Технологическая карта урока математики «Как найти неизвестное слагаемое»
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Технологическая карта урока математики, 2 класс  Перспективная начальная школа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_matematiki_2_klass_pnsh.docx210.87 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока математики во 2 «а» классе (ПНШ)

Учитель: Малышева Наталия Витальевна

2016 г.

Тема урока: «Как найти неизвестное слагаемое»

Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: создать необходимые условия для вывода обучающимися правила нахождения неизвестного слагаемого.

Задачи урока:

  • формировать понятия «уравнение», «корень уравнения»;
  • составлять алгоритм решения уравнения;
  • закреплять умение составлять уравнения, находить корень уравнения и выполнять проверку правильности вычисления;
  • совершенствовать вычислительные навыки, математическую речь, развивать логическое мышление;
  • формировать навыки самоконтроля, умение работать в паре;
  • формировать умение работать по плану, алгоритму.

Планируемые результаты

Предметные: 

  • знать и применять правило нахождения неизвестного слагаемого при решении простых уравнений; 
  • уметь записывать и решать простые уравнения на нахождение неизвестного слагаемого.
  • правильно употреблять в речи математические термины.

Метапредметные: 

  • познавательные: поиск и выделение необходимой информации;  осознанное и произвольное построение речевого высказывания; установление причинно-следственных связей.
  • регулятивные: выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению,  сличение способа действия и его результата с заданным эталоном.
  • коммуникативные: эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества, умение слушать собеседника, учёт разных мнений и умение обосновать собственное, уважение иной точки зрения.
  • личностные: формирование адекватной позитивной осознанной самооценки,  развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

Методы:

  • частично-поисковый;
  • словесный;
  • наглядный;
  • практический.

Формы организации: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в  парах.

Оборудование:  учебник «Математика» ч.2, 2 класс (автор А.Л. Чекина),  тетрадь для самостоятельных работ «Математика в вопросах и заданиях» (автор О.А. Захарова, Е.П. Юдина), рабочая тетрадь, презентация к уроку, проекционная система, компьютер.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Организационный момент

- Оцените свою готовность к уроку.

- Сегодня у нас открытый урок. К нам на урок пришли гости, повернитесь к ним, поприветствуем их. Тихо садитесь.

Ни к чему стоять на месте,

От безделья скучать,

Мы попробуем все вместе

Что-то новое узнать.

Всех внимательных, пытливых

Важные открытья ждут.

По дороге школьных знаний

Всех к успеху приведём!

Оценивают  по критериям:

- необходимые вещи;

- порядок на рабочем месте;

- эмоциональный настрой на урок.

Актуализация опорных знаний

- Начинаем урок с математической разминки.

а) Индивидуальная работа обучающихся.

- Ученики …  будут работать на карточках. После выполнения задания включитесь в работу всего класса.

б) Устный счёт

  • Я задумала число. Если к нему прибавить 3, то получится 84. Какое число было задумано? (81, 87, 80)
  • В каком числе 4 десятка и 7 единиц? (74, 17, 47)
  • Какое число меньше, чем 70, на 1? (69, 71, 59)
  • Найди сумму чисел 8 и 50. (42, 58, 85)
  • Найди разность чисел 94 и 4. (98, 90,54)
  • Найди число, в котором 5 десятков, а единиц на 2 меньше, чем десятков.(52, 35, 53)
  • Какое число увеличили на 7, если получили 30? (23, 29, 27)
  • Какое число уменьшили на 9, если получили 21? (30, 12, 11)
  • Одна тыква легче другой на 2 кг и весит 8 кг. Сколько весят обе тыквы? (18 кг, 14 кг, 16 кг)
  • Велосипедист проехал на двухколёсном велосипеде 14 км. Сколько километров проехало каждое колесо? (7 км, 28 км, 14 км)

в) Вставь пропущенные числа в «окошечки», чтобы равенства были верными.

40 + … = 56          … + 15 = 55

70 + … = 89         … +  17 = 47

- Разгадайте  ребус.

http://vse-dla-detej.portal-mega.ru/10-063.gif

- Какое слово зашифровано? Как вы рассуждали?

- Что такое уравнение?

- Найди среди математических записей уравнения. Как узнали?  Докажите.

12- 4     128 + 2 = 130

25  3     х + 10 = 30

х – 96    4 + х

х + 318 = 921

- Что такое корень уравнения?

- Какое число является корнем уравнения х + 10 = 30? Как узнали?

- Подберите корень к следующему уравнению: х + 318 = 921. Можно ли воспользоваться этим способом, чтобы найти корень этого уравнения?

- Как называются числа при сложении? Какой компонент неизвестен в этом уравнении?

- Как вы думаете, открытию, какой закономерности будет посвящён урок?

- Откройте учебник, отметьте закладкой страницу учебника  и прочитайте тему урока. Определите цель урока.

Карточка № 1

Вычисли значение выражения, используя способы сложения и вычитания столбиком.

674 + (738 – 574)

Карточка № 2 Т. с 28 № 2)

Используя схему, запиши решение задачи по действиям или выражением.

В лаборатории – 6 микроскопов. Для новой лаборатории необходимо в 5 раз больше. Сколько ещё микроскопов нужно приобрести?

Чтение равенств с названием компонентов действия сложения.

- Уравнение.

- Равенство, содержащее неизвестное, называется уравнением.

- Корень уравнения – это число, при подстановке которого в уравнение вместо х получается верное числовое равенство.

- Способом подбора.

Пауза.

-Можно, но неудобный способ, займёт много времени.

- Первое слагаемое - неизвестно, второе слагаемое - 318, значение суммы -921.  

- Как найти неизвестное слагаемое.

- Сформулировать правило нахождения неизвестного слагаемого.

Изучение нового материала

В открытой пачке лежало 17 тетрадей, а число тетрадей в закрытой пачке неизвестно, то есть – х. Всего в двух пачках 42 тетради. Сколько тетрадей в двух пачках?

 (Пересказываем текст задачи, демонстрируя лежащие на столе пачки тетрадей).

– Что известно? Что требуется узнать?

– Сделайте краткую запись к этой задаче, обозначив неизвестное число через х.

Запись:

Пачка № 1 – 17 т.

Пачка № 2 – х т.

Всего – 42 т.

- Составьте круговую схему по этой задаче, записав
вместо вопросительного знака букву
х.

- По круговой схеме составьте и запишите соответствующее уравнение:  первое слагаемое 17, второе – неизвестное число, а значение суммы 42.

-Закрась известное слагаемое жёлтым цветом, а неизвестное – красным.

-Знак, какого действия стоит в уравнении 17 + х = 42 между известным числом и неизвестным х? Подчеркни его.

- Квадратики, какого цвета соединяет стрелка со знаком «+» на круговой схеме?

- В какие квадратики должны быть вписаны слагаемые суммы 17+х?

- В какой квадратик должно быть вписано известное значение суммы 42?

-На круговой схеме обведите цветным карандашом стрелку, соединяющую квадратики с известными числами.

 – По составленной круговой схеме найди неизвестное число. Для этого определи, каким знаком соединяет стрелка квадратики с известными числами? Запишите действие, на которое указывает эта стрелка. В результате его выполнения и будет найдено искомое неизвестное.

Записывают это так:         17 + х = 42

                                        х = 42 – 17

                                        х = 25

25 – корень уравнения 17 + х = 42

– Как найти неизвестное слагаемое по значению суммы и известному слагаемому в уравнении 17 + х = 42?

- Где мы можем найти подтверждение нашим предположениям? Найдите и прочитайте правило. Повторите его про себя. Перескажите его друг другу.

-Расскажите правило.

Выделяют ключевые слова, делают краткую запись задачи на доске и в тетради.

- Вызываем к доске ученика, который заполняет круговую схему.

-Под диктовку детей пишем на доске уравнение:

17 + х = 42

Дети переписывают уравнение в тетрадь.

- Жёлтого и красного.

- Синего.

- Знак « – » (минус).

- В уравнении 17 + х = 42 одно из слагаемых было неизвестно. Мы нашли его, вычитая из известного значения суммы известное слагаемое.

Читают правило на стр.79.

-Если из известного значения суммы вычесть известное слагаемое, то получится неизвестное слагаемое.

Физкультминутка

В уравненьях всё в порядке,

Ну а нам нужна зарядка.

Мы немножко отдохнём,

Физкультминутку проведём.

Мы семь раз в ладоши хлопнем,

Восемь раз ногами топнем.

Прибавляем три к семи

Столько мы присесть должны.

Первичное закрепление знаний

- Какое правило сформулировали?

Работа по учебнику. У.2, стр.79 № 5

-Прочитайте задание вслух: «По данной схеме найдите неизвестное слагаемое». Рассмотрите круговую схему в учебнике. Назовите слагаемые (х и 25) и значение суммы (60). Для нахождения неизвестного слагаемого составьте уравнение.

-Найди неизвестное слагаемое х + 25 = 60 (в черновиках), используя новое правило. Устно проверяем ответ.

- Запишите решение уравнения по образцу.

Х + 25 = 60

х = 60 – 25

х = 35

-А как убедиться в том, что мы не ошиблись при вычислении и число 35 – действительно корень уравнения х + 25 = 60?

Записываем на доске:

х + 25 = 60

х = 60 – 25

х = 35

35 +25 =60

        60=60

Ответ: 35 – корень уравнения х + 25 = 60.

-На столах  лежат рабочие листы. Обсудите в парах и составьте план (алгоритм) решения уравнений. Обозначьте цифрами 1, 2, 3… правильную последовательность частей плана.

Каждая пара сигналом показывает о завершении работы. Выполняется проверка алгоритма решения уравнений.

- Вернёмся к уравнению, которое мы записали в начале урока х + 318 = 921.Самостоятельно найдите неизвестное слагаемое этого уравнения.

-На какие знания будем опираться?

- Выполните проверку правильности нахождения корня уравнения.

- Какое число можно назвать корнем уравнения?

х + 25 = 60

-Неизвестное слагаемое равно 35.

Дети записывают в тетради решение уравнения.

- Надо вместо х подставить в уравнение число 35 и убедиться в том, что будет получено верное числовое равенство.

- Дети оформляют запись в тетради.

Алгоритм решения уравнений

1.Прочитай уравнение.

2.Определи, что неизвестно.

3.Примени правило.

4. Выполни вычисления.

5.Сделай проверку.

6. Выполни самопроверку.

-Правило нахождения неизвестного слагаемого, вычитание столбиком с переходом через разряд, проверка корня уравнения.

Просим одного из учеников на доске провести проверку правильности нахождения корня.

-Число является корнем уравнения, если при подстановке его вместо х в уравнение получаем верное равенство.

х + 318 = 921          -921       +603

х = 921- 318             318          318

х = 603                     603          921

603 + 318 = 921

          921 = 921

Самостоятельная работа

Вновь к Вам Мистер Х с заданьем,

 Отнесёмся со вниманьем:

«Я привёл друзей с собою

 Два знакомых Вам числа

 Вместе нас троих возьмите

Уравненье запишите».

Самостоятельная работа. Вариант 1 – Т.с.36 № 2 1); вариант 2 – Т.с.36 №2 2)

По данной схеме составь и запиши уравнение с неизвестным слагаемым. Реши уравнение. 

- Кому нужна помощь?

- Какое правило помогло решить уравнение?

- Оцените работу в парах.

- Правило нахождения неизвестного слагаемого.

Выполняется взаимопроверка по эталону.

х + 18 = 93       34 + х =60

х = 93- 18       х = 60 -34

х = 75             х = 26

75 + 18 =93   34 + 26 =60

         93= 93          60 = 60

Рефлексивно - оценочный этап

- Подведём итог урока.

- Какую цель  мы ставили с вами на уроке? 

- Достигли ли мы этой цели?

- Где мы можем применить это правило?

- Какие были трудности? Над чем ещё надо поработать?

- Что повторили из того, что уже знали?

- Оцените свою работу на уроке.

Я доволен своей работой –

Я старался, но не всё получилось -

Я недоволен своей работой -

- Ребята, спасибо Вам за урок, за старание и стремление к знаниям, которые  помогли нам сегодня вновь совершить новое открытие в математике. И пусть у кого то сегодня что-то не совсем получалось – помните: «Не стыдно не знать, а стыдно не учиться».  

- Сформулировать правило нахождение неизвестного слагаемого.

- Для решения уравнений.

- Составлять уравнения по круговой схеме, находить корень уравнения и выполнять проверку правильности вычисления.

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики по теме "Группировка слагаемых. Скобки", 1 класс, УМК "Перспективная начальная школа"

Технологическая карта содержит цель и задачи урока математики в 1 классе по теме "Группировка слагаемых. Скобки", отвечающие требованиям современного урока в свете ФГОС. В карте определена структура у...

Презентация к уроку математики «Как найти неизвестное слагаемое»

Презентация к уроку математики 2 класс, Перспективная начальная школа «Как найти неизвестное слагаемое»...

технологическая карта урока математики в 1 классе "Слагаемые.Сумма"

Технологическая карта урока математики "Слагаемые.Сумма." 1 класс....

Технологическая карта урока математики "Уравнение с неизвестным целым" (УМК "Перспективная начальная школа", 1 класс)

Цель урока: формирование у учащихся навыка решения уравнений с неизвестным уменьшаемым, применяя правило нахождения неизвестного целого по известным частям.Задачи урокаДидактические:Формировать у учащ...

Технологическая карта урока математики в 1 классе "Слагаемое. Сумма."

Цель: познакомить учащихся с компонентами сложения, способствовать  развитию вычислительных навыков.Задачи урока:- познакомить обучающихся с понятиями «слагаемое», «сумма»...

Технологическая карта урока математики по теме "Перестановка слагаемых" - 1 класс

Тип урока: урок рефлексии.Цель урока: Закрепление навыка перестановки слагаемых при решении выражений.Задачи урокаДидактические:Знать правило о том, что от перестановки слагаемых сумма не меняется;Уме...