Технологическая карта урока по математике в 3 классе "Величины и геометрические фигуры"
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 170 с кадетским отделением-интернатом
имени Героя Советского Союза З. А. Космодемьянской»
городского округа Самара
«Открытый» урок математики на тему: «Величины и геометрические фигуры»
в 3 классе
Выполнил:
Самарец Александра Евгеньевна,
учитель начальных классов МБОУ Школы №170 г.о. Самара
Посетил:
Кошкина Ольга Александровна,
заместитель директора по УВР МБОУ Школы №170 г.о. Самара
___________________________
Дата проведения урока: 20.05.2015 г.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Величины и геометрические фигуры»
ФИО: | Самарец Александра Евгеньевна | |
Место работы | МБОУ Школа №170 г.о. Самара | |
Должность | учитель начальных классов | |
Предмет | математика | |
Класс | 3 класс | |
Базовый учебник | Учебник «Математика», 2-я ч., 3-й кл. (авт. Т.Е.Демидова, С.А.Козлова и др.) для ОС «Школа 2100». |
Цель урока: начать формировать представления о плоскости.
Задачи:
- обучающие: 1. Формировать представления о плоских геометрических фигурах как части плоскости и обучать видеть внутреннюю часть плоской фигуры (пропедевтика площади). 2. Продолжить работу по классификации геометрических фигур по различным основаниям. 3. Продолжить формирование представлений о рационализации вычислений на основе изучаемых правил.
-развивающие: 1. Развивать умения решать текстовые задачи несколькими способами и использовать эти умения для проверки решения. 2. Продолжать работать над занимательными задачами (танграм). 3. Развивать логическое мышление, умение анализировать.
-воспитательные: воспитывать интерес к изучаемому предмету, чувства коллективизма, взаимовыручки и взаимопомощи.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
Развиваем умения: 1. -самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей; 2. – составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием; 3. – строить вспомогательные модели к задачам в виде рисунков, схематических рисунков, схем; 4. – анализировать тексты простых и составных задач с опорой на краткую запись, схематический рисунок, схему.
Коммуникативные УУД
Развиваем умения: 1. – работать в команде разного наполнения: паре, малой группе, целым классом; 2. – вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; 3. – активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке; 4. – ясно формулировать вопросы и задания к пройденному на уроках материалу; 5. – ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога; 6. – участвовать в обсуждениях, работая в паре; 7. – ясно формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания; 8. – не бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждении; 9. – работать консультантом и помощником для других ребят; 10. – работать с консультантами и помощниками в своей группе.
Регулятивные УУД
Развиваем умения: 1. – принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания; 2. – принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания (составление плана
действий); 3. – выполнять работу в соответствии с заданным планом; 4. – участвовать в оценке и обсуждении полученного результата;
Личностные: 1. – понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач; 2. – быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению; 3. – не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная работа, работа с текстом учебника, работа с раздаточным материалом, практическая работа в парах, самостоятельная работа, самопроверка, самооценка.
Необходимое техническое оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация.
Оборудование: модель танграма, раздаточный материал (листы со схемой танграма, листы самопроверки), ножницы, лоскут ткани.
Структура и ход урока
Технологическая карта урока
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) | Применяемые СОТ |
1 | Организационный момент. | Приветствие учителя. - Здравствуйте, ребята! Подарим друг другу хорошее настроение – повернитесь лицом к своему соседу по парте и улыбнитесь. Давайте улыбнемся друг другу и поприветствуем сидящих в классе тихо, негромко, вполголоса. - На этом уроке вам предстоит узнать о новом математическом понятии. | Приветствие учащихся. Приветствуют друг друга улыбкой и тихим: «Здравствуйте!» | 1 мин | Здоровьесберегающие технологии | |
2 | Актуализация знаний. | Презентация слайд Презентация слайд | 1. Проверка домашнего задания. 2. Работа с № 1 и № 2 на интерактивной доске. - На какие группы можно разбить фигуры на рисунке? - У каких из предметов, изображенных на рисунке, есть объем? 3. Фронтальная работа. - На прошлом уроке мы повторили названия геометрических фигур и находили их в окружающих нас предметах. Кто помнит названия некоторых из них? Назовите. - А сейчас я предлагаю вам необычный для математики предмет. Это лоскут ткани. Возьмите его вдвоем с соседом и растяните с четырёх сторон. - Попробуйте назвать фигуру, на которую похожа наша ткань. | Ответы учащихся. - Фигуры можно разбить на 2 группы: плоские и объемные. - Плоские фигуры: квадрат, прямоугольник, круг, трапеция, ромб и др. - Объемные фигуры: шар, цилиндр, куб, конус, пирамида и др. - Объем есть у кастрюли, кружки и коробки. Работа в парах – с лоскутом ткани. - Она похожа на прямоугольник, на плоскую фигуру. | 4-5 мин | ИКТ - технологии Проблемно-диалогическая технология Педагогика сотрудничества |
3 | Формулирование нового знания (узнаём новое). | Презентация слайд | Работа с текстом на доске. - В математике – в разделе геометрия - есть понятие – плоскость. - У плоскости края нет. Её можно продолжить во всех направлениях. | Чтение учащимися текста: - Плоскость можно представлять себе в виде очень тонкой, туго натянутой ткани, которая не провисает. Плоскость бесконечна. В реальной жизни представление о плоскости дает поверхность стола, поверхность озера в безветренную погоду. Каждая плоская фигура представляет собой часть плоскости. | 3-4 мин | Технология формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивного чтения) ИКТ - технологии |
4 | Формулирование темы и целей урока. | - Назовите тему сегодняшнего урока. - Какова цель нашего урока? | - Плоскость. - Изучить понятие плоскости и продолжать работать с плоскими геометрическими фигурами. | 1-2 мин | Проблемно-диалогическая технология | |
5 | Первичное закрепление. | Презентация слайд Словарь Схемы Презентация слайд | Практическая работа в парах: работа с раздаточным материалом. - Посмотрите на листы, которые лежат перед вами. - Можно ли назвать частью плоскости лист бумаги? - Разрежьте заготовку по линиям. - Какие фигуры получились. Перечислите их. - Сделайте вывод о данных фигурах (внешние границы, внутренняя часть). Работа с моделью танграма. - Плоская фигура, которую вы разрезали по линиям, называется ТАНГРАМ (с кит., «семь дощечек мастерства») — головоломка, состоящая из семи плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.). Фигура, которую необходимо получить, при этом обычно задаётся в виде силуэта или внешнего контура. При решении головоломки требуется соблюдать два условия: первое — необходимо использовать все семь фигур танграма, и второе — фигуры не должны накладываться друг на друга. - Я предлагаю составить из ваших семи частей танграма любую фигуру. - На доске представлены схемы, выберите любую из них. А тем ребятам, кто уверен в своих силах, предлагаю лишь контуры фигур, чтобы сами подумали, как расположить ту или иную часть. - Посмотрим, что у вас получилось. | Лист бумаги – это изображение плоскости. - Все фигуры плоские. - У каждой фигуры есть граница – замкнутая ломаная линия (внешняя часть) и есть внутренняя часть. Дифференцированная работа с моделью танграма. Обсуждение полученных результатов. | 8-9 мин | Педагогика сотрудничества ИКТ - технологии Здоровьесберегающие технологии Проблемно-диалогическая технология Технология развития критического мышления Технология дифференцированного обучения Игровые технологии Технология оценивания учебных успехов |
Физкультминутка | Разминка с ориентацией на пространственное мышление. - Сейчас нам необходимо отдохнуть. | Активный отдых детей. | 1-2 мин | Здоровьесберегающие технологии | ||
6 | Систематизация и повторение. | Презентация слайд | Работа с учебником. а) Задание № 3, с. 96. - Назовите фигуры на этом рисунке. Плоские они или объемные? - Назовите фигуры, у которых есть прямые углы. - Найдите среди них фигуры, у которых только прямые углы. б) Задание № 4, с. 96 (по вариантам) - самостоятельная работа. - Потренируйтесь решать задания удобным для вас способом. в) Задание № 5, с. 96 - решение задачи. | - Плоские фигуры. - Прямоугольник, квадрат, трапеция. - Прямоугольник, квадрат. Самостоятельная работа. Самопроверка с листа. Работа у доски. | 10-12 мин | Технология развития критического мышления Технология дифференцированного обучения Тренинговые технологии |
7 | Итог урока. Рефлексия деятельности. | Презентация слайд Презентация слайд | Работа с интерактивной доской. - Какие фигуры приготовил мальчик на жёлтом поле? - Что общего у всех фигур? - Урок подходит к концу. Вам было интересно на уроке математики? Почему? Работа над самооценкой учащихся. - Оцените свою работу на уроке. Нарисуйте в тетради улыбку, если все выполнили правильно, серьезное личико, если были какие-то недочеты, и грустную рожицу – если вам не удалось добиться результатов. | - Все фигуры плоские, ограничены замкнутой ломаной, есть внутренняя часть. - Да. Мы интересно работали с геометрическими фигурами. Решали задачу, находили значение выражения и думали над китайской головоломкой – танграм. | 2-3 мин | Технология развития критического мышления Личностно-ориентированная технология Технология оценивания учебных успехов |
8 | Предполагаемая домашняя работа (включающая инвариант и вариант). | Презентация слайд Тренажер | Задание №4, с.96 (др. вариант). Задание № 6* или 7*, с. 97. Доп. задание: посетить интернет-сайт «Игры-онлайн с танграмами»: http://www.game-game.com.ua/20341/ Спасибо за урок! | 1-2 мин | Технология дифференцированного обучения Личностно-ориентированная технология ИКТ-технологии Тренинговые технологии |
Приложение
плану-конспекту урока «Плоскость».
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Презентация к уроку. | мультимедиа | Презентация. | |
2 | Конспект урока (образец). | Интернет-сайт «Школа 2100» | Технологическая карта урока. | |
3 | Словарь. | интернет | Презентация. | |
4 | Схемы фигур. | интернет | Иллюстрация. | http://www.7gy.ru/detskoe-tvorchestvo/podelki/694-tangram.html |
5 | Тренажер. | онлайн | Игра «Танграм». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по математике для 2 класса "Геометрические фигуры"
Урок-пктешествие...
Технологическая карта урока по математике во 2 классе "Повторение. Величины и геометрические фигуры"
Открытый урок...
Конспект урока по математике 2 класс "Пересечение геометрических фигур"
Конспект урока по математике для учащихся 2-х классов "Пересечение геометрических фигур"...
Технологическая карта урока по математике "Преобразование фигур" (УМК «Перспектива» 3 класс
Цель урока: формирование умения для овладения обучающимися знаниями о преобразовании фигур на плоскости – параллельным переносом. Задачи урока Дидактические:Формировать...
Технологическая карта урока по математике для 2 класса. По теме «Пересечение геометрических фигур»
Класс: 2Четверть: 2Тема урока: «Пересечение геометрических фигур»Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: сформировать представление о пересечении геометрических фигурЗадачи урока:Обра...
Технологическая карта урока по математике, тема: "Части фигур", 1 класс
Цель: обобщение представленияо разбивке фигур на части, развитие умения устанавливать взаимосвязь между целой фигурой и её частями.Задачи урока:Дидактические:1. Повторить геометрические фигуры;2. Закр...
Технологическая карта урока по математике "Геометрические фигуры :цвет,форма."
- различать существенные признаки геометрических фигур;- углубить представления учащихся об использовании сведений из геометрии на практике;- развивать логическое мышление, пространственное воображени...