Педагогический проект:"Изучение сформированности представлений о геометрических фигурах на уроках математики во 2 классе."
методическая разработка по математике (2 класс) по теме

Определение теоретических и организационно-методических позиций позволяет сделать предположение о том, что разработанный педагогический проект по формирования представлений второклассников о геометрических фигурах на уроках математики может быть достаточно эффективным и рекомендован для внедрения в практику начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt_vkr.docx99.26 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект: «Изучение сформированности представлений о геометрических фигурах на уроках математики во 2 классе».

Разработала: Яркова Елена Валентиновна  (учитель начальных классов )

Современное начальное математическое образование является частью системы среднего образования и в то же время своеобразной самостоятельной ступенью обучения. За последние годы начальное математическое образование претерпело ряд изменений, которые, прежде всего, связаны с изменением целей начального образования, внедрением в образования новейших стандартов – ФГОС НОО.

В «Планируемых результатах НОО» четко прописаны требования к результатам освоения начального курса математики. Одним из важных требований является овладение геометрическими представлениями. «В результате изучения курса математики выпускники начальной школы научатся использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений. Учащиеся овладеют основами логического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретут необходимые вычислительные навыки».

Интерес к теме формирования геометрических представлений у детей младшего школьного возраста на уроках математики вызван её актуальностью и недостаточной разработанностью. Её актуальность обусловлена тем, что в период младшего школьного возраста происходят существенные изменения в психике ребенка. Математика способствует развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности, строгой последовательности рассуждения и его доказательности; дает реальные предпосылки для развития геометрических представлений учеников.

Однако на данный момент существует противоречие между необходимостью формирования представлений о геометрических фигурах и недостаточной разработанностью педагогических технологий позволяющих  формировать данные представления в определенном классе начальной школы.

Необходимость разрешения данного противоречия определяет актуальность исследования и его проблему :какова технология формирования представлений младших школьников о геометрических фигурах на уроках математики во 2 классе.

На основе теоретико-экспериментального исследования была организована опытно-экспериментальная работа.
-Определить критериально-уровневую характеристику и на ее основе выявить исходный уровень сформированности представлений учащихся 2 класса о геометрических фигурах.

-Разработать проект педагогической технологии формирования представлений учащихся 2 класса о геометрических фигурах.

На основе исследования Веры Иосифовна. Логиновой и Полины Григорьевны Саморуковой, были выделены критерии и показатели сформированностипредставлений второклассников о геометрических фигурах

Критерии и показатели сформированности представлений о геометрических фигурах на уроках математики во 2 классе

Критерии

Показатели

Полнота (или объем) соответствия представлений

Характеризуют определенный объем знаний, т.е. меру соответствия знаний некоторому эталону, образцу.

Учащиесяобладают полным объем представлений учащихся 2 класса о геометрических фигурах (луч, углы, прямоугольник) и способов измерения, свойств геометрических фигур.

Обобщенность представлений

Владеют определенными понятиями, которые характеризуют обобщенность представлений.

Учащиеся владеют определенными понятиями, которые характеризуют представления (луч, углы, прямоугольник) о геометрических фигурах и способов  измерения, свойств геометрических фигур.

Доказательность

Степень осмысленности и понимания усвоения знаний, умений доказывать, аргументировать свои ответы, умений приводить примеры из своего опыта.

Степень осмысленности и понимания усвоения представлений о геометрических фигурах (луч, углы, прямоугольник) и способов  измерения, свойств геометрических фигур, умений доказывать, аргументировать свои ответы, приводить примеры.

Гибкость

Умение оперировать знаниями в новых условиях, находить новые способы решения в практических жизненно значимых ситуациях.

Умеют оперировать представлениями о геометрических фигурах

 (луч, углы, прямоугольник) и способов измерения, свойств геометрических фигурах в новых жизненных условиях, находить новые способы его практического применения в жизни.

На основе выделенных критериев и показателей были определены уровни сформированности представлений уровней представлений о геометрических фигурах: высокий, средний, низкий.

Уровни сформированности  представлений о геометрических фигурах у второклассников

Уровни

Характеристика

Высокий уровень

Учащиеся с данным уровнем имеют полные систематизированные знания и представления о геометрических фигурах (луч, углы, прямоугольник), способов  сравнения свойств геометрических  фигур, элементов геометрических фигур.

Умеют изображать указанные геометрические фигуры.

Умеют сравнивать геометрические фигуры одного типа и разных типов. Умеют определять вид фигуры и количество указанных геометрических фигур.

Умеют определять, обозначать элементы геометрических фигур и определять их количество.

Могут называть геометрические фигуры, определять их, сравнивать, разделять, объединять, выявлять их среди других фигур.

Умеют доказывать, аргументировать свои ответы, приводить примеры.

Средний уровень

Допускают неточности при изображении указанных геометрических фигур.

Путается при сравнении геометрических фигур одного типа и разных типов.

Затрудняются при определении вида фигуры и количества указанных геометрических фигур.

Затрудняются доказать, аргументировать свои ответы, приводить примеры.

Допускают ошибки при определении, обозначении элементов геометрических фигур и определении их количества.

Низкий уровень

Не могут изображать указанные геометрические фигуры.

Не умеют сравнивать геометрические фигуры одного типа и разных типов.

Не умеют определять вид фигуры и количество указанных геометрических фигур.

 Не умеют доказывать, аргументировать свои ответы, приводить примеры.

Не умеют оперировать представлениями о геометрических фигурах (луч, углы, прямоугольник) и способов измерения, свойств геометрических фигур

Не применяют при решении в новых жизненных условиях, не находят новые способы его практического применения в жизни.

Допускают ошибки при определении, обозначении элементов геометрических фигур и определении их количества.

Анализ работ по выполнению диагностических заданий позволил выявить уровень сформированности представлений о геометрических фигурах у учащихся второго класса.

Причиной низких показателей является недостаточность усвоения пройденного материала по теме:«Геометрические фигуры» («Точка». «Прямая». «Отрезок») в первом классе.

Таким образом, можно утверждать, что у учащихся 2 класса на недостаточном уровне сформированы представления о геометрических фигурах.

Полученные в ходе констатирующего эксперимента данные подтвердили актуальность поставленной проблемы и были учтены при разработке проекта педагогической технологии по формированию представления о геометрических фигурах.

Педагогический проект по формированию  представлений  о геометрических фигурах второго класса состоит из 4 модулей: целевого, содержательного, процессуально-деятельностного и диагностико – результативного.

Схема педагогического проекта представлена в таблице.

Схема педагогического проекта по формированию  представлений  о геометрических фигурах второго класса

Модуль

Содержание

Целевой

модуль

Цель: формирование представлений о геометрических фигурах у учащихся 2 класса на уроках математики.

Задачи:

1. Формирование представлений изображать указанные геометрические фигуры, сравнивать геометрические фигуры одного типа и разных типов, определять вид фигуры и количество указанных геометрических фигур, определять, обозначать элементы геометрических фигур и определять их количество.

2. Развивать образную память, диалогическую речь учащихся.

3.Развивать кругозор, интерес к познавательной деятельности, способствовать развитию умения работать сообща, согласовывать свои действия.

Содержательный модуль

1 блок: « Луч-Владыка»

2 блок: « Испуганный угол»

 3 блок: «Волшебный многоугольник»

 4 блок: «Две подружки»  Окружность. Круг.

Процессуально-деятельностный модуль

Этапы работы:1.Подготовительный этап- формирование представлений геометрических фигурах. Общие представления о геометрических фигурах.

2.Основной этап- представление об отдельных  типах  геометрических фигур

3.Заключительный этап- закрепление и совершенствование представлений о геометрических фигурах.

Участники образовательного процесса: учащиеся 2 класса, учитель начальных классов.

Средства: учебники и учебные пособия,  раздаточный материал.

Методы: беседа; наблюдение; практические методы (упражнения), поисковые методы (частично – поисковый).

Последовательность: поэтапная реализация каждого

Диагностико-результативный модуль

Результат: повышение уровня сформированности   представлений о геометрических фигурах у учащихся второго класса.

Мониторинг сформированности представлений о геометрических фигурах у учащихся второго класса: исходный, текущий, промежуточный (после реализации содержания каждого блока) ,итоговый.

Диагностические методы: проверочные (диагностические) задания, тестирование.

Экспериментальное обучение должно осуществляться в процессе уроков  математики, 4 раза в неделю.Содержание представлено четырьмя игровыми блоками: « Луч-Владыка», Испуганный угол», «Волшебный многоугольник» ,«Две подружки»  Окружность. Круг.

Педагогический проект включает 3 этапа, которые реализуются последовательно.

        

1 блок:

« Луч-Владыка»

2 блок:

«Испуганный угол»

3 блок:

 «Волшебный многоугольник»

4 блок:

«Две подружки»  Окружность. Круг.

1 блок: « Луч-Владыка»

Структура работы в блоках

Задания по формированию представлений представлений о луче у второклассников на уроках математики

        

формирование представлений о луче, его изображение и обозначение буквами.

формирование представлений сравнивать, отличать луч от отрезка.

формирование умения применять представления о луче,находить способы решения учебной задачи

Беседа по сказкам о «Приключениях веселого Гео»

Задания представлены базовым и повышенным уровнем сложности

Задания на развитие логического мышления

Игровые моменты для снятия утомляемости

Текущая диагностика по достижениям поставленных задач в виде тестов,      самостоятельной работы.

2 блок: «Испуганный угол»

Структура работы в блоках

Задания по формированию представлений представлений о углах у второклассников на уроках математики

        

формирование представлений о углах и его элементах(вершина, стороны).

формирование представлений сравнивать, отличать углы (прямой, непрямой).

формирование умения применять представления о углах, находить способы решения учебной задачи

Беседа по сказкам о «Приключениях веселого Гео»

Задания представлены базовым и повышенным уровнем сложности

Задания на развитие логического мышления

Игровые моменты для снятия утомляемости

Текущая диагностика по достижениям поставленных задач в виде,      самостоятельной работы разного уровня.

3 блок: «Волшебный многоугольник»

Структура работы в блоках

Задания по формированию представлений представлений  о многоугольниках у  второклассников на уроках математики

        

формирование представлений о многоугольниках и его элементах.

формирование представлений сравнивать, отличать многоугольники по видам.

формирование умения применять представления о многоугольниках , находить способы решения учебной задачи

Беседа в занимательной форме (загадки ,стихи)

Задания представлены базовым и повышенным уровнем сложности

Задания на развитие логического мышления (геометрическая мозаика)

Игровые моменты для снятия утомляемости

Текущая диагностика по достижениям поставленных задач в виде,      самостоятельной работы разного уровня.

4 блок: «Две подружки»  Окружность. Круг.

Структура работы в блоках

Задания по формированию представлений представлений о окружности и круге  у  второклассников на уроках математики

        

формирование представлений оокружности и круге

формирование представлений сравнивать, отличать о окружность и  круг

формирование умения применять представления о  окружности и круге, находить способы решения учебной задачи

Беседа по сказкам о «Приключениях веселого Гео» (загадки ,стихи).

Задания представлены базовым и повышенным уровнем сложности

Задания на развитие логического мышления

Игровые моменты для снятия утомляемости

Текущая диагностика по достижениям поставленных задач в виде, самостоятельной работы разного уровня.

Подготовительный этап педагогического проекта предполагает работу по формированию представлений о геометрических фигурах. Общие представления о геометрических фигурах.

На подготовительном этапе мы предлагаем проводить работу на повторение ранее изученныхтем. «Отрезок. Прямая.Точка.». Повторение тем каждого блокаорганизуется  с помощью заданий, тестов из раздела рабочей тетради «Путешествие веселого Гео» «Я –вспомню!».(приложение 5).(с.40)

Основной этап педагогического проекта – предполагает работу по формированию представлений об отдельных  типах  геометрических фигур.

 На основном этапе  предлагаются разноуровневые упражнений  в игровой форме из раздела рабочей тетради «Путешествие веселого Гео» «Я –представлю!».Задания представлены базовым и повышенным уровнем сложности,который учащиеся выбирают сами.(предложения).(с.42)

Заключительный этап проекта – предполагает работу по закрепление и совершенствование представлений о геометрических фигурах.

На этом этапе также предложены    разноуровневые упражнения  в игровой форме из раздела рабочей тетради «Путешествие веселого Гео» «Я –умею!». Задания представлены базовым и повышенным уровнем сложности, который учащиеся выбирают сами. Задания на развитие логического мышления , например (геометрическая мозаика,итд)

Мы предлагаем с обучающимися проводить различные виды работ «Внимательно слушай учителя», «Работай цветными карандашами», «Работай самостоятельно», «Наблюдай!Выполняй!»,«Запомни!», «Впиши нужные обозначения! Выполни построения!», Для любознательных!»работа с текстом (сказками, загадки,стихи). По средствам условных обозначений в рабочей тетради «Путешествие веселого Гео».

При применении педагогического проекта используются индивидуальная, фронтальная форма.

Одним из этапов -анализ и диагностика причины низкого качества выполнения проверочных работ обучающихся. В качестве элемента мониторинга представлена таблица результатов диагностики.

                             Анализ проверочных работ обучающихся 2 класса

Список обучающихся

Всего в классе

Выполнили работу

Определение сформированности представлений о геометрических фигурах

Соотнесение и сравнение геометрических фигур

Выполнение геометрических построений

Применение знаний о геометрических фигурах  в новых условиях

Отметка

1

2

3

Итого

По классу

Выполнили работу

Успеваемость

Количество

Задание повышенного уровня

на «5»

на «4»

на «3»

на «2»

Справились

Не справились

Количество

%

Определение причины низкого качества выполнения проверочных работ предполагает дальнейшую работу ее устранению.

На основании полученных результатов в ходе диагностики, а также опираясь на анализ психолого-педагогический и методической литературы, был разработан педагогический проект и рабочая тетрадь «Путешествие веселого Гео».

Данный проект предназначен для обучающихся 2 классов и состоит из 4 блоков. Определение теоретических и организационно-методических позиций позволяет сделать предположение о том, что разработанная технология по формирования представлений второклассников о геометрических фигурах на уроках математики может быть достаточно эффективной и рекомендована для внедрения в практику начальной школы.

Список использованных источников:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт образовательной стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 48 с.
  2. Фрейлах Н.И. Методика математического развития. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2012. – 208 с.
  3. Чернышова Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова; Под ред. Э.В. Островский. - М.: Инфра-М, 2015.  381 c.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. 123 с.
  5. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? / Г.А. Цукерман.– Москва-Рига, 2000. 310 с.
  6. Шадрина И.В. Математическое развитие младших школьников: теоретические предпосылки / И.В. Шадрина // Начальная школа с вкладкой Практика: журнал. – 2013. – №4 .– С. 72-77


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации развития логического мышления при формировании представлений о геометрических фигурах.

Формирование логических понятий. Игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений....

Рабочая тетрадь «Путешествие веселого Гео»разработанная к педагогическому проекту по формирования представлений второклассников о геометрических фигурах на уроках математики

Разработанный педагогический проект по формирования представлений второклассников о геометрических фигурах на уроках математики может быть достаточно эффективным и рекомендован для внедрения в практик...

Методика формирования представлений о геометрической фигуре

Ознакомление младших школьников с геометрическими понятиями производится в ходе выполнения практических упражнений и эта работа ведётся в течение четырёх лет....

Конспект урока математики 1 класс "Геометрические фигуры: цвет, форма"

Конспект предназначен для 1 класс АООП 1 вариант для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Электронное приложение к урокам математики. 3 класс. УМК «Школа России». Тема: «Геометрические фигуры»

Учащиеся тренируются в определении основных свойст геометрических фигур....

Технологическая карта урока математики«Обозначение геометрических фигур буквами»( УМК Перспектива , 3 класс)

Тема урока «Обозначение геометрических фигур буквами» Тип урока:  «открытие нового знания»Цель урока:  ознакомление детей с написанием заглавных латинских букв, ...

разработка открытого урока математики 1 класс Геометрические фигуры: прямоугольник. Прямоугольник. Квадрат

Разработка урока математики по теме Геометрические фигуры: прямоугольник. Прямоугольник. Квадрат...