Урок математики "Действия с величинами"
учебно-методический материал по математике (1 класс) на тему

 Раздел программы:

 «Действия с величинами»

Тема урока: Уравнивание величин, переход от неравенства к равенству.

Цель: конструирование способов уравнивания величин

Задачи для ученика:

•          достичь понимания понятия «уравнивать»,

•          открыть способы уравнивания величин.

Задачи для учителя:

  • подвести детей к понятию «уравнивание» и к открытию способа уравнивания величин.

Тип урока: постановка учебной задачи.

Технология: развивающее обучение по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_po_teme_deystviya_s_velichinami_v_1_klasse.docx207.45 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 1 классе

 Раздел программы:

 «Действия с величинами»

Тема урока: Уравнивание величин, переход от неравенства к равенству.

Цель: конструирование способов уравнивания величин

Задачи для ученика:

  •  достичь понимания понятия «уравнивать»,
  •  открыть способы уравнивания величин.

Задачи для учителя:

  • подвести детей к понятию «уравнивание» и к открытию способа уравнивания величин.

Тип урока: постановка учебной задачи.

Технология: развивающее обучение по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

Методы обучения:

  •  словесный (беседа);
  •  проблемный;
  •  поиск путей решения проблем;  
  •  наглядный;
  •  практический.

Формы работы:

  • фронтальная;
  • парная;
  • групповая.

Оборудование:

  • сосуды с водой для учителя и для каждой группы детей;
  • полоски бумаги;
  • интерактивная доска.

Ход урока

I.Организационный момент.

II.Создание ситуации успеха. 

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

- Сегодня мы с вами вновь отправляемся в удивительную страну величин. Мы уже там бывали не раз.

- С какими величинами вы уже знакомы?

- Что вы умеете делать с величинами?

У учителя две полоски бумаги одинаковой длины:

- Назовите величину, с которой мы сейчас будем работать?

- Дайте имя этим  величинам?

- Как вы думаете, каким будет задание?

- В каких отношениях находятся данные величины?

- Изобразите графически отношения величин.

- Покажите на доске, какая схема у вас получилась?

- Прочитай свою схему.

- Оцените работу знаками согласия или несогласия (+,-).

- Начертите на полях оценочную линейку.

- Покажите на ней свое умение сравнивать величины по критериям.

- Поднимите руки, кто оценил себя по первой позиции?

- Поднимите руки, кто оценил себя по второй позиции?

- Поднимите руки, кто оценил себя по третьей позиции?

- С длиной, площадью, массой, объемом, количеством.

- Сравнивать.

-С длиной.

- А и В.

- Надо сравнить эти величины.

- Величина А равна величине В.

Дети самостоятельно чертят схему .

Один ученик чертит схему на доске.

E:\2012-10-19 13\Image.bmp

- Величина А равна величине В.

Дети показывают пальчиками знаки «+» или «-».

Дети чертят оценочную линейку и показывают на ней свое умение сравнивать величины.

Дети оценили себя по первой позиции (умею, легко).

III. Создание ситуации «разрыва», постановка задачи урока.

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

На столе у учителя два одинаковых  сосуда, а на доске изображены два отрезка разной длины.

                      Image

- Отрезки рассказывают об объемах воды, которую нужно вам налить в эти сосуды.

- Налейте воды в этот сосуд столько, о котором говорит вот этот отрезок (показывается меньший отрезок), а уже затем в другой.

- Оцените работу знаками согласия или несогласия (+,-).

- Имеет ли значение, сколько воды налить в каждый из сосудов?

- Что самое главное?

- Расскажите, в каком отношении находятся два сосуда с объемом воды?

- Можно ли эти величины изменить так, чтобы они стали равными?

-  Как это сделать?

- Что нам предстоит найти?

Двое детей у стола учителя наливают необходимое количество воды в сосуды, остальные следят за правильным выполнением их работы.

Дети показывают пальчиками знаки «+» или «-».

- Нет не имеет.

- Самое главное, чтобы в первом сосуде было воды меньше, чем во втором.

- Объем воды в первом сосуде меньше, чем объем воды во втором сосуде.

- Да, можно.

Ответы детей.

- Найти способы, как объемы воды сделать одинаковыми.

IV. Решение поставленной  задачи.

 

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

- Вот наши сосуды с разным объемом воды.

- Дайте имя этим величинам.

- Нам нужно, чтобы в первом сосуде (с меньшим объемом воды) стало столько же воды, сколько во втором.

- Что нужно для этого сделать?

- Столько? (Учитель доливает в сосуд явно недостаточное количество воды).

- А сколько?

- Оцените ответ знаками согласия или несогласия (+,-).

- Верно, нужно долить то, чего не хватает, в математике это называется разностью.

- Долейте разность недостающей воды.

- Какими стали объемы воды в сосудах?

- Как на схеме показать, что величины уравняли?

- Дочертите меньший отрезок до бóльшего.

- Оцените работу знаками согласия или несогласия (+,-).

- Что вы сделали с объемом воды в сосудах, чтобы их уравнять?

- Что вы сделали с отрезками, чтобы они тоже стали равными?

- Что мы делали с меньшими величинами, чтобы уравнять с бóльшими?

- Мы уравнивали величины способом увеличения, добавляя разность.

V. Физминутка.

На столах детей стоят сосуды с неравным объемом воды.

- У вас на столах стоят по два сосуда с водой.

- В каком отношении находятся эти величины?

- Дайте имя величинам.

- Вы сейчас будете работать в группах.

- Как нужно работать в группах, чтобы работа прошла успешно?

- Распределите работу в группе так, чтобы все были заняты (двое переливают воду, двое работают с моделью).

- Ваша задача уравнять бóльшую величину до меньшей. Подумайте, как это сделать? Что вы сделаете с объемами воды в сосудах и как ваши действия покажите не схеме?

Обсуждение работы в группах.

- Что вы сделали с объемом воды в сосудах, чтобы их уравнять?

Что вы сделали с отрезками, чтобы они тоже стали равными?

- Оцените работы знаками согласия или несогласия (+,-).

 

 

- Ваше отношение к сказанному?

- Как изменить схему?

- Оцените ответ знаками.

- Как назовем это способ уравнивания?

- Как же можно уравнять неравные величины?

- Оцените свою работу в группе на оценочной линейке.

- У кого работа получилась?

- У кого работа не получилась?

- Как вы думаете, почему?

- Что им посоветуем для успешной работы?

- С и D.

-Нужно долить воды.

- Нет, этого мало.

- Долить то, чего не хватает. Долить столько, чтобы они стали одинаковыми.

- Дети показывают пальчиками знаки «+» или «-».

Ученик доливает необходимое количество воды.

- Они стали одинаковыми.

- Дочертить меньший отрезок до бóльшего.

Ученик у доски дочерчивает меньший отрезок до большего.

Image

- Дети показывают пальчиками знаки «+» или «-».

Долили воды в сосуд с меньшим объемом.

- Дочертили меньший до размера бóльшего.

- Увеличивали их до бóльшей.

-Величины неравны.

- К и  М.

- Нужно работать дружно, уметь договариваться, слушать друг друга, помогать.

Дети распределили работу в группах.

Дети отлили воду в больших сосудах до объема меньшего.

Показали уменьшение величины на схеме.

- Отлили воду из сосуда, где было больше воды, так чтобы величины стали одинаковыми.

Варианты схем представлены на доске:

- Мы убавили большой отрезок М до отрезка К.

1Image

2Image

3Image

- Мы не согласны со второй схемой, на ней не видно что убавили.

Дети показывают знаки «+» или «-».

- Зачеркнуть лишнюю часть отрезка, тогда будет видно, что убавили.

Дети показывают знаки «+» или «-».

- Способ уменьшения величины.

- Увеличением и уменьшением другой величины.

- Не смогли договориться, не слушали друг друга.

- Нужно работать дружно, уметь договариваться, слушать друг друга, помогать.


V. Рефлексия.

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

- Как вы думаете, можно ли эти способы уравнивания применить на других величинах?

- На иллюстрации слева показано, какими были величины сначала, а справа, после стрелки, - что получилось после выполнения какого-то действия.

Image

- Вы поработаете в парах. Помните о правилах совместной работы. Ваша задача определить, что сделали с величиной: УВЕЛИЧИЛИ или УМЕНЬШИЛИ. Свой ответ показать на схеме.

Обсуждение работы в парах.

- О какой величине шла речь?

- Какими величины были сначала?

- Какими величины получились?

- Какой способ уравнивания применили?

- Что изменили уравнивая массы?

- Какая получилась схема, покажите ее на доске?

 

- Оцените работы знаками согласия или несогласия (+,-).

- А какой способ уравнивания вы ещё знаете?

- Да, скорее всего можно.

Дети обсуждают, определяют способ уравнивания, чертят схему.

- О массе.

- Величины были неравными.

- Величины стали равными.

- Способ уменьшения.

- Убрали шар.

Дети чертят схему на доске.

Image

Дети показывают знаки «+» или «-».

- Способ увеличения величины.

VI. Итог урока.

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

- Какая задача перед нами стояла?

- Мы решили эту задачу?

- Назовите способы уравнивания величин?

- Найти способы уравнивания величин.

- Да, решили.

- Способ увеличения и уменьшения величины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок математики "Сложение величин" УМК "Школа России"

Урок смоделирован в технологии проблемного обучения. Организационная форма - совместный поиск решения проблемных ситуаций....

ОТКРЫТЫй УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ "ВЕЛИЧИНЫ. ДЕЛОВАЯ ИГРА"

Тема: Закрепление. Величины. Деловая игра.Цели: 1. Закреплять умение детей решать задачи с вопросами в косвенной форме, действия с величинами.2. Совершенствовать вычислительные навыки и умение решать ...

Конспект урока по математике "Величины.Единицы длины"

Конспект урока по математике "Величины.Единицы длины"...

Обобщающий урок по теме "Величины"

Презентация урока математики  в 4 классе по теме "Величины", построенный в виде игры....

Конспект урока по математике "Величины. Закрепление"

Конспект урока по математике для 4 класса (Школа России) по теме "Величины. Закрепление"Данный урок разработан с целью создания условий для закрепления знаний учащихся по теме "Величины".  Задачи...

Методическая разработка урока математики Тема: Величины. Уравнивание величин.

Учебно-методическое обеспечение: учебник «Математика» (авт. Александрова Э.И., компьютерная презентация, схемы построения и уравнивания величин, раздаточный материал для построения величин ,рабочая...