Вежливый квадрат
план-конспект урока по математике (2 класс) по теме

Фомина Мария Анатольевна

 Данный материал представляет собой разработку интегрированного урока по математике и окружающему миру по программе «Школа России»,  проведенного во 2 классе по теме: «Квадрат. Правила вежливости», в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения, позволяющая реализовать следующую цель: закреплять знания о квадрате как о частном случае прямоугольника, умения строить и распознавать геометрические фигуры; формировать правила вежливого поведения, моделировать ситуации общения в различных  ситуациях, умения работать в группах; развитие логического мышления, наблюдательности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vezhlivyy_kvadrat.docx555.84 КБ

Предварительный просмотр:

 

Интегрированный урок (математика +окружающий мир)

Вежливый квадрат

 

Фомина Мария Анатольевна

учитель начальных классов

1 квалификационной категории

2017 г

Класс: 2 «В»

Тема урока: Вежливый квадрат.  ( Квадрат. Правила вежливости.)

Тип урока: Закрепление изученного материала (игровые технологии)

Вид урока: Интегрированный

Форма проведения: индивидуальная, фронтальная,  работа в парах.

Цель урока: закреплять знания о квадрате как о частном случае прямоугольника, умения строить и распознавать геометрические фигуры; формировать правила вежливого поведения, моделировать ситуации общения в различных  ситуациях.

Задачи урока:

- развивать практические навыки построения геометрических фигур на плоскости, развивать смекалку и находчивость, совершенствовать вычислительные навыки и умение решать практические задачи

- формировать самооценку и самоконтроль, умение работать в парах, воспитание сотрудничества, воспитывать трудолюбие, аккуратность, ответственность и интерес к геометрии;

- воспитывать доброжелательность по отношению к товарищам и близким; применять основные правила поведения и соблюдать элементарные нормы общения в общественных местах.

Метод обучения: словесный, практический, наглядный, частично-поисковый.

Оборудование: учебник (Моро М.И., Бантова М.А., Волкова С.И. Математика 2 класс, часть 2), презентация, прямоугольники из бумаги, картинки овощей и фруктов, дерево,  вежливый квадрат,     модель прямого угла,  солнышко вежливых слов.

Планируемые результаты

Предметные: Уметь соотносить предметы реальные и их элементы с изученными геометрическими фигурами. Уметь выполнять чертёж квадрата. Выполнять письменные вычисления изученных видов в пределах 100. Решать текстовые задачи. Знать понятия "Культура общения, элементарных норм общения в семье, в школе.

Метапредметные

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль и оценивать правильность выполнения работы по результату; адекватно воспринимать словесную оценку учителя и товарищей.

Познавательные: осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя; строить речевые высказывания в устной форме, оформлять свою мысль по типу рассуждения, проводить сравнения по заданным критериям, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение; допускать возможность существования различных точек зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, строить понятные для партнера высказывания.

Личностные:  Проявлять учебно - познавательный интерес  к новому учебному материалу и способам решения учебных и практических задач.  Развивать навыки работать в группах.

Ход урока

I.        Организационный момент

А ну-ка, дети, встаньте в ряд!

Готов к работе мой отряд?

Занимай свои места.

Математика сложна.

Но скажу с почтеньем я:

Математика нужна

Всем без исключенья.

-  Здравствуйте, дорогие  мальчики и девочки.  Сегодня к нам на урок,  к сожалению,    не придёт царица Математики, т.к отправилась на занятия к другим ребятам.

- Что это значит, скажите, пожалуйста? (Мы не будем изучать новую тему, а повторим изученный материал) 

II. Актуализация знаний

- Сегодня к нам на урок  зайдёт один очень важный и умный гость, и будет, проверят ваши знания, которые получили на прошлом уроке.

 - Поэтому к его приходу нам нужно приготовиться. Потренируем своё внимание и память.

1. Минутка чистописания

- Открываем  тетради, прописываем числа. Какие числа вы пишите однозначные или двузначные? (двузначные, потому что это число состоит из двух цифр) 

-  Записываем сегодняшнее  число 24 февраля,  классная работа.

2.Устный счет.

а) Реши числовые выражения

- И так приготовились. (Да)

- Перед вами стоит волшебное  дерево, а на нём висят плоды.

- Скажите, пожалуйста, как они называются. (Груши, яблоки, лимоны, помидоры)

- На какие две группы можем разделить  их? ( Фрукты и овощи)

- Так как,  плоды уже созрели веточкам дерева очень тяжело и могут вот-вот надломиться.  

-Давайте спасём волшебное дерево. Ваша задача сорвать каждый фрукт и овощ после  решить пример.C:\Users\началка1\Desktop\математика Вежливый квадрат\фото\100_7182.JPG

- Решите правильно числовое выражение, в подарок  получите заколдованную букву.

( примеры 24+21 ,  45-23, и т.д) ( дети по одному срывают плоды, буквы вешают на доску) 

- Перед вами заколдованные буквы, составьте слово и узнаете, что сказала вам в благодарность волшебное дерево.   (С,О,П,С,И,А,С,Б) (один ученик выкладывает слово СПАСИБО)

б)  Логическая задача.

- Перечислите, пожалуйста, что за геометрические фигуры вы видите сейчас на слайде? 

( Квадрат, прямоугольник, круг, треугольник)

- Это задание прислали ученики вежливой страны:  ЗДРАВСТВУЙ, СПАСИБО, ДОБРОЕ УТРО, ПОЖАЛУЙСТА. Они хотят, чтобы вы угадали, кто какую фигуру нарисовал. Послушайте внимательно.

ЗДРАВСТВУЙ не стал чертить многоугольник, ДОБРОЕ УТРО выбрал фигуру у которой все стороны равны,  ПОЖАЛУЙСТА    начертил четырёхугольник,  у которого противоположные стороны равны. Какую фигуру начертил ученик с именем СПАСИБО?

(ЗДРАВСТВУЙ- круг, ДОБРОЕ УТРО - квадрат, ПОЖАЛУЙСТА- прямоугольник, СПАСИБО -треугольник)

III. Самоопределение к деятельности

(На слайде изображены геометрические фигуры: квадрат, круг четырехугольники, прямоугольник и т. д. )

- Ребята, перед вами страна вежливых слов. Посмотрите внимательно на жителей этой страны. Один из них и является тем долгожданным гостем, которого мы ждём.

- А кто это, вы должны отгадать сами, как раз проверим какие вы внимательные. Посмотрите 30 секунд на жителей, затем появится  новый слайд, где этой фигуры уже не будет  т.к  она отправилась к нам на урок. (Дети смотрят на фигуры 30 секунд, появляется новый слайд, где не хватает квадрата)

- Скажите, какой фигуры не хватает? (Квадрата)

 появляется вежливый квадрат.

- Знакомьтесь - это Вежливый квадрат! C:\Users\началка1\Desktop\математика Вежливый квадрат\фото\100_7186.JPG

А вот ее слова:

Спасибо, извините,

 Пожалуйста, простите!

 В общение друг с другом

Они нам все нужны.

Простите, вам удобно?

И будьте так добры!

 И в жизни очень важно

Их часто повторять

Чтоб было все прекрасно,

Что б грустными словами людей не обижать! 

- Дорогие друзья, а почему  квадрат называют вежливым?. ( он не забывает волшебные слова, и всегда употребляет их в своей речи) 

-А что такое вежливость? (Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться)

- А вы, ребята,  знаете вежливые слова, перечислите, пожалуйста?  (Спасибо, доброе утро, здравствуйте, спокойной ночи, пожалуйста, извините, будь здоров и т. д.)

- Молодцы!  

IV Определение  темы урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

 - Скажите,  пожалуйста,  наш вежливый   гость вам подсказал тему  нашего урока?  (квадрат)

- Сегодня  мы будем выполнять разные задания  вежливого квадрата. Повторять свойства квадрата, чертить и находить его периметр.

-  Посмотрите на это солнышко, оно тоже из вежливой страны фигур.

- Но вот беда, пока солнышко добиралось до нас, лучики  перестали излучать светом. Каждый лучик  светил волшебным словом.

- Чтобы солнышко заново засветило теплом, добром, лаской  нам нужно выполнить задания, который приготовил для нас  вежливый квадрат.

- Выполнив верно задание,  мы сможет зажечь лучи.

Задание 1

- Все эти фигуры являются родственниками и носят одну фамилию. Какую? (Четырёхугольники, т.к четыре угла, четыре стороны)

 - Найдите среди четырёхугольников родных братьев  квадрата? (ответ детей 2,3,)

1                   2                          3                                                4

- По каким признакам вы нашли квадрат? (Квадрат - это прямоугольник, у которого все стороны и углы равны)

- Ребята смотрите,  мы выполнили верно, задание и  вправе  зажечь один  вежливый лучик. (Ученик подходит к доске и переворачивает лучик, читает слово Спасибо)

- Когда мы употребляем в своей речи это слово?  (Спасибо - когда хотим отблагодарить другого человека)

- Какая фигура лишняя? ( под номером 4, т.к углы не прямые)

-Давайте проверим. Учитель и дети  прикладывает линейку к углам 4 фигуры

- Найдите двоюродного брата вежливого квадрата. Перечислите признаки, которые их объединяют? ( под номером 1 , прямые углы, 4 стороны,4 угла, )

- Назовите имя этой фигуры? (Прямоугольник)

на слайде квадрат и прямоугольник

- Что вы можете сказать о противоположных сторонах прямоугольника? ( противоположные стороны равны)

-Что можем сказать о сторонах квадрата? ( все стороны равны)

- Молодцы! Ответили на вопросы и можем зажечь  следующий лучик.

(  на луче написано слово извините)

- В каких случаях употребляем слово «извините»? ( Когда хотим попросить прощения у тех, по отношению к кому мы, сознательно или нет, совершали плохие поступки) 

V   Работа над пройденным материалом

1. Работа в парах 

Задание 2

- У вас на парте лежат геометрические фигуры. Найдите среди них квадрат и начертите себе в тетрадь.  Что нужно для этого сделать? ( измерить линейкой стороны, у квадрата все стороны равны)

-  Чему равна одна  сторона квадрата? ( 3 см)

2. Практическая работа. Нахождения периметра.

- Найдите периметр  квадрата. Что для этого нужно сделать? (сложить все стороны т.е число 3 взять 4 раза.)

на слайде P=а+а+а+а

-Запишите решение в тетрадь.

- Чему равен периметр квадрата ? (12 см)

-Совершенно верно. Зажигаем следующий лучик. Появляется слово Здравствуйте.

- Что обозначает это слово? ( Желаем здравия, т. е. здоровья)

3. Физкультминутка. 

Мы работали отлично,

 Отдохнуть не прочь сейчас,

И зарядка к нам привычно

На урок приходит в класс.

(Учитель показывает фигуры, если квадрат – делают наклон вправо,  влево, если прямоугольник – приседают,  если многоугольник – подымают руки вверх хлопают в ладоши).

Задание 3

4. Работа по учебнику  с. 35. № 3

 Решение задачи. Составление задачи по краткой записи

- Составьте задачу о транспорте на автомобильной стоянке по краткой записи.

Было - 60 м

Уехало - ? м

Осталось -20 м

- Можно выполнить схематический чертёж. На слайде два варианта.

 - Выберите тот чертёж, который подходит к нашей задаче. ( 2)

Дети придумывают задачу, разбираем её, а затем записываем решение в тетрадь.C:\Users\началка1\Desktop\математика Вежливый квадрат\фото\100_7189.JPG

Проверка на слайде решение и ответ задачи

60-20= 40 (м)

Ответ: 40  машин уехало со стоянке.

Зажигаем лучик. Появляется слово, пожалуйста. 

- Когда мы говорим это волшебное слово?  (Выражает вежливое обращение, просьбу)

 Самостоятельная работа.

Задание 4

Решение примеров стр.35 №4. (Вычисли и выполни проверку) (Один ученик работает у доски, остальные – в тетрадях. Кто решит первым поднимает руку, учитель проверяет, оценивает работу).

-Молодцы,  вежливый квадрат очень рад, что вы лихо справляетесь с его заданиями.

-Зажигаем лучик? Появляется слово "До свидания".

- Когда мы говорим слово "до свидания"? (Вежливое  приветствие при прощании. )

Задание 5

Порядок выполнения действий № 5, с. 35

- Вспомните правила о порядке выполнения действий. (Вычисляем сначала в скобках, затем по порядку слева направо)

(1,2 выражение выполняют у доски 3 самостоятельно)

Взаимопроверка.

-Зажигаем последний лучик. Появляется слово доброе утро. 

- Когда произносим такие выражения Доброе утро, день, вечер? (Вежливое приветствие при встрече)

 VI Рефлексия

" Проверь себя"

- Перед вами геометрическая фигура. Назовите, кем она приходится квадрату? ( Прямоугольник двоюродный брат вежливого квадрата)

Начертите прямоугольник себе в тетрадь.

- Чему равна длина прямоугольника? (6 см)

- Ширина? (4 см)

        1

3        4

        

        2

- Почему мы не измеряем противоположные стороны? (у прямоугольника они одинаковы)

- Провидите одну прямую так, чтобы получилось  два квадрата.

- Найдите периметр первого квадрата.  Проверка по слайду

P= 3+3+3+3.

P= 12 см

-Оцени свою работу на уроке. На полях тетради начерти  смайлик. Красный цвет - на 3

жёлтый цвет -  на 4

зелёный цвет - на 5

VII Подведение итогов урока

- Вот и заканчивается наш замечательный урок.

- Какая геометрическая фигура приходила к нам в гости? (Вежливый квадрат)

-  Опишите, пожалуйста,  нашего гостя? (Это прямоугольник,  у которого все стороны равны, прямые углы)

- Почему квадрат прозвали «Вежливым»? ( Он говорит и поступает по-доброму)

-Обратите внимание на наше волшебное солнышко Вежливых слов. Оно светит  ярко и согревает нас теплом, добром.

- Надеюсь, эти лучики своей положительной энергией зарядили всех в этом классе.

- Ребята,  не забывайте страну вежливых слов и их жителей.  Я надеюсь, что и вы будете относиться друг к другу и окружающим с добротой и вниманием.

VIII Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплект по математике (технологическая карта урока «Квадрат. Периметр квадрата» + учебная презентация) 2 класс. УМК "Школа России"

Предмет: математикаКласс: 2 «а»Тема урока: «Квадрат. Периметр квадрата»Цели деятельности учителя: познакомить с квадратом как частным случаем прямоугольника; сформировать у учащихся представления о су...

Конспект урока по математике "Квадрат.Построение квадрата" 2 класс УМК Школа России

Данный конспект будет полезен учителям начальных классов...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК: «Гармония» по теме: С. Маршак «Урок вежливости», И. Пивоварова «Вежливый ослик», Б. Заходер «Очень вежливый индюк».

Цель: через знакомство со стихотворениями С.Я. Маршака «Урок вежливости», И.М. Пивоваровой «Вежливый ослик» и Б.В. Заходера «Очень вежливый ослик» способствовать вежливому, доброжелательному общению и...

Конспект урока математики во 2 классе по теме: "Квадрат. Построение прямого угла (квадрата) на клетчатой бумаге".

Конспект урока разработан на основе УМК "Школа России" для обучения детей с ОВЗ (вариант2.2)....

Конспект урока по ручному труду во 2 классе по теме: «Прямоугольник. Квадрат» Конспект урока по ручному труду во 2 классе по теме: «Прямоугольник. Квадрат» Профессия швея.

Тема: «Прямоугольник. Квадрат». Профессия швея.Цель урока: уточнить понятия прямоугольника и квадрата, выявить существенные признаки прямоугольника и квадрата, формировать способность к их...

Технологическая карта урока математики с использованием ИКТ - технологии обучения по теме «Четырёхугольники. Квадрат. Черчение квадрата по заданным вершинам» (2класс)

Пояснительная записка       Технологическая карта урока математики  с использованием информационно – коммуникативных технологий  с элементами здоровьесбер...