Технологическая карта урока по математике "Преобразование фигур" (УМК «Перспектива» 3 класс
план-конспект урока по математике (3 класс)

Петрова Валерия Евгеньевна

Цель урокаформирование умения для овладения обучающимися знаниями о преобразовании фигур на плоскости – параллельным переносом.

 

Задачи урока

 

Дидактические:

  1. Формировать представления о преобразовании фигур на плоскости;
  2. Формировать умение строить на клетчатой бумаге фигуры по заданным длинам сторон.

Развивающие

  1. Развивать логическое мышление при преобразовании фигур.
  2. Развивать внимание при преобразовании фигур.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к изучению математики;
  2. Воспитывать любознательность, доброжелательное отношение к друг другу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ

Дата: 14.09.2021

Школа: №104

Класс: 3 т

Урок: 3

Время: 9:50-10:30   Кабинет: 109

Студент: Петрова Валерия

Группа:  41

Учитель: Моцная Н.В.

Руководитель практики: Кузнецова Д.В.

Тема урока: «Преобразование фигур»

Тип урока: «открытие» нового знания.

 

Цель урока: формирование умения для овладения обучающимися знаниями о преобразовании фигур на плоскости – параллельным переносом.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Формировать представления о преобразовании фигур на плоскости;
  2. Формировать умение строить на клетчатой бумаге фигуры по заданным длинам сторон.

Развивающие:

  1. Развивать логическое мышление при преобразовании фигур.
  2. Развивать внимание при преобразовании фигур.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к изучению математики;
  2. Воспитывать любознательность, доброжелательное отношение к друг другу.

Оборудование: рабочая тетрадь «Математика» автор Л.Г. Петерсон, 3 класс 2 часть (УМК «Учусь учиться»), учебная презентация, раздаточный материал.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА


Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(15 сек)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный:  фронтальнаябеседа

Приветствует обучающихся.

- Доброе утро, ребята! Меня зовут Валерия Евгеньевна. Сегодня я проведу у вас урок математики.

-Настроимся на работу – откроем наши ладошки новым знаниям и произнесём волшебную фразу: «Я хочу много знать»

-Но в любом деле необходимо соблюдать определённые правила. Прочитаем те правила, которыми мы будем руководствоваться на уроке.

1) Не выкрикиваем.

2) Не перебиваем друг друга.

3) Мы слышим друг друга.

4) Учимся работать сообща.

Приветствуют учителя.

Читают правила.

Р: личностное включение в учебную деятельность.

Презентация: 1, 2 слайд

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный метод: учебный диалог

Практический метод: работа с заданием

Словесный метод: учебный диалог

Практический метод: работа с заданием

1.Повторение пройденного материала.

-Сегодня на уроке вы будете работать с геометрическим материалом. Что вы изучали на уроках математики из этой области?

-Вам сегодня предстоит познакомиться с еще одним математическим правилом.  Но для начала мы начнем урок с повторения того, что нам пригодится для открытия нового.

-Чтобы точно знать о каких геометрических понятиях мы будем говорить на уроке, отгадаем зашифрованное слово, решив примеры.

Г 28:4*30=   И 400*2:100=

Ы 450:5*2=  Р 140:70*10=

У 81:9*2=      Ф 20*7:10=

14

8

210

18

20

180

ф

и

г

у

р

ы

-Какое геометрическое слово было зашифровано?

2.Повторение материала о равных фигурах.

-Посмотрите на слайд. Что вы видите?

-Можно ли сказать, что они равные?

-Каким способом вы определяете равенство фигур?

-Есть еще мнения?

-Проверим. Да, все верно. Молодцы!

3.Выполнение проблемного задания.

-проведем с вами графический диктант. Ставим точку, 4 клетки вправо, две клетки вниз, 4 клетки влево, 2 клетки вверх.

-Перенесите эту фигуру на 7 клеточек вправо. Помните, что при переносе должна получиться равная фигура.

-Кто справился с заданием, поднимите правую руку.

-Кто не справился с заданием, поднимите левую руку.

-В чём ваше затруднение?

Ответы детей.

-фигуры

-Геометрические фигуры

Ответы детей.

-Наложением, 2 фигуры равны, если при наложении они совмещаются.

Ответы детей.

Выполняют задание.

-Мы не знаем как перенести фигуру.

П: выделение информации, заданной аспектом, изменение аспекта рассмотрения в зависимости от учебной задачи; дополнение и расширение знания.

К: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов;

Постановка учебной задачи
(2 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный: фронтальная беседа

Побуждает учащихся к формированию темы и целей урока.

- Тогда подумайте и скажите, какова тема нашего сегодняшнего урока?

 - Отлично! Как вы думаете, какую цель поставим, чему мы научимся сегодня на уроке?

-А для того, чтобы достичь поставленной цели, нам необходимо спланировать нашу работу.

Составим план, используя слова на доске.

Вспомним …

Составим …

Сделаем …

-«Преобразование фигур».

-Научиться преобразовывать фигуры на плоскости – параллельным переносом.

Вспомним правила о равенствах фигур.

Составим алгоритм преобразования фигур.

Сделаем вывод.

П: самостоятельное формулирование темы и цели урока

Л: проявление активности в общей работ

Слайд 6

"Открытие" детьми нового знания
 (10-12 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Наглядный:

демонстрация слайдов

Словесный метод: учебный диалог

Практический метод: работа с заданием

Динамическая пауза

1. Работа с учебником.

-Итак, еще раз вспомним, какие фигуры являются равными.

-Как вы понимаете, что такое преобразование фигур?

Преобразование фигур – перемещение фигур на плоскости, их перенос – параллельный перенос.

-Ребята, давайте вернёмся к проблемному заданию, что нам нужно было сделать?

-Кто сделал это задание и сможет нам объяснить, как переместить эту фигуру на 7 клеток вправо?

-Откроем наши учебники на странице 37, №1.

Прочтите задание.

Объяснение решения задачи:

  1. Выбираем опорные точки данной фигуры;
  2. Отчитываем 7 клеточек вправо ставим точку;
  3. Перемещаем все опорные точки фигуры;
  4. Достраиваем полученные точки фигуры.

-Так же перемещаем фигуру на 3 клеточки вниз.

2.Составление алгоритма.

-Ребята, весь алгоритм перемешался. Давайте же его восстановим.

-Умнички!

-Давайте сделаем вывод.

-Давайте немного разомнемся, встаём.

Динамическая пауза

Во дворе растёт подсолнух,
Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.)
Рядом с ним второй, похожий,
К солнцу тянется он тоже. (Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.)
Вертим ручками по кругу.
Не задень случайно друга!
Несколько кругов вперёд,
А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)
Руки в спину упираем,
Поясницу прогибаем.
А теперь давай, дружок,
Посмотри на потолок. (Поставить ладони сзади на пояс, медленный прогиб назад.)
Отдохнули мы чудесно,
И пора за парты сесть нам. (Дети садятся за парты.)

-Фигуры будут равными, если при наложении они совпадают, т.е. совпадают все точки.

Ответы детей.

- Перенесите эту фигуру на 7 клеточек вправо.

Объяснение детей. Выполнение задания.

-Перенесите данную фигуру сначала, на 7 клеточек вправо, а потом на 3 клеточки вниз. Результаты преобразований черти карандашами разных цветов.

Выполняют задание.

1. Отметь опорные точки.

2. Выбери направление переноса.

3. Перенеси опорные точки на нужное расстояние.

4. Восстанови фигуру.

-При таких преобразованиях каждая точка фигур перемещается в одном и том же направлении на одно и то же расстояние. При этом линии соединяющие соответствующие точки фигур, параллельны.

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывании

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Слайд 7,8,9,10,11

Первичное закрепление
(5 мин)

Усвоение нового способа действий

Практический метод: работа с заданием

Формулирует задание на закрепление.

-Ребята, что же такое преобразование фигур?

-Задание №2. Прочтите.

-Задание №3. Прочтите.

-Вам нужно выполнить это задание в паре, но записывает каждый себе в тетрадь.

-Выполним задание № 4, стр 37. Прочитайте.

 

-Один человек к доске, с проговариванием, остальные в тетрадях.

Молодцы!

-Какой вывод мы с вами сделаем?

-Преобразование фигур – перемещение фигур на плоскости, их перенос – параллельный перенос.

-Расскажи словами, какое преобразование превращает фигуру А в фигуру В, в фигуру С. Как преобразовать фигуру В в фигуру С?

-Нарисуй квадрат со стороной 5 клеточек. Сначала перенеси его на 15 клеточек вправо, а потом на 3 клеточки влево. Каким одним из преобразование можно заменить эти два?

-Нарисуй квадрат со стороной в 4 клеточки. Сначала перенеси его на 7 клеточек вправо, а потом на 5 клеточек вниз. Опиши обратное преобразование.

Преобразование фигур – перемещение фигур на плоскости, их перенос – параллельный перенос. Так же есть обратное преобразование – перемещение фигур в обратном порядке.

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точность

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Слайд 12,13

Самостоятельная работа с самопроверкой
(5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практический метод: работа в учебнике

Формулирует задание для закрепления знаний.

-Вы поработали вместе, а теперь выполните задание самостоятельно. Я вам раздам листы вам нужно выполнить задание на листе.

Проверим по эталону: 

-Поднимите руки те, кто выполнил задание правильно.

-У кого были затруднения?

-В чём причина?

-На что нужно обратить внимание?

-Поставьте знай «?» и исправьте ошибки.

-Поставьте знак «+» если вы выполнили все правильно.

Выполняют задание.

Оценивание своей деятельности.

Р: выполнение пробного учебного действия;

П: контроль и оценка

 

Включение в систему знаний, повторение

(5 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Практический метод: работа с задачей

- Ребята, сейчас я вам предлагаю решить задачу на странице 18, №7 б

-Желающий выходит к доске и составляет задачу.

- Что известно в задаче?

- Что надо найти?

– Каким действием мы будем решать задачу?

-Прочитайте ответ задачи.

-Хорошо, молодцы

Мише 11 лет, его сестре 3 года.

Во сколько раз Миша будет старше сестры через 5 лет?

  1. 11+5=16 (лет) – Мише через 5 лет.
  2. 3+5=8 (лет) – сестре через 5 лет
  3. 16:8=2 (раза) – Миша старше сестры через 5 лет

(11+5):(3+5)=2

Ответ: через 5 лет Миша будет в 2 раза старше сестры.

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Л: проявление активности в общей работы

Слайд 14

Рефлексия деятельности

(1 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный: фронтальная беседа

Подводит итог урока.

- Итак, ребята, подведем итоги нашего урока.

-Что нового вы сегодня узнали?

-Что такое преобразование фигур?

- Вы достигли поставленной цели?

- Ребята, у вас на парте лежит солнышко.

Оцените свою работу следующими знаками:
- Кто испытывал трудности при выполнении заданий, но старался , быстро находил место ошибки, всё исправил, то на солнышке ставит точку и говорит себе: «Я работал хорошо».
- Кому на уроке работать было трудно, и остался вопрос, который вам хочется мне задать, напишите на солнышке вопросительный знак и скажите: «У меня обязательно всё получится».
- Кому всё было понятно, кто активно работал, может помочь товарищу, поставьте себе восклицательный знак и скажите: «Я молодец!».
- Молодцы! Я вижу, как солнышко дарит свои тёплые лучи каждому из вас. Оно живёт в каждом человеке, и от этого мы становимся добрее, ласковее внимательнее.

- Ребята, вы хорошо поработали сегодня.

- Спасибо вам за сегодняшний урок, можете быть свободны.

Подводят итог

-  Что такое преобразование фигур и как изображать фигуру на плоскости.

- Преобразование фигур – перемещение фигур на плоскости, их перенос – параллельный перенос..

- Да.

Организуют самооценивание.

К: умение полно и точно выражать своё мнение

Л: самооценка; П: рефлексия способов и условий действий.

Слайд 15


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Добр ое утро !

Слайд 2

Правила 1) Не выкрикиваем. 2) Не перебиваем друг друга. 3) Мы слышим друг друга. 4) Учимся работать сообща.

Слайд 3

14 8 210 18 20 180 Работа в паре Отгадать зашифрованное слово, решив примеры. Время: 2 минуты

Слайд 4

14 8 210 18 20 180 ф и г у р ы Работа в паре Отгадать зашифрованное слово, решив примеры. Время: 2 минуты

Слайд 6

Равенство фигур Две геометрические фигуры называются равными, если их можно совместить друг с другом, наложив одну на другую.

Слайд 7

Графический диктант Задание: перенесите эту фигуру на 7 клеточек вправо

Слайд 8

Тема урока: «Преобразование фигур » Цель : Научиться преобразовывать фигуры на плоскости – параллельным переносом.

Слайд 9

Сделаем вывод. Вспомним правила о равенствах фигур. Составим алгоритм преобразования фигур. Восстановите порядок :

Слайд 10

Вспомним правила о равенствах фигур. Составим алгоритм преобразования фигур. Сделаем вывод. План:

Слайд 11

Преобразование фигур Перемещение фигур на плоскости, их перенос – параллельный перенос.

Слайд 12

Графический диктант Задание: перенесите эту фигуру на 7 клеточек вправо

Слайд 13

Графический диктант Задание: перенесите эту фигуру на 7 клеточек вправо

Слайд 14

Учебник с.37, №1

Слайд 15

Учебник с.37, №1

Слайд 16

Учебник с.37, №1

Слайд 17

1 . Перенеси опорные точки на нужное расстояние. 2 . Восстанови фигуру. 3. Отметь опорные точки. 4. Выбери направление переноса . Алгоритм преобразование фигуры :

Слайд 18

1. Отметь опорные точки. 2. Выбери направление переноса. 3. Перенеси опорные точки на нужное расстояние. 4. Восстанови фигуру . Алгоритм преобразование фигуры :

Слайд 19

Преобразование фигур Перемещение фигур на плоскости, их перенос – параллельный перенос.

Слайд 20

Учебник с.37, №2 A A B B C C

Слайд 21

Учебник с.37, № 3 В парах – 2 минуты 1 2 3

Слайд 22

Учебник с.37, № 4 1 2 3

Слайд 23

Самостоятельная работа Выполнить з адание по вариантам на листе. Время: 5 минут

Слайд 24

Самостоятельная работа 1 2 3 4

Слайд 25

Самостоятельная работа Вариант 1 Вариант 2

Слайд 26

Учебник с.38, №8 (б)

Слайд 27

Тема урока: «Преобразование фигур » Цель : Научиться преобразовывать фигуры на плоскости – параллельным переносом.

Слайд 28

Вспомним правила о равенствах фигур. Составим алгоритм преобразования фигур. Сделаем вывод. План:

Слайд 29

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира по программе "Перспектива" 1 класс. Автор: Плешаков А.А. Тема урока Как ухаживать за комнатными растениями

Данный урок предназначен для 1 класса по программе "Перспектива". На уроке дети знакомятся с темой " Как ухаживать за комнатными растениями". В урок входит работа с электронным приложением, а так же п...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока математики "Геометрические фигуры: прямоугольник и квадрат" и мультимедийная презентация) 2 класс

Класс: 2 «а»Тема урока: «Геометрические фигуры: прямоугольник и квадрат»Цели деятельности учителя: познакомить со свойством противоположных сторон прямоугольника; познакомить с квадратом как частным с...

Технологическая карта урока математики "Площадь фигуры. Сравнение площадей"

Урок открытия нового знания  разработан в технологии деятельностного метода и предначен для учащихся 2 класса....

Технологическая карта урока математики "Периметр фигуры"

Цель: познакомить с разными  способами находжения периметра фигуры"...

Технологическая карта урока математики «Геометрические фигуры» (УМК Минаева С.С., Рослова Л.О., Рыдзе О.А. 3 класс)

Тип урока: урок рефлексии Цель урока: повторение формулы нахождения площади прямоугольника Задачи урокаДидактические:Повторять формулу нахождения площадиУчить использовать формулу нахо...

Технологическая карта урока математики "Преобразование фигур", 3 класс (УМК "Перспектива")

Цель урока: знакомство учащихся с преобразованием фигур на плоскости – параллельным переносом.Задачи урокаДидактические:Познакомить с понятием “Преобразование фигур”;Отрабатывать нав...