Рабочая программа "Геометрика"
рабочая программа по математике на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Кружок моделирования «Геометрика» работает на основе образовательной программы внеурочной деятельности детей «ТИКО – КОНСТРУИРОВАНИЕ», разработанной на основе программы развития и воспитания детей «Детство», авторы: В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др., рекомендованной Министерством образования Российской Федерации, 3-е переработанное издание 2010 года выпуска, примерных программ внеурочной деятельности под редакцией В.А.Горского.
Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника.
Цель данной программы: создание условий для интеллектуального развития ребенка через формирование пространственного и логического мышления.
Для достижения данной цели решаются следующие задачи:
- ознакомление учащихся с геометрическими фигурами и объемными телами;
- формирование навыков конструирования по образцу, по схеме и по собственному замыслу;
- развитие мотивационной сферы учащихся – интереса к исследовательской деятельности и моделированию;
- овладение навыками пространственного ориентирования;
- вовлечение учащихся в активную творческую деятельностью;
- развитие воображения, умения фантазировать.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников навыков пространственного мышления, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка. Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволит педагогам и родителям формировать, развивать, корректировать у младших школьников пространственные и зрительные представления, наличие которых является показателем школьной зрелости, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения. Девизом данной программы стали такие слова: «Играю – Думаю – Учусь Действовать самостоятельно».
Конструирование в рамках программы – процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом. Для педагога, родителей и ребёнка – это должно стать смыслом и образом жизни, который научит детей через развивающие практические занятия преодолевать трудности, принимать самостоятельные решения, находить более продуктивный и действенный способ достижения возникающей в ходе занятий учебной цели.
Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.
Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование Универсальных Учебных Действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Возраст детей, участвующих в реализации программы, 7 - 11 лет.
Сроки реализации программы - 4 года обучения, занятия проводятся - 1 раз в неделю, 33 занятия в год.
1 четверть – 9н.,
2 четверть – 7н.,
3 четверть – 8н.,
4 четверть – 9н.
Продолжительность занятий:
7 лет – 35 минут.
Формы и режим занятий. Ведущей формой организации занятий является групповая.
Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.
Практическая часть состоит из двух видов деятельности:
1. Практические задания и занимательные упражнения для развития пространственного и логического мышления.
2. Работа по теме занятия с конструктором для объёмного моделирования (ТИКО – Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения).
Учебно-тематический план
Класс | Название темы | Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
1 класс | 33 | 16,5 | 16,5 | |
Плоскостное конструирование | 10 | 5 | 5 | |
Плоскость и объем | 5 | 2,5 | 2,5 | |
Конструирование по собственному замыслу | 5 | 2,5 | 2,5 | |
Логический квадрат | 2 | 1 | 1 | |
Периметр | 2 | 1 | 1 | |
Симметрия | 1 | 0.5 | 0.5 | |
Тематическое конструирование | 8 | 4 | 4 |
Содержание
1 класс
Тема № 1: «Плоскостное конструирование» (10 ч)
Теория: понятия «многоугольник», «четырехугольник»; сравнительный анализ четырехугольников.
Практическое задание: конструирование четырехугольников из ТИКО-деталей.
Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация занятия «Четырехугольники».
Тема № 2: «Плоскость и объем» (5 ч)
Теория: понятия «объем», «геометрическое тело», «куб», «развертка».
Практическое задание: анализ и конструирование куба из развертки.
Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»).
Тема № 3: «Конструирование по собственному замыслу» (5 ч)
Теория: виды конструирования – плоскостное, объемное.
Практическое задание: конструирование фигур по выбору учащихся.
Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»).
Тема № 4: «Логический квадрат» (2 ч)
Теория: правила составления логического квадрата.
Практическое задание: конструирование логического квадрата (3 на 3) по цветам.
Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация «Логический квадрат».
Тема № 5: «Периметр» (2 ч)
Теория: понятие «периметр», вычисление периметра многоугольника.
Практическое задание: исследование - конструирование многоугольников различного периметра из девяти ТИКО-квадратов.
Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация занятия «Периметр многоугольника» (исследование № 1).
Тема № 6: «Симметрия» (1 ч)
Теория: правила составления узоров, понятия «узор», «чередование».
Практическое задание: конструирование узоров с помощью чередования 3 – 4 цветов, фигур.
Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация занятия «Узоры и орнаменты».
Тема № 7: «Тематическое конструирование» (11 ч)
Теория: изучение и анализ иллюстраций по теме «Подводный мир», список фигур для конструирования.
Практическое задание: плоскостное моделирование по теме «Подводный мир».
Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), иллюстрации.
Ожидаемый результат: 1 класс (7 – 8 лет)
По окончании дети должны знать и уметь:
- иметь представление о различных видах многоугольников;
- ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «вправо», «влево», а также –над, -под, -в, -на, -за, -перед;
- анализировать и сравнивать геометрические фигуры по различным признакам;
- составлять плоскостные фигуры из ТИКО-деталей;
- конструировать тематические игровые фигуры по образцу и по собственному замыслу;
- вычислять периметр фигуры практическим путем;
- иметь представление о правилах составления узоров и орнаментов.
Способами определения результативности программы являются:
- Диагностика, проводимая в конце каждого года обучения в виде естественно-педагогического наблюдения.
- Выставка работ детей, выполненных по окончанию изучения темы.
Обеспечение программы методическими видами продукции:
1. Мультимедийные презентации занятий –
- «Многоугольники»
- «Четырехугольники»
- «Логический квадрат»
- «Периметр многоугольника»
- «Куб»
- «Объем»
- «Симметрия»
- «Каталог геометрических фигур и тел»
- «Моделирование многогранников. Правильные многогранники»
- «Моделирование многогранников. Архимедовы тела».
Дидактический материал представлен:
- Схемы плоскостных фигур
- Схемы разверток многогранников
Материально-техническое оснащение занятий:
- Конструктор для объемного моделирования ТИКО – набор «Геометрия», «Класс»;
- Стеллаж для хранения конструктора – 1 штука;
- Мультимедийное оборудование.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Выткалова Л.А., Краюшкин П.В. Развитие пространственных представлений у младших школьников: практические задания и упражнения, издательство, Волгоград: «Учитель», 2009.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/mladshiy_shkolnik/ - программа, методический и дидактический материал для кружка «Геометрика».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая рабочая программа по английскому язаку в 3 классе ( УМК -Биболетова М. З.
Рабочая программа представлена пояснительной запиской и календарно- тематическим планированием для 3 класса...
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...