ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ.
материал
Целью внеурочной деятельности является содействие интеллектуальному, духовно-нравственному, социальному и физическому развитию обучающихся, создание условий для приобретения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья позитивного социального опыта в образовательном учреждении и за его пределами, проявления инициативы, самостоятельности, ответственности, применения полученных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost_kak_sredstvo_razvitiya_lichnosti_uchashchihsya.docx | 29.72 КБ |
Предварительный просмотр:
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ.
«То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно».
Лев Семёнович Выготский
Внеурочная деятельность – это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе и является одной из форм организации свободного времени учащихся.
Что такое внеурочная деятельность? Обратимся к толковому словарю: «Внеурочная деятельность – интегративное понятие, которое определяет комплекс различных занятий учащихся, осуществляемых в свободное от учёбы время».
Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.
Она предполагает такие виды деятельности обучающихся, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Целью внеурочной деятельности детей с ОВЗ является содействие интеллектуальному, духовно-нравственному, социальному и физическому развитию обучающихся, создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта в образовательном учреждении и за его пределами, проявления инициативы, самостоятельности, ответственности, применения полученных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.
В соответствии с содержанием нормативных правовых документов в качестве задач внеурочной деятельности можно представить следующие:
Задачи внеурочной деятельности:
- развитие творческих способностей обучающихся;
- развитие интересов, склонностей, способностей обучающихся различным видам деятельности;
- создание условий индивидуальности ребенка;
- формирование умений, навыков в выбранном виде деятельности;
- приобретение опыта общения, взаимодействия с разными людьми, сотрудничества, расширение рамок общения в социуме, контактов обучающихся с обычно развивающимися сверстниками.
Исходя из поставленных задач, получаем, что внеурочная деятельность направлена на формирование личностных качеств.
При организации внеурочной деятельности опираемся на следующие принципы:
- соответствие возрастным особенностям обучающихся;
- оптимизация учебной нагрузки обучающихся;
- преемственность с технологиями учебной деятельности;
- выбор деятельности на основе личных интересов и склонностей ребёнка с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
Средствами развития личности во внеурочной деятельности являются:
- материал и задания, нацеленные на развитие умения определять своё отношение к миру;
- технология поиска и общения на этапе изучения материала, подготовки к работе;
- работа в малых группах, коллективные работы.
Внеурочная деятельность по новым стандартам в нашей школе для обучающихся по второму варианту реализуется по следующим направлениям:
- социальное направление
- нравственное направление
- общекультурное направление
- коррекционно-развивающее направление
На занятиях внеурочной деятельности используются различные виды заданий:
-творческие (аппликация, рисунок, поделки из природных и подручных материалов.
У учащихся формируются нравственные и личностные качества, такие как трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда. Ребенок на занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
-познавательные (лото, задания в картинках, викторина, работа с картами, экскурсии, составление и разгадывание кроссвордов, проекты (конечный результат проекта – макет).
Формируется осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
-игровые (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные)
Формируется способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
-досугово-развлекательные (посещение театра, библиотеки, кинотеатра) Формируется понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе.
Для формирования интереса к деятельности используются различные формы занятия:
- занятие – практика,
- занятие – праздник,
- интегрированное занятие,
- занятие – конкурс,
- выставка поделок.
Данные направления, виды, формы реализуются через программы «Мой край», «Самоделкино».
Программа «Мой край» реализует социальное направление внеурочной деятельности. Ведущей целевой установкой ФГОС является воспитание гуманного, творческого, социально активного человека – гражданина и патриота России, уважительно и бережно относящегося к своей семье, к природному и культурному достоянию своей малой Родины, своей многонациональной страны и всего человечества. Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам, к своей малой Родине.
Цели программы: – развитие интереса к истории и культуре Южного Урала; воспитать уважение и любовь к своему родному краю, родной культуре, к родному городу, Отечеству, начиная с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе.
Содержание материалов программы включает теоритическую часть и практическую деятельность.
В курсе внеурочной деятельности «Мой край» 1 классе нравственное воспитание учащихся мы начинаем с изучения тем по таким разделам:
«Я», «Мои родители», «Мой класс»
Учащиеся узнают, называют и различают свое имя и фамилию, имена родителей, имена своих одноклассников.
Во 2 - 4 классе добавляются и расширяются разделы: «Моя школа», «Мой город» «Растительный мир Урала».
Учащиеся узнают, называют город, область, в которой живут; памятники города; Учатся уважительно и бережно относится к своей семье, к природному и культурному достоянию своей малой Родины.
В 5 – 9 классах идет более углубленное и расширенное изучение таких разделов как «Мой край», «Моя область», «Мой край Южный Урал».
Учащиеся подробно знакомятся с районами нашего города (памятниками, парками, скверами), знаменитыми людьми нашего города, а также получают знания по основным городам нашей области (промышленность обл., предприятия, достопримечательности городов). Также расширяют представление о мире, получают опыт самостоятельного социального действия. В процессе занятий ребята не только учатся называть, узнавать город, памятники и др., но и знакомятся с легендами, историями о Родине.
Программа «Самоделкино» реализует социальное и коррекционно-развивающее направление.
Цель программы: создание развивающей, воспитывающей образовательной среды, позволяющей удовлетворить интересы, склонности и творческие запросы умственно отсталых обучающихся, обеспечивающей активизацию социальных, познавательных интересов в свободное время, формирование социально адаптированной личности.
Задачи курса:
- Овладение опытом практической деятельности по созданию личностно-значимых объектов.
- Воспитание нравственных качеств - уважения к труду, людям и результатам их труда.
Во время занятий работы с природным и с подручным материалом происходит формирование социально-бытовых навыков (бережливость; аккуратность; умение рационально использовать бросовый и природный материал; умение работать с режущими и колющимися предметами; соблюдать технику безопасности) и коммуникативных навыков (учат вести диалог, участвовать в беседе, слушать и помогать однокласснику; учатся работать в паре, группе).
Учатся общаться и взаимодействовать с учителем и сверстниками, выполнять коллективную работу, помогать товарищу,
При организации внеурочной деятельности, предполагаем, получить следующие результаты:
- Приобретение школьниками социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. (Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта. 1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь.)
-Формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура). (Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему среде. 2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь.)
- Получение школьником опыта самостоятельного социального действия. (Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. 3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Системная внеурочная работа с детьми с ОВЗ, способствует их более глубокому и всестороннему развитию, укрепляет в них веру в собственные возможности, помогает положительно решать задачи коррекции и компенсации различных дефектов их развития и, в конечном счете, создает предпосылки для социальной адаптации к будущей жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Исследовательская деятельность как средство развития личности младшего школьника"
В материале описаны этапы выполнения научно-исследовательских работ, методика проведения учебных исследований....
Проектная деятельность как средство развития личности
Мои ученики с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Так начиная с 1 класса я использую метод проектов....
Проектная деятельность как средство развития личности
Обучение школьников проектной деятельности, ее организация и руководство со стороны взрослых влияет на формирование психологических новообразований личности, на формирование средств и способов мыслите...
Внеурочная деятельность как средство развития личности на примере курса РПС «Юным умникам и умницам»
У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться, но чтобы они могли проявить свои способности дарования нужно создать условия для развития познавате...
Внеурочная деятельность как средство развития личности на примере курса РПС «Юным умникам и умницам»
У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться, но чтобы они могли проявить свои способности дарования нужно создать условия для развития познавате...
Применение цифрового микроскопа в урочной и внеурочной деятельности как средство развития познавательного интереса и формирования исследовательских навыков учащихся
Применение цифрового микроскопа в урочной и внеурочной деятельности как средство развития познавательного интереса и формирования исследовательских навыков учащихся на уроках окружающего мира.Цифровой...
Внеурочная деятельность как средство развития и самореализации личности младшего школьника
Интеллектуальная игра "Экспресс эрудитов".Цель: способствовать формированию нравственных качеств.Задачи:- создать условия для воспитания доброты, милосердия, уважения друг кдругу и окру...