Урок математики "Действия с величинами"
учебно-методический материал по математике (1 класс) на тему
Раздел программы:
«Действия с величинами»
Тема урока: Уравнивание величин, переход от неравенства к равенству.
Цель: конструирование способов уравнивания величин
Задачи для ученика:
• достичь понимания понятия «уравнивать»,
• открыть способы уравнивания величин.
Задачи для учителя:
- подвести детей к понятию «уравнивание» и к открытию способа уравнивания величин.
Тип урока: постановка учебной задачи.
Технология: развивающее обучение по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_matematiki_po_teme_deystviya_s_velichinami_v_1_klasse.docx | 207.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики в 1 классе
Раздел программы:
«Действия с величинами»
Тема урока: Уравнивание величин, переход от неравенства к равенству.
Цель: конструирование способов уравнивания величин
Задачи для ученика:
- достичь понимания понятия «уравнивать»,
- открыть способы уравнивания величин.
Задачи для учителя:
- подвести детей к понятию «уравнивание» и к открытию способа уравнивания величин.
Тип урока: постановка учебной задачи.
Технология: развивающее обучение по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.
Методы обучения:
- словесный (беседа);
- проблемный;
- поиск путей решения проблем;
- наглядный;
- практический.
Формы работы:
- фронтальная;
- парная;
- групповая.
Оборудование:
- сосуды с водой для учителя и для каждой группы детей;
- полоски бумаги;
- интерактивная доска.
Ход урока
I.Организационный момент.
II.Создание ситуации успеха.
Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
- Сегодня мы с вами вновь отправляемся в удивительную страну величин. Мы уже там бывали не раз. - С какими величинами вы уже знакомы? - Что вы умеете делать с величинами? У учителя две полоски бумаги одинаковой длины: - Назовите величину, с которой мы сейчас будем работать? - Дайте имя этим величинам? - Как вы думаете, каким будет задание? - В каких отношениях находятся данные величины? - Изобразите графически отношения величин. - Покажите на доске, какая схема у вас получилась? - Прочитай свою схему. - Оцените работу знаками согласия или несогласия (+,-). - Начертите на полях оценочную линейку. - Покажите на ней свое умение сравнивать величины по критериям. - Поднимите руки, кто оценил себя по первой позиции? - Поднимите руки, кто оценил себя по второй позиции? - Поднимите руки, кто оценил себя по третьей позиции? | - С длиной, площадью, массой, объемом, количеством. - Сравнивать. -С длиной. - А и В. - Надо сравнить эти величины. - Величина А равна величине В. Дети самостоятельно чертят схему . Один ученик чертит схему на доске. - Величина А равна величине В. Дети показывают пальчиками знаки «+» или «-». Дети чертят оценочную линейку и показывают на ней свое умение сравнивать величины. Дети оценили себя по первой позиции (умею, легко). |
III. Создание ситуации «разрыва», постановка задачи урока.
Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
На столе у учителя два одинаковых сосуда, а на доске изображены два отрезка разной длины.
- Отрезки рассказывают об объемах воды, которую нужно вам налить в эти сосуды. - Налейте воды в этот сосуд столько, о котором говорит вот этот отрезок (показывается меньший отрезок), а уже затем в другой. - Оцените работу знаками согласия или несогласия (+,-). - Имеет ли значение, сколько воды налить в каждый из сосудов? - Что самое главное? - Расскажите, в каком отношении находятся два сосуда с объемом воды? - Можно ли эти величины изменить так, чтобы они стали равными? - Как это сделать? - Что нам предстоит найти? | Двое детей у стола учителя наливают необходимое количество воды в сосуды, остальные следят за правильным выполнением их работы. Дети показывают пальчиками знаки «+» или «-». - Нет не имеет. - Самое главное, чтобы в первом сосуде было воды меньше, чем во втором. - Объем воды в первом сосуде меньше, чем объем воды во втором сосуде. - Да, можно. Ответы детей. - Найти способы, как объемы воды сделать одинаковыми. |
IV. Решение поставленной задачи.
Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
- Вот наши сосуды с разным объемом воды. - Дайте имя этим величинам. - Нам нужно, чтобы в первом сосуде (с меньшим объемом воды) стало столько же воды, сколько во втором. - Что нужно для этого сделать? - Столько? (Учитель доливает в сосуд явно недостаточное количество воды). - А сколько? - Оцените ответ знаками согласия или несогласия (+,-). - Верно, нужно долить то, чего не хватает, в математике это называется разностью. - Долейте разность недостающей воды. - Какими стали объемы воды в сосудах? - Как на схеме показать, что величины уравняли? - Дочертите меньший отрезок до бóльшего. - Оцените работу знаками согласия или несогласия (+,-). - Что вы сделали с объемом воды в сосудах, чтобы их уравнять? - Что вы сделали с отрезками, чтобы они тоже стали равными? - Что мы делали с меньшими величинами, чтобы уравнять с бóльшими? - Мы уравнивали величины способом увеличения, добавляя разность. V. Физминутка. На столах детей стоят сосуды с неравным объемом воды. - У вас на столах стоят по два сосуда с водой. - В каком отношении находятся эти величины? - Дайте имя величинам. - Вы сейчас будете работать в группах. - Как нужно работать в группах, чтобы работа прошла успешно? - Распределите работу в группе так, чтобы все были заняты (двое переливают воду, двое работают с моделью). - Ваша задача уравнять бóльшую величину до меньшей. Подумайте, как это сделать? Что вы сделаете с объемами воды в сосудах и как ваши действия покажите не схеме? Обсуждение работы в группах. - Что вы сделали с объемом воды в сосудах, чтобы их уравнять? Что вы сделали с отрезками, чтобы они тоже стали равными? - Оцените работы знаками согласия или несогласия (+,-).
- Ваше отношение к сказанному? - Как изменить схему? - Оцените ответ знаками. - Как назовем это способ уравнивания? - Как же можно уравнять неравные величины? - Оцените свою работу в группе на оценочной линейке. - У кого работа получилась? - У кого работа не получилась? - Как вы думаете, почему? - Что им посоветуем для успешной работы? | - С и D. -Нужно долить воды. - Нет, этого мало. - Долить то, чего не хватает. Долить столько, чтобы они стали одинаковыми. - Дети показывают пальчиками знаки «+» или «-». Ученик доливает необходимое количество воды. - Они стали одинаковыми. - Дочертить меньший отрезок до бóльшего. Ученик у доски дочерчивает меньший отрезок до большего. - Дети показывают пальчиками знаки «+» или «-». Долили воды в сосуд с меньшим объемом. - Дочертили меньший до размера бóльшего. - Увеличивали их до бóльшей. -Величины неравны. - К и М. - Нужно работать дружно, уметь договариваться, слушать друг друга, помогать. Дети распределили работу в группах. Дети отлили воду в больших сосудах до объема меньшего. Показали уменьшение величины на схеме. - Отлили воду из сосуда, где было больше воды, так чтобы величины стали одинаковыми. Варианты схем представлены на доске: - Мы убавили большой отрезок М до отрезка К. 1 2 3 - Мы не согласны со второй схемой, на ней не видно что убавили. Дети показывают знаки «+» или «-». - Зачеркнуть лишнюю часть отрезка, тогда будет видно, что убавили. Дети показывают знаки «+» или «-». - Способ уменьшения величины. - Увеличением и уменьшением другой величины. - Не смогли договориться, не слушали друг друга. - Нужно работать дружно, уметь договариваться, слушать друг друга, помогать. |
V. Рефлексия.
Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
- Как вы думаете, можно ли эти способы уравнивания применить на других величинах? - На иллюстрации слева показано, какими были величины сначала, а справа, после стрелки, - что получилось после выполнения какого-то действия. - Вы поработаете в парах. Помните о правилах совместной работы. Ваша задача определить, что сделали с величиной: УВЕЛИЧИЛИ или УМЕНЬШИЛИ. Свой ответ показать на схеме. Обсуждение работы в парах. - О какой величине шла речь? - Какими величины были сначала? - Какими величины получились? - Какой способ уравнивания применили? - Что изменили уравнивая массы? - Какая получилась схема, покажите ее на доске?
- Оцените работы знаками согласия или несогласия (+,-). - А какой способ уравнивания вы ещё знаете? | - Да, скорее всего можно. Дети обсуждают, определяют способ уравнивания, чертят схему. - О массе. - Величины были неравными. - Величины стали равными. - Способ уменьшения. - Убрали шар. Дети чертят схему на доске. Дети показывают знаки «+» или «-». - Способ увеличения величины. |
VI. Итог урока.
Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
- Какая задача перед нами стояла? - Мы решили эту задачу? - Назовите способы уравнивания величин? | - Найти способы уравнивания величин. - Да, решили. - Способ увеличения и уменьшения величины. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок математики "Сложение величин" УМК "Школа России"
Урок смоделирован в технологии проблемного обучения. Организационная форма - совместный поиск решения проблемных ситуаций....
ОТКРЫТЫй УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ "ВЕЛИЧИНЫ. ДЕЛОВАЯ ИГРА"
Тема: Закрепление. Величины. Деловая игра.Цели: 1. Закреплять умение детей решать задачи с вопросами в косвенной форме, действия с величинами.2. Совершенствовать вычислительные навыки и умение решать ...
Конспект урока по математике "Величины.Единицы длины"
Конспект урока по математике "Величины.Единицы длины"...
Обобщающий урок по теме "Величины"
Презентация урока математики в 4 классе по теме "Величины", построенный в виде игры....
Конспект урока по математике "Величины. Закрепление"
Конспект урока по математике для 4 класса (Школа России) по теме "Величины. Закрепление"Данный урок разработан с целью создания условий для закрепления знаний учащихся по теме "Величины". Задачи...
Методическая разработка урока математики Тема: Величины. Уравнивание величин.
Учебно-методическое обеспечение: учебник «Математика» (авт. Александрова Э.И., компьютерная презентация, схемы построения и уравнивания величин, раздаточный материал для построения величин ,рабочая...
Конспект урока математики "Умножение величины на число и числа на величину. Деление величины на число", 4 класс, ПНШ
Конспект урока по математике...