Урок математики во 2 классе по теме "Единицы измерения вместимости - литр""
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему
ТЕМА: Единица измерения вместимости – литр.
ЦЕЛЬ: Актуализировать знания разных единиц измерения массы , длины; ввести новую величину вместимость и единицу её измерения – литр ; учить детей формулировать проблему , выдвигать гипотезы и находить правильное решение ; развивать логико – математическую речь; воспитывать коммуникативные навыки.
ОБОРУДОВАНИЕ: Учебник математики; сосуды с водой для измерения вместимости – кастрюля, ваза , трёхлитровая банка; мерки для измерения – стаканы пол-литровая банка, кружки; пустые двухлитровые и литровые банки для каждой группы ( для сливания жидкости во время измерения); карточки для разминки и физкультминутки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_matematiki.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики
во 2 классе
ТЕМА: Единица измерения вместимости – литр.
ЦЕЛЬ: Актуализировать знания разных единиц измерения массы , длины; ввести новую величину вместимость и единицу её измерения – литр ; учить детей формулировать проблему , выдвигать гипотезы и находить правильное решение ; развивать логико – математическую речь; воспитывать коммуникативные навыки.
ОБОРУДОВАНИЕ: Учебник математики; сосуды с водой для измерения вместимости – кастрюля, ваза , трёхлитровая банка; мерки для измерения – стаканы пол-литровая банка, кружки; пустые двухлитровые и литровые банки для каждой группы ( для сливания жидкости во время измерения); карточки для разминки и физкультминутки.
ХОД УРОКА
Этапы урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся |
Психоло гический настрой. | Ребята у вас на партах лежат «Словарики настроений» , найдите в списке прилагательные , которые описывают ваше настроение и объясните свой выбор. Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Великой Стране Математики. Удачи вам и новых открытий! | - Я своё настроение хочу назвать ОЖИДАЮЩИМ, потому что я жду от сегодняшнего урока новых открытий. - А у меня СПОКОЙНОЕ настроение . Я не боюсь трудностей,не боюсь ошибиться, хочу спокойно работать дальше. - Моё настроение ПРИПОДНЯТОЕ. Я люблю урок математики, мы всегда такие интересные задания выполняем! - А я выбрала название ЛИКУЮЩЕЕ. Сейчас я очень рада что начинается мой любимый урок. |
Актуализация знаний. Целеполагание. | Посмотрите на карточки которые находятся на доске.(карточки закрываются) Зарисуйте их по памяти . Что вы заметили? - А какого цвета был луч? Отрезок? Прямая? Ломаная? - А у какой фигуры было имя? (По ходу проверки карточки снова выставляются на доску) - Какие задания вы предлагаете выполнить, используя эти фигуры? - Все согласны с предложенными заданиями? - Молодцы ребята! А какие единицы измерения длины мы знаем? - А какой единицей измерения удобнее пользоваться в этом случае? - Для чего нужны другие единицы измерения? Решите задачу на смекалку. Что становится легче когда его наполняют? (Выполните работу в паре) - Как работаем в паре? - Кто готов ответить? Продолжим работу в парах. Среди трёх футбольных мячей красный мяч тяжелее коричневого, а коричневый тяжелее зелёного. Какой мяч тяжелее всех? -Повторите задание. - Выполните работу в паре. - Чья пара готова ответить? - Кто может дополнить? - Когда мы говорим «легче», «тяжелее», что мы имеем в виду? Какую единицу измерения массы мы уже знаем? - Зачем нам нужна эта единица измерения? - Как можно измерить количество жидкости? | - Все фигуры состоят из прямых линий. - Все фигуры расположены на плоскости. - Я знаю названия всех фигур и могу их показать и перечислить: луч, отрезок , прямая, ломаная. Имя было у прямой. - Я предлагаю найти лишнюю фигуру. - Можно измерить длину каждой фигуры. - Мне кажется, что второе задание не всегда можно выполнить: ведь прямая бесконечна, как же измерить её длину? - Тогда и длину луча нельзя измерить, ведь он тоже в одну сторону бесконечен. - Я хочу выбрать фигуры длину которых можно измерить и узнать её. - Сантиметр, метр, дециметр. - Сантиметром. - Для измерения более крупных и более мелких расстояний. -Думаю сам . - Излагаю свою точку зрения товарищу. - Отвечающий отвечает. - Шар. - Красный. - Килограмм. - Для измерения массы. - Посмотреть, где больше ,где меньше. - Налить в одинаковые сосуды. |
Проблемная ситуация. Поиск способа решения. Конкретизация и применение способа решения учебной задачи. Контроль процесса и результата освоения способа. Рефлексивный анализ. | ( Перед детьми на столах находятся разные сосуды с водой. В каждый сосуд налито по одному литру воды, но из за разной формы сосудов дети не могут сравнить количество жидкости.) Что вы видите у себя на столах? Какие задания вы можете предложить для работы с тем, что стоит у вас на столах? Итак, мы с вами сошлись на мнении, что нужно измерить количество воды в сосудах. - Чем мы всегда пользуемся для измерения? - Как будем работать? - Что затем? ( На доске появляется лесенка ) Учащиеся выбирают разные мерки: стаканы, маленькие банки, кружку. Начинают переливать воду в двухлитровые банки, считая количество мерок. ( Самостоятельная работа в группах ) Интересно у кого же больше воды ? Почему? А теперь маленький фокус. ( Банки всех групп выставляются на один стол в ряд) - Что вы заметили? Ваши мысли по этому поводу? Может, кто – то уже знает, какую мерку используют в жизни для измерения жидкости? Посмотрите это литровые банки, перелейте воду в них . - В чём вы убедились? Где вы уже встречались с этой единицей измерения вместимости? Откройте учебник на с. 32, найдите в задании 78 пункт 2 и прочитайте его жужжащим чтением.
Если число обозначает количество литров, рядом с ним пишут букву л(литр)
- Что нового вы узнали? Кто уже догадался и может сформулировать тему нашего урока? ( на доске табличка) ВМЕСТИМОСТЬ И ЕЁ ИЗМЕРЕНИЯ Самостоятельная работа. - Выполните самостоятельно пункт 3 этого задания. Проверим, правильно ли вы выполнили задание . Я буду называть вместимость, а вы показывайте изображение предмета , имеющего такую вместимость. Устно выполним пункт 4. - Найдите задание 84 и прочитайте его. - Всё ли вам понятно в задании? - Сможете его выполнить самостоятельно дома? - Прочитайте одно предложение в котором говориться не о вместимости. Замечательно. А теперь обратите внимание на запись темы нашего урока. Кто бы хотел её поправить, изменить , дополнить. ( В соответствии с ответами детей на доске появляется запись) ВМЕСТИМОСТЬ И ЕДИНИЦА ЕЁ ИЗМЕРЕНИЯ – ЛИТР (1л) Теперь мы знаем точную тему нашего урока. Давайте попробуем сформулировать задачи. Чему нам нужно научиться, чтобы хорошо освоить эту тему? ФИЗМИНУТКА Предлагаю игру на внимание. Я показываю карточки с названиями единиц измерения разных величин . если на карточке записано число: Означающее вместимость – вы садитесь на свои места; Означающее массу – прыгаете на двух ногах; Означающее длину – шагаете по классу. ( Карточки: 14 см, 8кг, 5л, 3м, 25см, 75кг, 92м, 17л. - Выполняя движения, что мы с вами сделали? Я наблюдала за вами, и мне очень приятно, что вы у меня очень внимательные. Готовы работать дальше
| - Я предлагаю узнать, сколько воды в каждом сосуде. - Можно ещё узнать, сколько всего воды во всех сосудах. - Можно выяснить, где воды больше, а где меньше. - Я предлагаю взять ведро, слить всю воду вместе и измерить её количество. -Можно поставить все сосуды в ряд и измерить высоту воды линейкой. - Я думаю ,нужно взвесить воду и сразу станет ясно, где масса воды больше. - Нам нужна какая -нибудь мерка. - Лучше работать в группах. - Затем сравним результат каждой группы. - А затем проверим по учебнику. ПРОВЕРКА: 1 гр.- 5 ст. по 0,2л; 2 гр.- 4 кр. по 0,25л; 3 гр. – 2 б. по 0,5л. - У ребят первой группы налито больше воды: ведь в кастрюлю поместилось 5 мерок, а это больше, чем 4 и 2. Можно сказать , что количество воды в банках получилось одинаковое, а мерки были разные. - Мы взяли разные мерки, а нужно было одинаковые. - Это литр. - Количество воды у всех групп было одинаковое. - В магазинах продают сок в пакетах 1 литр, 2 литра. - Мама покупает молоко, кефир в пактах по 1 литру. - Папа заправляет на заправке машину бензином, ему автомат заливает 10 литров, 20 литров. Дети читают. Мы узнали что такое вместимость и чем её измеряют. - Вместимость. - Литр. - Измерение. Дети самостоятельно выполняют задание. Дети показывают изображение предмета. Дети читают задание. Дети утверждают что могут. ИЗ кастрюли отлили 2л компота . Здесь говорится не о вместимости: ведь вместимость – это всё количество жидкости, которое помещается в сосуде,- а в предложении – только о том , сколько отлили, значит, в кастрюле ещё сколько –то осталось. Дети говорят что нужно дополнить. Мы должны научиться измерять количество жидкости в сосудах, сравнивать и находить их сумму или разность. - Мы должны уметь решать задачи, когда там встречаются литры. Дети выполняют движения. - Мы разделили числа на три группы: длину, массу, вместимость. Да. |
Самостоятельная работа. | Предлагаю вам на выбор два задания: 1 ) 1.Не выполняя сложения, поставь знаки сравнения: 8+3 * 7+3 7+4 * 7+6 9+5 * 5+9 5+6 * 4+6 5+7 * 7+5 8+3 * 9+4 2.Найди значения сумм. 3.Напиши свои равенства и неравенства с другими суммами. 2) В левом и правом кармане у Толи 8 орехов . 2 ореха он переложил из одного кармана в другой. Сколько орехов в двух карманах? - Для чего мы выполняли это задание? В заключение предлагаю вам игру « Математическая грамматика» ЖИЗНЬ - ЗНЬ+ Д+КОСТЬ= ИЗВОЗ-ВОЗ+ МЕРА–А+ ИТЬ= ЛИЛ – Л +ТР= А вот вам в подарок – загадка. Смастерили из досок И надели поясок, И хранит посуда эта С грядки собранное лето. - Как вы думаете, является ли бочка мерой измерения вместимости? Узнайте у родителей или в библиотеке, чем раньше измеряли жидкость. | ПРОВЕРКА. Дети доказывают решения каждого задания, объясняют поставленные знаки. - Закрепляли ранее изученный материал Дети находят решения. ЖИДКОСТЬ ИЗМЕРИТЬ ЛИТР. Бочка. |
Оценивание меры продвижения к цели | Итак . - Что нового вы узнали на уроке? - Что было самым интересным? - Что было трудным? - Над чем ещё нужно поработать? | - Что вместимость измеряют в литрах. - Интересно было проводить опыт по сравнению объёма жидкости. - На следующем уроки при закреплении практически решать задачи. |
Самооценка | Если урок вам понравился и вы достигли определённых успехов, подымите и покажите иллюстрацию с улыбающимся лицом. Если урок не понравился и вы не достигли должных успехов покажите иллюстрацию с грустным лицом. | Дети подымают и показывают иллюстрацию с изображением своего настроения. |
Итог | Молодцы. Спасибо вам за работу. Урок окончен |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 1 классе :"Единица измерения вместимости - литр".
"Единица измерения вместимости - литр" - проблемный урок. Проблемная ситуация разрешается с помощью практической работы....
Урок математики 1 класс. Тема "Литр". Тип урока - урок- проблема
данный урок составлен с помощью технологии деятельностного метода с элементами проблемного обучения. Урок 84. Математика. 1 класс.Тема: Литр.Тип урока: урок – проблема.Структура:1....
урок математики 1 класс Литр
Урок - практикум: конспект урока + презентация....
Урок математики 3 класс по теме: «Измерение времени», УМК «Планета знаний»
Разработка урока по математике в 3 классе по УМК «Планета знаний»ТЕМА «Измерение времени» Цели:- закрепление знания учащихся о единицах времени и их соотношении;- развитие...
Технологическая карта урока математики 4 класс УМК ПНШ "Литр и килограмм"
Технологическая карта урока математики 4 класс УМК Перспективная начальная школа по теме "Литр и килограмм". Составлена с учётом ФГОС НОО....
Урок математики 1 класс тема "Литр"
Цели Образовательные: Познакомить с новой величиной- вместимостью и единицей ее измерения-литром;развивать умение решать задачи и примеры изученных видов.Способствовать развитию...
Конспект урока "Единица измерения вместимости - литр"
вместимость - и единицу ее измерения - литр; учить детей формулировать проблему, выдвигать гипотезы и находить правильное решение; развивать логико-математическую речь; воспитывать комм...