Глаголы-исключения
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Алёна Евгеньевна Елькина

УМК "Школа 2100"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Студентка: Елькина А.Е.,45 гр.                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Класс: 4

Конспект урока русского языка

Тема: Глаголы-исключения. Выбор способа определения спряжения глагола

Цели деятельности учителя: знакомство с глаголами-исключениями и их осмысление, овладение разными способами определения спряжения глаголов и умением писать букву безударного гласного в окончании глаголов, графически объяснять её выбор.

Планируемые результаты        

личностные: принимать социальную роль учащегося; осознавать мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения; проявлять интерес к новым знаниям; осознавать успешность при изучении темы; совершенствовать умение слушать и слышать, устанавливать взаимопонимание и уметь оказывать помощь.

 предметные: развивать самостоятельность мышления и познавательные потребности у учащихся; закреплять знание о имени прилагательном

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник «Русский язык» 4 кл, УМК «Школа 2100», презентация.

Этап урока

Метод и приемы

Хро-нометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Орг. момент

≈ 1

 – Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Классная работа

Приветствовать учителя

К: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.

Мотивационный

Словес.: ответы на вопросы

≈ 5

1. Словарная работа.

1. На слайде (доске) записаны глаголы:

АдрЕсуют, засвЕркает, сочИните, понИмаю, скОнструируешь, пригОтовят, вырАжаем, путЕшествуешь.

Их надо записать в два столбика в зависимости от формы времени, указать спряжение, лицо, число.

2. – Запишите предложение и подчеркните в словах орфограммы.

Ты и писать умеешь сам, и рисовать цветы, но не рассказываешь нам, что нарисуешь ты.

– В каких словах есть две разные орфограммы? (Писать, умеешь, рисовать – 2, рассказываешь, нарисуешь – 3.)

Закреплять ранее изученное

К: Развиваем умение слушать и понимать других.

К: Умение работать в паре.

Р: принимают и сохраняют уч задачу

3.

Постановка учебной задачи и ее решение

Словес.: ответы на вопросы

≈ 7

Наблюдение.

Проводится на основе упр. 260 и примера таблицы спряжения (с. 85). Организуется работа в группах (каждая группа рассматривает по одному глаголу под цифрами 1, 2).

Задания для групп.

1. – Измените глаголы по лицам и числам, т.е. проспрягайте. (Опирайтесь на таблицу-образец!)

2. – Выделите глагольные суффиксы в каждой из групп и сравните с личными окончаниями этих глаголов в таблице.

– Какое противоречие заметили? (По инфинитиву – буква гласного одного спряжения, а по личному окончанию – другого.)

Выход из противоречия поможет найти правило в рамке на с. 86.

– Что мы сейчас с вами делали?

Определять о чем идет речь.

Анализировать работу.

Повторять тему имя прилагательное.

Определять цели и тему урока.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы.

Р: Развивают умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом.

4.

Решение частных задач

Словес.: слово учителя.

Практич: выполнение работы над ошибками

Практич: письменное упражнение.

≈ 25

1. Работа в учебнике.

1. Чтение правила (с. 86) про себя.

– Как называются такие глаголы? (Глаголы-исключения.)

– Запишите тему урока. (Глаголы-исключения.)

– Какие глаголы относятся ко II спряжению, а какие к I? Сколько их?

– Чтобы легче было запомнить эти глаголы, авторы придумали «стихотворение» о глаголах-исключениях. Прочитайте его после текста правила.

2. Глаголы слышать и слушать.

– Сравните два глагола слышать и слушать. Есть ли разница между ними? (Предположения учеников.)

Слушать – направить слух на что-то, т.е. принимать во внимание.

Слышать – различать, воспринимать что-то слухом, обладать слухом.

– Между ними есть различия и в спряжении.

– Прочитайте об этом после стихотворения на с. 86.

– Не путайте глаголы слышать и слушать!!!

2. Работа с алгоритмом.

– Как же можно определить спряжение глагола? Прочитайте об этом правило в рамке (с. 87).

– Прочитайте 1-й пункт. Приведите примеры таких глаголов.

– Прочитайте 2-й пункт. Расскажите, какие ещё глаголы-исключения вы знаете.

– Прочитайте 3-й пункт. Когда необходимо глагол ставить в неопределённую форму?

Cделайте вывод: сколько существует способов определения спряжения глагола? (2-е – по ударному личному окончанию и по неопределённой форме глагола.)

– Какой проверяется первым? (По ударному личному окончанию.)

– Сравните алгоритм в учебнике с тем, который записан на доске.

– Допишите в алгоритме заключение-вывод.

1. Работа в учебнике.

Упр. 261 – развивается умение выявлять способ определения спряжения глагола.

Даётся образец рассуждения, затем выполняется самостоятельно с взаимопроверкой.

Образец рассуждения: ходит.

1) Ставлю ударение: ходит. Окончание безударное.

2) Это не глагол-исключение.

3) Ставлю глагол в неопределённую форму – ходить. Перед -ть суффикс -и-, значит II спряжение.

2. Работа в рабочей тетради.

Задание № 7, тема 9 (тренировочный тест) в рабочей тетради.

– Назовите лишнее слово и объясните свой выбор. (Глагол-исключение.)

3. Работа в учебнике.

Упр. 262 – развивается умение определять спряжение глаголов, указывать способ определения спряжения, писать букву безударного гласного в окончании.

Запись:

Слушать учителя.

Осмыслять услышанное.

П:  осуществляют поиск необходимой информации.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

5.

Итог урока. Рефлексия

(предметная).

Словесный:

Ответы на вопросы.

≈7

– Выполните задание № 8, тема 9 (тренировочный тест) в рабочей тетради.

– По какому признаку вы разделяли глаголы? (По ударному/безударному окончанию.)

        

– Назовите 1-ю группу глаголов (спряжение определяем по ударному личному окончанию). Какого спряжения названные глаголы?

– Назовите вторую группу и определите спряжение глаголов

Отвечать на вопросы.

Обобщать изученное.

Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сряжение глаголов. Глаголы - исключения

Третий урок по теме "Спряжение глаголов"...

Глаголы – исключения. Выбор способа определения спряжения глагола

Знакомство с глаголами-исключениями, овладение разными способами определения спряжения глагола....

Технологическая карта изучения темы «Определяем спряжение глагола по начальной форме. Глаголы-исключения»

Методическая разработка урока по русскому языку с использованием технологической карты....

«Глаголы – исключения. Выбор способа спряжения глагола»

Задачи урока:  - Познакомиться с   глаголами – исключениями;  - Уметь находить их в тексте и научиться правильно писать их безударные личные окончания;  - Продолжить работу...

Конспект урока «Знакомство с 11 глаголами исключениями и освоение действия по определению спряжения глагола» 4 класс УМК "Гармония"

laquo;Знакомство с 11 глаголами исключениями и освоение действия по определению спряжения глагола»...