Рабочая программа по математике 4 класс
рабочая программа по математике (4 класс) на тему
Рабочая программа 4 класса по математике УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 111.25 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «Математика» для 4 класса разработана на основе нормативных документов:
Ф Законом РФ «об образовании в РФ»
ФГОС
Примерной основной образовательной программы
• Положение о разработке программы НОУ СОШ №48 ОАО «РЖД»
• ООП НОО СОШ № 48
• Программы формирования УУД НОУ СОШ №48 ОАО «РЖД»
на ступени НОО
• Требования к результатам освоения НОУ СОШ №48 ОАО «РЖД»
Цель НОО: развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира.
Цели предмета:
- математическое развитие младших школьников:
- формирование системы начальных математических знаний;
- воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Цель программы: обеспечить достижение планируемых результатов по математике в рамках содержания предмета 4-го класса.
Задачи программы:
- Достижение предметных результатов через содержание предмета «Математика» 4-го класса
- Достижение метапредметных результатов через содержание предмета «Математика» 4-го класса
- Реализация форм контроля планируемых результатов
Задачи предмета:
- формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
- развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
- развитие пространственного воображения;
- развитие математической речи;
- формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
- формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
- формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
- развитие познавательных способностей;
• воспитание стремления к расширению математических знаний:
• формирование критичности мышления;
- развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Общая характеристика учебного предмета
Начальный курс математики – курс интегрированный: в нем объединен арифметический, алгебраический и геометрический материал. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений. Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежными и измерительными приборами.
Место учебного предмета в учебном плане
В учебном плане на изучение математики отводится 4 часов в неделю, всего 136 часов
Результаты изучения курса.
Личностные:
-основы целостного восприятия окружающего мира и универсальности математических способов его познания;
-уважительно относится к иному мнению и культуре;
-контролирует результаты учебной деятельности на основе выделенных критериев её успешности;
-определяет наиболее эффективных способы достижения результата, осваивание начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
-положительно относится к урокам математики, к обучению, к школе;
-мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения;
-интересуется новым учебным материалом, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности в области математики;
-умения и навыки самостоятельной деятельности, осознает личную ответственность за её результат;
-навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находит выходы из спорных ситуаций;
-начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определённых заданий и упражнений);
-уважительное относится к семейным ценностям, к истории страны, бережное относится к природе, к культурным ценностям, ориентируется на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду.
-Понимает универсальность математических способов познания закономерностей окружающего мира, строит и преобразовывает модели его отдельных процессов и явлений;
-адекватно оценивает результаты своей учебной деятельности на основе заданных критериев её успешности;
- расширяет возможности использования математических способов познания и описания зависимостей в явлениях и процессах окружающего мира.
Регулятивные:
-принимает и сохраняет цели и задачи учебной деятельности, ищет и находит средства их достижения;
-определяет наиболее эффективные способы достижения результата, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
-планирует, контролирует и оценивает учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
-воспринимает и понимает причины успеха/неуспеха в учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
-ставит новые учебные задачи под руководством учителя;
-находит несколько способов действий при решении учебной задачи, оценивать их и выбирает наиболее рациональный.
Познавательные:
-владеет навыками смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;
-осуществляет поиск и выделяет необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий; применяет метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
-читает информацию, представленную в знаково-символической или графической форме, и осознанно строит математическое сообщение;
-интерпретирует информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивает и обобщает данные, делает выводы и прогнозы).
Коммуникативные:
-строит речевое высказывание в устной форме, использует математическую терминологию;
-признает возможность существования различных точек зрения, согласовывает свою точку зрения с позицией участников, работающих в группе, в паре, корректно и аргументированно, с использованием математической терминологии и математических знаний отстаивает свою позицию;
-обменивается информацией с одноклассниками, работающими в одной группе;
обосновывает свою позицию и соотносит её с позицией одноклассников, работающих в одной группе
Содержание программы (136 часов)
Числа от 1 до 1000 Повторение (13 ч)
Числа, которые больше 1000 Нумерация (11 ч)
Числа, которые больше 1000 Величины (18ч)
Числа, которые больше 1000 Сложение и вычитание (11 ч)
Числа, которые больше 1000 Умножение и деление (71 ч)
Итоговое повторение (12 ч)
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
Математика является важнейшим источником принципиальных идей для всех естественных наук и современных технологий. Весь научно технический прогресс связан с развитием математики. Владение математическим языком, алгоритмами, понимание математических отношений является средством познания окружающего мира, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе.
Формы организации учебной деятельности
фронтальная, групповая, индивидуальная.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Литература:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт от 26.11.2010г. № 1241
2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2011.
3 Анащенкова С.В., Бантова М.А. и др. Сборник рабочих программ «Школа России» 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 20011г.
4. Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Математика. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2013.
5. Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. Поурочные разработки по математике. 4 класс. – М.: ВАКО, 2014.
6. Демонстрационные материалы, классная доска, интерактивная доска
Календарно – тематическое планирование по математике
№ п/п | Дата | Тема урока | Содержание учебного предмета | Д/З | Планируемые предметные результаты | Характеристика деятельности учащегося | ||||||
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1000 Повторение (13 ч) |
| |||||||||||
1 | Нумерация. | Нумерация. Четыре арифметических действия. знакомство со столбчатыми диаграммами. Чтение и составление столбчатых диаграмм. Повторение пройденного « Что узнали. Чему научились. Взаимная проверка знаний: «помогаем друг другу сделать шаг к успеху». Работа в паре по тесту «верно? неверно? | С.5 №7,8 ребусы | Называет последовательность чисел в пределах 1000; объясняет, как образуется каждая следующая счётная единица. Называет разряды и классы. | Читать и строить столбчатые диаграммы. Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения одноклассника, обсуждать высказанные мнения. | |||||||
2 | Числовые выражения. Порядок выполнения действий | С. 7, | Вычисляет значение числового выражения, содержащего 2-3 действия. Понимает правила порядка выполнения действий в числовых выражениях | |||||||||
3 | Нахождение суммы нескольких слагаемых | С. 8, № 26, 24(2) | Вычисляет сумму трёх слагаемых. Вычисляет значение числового выражения, содержащего 2-3 действия | |||||||||
4 | Алгоритм письменного вычитания трёхзначных чисел | С. 9, № 32, голово-ломка | Использует алгоритм письменного вычитания чисел и выполняет эти действия с числами в пределах 1000 | |||||||||
5 | Приёмы письменного умножения трехзначных чисел на однозначные | С. 10, № 42, 43 | Выполняет письменное умножение в пределах 1000 с переходом через разряд многозначного числа на однозначное. | |||||||||
6 | Свойства умножения | С. 11, № 52,53 | Выполняет письменное умножение в пределах 1000 с переходом через разряд многозначного числа на однозначное | |||||||||
7 | Алгоритм письменного деления трёхзначных чисел | С. 12, № 58, 59 | Выполняет письменное деление в пределах 1000 | |||||||||
8 | Деление трёхзначных чисел на однозначное | С. 13, | Выполняет письменное деление многозначного числа на однозначное по алгоритму | |||||||||
9 | Приемы письменного деления трёхзначных чисел на однозначное число | С. 14 №№ 72 ,73, | Выполняет письменное деление многозначного числа на однозначное по алгоритму | |||||||||
10 | Деление трехзначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нуль | С. 15, № 79 ,80, | Выполняет письменное деление многозначного числа на однозначное с объяснением, когда в записи частного есть нуль. | |||||||||
11 | Знакомство со столбчатыми диаграммами. Чтение и составление столбчатых диаграмм | с.9 №24-25 раб./т. | Читает и строит столбчатые диаграммы | |||||||||
12 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». Контрольная работа №1 (КИМ С. 13)по теме «Повторение» | С. 18, № 4, С. 19, | Контролирует и оценивает свою работу, её результат, делает выводы на будущее | |||||||||
13 | ||||||||||||
ЧИСЛА, КОТОРЫЕ БОЛЬШЕ 1000 Нумерация (11 ч) | ||||||||||||
14 | Работа над ошибками. Новая счетная единица – тысяча.. Класс единиц и класс тысяч | Новая счётная единица – тысяча. Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д. Чтение, запись и сравнение многозначных чисел. Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз. Странички для любознательных. | С. 23, № 89, 91, | Анализирует результаты выполненной работы, оценивает их и делать выводы Называет новую счётную единицу – тысячу. Называет разряды, которые составляет первый класс, второй класс | Считать предметы десятками, сотнями, тысячами. Читать и записывать любые числа в пределах миллиона. Заменять многозначное число суммой разрядных слагаемых. Выделять в числе единицы каждого разряда. Определять и называть общее количество единиц любого разряда. Сравнивать числа по классам и разрядам. Упорядочивать заданные числа. Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать ее, восстанавливать пропущенные в ней элементы. Оценивать правильность составления числовой последовательности. Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку, находить несколько вариантов группировки. Увеличивать (уменьшать) числа в 10, 100 и 1000 раз. Собрать информацию о своем городе и на этой основе создать математический справочник «Наш город в числах». Использовать материал справочника для составления и решения различных текстовых задач. Сотрудничать с взрослыми и сверстниками. Составлять план работы. Анализировать и оценивать результаты работы. | |||||||
15 | Чтение многозначных чисел | С. 24.№99, | Читает числа в пределах миллиона | |||||||||
16 | Запись многозначных чисел | С. 25, 105, 106 | Записывает числа в пределах миллиона | |||||||||
17 | Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых | С. 26, № 115 голово- | Представляет многозначное число суммой разрядных слагаемых. Выполняет устно арифметические действия над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах ста | |||||||||
18 | Сравнение и упорядочивание чисел, знаки сравнения | С.27 № 121, 122, | Сравнивает числа по классам и разрядам. Оценивает правильность составления числовой последовательности | |||||||||
19 | Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз | С. 28, | Увеличивает (уменьшает) числа в 10, 100, 1000 раз | |||||||||
20 | Нахождение общего количества единиц какого-либо разряда в числе | С. 29, № 140, | Выполняет в числе общее количество единиц любого разряда | |||||||||
21 | Класс миллионов и класс миллиардов Проверочная работа № 1 (с.16) по теме «Нумерация» | С. 30 № 147, 148 | Называет класс миллионов, класс миллиардов. Читать числа в пределах 1 000 000 000 . Пользуется вычислительными навыками, решать составные задачи
| |||||||||
22 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». | р/т с11 на выбор | ||||||||||
23 | Контрольная работа №2 по теме «Нумерация» (прилож) | Контролирует и оценивает свою работу, её. | ||||||||||
24 | Работа над ошибками Проект: «Математика вокруг нас». Создание математического справочника «Наш город (село)» | Определяет цель проекта, работать с известной информацией, собирает дополнительный материал, создает способы решения проблем творческого и поискового характера, составляет задачи результат, делает выводы на будущее | ||||||||||
ЧИСЛА, КОТОРЫЕ БОЛЬШЕ 1000 Величины (18 часов) -1 | ||||||||||||
25 | Единица длины – километр. Таблица единиц длины | Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр, соотношения между ними. Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр, ар, гектар, соотношения между ними. Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна, соотношения между ними. Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век, соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности. Странички для любознательных | С. 37, № 154, № 155 | Анализирует результаты выполненной работы, оценивает их и делать выводы Называет единицы длины. Сравнивает величины по их числовым значениям, выражает данные величины в различных единицах | Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношение между ними. Измерять и сравнивать длины, упорядочивать их значения. Сравнивать значения площадей разных фигур. Переводить одни единицы площади в другие, используя соотношение между ними. Определять площади фигур произвольной формы, используя палетку. Переводить одни единицы массы в другие, используя соотношение между ними. Приводить примеры и описывать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим (от мелких к более крупным и от крупных к более мелким). Исследовать ситуации, требующие сравнения объектов по массе, упорядочивать их. Переводить одни единицы времени в другие. Исследовать ситуации, требующие сравнения событий по продолжительности, упорядочивать их. Решать задачи на определение начала, продолжительности и конца события. | |||||||
26 | Единица длины – километр. | С. 38, 163, 164 | ||||||||||
27 | Единицы площади: квадратный километр, квадратный миллиметр | С. 40, №172, 173 | Называет единицы площади. Использует приобретенные знания для сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади | |||||||||
28 | Единицы площади: Таблица единиц площади | |||||||||||
29 | Единицы площади. Математический диктант (№1С.19) | С. 42, № 188, 189 | Использует приём измерения площади фигуры с помощью палетки. Сравнивает величины по их числовым значениям, выражает данные величины в различных единицах, решает текстовые задачи арифметическим способом | |||||||||
30 | Определение площади с помощью палетки | С.43 №194 | ||||||||||
31 | Масса. Единицы массы: центнер, тонна | С. 45, № 206, С. 46. № 214, 215 | Понимает понятие «масса», называет единицы массы. Сравнивает величины по их числовым значениям | |||||||||
32 | Контрольная работа № 3 за 1 четверть (прилож) | Контролирует и оценивает свою работу, её результат, делает выводы на будущее | ||||||||||
33 | Работа над ошибками Единицы массы. Таблица единиц массы | Понимает понятие «масса», называет единицы массы. Сравнивает величины по их числовым значениям | ||||||||||
34 | Единица времени - год | С. 47, №221, 222 | Анализирует результаты выполненной работы, оценивает их и делать выводы Называет единицы времени: год, месяц, неделя | |||||||||
35 | 24-часовое исчисление времени | С.48 | Называет единицы времени: минута, час, сутки, неделя, месяц, год. Определяет соотношения между ними. Определяет время по часам (в часах и минутах), сравнивает величины по их числовым значениям | |||||||||
36 | Решение задач на определение начала, продолжительности и конца события | С.49 № 237,238 | Решает задачи на определение начала, продолжительности и конца события | |||||||||
37 | Единица времени – Единица времени – век | С. 50, № 244, 245 | Называет новую единицу измерения времени - секунду Называет новую единицу измерения времени – век | |||||||||
38 | Таблица единиц времени. | С.51 №251 | ||||||||||
39 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» | С. 51, № 253. | Использует таблицу единиц времени. Сравнивает величины по их числовым значениям, выражает данные величины в различных единицах | |||||||||
40 | Проверочная работа № 3 по теме «Величины»(с.23) | С. 52, № 255 | Контролирует и оценивает свою работу, её результат, делает выводы на будущее | |||||||||
41 |
| Работа над ошибками Обобщение по теме «Величины» | С. 54, № 14, 20 | Анализирует результаты выполненной работы, оценивает их и делать выводы | ||||||||
ЧИСЛА, КОТОРЫЕ БОЛЬШЕ 1000 Сложение и вычитание (11 ч) |
| |||||||||||
42 | Письменные приемы | Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания. Нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное – в остальных случаях. Сложение и вычитание значений величин. Странички для любознательных | С. 60, № 265, 266 | Объясняет приёмы письменного сложения и вычитания чисел и Выполняет эти действия с числами в пределах 1 000 000 | Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношение между ними. Измерять и сравнивать длины, упорядочивать их значения. Сравнивать значения площадей разных фигур. Переводить одни единицы площади в другие, используя соотношение между ними. Определять площади фигур произвольной формы, используя палетку. Переводить одни единицы массы в другие, используя соотношение между ними. Приводить примеры и описывать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим (от мелких к более крупным и от крупных к более мелким). Исследовать ситуации, требующие сравнения объектов по массе, упорядочивать их. Переводить одни единицы времени в другие. Исследовать ситуации, требующие сравнения событий по продолжительности, упорядочивать их. Решать задачи на определение начала, продолжительности и конца события. | |||||||
43 | Вычитание (вида 30007 – 648) | С. 61, № 273, 274 | Использует приёмы вычитания через несколько разрядов | |||||||||
44 | Нахождение неизвестного слагаемого | С. 62 № 282 | Использует правило нахождения неизвестного слагаемого. Пользуется изученной математической терминологией, проверяет правильность выполненных вычислений | |||||||||
45 | Нахождение неизвестного уменьшаемого, вычитаемого | С. 63, № 290 ребус, голово-ломка | Использует правило нахождения неизвестного уменьшаемого и неизвестного вычитаемого. Вычисляет значение числового выражения, содержащего 2-3 действия (со скобками и без них) | |||||||||
46 | Нахождение нескольких | С. 64, № 295 | Находит несколько долей целого. Вычисляет значение числового выражения, содержащего 2-3 действия (со скобками и без них) Находит несколько долей целого. | |||||||||
47 | Нахождение целого по его части. | С. 65, № 304, 305 | ||||||||||
48 | Решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. | С. 66, № 311, 312, | Решает задачи арифметическим способом. Сравнивает площади фигур | |||||||||
49 | Сложение | С. 67, № 335, 336 | Выполняет сложение и вычитание величин | |||||||||
50 | Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме | С. 68 № 324, ребус, голово-ломка | Решает текстовые задачи арифметическим способом, пользуется изученной математической терминологией | |||||||||
51 | Закрепление изученного материала. Тест по теме «Сложение и вычитание» (с.68) | С. 72, № 16, 17 | Использует приёмы сложения и вычитания многозначных чисел. Решает задачи арифметическим способом | |||||||||
52 | Контрольная работа № 3 по теме «Письменные приемы сложения и вычитания» (прилож) | Использует приёмы сложения и вычитания многозначных чисел. Решает задачи арифметическим способом | ||||||||||
ЧИСЛА, КОТОРЫЕ БОЛЬШЕ 1000 Умножение и деление 71ч.+1 | ||||||||||||
53 |
| Работа над ошибками. Алгоритм письменного умножения многозначного числа на однозначное. | Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножение и деление числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления. Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий. Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000. Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трёхзначное число (в порядке ознакомления). Умножение и деление значений величин на однозначное число. Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.) Странички для любознательных | С. 76, № 331 | Использует свойства умножения на 0 и на 1 при выполнении вычислений | Выполнять письменно сложение и вычитание многозначных чисел, опираясь на знание алгоритмов их выполнения; сложение и вычитание величин. Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий (сложение, вычитание). Выполнять сложение и вычитание значений величин. Моделировать зависимости между величинами в текстовых задачах и решать их. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочетов, проявлять заинтересованность в расширении знаний и способов действий. Выполнять письменно сложение и вычитание многозначных чисел, опираясь на знание алгоритмов их выполнения; сложение и вычитание величин. Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий (сложение, вычитание). Выполнять сложение и вычитание значений величин. Моделировать зависимости между величинами в текстовых задачах и решать их. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочетов, проявлять заинтересованность в расширении знаний и способов действий. Выполнять письменное умножение и деление многозначного числа на однозначное. Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий (умножение и деление многозначного числа на однозначное). Составлять план решения текстовых задач и решать их арифметическим способом. Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочетов, проявлять заинтересованность в расширении знаний и способов действий. Моделировать взаимозависимости между величинами: скорость, время, расстояние. Переводить одни единицы скорости в другие. Решать задачи с величинами: скорость, время, расстояние. Применять свойство умножения числа на произведение в устных и письменных вычислениях. Выполнять устно и письменно умножение на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приемы. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях. Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища. Применять свойство деления числа на произведение в устных и письменных вычислениях. Выполнять деление с остатком на числа 10, 100, 1000. Выполнять схематические чертежи по текстовым задачам на одновременное встречное движение и решать такие задачи. Составлять план решения. Обнаруживать допущенные ошибки. Собирать и систематизировать информацию по разделам. Отбирать, составлять и решать математические задачи и задания повышенного уровня сложности. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Составлять план работы. Анализировать и оценивать результаты работы. Применять в вычислениях свойство умножения числа на сумму нескольких слагаемых. Выполнять письменно умножение многозначных чисел на двузначное и трехзначное число, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия умножение. Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия умножение. Решать задачи на нахождение неизвестного по двум разностям. Выполнять прикидку результата, проверять полученный результат. Объяснять каждый шаг в алгоритмах письменного деления многозначного числа на двузначное и трехзначное число. Выполнять письменно деление многозначных чисел на двузначное и трехзначное число, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия умножение. Распознавать и называть геометрические тела: куб, шар, пирамида. Изготавливать модели куба и пирамиды из бумаги с использованием разверток. Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости. Соотносить реальные объекты с моделями многогранников и шара. | ||||||
54 | Приемы письменного умножения для случаев вида: 4019 × 7 | С.78, № 348, 349, ребус | Выполняет письменное умножение многозначного числа на однозначное Объясняет приёмы умножения на однозначное число многозначных чисел, оканчивающихся нулями | |||||||||
55 | Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями | С. 79, № 355, № 356, | ||||||||||
56 | Алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное Тест по теме «Умножение и деление» с.71 | С.82, № 375, С. 83, № 379 | Применяет правила деления суммы на число и использует его при решении примеров и задач. Делит многозначное число на однозначное, проверяет правильность выполненных вычислений | |||||||||
57 | Решение задач в косвенной форме, на увеличение (уменьшение) в несколько раз | С. 84, №385, ребус | Применяет полученные знания для решения задач Делит многозначное число на однозначное, проверять правильность выполненных вычислений | |||||||||
58 | Деление многозначных чисел на однозначные, когда в записи частного есть нули. Решение задач. | С.85 № 393, 394 | ||||||||||
59 | Решение задач на пропорциональное деление | С.86 № 402, 403 | Применяет полученные знания для решения задач. Делит многозначное число на однозначное, проверяет правильность выполненных вычислений | |||||||||
60 | Контрольная работа № 4 по теме «Умножение и деление многозначных чисел» (прилож) | С. 87, № 408, 409, ребусы | ||||||||||
61 | Деление многозначных чисел на однозначные, когда в записи частного есть нули. | Контролирует и оценивает свою работу, её результат, делает выводы на будущее Применяет полученные знания для решения задач Делит многозначное число на однозначное, проверяет правильность выполненных вычислений | ||||||||||
62 | Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» Тест. «Деление на однозначное число» с.73 | С. 88, № 416, голово-ломка | ||||||||||
63 | Итоговая контрольная работа № 5 за I полугодие (Прилож) | Применяет полученные знания для решения задач | ||||||||||
С. 4, № 6, 7, ребус | Использует свойства арифметических действий при выполнении вычислений. Находит результат при умножении числа на произведение удобным способом | |||||||||||
64 |
| Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Скорость. Время. Расстояние. Единицы скорости. | ||||||||||
65 | Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием | С. 5, № 12, 13 | ||||||||||
Решает задачи с величинами: скорость, время, расстояние. Называет единицы скорости. Понимать взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием | ||||||||||||
66 | Решение задач с величинами: скорость, время, расстояние | С. 6, № 19, 20; | ||||||||||
67 | Решение задач на движение. Проверочная работа по теме «Скорость. Время. Расстояние» с.34 | с. 7, | Выполняет письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями Выполняет письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями | |||||||||
68 |
| Умножение числа на произведение | С. 12, № 38,39, ребус | |||||||||
69 | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями | С.13 №44, 46 | ||||||||||
70 | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся | |||||||||||
71 | Решение | С. 14, № 52, 53, ребус | Решает задачи на одновременное встречное движение, развивает навык устного счёта; развивает внимание, творческое мышление | |||||||||
72 | Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся | С. 15, № 58, 60 | Применяет свойства умножения при решении числовых выражений | |||||||||
73 | Решение Тест. С.76 | С. 16, № 64 | Решает задачи на одновременное встречное движение, развивает навык устного счёта; развивает внимание, творческое мышление | |||||||||
74 | Перестановка и группировка множителей | С. 17 № 70, 72 | Применяет свойства умножения при решении числовых выражений | |||||||||
75 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | С. 22, № 27, 28 | Контролирует и оценивает свою работу, её результат, делает выводы на будущее | |||||||||
76 | Контрольная работа № 6 по теме «Задачи на движение» (Прилож.) | Индиви-дуальное задание на карточке | Контролирует и оценивает свою работу, её результат, делает выводы на будущее Применяет приём письменного деления многозначного числа на 10, 100, 1 000 с остатком | |||||||||
77 | Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Деление на числа, оканчивающиеся нулями | С.20 №2(1)№8 | ||||||||||
78 | Повторение изученного. | С.22№21 | Применяет свойства умножения при решении числовых выражений | |||||||||
79 | Повторение изученного. Решение задач на движение | С.24 Страничка для любознательных. | ||||||||||
80 |
| Устные приемы деления для случаев 600:20, 5600:800 | С. 25, № 76, 77, ребус | |||||||||
81 | Деление с остатком | С. 27, № 93, 94 | ||||||||||
82 | Решение задач | С. 28, №100, 101 | ||||||||||
83 | Письменное деление | С. 29, № 108, | Объясняет приём деления на числа, оканчивающиеся нулями | |||||||||
84 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | С. 30 № 111, 113, | ||||||||||
85 | Упражнения на письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | С.31 № 118, ребус | ||||||||||
86 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. Тест. С. 79 | С. 32 № 123, 121 квадрат | ||||||||||
87 | Решение задач на движение в противоположных направлениях | С.33 № 127 ребус | Применяет полученные знания для решения задач. Решает задачи на одновременное движение в противоположных направлениях | |||||||||
88 | Решение задач на движение в противоположных направлениях. | С.34 № 133 квадрат | ||||||||||
89 | Контрольная работа № 7 по теме: «Умножение и деление | С. 35, №9, 10 | Выполняет письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. Использует приём деления на числа, оканчивающиеся нулями. Решает задачи на одновременное встречное движение, на одновременное движение в противоположных направлениях Определяет цель проекта, работает с известной информацией, собирает дополнительный материал, создаёт способы решения проблем творческого и поискового характера, составляет связный текст | |||||||||
90 | Работа над ошибками. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | С. 34№ 6,7,8 | ||||||||||
91 |
| Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» проект «Математика вокруг нас» | 37 №25,23 ребус | |||||||||
92 |
| Умножение числа | С. 42, № 154, 155 | Объясняет, как выполнено умножение числа на сумму | ||||||||
93 |
| Устные приемы умножения вида 12*15, 40*32 | С. 43, № 153, 155 | Использует алгоритм письменного умножения многозначного числа на двузначное. | ||||||||
94 | Письменное умножение на двузначное число | С. 44, №159,160 | Использует алгоритм письменного умножения многозначного числа на двузначное. Объясняет, как выполнено умножение многозначного числа на двузначное | |||||||||
95 |
| Письменное умножение на двузначное число Тест. С.84 | С.45 | |||||||||
96 | Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям. | С. 46 № 173 | Составляет план действий и определяет наиболее эффективные способы решения задачи | |||||||||
97 |
| Закрепление по теме «Письменное умножение на двузначное число» | С. 47, № 180, 181, | Объясняет, как получают каждое неполное произведение при умножении на трёхзначное число | ||||||||
98 | Письменное умножение на трехзначное число | С. 48, № 184 | Объясняет, почему при умножении на трёхзначное число, в записи которого есть нуль, записывают только два неполных произведения | |||||||||
99 | Письменное умножение на трехзначное число | С.49 | Объясняет приёмы умножения многозначного числа на трёхзначное, когда в записи обоих множителей встречаются нули | |||||||||
100 | Письменное умножение на трехзначное число | С.51 | ||||||||||
101 | Письменное умножение на трехзначное число | С.53 | ||||||||||
102 | Контрольная работа № 8 по теме «Умножение на двузначное и трехзначное число» (прилож.) | |||||||||||
103 | Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | С. 55, № 18, 1 | Решает задачи, развивает навык устного и письменного счёта; развивает внимание, творческое мышление. | |||||||||
104 |
| Письменное деление на двузначное число | С. 57, № 209 | Объясняет алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное, когда цифра в частном находится методом подбора Объясняет алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное с остатком | ||||||||
105 | Письменное деление на двузначное число с остатком | С.58 № 217, 218, | ||||||||||
106 | Письменное деление многозначного числа на двузначное | С. 59, № 223, 225, | ||||||||||
107 | Алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное число. | С.60 | ||||||||||
108 | Деление на двузначное число | С.62 | Объясняет алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное, когда цифра в частном находится методом подбора | |||||||||
109 | Решение примеров на деление на двузначное число | С.63 | ||||||||||
110 | Деление на двузначное число | С.64 | Объясняет алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное методом подбора (изменяя пробную цифру) | |||||||||
111 | Деление на двузначное число Тест. С.87 | С.65 | ||||||||||
112 | Решение задач изученных видов | С.66 № 277, 278 | Применяет полученные знания для решения задач. Объясняет выбор действия для решения | |||||||||
113 | Контрольная работа № 9 по теме «Деление на двузначное число» (прилож.) | С. 55 № 283, 286 С.56 № 6,7 | Контролирует и оценивает свою работу, её результат, делать выводы на будущее | |||||||||
114 | Работа над ошибками. Письменное деление на трехзначное число | Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трёхзначное число (в порядке ознакомления). Умножение и деление значений величин на однозначное число. Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.) | С. 72, № 283; | Объясняет алгоритм письменного деления многозначного числа на трёхзначное. | ||||||||
115 | Деление на трёхзначные числа | с. 73, № 289 С. 76, | Объясняет алгоритм письменного деления с остатком Объясняет алгоритм письменного деления с остатком Объясняет алгоритм письменного деления многозначного числа на трёхзначное, делать проверку | |||||||||
116 | Решение задач. Деление с остатком | С. 74. №297, 298 | ||||||||||
117 | Решение задач. Деление с остатком | С. 75, №305, 306 | ||||||||||
118 | Решение задач. Деление с остатком | С. 77 № 321, 322 | ||||||||||
119 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | С.82, № 8, 9, | Объясняет алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное методом подбора (изменяя пробную цифру) | |||||||||
120 | Контрольная работа № 10 по теме «Деление на трехзначное число» (прилож.) | Контролирует и оценивает свою работу, её результат, делает выводы на будущее | ||||||||||
121 | Анализ контрольной работы, | С.82 № 7 | Объясняет алгоритм письменного деления многозначного числа на трёхзначное | |||||||||
122 | Куб. Пирамида. Шар. Распознавание и название геометрических тел: куб, шар, пирамида. | |||||||||||
123 | Развертка куба. Развертка пирамиды. Изготовление моделей куба, пирамиды | |||||||||||
124 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | |||||||||||
Итоговое повторение (10ч.) +2 контрольные работы | ||||||||||||
125 |
| Итоговая контрольная работа № 11 за II полугодие (с.52) | Итоговое повторение курса математики за 4 год обучения: вычисление значений числовых выражений в 2-4 действия (со скобками и без них), требующих применения всех изученных правил о порядке выполнения действий; решение задач в одно действие, в 2-4 действия; решение задач на распознавание геометрических фигур в составе сложных; разбиение фигуры на заданные части; составление заданной фигуры на 2-3 её частей; построение изученных фигур с помощью линейки и циркуля | |||||||||
126 | Анализ контрольной работы, работа над ошибками. |
| ||||||||||
127 | Нумерация. Итоговый тест за курс начальной школы. С.90 | Называет числа натурального ряда, которые больше 1 000. Читает и записывает числа, которые больше 1 000, используя правило, по которому составлена числовая последовательность. Решает числовые выражения и уравнения Использует приёмы сложения и вычитания, умножения и деления чисел, которые больше 1 000 Применяет правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок при вычислениях значений числовых выражений Применяет знания о величинах в ходе решения задач и выражений Применяет полученные знания для решения задач. Записывает и решает задачи изученных видов | ||||||||||
128 | Арифметические действия Математический диктант № 7 | |||||||||||
129 | Промежуточная аттестация. Контрольная работа за год(Прилож.) | |||||||||||
130 | Работа над ошибками | |||||||||||
131 | Порядок выполнения действий. | |||||||||||
132 | Свойства сложения. Свойства умножения. | |||||||||||
133 | Связь между числами при сложении и вычитании | |||||||||||
134 | Связь между числами при умножении и делении | |||||||||||
135 | Действия с числом 0 Умножение и деление с числом 1 | |||||||||||
136 | Математический КВН | |||||||||||
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «Математика» для 4 класса разработана на основе нормативных документов:
Ф Законом РФ «об образовании в РФ»
ФГОС
Примерной основной образовательной программы
• Положение о разработке программы НОУ СОШ №48 ОАО «РЖД»
• ООП НОО СОШ № 48
• Программы формирования УУД НОУ СОШ №48 ОАО «РЖД»
на ступени НОО
• Требования к результатам освоения НОУ СОШ №48 ОАО «РЖД»
Цель НОО: развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира.
Цели предмета:
- математическое развитие младших школьников:
- формирование системы начальных математических знаний;
- воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Цель программы: обеспечить достижение планируемых результатов по математике в рамках содержания предмета 4-го класса.
Задачи программы:
- Достижение предметных результатов через содержание предмета «Математика» 4-го класса
- Достижение метапредметных результатов через содержание предмета «Математика» 4-го класса
- Реализация форм контроля планируемых результатов
Задачи предмета:
- формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
- развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
- развитие пространственного воображения;
- развитие математической речи;
- формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
- формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
- формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
- развитие познавательных способностей;
• воспитание стремления к расширению математических знаний:
• формирование критичности мышления;
- развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Общая характеристика учебного предмета
Начальный курс математики – курс интегрированный: в нем объединен арифметический, алгебраический и геометрический материал. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений. Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежными и измерительными приборами.
Место учебного предмета в учебном плане
В учебном плане на изучение математики отводится 4 часов в неделю, всего 136 часов
Результаты изучения курса.
Личностные:
-основы целостного восприятия окружающего мира и универсальности математических способов его познания;
-уважительно относится к иному мнению и культуре;
-контролирует результаты учебной деятельности на основе выделенных критериев её успешности;
-определяет наиболее эффективных способы достижения результата, осваивание начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
-положительно относится к урокам математики, к обучению, к школе;
-мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения;
-интересуется новым учебным материалом, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности в области математики;
-умения и навыки самостоятельной деятельности, осознает личную ответственность за её результат;
-навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находит выходы из спорных ситуаций;
-начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определённых заданий и упражнений);
-уважительное относится к семейным ценностям, к истории страны, бережное относится к природе, к культурным ценностям, ориентируется на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду.
-Понимает универсальность математических способов познания закономерностей окружающего мира, строит и преобразовывает модели его отдельных процессов и явлений;
-адекватно оценивает результаты своей учебной деятельности на основе заданных критериев её успешности;
- расширяет возможности использования математических способов познания и описания зависимостей в явлениях и процессах окружающего мира.
Регулятивные:
-принимает и сохраняет цели и задачи учебной деятельности, ищет и находит средства их достижения;
-определяет наиболее эффективные способы достижения результата, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
-планирует, контролирует и оценивает учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
-воспринимает и понимает причины успеха/неуспеха в учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
-ставит новые учебные задачи под руководством учителя;
-находит несколько способов действий при решении учебной задачи, оценивать их и выбирает наиболее рациональный.
Познавательные:
-владеет навыками смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;
-осуществляет поиск и выделяет необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий; применяет метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
-читает информацию, представленную в знаково-символической или графической форме, и осознанно строит математическое сообщение;
-интерпретирует информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивает и обобщает данные, делает выводы и прогнозы).
Коммуникативные:
-строит речевое высказывание в устной форме, использует математическую терминологию;
-признает возможность существования различных точек зрения, согласовывает свою точку зрения с позицией участников, работающих в группе, в паре, корректно и аргументированно, с использованием математической терминологии и математических знаний отстаивает свою позицию;
-обменивается информацией с одноклассниками, работающими в одной группе;
обосновывает свою позицию и соотносит её с позицией одноклассников, работающих в одной группе
Содержание программы (136 часов)
Числа от 1 до 1000 Повторение (13 ч)
Числа, которые больше 1000 Нумерация (11 ч)
Числа, которые больше 1000 Величины (18ч)
Числа, которые больше 1000 Сложение и вычитание (11 ч)
Числа, которые больше 1000 Умножение и деление (71 ч)
Итоговое повторение (12 ч)
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
Математика является важнейшим источником принципиальных идей для всех естественных наук и современных технологий. Весь научно технический прогресс связан с развитием математики. Владение математическим языком, алгоритмами, понимание математических отношений является средством познания окружающего мира, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе.
Формы организации учебной деятельности
фронтальная, групповая, индивидуальная.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Литература:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт от 26.11.2010г. № 1241
2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2011.
3 Анащенкова С.В., Бантова М.А. и др. Сборник рабочих программ «Школа России» 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 20011г.
4. Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Математика. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2013.
5. Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. Поурочные разработки по математике. 4 класс. – М.: ВАКО, 2014.
6. Демонстрационные материалы, классная доска, интерактивная доска
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ Класс 1 Б
В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Математика помогает ученику сделать первые шаги к пониманию научной картины мира, способствует развитию вообр...
Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой
Рабочая программа по математике для 3К класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...
Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».
Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...
рабочая программа по математике класс Начальная школа века
Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустин...
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...