Вежливый квадрат
план-конспект урока по математике (2 класс) по теме
Данный материал представляет собой разработку интегрированного урока по математике и окружающему миру по программе «Школа России», проведенного во 2 классе по теме: «Квадрат. Правила вежливости», в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения, позволяющая реализовать следующую цель: закреплять знания о квадрате как о частном случае прямоугольника, умения строить и распознавать геометрические фигуры; формировать правила вежливого поведения, моделировать ситуации общения в различных ситуациях, умения работать в группах; развитие логического мышления, наблюдательности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vezhlivyy_kvadrat.docx | 555.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок (математика +окружающий мир)
Вежливый квадрат
Фомина Мария Анатольевна
учитель начальных классов
1 квалификационной категории
2017 г
Класс: 2 «В»
Тема урока: Вежливый квадрат. ( Квадрат. Правила вежливости.)
Тип урока: Закрепление изученного материала (игровые технологии)
Вид урока: Интегрированный
Форма проведения: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Цель урока: закреплять знания о квадрате как о частном случае прямоугольника, умения строить и распознавать геометрические фигуры; формировать правила вежливого поведения, моделировать ситуации общения в различных ситуациях.
Задачи урока:
- развивать практические навыки построения геометрических фигур на плоскости, развивать смекалку и находчивость, совершенствовать вычислительные навыки и умение решать практические задачи
- формировать самооценку и самоконтроль, умение работать в парах, воспитание сотрудничества, воспитывать трудолюбие, аккуратность, ответственность и интерес к геометрии;
- воспитывать доброжелательность по отношению к товарищам и близким; применять основные правила поведения и соблюдать элементарные нормы общения в общественных местах.
Метод обучения: словесный, практический, наглядный, частично-поисковый.
Оборудование: учебник (Моро М.И., Бантова М.А., Волкова С.И. Математика 2 класс, часть 2), презентация, прямоугольники из бумаги, картинки овощей и фруктов, дерево, вежливый квадрат, модель прямого угла, солнышко вежливых слов.
Планируемые результаты
Предметные: Уметь соотносить предметы реальные и их элементы с изученными геометрическими фигурами. Уметь выполнять чертёж квадрата. Выполнять письменные вычисления изученных видов в пределах 100. Решать текстовые задачи. Знать понятия "Культура общения, элементарных норм общения в семье, в школе.
Метапредметные
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль и оценивать правильность выполнения работы по результату; адекватно воспринимать словесную оценку учителя и товарищей.
Познавательные: осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя; строить речевые высказывания в устной форме, оформлять свою мысль по типу рассуждения, проводить сравнения по заданным критериям, устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение; допускать возможность существования различных точек зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, строить понятные для партнера высказывания.
Личностные: Проявлять учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения учебных и практических задач. Развивать навыки работать в группах.
Ход урока
I. Организационный момент
А ну-ка, дети, встаньте в ряд!
Готов к работе мой отряд?
Занимай свои места.
Математика сложна.
Но скажу с почтеньем я:
Математика нужна
Всем без исключенья.
- Здравствуйте, дорогие мальчики и девочки. Сегодня к нам на урок, к сожалению, не придёт царица Математики, т.к отправилась на занятия к другим ребятам.
- Что это значит, скажите, пожалуйста? (Мы не будем изучать новую тему, а повторим изученный материал)
II. Актуализация знаний
- Сегодня к нам на урок зайдёт один очень важный и умный гость, и будет, проверят ваши знания, которые получили на прошлом уроке.
- Поэтому к его приходу нам нужно приготовиться. Потренируем своё внимание и память.
1. Минутка чистописания
- Открываем тетради, прописываем числа. Какие числа вы пишите однозначные или двузначные? (двузначные, потому что это число состоит из двух цифр)
- Записываем сегодняшнее число 24 февраля, классная работа.
2.Устный счет.
а) Реши числовые выражения
- И так приготовились. (Да)
- Перед вами стоит волшебное дерево, а на нём висят плоды.
- Скажите, пожалуйста, как они называются. (Груши, яблоки, лимоны, помидоры)
- На какие две группы можем разделить их? ( Фрукты и овощи)
- Так как, плоды уже созрели веточкам дерева очень тяжело и могут вот-вот надломиться.
-Давайте спасём волшебное дерево. Ваша задача сорвать каждый фрукт и овощ после решить пример.
- Решите правильно числовое выражение, в подарок получите заколдованную букву.
( примеры 24+21 , 45-23, и т.д) ( дети по одному срывают плоды, буквы вешают на доску)
- Перед вами заколдованные буквы, составьте слово и узнаете, что сказала вам в благодарность волшебное дерево. (С,О,П,С,И,А,С,Б) (один ученик выкладывает слово СПАСИБО)
б) Логическая задача.
- Перечислите, пожалуйста, что за геометрические фигуры вы видите сейчас на слайде?
( Квадрат, прямоугольник, круг, треугольник)
- Это задание прислали ученики вежливой страны: ЗДРАВСТВУЙ, СПАСИБО, ДОБРОЕ УТРО, ПОЖАЛУЙСТА. Они хотят, чтобы вы угадали, кто какую фигуру нарисовал. Послушайте внимательно.
ЗДРАВСТВУЙ не стал чертить многоугольник, ДОБРОЕ УТРО выбрал фигуру у которой все стороны равны, ПОЖАЛУЙСТА начертил четырёхугольник, у которого противоположные стороны равны. Какую фигуру начертил ученик с именем СПАСИБО?
(ЗДРАВСТВУЙ- круг, ДОБРОЕ УТРО - квадрат, ПОЖАЛУЙСТА- прямоугольник, СПАСИБО -треугольник)
III. Самоопределение к деятельности
(На слайде изображены геометрические фигуры: квадрат, круг четырехугольники, прямоугольник и т. д. )
- Ребята, перед вами страна вежливых слов. Посмотрите внимательно на жителей этой страны. Один из них и является тем долгожданным гостем, которого мы ждём.
- А кто это, вы должны отгадать сами, как раз проверим какие вы внимательные. Посмотрите 30 секунд на жителей, затем появится новый слайд, где этой фигуры уже не будет т.к она отправилась к нам на урок. (Дети смотрят на фигуры 30 секунд, появляется новый слайд, где не хватает квадрата)
- Скажите, какой фигуры не хватает? (Квадрата)
появляется вежливый квадрат.
- Знакомьтесь - это Вежливый квадрат!
А вот ее слова:
Спасибо, извините,
Пожалуйста, простите!
В общение друг с другом
Они нам все нужны.
Простите, вам удобно?
И будьте так добры!
И в жизни очень важно
Их часто повторять
Чтоб было все прекрасно,
Что б грустными словами людей не обижать!
- Дорогие друзья, а почему квадрат называют вежливым?. ( он не забывает волшебные слова, и всегда употребляет их в своей речи)
-А что такое вежливость? (Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться)
- А вы, ребята, знаете вежливые слова, перечислите, пожалуйста? (Спасибо, доброе утро, здравствуйте, спокойной ночи, пожалуйста, извините, будь здоров и т. д.)
- Молодцы!
IV Определение темы урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Скажите, пожалуйста, наш вежливый гость вам подсказал тему нашего урока? (квадрат)
- Сегодня мы будем выполнять разные задания вежливого квадрата. Повторять свойства квадрата, чертить и находить его периметр.
- Посмотрите на это солнышко, оно тоже из вежливой страны фигур.
- Но вот беда, пока солнышко добиралось до нас, лучики перестали излучать светом. Каждый лучик светил волшебным словом.
- Чтобы солнышко заново засветило теплом, добром, лаской нам нужно выполнить задания, который приготовил для нас вежливый квадрат.
- Выполнив верно задание, мы сможет зажечь лучи.
Задание 1
- Все эти фигуры являются родственниками и носят одну фамилию. Какую? (Четырёхугольники, т.к четыре угла, четыре стороны)
- Найдите среди четырёхугольников родных братьев квадрата? (ответ детей 2,3,)
1 2 3 4
- По каким признакам вы нашли квадрат? (Квадрат - это прямоугольник, у которого все стороны и углы равны)
- Ребята смотрите, мы выполнили верно, задание и вправе зажечь один вежливый лучик. (Ученик подходит к доске и переворачивает лучик, читает слово Спасибо)
- Когда мы употребляем в своей речи это слово? (Спасибо - когда хотим отблагодарить другого человека)
- Какая фигура лишняя? ( под номером 4, т.к углы не прямые)
-Давайте проверим. Учитель и дети прикладывает линейку к углам 4 фигуры
- Найдите двоюродного брата вежливого квадрата. Перечислите признаки, которые их объединяют? ( под номером 1 , прямые углы, 4 стороны,4 угла, )
- Назовите имя этой фигуры? (Прямоугольник)
на слайде квадрат и прямоугольник
- Что вы можете сказать о противоположных сторонах прямоугольника? ( противоположные стороны равны)
-Что можем сказать о сторонах квадрата? ( все стороны равны)
- Молодцы! Ответили на вопросы и можем зажечь следующий лучик.
( на луче написано слово извините)
- В каких случаях употребляем слово «извините»? ( Когда хотим попросить прощения у тех, по отношению к кому мы, сознательно или нет, совершали плохие поступки)
V Работа над пройденным материалом
1. Работа в парах
Задание 2
- У вас на парте лежат геометрические фигуры. Найдите среди них квадрат и начертите себе в тетрадь. Что нужно для этого сделать? ( измерить линейкой стороны, у квадрата все стороны равны)
- Чему равна одна сторона квадрата? ( 3 см)
2. Практическая работа. Нахождения периметра.
- Найдите периметр квадрата. Что для этого нужно сделать? (сложить все стороны т.е число 3 взять 4 раза.)
на слайде P=а+а+а+а
-Запишите решение в тетрадь.
- Чему равен периметр квадрата ? (12 см)
-Совершенно верно. Зажигаем следующий лучик. Появляется слово Здравствуйте.
- Что обозначает это слово? ( Желаем здравия, т. е. здоровья)
3. Физкультминутка.
Мы работали отлично,
Отдохнуть не прочь сейчас,
И зарядка к нам привычно
На урок приходит в класс.
(Учитель показывает фигуры, если квадрат – делают наклон вправо, влево, если прямоугольник – приседают, если многоугольник – подымают руки вверх хлопают в ладоши).
Задание 3
4. Работа по учебнику с. 35. № 3
Решение задачи. Составление задачи по краткой записи
- Составьте задачу о транспорте на автомобильной стоянке по краткой записи.
Было - 60 м
Уехало - ? м
Осталось -20 м
- Можно выполнить схематический чертёж. На слайде два варианта.
- Выберите тот чертёж, который подходит к нашей задаче. ( 2)
Дети придумывают задачу, разбираем её, а затем записываем решение в тетрадь.
Проверка на слайде решение и ответ задачи
60-20= 40 (м)
Ответ: 40 машин уехало со стоянке.
Зажигаем лучик. Появляется слово, пожалуйста.
- Когда мы говорим это волшебное слово? (Выражает вежливое обращение, просьбу)
Самостоятельная работа.
Задание 4
Решение примеров стр.35 №4. (Вычисли и выполни проверку) (Один ученик работает у доски, остальные – в тетрадях. Кто решит первым поднимает руку, учитель проверяет, оценивает работу).
-Молодцы, вежливый квадрат очень рад, что вы лихо справляетесь с его заданиями.
-Зажигаем лучик? Появляется слово "До свидания".
- Когда мы говорим слово "до свидания"? (Вежливое приветствие при прощании. )
Задание 5
Порядок выполнения действий № 5, с. 35
- Вспомните правила о порядке выполнения действий. (Вычисляем сначала в скобках, затем по порядку слева направо)
(1,2 выражение выполняют у доски 3 самостоятельно)
Взаимопроверка.
-Зажигаем последний лучик. Появляется слово доброе утро.
- Когда произносим такие выражения Доброе утро, день, вечер? (Вежливое приветствие при встрече)
VI Рефлексия
" Проверь себя"
- Перед вами геометрическая фигура. Назовите, кем она приходится квадрату? ( Прямоугольник двоюродный брат вежливого квадрата)
Начертите прямоугольник себе в тетрадь.
- Чему равна длина прямоугольника? (6 см)
- Ширина? (4 см)
1
3 4
2
- Почему мы не измеряем противоположные стороны? (у прямоугольника они одинаковы)
- Провидите одну прямую так, чтобы получилось два квадрата.
- Найдите периметр первого квадрата. Проверка по слайду
P= 3+3+3+3.
P= 12 см
-Оцени свою работу на уроке. На полях тетради начерти смайлик. Красный цвет - на 3
жёлтый цвет - на 4
зелёный цвет - на 5
VII Подведение итогов урока
- Вот и заканчивается наш замечательный урок.
- Какая геометрическая фигура приходила к нам в гости? (Вежливый квадрат)
- Опишите, пожалуйста, нашего гостя? (Это прямоугольник, у которого все стороны равны, прямые углы)
- Почему квадрат прозвали «Вежливым»? ( Он говорит и поступает по-доброму)
-Обратите внимание на наше волшебное солнышко Вежливых слов. Оно светит ярко и согревает нас теплом, добром.
- Надеюсь, эти лучики своей положительной энергией зарядили всех в этом классе.
- Ребята, не забывайте страну вежливых слов и их жителей. Я надеюсь, что и вы будете относиться друг к другу и окружающим с добротой и вниманием.
VIII Домашнее задание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методический комплект по математике (технологическая карта урока «Квадрат. Периметр квадрата» + учебная презентация) 2 класс. УМК "Школа России"
Предмет: математикаКласс: 2 «а»Тема урока: «Квадрат. Периметр квадрата»Цели деятельности учителя: познакомить с квадратом как частным случаем прямоугольника; сформировать у учащихся представления о су...
Конспект урока по математике "Квадрат.Построение квадрата" 2 класс УМК Школа России
Данный конспект будет полезен учителям начальных классов...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК: «Гармония» по теме: С. Маршак «Урок вежливости», И. Пивоварова «Вежливый ослик», Б. Заходер «Очень вежливый индюк».
Цель: через знакомство со стихотворениями С.Я. Маршака «Урок вежливости», И.М. Пивоваровой «Вежливый ослик» и Б.В. Заходера «Очень вежливый ослик» способствовать вежливому, доброжелательному общению и...
Квадрат. Свойства квадрата. Проект « Узоры и геометрический орнамент»
Открытый урок математики...
Конспект урока математики во 2 классе по теме: "Квадрат. Построение прямого угла (квадрата) на клетчатой бумаге".
Конспект урока разработан на основе УМК "Школа России" для обучения детей с ОВЗ (вариант2.2)....
Конспект урока по ручному труду во 2 классе по теме: «Прямоугольник. Квадрат» Конспект урока по ручному труду во 2 классе по теме: «Прямоугольник. Квадрат» Профессия швея.
Тема: «Прямоугольник. Квадрат». Профессия швея.Цель урока: уточнить понятия прямоугольника и квадрата, выявить существенные признаки прямоугольника и квадрата, формировать способность к их...
Технологическая карта урока математики с использованием ИКТ - технологии обучения по теме «Четырёхугольники. Квадрат. Черчение квадрата по заданным вершинам» (2класс)
Пояснительная записка Технологическая карта урока математики с использованием информационно – коммуникативных технологий с элементами здоровьесбер...