ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖИВОТНЫХ У ВТОРОКЛАССНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
статья по логопедии (2 класс)

      В статье раскрывается значение восприятия закономерностей окружающего мира природы в развитии младших школьников с умственной отсталостью. Описаны подходы к диагностике сформированности представлений об окружающем мире у умственно отсталых обучающихся на примере темы «Животные». Приведены конкретные примеры разработки диагностических заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.83 КБ

Предварительный просмотр:

Для всестороннего развития личности ребенка с интеллектуальными нарушениями важную роль играет раннее восприятие им закономерностей окружающего мира природы и способов их рационального применения, а также реализации этих знаний в повседневной действительности.

Представления о животных как представителях живого мира очень важны для формирования у детей объективной картины мира, воспитания нравственного отношения к окружающей среде, ее отдельным элементам и обществу в целом.

Многие отечественные дефектологи в своих трудах отмечали недостатки представлений об окружающем мире у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью (Л.С. Выготский, В.Г. Петровой, И.М. Соловьева, Н.М. Стадненко, Ж.И. Шиф и др.), а именно бедность, узость, неточность, фрагментарность и неадекватность представлений об окружающей действительности учащихся с интеллектуальной недостаточностью [3].

Целью исследования являлось изучение сформированности представлений о животных у второклассников с легкой степенью умственной отсталости. В качестве базы исследования было выбрано государственное областное бюджетное образовательное учреждение «Центр адаптированного обучения», расположенное в городе Великий Новгород.

При разработке диагностических заданий для обследования сформированности представлений о животных у второклассников с легкой степенью умственной отсталости были проанализированы: федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [5], примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [4],

адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью ГОБОУ «Центр адаптированного обучения» (Вариант I) [1], а также учебники «Мир природы и человека» авторов Н.Б. Матвеевой, И.А. Ярочкиной, М.А. Поповой для 1 и 2 классов [2].

Таким образом, на основе вышеуказанных нормативных образовательных

документов были разработаны диагностические задания, целью которых являлось выявление актуального уровня сформированности представлений о животных у второклассников с легкой степенью умственной отсталости.

Диагностические задания были объединены в три группы. Каждая группа заданий имела свою цель.

Первая группа, включающая пять заданий, посвящена внешнему виду и отличительным особенностям домашних животных, а также месту их содержания, особенностям питания и пользе для человека.

Целью первого задания этой группы было исследование у учащихся умения идентифицировать домашних и диких животных в мире природы. Ребенку необходимо было рассмотреть картинки и отобрать те из них, на которых изображены животные, а потом назвать их. Для этого было использовано следующее оборудование: семь карточек размером 11*11 см с различными изображениями. Из них 2 карточки с изображением домашних животных (кошка, корова), 2 карточки с изображением диких животных (волка, ежика), 1 карточка с изображением белого гриба, 1 карточка с изображением рыбы (щуки) и 1 карточка с изображением растения (одуванчика).

Второе задание было предназначено для исследования у учащихся знания домашних животных и умения обобщать объекты. Ребенок должен был посмотреть на картинки и сказать кто на них изображен, а потом назвать изображения одним словом. В качестве оборудования предлагался набор из пяти карточек размером 11*11 см с изображением домашних животных (кошки, собаки, коровы, лошади, овцы).

Целью третьего задания данной группы было исследование у учащихся представления о питании домашних животных. Перед учащимся выкладывались карточки с изображением рыбы, мяса, молока, травы, зерна, насекомых, ягод. Затем по очереди выкладывались картинки с изображением домашних животных (кошки, собаки, коровы, лошади). Учащемуся задавался вопрос «Назови животное и скажи, чем оно питается?».

Четвертое задание предлагалось с целью исследования у учащихся представлений о месте содержания домашних животных. Перед учащимся выкладывались карточки с изображением мест содержания домашних животных (конюшни, будки, лежанки, клетки). Затем по очереди выкладывались карточки с изображением домашних животных (лошади, собаки, кошки). Учащемуся давалось задание: «Назови животное и покажи, где оно живет и назови это место».

Пятое задание было необходимо для исследования у учащихся представления о том, какую пользу приносят человеку домашние животные. Перед учащимся выкладывались карточки с изображением бидона молока, клубка шерсти, яиц и тележки с грузом. Затем по очереди выкладывались карточки с изображением домашних животных (коровы, лошади и овцы) и давалось задание: «Назови животное и скажи, чем оно полезно для человека. Покажи на картинке.»

Вторая группа, включающая в себя три задания, была посвящена внешнему виду и отличительным особенностям диких животных, а также месту их обитания и особенностям питания.

Целью первого задания этой группы было исследование у учащихся знания диких животных и умения обобщать объекты. Перед учащимся выкладывались карточки с изображением диких животных (медведя, зайца, лисы, белки) и давалось задание: «Посмотри на картинки и скажи, кто на них изображен. Назови изображения одним словом».

Следующее задание мы использовали для исследования у учащихся представлений о жилищах диких животных. Для проведения обследования нам были необходимы карточки с изображениями диких животных (белки, зайца, лисы) и карточки с изображением мест обитания (дупла, кустарника, норы, гнезда). Учащемуся предлагалось задание: «Найди, где чей дом».

Третье задание мы использовали с целью исследования у учащихся представлений о питании диких животных. Перед учащимся выкладывались карточки с изображением различных видов корма (малины, орехов, грибов, зайца, мыши, травы, насекомых). Затем по очереди выкладывались картинки с изображением диких животных (лисы, зайца, медведя, ежа) и задавался вопрос «Назови животное и скажи, чем оно питается?».

Третья группа, включающая в себя четыре задания, посвящалась выявлению у обучающихся знаний, умений и навыков по дифференциации домашних и диких животных по внешнему виду, месту обитания, а также умению определять их детенышей.

Целью первого задания было исследование у учащихся представления о частях тела диких и домашних животных. Ребенку предлагалось рассмотреть карточки с изображением животных (лошади, волка и собаки), выбрать необходимую, согласно поставленному вопросу и рассказать о частях тела выбранного животного. При этом предлагались следующие задания:

1. Выбери карточку с изображением домашнего животного и назови части его тела.

2. Выбери карточку с изображением дикого животного и назови части его тела.

Следующее задание мы использовали для того, чтобы проверить у учащихся умение различать сходные и отличительные признаки среди животных по внешнему виду. Для выполнения этого задания ребенку предлагалось рассмотреть пары карточек (кошка – рысь, собака – волк), назвать, кто на них изображен и сказать, в чем сходство, а в чем различие данных животных.

Третье задание мы использовали с целью исследования у учащихся умения дифференцировать животных по месту обитания. Перед учащимся выкладывались карточки с изображением дикой природы и внешнего вида дома. Затем по очереди выкладывались карточки с изображением домашних и диких животных (кошки, медведя, лисы, собаки, ежа, коровы, лошади, волка, рыси). Ребенку давалось задание назвать животных и разложить их в зависимости от места обитания.

И в последнем задании этой группы была поставлена цель исследовать у учащихся представлений о детенышах диких и домашних животных. Ребенку поочередно предлагались карточки с изображением домашних и диких животных (кошки, собаки, коровы, лошади, зайца, лисы, овцы) и давалось задание назвать детенышей этих животных.

В результате исследования актуального уровня сформированности представлений о животных у второклассников с легкой степенью умственной

отсталости были выявлены следующие нарушения:

  1. Неточность представлений о внешнем виде животных.
  2. Затруднения и ошибки в употреблении названий животных.
  3. Ошибки и затруднения при обобщении животных.
  4. Затруднения при дифференциации животных по образу жизни и месту обитания.
  5. Бедность представлений о питании животных.
  6. Неточность представлений о жилищах животных.
  7. Затруднения и неточности в определении детенышей животных.

Таким образом, по результатам проведенной диагностики и выявленных нарушений, был сделан вывод о необходимости проведения целенаправленной коррекционно-развивающей работы по формированию представлений о животных у второклассников с легкой степенью умственной отсталости на уроках на уроках «Мир природы и человека».

Список литературы:

  1. Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью. 1 вариант. / ГОБОУ «Центр адаптированного обучения» - Великий Новгород: 2017 г. [Электронный ресурс]. URL.: http://school7/nov/eduru/ru/ (Дата обращения: )
  2. Матвеева Н.Б. Мир природы и человека. Методические рекомендации. 1-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Попова. – Москва: Просвещение, 2016. – 222 с.
  3. Особенности развития учащихся вспомогательной школы / Под ред. Ж.И. Шиф. - Москва: Просвещение, 1965. – 344 с.
  4. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Электронный ресурс] // URL: (дата обращения ).
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Электронный ресурс] // URL: (дата обращения ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности преодоления ошибок письма, связанных с нарушением языкового анализа и синтеза, у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости»

Оглавление ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………... 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОШИБОК ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ 1.1. Особенности фор...

Комплекс игр и упражнений, направленный на формирование коммуникативных способностей у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости

Игры и упражнения, направленные на формирвоание умения использовать вербальные и невербальные средства общения, развитие эмпатии и умения сотрудничать....

Конспект урока по развитию речи по теме: «В мире профессий» для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости 2 класс

Тема урока: развитие речи-рассуждения на материале по теме «Профессии» с опорой на наглядность.Лексическая тема: «В мире профессий»Цель урока: формировать умение давать разверн...

Статья на тему: «Особенности формирования представлений об окружающем мире у детей с легкой степенью умственной отсталости»

Окружающий нас мир велик и разнообразен. Он включает в себя социальный мир людей, мир природы, мир предметов, созданных человеком. Необходимо помочь ребенку выстроить целостную картину мира, в которой...

Рабочая программа по чтению для учащихся 3 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

Основная цель изучения предмета «Чтение» заключается в коррекции и развитии речемыслительных способностей учащихся с нарушениями интеллекта.             ...

Статья на тему "Методики для определения уровня сформированности коммуникативных навыков у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости."

В статье приведены методики для определения уровня сформированности коммуникативных навыков у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости....