Конспект урока математики в 3 классе по теме: " Доли"
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Гришечко Ирина Анатольевна
Тема урока: «Доли». 3 класс. Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний Цель: Познакомить учащихся с понятием «доля», учить образовывать, называть и записывать доли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_doli.docx35.66 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Доли».   3 класс.

Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний

Цель: Познакомить учащихся с понятием «доля», учить образовывать,  называть и записывать доли.

Планируемые метапредметные результаты

Регулятивные УУД

- организовывать свою деятельность;

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- высказывать своё предположение (версию) на основе жизненного опыта, работы с учебником;

- работать по образцу; осуществлять самоконтроль; оценивать результаты своей деятельности;

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

- оценивать сложившуюся учебную ситуацию;

- выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами в соответствии с выбранным алгоритмом и инструкциями учителя.

Коммуникативные УУД

- оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; использовать речевые средства для аргументации своей позиции;

- сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим выполненную работу.

Познавательные УУД

- перерабатывать, преобразовывать из одной формы в другую и обобщать полученную информацию;

- давать оценку своим действиям, оценивать результат;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- извлекать информацию из иллюстраций, текстов; на основе анализа объектов делать выводы;

- уметь сравнивать цель и результат; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

-  выдвигать гипотезу и обосновывать её.

Личностные результаты:

- способность выполнять самооценку собственной учебной деятельности;

-применять правила делового сотрудничества;

-проявлять познавательный интерес и учебную мотивацию;

- самоопределяться при выборе индивидуальных заданий;

- выражать положительное отношение к процессу познания;

- учиться принимать другую точку зрения, уважительно относиться к одноклассникам.

Предметные результаты:

Ученик научится:

- определять долю;

- уметь делить целое на доли;

- уметь определять, называть и записывать доли.

Ученик получит возможность научиться:

-сравнивать доли.

Учебные материалы: учебник « Математика. 3 класс» ( авт. М.И.Моро ,М.А. Бантова) презентация, полоски цветной бумаги, записи долей .Раздаточный материал: геометрические фигуры круг и квадрат, карточки с заданиями, ,смайлики, ножницы. Фрукты: яблоки и мандарины.

                         Ход урока.

I.Организационный этап

У. Прозвенел уже звонок!
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час!

- Проверьте рабочее место. Всё в порядке?

- Проверим, правильно ли мы сидим.

- Готовы к уроку?

- Начинаем.

-Откройте тетради и запишите дату,  классная работа

– Любой урок математики для нас необычный потому, что каждый раз мы узнаём что-то новое.

II. Актуализация знаний

У.Сейчас мы с вами проведём зарядку для ума и устно посчитаем.

1)Математический футбол с мячом. Примеры на умножение.( можно убрать)

 2)Давайте решим задачи , а ответ запишем на доске. ( слайд2)

  1. 15 конфет разделили на 5 детей поровну, сколько конфет получил каждый? (3)
  2. 6 яблок поделили между собой 3 ученика, сколько яблок у каждого? (2)
  3. 12 пирожных раздали 4 детям, каждому поровну. Сколько пирожных у каждого?(3)
  4. 2 приятеля разделили 1 апельсин, сколько получил каждый? (?)

У.Как же записать ответ к этой задаче? Может кто-то знает? Тогда давайте попробуем ответить на этот вопрос немного позже…А пока продолжим урок.

III . Построение проекта выхода из ситуации. Постановка цели, плана работы.

У. Я к вам сегодня пришла не с пустыми руками (яблоки, мандарины…..)

-Вас это удивило? Как вы считаете, что с этим со всем нужно сделать? ( Съесть)

-А ещё эти фрукты нам помогут познакомиться с новой темой.

- Как будем есть? (Разделим на всех поровну.)

- Давайте начнем с яблок.  Я  хочу угостить 1 яблоком  Лизу и Валеру, как они должны поделить яблоко?     ( Пополам)

- Сколько достанется  каждому? ( По половинке)

- А как на математическом языке назвать половинку от целого? ( Не знаем)

- А теперь я хочу угостить вас мандарином.  На что я его должна разделить? ( на дольки)

- Долька – это часть от целого мандарина. Как вы думаете, а как в математике называется часть от целого?

- В математике часть  от целого называют ДОЛЕЙ.

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? Сформулируйте тему урока.  (ДОЛИ.)  ( слайд 3)

- Чему будем учиться на уроке? (Делить на доли, называть, записывать)

Верно, мы будем говорить о  том, как образуются, называются и записываются доли и сравнивать их.

IV.  Работа по теме урока.

1. Открытие нового знания.    

У .Так что же такое ДОЛЯ? ( Часть от целого)  (слайд 4)

-Давайте посмотрим мультфильм, который  тоже поможет  нам разобраться с новой темой.

( Просмотр мультфильма « Апельсин» из сборника Карусель)

- Ребята, почему звери так поступили с волком? ( Он забрал у них апельсин.)

- А как он должен был правильно поступить? ( Попросить , чтобы его угостили, сказать вежливые слова)

-А теперь вернёмся к математике.

У. Кто из вас был внимательный, какие доли получили животные? (Одинаковые, равные).

-Значит,  доля – какая часть? (равная часть) (слайд 5: Доля – равная часть от целого)

- На сколько долек был разделён апельсин? (5)Покажите на пальцах.

- Сколько долек  получила  каждая  группа животных? (1) Покажите на пальцах другой руки.

(На слайде появляется запись: 1 доля из 5) (слайд 6)

В математике для того чтобы записать доли  пишут короче:  1/5. Число под чертой показывает, на сколько равных частей мы разделили предмет, а над чертой – сколько таких частей взяли. Запись читается так: одна пятая.  Запишите.       (Объяснить, как правильно записать)

- Что означает число под чертой? А над чертой?

Итак, вернемся к яблокам. Лиза и Валера разделили яблоко на 2 части или как по- другому сказать? ( На 2 доли)

- Сколько долей получит каждый? (1/2) Запишите в тетрадь.

-А если каждую половинку я ещё разрежу пополам. На сколько частей теперь разрезано яблоко? Сколько долей получилось?  Я возьму 1 часть. Какая доля получилась? Как записать? Запишите: ¼.

Практическая работа.

 У учащихся на столах геометрические фигуры из цветной бумаги (круг и квадрат) ножницы.

У.У вас на партах лежит геометрическая фигура. Как она называется? (Круг)
- Возьмите круг, разрежьте его пополам. Учитель делает вместе с детьми.

-Покажите одну часть. Как она называется?  (Это половина круга, или ½)  Запишите в тетрадь.

-Сколько половин в целом круге?(2)

- Людям часто приходится делить целое на доли. Самая известная доля – это, конечно, половина. В жизни приставка « пол» встречается очень часто: полкилограмма, полкусочка, полчаса. Доли появляются, когда нужно целое разделить на равные части, допустим, полбуханки хлеба, полведра.

- Возьмите квадрат. Разрежьте его на 4 части. Сколько долей получилось? (4) Как называется одна такая доля? (1/4) Как её записать? ( Запишите в тетрадь)

- Как получили ¼ часть? ( Разрезали на  4 части и взяли одну из них)

- Продолжим нашу работу.

 У меня  3 полоски разного цвета. Что можно сказать об их длине. ( Они равны)

Разделите полоску на 2 равные части, пополам. Получили…1/2

Кто сможет выбрать карточку с ответом? (На доске выбираем карточку и прикрепляем полоску)

Следующую  полоску разделим  на 4 части.   Получили…1/4 . Выберите нужный ответ.

У нас осталась одна полоска и одна карточка. Как вы думаете, на сколько частей её можно разделить? ( на 3)

Попробуйте, у кого получится?

- Сравним, какая доля больше, одна третья или одна вторая ? Одна третья или одна четвёртая?

- Какой вывод мы можем сделать? Как узнать какая доля больше, а какая меньше?

Вывод: Чем на меньшее число долей мы дели, тем больше получается доля.

Давайте сравним ½ и ¼ часть яблока. Какая больше? Какой вывод можем сделать ?  ( Чем  на меньшее количество долей мы делим, тем больше получается доля)

 В первых учебниках математики (в XVII веке) доли  назывались - «ломаные числа».  Современное обозначение долей берет свое начало в Древней Индии.  Долгое время доли считались  самым трудным разделом математики.   Даже сложилась поговорка “попасть в доли”, что означает “попасть в трудное положение”.     Давайте постараемся не попасть в трудное положение и выучить доли.

Физминутка

2. Первичная проверка понимания

Работа с книгой

Обратимся к учебнику, с.92., № 1(1)

Пирог разделил на 6 равных частей и взяли одну такую часть. ( Какая это доля пирога? 1/6)  Какие доли получатся, если разделить на 2 равные части каждую шестую долю пирога?

(Демонстрирую при помощи разрезного дидактического пособия.)

  №1 (2)        Начертите квадрат со стороной 6 см и разделите его на 6 равных частей. Каждую из них  разделите ещё на 2 равные части..На  сколько частей вы разделили квадрат? ( слайд 7)

 Закрасьте одну двенадцатую  часть квадрата. ( Самопроверка по образцу на слайде 8 )

Работа в парах

Давайте сейчас пододвинем к себе листики  с заданиями и ваша задача, работая в паре, найти и правильно закрасить доли, которые я вам называю. 1/3, ¼, 1/8, ½.          ( слайды 9-12) проверяем по 1 слайду

-Посмотрите на задание со звездочкой и скажите как нужно закрасить чтобы получилось 2/6? ( проверка  слайд 13)

-А последний круг разбейте на доли самостоятельно и покажите в цвете одну часть и запишите её назавание. (Опрос кто какую часть закрасил)

-Кто справился с данными заданиями? А у кого эти задания вызвали трудности?

3. Включение новых знаний в систему знаний и повторение.

1.Решение задачи.

В школьный буфет привезли 2 ящика яблок по 9 кг в каждом и 15 кг винограда. Сколько всего килограмм фруктов привезли в буфет?   ( слайд 14)

- Прочитайте условие задачи.

- О чём говорится в задаче?

- Что известно в задаче? Что нужно найти?

-Сделаем краткую запись на доске и в тетрадях.

Яб.-2 ящ. по 9 кг

В-15 кг                  

-Какой главный вопрос задачи?

- Можем ли мы сразу на него ответить? Почему?

- Что найдем сначала? Что потом?

- Кто запишет на доске первое действие? Второе действие?

-Кто может составить выражение?

- Запишите ответ.

2)  Реши уравнения самостоятельно. (самопроверка)

35: х=1             х∙10=10

х∙12=0              х:8 = 2

Ответы: х=35, х=0, х=1, х=16  ( слайд 15)

3)Прочитайте названия долей ( слайд 16)

IV. Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Вспомните, с какой проблемой мы столкнулись в начале урока?

- Сможем сейчас записать ответ? (2 приятеля разделили 1 апельсин, сколько получил каждый?)

- С каким новым математическим термином  мы сегодня познакомились? (Доля)
– Что такое доля?
(Доля – это равная часть целого)

- Что показывает число под чертой? (На сколько чертей разделено целое)

- Что показывает число над чертой? (Взята одна доля)

- Где в жизни вам может пригодиться знание дробей?

Скоро Новый год. Давайте украсим нашу ёлочку настроений. У вас на столах лежат красные, жёлтые и зелёные смайлики. Ими мы и украсим нашу ёлочку.

Жёлтый – было легко и интересно

Синий – было трудно, но интересно

Красный - было трудно и неинтересно ( слайд 17)

V. Домашнее задание:  рабочая тетрадь, с. 66 № 178 и по желанию № 9 с. 93 в учебнике.   ( слайд 18)

Литература:

1.Моро М.И., Бантова М.А. Математика: учебник для 3 класса начальной школы. М.: Просвещение,2012

     2.Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф.  Поурочные разработки по математике к УМК М.И.Моро и др.( « Школа России)

3. Сайт festival.1september.ruarticles/532105/

4. Сайт  infourok.ru

5. https://yandex.ru/images/search?text


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 3 класс по теме "Доли"

Урок математики 3 класс М.И. Моро. Изучение нового материала "Доли".Организуется практическая работа по образованию и сравнению долей....

Конспект урока математики 3 класс по теме:"Транспортир- прибор для измерения углов "

Конспект урока по математике для 3 класса по теме:"Транспортир-прибор для измерения углов" с презентацией: "Из истории геометрических предметов"...

Конспект урока математики 3 класс по теме:" Транспортир- прибор для измерения углов"

Урок математики с презентацией для 3 класса  по теме:"Транспортир- прибор для измерения углов" Система Л.В. Занкова...

План-конспект урок математики 1 класс ФГОС тема: Тема: "Сложение и вычитание"

Планируемые результаты:  сформирование вычислительных навыков сложения и вычитания в пределах 10.УУД:1. Личностные универсальные учебные действия:-   учебно-познавательный интерес к новому у...

Конспект урока математики 1 класс по теме "Число 4. Цифра 4"

Конспект урока математики по теме "Число 4. Цифра 4" по программе "Школа 2100"...

Конспект урока математики 1 класс по теме "Сложение и вычитание отрезков"

Конспект урока математики по теме "Сложение и вычитание отрезков" по программе "Школа 2100"...

Конспект урока математики 4 класс "Нахождение нескольких долей целого"

Конспект урока математики 4 класс . Тема " Нахождение нескольких долей целого"...