Урок по математике "Решение составных уравнений", 3 класс по учебнику Петерсон.
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Тип урока: урок открытия новых знаний, Свой урок строила в соотвествии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии с применением групповой работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_v_3.docx25.19 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 3-м классе по учебнику Л.Г. Петерсон "Решение составных уравнений" Литюшкина А.И.,учитель начальных классов  6. 02.


Цели:

– Познакомить с составными уравнениями, сводящимися к цепочке простых, и построить алгоритм их решения.

– Формировать на автоматизированном уровне способность к нахождению неизвестных компонентов действий и умение комментировать выполняемые операции, называя компоненты действий.

– Отрабатывать навыки устных и письменных вычислений, повторить и закрепить понятие переменной и предложения с переменной, правило порядка действий в выражениях, решать уравнения.

– Способствовать развитию грамотной математической речи, способности к выражению в речи действий по алгоритмам.

– Развивать навыки самоконтроля умения работать в группе, в паре.

Оборудование:

– Тема урока, девиз, алгоритм решения составных уравнений (ИКТ)

– Карточки для групповой работы.

– Эталоны для самопроверки (ИКТ)

– Геометрические задачи (ИКТ)

– Карточки с домашним заданием.

Ход урока

1.Организация к уроку (1-2 мин)

.Математика пришла-

Занимай свои места!

Найди для головы полезное занятие!

Чтоб от безделья не зевать,

Полезно голову ломать!

-- Как понимаете фразеологический оборот «ломать голову»? (Показ на карточке)

Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Поприветствуйте их.

– Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем удачи на сегодняшний урок.

-- Работать будем в группе, в паре, самостоятельно с взаимопроверкой и самопроверкой.

2. Актуализация знаний (5-7 мин).

1). Повторение  (групповая работа)

Слайд 2. Классификация. Проверка. Слайды 3-5.

(Слайд 4)

-- Вернемся к равенствам. Что такое равенство? Какие виды равенств знаем?

-- Как можно назвать равенство содержащее переменную?

-- Что же такое уравнение? Что значит решить уравнение? Что называется корнем уравнения? Какие виды уравнений знаем?  Поясните.  

2). Решение уравнений ( Групповая работа). Задания на карточках.

-- Решите простые уравнения, расставьте буквы в порядке возрастания соответствующих ответов и расшифруйте девиз нашего урока. (Думать и размышлять)  (слайд 15)

-- Прочитаем решения уравнений «цепочкой».

-- Кто помнит алгоритм решения уравнений. 

3. . Самоопределение к деятельности. 

(слайд 4).--А как решить нам составное уравнение (у -- 4) · 3=15?

-- Какие идеи?  ?       

– Подходит ли для решения этого уравнения известный нам алгоритм? (Нет)

– Почему? (Неизвестный компонент является выражением, а мы такие уравнения ещё не решали).

– В математике такие уравнения называют составными.

 – Какую задачу мы для себя поставим на этом уроке? (Научиться решать уравнения нового вида). Сформулируйте тему и задачи урока (слайд 1).

– Тема нашего урока “Решение составных уравнений”. (слайд 1)

- Задача урока? (слайд  8  )

4. “Открытие” детьми нового знания (10 мин).

(у - 4) ·3=15

– Кто догадался, как решить такое уравнение? (Предположения детей)

– Сколько действий в левой части?

– Какое действие последнее?

– Назовите компоненты при умножении.

– В каком из этих компонентов стоит переменная?

– Закроем компонент (у-4) карточкой Х  (слайд 10)

– Что заметили? (Получили простое уравнение на нахождение неизвестного множителя).

– Решите полученное уравнение: Х · 3 = 15

Х = 15 : 3

Х = 5.

– Убрать карточку Х и решить уравнение до конца: (у-4) · 3=15

у-4 =15:3

у-4 = 5

у =5+4

у =9.

– Выполним проверку: (9-4) · 3=15

15=15

– Проверка показывает, что корень уравнения найден верно.

 – Что вам напоминает решение составных уравнений?

(Решение составных уравнений напоминает, как зайчик ест капусту: сначала он съедает последний листочек, потом следующий, пока не доберётся до кочерыжки. Последний листочек определяется по последнему действию, а кочерыжка – это корень уравнения.)

– Составное уравнение может содержать несколько листочков. Это зависит от того, сколько действий в выражении с переменной. Поэтому в решении составного уравнения может быть большее число шагов.

– Давайте составим блок-схему решения таких уравнений.

http://festival.1september.ru/articles/505630/img1.gif

– Чтение по учебнику, с. 83.

Проблема разрешена.

Физминутка (слайд 13) 

– Вместе прочитаем высказывание древнегреческого философа- мыслителя Аристотеля: (слайд 6) 

– Как вы понимаете эти слова?

5. Первичное закрепление (5 мин).

№1 (а, б, в),с.83 – проговаривание в громкой речи.

а) (у-5) · 4=28, – неизвестен 1 множитель (у-5)

у-5=28:4, – чтобы его найти, надо произведение разделить на 2 множитель

у-5=7, – теперь неизвестно уменьшаемое

у=5+7, – чтобы его найти, надо к разности прибавить вычитаемое

у=12. – корень уравнения равен 12

(12-5) · 4=28, – проверка: подставим в уравнение вместо у число12 и сосчитаем

28=28.(и) – получили верное равенство

уравнение решено правильно

б)  3· а – 7=14 – подробное комментирование.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5 мин).

№1 ( г. д), с.83 – работа в парах (с проговариванием)

– Какая пара быстрее справилась с заданием?

– Проверка по эталону. У кого так?

№1 (е), с 83 – самостоятельно (взаимопроверка)

– Проверка по эталону.

Кто выполнил без ошибок?

– Кто допустил ошибки? С чем это связано?

– Чему мы научились? (Научились решать уравнения нового вида)

– Зачем нужен алгоритм? (Чтобы правильно решать задачи и уравнения)

– Проговорите ещё раз алгоритм решения составных уравнений.

– Для тех, кто хочет проверить свои силы – №2,с.83.

Решите столько уравнений, сколько сможете.

7. Повторение (5-10мин).

 А теперь я предлагаю вам решить геометрические задачи.

 Слайд (14).

http://festival.1september.ru/articles/505630/img2.gif

– Какая фигура изображена?

– Что такое прямоугольник?

– Как найти сторону прямоугольника?

– Кто может записать равенство с переменной?

– Чему равна ширина?

Слайд (15).

http://festival.1september.ru/articles/505630/img3.gif

– Какая фигура изображена?

– Что такое квадрат?

– Запишите равенство с переменной.

– Можем ли мы решить данное уравнение?

– Этому вы научитесь в старших классах.

8. Итог урока. Рефлексия деятельности (2-3мин).

– Что нового узнали на уроке? Чему научились?

– К какому выводу пришли? (Составные уравнения решаются в 2 этапа).

--Решите уравнение 12 – 40 : k = 4

– Оцените свою работу на уроке  (!, +, ?)

– Помог ли нам девиз урока?

9. Домашнее задание.

  • Повторить алгоритм решения составных уравнений.
  • №2, с.83 – для тех, кто хочет проверить свои силы.
  • Индивидуальные задания для «слабых».
  • 10.  Оценивание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики во 3 классе по учебнику Петерсон Л.Г.

Тема урока "Умножение и деление на 10 и на 100"...

урок математики в 3 классе по учебнику Петерсон Л.Г.

Урок математики в 3 классе по учебнику Петерсон Л.Г....

Урок математики во 2 «Г» классе по учебнику Л.Г. Петерсон

Урок-путешествие «В поисках Золотого ключика»...

Защита проекта урока математики «Решение составных уравнений» в 3 классе

Защита проекта урока математики «Решение составных уравнений» в 3 классе  (УМК "Перспектива, Л.Г.Петерсон") на Всероссийском конкурсе педагогического мастерства "Мой лучший урок"...

Урок математики в 3 классе по учебнику Петерсон Л Г УМК " Школа 2100"

Урок математики в 3 классе по учебнику  Петерсон Л Г УМК " Школа2100  по теме " Умножение на двузначное число"...

Урок математики в 4-ом классе по учебнику Л.Г.Петерсон Тема: Площадь прямоугольного треугольника (урок № 32, открытие новых знаний).

познакомить с понятиями «катет», «гипотенуза»;вывести формулу площади прямоугольного треугольника;уметь находить площадь прямоугольного треугольника;закрепить вычислитель...