята прочитайте задачу № 259 -Что нужно узнать ,чтобы узнать, «сколько краски потребуется для покраски модели куб»а(чему равна площадь поверхности куба) -Вычислите самостоятельно площадь поверхности куба. Один ученик пойдет решать на доске. -Давайте проверим.(1.Площадь одной грани куба с ребром 50 см равна 2500 кв.см S1=50 см * 50 см =2500 кв.см 2.Площадь всей поверхности куба равна сумме площадей шести граней- S6= 2500 кв.см* 6=15000кв.см) -Прочитайте задачу еще раз. Обратите внимание,что в её условии расход краски дан такой единицей ,как 100 г на 1 кв.м,а поверхность куба — 1500 кв.см. -Что нам нужно сделать (нужно рассмотреть поверхности в одних единицах измерения.) 100г на 1кв. м = 100г на 10000 кв. см ,т.к. 1 кв. м =1000 кв. см. -Далее как будем рассуждать ( надо покрасить 15000кв.см поверхности. Это 10000 кв. см и еще 5000 кв.см(15000=10000+5000) Для покраски 10000 кв.см нужно 100г краски ,а для покраски 5000кв нужна половинная норма ,т.е. 50 г (100г: 2 = 50г) в результате получается ,что для покраски модели куба потребуется 150 г. краски :100г +50г=150 г. Запись на доске: 1)S1=50 см * 50 см =2500 кв.см- площадь одной грани куба 2)S6= 2500 кв.см* 6=15000кв.см- площадь поверхности куба 15000кв.см =10000кв.см +5000 кв.см 3) 100г: 2 = 50г- «половинная» норма краски,которая потребуется для покраски 5000 кв.см 4)100г +50г=150 г- краски потребуется для покраски модели куба Ответ:150 г краски потребуется для покраски модели куба А теперь давайте из ваших кубиков составим один большой куб. Сколько нам нужно взять кубиков если, ребро 2 см?(большой куб ,ребро которого равно 2 см,составлен из 8 кубиков,ребро каждого из которых равно 1 см.) -Чему равен объем кубика ,ребро которого 1 см, и объем которого 2 см?(объем кубика ,ребро которого 1 см,равен 1 куб.см,а объем куба ,ребро которого 2 см,равен 8куб. см) | Записывают в тетрадь Слушают учителя рассказывают все ,что знаю о квадрате Обсуждают в парах внешние сходства и различия куба и квадрата Высказывают свое мнение. Отвечают на вопросы Дают определение кубу Читают определение ,которое дается в словаре Называют слово ,которое им мало знакомо Отвечают на вопросы Подсчитывают количество граней,ребер , вершин. Называют элементы куба. выполняют дидактические упражнения. Читают текст задачи. Отвечают на вопросы. Высказывают свое мнение. Решают задачу. Читают задания Один ученик решает у доски Слушают учителя Записывают решение задачи в тетрадь Выходят несколько учеников с кубиками и собирают один большой куб. | -Осознавать свои возможности в учении; -судить осознано о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; -Извлекать необходимую информацию из рассказа учителя; -Уметь ориентироваться в учебнике; -Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике. -Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы; проводить подведение под понятие, выведение следствий; -устанавливать причинно-следственные связи; цепочки рассуждений. Самостоятельно организовать свое рабочее место; Уметь следовать режиму организации учебной деятельности;
определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, план выполнения заданий на уроке под руководством учителя;
Участвовать в диалоге; Слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных ситуаций. |
5. | Физкультминутка | Физкультминутка в танцевальной форме | Организует физкультминутку. Перенесите взгляд быстро по диагонали :направо вверх -налево вниз ,потом вдаль на счет 1-6; затем налево вверх -направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз | Повторяют движения за учителем. | Контролировать свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников. |
Работа по учебнику(стр 78, Задание №260 ) Фронтальная работа | Теперь выполним №260 Прочитайте задачу вслух -Какую форму будет иметь аквариум?(форму куба-без верхней грани) -Чему равна вместимость этого аквариума?(объем куба с ребром 1 м равен 1 куб.м .Если объем равен 1 куб. м ,то очевидно,что вместимость аквариума равна 1000л,т.к 1 куб.м=1000куб.дм= 1000л. ) Сколько литров в 1 м 3? 1м = 10 дм Значит, V = 10 · 10 · 10 = 1000 дм3 или 1000 л | Читают задание. Решают задачу отвечающий отое Отвечают на вопросы | |||
6. | Решение частных задач (первичное осмысление и закрепление) | Работа по учебнику (стр. 44 Задание №148) (фронтальная работа) | Задает вопросы. Корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения. Теперь решим №261 Выполнять это задание вы будете в группах. Разделимся мы на 6 групп(по 4-5 чел.) ,каждая группа получит листочки с вопросами (вам нужно будет ответить на них. Но сначала давайте прочитаем 1 часть задания. Теперь можете приступать к работе на выполнение этого задания вам дается 5 минут. Теперь давайте проверим, каждая группа ответит на один вопрос,а на какой именно,узнаете потом. Вопросы: 1 «Сколько граней маленьких кубиков оказались раскрашенными?»(покрасили только 6 граней большого кубика. В каждом слое — по 9 кубиков ,значит ,раскрашенными оказались 54 грани маленьких кубиков 9*6=54) 2.Сколько получилось кубиков ,которые остались нераскрашенными?»(большой кубик составлен из 27 маленьких кубиков. Нераскрашенным оказался 1 маленький кубик ,который расположен в самом центре большого куба и не имеет «выхода» на его грани) 3.»Сколько получилось кубиков,у которых раскрашена только одна грань?»(только одна грань раскрашена у 6 маленьких кубиков, которые находятся в центре каждой грани большого куба) 4. «Сколько получилось кубиков, у которых раскрашены ровно две грани?»(на каждой грани большого куба таких маленьких кубиков будет по 2 (те которые расположены между «угловыми» кубиками), значит , кубиков, у которых раскрашены по 2 грани ,будет 12(6*2=12). 5.Сколько получилось кубиков ,у которых раскрашены ровно три грани?»(по три грани удет раскрашено у 8 маленьких кубиков,расположенных в углах большого куба.) 6»Есть ли кубики , у которых раскрашено более трех граней?»( если сосчитать кол-во кубиков ,у которых по-разному раскрашены грани(нераскр.- 1 кубик ,раскрашена одна грань — 6 кубиков,раскрашены две грани — 12 кубиков ,раскрашены три грани- 8 кубиков),то получается 27 кубиков (1+6+12+8=27),значит ,кубиков , у которых раскрашено более 3 граней,нет.) | Выполняют дидактические упражнения. Читают текст задачи. Работают в группах. Отвечают на вопросы. Высказывают свое мнение. Решают задачу.
Отвечают на вопросы записывают решение в тетрадь Делают выводите | Осознавать свои возможности в учении; судить осознано о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике. Прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материла; Участвовать в диалоге. |
7. | Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных знаний (фронтальная работа) | Предлагает учащимся вспомнить тему урока и цели . Проводит беседу по вопросам: - Ребята,назовите тему урока ? (Квадрат и куб) -Какие цели мы ставили на уроке?(на слайде) -Как вы думаете, мы их достигли? Анкета 1.Своей работой на уроке я (доволен / не доволен) 3.За урок я (не устал / устал ) | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Оценивают свою работу. | Понимать значение знаний для человека и принимать его; Структурировать знания; Выполнять осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материла; Осознавать качество и уровень усвоения; Оценивать результаты работы. |
Домашнее задание | Ребята откройте дневники и запишите домашнее задание. Рабочая тетрадь стр.63 ,№115,116. | Слушают учителя. Записывают домашнее задние |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Критерии: -Если все правильно,то поставьте «5»; -Если 1 ошибка, то поставьте «4»; -Если 2 ошибки, т о поставьте «3»; -Если все 3 примера решены не правильно ,то поставьте «2».
ГЕОМЕТРИЯ «гео»-земля, «метрия»-измерение
Плоские Объемные
Тема урока: «Квадрат и куб»
Цели урока - Вспомнить... ; - Узнать … -Применять… .
1) 1 м2 = (10 0000) см 2 1 м 3 = (1000) дм 3 1 дм 3 = (1) л 2) S = а ∙ а 3) V =а ∙ а ∙ а
Куб
Квадрат
Анкета 1.Своей работой на уроке я (доволен / не доволен) 2.Урок для меня показался (коротким / длинным ) 3.За урок я (не устал / устал ) 4.Мое настроение (стало лучше / стало хуже ) 5.Материал урока мне был (понятен / не понятен )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/09/picture-872062-1483938020.jpg)
Конспект урока + презентация по математик на тему: "Таблица единиц времени" 4 класс
Таблица единиц времени...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/09/picture-872062-1483938020.jpg)
Конспект урока + презентация по математике на тему: " Деление на 2. Закрепление" 2 класс
Деление на 2. закрепление...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/09/picture-872062-1483938020.jpg)
Конспект урока + презентация по математике на тему: «Порядок выполнения действий» 3 класс
«ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ДЕЙСТВИЙ»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/18/picture-946769-1513621096.jpg)
Конспект урока + презентация по математике на тему: " Задачи на движение в одном и том же направлении" 4 класс
Конспект урока + презентация по математике на тему: " Движение в одном и том же направлении" ( 4 класс, ПНШ)...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/18/picture-946769-1513621096.jpg)
Конспект урока + презентация по математике на тему: " Разряд единиц миллионов и класс миллионов" 4 класс
Конспект урока + презентация по математике на тему: " Разряд единиц миллионов и класс миллионов" (4 класс ПНШ)...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/18/picture-946769-1513621096.jpg)
Конспект урока + презентация по математике на тему: " Разряд единиц миллионов и класс миллионов" 4 класс
Конспект урока + презентация по математике на тему: " Разряд единиц миллионов и класс миллионов" (4 класс ПНШ)...