Конспект урока математики на тему: «Литр»
план-конспект урока по математике по теме

Материалы конспекта можно использовать для всех УМК. Конспекту соответствует презентация к уроку «Математика_Литр»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_litr.docx47.92 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Литр»

Тип урока: освоение новых знаний.

Цель: сформировать понимание значения литра для измерения вместимости (объёма).

Задачи:

- познакомить с понятием «литр»;

- уметь определять вместимостьпредметов в литрах и других мерках;

- исследование ситуаций, требующих введения новой мерки;

- использовать единицу измерения «литр» при решении задач;

- составлять и решать задачи, обратные к простым задачам.

Планируемые результаты (универсальные учебные действия)

Личностные универсальные учебные действия

– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к изучению математики;

– интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности;

– понимание причин успеха в учебе;

– понимание нравственного содержания поступков окружающих людей.

– ориентации на понимание предложений и оценок учителей и одноклассников;

– общих представлений о рациональной организации мыслительной деятельности;

– самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

– представления о значении математики для познания окружающего мира.

Регулятивные универсальные учебные действия

– принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

– выполнять учебные действия в устной и письменной речи.

– понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике;

– выполнять действия в опоре на заданный ориентир;

– на основе вариантов решения практических задач под руководством учителя делать выводы о свойствах изучаемых объектов;

– самостоятельно оценивать правильность выполнения действия.

Познавательные универсальные учебные действия

– осуществлять поиск нужной информации,работать с дополнительными текстами и заданиями, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых;

– использовать рисуночные и символические варианты математической записи;

– строить небольшие математические сообщения в устной форме (до 4–5 предложений);

– проводить сравнение, понимать выводы, сделанные на основе сравнения;

– выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки;

– строить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения.

– моделировать задачи на основе анализа жизненных сюжетов;

– строить рассуждения о математических явлениях;

– пользоваться эвристическими приемами для нахождения решения математических задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

– принимать активное участие в учебной деятельности, используя речевые коммуникативные средства;

– допускать существование различных точек зрения;

– согласовывать различные мнения о математических явлениях, находить общее решение;

– использовать в общении правила вежливости;

– понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы.

использовать простые речевые средства для передачи своего мнения;

контролировать свои действия в коллективной работе;

следить за действиями других участников в процессе коллективной познавательной деятельности.

Оборудование, обеспечение:

  • 3+1 сосуда разной формы  с водой для измерения вместимости (во всех налито по 1 л воды);
  • мерки для измерения: стаканчик – 200г, банка – 0,5л, стакан гранёный – 200г, баночка – 110г.;
  • 4 пустые трёхлитровые  банки для каждой группы,  литровая мерка и 4 литровые банки;
  • настольные весы для измерения массы воды;
  • карточки для самостоятельной работы;
  • презентация

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Мотивация к учебной деятельности

Цель: мотивирование и включение учащихся в учебную деятельность.

Слайд 2

- Сегодня на завтрак в школьной столовой  были свежие булочки и молоко. Вам понравился завтрак? Многие из вас все съели. Правда, на нашем столе после завтрака осталось 3 булочки и 5 стаканов молока. Ребята, так мы с вами можем составить и решить задачу про наш завтрак!

Самоопределение,

саморегуляция

(мотивация на усвоение нового;положительное отношение к школе и учебной деятельности)

2.Актуализация знаний

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».

Предлагайте свои варианты.

- Молодцы, давайте ответим на поставленные в задачах вопросы. Слайды 3-5

- Откройте тетради, запишите число, «классная работа».

- Составьте краткую запись условия задачи и решите задачу своего ряда:

1 ряд – для первой задачи;

2 ряд – для второй задачи;

3 ряд – для третей.

-Что у вас получилось?

- Сравните свои решения с записью на слайде. Слайд 5 Исправьте, если допустили ошибки.

- Рассмотрим ситуацию с другой стороны.

После завтрака осталось 5 стаканов молока. Чем мы измеряем количество молока? Какую мерку используем?

- А если мы перельем все молоко из стаканов в другой сосуд (емкость), сможем ли мы  сказать, сколько всего молока?

- На столе стояло 25 стаканов молока. После завтрака осталось5 стаканов молока. Сколько стаканов молока выпили?

- На столе лежало 25 булочек. После завтрака осталось 3 булочки. Сколько булочек съели?

- На завтрак было одинаковое количество булочек и стаканов молока. После завтрака осталось 3 булочки и 5 стаканов молока.Чего осталось больше, булочек или молока и насколько?

  1. Было – 25 ст. молока

Осталось – 5 ст.

Выпили - ? ст.

25-5= 20 (ст.)

Ответ: выпили 20 стаканов молока

  1. Было – 25 булочек

Осталось – 3б.

Съели - ? б.

25-3=22 (б.)

Ответ: съели 22 булочки.

  1. Молоко – 5 ст.

Булка – 3 шт.              на ? б.

5-3=2 (шт.)

Ответ: молока осталось больше на 2шт.

- Мы измеряли количество молока стаканами.

?

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу; выполнять учебные действия в устной, письменной речи; допускать возможность существования различных точек зрения; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия.

Коммуникативные:

выражать и аргументировать свои мысли.

Познавательные:

анализировать, сравнивать, обобщать; извлекать необходимую информацию;  осознанно и произвольно строить речевое высказывание,

выдвигать гипотезы;– моделировать задачи на основе анализа жизненных сюжетов; осуществлять математические действия.

3. Постановка учебной задачи

Цель: рассмотрение, обсуждениепроблемной ситуации, проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить.

- Ребята, посмотрите внимательно на стол. На столе находятся сосуды с водой. В пустой сосуд я перелью оставшееся после завтрака «молоко». Вместо молока используем воду.

В каждом сосуде 1 л воды, но из-за разной формы сосуда дети не могут сравнить количество жидкости.

- Что вы видите?

- Какие задания с этими сосудами мы можем составить? Слайд 6

- Сейчас сделаем паузу, смените рабочее место, и проведем гимнастику для глаз.

- Вы предлагаете сравнить количество воды в этих сосудах? Как это можно сделать?

-Все сосуды стоят в ряд. Кто желает измерить высоту воды?

- Сможем ли мы таким образом определить, в каком сосуде воды больше?

- Почему не сможем?

- Как же нам сравнить количество воды в этих сосудах?

- Кто желает проверить, в каком сосуде масса воды больше?

- Одинаковая масса воды?

- Значит, теперь мы сможем ответить на вопрос, в каком сосуде больше воды?

- Разные сосуды с водой.

- Можно узнать, сколько воды в каждом сосуде.

- Сколько всего воды во всех сосудах?

- А лучше всего выяснить, где воды больше, а где меньше.

Упражнения для глаз на зрительно-координатном тренажере.

- Можно поставить все сосуды в один ряд и измерить высоту воды линейкой.

Дети измеряют высоту воды линейкой.

- Нет

- Сосуды разные: один широкий, другой узкий.

- Нужно взвесить воду, и сразу станет ясно, где масса воды больше.

Дети измеряют и сравнивают массу сосудов с водой.

Нет.

- Нет. Когда мы взвешиваем сосуды с водой, то получаем вес и воды, и сосуда вместе. Но у нас разные сосуды, из разного материала, и их вес тоже будет разным. Поэтому мы не можем определить вес воды.

Познавательные:понимать заданный вопрос; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, проводить сравнение, заданным критериям, осознанное и произвольное построение речевого высказывания.        

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять, проявлять инициативность и самостоятельность.

Коммуникативные:адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач (выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, умение строитьмонологическое высказывание.

Установка на здоровый образ жизни.

4.«Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения). Этап изучения новых знаний и способов действий.

- Как же нам сравнить количество воды в сосудах? Что нам поможет решить эту задачу?

- Молодцы! Думаете верно!

- Предлагаю вам поработать в группах и провести эксперимент. Выберете мерку и перелейте  воду из  своего сосуда в пустую банку, считая количество мерок. Слайд 7

- Интересно, у кого же больше воды в сосудах? Слайд 8

- Какой можно сделать вывод?

- Давайте проверим, так ли это. (Банки всех групп выставляются на один стол в ряд). Что вы заметили?

- Что нужно сделать, чтоб и мерок было поровну?

- Может, кто-то уже знает, какую мерку используют в жизни для измерения жидкости?

- Верно! Литр.  1л - одна из мерок измерения количества жидкости. Слайд 9

- Ребята, где вы  встречались с этой единицей измерения жидкости?

- Виолетта, подготовила для нас историческую справку.

Слайд 10

- Виолетта назвала новое слово «вместимость».

- Ребята, пожалуйста, прочти слайде, что означает слово «вместимость» Слайд 11

- Вспомните из жизни, как на письме обозначают вместимость, количество литров.

- Очень хорошо! Теперь я предлагаю перелить воду из ваших банок в литровую банку, т.е. в банку с вместимостью 1 л.

- Что вы заметили? Какой вывод сделали?

- Кто может назвать тему сегодняшнего урока?

- Чему бы вы хотели научиться  на сегодняшнем уроке? Слайд 12

- Нужна мерка.

Работа в группах:учащиеся выбирают разные мерки:

стаканчик – 200г, банка  – 0,5л, стакан гранёный – 200г, баночка  – 110г.

Начинают переливать воду в 3х- литровые банки, считая количество мерок.

1г. – 5мерок.

2г. – 5 мерок.

3г. – 9 мерок.

4г. – 2 мерки.

- Больше воды у ребят 4 группы, так как 9 больше чем 5, 2.

- Банки одинаковые, количество воды в банках получилось одинаковое, а количество мерок получилось разное.

- Нужно взять одинаковые мерки.

- Литр.

- В магазине продают сок в коробках 1 литр, 2 литра.

- Мама покупает молоко, кефир в пакетах 1 литр.

- Папа заправляет машину на заправке бензином, ему автомат заливает 10 литров, 20 литров. Слайд

- В старину русский народ жидкость измерял разными мерками. Это кружка, ведро, в него вмещалось 12 литров, и бочка, в которую можно залить 40 вёдер. Так люди измеряли в старину вместимость сосудов.

- «Когда узнают, сколько литров помещается в ёмкость, то говорят что измеряют ее вместимость».

- Например, на пачке с соком написано 2л. Это означает, что в ней 2 литра сока.

- Мы заметили, что во всех банках одинаковое количество воды. Значит,  во всех сосудах было воды поровну.

- Тема сегодняшнего урока «Литр».

- Сравнивать, вычитать, складывать и решать задачи с литром.

Познавательные: понимать заданный вопрос; работать с информацией, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, синтез как составление целого из частей; выдвижение гипотез и их обоснование;умение делать выводы; осознанное и произвольное построение речевого высказывания;умение работа со словарём, находить нужную информацию.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, проявлять инициативность и самостоятельность.

Коммуникативные:адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач (выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой устной речи);

проявлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение работать в команде.

Физкультминутка.

Слайд 14

- Сейчас поиграем в игру «Верно – неверно».

Если вы согласныс моим утверждением,поднимаете руки, не согласны – приседаете.

  1. В  литровую банку  умещается 1 сантиметр жидкости.
  2. Массу арбуза нельзя измерить в литрах.
  3. Объем жидкости измеряется в килограммах.
  4. Единица измерения объема

жидкости называется литр.

Дети присели.

Подняли руки.

Присели.

Подняли руки.

Установка на здоровый образ жизни.

Познавательные

понимать заданный вопрос; осуществлять анализ объектов с выделением существенных; умение делать выводы.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу.

5.Закрепление.

Цель: включение нового знания в систему знаний, применение нового знания в типовых заданиях.

- Молодцы!

- Теперь порошу вас сравнить объём двух банок. В одну банку входит 5 стаканов воды, а в другую 2 бутылки. Слайд 13

- Кто готов ответить?

- Почему?

- Хорошо. Помогите мне исправить текст задания.

Слайд 14, 15

- Мы сравнивали величины. Какие ещё арифметические действия можно с ними выполнять?

- Предлагает вам выполнить самостоятельно задание в карточке, а затем в паре провести взаимопроверку.

1. 7л + 5л=л  

28л - 3л=л

8л - 8л= л

12л + 4л=л  

11л – 2б. =    л

5л + 7л = л

2. Найдите предложения, в которых говорится о вместимости.

  • В бак налили 5 л бензина.
  • В банке помещается 3 л молока.
  • За обедом съели 4 тарелки супа.
  • В ведро можно налить не больше 8 л воды.
  • Из кастрюли отлили 2 л компота. Слайд 16

- Поменяйтесь карточками с соседом и проверьте работу.

- Самостоятельно оцените свою работу. Если работа выполнена правильно, поставьте красный флажок, если допущена ошибка – жёлтый, а если выполнена неверно, тогда синий.

- Все ли задания  вам удалось выполнить?

- Почему?

- Правильно! Далее работаем в тетрадях.

- На слайде вы видите задачу. Прочтите и решите ее.

В ведре было 10 литров воды. Для полива комнатных цветов израсходовали 4 литра. Сколько литров воды осталось в ведре? Слайд 17

- Что у вас получилось?

- Какие обратные задачи можно составить к данной?

- Мы не можем выполнить это задание.

- Мерки разные, нужно взять одинаковые мерки.

- Сравнить можно только тогда, когда взяты одинаковые  мерки.

Дети предлагают свои варианты заданий.

- В одну банку входит 5 стаканов воды, а в другую 2 стакана. Вместимость какой банки будет меньше? И др.

- Складывать, вычитать.

Самостоятельная работа по карточками.

Взаимопроверка.

Самооценка работы.

- Нет. 11л – 2б. невозможно.

Вычитать можно только одинаковые меры, а эти меры разные.

Было – 10 л.

Израсходовало – 4 л.

Осталось - ? л.

10 – 4 = 6 (л)

Ответ: в ведре осталось 6 литров.

Дети составляют задачи.

Познавательные:

выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Регулятивные:

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; выполнять учебные действия в устной и письменной речи; понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике; выполнять действия в опоре на заданный ориентир; на основе вариантов решения практических задач под руководством учителя делать выводы о свойствах изучаемых объектов;

самостоятельно оценивать правильность выполнения действия.

Личностные:

участвовать в оценке работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Коммуникативные:  адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач (с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, аргументировать свое мнение).

6. Рефлексия учебной деятельности

Цель:        осознание учащимися своей учебной деятельности;  самооценка результатов своей деятельности.

- Завершая урок, вспомните, с какими новыми понятиями мы познакомились на уроке? Какие задачи мы перед собой ставили в начале урока, на какие вопросы должны были ответить.

- Ответили ли мы на эти вопросы?

- Все ли у нас получилось на уроке?

- Были ошибки? Чему надо ещё научиться на следующем уроке математики? Слайд 18

- Литр. Вместимость.

- Мы хотели научиться сравнивать, вычитать, складывать и решать задачи с литром.

- Да.

-Да.

- Быть внимательным при решении задач и примеров.

Познавательные:

контроль и оценка  процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

7. Домашнее задание

Цель:закрепление полученных на уроке знаний; формирование умения самостоятельно применять знания в окружающей действительности.

- Дома проведите небольшое исследование: узнайте у родителей или в библиотеке, чем раньше измеряли жидкость.

Спасибо за активное участие! Слайд 19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики по теме "Литр" с использованием ЭОР

Урок математики по теме "Литр" с использованием ЭОР...

Урок математики по теме "Литр - мера вместимости"

Представлен конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС по УМК "Начальная школа XXI века"...

Презентация к уроку математики на тему «Литр»

Содержание презентации соответствует конспекту урока математики на тему «Литр»...

Урок математики по теме Литр с презентацией

Урок математики по теме Литр с презентацией...

Урок математики на тему "Литр"

Урок ознакомления с единичей вместимости  - литром....

Конспект урока математики по теме "Литр" (1 класс)

Конспект урока - практикума  в 1 классе по теме "Литр", УМК "Школа России". ...

Разработка урока математики по теме Литр

Разработка урока математики по теме " Литр" в 1 классе, УМК "Перспектива"...