Календарно-тематическое планирование Математика 1 класс по программе УМК Перспектива
календарно-тематическое планирование по математике (1 класс) на тему
Календарно-тематическое планирование Математика 1 класс по программе УМК Перспектива
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika.doc | 225.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 547
Красносельского района Санкт – Петербурга
УТВЕРЖДЕНО Приказ №________ От______________ Директор школы ________________ /Малая А. Г./ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора По УР _____________ /Клочкова Н. В./ | РАССМОТРЕНО Протокол заседания МО № ____ от __________ Председатель МО ____________________ / / |
Рабочая программа
ПО ПРЕДМЕТУ «Математика» для 1 B класса
Срок реализации программы: 2017 – 2018 учебный год
Программу составила: Панкова Виктория Юрьевна,
учитель начальных классов
Санкт – Петербург
2017 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Количество часов: всего – 132 часа, в неделю-4 часа.
Рабочая программа составлена на основе:
- ФЗ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»;
- ФГОС НОО (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 года «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования);
- ФБУП (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 года);
- Примерной программы по математике НОО;
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
- Авторской программы по математике для начального общего образования 1 класс курса УМК «Перспектива» под редакцией Дорофеева В.Г., Мираковой Т.Н. М.: Просвещение, 2011. Примерной программой начального общего образования по математике и в соответствии с:
- Учебным планом ГБОУ СОШ №547;
- Положением о разработке рабочих программ ГБОУ СОШ №547.
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:
- Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. Математика. Учебник с приложением на электронном носителе. 1 класс. В 2-х частях. М.: Просвещение, 2016 г.
- Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. Математика. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2-х частях. М.: Просвещение, 2016 г.
- Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. Методическое пособие к учебнику «Математика. 1 класс» М.: Просвещение, 2016 г.
Цели и задачи курса.
В результате обучения математике реализуются следующие цели:
- развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
- освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни
Основные задачи данного курса:
- обеспечение естественного введения детей в новую для них предметную область «Математика» через усвоение элементарных норм математической речи и навыков учебной деятельности в соответствии с возрастными особенностями (счёт, вычисления, решение задач, измерения, моделирование, проведение несложных индуктивных и дедуктивных рассуждений, распознавание и изображение фигур и т. д.);
- формирование мотивации и развитие интеллектуальных способностей учащихся для продолжения математического образования в основной школе и использования математических знаний на практике;
- развитие математической грамотности учащихся, в том числе умение работать с информацией в различных знаково-символических формах одновременно с формированием коммуникативных УУД;
- формирование у детей потребности и возможностей самосовершенствования.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание обучения математике в начальной школе направлено на формирование у учащихся математических представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное овладение математикой в основной школе. Учащиеся изучают четыре арифметических действия, овладевают алгоритмами устных и письменных вычислений, учатся вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи. У детей формируются пространственные и геометрические представления. Весь программный материал представляется концентрически, что позволяет постепенно углублять умения и навыки, формировать осознанные способы математической деятельности.
Характерными особенностями содержания математики являются: наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Примерная программа определяет также необходимый минимум практических работ.
Изучение начального курса математики создает прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету. Для этого важно не только вооружать учащихся предусмотренным программой кругом знаний, умений и навыков, но и обеспечивать необходимый уровень их общего и математического развития, а также формировать общеучебные умения
Уделяя значительное внимание формированию у учащихся осознанных и прочных, во многих случаях доведенных до автоматизма навыков вычислений, программа обеспечивает вместе с тем и доступное для детей обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание тех связей, которые существуют между рассматриваемыми явлениями. Этим целям отвечает не только содержание, но и система расположения материала в курсе.
Важнейшее значение придается постоянному использованию сопоставления, сравнения, противопоставления связанных между собой понятий, действий и задач, выяснению сходства и различий в рассматриваемых фактах. С этой целью материал сгруппирован так, что изучение связанных между собой понятий, действий, задач сближено во времени.
Курс является началом и органической частью школьного математического образования.
Содержание курса математики позволяет осуществлять его связь с другими предметами, изучаемыми в начальной школе (русский язык, окружающий мир, технология).
Это открывает дополнительные возможности для развития учащихся, позволяя, с одной стороны, применять в новых условиях знания, умения и навыки, приобретаемые на уроках математики, а с другой – уточнять и совершенствовать их в ходе практических работ, выполняемых на уроках по другим предметам.
Представленная в программе система обучения математике опирается на наиболее развитые в младшем школьном возрасте эмоциональный и образный компоненты мышления ребенка и предполагает формирование математических знаний и умений на основе широкой интеграции математики с другими областями знания.
Содержание обучения в программе представлено разделами «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».
Понятие «натуральное число» формируется на основе понятия «множество». Оно раскрывается в результате практической работы с предметными множествами и величинами. Сначала число представлено как результат счёта, а позже — как результат измерения. Измерение величин рассматривается как операция установления соответствия между реальными предметами и множеством чисел. Тем самым устанавливается связь между натуральными числами и величинами: результат измерения величины выражается числом.
Расширение понятия «число», новые виды чисел, концентры вводятся постепенно в ходе освоения счёта и измерения величин. Таким образом, прочные вычислительные навыки остаются наиважнейшими в предлагаемом курсе. Выбор остального учебного материала подчинён решению главной задачи — отработке техники вычислений.
Арифметические действия над целыми неотрицательными числами рассматриваются в курсе по аналогии с операциями над конечными множествами. Действия сложения и вычитания, умножения и деления изучаются совместно.
Осваивая данный курс математики, младшие школьники учатся моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения. Для этого в курсе предусмотрены вычисления на числовом отрезке, что способствует усвоению состава числа, выработке навыков счёта группами, формированию навыка производить вычисления осознанно. Работа с числовым отрезком (или числовым лучом) позволяет ребёнку уже на начальном этапе обучения решать достаточно сложные примеры, глубоко понимать взаимосвязь действий сложения и вычитания, а также готовит учащихся к открытию соответствующих способов вычислений, в том числе и с переходом через десяток, решению задач на разностное сравнение и на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.
Вычисления на числовом отрезке (числовом луче) не только способствуют развитию пространственных и логических умений, но что особенно важно, обеспечивают закрепление в сознании ребёнка конкретного образа алгоритма действий, правила.
При изучении письменных способов вычислений подробно рассматриваются соответствующие алгоритмы рассуждений и порядок оформления записей.
Основная задача линии моделей и алгоритмов в данном курсе заключается в том, чтобы наряду с умением правильно проводить вычисления сформировать у учащихся умение оценивать алгоритмы, которыми они пользуются, анализировать их, видеть наиболее рациональные способы действий и объяснять их.
Умение решать задачи — одна из главных целей обучения математике в начальной школе. В предлагаемом курсе понятие «задача» вводится не сразу, а по прошествии длительного периода подготовки.
Отсроченный порядок введения термина «задача», её основных элементов, а также повышенное внимание к процессу вычленения задачной ситуации из данного сюжета способствуют преодолению формализма в знаниях учащихся, более глубокому пониманию внешней и внутренней структуры задачи, развитию понятийного, абстрактного мышления. Ребёнок воспринимает задачу не как нечто искусственное, а как упражнение, составленное по понятным законам и правилам.
Иными словами, дети учатся выполнять действия сначала на уровне восприятия конкретных количеств, затем на уровне накопленных представлений о количестве и, наконец, на уровне объяснения применяемого алгоритма вычислений.
На основе наблюдений и опытов учащиеся знакомятся с простейшими геометрическими формами, приобретают начальные навыки изображения геометрических фигур, овладевают способами измерения длин и площадей. В ходе работы с таблицами и диаграммами у них формируются важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных.
Большинство геометрических понятий вводится без определений. Значительное внимание уделяется формированию умений распознавать и находить модели геометрических фигур на рисунке, среди предметов окружающей обстановки, правильно показывать геометрические фигуры на чертеже, обозначать фигуры буквами, читать обозначения.
В начале курса знакомые детям геометрические фигуры (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат, овал) предлагаются лишь в качестве объектов для сравнения или счёта предметов. Аналогичным образом вводятся и элементы многоугольника: углы, стороны, вершины и первые наглядно-практические упражнения на сравнение предметов по размеру. Например, ещё до ознакомления с понятием «отрезок» учащиеся, выполняя упражнения, которые построены на материале, взятом из реальной жизни, учатся сравнивать длины двух предметов на глаз с использованием приёмов наложения или приложения, а затем с помощью произвольной мерки (эталона сравнения). Эти практические навыки им пригодятся в дальнейшем при изучении различных способов сравнения длин отрезков: визуально, с помощью нити, засечек на линейке, с помощью мерки или с применением циркуля и др.
Особое внимание в курсе уделяется различным приёмам измерения величин. Например, рассматриваются два способа нахождения длины ломаной: измерение длины каждого звена с последующим суммированием и «выпрямление» ломаной.
Элементарные геометрические представления формируются в следующем порядке: сначала дети знакомятся с топологическими свойствами фигур, а затем с проективными и метрическими.
В результате освоения курса математики у учащихся формируются общие учебные умения, они осваивают способы познавательной деятельности.
При обучении математике по данной программе в значительной степени реализуются межпредметные связи — с курсами русского языка, литературного чтения, технологии, окружающего мира и изобразительного искусства.
Например, понятия, усвоенные на уроках окружающего мира, учащиеся используют при изучении мер времени (времена года, части суток, год, месяцы и др.) и операций над множествами (примеры множеств: звери, птицы, домашние животные, растения, ягоды, овощи, фрукты и т. д.), при работе с текстовыми задачами и диаграммами (определение массы животного, возраста дерева, длины реки, высоты горного массива, глубины озера, скорости полёта птицы и др.). Знания и умения, приобретаемые учащимися на уроках технологии и изобразительного искусства, используются в курсе начальной математики при изготовлении моделей фигур, построении диаграмм, составлении и раскрашивании орнаментов, выполнении чертежей, схем и рисунков к текстовым задачам и др.
При изучении курса формируется установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат. Решая задачи об отдыхе во время каникул, о посещении театров и библиотек, о разнообразных увлечениях (коллекционирование марок, открыток, разведение комнатных цветов, аквариумных рыбок и др.), учащиеся получают возможность обсудить проблемы, связанные с безопасностью и здоровьем, активным отдыхом и др.
Освоение содержания данного курса побуждает младших школьников использовать не только собственный опыт, но и воображение: от фактического опыта и эксперимента — к активному самостоятельному мысленному эксперименту с образом, являющемуся важным элементом творческого подхода к решению математических проблем.
Кроме того, у учащихся формируется устойчивое внимание, умение сосредотачиваться.
Данный курс изучается углубленно за счёт использования возможностей внеурочной деятельности во второй половине дня (1 час, 1 раз в неделю – всего 33 часа).
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение курса математики в каждом классе начальной школы отводится 4 ч в неделю, всего 540 ч, из них в 1 классе 132 ч (33 учебные недели: I четверть — 36 ч, II четверть — 28 ч, III четверть — 40 ч, IV четверть — 28 ч), во 2—4 классах по 136 ч (по 34 учебные недели: I четверть — 36 ч, II четверть — 28 ч, III четверть — 40 ч, IV четверть — 32 ч).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа направлена на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У учащегося будут сформированы:
— положительное отношение к учёбе в школе, к предмету «Математика»; представление о причинах успеха в учёбе; общее представление о моральных нормах поведения; осознание сути новой социальной роли – ученика: проявлять положительное отношение к учебному предмету «Математика», отвечать на вопросы учителя (учебника), активно участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности, принимать нормы и правила школьной жизни, ответственно относиться к урокам математики (ежедневно быть готовым к уроку), бережно относиться к учебнику и рабочей тетради; элементарные навыки сотрудничества: освоение позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома; соблюдение элементарных правил работы в группе, проявление доброжелательного отношения к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников; элементарные навыки самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и понимание того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от самого ученика.
Учащийся получит возможность для формирования:
— положительного отношения к школе; первоначального представления о знании и незнании; понимания значения математики в жизни человека; первоначальной ориентации на оценку результатов собственной учебной деятельности; первичных умений оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; понимания необходимости осознанного выполнения правил и норм школьной жизни бережного отношения к демонстрационным приборам, учебным моделям и пр.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Учащийся научится:
— принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; адекватно воспринимать предложения учителя; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности; оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя; составлять план действий для решения несложных учебных задач; выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме; осознавать результат учебных действий; описывать результаты действий, используя математическую терминологию.
Учащийся получит возможность научиться:
— принимать разнообразные учебно-познавательные задачи и инструкции учителя; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи; выполнять учебные действия в устной и письменной речи; осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя;
— адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами; выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме; фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой (с помощью смайликов. разноцветных фишек), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата; анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал, формулировать их вербально;
Познавательные
Учащийся научится:
— ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником; использовать рисуночные и простые символические варианты математической записи; читать простое схематическое изображение; понимать информацию, представленную в знаково-символической форме в простейших случаях, под руководством учителя кодировать информацию (с использованием 2–5 знаков или символов, 1–2 операций); на основе кодирования строить простейшие модели математических понятий; проводить сравнение (по одному из оснований, наглядное и по представлению); выделять в явлениях несколько признаков, а также различать существенные и несущественные признаки (для изученных математических понятий); под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов (проводить разбиение объектов на группы по выделенному основанию); под руководством учителя проводить аналогию; понимать отношения между понятиями (родовидовые, причинно-следственные); понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.); строить элементарное рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока или по рассматриваемому вопросу; осознавать смысл межпредметных понятий: число, величина, геометрическая фигура.
Учащийся получит возможность научиться:
— составлять небольшие математические сообщения в устной форме (2–3 предложения); строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых математических отношениях; выделять существенные признаки объектов; под руководством учителя давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа; понимать содержание эмпирических обобщений; с помощью учителя выполнять эмпирические обобщения на основе сравнения изучаемых математических объектов и формулировать выводы; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
КОММУНИКАТИВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащийся научится:
— принимать участие в работе парами (группами); понимать задаваемые вопросы; воспринимать различные точки зрения; понимать необходимость вежливого общения с другими людьми; контролировать свои действия в классе; слушать партнёра; не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие; употреблять вежливые слова в случае своей неправоты: «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.
Учащийся получит возможность научиться:
— использовать простые речевые средства для передачи своего мнения; наблюдать за действиями других участников учебной деятельности; формулировать свою точку зрения; включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность, в стремлении высказываться, задавать вопросы; интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться; совместно со сверстниками определять задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, проекта;
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Числа и величины
Учащийся научится:
— различать понятия «число» и «цифра»; читать и записывать числа в пределах 20 с помощью цифр; понимать отношения между числами («больше», «меньше», «равно»); сравнивать изученные числа с помощью знаков «больше» («>»), «меньше» («<»), «равно» («=»); упорядочивать натуральные числа и число нуль в соответствии с указанным порядком; понимать десятичный состав чисел от 11 до 20; понимать и использовать термины: предыдущее и последующее число; различать единицы величин: сантиметр, дециметр, килограмм, литр, практически измерять длину.
Учащийся получит возможность научиться:
– практически измерять величины: массу, вместимость.
Арифметические действия
Учащийся научится:
— понимать и использовать знаки, связанные со сложением и вычитанием;
— складывать и вычитать числа в пределах 20 без перехода через десяток;
— складывать два однозначных числа, сумма которых больше, чем 10, выполнять соответствующие случаи вычитания; применять таблицу сложения в пределах 20; выполнять сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах 20; вычислять значение числового выражения в одно—два действия на сложение и вычитание (без скобок).
Учащийся получит возможность научиться:
— понимать и использовать терминологию сложения и вычитания; применять переместительное свойство сложения; понимать взаимосвязь сложения и вычитания; сравнивать, проверять, исправлять выполнение действий в предлагаемых заданиях; выделять неизвестный компонент сложения или вычитания и вычислять его значение; составлять выражения в одно–два действия по описанию в задании.
Работа с текстовыми задачами
Учащийся научится:
— восстанавливать сюжет по серии рисунков; составлять по рисунку или серии рисунков связный математический рассказ; изменять математический рассказ в зависимости от выбора недостающего рисунка; различать математический рассказ и задачу; выбирать действие для решения задач, в том числе содержащих отношения «больше на...», «меньше на...»; составлять задачу по рисунку, схеме; понимать структуру задачи, взаимосвязь между условием и вопросом; различать текстовые задачи на нахождение суммы, остатка, разностное сравнение, нахождение неизвестного слагаемого, увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц; решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
Учащийся получит возможность научиться:
— рассматривать один и тот же рисунок с разных точек зрения и составлять по нему разные математические рассказы; соотносить содержание задачи и схему к ней; составлять по тексту задачи схему и, обратно, по схеме составлять задачу; составлять разные задачи по предлагаемым рисункам, схемам, выполненному решению; рассматривать разные варианты решения задачи, дополнения текста до задачи, выбирать из них правильные, исправлять неверные.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Учащийся научится:
— понимать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше — ниже, слева — справа, сверху — снизу, ближе — дальше, между и др.);
— распознавать геометрические фигуры: точка, линия, прямая, кривая, замкнутая или незамкнутая линия, отрезок, треугольник, квадрат;
— изображать точки, прямые, кривые, отрезки;
— обозначать знакомые геометрические фигуры буквами русского алфавита;
— чертить отрезок заданной длины с помощью измерительной линейки.
Учащийся получит возможность научиться:
— различать геометрические формы в окружающем мире: круглая, треугольная, квадратная;
— распознавать на чертеже замкнутые и незамкнутые линии;
— изображать на клетчатой бумаге простейшие орнаменты, бордюры;
Геометрические величины
Учащийся научится:
– определять длину данного отрезка с помощью измерительной линейки;
— применять единицы длины: метр (м), дециметр (дм), сантиметр (см) – и соотношения между ними: 10 см = 1 дм, 10 дм = 1 м;
— выражать длину отрезка, используя разные единицы её измерения (например, 2 дм и 20 см, 1 м 3 дм и 13 дм).
Работа с информацией
Учащийся научится:
— получать информацию из рисунка, текста, схемы, практической ситуации и интерпретировать её в виде текста задачи, числового выражения, схемы, чертежа; дополнять группу объектов с соответствии с выявленной закономерностью; изменять объект в соответствии с закономерностью, указанной в схеме;
Учащийся получит возможность научиться:
— читать простейшие готовые схемы, таблицы; выявлять простейшие закономерности, работать с табличными данными.
ПРИНЦИПЫ ОТБОРА И ИЗЛОЖЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В 1 КЛАССЕ
Изложение материала в учебнике, его структурирование и комплектование строятся с учетом нескольких принципов, отражающих особенности гуманитарно ориентированного обучения математике. Укажем важнейшие из них.
Принцип эвристической основы содержания обучения математике
Этот принцип напрямую связан с эвристической функцией обучения математике и опирается на известное положение П. П. Блонского о том, что обучать ребенка — это значит не давать ему нашей истины, но развивать его собственную истину до нашей.
Сказанное означает, что не может быть полноценного развития истины, если ученик не включается в педагогически организованную эвристическую деятельность, моделирующую в известной мере содержание математической науки, методы ее познания.
Таким образом, говоря об эвристическом обучении, эвристической деятельности или эвристической основе знаний, будем иметь в виду обучение, деятельность или знание, в основе которых лежит самостоятельное «открытие» чего-то нового, субъективно значимого.
С точки зрения современной педагогики ребенок усваивает знания и способы деятельности не в результате многократного повторения одного и того же, а за счет самостоятельного разрешения учебной проблемной ситуации и «открытия» новых знаний. Освоение происходит только тогда, когда в дело включается рефлексия, за счет которой и выделяются сами схемы деятельности — способы решения задач или рассуждений. Иными словами, усвоение выступает как прямой продукт такого рефлексивного, а значит, и эвристического процесса. Ведь сама по себе эвристика не направлена на получение результата, она имеет целью предвосхищение (открытие и построение) нужной системы операций, плана решения, приводящего к требуемому результату. Всякого рода догадки, «инсайт»-решения возникают именно в тот момент, когда искомый результат еще не сформирован, но способ его получения схвачен.
Таким образом, принцип эвристической основы содержания обучения как бы подчеркивает приоритет процесса «открытия» знания субъектом над его результатом, собственно математическим знанием.
Принцип персонификации процесса обучения
Чтобы каждый ученик мог проявить себя как личность, а обучение математике стало поистине персонифицированным, он должен быть включен в деятельность, отвечающую его интересам и возможностям. В этом смысле большое значение приобретает идейное многообразие изучаемого материала, богатство его логико-алгоритмической и эвристической составляющих.
В частности, для данного учебника характерен отход от алгоритмической однозначности школьного курса. Имеется в виду старая система, когда для каждого случая вычислений или преобразований вводился чаще всего только один способ или прием. Однозначность, одноплановость идейной основы любой познавательной деятельности, а математической в особенности, сковывает инициативу учащихся, не дает им возможность осознать себя в учебном процессе как свободную, творчески одаренную личность. Ведь умение находить другие варианты решения воспитывается при условии богатства идейного арсенала индивидуального познавательного концепта, а он накапливается, как правило, на начальном этапе ознакомления с материалом.
Принцип уровневой дифференциации в обучении
В младшем школьном возрасте эмоциональные переживания играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому первостепенное значение имеет обеспечение возможностей уровневой дифференциации и индивидуального подхода в обучении, оптимальная дозировка сложности заданий, позволяющих создать ситуацию успеха для каждого учащегося. Учебник в целом содержит достаточный объем материала для работы с учащимися разного уровня способностей и подготовленности. Это позволяет учителю эффективно строить учебный процесс с учетом реального уровня класса, группы учащихся, конкретного ученика. Успешность обучения достигается не столько за счет облегчения заданий, сколько за счет формирования у учащихся желания и умения преодолевать трудности, стремления познавать новое.
Принцип диалогической направленности обучения математике
Этот принцип, обусловленный коммуникативной функцией обучения, отвечающей глубочайшей потребности человека в общении, обмене информацией, предполагает расширение сети диалоговых форм работы на уроках математики.
Из психологии известно, что диалог как языковая форма мыслительной деятельности человека предшествует его внутренней речи. Грубо говоря, то, что мы знаем и умеем в математике, порождено диалогом, непосредственным общением с учителем, одноклассниками, учебным текстом, наконец, даже с самим собой.
В предлагаемом учебнике для 1 класса нет прямых диалогов между какими-то сказочными или реальными персонажами, как это делается во многих современных учебных комплектах, но тексты и рисунки представлены так, что всюду чувствуется «твое» (читателя) присутствие, «обращенность к „тебе“ (читателю) как полноправному, весьма интересному и уважаемому собеседнику.
Добиться этого помогает целый арсенал средств диалогизации учебной информации, построенных на основе воссоздания возможной реакции читателя. Это и уместно поставленный вопрос, и своеобразная апелляция к памяти и знаниям учащихся, их наблюдательности, и приглашение к диалогу, и побуждение читателей к недоверию, вызванному необычностью или случайностью приведенных фактов, и др.
Принцип перспективы в развитии основных математических понятий и идей в курсе
Одна из особенностей расположения материала в курсе выражается в том, что в рамках изучения текущего материала идет процесс подготовки к изучению нового материала. Происходит как бы «выращивание» ближайшего нового в изучаемом материале. Такое «забегание» вперед обеспечивается наличием подготовительных упражнений, которые исподволь подводят учащихся к формированию того или иного понятия. Этому способствует также концентрическое расположение арифметического материала и в изучении геометрических понятий: образование фигуры (общее представление), изучение ее структуры, элементов (анализ частей), преобразование фигур (обобщение частей в целое), величин (общее представление о величине, меры величины, измерение величины).
Иными словами, принцип перспективы имеет целью более раннее обозначение в курсе тех понятий и идей, которые в дальнейшем служат перспективой развития изучаемого вопроса.
Принцип активизации познавательной деятельности
Основным новообразованием для младшего школьника является осознание себя как субъекта учебной деятельности. В этом плане особенно важно на начальной ступени обучения математике в школе не допустить рассогласования между организацией учебной практики усвоения научных понятий учащимися и накопленным ими личным опытом свободного, особенно игрового, взаимодействия с окружающим миром за пределами школы. Поэтому логика развивающего обучения математике в данном курсе изначально строится на активных игровых и занимательных формах учебной, интеллектуальной деятельности, предполагающих широкое использование различных образных средств как традиционного, так и технического характера.
Содержание курса построено так, чтобы уже с первых уроков учащиеся почувствовали, что математика — это интересный, увлекательный, но вовсе не простой предмет, что математические знания пригодятся каждому человеку и что математика находит применение в окружающей жизни.
Это обеспечивается ярким и разнообразным по содержанию учебным материалом, способным пробудить воображение и фантазию малышей. Ознакомление детей с элементарными понятиями и идеями математики происходит на основе создания композиционной, сценарной, игровой или сказочной среды.
Принцип эстетической ценности содержания обучения
Учитывая, что ведущей познавательной функцией учащихся на начальной ступени обучения математике является восприятие, существенную роль в усвоении математических понятий играет прежде всего эстетический (эмоционально-чувственный) компонент содержания учебного материала. При этом имеется в виду не столько красочность, занимательность и яркость учебного материала: картинки, игрушки, сказочные сюжеты и пр., сколько усиление внимания к накоплению разнообразных чувственных образов изучаемых объектов, формированию знаний на наглядно-интуитивном уровне. Этому в значительной степени способствуют рабочие тетради 1, в которых учащиеся выполняют разнообразную лабораторно-практическую деятельность, составляющую материальную основу формируемых умений.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Числа и величины
Счёт предметов. Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. Чётные и нечётные числа.
Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная). Дроби.
Арифметические действия
Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Связь между сложением и вычитанием, умножением и делением. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком.
Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число).
Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел. Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, оценка достоверности, прикидка результата, вычисление на калькуляторе).
Работа с текстовыми задачами
Составление задач по предметным картинкам. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (таблица, схема, диаграмма и другие модели). Задачи на раскрытие смысла арифметического действия (на нахождение суммы, остатка, произведения и частного). Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на …», «больше (меньше) в …». Зависимости между величинами, характеризующими процессы движения, работы, купли-продажи и др. Скорость, время, путь, объём работы, время, производительность труда; количество товара, его цена и стоимость и др.
Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.
Задачи на приведение к единице, на сравнение, на нахождение неизвестного по двум суммам, на нахождение неизвестного по двум разностям.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше — ниже, слева — справа, сверху — снизу, ближе — дальше, между и пр.). Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), замкнутая линия, незамкнутая линия, отрезок, ломаная, направление, луч, угол, многоугольник (вершины, стороны и диагонали многоугольника), треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг, центр и радиус окружности, круга. Использование чертёжных инструментов для выполнения построений.
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние геометрических тел (куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус) и их элементов: вершины, грани и рёбра куба, параллелепипеда, пирамиды, основания цилиндра, вершина и основание конуса.
Изображения на клетчатой бумаге (копирование рисунков, линейные орнаменты, бордюры, восстановление фигур, построение равной фигуры и др.).
Изготовление моделей куба, пирамиды, цилиндра и конуса по готовым развёрткам.
Геометрические величины
Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Периметр. Вычисление периметра многоугольника.
Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр, ар, гектар). Точное и приближённое измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника.
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации.
Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («... и/или ...», «если ..., то ...», «верно/неверно, что ...», «каждый», «все», «найдётся», «не»); определение истинности высказываний.
Множество, элемент множества. Части множества. Равные множества. Группировка предметов, чисел, геометрических фигур по указанному признаку. Выделение в множестве его части (подмножества) по указанному свойству. Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур и др. по правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации.
Моделирование отношений и действий над числами с помощью числового отрезка и числового луча.
Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы.
Чтение столбчатой диаграммы
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения учебно-познавательного процесса.Перечень учебно - методического обеспечения
Для учителя:
- Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. Методическое пособие к учебнику «Математика. 1 класс» М.: Просвещение, 2016 г.
Для ученика:
- Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. Математика. Учебник с приложением на электронном носителе. 1 класс. В 2-х частях. М.: Просвещение, 2016 г.
- Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. Математика. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2-х частях. М.: Просвещение, 2016 г.
- Бука Т. Б. Математика. Проверочные работы. 1 класс М.: Просвещение, 2016 г.
- Дорофеев Г. В., Миракова Т. Н. Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1-4 классы М.: Просвещение, 2016 г.
Цифровые образовательные ресурсы:
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Коллекция разнообразных ЦОР в различных форматах | |
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. Крупнейший каталог ЦОР в различных форматах | |
Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Каталог ЭОР для учителей-предметиков | |
Электронные образовательные ресурсы. Репозиторий планов-конспектов уроков, коллекция ЭОР | |
Всероссийский конкурс педагогического мастерства по применению ЭОР в образовательном процессе. Материалы участников конкурса могут быть полезны учителю | |
Российский образовательный портал. Коллекция ЦОР | |
ПЕДСОВЕТ.ORG. Медиатека, включающая ЦОР и методические разработки | |
Начальная школа - детям, родителям, учителям. Библиотека ресурсов для учителя начальной школы | |
Сеть творческих учителей. Библиотека методик проведения уроков и готовых учебных проектов | |
Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества.. Коллекция ЦОР |
Учебно-тематическое планирование по учебнику Г.В.Дорофеева, Т.Н.Мираковой «Математика» 1 класс программа «Перспектива»
№ | Содержание | Общее количество часов по разделу | Количество часов по теме | Дата |
1 | Сравнение и счет предметов | 12 | ||
1.1 | Какая бывает форма | 1 | ||
1.2 | Разговор о величине | 1 | ||
1.3 | Расположение предметов | 1 | ||
1.4 | Количественный счет предметов | 1 | ||
1.5 | Порядковый счет предметов | 1 | ||
1.6 | Чем похожи? Чем различаются? | 1 | ||
1.7 | Расположение предметов по разделу | 1 | ||
1.8 | Столько же. Больше, меньше | 1 | ||
1.9 | Что сначала? Что потом? | 1 | ||
1.10-11 | На сколько больше? На сколько меньше? | 2 | ||
1.12 | Урок повторения и самоконтроля | 1 | ||
2 | Множества и действия над ними | 9 | ||
2.1 | Множество. Элемент множества | 1 | ||
2.2-3 | Части множества | 2 | ||
2.4-5 | Равные множества | 2 | ||
2.6 | Точки и линии | 1 | ||
2.7-8 | Внутри. Вне. Между | 2 | ||
2.9 | Урок повторения и самоконтроля | 1 | ||
3 | Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация | 25 | ||
3.1 | Число и цифра 1 | 1 | ||
3.2 | Число и цифра 2 | 1 | ||
3.3 | Прямая и ее обозначение | 1 | ||
3.4 | Рассказы по рисункам | 1 | ||
3.5 | Знаки «+», «-», «=» | 1 | ||
3.6 | Отрезок и его обозначение | 1 | ||
3.7 | Число и цифра 3 | 1 | ||
3.8 | Треугольник | 1 | ||
3.9 | Число и цифра 4 | 1 | ||
3.10 | Четырехугольник. Прямоугольник | 1 | ||
3.11 | Сравнение чисел | 1 | ||
3.12 | Число и цифра 5 | 1 | ||
3.13 | Число и цифра 6 | 1 | ||
3.14 | Замкнутые и незамкнутые линии | 1 | ||
3.15 | Урок повторения и самоконтроля | 1 | ||
3.16 | Сложение | 1 | ||
3.17 | Вычитание | 1 | ||
3.18 | Число и цифра 7 | 1 | ||
3.19 | Длина отрезка | 1 | ||
3.20 | Число и цифра 0 | 1 | ||
3.21 | Число и цифра 8 | 1 | ||
3.22 | Число и цифра 9 | 1 | ||
3.23-24 | Число и цифра 10 | 2 | ||
3.25 | Урок повторения и самоконтроля | 1 | ||
4 | Числа от 1 до 10. Число 0. Сложение и вычитание | 58 | ||
4.1 | Числовой отрезок | 1 | ||
4.2 | Прибавить и вычесть 1 | 1 | ||
4.3 | Решение примеров • +1, • - 1 | 1 | ||
4.4 | Примеры в несколько действий | 1 | ||
4.5 | Прибавить и вычесть 2 | 1 | ||
4.6 | Решение примеров • +2, • - 2 | 1 | ||
4.7 | Задача | 1 | ||
4.8 | Прибавить и вычесть 3 | 1 | ||
4.9 | Решение примеров • +3, • - 3 | 1 | ||
4.10 | Сантиметр | 1 | ||
4.11 | Прибавить и вычесть 4 | 1 | ||
4.12 | Решение примеров • +4, • - 4 | 1 | ||
4.13 | Столько же | 1 | ||
4.14 | Столько же и ещё… Столько же, но без… | 1 | ||
4.15-17 | Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц | 3 | ||
4.18 | Урок повторения и самоконтроля | 1 | ||
4.19 | Прибавить и вычесть 5 | 1 | ||
4.20-22 | Решение примеров • +5, • - 5 | 3 | ||
4.23-24 | Задачи на разностное сравнение | 2 | ||
4.25-26 | Масса | 2 | ||
4.27-28 | Сложение и вычитание отрезков | 3 | ||
4. 29-30 | Слагаемые. Сумма | 2 | ||
4. 31 | Переместительное свойство сложения | 1 | ||
4.32-33 | Решение задач | 2 | ||
4.34 | Прибавление 6,7,8,9 | 1 | ||
4.35 | Решение примеров • +6, • + 7, • + 8, • +9 | 1 | ||
4.36-38 | Уменьшаемое, вычитаемое, разность | 3 | ||
4.39 | Урок повторения и самоконтроля | 1 | ||
4.40-41 | Задачи с несколькими вопросами | 2 | ||
4.42-43 | Задачи в два действия | 2 | ||
4.44 | Литр | 1 | ||
4.45 | Нахождение неизвестного слагаемого | 1 | ||
4.46 | Вычитание 6,7,8,9 | 1 | ||
4.47-48 | Решение примеров • - 6, • - 7, • - 8, • - 9 | 2 | ||
4.49-50 | Таблица сложения | 2 | ||
4.51-58 | Урок повторения и самоконтроля | 8 | ||
5 | Числа от 11 до 20. Нумерация | 6 | ||
5.1 | Образование чисел второго десятка | 1 | ||
5.2 | Двузначные числа от 10 до 20 | 1 | ||
5.3-4 | Сложение и вычитание | 2 | ||
5.5-6 | Дециметр | 2 | ||
6 | Числа от 11до 20. Сложение и вычитание | 22 | ||
6.1-3 | Сложение и вычитание без перехода через десяток | 3 | ||
6.4-5 | Уроки повторения и самоконтроля | 2 | ||
6.6-11 | Сложение с переходом через десяток | 6 | ||
6.12 | Таблица сложения до 20 | 1 | ||
6.13-14 | Вычитание с переходом через десяток | 2 | ||
6.15-17 | Вычитание двузначных чисел | 3 | ||
6.18-19 | Уроки повторения и самоконтроля | 2 | ||
6.20-22 | Повторение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематический план для 2 класса по программе ОС "Школа 2100"
Календарно-тематическое планирование для 2 класса составлено на основе примерной программы начального общего образования и в соответствии с авторской программой "Школа 2100" под редакцией А.Л. Леонтье...
Календарно-тематическое планирование 3 класс по программе "Гармония" (Русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, ИЗО, кубановедение).
Календарно- тематическое планирование составлено на основе программы "Гармония" для общеобразовательных учреждений. В русском языке и математике соблюдены все требования по колличеству контрольных руб...
Календарно-тематическое планирование 4 класс по программе "Гармония" (Русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, ИЗО, кубановедение).
Календарно-тематическое планирование 4 класса составлено по программе "Гармония" для общеобразовательных школ по: русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, технологии, ИЗО....
Календарно - тематическое планирование по математике для 3 класса по программе УМК "Перспектива"
Календарно - тематическое планирование по математике для 3 класса по программе УМК "Перспектива"...
Календарно - тематическое планирование 3 класс по программе "Школа России" Математика.
КТП по математике 3 класс....
Календарно-тематическое планирование Технология 1 класс по программе УМК Перспектива
Календарно-тематическое планирование Технология 1 класс по программе УМК Перспектива...
Календарно-тематическое планирование 2 класс русский язык УМК "Перспектива"
Календарно-тематическое планирование 2 класс русский язык УМК "Перспектива"...