Разработка урока математики по теме Литр
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Ануфриева Светлана Романовна

Разработка урока математики по теме " Литр" в 1 классе, УМК "Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_matematiki_po_teme_litr.docx48.85 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                         МОУ «Социокультурный центр» с. Лопхари


Конспект урока по математике на тему:

«Единица измерения объёма жидкости – литр»

                                              Подготовила: Ануфриева Светлана Романовна,  

учитель начальных классов

                                                                                                           2017г.

Тема

Единица измерения объёма жидкости – литр

Цель темы:

понимать значение литра для измерения вместимости (объёма)

Задачи:

  • сформировать представление о литре;
  • исследование ситуаций, требующих введения новой мерки;
  • совершенствовать навыки сложения и вычитания в пределах 10;

Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления. Способствовать  привитию аккуратности, терпения, преодоления трудностей, правил поведения на уроке.

Формировать УУД:

Личностные:

 - сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;

- понимать и следовать в деятельности нормам эстетики;

- работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности;

- развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям;

- следовать установке на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении;

- способствовать проявлению познавательной инициативы в оказании помощи соученикам;

- следовать в поведении моральным и этическим требованиям;

- способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности;

- работать над осознанием ответственности за общее дело.

Регулятивные:

- фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

- способствовать выполнению пробного  учебного действия;

- создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания: вносить необходимые корректировки в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера  сделанных ошибок; высказывать свое предположение;

- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя: проговаривать последовательность действий на уроке: работать по коллективно составленному плану: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

Коммуникативные:

- создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте (совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им);

- помочь ребенку в аргументации своего мнения (умение оформлять свои мысли в устной форме: слушать и понимать речь других).

Познавательные:

- развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать;

- помочь выделить и сформулировать учебную задачу;

- развивать умение работать с разными видами информации;

- продолжать работать над формированием умений выполнения действий по образцу;

- работать над использованием знаково-символичных средств;

- способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке;

- умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя;

добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

  • Предметные:

Знает понятие объем и единицу измерения объема – литр;

Умеет сравнивать предметы по объему с помощью переливания.

Понимает отношения между числами (больше, меньше, равно).

Правильно употребляет в речи математические понятия.

Умеет  правильно обозначать величину  - литр.

  • Личностные:

Умеет проводить самооценку и рефлексию на основе критерия успешной учебной деятельности.

  • Метапредметные:
  • Регулятивные:

- определяет и формулирует цель на уроке с помощью учителя;  проговаривает последовательность действий на уроке; оценивает правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; работает по коллективно составленному плану; планирует свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывает свое предположение.

  • Коммуникативные:

Умеет оформлять свои мысли в устной форме;

Слушает и понимает речь других; умеет совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные:

Умеет ориентироваться в своей системе знаний;  отличает новое от уже известного с помощью учителя; добывает новые знания; находит ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Основные понятия

Литр, объем, знаки < (больше), > (меньше), = (равно)

Межпредметные связи

Окружающий мир,

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник Г.В.Дорофеев.Т.Н. Миракова « Математика» 2 часть,  рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса« Математика» 2 часть,

Методическое пособие, стакан, банка и др. литровые емкости,  наглядный и раздаточный материал, презентация, электронная физмиинутка.

Технология проведения

Деятельность

ученика

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты УУД

Предметные

УУД

I этап. Мотивация к учебной деятельности

Цели:

 – актуализировать требования  к ученику со стороны учебной деятельности;

- создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.

Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их.

Проводить инструктаж, настраивать детей на работу.

I этап. Организационный момент.

Учитель.  Прозвенел звонок, начинается урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня снова вместе. Девизом нашего урока станет пословица «Терпение и труд всё перетрут». Слайд 2

 Как вы её понимаете?

Дети. Чтобы что-то получилось, надо потрудиться.

Учитель: Проверьте, как организовано ваше «рабочее место», как расположены на парте учебник, тетрадь, пенал. Счетный материал. Почему это важно?

Дети: Чтобы на уроке работать чётко, не терять зря время.

Учитель. Покажите, с каким настроением вы начинаете урок?

Умеет слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Умеет  находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД)

II этап. Актуализация знаний.

Цель -  включить учащихся в учебную деятельность.

Работать с информацией, представленной в форме загадок.

Формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Создать у детей эмоциональный настрой на урок

II этап. Актуализация знаний.

  1. Интеллектуальная разминка.

- Как называют сладости в обёртках? (конфеты)

- Как называется геометрическая фигура без углов? (круг, овал)

- Что вырастает весной, а опадает осенью? (листья)

- Бабушкина дочь – это? (мама)

- Название каких деревьев начинается с согласного звука?

- Кто ответит, какое время года сейчас? (весна)

-Назовите месяц?

- Какой по счету  в году месяц март?

- А какой он по счету как весенний месяц?

Умеет оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД);

Умеет ориентироваться в своей системе знаний (Познавательные УУД)

III этап.

Устный счет.

Цель – закрепить счёт в пределах 10.

 

Работать с информацией, представленной в форме задач.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать фронтальную работу по счёту в пределах 10,

показать учащимся насколько последующее число больше предыдущего

в обсуждение проблемных вопросов.

Организует название шагов учебной деятельности.

III этап. Устный счёт

1.Витя сделал 3 желтых фонарика и 2 синих. Сколько всего фонариков    сделал Витя?

Дети. В задаче говорится о том, что Витя делал фонарики желтые и синие. Спрашивается, сколько всего фонариков сделал Витя? Задача решается сложением. К 3 прибавить 2 получаем 5. Ответ: 5 фонариков.

Учитель: Запишите решение задачи в тетрадь.

2. В классе 8 мальчиков , а девочек на 3 меньше. Сколько девочек в классе?

У. Известно, что мальчиков было 8, а девочек на 3 меньше, это значит – столько же, но без 3. Задача решается вычитанием. Из 8 вычесть 3, получаем 5. Ответ : 5 девочек в классе.

3. Посчитаем в прямой последовательности: 0,1,2,3,…..

     Посчитаем в обратной последовательности: 10, 9,8…..

Самооценка.

Учитель. – Кто желает проанализировать, как он сейчас поработал (по опоре)

Каким словом ты оценил бы сейчас свою работу?

На доске находится алгоритм самооценки в помощь учащимся.

  1. Какое задание мне надо было выполнить и с какой целью?
  2. Удалось ли мне выполнить задание?
  3. Успешно или с ошибками?
  4. Как я выполнял задание: самостоятельно или с чьей-то помощью?

  Знает название и последовательность чисел при счете

Понимает отношения между числами (больше, меньше, равно).

Умеет оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД);

Умеет ориентироваться в своей системе знаний (Познавательные УУД)

IV этап. Формулирование проблемы. Самоопределение к деятельности

Цель – планирование деятельности  на уроке

Участвовать в работе по решению примеров

Оценивать правильность выполнения заданий.

Участвовать в обсуждении вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать работу в парах

обеспечить

контроль

за выполнением

задания.

Включить учащихся

в обсуждение

вопросов.

IV этап. Формулирование проблемы. Самоопределение к деятельности.
На доске прикреплены таблички со словами: весы, длина, сантиметр, линейка, масса, килограмм, объем.

- Разбейте слова на группы. Объясните свой выбор.

Весы                        длина

Масса                     сантиметр

Килограмм           линейка

Дети. Длина измеряется линейкой, единица измерения-сантиметр.

- Масса измеряется с помощью весов, единица измерения – килограмм.

Что такое масса и длина?

Дети. Это величины.

Учитель. Почему массу и длину мы можем назвать величиной?

Дети. Потому что их можно сравнить и измерить.

- Почему слово «объём» вы не отнесли ни к одной группе?

Дети.  Мы не знакомы с этим словом, не знаем что оно означает.

Учитель.Как вы думаете,что же сегодня на уроке нам предстоит выяснить?

Дети. Что такое объем?

Является ли объем величиной?.

Чтобы это доказать или опровергнуть, что вам надо выяснить об объеме?

  1. Что такое объем?
  2. Можно ли сравнить объем?
  3. Как измерить объем?
  4. Каковы единицы измерения объема?

Что мы сейчас с вами сделали?

Спланировали свою дальнейшую деятельность.

- Для чего все это вам нужно знать? Где эти знания могут вам пригодится?

-Когда надо что-то отмерить, молоко, воду.

  1. Физминутка (электронная)

Знает, называет  и обозначает различные величины

Выдвижение гипотез

Умеет оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

Находит ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД)

Оценивает правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД)

VI этап. Открытие нового знания.

Цель –  познакомить учащихся с  понятием  объем;  

- познакомить учащихся с  единицей измерения объема – литр

 

Работать с информацией, представленной в виде проблемных вопросов.

Осуществлять и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре).

Участвовать в обсуждении вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать работу в парах, обеспечить

контроль

за выполнением

задания.

Организовать фронтальную работу по учебнику.

Включить учащихся

в обсуждение вопросов.

Организовать практическую деятельность учащихся

VI этап. Открытие нового знания.

Учитель берёт в руки стакан с водой.

      - Что у меня в стакане? (вода)

      - Какая она?(жидкая)

     Учитель выливает часть воды на стол или на пол и спрашивает, что произошло с водой?

        (Она растеклась, потому что жидкая.)

    -  Как вы думаете, что необходимо для жидкости, чтобы она не растекалась? (Ёмкости)

     -           Приведите примеры ёмкостей. (стакан, банка, кастрюля, ведро, бочка и пр.)

Сегодня на урок я принесла различные предметы, которые вам хорошо знакомы: это стакан, банка, бокал.

    Для чего мы используем эти предметы в жизни.

      Дети. Чтобы наливать в них разные жидкости – чай, молоко, воду.

     Учитель. Какие задания можете предложить для работы с тем, что стоит у меня на столе?

     Дети.    Можно узнать, сколько воды в каждом сосуде. Можно выяснить, где больше всего воды, а где меньше?

    Учитель. Давайте проверим, во все ли эти предметы помещается одинаковое количество жидкости. Как это сделать?

    Дети. Переливанием.-

     Учитель. Возьмем стакан с водой и посмотрим, такое ли количество жидкости помещается в банке. Для этого воду из стакана перельем в банку. Видно, что вода из стакана поместилась в банке вся, и при этом в банке еще осталось место. Значит, можно сделать вывод:

    Дети. Что воды в стакане меньше, чем в банке.

    Учитель. Проверим, одинаковое ли количество воды помещается в стакане и в бокале. Перельем воду из стакана в бокал. Видим, что вода поместилась вся и ее ровно столько же, сколько в стакане. Можно сделать вывод:

     Дети. Что в стакане и в кружке помещается воды одинаково.

     Учитель. Сейчас при переливании нас интересовал цвет сосудов?

     Дети. Нет.

     Учитель.А их форма?

     Дети. Нет.

    Учитель. Имел ли для нас значение материал, из которого сделаны сосуды?

    Дети. Нет

    Учитель. А их масса?

    Дети. Нет.

    Учитель. А что же было для нас важным?

    Дети. Больше или меньше поместится в них воды.

    Учитель. По другому можно сказать, при решении данной задачи нас интересовала вместимость сосудов, или в математике говорят «объем».

Над каким пунктом мы сейчас работали?

- Что такое объём?

    Итак, мы сравнивали объемы сосудов: стакана, бокала, банки. Наши сравнения можно    записать с помощью знаков: >,<,=

Стакан < банка

Стакан  = кружке

     Раз мы сумели сравнить объемы сосудов и воспользовались знаками <,>, =, значит   можно сказать, что объем-это величина.

На какой пункт мы сейчас дали ответ?

- Можно ли сравнить объём?

    Учитель. Всегда ли можно измерить объем сосуда с помощью переливания?

    Дети.  Нет, может быть, они находятся далеко друг от друга, может быть сосуд только один.

     Учитель. Итак, если сосуд один, то, как измерить, сколько жидкости в нем помещается?

     Дети. Надо выбрать какую-то мерку.

Практическая работа.

На столе у учителя банка, различные мерки и вода

1.- Давайте помощью бокала  измерим, сколько жидкости помещается в этой банке

Вывод: в этой банке помещается ….бокалов воды.

  1. Возьмем другую мерку – стаан и измерим, сколько в банку помещается воды из стакана.
  2. Вывод: в этой банке помещается … стаканов воды.

- Что получилось: когда взяли одну мерку, то получилось …бокалов воды, когда взяли другую мерку-…стаканов воды? (мерки разные)

- Как вы думаете, достаточно ли такое измерение? Ведь тогда каждый человек может выбрать свою мерку и один человек скажет, что получилось …бокалов, а другой – получилось….банок воды.

     Тогда была выбрана одинаковая единица измерения объема. Давайте прочитаем об этом на с. 44.

      Слово литр сокращенно пишут так:  л (на доске карточка литр-л)

      Где вы уже встречались с этой единицей измерения вместимости?

      Дети.  В магазине продают сок в коробках 1 литр, 2 литра. Мама покупает молоко, кефир в пакетах 1 литр. Папа заправляет машину на заправке бензином, ему автомат заливает 10 литров, 20 литров.

    Учитель. Над каким пунктом плана мы сейчас работали?

Как измерить объем и каковы единицы измерения объема

Умеет распознавать и исследовать исходные данные;

Умеет сравнивать предметы по объему с помощью переливания;

Понимает отношения между числами (больше, меньше, равно);

Правильно употребляет в речи математические понятия;

Умеет  правильно обозначать величину  - литр.

Планирует свое действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД)

Умеет оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

Находит ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД)

VII. Применение нового знания. Работа с учебником.

Цель –  тренировать навыки использования нового содержания совместно с изученным ранее.

Работать с информацией, представленной в форме рисунка.

Участвовать в обсуждении вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Включить учащихся

в обсуждение вопросов.

VII. Применение нового знания. Работа с учебником

    Учитель. 1.Прочитайте задачу № 2 на с. 44.

О чем говорится в задаче?

    Дети. О кастрюлях.

    Учитель. Что известно про первую кастрюлю?

    Дети.  В оранжевой кастрюле было 5 литров воды.

    Учитель.Что говорится в задаче о второй кастрюле?

    Дети.  Известно, что в синей кастрюле было на 3 литра больше воды.

- На какой вопрос надо дать ответ?

Д. Сколько литров воды налили в синюю кастрюлю.

- Можем ли мы ответить на вопрос задачи?

Д. Да, потому что на 3 литра больше это столько же, сколько и в оранжевой, да еще 3. Задача решается сложением. К 5 прибавить 3 получится 8. Ответ 8 литров воды в синей кастрюле.

- Давайте сконструируем задачу.

       Ребята, давайте вспомним, из каких частей состоит задача? (ответы детей: «Задача состоит из условия, вопроса, решения и ответа. Условие – это то, что нам известно из задачи; вопрос – что нужно узнать; решение – действие, с помощью которого находим результат – ответ.»)

Условие: В оранжевую кастрюлю налили 5 литров воды, а в синюю - на 3 литра больше.

Вопрос: Сколько литров воды налили в синюю кастрюлю?

Решение: 5+3 = 8

Ответ: 8 литров   Запись на доске.

Работа в тетради

Откройте рабочие тетради на с. 52. Выполните  вычисления.

Сейчас поиграем в игру “Верю – не верю”.

Если вы согласны с моим утверждением, то поднимаем руку,

не согласны – руку не поднимаете.

В эту банку  в 1 литр) умещается 1 сантиметр жидкости.

        Массу арбуза нельзя измерить в литрах.

        Объем жидкости измеряется в килограммах.

        Единица измерения объема жидкости называется литр.

 Самостоятельная работа.

 5 + 2 =                  6     7     8

6 – 4 =                  2     3     4

8 – 5 =                  4     3     2

7 + 3 =                  8     9    10

2 + 6 =                  7     8     9

9 – 4 =                  4     5     6

Выберите правильный ответ.

Проверка. Кто хочет оценить свою работу.

Умеет решать математические задачи

Правильно употребляет в речи математические понятия.

Умеет  правильно называть единицу измерения объема  - литр.

Умеет правильно вычислять в пределах 10

Планирует свое действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД)

Отличает новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД)

Умеет оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

VII. Рефлексия учебной деятельности

Цель – подвести итог проделанной работе на уроке.

- выяснить, что усвоили учащиеся.

Работать с информацией, представленной в форме рисунка.

Участвовать в обсуждении вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Включить учащихся

в обсуждение вопросов.

VII. Рефлексия учебной деятельности

Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке?

Узнать единицу измерения объема.

На все ли задачи удалось найти правильный ответ?

-Да

Теперь посмотрите, как «распустилось» наше дерево!

Попробуйте оценить себя, полученные знания и приобретенные умения на сегодняшнем уроке. Поднимите ту капельку, в соответствии с которой вы оцениваете свои знания. (ничего не понял на уроке –красная капелька, понял, но у меня остались вопросы-синяя капелька, я все понял- зеленая капелька).

Покажите, с каким настроением вы закончили урок. Всем спасибо!

Умеет оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

Находит ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики по теме "Литр" с использованием ЭОР

Урок математики по теме "Литр" с использованием ЭОР...

Урок математики по теме "Литр - мера вместимости"

Представлен конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС по УМК "Начальная школа XXI века"...

Конспект урока математики на тему: «Литр»

Материалы конспекта можно использовать для всех УМК. Конспекту соответствует презентация к уроку «Математика_Литр»...

Презентация к уроку математики на тему «Литр»

Содержание презентации соответствует конспекту урока математики на тему «Литр»...

Урок математики по теме Литр с презентацией

Урок математики по теме Литр с презентацией...

Методическая разработка урока математики по теме "Литр" 1 класс

Учебный  предмет:  математикаКласс:  1 Тема урока: ЛитрТип урока:  открытия нового знанияЦели урока: познакомить с новой величиной - вместимостью и еди­ницей ее ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока математики по теме "Литр"

технологическая карта урока математики в 1 классе...