Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
Планируемые результаты (П, М, Л)
|
Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне | Словесный: беседа, психологический настрой Фронтальный | 1. Проверяет готовность к уроку. 2. Создание эмоционального настроя. -Здравствуйте, ребята! Я очень рада всех вас видеть, меня зовут, Анна Михайловна и сегодня я проведу у вас урок математики. -А начать сегодняшний урок я хочу с высказывания знаменитого русского военачальника А.В. Суворова: «Математика- гимнастика ума» 3. Побуждает к высказыванию своего мнения. -Ребята, как вы понимаете его высказывание? -Правильно, математика многое даёт для умственного развития человека- заставляет думать, помогает развивать память, правильно и последовательно рассуждать. -Ребята, пожелайте, пожалуйста, друг другу успехов. -Я тоже хочу вам пожелать успешно поработать сегодня на уроке. | 1. Приветствуют учителя.
2. Слушают учителя.
3. Отвечают на вопросы. -Решая математические примеры или задачи, мы тренируем свой мозг.
Желают друг другу успехов и настраиваются на работу.
5. Настраиваются на работу. | Р: личностное включение в учебную деятельность
К: выражение своих мыслей
Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося | Презентация
Слайд
Высказывание А.В. Суворова
Слайд
|
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Словесный: беседа Практический: решение математического диктанта, уравнения Создание проблемной ситуации Самостоятельная, фронтальная | 1. Погружает в тему урока. -Ребята, каждый урок- открытие, сегодня мы будем открывать для себя что-то новое. А для того, чтобы узнать, чем мы сегодня с вами будем заниматься, я предлагаю вам провести математический диктант. 2. Организует математический диктант. -У каждого на парте лежат листочки, на которых изображена таблица. Я буду вам диктовать задания, а вы должны будете их решить и записать ответы в первый столбик по порядку. 1. Первое слагаемое 2, второе такое же. Найдите сумму. 2. Уменьшаемое 7, вычитаемое 2. Найдите разность. 3. Из целого вычли 1 и получили 5. Чему было равно целое. 4. Найдите сумму чисел 3 и 6. 5. Найдите разность чисел 15 и 7. 6. Напишите предыдущее число 8. 7. Напишите, какое число стоит между 7 и 9. 8. На коньках катались дети, Всех их вместе было десять. Девять мальчиков из них. А девчонок? Сколько их? 9. Пять синиц на ветку сели, К ним две галки прилетели. Сосчитайте быстро, детки, Сколько птиц сидит на ветке?
| 1. Слушают учителя.
2. Знакомятся с правилами проведения математического диктанта.
3. Выполняют задания.
|
П: Выделение известной информации и структурирование знаний
П: построение логической цепи рассуждений
|
Слайд
Слайд
Раздаточный материал |
|
|
| 3. Проводит параллель с раннее изученным материалом. -Ребята, сейчас на экране представлены цифры, которым соответствует своя буква. Расставьте, пожалуйста, буквы напротив каждой её цифры. -Ребята, какое слово у вас получилось? -Правильно, ребята. Давайте вспомним, что такое уравнение? -Верно, сегодня мы с вами будем продолжать изучать и решать уравнения. -Скажите, пожалуйста, сколько видов уравнений вы уже научились решать?
4. Выдвигает проблему. -Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Сейчас я попрошу выйти к доске одного человека и поделить данные выражения на группы. -Какие группы у вас получись?
-Хорошо, а можем ли мы поделить уравнения на группы? -Сейчас другой человек выйдет к доске и поделит нам уравнения на группы. -Какие группы у вас получились?
-Все ли уравнения вы смогли поделить на группы?
-Как вы думаете, почему?
|
4. Проверяют работу. 5. Отвечают на вопросы. -Уравнение. -Равенство, в котором есть неизвестное число.
-Два: с неизвестным слагаемым и с неизвестным вычитаемым. 6.Делят на группы выражения. -Примеры на сложение и вычитание, уравнения.
-Да.
7. Делят уравнения на группы. - Уравнение с неизвестным вычитаемым и уравнение с неизвестным слагаемым. -Нет, мы не смогли одно уравнение поместить в группу. -Потому что мы не знакомы с таким видом уравнения. |
К: выражение своих мыслей
Л: проявление активности в общей работе
|
Слайд
Слайд |
|
|
| -Ребята, давайте посмотрим на х, чем он будет являться целым или частью? Почему? -А чем будут являться 4 и 7? - Посмотрите на уравнение, которое мы с вами не смогли отнести к группам. Чем оно отличается от уравнений, которые вы решали раньше? 5. Подводит учащихся к выводу. -Ребята, как вы думаете, значит, с каким ещё видом уравнения мы сегодня с вами познакомимся?
| -Целым, потому что из него вычитают 4. -Они будут являться частью.
-Нам не известно целое.
-Уравнение с неизвестным целым. |
|
Слайд
Слайд |
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Словесный: беседа Исследовательский: создание «Лист достижений», план урока Фронтальая | 1.Организует поисковую работу учащихся (постановка темы, цели и плана работы) -Сформулируйте тему урока. -Хорошо, а какую цель мы с вами можем поставить? 2. Вовлекает учащихся в определении последовательности действий на уроке. -Чтобы решить наше затруднение нам необходимо спланировать план, по которому мы с вами будем строить наш урок. В этом нам с вами могут помочь три П. 1. Повторить всё, что мы уже знаем. 2. Посмотреть в учебнике или обратиться к учителю. 3. Построить алгоритм. 3. Организует оценивание деятельности обучающихся по самооцениванию. -А перед тем, как перейти к изучению темы, мы с вами создадим собственный «Лист достижений», в котором мы сможем увидеть и проанализировать свою работу. У вас на партах лежат листочки, на которых изображена таблица. После каждого, сделанного упражнения вам необходимо будет нарисовать ту эмоцию, которая соответствует успешности выполненного задания. Давайте договоримся с критериями: Радостная эмоция- справился с заданием; Нейтральная -на половину справился с заданием; Грустная- не справился с заданием. В конце урока мы с вами подсчитаем полученный результат и определим, кто же отлично поработал на уроке.
| 1.Формулируют тему и цели урока. -Уравнения с неизвестным целым. -Научиться решать уравнения с неизвестным целым.
2. Составляют план урока.
2. Знакомятся с «Листом достижений»
|
К: выражение своих мыслей
Л: проявление активности в общей работе
|
Слайд
Слайд
«Лист достижений»
Слайд
|
"Открытие" детьми нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Словесный: беседа Практический: решение уравнений, частично-поисковый, составление алгоритма Фронтальная | 1. Обсуждает способы решения проблемы. -Ребята, скажите, пожалуйста, в чём наше затруднение? 2. Организует составления уравнений. -Ребята, что вы видите на экране? -Сейчас я попрошу вас составить у себя в тетради самостоятельно всевозможные уравнения.
3. Подводит к выводу. -Ребята, как найти неизвестную часть?
-Ребята, а как мы сможем найти неизвестное целое? -Ребята, как мы выделаем целое число? -А части? -Верно, ребята. Давайте попробуем решить данное уравнение. Чему будет являться корень уравнения? -Ребята, давайте выполним проверку.
-Ребята, значит, мы правильно с вами решили уравнение? | 1. Отвечают на вопросы. -Мы не умеем решать уравнения с неизвестным уменьшаемым. 4. Составляют уравнения. -Отрезок.
-Чтобы найти неизвестную часть, можно из целого числа вычесть известную часть. -Чтобы найти целое, можно к одной части прибавить другую часть. -В кружок. -Подчёркиваем. 2. Решают уравнение. -(х=11)
3. Проверяют уравнение. - 11-4=7
-Да.
|
П: проводить анализ, синтез, сравнение; извлечение необходимой информации
К:инициативность в общем поиске нового знания;
Р:саморегуляция собственной практической работы, контроль её результатов;
|
Слайд
Слайд
.
|
|
|
| - Итак, мы с вами решили уравнение с неизвестным целым. Мы удачно преодолели с вами затруднение. -Ребята, но нам с вами осталось выполнить последний пункт плана, как он звучит? -Посмотрите на доску, на неё представлены шаги алгоритма, но они все перепутаны. Давайте их прочитаем. -Кто может составить правильную последовательность шагов алгоритма? Алгоритм: 1. Внимательно читаю уравнение. 2. Нахожу в уравнении части и целое. 3.Определяю, чем является неизвестное Х – частью или целым. 4. Применяю нужное правило – нахожу часть или целое. 5. Решаю уравнение и нахожу Х. 6. Делаю проверку. 5. Проводит динамическую паузу. -Ребята, а сейчас я предлагаю вам немного размяться, встаньте все со своих месте.
|
4. Составляют уравнения.
-Построить алгоритм.
6. Составляют алгоритм.
|
П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания
П:структурирование знания;
К:инициативность в общем поиске нового знания;
|
Слайд
Алгоритм работы
Слайд |
|
|
| Я буду говорить вам движения, а вы будете их выполнять, также вы будете при этом считать, но вслух вы будете произносить только через 2. Коснуться руками ног и сказать: « 1», коснуться правой рукой левого плеча (молчим – 2), коснуться левой рукой правого плеча «3», хлопнуть в ладоши ( молчим – 4), коснуться руками ног и сказать: « 1» и т.д. | 7. Выполняют движения.
|
|
|
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Словесный: беседа Практический: решение уравнений Парная, фронтальная | 1. Объясняет задание. -Ребята, сейчас я предлагаю поработать в парах, откройте, пожалуйста, рабочую тетрадь на странице 19, посмотрите на упражнение номер 3. -Прочитайте, что вам нужно сделать? -При выполнении этого задания пользуйтесь алгоритмом. На работу вам даётся 3 минуты. Можете приступать к выполнению задания. 2. Осуществляет контроль. -Ребята, время вышло, давайте проверим, какие ответы у вас получились. 2. Обеспечивает мотивацию. -Оцените свою работу в «Листе достижений». | 1. Слушают задание.
2. Отвечают на вопросы. -Заполнить таблицы сложения.
3.Решают уравнения.
4. Проверяют работы.
5. Оценивают свою работу в «Листе достижений»
| К: умение работать в парах
Р: принятие учебной задачи к исполнению;
Р: контроль; исправление ошибок; фиксация затруднений
| Рабочая тетрадь стр. 19, упр. 3.
Слайд
«Лист достижений»
Слайд
|
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)
| Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха |
Словесный: беседа Практический: выполняют задание Самостоятельная, фронтальная
| 1. Объясняет задание. -Ребята, сейчас я предлагаю вам поработать самостоятельно. Откройте свои рабочие тетради на странице 19, упражнение номер 2. -Прочитайте, что вам нужно сделать? -На задание вам даётся 3 минуты, можете приступать к выполнению задания.
2. Организует оценивание деятельности обучающихся по самооцениванию. -Ребята, обменяйтесь, пожалуйста, своими рабочими тетрадями и проверьте, как ваш сосед выполнил задание, на экране представлен эталон. 3. Обеспечивает мотивацию. -Оцените, пожалуйста, в «Листе достижений», как вы справились с эти заданием. 4. Осуществляет контроль. -Поднимите руку, у кого есть ошибки? В чем они? -Вы молодцы, что нашли у себя ошибки и определили их причину. Какой вывод вы можете сделать? -У кого нет ошибок, сделайте вывод.
| 1. Слушают задание.
-Решить уравнения и сделать проверку.
2. Заполняют таблицы сложения.
3. Оценивают свою работу в «Листе достижений»
-Нужно еще потренироваться в решении уравнений с неизвестным уменьшаемым. -Мы умеем решать уравнения с неизвестным уменьшаемым. | Л: проявление понимания цели задания и выбор способов выполнения;
Р: саморегуляция и планирование времени, соблюдение общего темпа
Р: контроль; исправление ошибок; фиксация затруднений
|
Рабочая тетрадь стр. 19, упр. 2.
Слайд
«Лист достижений»
Слайд
|
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Словесный: беседа Практический: решение задачи Фронтальная, самостоятельная | 1. Проводит работу с изученным материалом. -Ребята, а сейчас я предлагаю вам решить задачу, откройте свои учебники на странице 30, упражнение 4. -Прочитайте, пожалуйста, задачу. 2. Организует работу над задачей. -Ребята, что нам известно? -Что нам нужно найти? -Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску, что вы видите? -Но что не хватает нашей схеме? -Правильно, сейчас я вызову к доске одного человека, чтобы он оформил схему по задаче, а остальные работают у себя в тетради. 3. Фиксирует затруднение. -Ребята, сейчас я хочу узнать, кто из вас может и знает, как решить данную задачу. Для этого, закройте все глаза, а теперь откройте и посмотрите на меня те, кто не знают, как решить данную задачу. 2. Направляет на решение задачи, в случае затруднения. -Ребята, можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? -Что мы должны с вами сначала узнать? -Что нам известно про папу? -А что, значит, больше на 2? -Хорошо, каким действием мы узнаем?
| 1. Слушают новое задание.
2. Читают задачу.
-Что Игорь побелил 3 яблони, а папа на 2 яблони больше. -Сколько яблонь побелили в саду Игорь и папа вместе. -Схему.
-Условных обозначений.
3. Составляют схему к задаче.
4. Решают задачу.
-Нет.
-Сколько побелил папа яблонь. -Что он побелил на 2 яблони больше, чем Игорь. -Столько же, да ещё 2. -Сложением. (3+2=5)
|
П: обобщение и структурирование знаний в речи
Р: саморегуляция и планирование времени, соблюдение общего темпа
К:инициативность в общем поиске нового знания;
|
Учебник стр. 30, упр. 4.
Слайд
Слайд
|
|
|
| -А теперь мы можем ответить на вопрос задачи? -Каким действием? 4. Организует оценивание деятельности обучающихся по самооцениванию. -Оцените свою работу в «Листе достижений» | -Да. -Сложением. (3+5=8)
5. Оценивают работу в «Листе достижений» | Р: контроль; исправление ошибок; фиксация затруднений
| «Лист достижений»
|
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Словесный: беседа, анализ работы Наглядный: презентация, «Лист достижения» Фронтальная | 1. Подведение итогов.
-Ребята, вспомните, какую тему мы сегодня с вами проходили? -Какую цель мы сегодня с вами ставили?
-Достигли ли мы цели, которую ставили в начале урока? -А сейчас пришло время подсчитать ваши смайлики, встаньте те, у кого получилось больше радостных смайликов? -Значит, вы отлично поработали и хорошо усвоили новый материал. -Встаньте те, у кого получилось больше нейтральных смайликов. -Вы также хорошо поработали на уроке, но нужно немного постараться, чтобы на следующем уроке получить больше радостных смайликов. -Встаньте те, у кого получилось больше грустных смайликов. -Вам нужно на следующих уроках быть внимательнее и стараться больше запомнить и усвоить. -Вы все сегодня очень хорошо поработали, спасибо большое всем за вашу активность и трудолюбие. | 1. Отвечают на вопросы. 2.Вспоминают тему урока. 3.Определяют, достигнут ли план урока. -Уравнения с неизвестным уменьшаемым. -Научиться решать уравнения с неизвестным уменьшаемым.
Да.
4. Анализируют свою деятельность.
5. Прощаются с учителем. | Р: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознании качества и уровня усвоения
К: умение полно и точно выражать своё мнение
|
Слайд
Слайд
«Лист достижений»
Слайд |