Квадрат. Свойства квадрата. Проект « Узоры и геометрический орнамент»
план-конспект урока по математике (2 класс)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« ГИМНАЗИЯ № 5 г. СЕРГИЕВА ПОСАДА»
Открытый урок математики
Квадрат.
Свойства квадрата.
Проект « Узоры и геометрический орнамент»
Составил: учитель начальных классов
Богородская И. В
Тип урока: формирование новых знаний.
Цели: познакомить с квадратом как частным случаем прямоугольника; сформировать у учащихся представления о существенных признаках прямоугольника и квадрата; научить чертить квадрат, решать задачи на нахождение суммы длин сторон квадрата (периметра квадрата); закреплять умение выполнять вычисления изученных видов, развивать внимание и логическое мышление.
Планируемые результаты: учащиеся научатся соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими фигурами; выполнять чертёж квадрата; выполнять письменные вычисления изученных видов в пределах 100; выполнять задания творческого и поискового характера; работать в парах; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.
УУД. Личностные: положительное отношение к урокам математики; умение признавать собственные ошибки.
Предметные: распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их с помощью линейки на бумаге с разлиновкой в клетку; находить периметр квадрата.
Метапредметные (Регулятивные): проверять результаты вычислений; адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять найденные ошибки.
Познавательные: анализировать условие задачи; достраивать часть до заданной геометрической фигуры.
Коммуникативные: сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре; организовывать взаимопроверку; высказывать свое мнение при обсуждении задания.
Оборудование: учебник, презентация к уроку.
Ход урока
I.Мотивирование к учебной деятельности.
Сели удобно, начинаем работать.
Урок математики.
II. Актуализация знаний.
Устный счет : Начнем нашу работу на уроке с устного счета.
( работа с проектором « Устный счет»)
.Устный счет.
- Найди разность чисел 78 и 18
- Найди сумму чисел 55 и 10.
- Увеличь 49 на 20.
- Уменьши 90 на 30.
- На сколько 65 больше, чем 40
- Чему равно сумма чисел 42 и 6
- К какому числу надо прибавить 2, чтобы получить 80
-Из какого числа надо вычесть 12, чтобы получить 50
-Сто уменьшить на 9
-Расположи числа в порядке убывания 77 35 99 27 89 39 13
-Расположи числа в порядке возрастания 47,99 13, 70,21,56,67
-Назовите однозначные числа 65, 8,33,50,2,77,45,4,9, 34
-Назовите круглые числа. 6,90,55,20,4,79,60,20,6,30
III Самоопределение к деятельности
- Что вы видите на доске ? (геометрические фигуры).
- Сколько вершин у каждой геометрической фигуры(4)
-Сколько углов у каждой фигуры(4)
- С помощью прямоугольного треугольника проверим, есть ли прямые углы в каждой геометрической фигуре
( дети выходят и прикладывают , фластером рисуют прямые углы)
3
- 2
4 5
-Сколько прямых углов в каждой фигуре
- У каких фигур все углы прямые ( прямоугольник и квадрат)
- Вспомним, почему фигура “прямоугольник” так называется? Расскажите все, что знаете о прямоугольнике.(4 стороны, 4 прямых угла, 4 вершины, противоположные стороны равны)( ученик выходит и все признаки показывает)
-Перед Вами волшебный сундук. Какую форму он имеет. Докажите. Записаны числовые выражения. Решив их, вы определите тему нашего урока и сформулируйте цели и задачи.
( решаем примеры с названием компонента, и расшифровываем слово.)
56 +12 = р 90-65 = а 87-45= т 64-28=к
89-34 = в 35+55 =д
36 | 55 | 25 | 90 | 68 | 25 | 42 |
к | в | а | д | р | а | т |
-Какое слово у вас получилось ( квадрат)
Он давно знакомый мой.
Каждый угол в нем знаком.
Все четыре стороны одинаковой длины.
Вам его представить рад.
Как зовут его? … (квадрат)
-Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Какова цель урока?
Квадрат.
Цель урока: познакомиться со свойствами квадрата; научиться чертить квадрат в тетради; учиться решать задачи на нахождение суммы длин сторон квадрата (периметра квадрата).
IV Изучение нового материала. Практическая работа.
- Практическая работа. Работа в парах.
На столе у вас прямоугольник и квадрат.
- Давайте сравним их. Что общего и чем различаются.
( отмечаем прямые углы, вершины, стороны)
Найдем различие этих двух фигур ( сгибанием сторон)
4 угла | 4 угла |
Дети прикленивают сходства и разъличия |
- Кто знает, как называется прямоугольник у которого все стороны равны? (КВАДРАТ)
ВЫВОД: Так что же такое квадрат? (Прямоугольник, у которого все стороны равны)
3. Работа по учебнику
Давайте проверим, правильно ли мы сделали вывод. Сравним с выводом авторов учебника.
Найдите в учебнике и прочитайте, что такое квадрат. (с. 34)
- Так чем же отличаются друг от друга квадрат и прямоугольник?
- Найдите квадраты среди других прямоугольников? С.34 №1 (1,4)
Но прежде чем вы начнёте работать, давайте ещё раз проговорим, какие действия вы должны выполнить, чтобы доказать, что эта фигура - квадрат? (Алгоритм)
Составляется алгоритм: ( на доске)
а) Сосчитать углы, вершины;
б) Проверить, все ли углы прямые;
в) Измерить стороны;
г) Сделать вывод, как называется?
4. Самостоятельная работа. ( у каждого таблица)
Попробуем сделать выводы. Отвечайте «да» или «нет».
Прямоугольник и квадрат:
- геометрические фигуры (да)
- многоугольники (да)
- имеют по четыре стороны (да)
- имеют по 4 угла (да)
- все углы прямые (да)
Вывод: прямоугольник – тоже квадрат. (нет). Почему?
А наоборот, квадрат – тоже прямоугольник? (да)
V. Первичное закрепление.
А где в жизни нам встречаются предметы в форме квадрата? Назовите их.
( Это дорожные знаки ; учитель показывает их)
-Учащиеся делают выводы.
А еще геометрическая фигура квадрат лежит в основании пирамиды Хеопа. Пирамида находится в Египте. Давайте попробуем это доказать наглядно.
( Вместе с гостями выполняем задание)
Физминутка
VI. Включение в систему знаний и повторение.
1.Будем учиться чертить квадрат, находить его периметр.
- Чертить будем с прямого угла.
Начертите квадрат со сторонами 4 см.
Докажите что вы начертили квадрат
Найдите Периметр данной фигуры
Что такое периметр.
Я сейчас вам прочитаю задачу, решив ее, вы найдете длину стороны квадрата.
1)Из самого маленького однозначного числа вычтите количество дней недели.
9-7=2 Чему равна сторона квадрата. Начертите данный квадрат. Найдите периметр геометрической фигуры.
2) Увеличите сторону квадрата, на количество лап кошки. Найдите сторону квадрата. Начертите геометрическую фигуру и найдите периметр.
- Скажите ,как еще мы можем назвать прямоугольник и квадрат
( Геометрические фигуры)
(Рассказ учителя о проекте « Узоры и геометрические фигуры)
( Представление проекта детьми 3 минуты)
Дети: Добрый день, Уважаемые посетители нашего музея! Вы находитесь в музеи 2а класса « Мир и геометрия» Квадрат –это латинское слово и означает оно 4
Вашему вниманию представляем « квартет»- это 4 музыканта
« Квадрига» - повозка из 4 лошадей, « Квадрацикл»- мотоцикл на 4 колесах,
Геометрические фигуры квадрат и прямоугольник в давние времена применялись в оформлении одежды, посуды, фасадов домов и домашней утвари. Это оформление называли Орнаментом или узорами.
Это зал « Самовары» В 18-19 веках было модно украшать геометрическими фигурами великие самовары. Фигуры должны быть яркими и большими. Такие самовары были в богатых семьях.
Зал Фасады домов» Фасады в 17 и 18 веках оформляли только геометрическим орнаментом предпочтение отдавали прямоугольным и квадратным фигурам.
Зал « Одежда» Геометрический орнамент присутствовал в женских шляпках, сарафанах. Фигуры должны были располагается близко друг к другу. Выглядело это очень стильно и нарядно.
« Шарфы»- самый модный атрибут одежды человека. Геометрический орнамент выполнялся в строгих тонах. Предпочтение отдавалось в основном квадратам и прямоугольникам.
Не смотрия на то, что квадрат и прямоугольник это геометрические фигуры, но они имеют историческую ценность. Украшая одежду, дома, посуду – они радовали людей, вызывали восхищение, люди жили и творили.
Наша экскурсия подошла к концу
2. Но, а сейчас переходим к более трудной части нашего урока – решению задач.
( На экране задача)
В первого участка собрали 35 кг огурцов, со второго на 13 кг меньше, чем с первого, а с третьего участка на 10 кг больше, чем со второго. Сколько кг огурцов собрали с третьего участка.?
- 35-13=22 ( кг)- собрали со 2 участка.
- 22+10=32 ( кг)
(35-13)+10=32 (кг)
Ответ: 32 кг собрали с третьего участка.
Измените вопрос задачи так, чтобы было объединение участков
(-Сколько всего кг огурцов собрали с трех участков)
- Перед вами две задачи. Выберите каждый из вас задачу, которую вы сможете решить. Выполняем задачу выражение. Ответ.
А) В бассейне было 60 человек. С начало ушли 20 девочек, а 7 мальчиков пришли. Сколько человек стало в бассейне.
Б) В магазин привезли 38 кг яблок и 12 кг груш. До обеда продали 20 кг. Сколько фруктов осталось продать.
Поднимите руки ,кто выбрал задачу под буквой А . Назовите решение.
Поднимите руки ,кто выбрал задачу под буквой Б . Назовите решение.
- Проверь себя и оцени свои успехи.
Перед Вами 3 уравнения. Вы выбираете 2 уравнения, решаете, а затем меняемся тетрадями с соседом. ( В это время у доски решают дети )
Х+14=24 56-Х=30 18+Х=20
4)Какие существуют единицы измерения.
СМ, ДМ, М. ( повторяем единицы измерения)
Мы с Вами попробуем сейчас быть землемерами и измерим объекты.
Перед вами « Магические квадраты» Выполняем задание с комментированием.
3м 7дм +4м 2дм=
10м 9 дм- 5 м 3 дм=
15м 8дм-7м2дм=
4м 5дм 2 см+2м3дм4см=
VII. Рефлексия деятельности.
- С какой новой геометрической фигурой мы познакомились?
- Какая фигура называется квадратом?
- Всё ли было понятно?
- Какое задание было самым трудным? Самым интересным?
- С какими трудностями вы столкнулись?
- О чём расскажете дома?
- Что мы должны были научиться делать? Получилось ли это у вас?
- Поднимите руку, кто теперь знает, что такое квадрат?
- А как вы думаете, мы уже всё узнали про квадрат?
- Конечно же, нет. В дальнейшем на уроках математики и геометрии мы узнаем много нового об этой интересной фигуре. Но это будет позже.
- Кому сегодня на уроке было работать легко? Оцените свою работу. ( Желтый круг- было интересно, кравный интересно, но трудно)
VIII. Итог урока.
Сегодня мы заканчиваем работу над проектом « Орнамент и геометрические фигуры» и предлагаю пополнить наш музей красивой посудой, орнамент, которой будет выполняться только из геометрической фигуры квадрат.
( Данную работу предлагаю выполнить и нашим гостям)
Спасибо за урок. Мне очень приятно, что проектная деятельность Вас очень увлекает и вы пополняете свой багаж знаний.
Р 56 +12 А 90-65 Т 87-45
В 89-34 Д 35+55 К 64-28
Р 56 +12 А 90-65 Т 87-45
В 89-34 Д 35+55 К 64-28
Прямоугольник и квадрат | Да нет |
1 Геометрические фигуры | |
2 Многоугольники | |
3 Имеют по 4 стороны | |
4.Имеют по 4 угла | |
5 Все углы прямые | |
6 Прямоугольник-тоже квадрат | |
7.Квадрат- тоже прямоугольник |
ЗАЛ « САМОВАРЫ»
ЗАЛ « ФАСАДЫ ДОМА»
ЗАЛ « ОДЕЖДА»
ЗАЛ « ШАРФЫ»
ЗАЛ « ВАЗЫ И ОРНАМЕНТ»
ЗАЛ « ВЕЛИКИЕ ПИРАМИДЫ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие по математике " Круговой геометрический орнамент"
Внеклассное занятие по математике " Круговой геометрический орнамент" · Этот материал готовит младших школьников к изучению систематического курса геометрии, учит пользов...
Изобразительное искусство "Геометрический орнамент. Как получаются разные орнаменты"
Цель урока: Иметь представление об орнаменте и о геометрическом орнаменте. Понимать, как из геометрических фигур получаются разные орнаменты, и уметь их создавать.Образовательны...
Урок изобразительного искусства.1 класс. Декоративное рисование.Геометрический орнамент в полосе.Пас.
Тема урока.Декоративное рисование.Геометрический орнамент в полосе.Пас.Учащиеся познакомятся с разнообразием элементов и особенностями орнамента.К концу урока дети смогут нарисовать геометрическ...
Открытый урок по предмету ручной труд: "Геометрический орнамент на тарелочке"
Это конспект урока и презентация, направлены на формирование трудовых навыков и расширение кругозора учащихся. Учащиеся на уроке повторяют и знакомятся с видами орнаментов, анализируют, сравнива...
Рисование геометрического орнамента в квадрате
Рисование геометрического орнамента в квадрате...
Рисование геометрического орнамента в круге.
Рисование геометрического орнамента в круге....
Конспект внеурочного занятия по курсу «Изонить» по теме «Изготовление композиции «Геометрический орнамент». 3 класс
внеурочное занятие по курсу «Изонить»...