Урок математики в 1 классе Тема: «Единица измерения объёма жидкости – литр»
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему
Цель урока: сформировать представление о литре как единице измерения вместимости (объёма).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
edinitsa_izmereniya_zhidkostey_litr.docx | 35.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики в 1 классе
Тема: «Единица измерения объёма жидкости – литр»
Цель: сформировать представление о литре как единице измерения вместимости (объёма).
Ход урока.
I. Мотивация к учебной деятельности. Игра «Здравствуй, друг!»
(Все дети стоят возле своих парт и здороваются по очереди со своими
«соседями по лицу» и «соседями по плечу»)
-Здравствуй, друг! (пожимают друг другу руки)
- Как ты тут? (похлопывают по плечу друг друга)
- Где ты был? (берут друг друга за ухо)
- Я скучал! ( прижимают свои руки к сердцу)
- Ты пришёл? (Разводят руки в стороны)
- Хорошо! (Обнимают друг друга)
(дети садятся за парты)
- Человеческая доброта – самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое. Итак, за работу.
II. Актуализация знаний.
-Сегодня у нас урок математики. Как вы думаете, надо нам продолжать заниматься математикой или мы уже всё знаем? А хотите узнать что-то новое?
1) Игра «Весёлый мяч»
-Я кидаю мяч и говорю какое-то высказывание, тот кто поймает мяч, его заканчивает.
-Если карандаш короче ручки, то ручка… (длиннее карандаша)
-Если арбуз тяжелее дыни, то дыня… (легче арбуза)
-Если бабушка младше дедушки, то дедушка… (старше бабушки)
- Если ведро больше стакана, то стакан… (меньше ведра)
- Если дом выше дерева, то дерево… (ниже дома)
- Если суп горячее чая, то чай… (холоднее супа)
- Если ночь короче дня, то день… (длиннее ночи)
2) Устный счёт (Структура «Микс – пэа - шэа»).
Встали все, задвиньте стулья. Вы под музыку перемешиваетесь в классе. Когда я остановлю музыку, скажу «В пары!», вы должны встать в пары с ближайшим к вам партнером, поприветствовать друг друга. Я задам вопрос и дам время подумать. Вы по очереди будете отвечать (по 15 сек). После чего должны поблагодарить партнера.
Вопрос 1: Назовите состав числа 9? Подумайте. Первым отвечает тот, у кого волосы светлее.
(отвечают на вопрос по очереди)
(состав числа: 1 и 8, 8 и 1, 2 и 7, 7 и 2, 3 и 6, 6 и 3, 4 и 5, 5 и 4.)
Спросить 1-2 учеников: Что тебе сказал твой партнёр?
Вопрос 2: Где мы можем встретить цифру 9? Подумайте. Отвечает второй партнёр.
(номера домов, номера телефонов, номера машин…)
Спросить 1-2 учеников: Что ты сказал своему партнёру?
(дети садятся за парты)
- С цифрой 9 в этом году связана особая дата. Может кто-то назовёт её? (……) - 9 мая исполняется 70 лет с того момента как наш народ совершил настоящий подвиг. Он победил немецких захватчиков и отстоял мир на земле. Великая Отечественная война длилась почти 4 года. Много бойцов не вернулось с фронта живыми, другие прошли все невзгоды и дожили до самой победы. Многие из них живы и сейчас. Мы, ребята, должны быть благодарны им за то, что они прогнали с нашей земли ненавистного врага, подарили нам мир и свободу.
- А теперь переходим к новой теме.
III. Формулирование проблемы. Самоопределение к деятельности.
На доске схема:
-Рассмотрите схему. Прочитайте слова в прямоугольниках.
-Какое слово лишнее? Почему? (кубик – это предмет, а остальные слова – это свойства предметов)
(убираю слово «кубик»)
-Какие из этих свойств можно измерять? (длину и массу)
(остальные слова убираю)
-В каких единицах измеряется длина? (в сантиметрах) дополняю схему - см
-В чём вы научились измерять массу на прошлом уроке? ( в килограммах) дополняю схему - кг
-Соединим эти свойства со словом в овале стрелочками. Как они называются? (Величины)
Устно формулируем план.
-Попробуйте сформулировать задачи нашего урока, используйте для этого слова, записанные на доске:
Познакомимся…
Узнаем…
Научимся…
-Посмотрите на рамку с вопросом.
- Как вы думаете, что же сегодня на уроке нам предстоит выяснить?
1) Познакомимся с новой величиной.
2) Узнаем, какими единицами она измеряется.
3) Научимся измерять её.
(добавляю в схему квадратик с вопросом)
-Что мы сейчас с вами сделали? (Спланировали свою дальнейшую деятельность.)
IV. Открытие нового знания.
(Беру в руки стакан с водой.)
- Что у меня в стакане? (вода)
- Какая она? (жидкая)
(Выливаю часть воды на поднос)
- Что произошло с водой? (Она растеклась, потому что жидкая.)
- Как вы думаете, что необходимо взять, чтобы жидкость не растекалась?
(Ёмкости - предметы, в которые можно налить любую жидкость)
Структура «Рэлли Робин»
-Повернитесь лицом к «соседу по плечу» и назовите, какие ёмкости вам известны, отвечайте по очереди, называя по 1 слову, начинают ученики № 1 и 2
(стакан, банка, чашка, кастрюля, ведро, бочка, лейка и пр.)
- Поделимся своими знаниями и послушаем, какие мнения звучали за вашими столами. Слушаем друг друга внимательно, чтобы не повторяться. Начинает стол № 1, третий ученик.
(слушаем мнения всех столов, не повторяясь)
- Сегодня на урок я принесла различные предметы, которые вам хорошо знакомы: это стакан, банка, бокал.
-Для чего мы используем эти предметы в жизни. (Чтобы наливать в них разные жидкости – чай, молоко, воду.)
-Проверим, во все ли эти ёмкости помещается одинаковое количество жидкости. Как это сделать? (Переливанием)
-Возьмем стакан с водой и посмотрим, такое ли количество жидкости помещается в банке. Для этого воду из стакана перельем в банку. Видно, что вода из стакана поместилась в банке вся, и при этом в банке еще осталось место. Значит, можно сделать вывод… (Что воды в стакане меньше, чем в банке.)
- Проверим, одинаковое ли количество воды помещается в стакане и в бокале. Перельем воду из стакана в бокал. Видим, что вода поместилась вся и ее ровно столько же, сколько в стакане. Можно сделать вывод… (Что в стакане и в бокале помещается воды одинаково.)
-Сейчас при переливании нас что интересовало?
(В какой ёмкости поместится воды больше, а в какой меньше.)
-По другому можно сказать, при решении данной задачи нас интересовала вместимость сосудов, или в математике говорят «объем». (на слайде)
- Итак, мы сравнивали объемы ёмкостей: стакана, бокала, банки. Наши сравнения можно записать с помощью знаков: >, <, =. (на слайде)
-Назовите их.
(на каждом столе картинки и знаки)
На слайде
Стакан ? банка
Стакан ? кружка
Расположите картинки с ёмкостями парами, как у меня, и поставьте между ними знак, какой вы считаете нужным: <,>, =.
(смотрю, проверяю, на слайде появляется правильный ответ)
Стакан < банка
Стакан = кружка
-Раз мы смогли сравнить объемы этих ёмкостей и воспользовались знаками <,>, =, значит можно сказать, что объем-это тоже величина.
Над каким пунктом нашего плана мы сейчас работали? (1)
(заменю в схеме прямоугольник с вопросом на прямоугольник со словом «объём)
Практическая работа.
-Я вам предлагаю провести эксперимент. Знаете, что такое эксперимент? (……….)
Это слово связано с работой учёных. Они проводят опыты, чтобы узнать что-то новое.
-Мы на уроке сейчас превратимся в маленьких «учёных» и попробуем провести свой эксперимент. Хотите попробовать? У каждой группы на столе есть предметы, необходимые для эксперимента. Посмотрите, у вас там стоит банка ( на всех столах одинаковые), ёмкость с водой и мерка (на всех столах разные: стакан, чашка, бокал, миска. Ученики № 4 покажите ваши мерки).
-Подсчитайте, сколько мерок вмещает в себя банка. А для это нужно вашей меркой наливать воду в банку, пока она не наполнится. Воду наливает ученик № 2, остальные участники группы считают, сколько мерок у вас поместится в банку.
(эксперимент)
- Скажите, сколько мерок воды поместилось в вашу банку? Стол № 1 ученик 4.
(спрашиваю у каждого стола)
- Посмотрите внимательно, банки у нас одинаковые, а почему-то количество мерок воды, которое в них поместилось разное. Почему? (мерки разные)
-Как же быть?
(Подвожу к выводу о том, что вместимость (объем)
определяется одной меркой, а не разными.)
- Может быть, кто-то уже знает, какой единицей мы пользуемся для измерения объёма? (…)
(Вызываю к доске учеников № 2 и раздаю им картинки: ведро, блюдце, кастрюля, кружка)
-Назовите ёмкость с самой маленькой вместимостью? (блюдце)
-Назовите ёмкость с самой большой вместимостью? (ведро)
-Расставьте сосуды в порядке возрастания их вместимости.
Учащиеся встают по порядку: блюдце – кружка – кастрюля - ведро
-Если мы правильно выполнили задание, то, перевернув эти изображения, мы найдём ответ на третий пункт нашего плана.
(картинки переворачивают ученики, – читаем слово «ЛИТР»)
- Банки на ваших столах вмещают ровно 1 литр жидкости.
(Наливаю в свою банку 2 банки по 1 литру)
-Какой вывод можно сделать? (в эту банку поместится 2 литра)
Историческая справка.
-В древние времена мерами для измерения объема были бочка, кадка, но эти меры были неудобны, т.к. в разных местностях они были разные и значительно различались друг от друга. Поэтому стала нужна одинаковая мерка для измерения объема. Такая мерка называется – литр.
-Слово литр сокращенно пишут так: л (на слайде появляется запись: литр - л).
-Где вы в жизни встречались с этой единицей измерения вместимости?
(В магазине продают сок в коробках 1 литр, 2 литра. Мама покупает молоко, кефир в пакетах 1 литр. Папа заправляет машину на заправке бензином, ему автомат заливает 10 литров, 20 литров.)
- Над каким пунктом плана мы сейчас работали? (2 и 3)
V. Рефлексия учебной деятельности
-Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке?
- На все вопросы удалось найти ответы?
- Как знания, полученные сегодня, могут пригодиться вам в жизни?
Игра «Верю – не верю» (дети встают)
- Сейчас поиграем в игру “Верю – не верю”. Если вы согласны с моим утверждением, то хлопаете в ладоши, если не согласны – топаете ногами.
- Объём конфет можно измерить в литрах? -
- Печенье? -
-Молоко? +
- Квас? +
- Яблоки? -
- Бензин? +
- Макароны? –
-Сок? +
- Лимонад? +
-Перед вами три ёмкости с надписями:
Я понял,
но у меня
остались
вопросы
Я
всё
понял
Я
ничего
не понял
на уроке
- Попробуйте оценить себя, полученные знания и приобретённые умения на сегодняшнем уроке. Бейджик со своим именем положите в ту ёмкость, которая соответствует вашей самооценке, как вы поняли новую тему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 1 классе :"Единица измерения вместимости - литр".
"Единица измерения вместимости - литр" - проблемный урок. Проблемная ситуация разрешается с помощью практической работы....
Литр-единица измерения вместимости.
Конспект урока математики по теме: "Литр - единица измерения вместимости". ( учебник Б.П.Гейдман, И.Э. Гейдман, Е.А. Зверева). Урок проводится в 3 четверти....
Урок математики во 2 классе по теме "Единицы измерения вместимости - литр""
ТЕМА: Единица измерения вместимости – литр. ЦЕЛЬ: Актуализировать знания разных единиц измерения массы , длины; ввести новую величину вместимость и единицу её измерения – литр ; учить детей...
Урок математики в 1 классе "Единица измерения объема жидкости - литр"
Урок разработан по УМК "Школа России". Урок проходит в форме путешествия: вместе с веселым паровозиком дети перемещаются от "станции" к "станции", выполняют задания....
1 класс. Математика. Единица измерения. Литр.
Тема урока: Единицы объема. Литр. Тип урока: Урок «открытия» нового знанияЦель урокадать конкретное представление о величине объём, познакомить с единицей измерения объёмаЗадачи урока...
Презентация к уроку математики "Единицы измерения. Килограмм. Литр"
Знакомство с единицами измерения массы предмета и объема вещества....
Презентация к уроку "Соотношения между единицами измерения объёма"
Данная презентация была использована на уроке математики в 4 классе по системе Л.В.Занкова...