Конспект урока математики на тему: «Литр»
план-конспект урока по математике по теме
Материалы конспекта можно использовать для всех УМК. Конспекту соответствует презентация к уроку «Математика_Литр»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_matematiki_litr.docx | 47.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Литр»
Тип урока: освоение новых знаний.
Цель: сформировать понимание значения литра для измерения вместимости (объёма).
Задачи:
- познакомить с понятием «литр»;
- уметь определять вместимостьпредметов в литрах и других мерках;
- исследование ситуаций, требующих введения новой мерки;
- использовать единицу измерения «литр» при решении задач;
- составлять и решать задачи, обратные к простым задачам.
Планируемые результаты (универсальные учебные действия)
Личностные универсальные учебные действия
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к изучению математики;
– интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности;
– понимание причин успеха в учебе;
– понимание нравственного содержания поступков окружающих людей.
– ориентации на понимание предложений и оценок учителей и одноклассников;
– общих представлений о рациональной организации мыслительной деятельности;
– самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
– представления о значении математики для познания окружающего мира.
Регулятивные универсальные учебные действия
– принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
– выполнять учебные действия в устной и письменной речи.
– понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике;
– выполнять действия в опоре на заданный ориентир;
– на основе вариантов решения практических задач под руководством учителя делать выводы о свойствах изучаемых объектов;
– самостоятельно оценивать правильность выполнения действия.
Познавательные универсальные учебные действия
– осуществлять поиск нужной информации,работать с дополнительными текстами и заданиями, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых;
– использовать рисуночные и символические варианты математической записи;
– строить небольшие математические сообщения в устной форме (до 4–5 предложений);
– проводить сравнение, понимать выводы, сделанные на основе сравнения;
– выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки;
– строить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения.
– моделировать задачи на основе анализа жизненных сюжетов;
– строить рассуждения о математических явлениях;
– пользоваться эвристическими приемами для нахождения решения математических задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
– принимать активное участие в учебной деятельности, используя речевые коммуникативные средства;
– допускать существование различных точек зрения;
– согласовывать различные мнения о математических явлениях, находить общее решение;
– использовать в общении правила вежливости;
– понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы.
– использовать простые речевые средства для передачи своего мнения;
– контролировать свои действия в коллективной работе;
– следить за действиями других участников в процессе коллективной познавательной деятельности.
Оборудование, обеспечение:
- 3+1 сосуда разной формы с водой для измерения вместимости (во всех налито по 1 л воды);
- мерки для измерения: стаканчик – 200г, банка – 0,5л, стакан гранёный – 200г, баночка – 110г.;
- 4 пустые трёхлитровые банки для каждой группы, литровая мерка и 4 литровые банки;
- настольные весы для измерения массы воды;
- карточки для самостоятельной работы;
- презентация
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Мотивация к учебной деятельности Цель: мотивирование и включение учащихся в учебную деятельность. | Слайд 2 - Сегодня на завтрак в школьной столовой были свежие булочки и молоко. Вам понравился завтрак? Многие из вас все съели. Правда, на нашем столе после завтрака осталось 3 булочки и 5 стаканов молока. Ребята, так мы с вами можем составить и решить задачу про наш завтрак! | Самоопределение, саморегуляция (мотивация на усвоение нового;положительное отношение к школе и учебной деятельности) | |
2.Актуализация знаний Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания». | Предлагайте свои варианты. - Молодцы, давайте ответим на поставленные в задачах вопросы. Слайды 3-5 - Откройте тетради, запишите число, «классная работа». - Составьте краткую запись условия задачи и решите задачу своего ряда: 1 ряд – для первой задачи; 2 ряд – для второй задачи; 3 ряд – для третей. -Что у вас получилось? - Сравните свои решения с записью на слайде. Слайд 5 Исправьте, если допустили ошибки. - Рассмотрим ситуацию с другой стороны. После завтрака осталось 5 стаканов молока. Чем мы измеряем количество молока? Какую мерку используем? - А если мы перельем все молоко из стаканов в другой сосуд (емкость), сможем ли мы сказать, сколько всего молока? | - На столе стояло 25 стаканов молока. После завтрака осталось5 стаканов молока. Сколько стаканов молока выпили? - На столе лежало 25 булочек. После завтрака осталось 3 булочки. Сколько булочек съели? - На завтрак было одинаковое количество булочек и стаканов молока. После завтрака осталось 3 булочки и 5 стаканов молока.Чего осталось больше, булочек или молока и насколько?
Осталось – 5 ст. Выпили - ? ст. 25-5= 20 (ст.) Ответ: выпили 20 стаканов молока
Осталось – 3б. Съели - ? б. 25-3=22 (б.) Ответ: съели 22 булочки.
Булка – 3 шт. на ? б. 5-3=2 (шт.) Ответ: молока осталось больше на 2шт. - Мы измеряли количество молока стаканами. ? | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; выполнять учебные действия в устной, письменной речи; допускать возможность существования различных точек зрения; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия. Коммуникативные: выражать и аргументировать свои мысли. Познавательные: анализировать, сравнивать, обобщать; извлекать необходимую информацию; осознанно и произвольно строить речевое высказывание, выдвигать гипотезы;– моделировать задачи на основе анализа жизненных сюжетов; осуществлять математические действия. |
3. Постановка учебной задачи Цель: рассмотрение, обсуждениепроблемной ситуации, проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить. | - Ребята, посмотрите внимательно на стол. На столе находятся сосуды с водой. В пустой сосуд я перелью оставшееся после завтрака «молоко». Вместо молока используем воду. В каждом сосуде 1 л воды, но из-за разной формы сосуда дети не могут сравнить количество жидкости. - Что вы видите? - Какие задания с этими сосудами мы можем составить? Слайд 6 - Сейчас сделаем паузу, смените рабочее место, и проведем гимнастику для глаз. - Вы предлагаете сравнить количество воды в этих сосудах? Как это можно сделать? -Все сосуды стоят в ряд. Кто желает измерить высоту воды? - Сможем ли мы таким образом определить, в каком сосуде воды больше? - Почему не сможем? - Как же нам сравнить количество воды в этих сосудах? - Кто желает проверить, в каком сосуде масса воды больше? - Одинаковая масса воды? - Значит, теперь мы сможем ответить на вопрос, в каком сосуде больше воды? | - Разные сосуды с водой. - Можно узнать, сколько воды в каждом сосуде. - Сколько всего воды во всех сосудах? - А лучше всего выяснить, где воды больше, а где меньше. Упражнения для глаз на зрительно-координатном тренажере. - Можно поставить все сосуды в один ряд и измерить высоту воды линейкой. Дети измеряют высоту воды линейкой. - Нет - Сосуды разные: один широкий, другой узкий. - Нужно взвесить воду, и сразу станет ясно, где масса воды больше. Дети измеряют и сравнивают массу сосудов с водой. Нет. - Нет. Когда мы взвешиваем сосуды с водой, то получаем вес и воды, и сосуда вместе. Но у нас разные сосуды, из разного материала, и их вес тоже будет разным. Поэтому мы не можем определить вес воды. | Познавательные:понимать заданный вопрос; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, проводить сравнение, заданным критериям, осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять, проявлять инициативность и самостоятельность. Коммуникативные:адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач (выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, умение строитьмонологическое высказывание. Установка на здоровый образ жизни. |
4.«Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения). Этап изучения новых знаний и способов действий. | - Как же нам сравнить количество воды в сосудах? Что нам поможет решить эту задачу? - Молодцы! Думаете верно! - Предлагаю вам поработать в группах и провести эксперимент. Выберете мерку и перелейте воду из своего сосуда в пустую банку, считая количество мерок. Слайд 7 - Интересно, у кого же больше воды в сосудах? Слайд 8 - Какой можно сделать вывод? - Давайте проверим, так ли это. (Банки всех групп выставляются на один стол в ряд). Что вы заметили? - Что нужно сделать, чтоб и мерок было поровну? - Может, кто-то уже знает, какую мерку используют в жизни для измерения жидкости? - Верно! Литр. 1л - одна из мерок измерения количества жидкости. Слайд 9 - Ребята, где вы встречались с этой единицей измерения жидкости? - Виолетта, подготовила для нас историческую справку. Слайд 10 - Виолетта назвала новое слово «вместимость». - Ребята, пожалуйста, прочти слайде, что означает слово «вместимость» Слайд 11 - Вспомните из жизни, как на письме обозначают вместимость, количество литров. - Очень хорошо! Теперь я предлагаю перелить воду из ваших банок в литровую банку, т.е. в банку с вместимостью 1 л. - Что вы заметили? Какой вывод сделали? - Кто может назвать тему сегодняшнего урока? - Чему бы вы хотели научиться на сегодняшнем уроке? Слайд 12 | - Нужна мерка. Работа в группах:учащиеся выбирают разные мерки: стаканчик – 200г, банка – 0,5л, стакан гранёный – 200г, баночка – 110г. Начинают переливать воду в 3х- литровые банки, считая количество мерок. 1г. – 5мерок. 2г. – 5 мерок. 3г. – 9 мерок. 4г. – 2 мерки. - Больше воды у ребят 4 группы, так как 9 больше чем 5, 2. - Банки одинаковые, количество воды в банках получилось одинаковое, а количество мерок получилось разное. - Нужно взять одинаковые мерки. - Литр. - В магазине продают сок в коробках 1 литр, 2 литра. - Мама покупает молоко, кефир в пакетах 1 литр. - Папа заправляет машину на заправке бензином, ему автомат заливает 10 литров, 20 литров. Слайд - В старину русский народ жидкость измерял разными мерками. Это кружка, ведро, в него вмещалось 12 литров, и бочка, в которую можно залить 40 вёдер. Так люди измеряли в старину вместимость сосудов. - «Когда узнают, сколько литров помещается в ёмкость, то говорят что измеряют ее вместимость». - Например, на пачке с соком написано 2л. Это означает, что в ней 2 литра сока. - Мы заметили, что во всех банках одинаковое количество воды. Значит, во всех сосудах было воды поровну. - Тема сегодняшнего урока «Литр». - Сравнивать, вычитать, складывать и решать задачи с литром. | Познавательные: понимать заданный вопрос; работать с информацией, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, синтез как составление целого из частей; выдвижение гипотез и их обоснование;умение делать выводы; осознанное и произвольное построение речевого высказывания;умение работа со словарём, находить нужную информацию. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, проявлять инициативность и самостоятельность. Коммуникативные:адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач (выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой устной речи); проявлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение работать в команде. |
Физкультминутка. Слайд 14 | - Сейчас поиграем в игру «Верно – неверно». Если вы согласныс моим утверждением,поднимаете руки, не согласны – приседаете.
жидкости называется литр. | Дети присели. Подняли руки. Присели. Подняли руки. | Установка на здоровый образ жизни. Познавательные понимать заданный вопрос; осуществлять анализ объектов с выделением существенных; умение делать выводы. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. |
5.Закрепление. Цель: включение нового знания в систему знаний, применение нового знания в типовых заданиях. | - Молодцы! - Теперь порошу вас сравнить объём двух банок. В одну банку входит 5 стаканов воды, а в другую 2 бутылки. Слайд 13 - Кто готов ответить? - Почему? - Хорошо. Помогите мне исправить текст задания. Слайд 14, 15 - Мы сравнивали величины. Какие ещё арифметические действия можно с ними выполнять? - Предлагает вам выполнить самостоятельно задание в карточке, а затем в паре провести взаимопроверку. 1. 7л + 5л=л 28л - 3л=л 8л - 8л= л 12л + 4л=л 11л – 2б. = л 5л + 7л = л 2. Найдите предложения, в которых говорится о вместимости.
- Поменяйтесь карточками с соседом и проверьте работу. - Самостоятельно оцените свою работу. Если работа выполнена правильно, поставьте красный флажок, если допущена ошибка – жёлтый, а если выполнена неверно, тогда синий. - Все ли задания вам удалось выполнить? - Почему? - Правильно! Далее работаем в тетрадях. - На слайде вы видите задачу. Прочтите и решите ее. В ведре было 10 литров воды. Для полива комнатных цветов израсходовали 4 литра. Сколько литров воды осталось в ведре? Слайд 17 - Что у вас получилось? - Какие обратные задачи можно составить к данной? | - Мы не можем выполнить это задание. - Мерки разные, нужно взять одинаковые мерки. - Сравнить можно только тогда, когда взяты одинаковые мерки. Дети предлагают свои варианты заданий. - В одну банку входит 5 стаканов воды, а в другую 2 стакана. Вместимость какой банки будет меньше? И др. - Складывать, вычитать. Самостоятельная работа по карточками. Взаимопроверка. Самооценка работы. - Нет. 11л – 2б. невозможно. Вычитать можно только одинаковые меры, а эти меры разные. Было – 10 л. Израсходовало – 4 л. Осталось - ? л. 10 – 4 = 6 (л) Ответ: в ведре осталось 6 литров. Дети составляют задачи. | Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач. Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; выполнять учебные действия в устной и письменной речи; понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике; выполнять действия в опоре на заданный ориентир; на основе вариантов решения практических задач под руководством учителя делать выводы о свойствах изучаемых объектов; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия. Личностные: участвовать в оценке работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач (с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, аргументировать свое мнение). |
6. Рефлексия учебной деятельности Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности. | - Завершая урок, вспомните, с какими новыми понятиями мы познакомились на уроке? Какие задачи мы перед собой ставили в начале урока, на какие вопросы должны были ответить. - Ответили ли мы на эти вопросы? - Все ли у нас получилось на уроке? - Были ошибки? Чему надо ещё научиться на следующем уроке математики? Слайд 18 | - Литр. Вместимость. - Мы хотели научиться сравнивать, вычитать, складывать и решать задачи с литром. - Да. -Да. - Быть внимательным при решении задач и примеров. | Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
7. Домашнее задание Цель:закрепление полученных на уроке знаний; формирование умения самостоятельно применять знания в окружающей действительности. | - Дома проведите небольшое исследование: узнайте у родителей или в библиотеке, чем раньше измеряли жидкость. Спасибо за активное участие! Слайд 19 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики по теме "Литр" с использованием ЭОР
Урок математики по теме "Литр" с использованием ЭОР...
Урок математики по теме "Литр - мера вместимости"
Представлен конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС по УМК "Начальная школа XXI века"...
Презентация к уроку математики на тему «Литр»
Содержание презентации соответствует конспекту урока математики на тему «Литр»...
Урок математики по теме Литр с презентацией
Урок математики по теме Литр с презентацией...
Урок математики на тему "Литр"
Урок ознакомления с единичей вместимости - литром....
Конспект урока математики по теме "Литр" (1 класс)
Конспект урока - практикума в 1 классе по теме "Литр", УМК "Школа России". ...
Разработка урока математики по теме Литр
Разработка урока математики по теме " Литр" в 1 классе, УМК "Перспектива"...