Урок математики по теме "Литр - мера вместимости"
план-конспект урока по математике (3 класс) по теме

Представлен конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС по УМК "Начальная школа XXI века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matem_litr.doc65.5 КБ
Файл otsenoch_list_matemat.docx14.38 КБ

Предварительный просмотр:

ТИП УРОКА: освоение новых знаний

ТЕМА: Единица измерения вместимости – литр.

ЦЕЛИ:

- актуализировать знания разных единиц измерения массы, длины;

- ввести новую величину вместимость и единицу её измерения – литр;

- учить детей формулировать проблему, выдвигать гипотезы и находить правильное решение;

- развивать логико – математическую речь;

- формировать  коммуникативные навыки.

     ОБОРУДОВАНИЕ: Учебник математики; сосуды с водой для измерения вместимости – кастрюля, ваза, трёхлитровая банка; мерки для измерения – стаканы пол-литровая банка, кружки; пустые двухлитровые и литровые банки для каждой группы (для сливания жидкости во время измерения); карточки для разминки и физкультминутки.

ХОД  УРОКА

Этапы            

урока

Содержание деятельности учителя                                        

Содержание деятельности учащихся

Формируемые УУД

Психоло гический

настрой.

1) Ребята у вас на партах лежат «Словарики настроений», найдите в списке прилагательные , которые описывают ваше настроение и объясните свой выбор.




2) Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Великой Стране Математики. Удачи вам и новых открытий!

- Я своё настроение хочу назвать ОЖИДАЮЩИМ, потому что я жду от сегодняшнего урока новых открытий.

- А у меня СПОКОЙНОЕ настроение. Я не боюсь трудностей, не боюсь ошибиться, хочу спокойно работать дальше.

- Моё настроение ПРИПОДНЯТОЕ. Я люблю урок математики, мы всегда такие интересные задания выполняем!

- А я выбрала название ЛИКУЮЩЕЕ. Сейчас я очень рада что начинается мой любимый урок.

ЛИЧНОСТНЫЕ: стремление к успешности в учебной деятельности, позитивный настрой, мотивация

Актуализация

знаний. Целеполагание.

Посмотрите на карточки которые находятся на доске (карточки закрываются)

Зарисуйте их по памяти .

Что вы заметили?


- А какого цвета был луч? Отрезок? Прямая? Ломаная?

- А у какой фигуры было имя?

(По ходу проверки карточки снова выставляются на доску)

- Какие задания вы предлагаете выполнить, используя эти фигуры?



- Все согласны с предложенными заданиями?











- Молодцы ребята! А какие единицы измерения длины мы знаем?

- А какой единицей измерения удобнее пользоваться в этом случае?

- Для чего нужны другие единицы измерения?

Решите задачу на смекалку.

 Что становится легче когда его наполняют? (Выполните работу в паре)

- Как работаем в паре?

- Кто готов ответить?


 Продолжим работу в парах.

 Среди трёх футбольных мячей красный мяч тяжелее коричневого, а коричневый тяжелее зелёного. Какой мяч тяжелее всех?

-Повторите задание.

- Выполните работу в паре.

- Чья пара готова ответить?

- Кто может дополнить?

- Когда мы говорим «легче», «тяжелее», что мы имеем в виду? Какую единицу измерения массы мы уже знаем?

- Зачем нам нужна эта единица  измерения?

- Как можно измерить количество жидкости?

- Все фигуры состоят из прямых линий.

- Все фигуры расположены на плоскости.

- Я знаю названия всех фигур и могу их показать и перечислить: луч, отрезок, прямая, ломаная.

Имя было у прямой.


- Я предлагаю найти лишнюю фигуру.

- Можно измерить длину каждой фигуры.

- Мне кажется, что второе задание не всегда можно выполнить: ведь прямая бесконечна, как же измерить её длину?

- Тогда и длину луча нельзя измерить, ведь он тоже в одну сторону бесконечен.

- Я хочу выбрать фигуры длину которых можно измерить и узнать её.

- Сантиметр, метр, дециметр.

- Сантиметром.

- Для измерения более крупных и более мелких расстояний.

-Думаю сам .

- Излагаю свою точку зрения товарищу.





- Отвечающий отвечает.

- Шар.






- Красный.





- Килограмм.

- Для измерения массы.




- Посмотреть, где больше, где меньше.


- Налить в одинаковые сосуды.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

- Понимать цель и смысл выполняемых заданий;

- Принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя

ПЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: формулировать проблему, находить правильное решение, делать вывод

КОММУНИКАТИВНЫЕ: давать ответ на вопрос, работать в паре













Выполнять логические мыслительные операции: сравнение, обобщение

Проблемная ситуация.


























Поиск способа решения.










Конкретизация и применение способа решения учебной задачи.










































Контроль процесса и результата освоения способа.



Рефлексивный анализ.

( Перед детьми на столах находятся разные сосуды с водой. В каждый сосуд налито по одному литру воды, но из за разной формы сосудов дети не могут сравнить количество жидкости.)

Что вы видите у себя на столах?

Какие задания вы можете предложить для работы с тем, что стоит у вас на столах?






Итак, мы с вами сошлись на мнении, что нужно измерить количество воды в сосудах.

- Чем мы всегда пользуемся для измерения?


- Как будем работать?                          

- Что затем?

( На доске появляется лесенка )

Учащиеся выбирают разные мерки: стаканы, маленькие банки, кружку. Начинают переливать воду в двухлитровые банки, считая количество мерок.

( Самостоятельная работа в группах )


Интересно у кого же больше воды ? Почему?

А теперь маленький фокус.

( Банки всех групп выставляются на один стол в ряд)

- Что вы заметили?


Ваши мысли по этому поводу?



Может, кто – то уже знает, какую мерку используют в жизни для измерения жидкости?

Посмотрите это литровые банки, перелейте воду в них .

- В чём вы убедились?



Где вы уже встречались с этой единицей измерения вместимости?


Откройте учебник  на с. 54 и прочитайте его жужжащим чтением.

1) Тебе знакомо слово литр? Подумайте что измеряют литрами.

  1. Литр – единица измерения количества жидкостей. Когда узнают, сколько литров помещается в посуду, говорят, что измеряют её вместимость.

Если число обозначает количество литров, рядом с ним пишут букву л(литр)

  1. Запиши вместимость предметов, изображённых на рисунке.
  2. Прочитай 6л , 28л , 15л.


- Что нового вы узнали?


Кто уже догадался и может сформулировать тему нашего урока?

( на доске табличка)

ВМЕСТИМОСТЬ И ЕЁ ИЗМЕРЕНИЯ


Самостоятельная работа.

Я буду называть вместимость, а вы показывайте изображение предмета , имеющего такую вместимость.

-

Замечательно. А теперь обратите внимание на запись темы нашего урока. Кто бы хотел её поправить, изменить , дополнить.

( В соответствии с ответами детей на доске появляется запись)

ВМЕСТИМОСТЬ И ЕДИНИЦА ЕЁ ИЗМЕРЕНИЯ – ЛИТР (1л)

Теперь мы знаем точную тему нашего урока. Давайте попробуем сформулировать задачи.                                    Чему нам нужно научиться, чтобы хорошо освоить эту тему?

    ФИЗМИНУТКА

Предлагаю игру на внимание.

Я показываю карточки с названиями единиц измерения разных величин . если на карточке записано число:

Означающее вместимость – вы садитесь на свои места;

Означающее массу – прыгаете на двух ногах;

Означающее длину – шагаете по классу.

( Карточки: 14 см, 8кг, 5л, 3м, 25см, 75кг, 92м, 17л.

- Выполняя движения, что мы с вами сделали?

Я наблюдала за вами, и мне очень приятно, что вы у меня очень внимательные. Готовы работать дальше

- Я предлагаю узнать, сколько воды в каждом сосуде.

- Можно ещё узнать, сколько всего воды во всех сосудах.

- Можно выяснить, где воды больше, а где меньше.

- Я предлагаю взять ведро, слить всю воду вместе и измерить её количество.

-Можно поставить все сосуды в ряд и измерить высоту воды линейкой.

- Я думаю, нужно взвесить воду и сразу станет ясно, где масса воды больше.


- Нам нужна какая - нибудь мерка.

- Лучше работать в группах.

- Затем сравним результат каждой группы.

- А затем проверим по учебнику.


- У ребят первой группы налито больше воды: ведь в кастрюлю поместилось 5 мерок, а это больше, чем 4 и 2.

Можно сказать , что количество воды в банках получилось одинаковое, а мерки были разные.

- Мы взяли разные мерки, а нужно было одинаковые.



- Это литр.



- Количество воды у всех групп было одинаковое.



- В магазинах продают сок в пакетах 1 литр, 2 литра.

- Мама покупает молоко, кефир в пактах по 1 литру.

- Папа заправляет на заправке машину бензином, ему автомат заливает 10 литров, 20 литров.


Дети читают.


Мы узнали что такое вместимость и чем её измеряют.

- Вместимость.

- Литр.

- Измерение.








Дети самостоятельно выполняют задание.









Дети показывают изображение предмета.





Мы должны научиться измерять количество жидкости в сосудах, сравнивать и находить их сумму или разность.

- Мы должны уметь решать задачи, когда там встречаются литры.








Дети выполняют движения.











- Мы разделили числа на три группы: длину, массу, вместимость.



Да.

ПЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: формулировать проблему, находить правильное решение, делать вывод

- делать предположения

















КОММУНИКАТИВНЫЕ:

Задавать вопросы и отвечать на вопросы;

Проявлять интерес к общению и групповой работе;

Уважать мнение собеседников;

Преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии;

Следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности;

Входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию.


















анализировать объекты, выделять главное, проводить сравнение, классификацию объектов;

Самостоятельная работа.

























Предлагаю вам два задания:

1 ) ВЫЧИСЛИ:

56л+100л                 200л+12л

207 л+80л                418л - 18 л

126 л - 120л             909л + 60 л

2) РЕШИ ЗАДАЧУ

Мама купила в магазине сок. Апельсинового сока 3 л, яблочного на 2 л больше, а земляничного столько сколько апельсинового и яблочного вместе. Сколько земляничного сока купила мама?


В заключение предлагаю вам игру « Математическая грамматика»


ЖИЗНЬ - ЗНЬ+ Д+КОСТЬ=

ИЗВОЗ-ВОЗ+ МЕРА–А+ ИТЬ=

ЛИЛ – Л +ТР=


А вот вам в подарок – загадка.

Смастерили из досок

И надели поясок,

И хранит посуда эта

С грядки собранное лето.

- Как вы думаете, является ли бочка мерой измерения вместимости? Узнайте у родителей или в библиотеке, чем раньше измеряли жидкость.


ПРОВЕРКА.

Дети доказывают решения каждого задания, объясняют поставленные знаки.

- Закрепляли ранее изученный материал



Дети находят решения.



ЖИДКОСТЬ

ИЗМЕРИТЬ

ЛИТР.





Бочка.

Оценивание меры продвижения к цели

Итак .

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что было самым интересным?

- Что было трудным?

- Над чем ещё нужно поработать?

- Что вместимость измеряют в литрах.

- Интересно было проводить опыт по сравнению объёма жидкости.

- На следующем уроке при закреплении практически решать задачи.

Рефлексия собственной деятельности выявление трудностей.

Самооценка

Если урок вам понравился и вы достигли определённых успехов, подымите и покажите иллюстрацию с улыбающимся лицом.

Если урок не понравился и вы не достигли должных успехов покажите иллюстрацию с грустным лицом.

Дети поднимают и показывают иллюстрацию с изображением своего настроения.

Оценка эмоционального состояния.

Итог и Д/З

Молодцы. Спасибо вам за работу. Урок окончен

Дома работа по карточкам.



Предварительный просмотр:

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ ПО ТЕМЕ: ВМЕСТИМОСТЬ ЛИТР

Умение

Задание

Оценка учащегося

Оценка учителя

Вычислять примеры с изученной величиной.

1) ВЫЧИСЛИ:

56л+100л =                         200л+12л=

207 л+80л=                          418л - 18 л=

126 л - 120л=                      909л + 60 л=

Решать задачи в 2 действия с величиной литр.

2) РЕШИ ЗАДАЧУ

Мама купила в магазине сок. Апельсинового сока 3 л, яблочного на 2 л больше, а земляничного столько, сколько апельсинового и яблочного вместе. Сколько земляничного сока купила мама?




ОТВЕТ


МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ ПО ТЕМЕ: ВМЕСТИМОСТЬ ЛИТР

Умение

Задание

Оценка учащегося

Оценка учителя

Вычислять примеры с изученной величиной.

1) ВЫЧИСЛИ:

56л+100л =                         200л+12л=

207 л+80л=                          418л - 18 л=

126 л - 120л=                      909л + 60 л=

Решать задачи в 2 действия с величиной литр.

2) РЕШИ ЗАДАЧУ

Мама купила в магазине сок. Апельсинового сока 3 л, яблочного на 2 л больше, а земляничного столько, сколько апельсинового и яблочного вместе. Сколько земляничного сока купила мама?




ОТВЕТ


МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ ПО ТЕМЕ: ВМЕСТИМОСТЬ ЛИТР

Умение

Задание

Оценка учащегося

Оценка учителя

Вычислять примеры с изученной величиной.

1) ВЫЧИСЛИ:

56л+100л =                         200л+12л=

207 л+80л=                          418л - 18 л=

126 л - 120л=                      909л + 60 л=

Решать задачи в 2 действия с величиной литр.

2) РЕШИ ЗАДАЧУ

Мама купила в магазине сок. Апельсинового сока 3 л, яблочного на 2 л больше, а земляничного столько, сколько апельсинового и яблочного вместе. Сколько земляничного сока купила мама?




ОТВЕТ



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 1 классе :"Единица измерения вместимости - литр".

"Единица измерения вместимости - литр" - проблемный урок. Проблемная ситуация разрешается с помощью практической работы....

Урок математики во 2 классе по теме "Единицы измерения вместимости - литр""

ТЕМА: Единица измерения вместимости – литр. ЦЕЛЬ: Актуализировать знания разных единиц измерения массы , длины; ввести новую величину вместимость и единицу её измерения – литр ; учить детей...

Конспект урока математики по теме: «Меры стоимости. Знакомство с монетами в 1, 5 рублей».

Данный конспект составлен для учащихся 4 класса (обучающихся со сложной структурой дефекта). Публикуемый урок является первым уроком в разделе "Меры стоимости". Понятие о стоимости — одно из трудных д...

Конспект урока математики в 1 классе УМК "Школа России" Тема: "Единица вместимости- литр"

Материал содержит конспект урока математики в 1 классе, тема урока "Единица вместимости - литр"....

Презентация урока математики по теме " Меры длины"

Презентация создана на обобщённый урок по теме " Меры длины"...

Презентация к уроку математики по теме "Вместимость", 2 класс.

Презентация к уроку математики по теме "Вместимость", 2 класс....

Технологическая карта урока математике по теме "Мера времени"

Данная разработка предназначена для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...