Урок математики в 1 классе Тема: «Единица измерения объёма жидкости – литр»
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Сидорова Евгения Анатольевна

Цель урока:  сформировать представление о  литре как единице  измерения вместимости (объёма).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл edinitsa_izmereniya_zhidkostey_litr.docx35.49 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок  математики  в 1 классе

Тема: «Единица измерения объёма жидкости – литр»

Цель:  сформировать представление о  литре как единице  измерения вместимости (объёма).

Ход урока.

I.  Мотивация к учебной деятельности.   Игра «Здравствуй, друг!»

(Все дети стоят  возле своих парт и  здороваются по  очереди со своими

«соседями по лицу» и «соседями по плечу»)

-Здравствуй, друг!  (пожимают друг другу руки)

- Как ты тут?           (похлопывают по плечу друг друга)

- Где ты был?          (берут друг друга за ухо)

- Я скучал!               ( прижимают свои руки  к сердцу)

- Ты пришёл?           (Разводят руки в стороны)

- Хорошо!                 (Обнимают друг друга)

(дети садятся за парты)

-  Человеческая доброта – самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое. Итак, за работу.

II.  Актуализация знаний.

-Сегодня у нас урок математики. Как вы думаете, надо нам продолжать заниматься математикой или мы уже всё  знаем?  А хотите узнать что-то новое?

1) Игра «Весёлый мяч»

-Я кидаю мяч и говорю какое-то высказывание, тот кто поймает мяч, его заканчивает.

-Если карандаш короче ручки, то ручка…  (длиннее карандаша)

-Если арбуз  тяжелее дыни, то дыня… (легче арбуза)

-Если бабушка младше дедушки, то дедушка… (старше бабушки)

- Если ведро больше стакана, то стакан… (меньше ведра)

- Если дом выше дерева, то дерево…  (ниже дома)

- Если суп горячее чая, то чай…      (холоднее супа)

- Если ночь короче дня, то день…   (длиннее ночи)

2) Устный счёт  (Структура  «Микс – пэа - шэа»).

Встали все, задвиньте стулья. Вы под музыку перемешиваетесь в классе. Когда я  остановлю музыку,  скажу «В пары!»,  вы должны встать в пары с ближайшим  к вам партнером, поприветствовать друг друга. Я  задам  вопрос и дам время подумать. Вы по очереди будете отвечать (по 15 сек).  После чего должны поблагодарить партнера.

Вопрос 1:  Назовите состав числа 9?  Подумайте.  Первым отвечает тот, у кого волосы светлее.

(отвечают на вопрос по очереди)  

(состав числа: 1 и 8, 8 и 1, 2 и 7, 7 и 2, 3 и 6, 6 и 3, 4 и 5, 5 и 4.)

Спросить 1-2 учеников:  Что тебе сказал твой партнёр?

Вопрос 2: Где мы можем встретить цифру 9? Подумайте. Отвечает второй партнёр.

(номера домов, номера телефонов, номера машин…)

Спросить 1-2 учеников:  Что ты сказал своему  партнёру?

 (дети садятся за парты)

- С цифрой 9 в этом году связана особая дата.  Может кто-то назовёт её?  (……)        - 9 мая исполняется 70 лет с того момента как  наш народ совершил настоящий подвиг. Он победил  немецких захватчиков и отстоял мир на земле. Великая Отечественная война длилась  почти 4 года. Много бойцов не вернулось с фронта живыми, другие  прошли все невзгоды  и дожили до самой победы. Многие из них живы и сейчас. Мы, ребята, должны быть благодарны  им  за то, что они прогнали с нашей земли ненавистного врага, подарили  нам  мир и  свободу.

- А теперь переходим к новой теме.

III. Формулирование проблемы. Самоопределение к деятельности.
На доске схема:

 

-Рассмотрите схему. Прочитайте слова в прямоугольниках.

-Какое слово лишнее?  Почему?  (кубик – это предмет, а остальные слова – это свойства предметов)

(убираю слово «кубик»)

-Какие из этих свойств можно измерять?  (длину и массу)

(остальные слова убираю)

-В каких единицах измеряется длина?  (в сантиметрах)  дополняю схему - см

-В чём вы научились измерять массу на прошлом уроке? ( в килограммах) дополняю схему - кг

-Соединим эти свойства со словом  в овале стрелочками. Как они называются?  (Величины)

Устно  формулируем  план.

-Попробуйте сформулировать задачи  нашего урока, используйте для этого слова, записанные на доске:

                                                                                Познакомимся…

                                                                                   Узнаем…

                                                                                    Научимся…

                               

-Посмотрите на рамку с вопросом.

- Как вы думаете, что же сегодня на уроке нам предстоит выяснить?  

                                   1) Познакомимся с новой величиной.

2)  Узнаем, какими единицами она измеряется.

3) Научимся измерять её.

(добавляю в схему квадратик с вопросом)

-Что мы сейчас с вами сделали? (Спланировали свою дальнейшую деятельность.)

IV. Открытие нового знания.

 (Беру  в руки стакан с водой.)

 - Что у меня в стакане? (вода)    

 - Какая она?  (жидкая)

(Выливаю  часть воды на поднос)

- Что произошло с водой?   (Она растеклась, потому что жидкая.)

-  Как вы думаете, что необходимо взять, чтобы жидкость не растекалась?

(Ёмкости - предметы, в которые можно налить любую жидкость)  

Структура «Рэлли Робин»

-Повернитесь  лицом к «соседу по плечу» и назовите, какие ёмкости вам известны, отвечайте по очереди, называя по 1 слову, начинают ученики № 1 и 2

(стакан, банка, чашка,  кастрюля, ведро, бочка, лейка и пр.)

              - Поделимся своими знаниями и послушаем,  какие мнения звучали  за вашими столами. Слушаем друг друга внимательно, чтобы не повторяться.  Начинает стол № 1, третий ученик.  

                                        (слушаем мнения всех столов, не повторяясь)

- Сегодня на урок я принесла различные предметы, которые вам хорошо знакомы: это стакан, банка, бокал.

-Для чего мы используем эти предметы в жизни. (Чтобы наливать в них разные жидкости – чай, молоко, воду.)

-Проверим, во все ли эти ёмкости помещается одинаковое количество жидкости. Как это сделать?  (Переливанием)

 -Возьмем стакан с водой и посмотрим, такое ли количество жидкости помещается в банке. Для этого воду из стакана перельем в банку. Видно, что вода из стакана поместилась в банке вся, и при этом в банке еще осталось место. Значит, можно сделать вывод…  (Что воды в стакане меньше, чем в банке.)

- Проверим, одинаковое ли количество воды помещается в стакане и в бокале. Перельем воду из стакана в бокал. Видим, что вода поместилась вся и ее ровно столько же, сколько в стакане. Можно сделать вывод… (Что в стакане и в  бокале помещается воды одинаково.)

-Сейчас при переливании нас что интересовало?  

 (В какой ёмкости поместится воды больше, а в какой меньше.)

-По другому можно сказать, при решении данной задачи нас интересовала вместимость сосудов, или в математике говорят «объем».   (на слайде)

- Итак, мы сравнивали объемы ёмкостей: стакана, бокала, банки. Наши сравнения можно    записать с помощью знаков: >, <, =.    (на слайде)

-Назовите их.

(на каждом столе картинки и знаки)

На слайде        

Стакан  ?  банка

Стакан  ?  кружка

Расположите  картинки с ёмкостями парами, как у меня,  и поставьте между ними знак, какой вы считаете нужным:  <,>, =.

(смотрю, проверяю, на слайде появляется правильный ответ)

Стакан < банка

Стакан  = кружка

-Раз мы смогли  сравнить объемы этих ёмкостей и воспользовались знаками <,>, =, значит   можно сказать, что объем-это тоже величина.  

Над каким пунктом нашего плана мы сейчас работали? (1)  

(заменю в схеме прямоугольник с вопросом на прямоугольник со словом «объём)  

Практическая работа.

-Я вам предлагаю  провести  эксперимент. Знаете, что такое эксперимент? (……….)

Это слово  связано с работой учёных. Они проводят опыты, чтобы узнать что-то новое.

-Мы  на уроке  сейчас  превратимся в маленьких «учёных» и попробуем провести свой эксперимент. Хотите попробовать? У каждой группы на  столе  есть  предметы, необходимые для эксперимента.  Посмотрите, у вас там стоит банка ( на всех столах одинаковые), ёмкость с водой  и  мерка   (на всех столах разные: стакан, чашка, бокал, миска. Ученики № 4 покажите ваши мерки).

-Подсчитайте, сколько мерок вмещает в себя банка. А для это нужно вашей меркой наливать воду в банку, пока она не наполнится.  Воду наливает ученик № 2, остальные участники группы считают, сколько мерок у вас поместится в банку.

                (эксперимент)

- Скажите, сколько мерок воды  поместилось в вашу банку?   Стол № 1 ученик 4.

(спрашиваю у каждого стола)

- Посмотрите внимательно,  банки у нас одинаковые, а почему-то количество мерок воды, которое в них поместилось разное. Почему?  (мерки разные)

-Как же быть?

(Подвожу к выводу о том, что вместимость (объем)

 определяется одной меркой, а не разными.)

- Может быть, кто-то уже знает, какой  единицей мы пользуемся для измерения объёма? (…)

(Вызываю к доске учеников № 2 и раздаю им картинки: ведро, блюдце, кастрюля, кружка)

-Назовите ёмкость с самой маленькой вместимостью? (блюдце)

-Назовите ёмкость с самой большой вместимостью?  (ведро)

-Расставьте сосуды в порядке возрастания их вместимости.

Учащиеся встают по порядку:  блюдце – кружка – кастрюля - ведро

-Если мы правильно  выполнили задание, то,  перевернув эти изображения,  мы найдём ответ на третий пункт нашего плана.

(картинки переворачивают ученики,  – читаем  слово  «ЛИТР»)

- Банки на ваших столах вмещают  ровно 1 литр жидкости.

(Наливаю в свою банку 2 банки по 1 литру)

-Какой вывод можно сделать?   (в эту банку поместится 2 литра)

      Историческая справка.      

-В древние времена мерами для измерения объема были  бочка, кадка,  но эти меры были неудобны, т.к. в разных местностях они были разные и значительно различались друг от друга. Поэтому стала нужна одинаковая мерка для измерения объема. Такая мерка называется – литр.

-Слово литр сокращенно пишут так:  л (на слайде появляется запись: литр - л).

-Где вы в жизни  встречались с этой единицей измерения вместимости?

(В магазине продают сок в коробках 1 литр, 2 литра. Мама покупает молоко, кефир в пакетах 1 литр. Папа заправляет машину на заправке бензином, ему автомат заливает 10 литров, 20 литров.)

- Над каким пунктом плана мы сейчас работали?   (2 и 3)

V. Рефлексия учебной деятельности

-Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке?

- На все вопросы удалось найти ответы?

- Как знания, полученные сегодня,  могут пригодиться вам в жизни?  

 Игра «Верю – не верю»  (дети встают)

- Сейчас поиграем в игру “Верю – не верю”.  Если вы согласны с моим утверждением, то хлопаете в ладоши,  если  не согласны – топаете ногами.

- Объём конфет можно измерить в литрах?    -

- Печенье?   -

-Молоко?  +

- Квас?  +

- Яблоки?  -

- Бензин? +

- Макароны? –

-Сок? +

- Лимонад? +

-Перед вами три ёмкости с надписями:

Я понял,

но у меня

остались

вопросы

Я

всё

понял

Я

ничего

не понял

на уроке

- Попробуйте оценить себя, полученные знания и приобретённые умения на сегодняшнем уроке.  Бейджик со своим именем положите в ту ёмкость, которая соответствует вашей самооценке, как вы поняли новую тему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 1 классе :"Единица измерения вместимости - литр".

"Единица измерения вместимости - литр" - проблемный урок. Проблемная ситуация разрешается с помощью практической работы....

Литр-единица измерения вместимости.

Конспект урока математики по теме: "Литр - единица измерения вместимости". ( учебник Б.П.Гейдман, И.Э. Гейдман, Е.А. Зверева). Урок проводится в 3 четверти....

Урок математики во 2 классе по теме "Единицы измерения вместимости - литр""

ТЕМА: Единица измерения вместимости – литр. ЦЕЛЬ: Актуализировать знания разных единиц измерения массы , длины; ввести новую величину вместимость и единицу её измерения – литр ; учить детей...

Урок математики в 1 классе "Единица измерения объема жидкости - литр"

Урок разработан по УМК "Школа России". Урок проходит в форме путешествия: вместе с веселым паровозиком дети перемещаются от "станции" к "станции", выполняют задания....

1 класс. Математика. Единица измерения. Литр.

Тема урока: Единицы объема. Литр. Тип урока:   Урок «открытия» нового знанияЦель урокадать конкретное представление о величине объём, познакомить с единицей измерения объёмаЗадачи урока...

Презентация к уроку математики "Единицы измерения. Килограмм. Литр"

Знакомство с единицами измерения массы  предмета и объема вещества....

Презентация к уроку "Соотношения между единицами измерения объёма"

Данная презентация была использована на уроке математики в 4 классе по системе Л.В.Занкова...