ПРОЕКТ «ИНТЕГРАЦИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА» (НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТОВ «АРМЕЙСКИЕ СТАРТЫ», «ВЕСЕННИЕ ЛУЧИКИ»
проект по зож

Копырина Жюлиана Григорьевна
В статье рассматривается актуальность проблемы интеграции во внеурочной деятельности на сегодняшний день и является проблемой наиболее интересной для участников образовательного процесса: педагогов, учеников и родителей. Специфика работы учителя начальных классов такова, что он один обучает детей по нескольким дисциплинам. В школе предметные кружки, к сожалению, составлены так, что знания ребенка остаются разрозненными. Одним из путей решения данной проблемы является интеграция. Введение интегрированных кружков позволит учителю научить ребенка представлять мир, окружающий его, как единое целое. Ключевые слова: образовательная среда, интеграция, межпредметные связи, подход, понятие. На примере таких мероприятий, как "Армейские старты" и "Весенние лучики" хочу показать, как осуществляется интеграция во внеурочной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ «ИНТЕГРАЦИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА» (НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТОВ «АРМЕЙСКИЕ СТАРТЫ», «ВЕСЕННИЕ ЛУЧИКИ»

Копырина Жюлиана Григорьевна

 Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Гимназия «Центр глобального образования» городского округа «город Якутск»

Аннотация

В статье рассматривается актуальность проблемы интеграции во внеурочной деятельности на сегодняшний день и является проблемой наиболее интересной для участников образовательного процесса: педагогов, учеников и родителей.

Специфика работы учителя начальных классов такова, что он один обучает детей по нескольким дисциплинам. В школе предметные кружки, к сожалению, составлены так, что знания ребенка остаются разрозненными. Одним из путей решения данной проблемы является интеграция. Введение интегрированных кружков позволит учителю научить ребенка представлять мир, окружающий его, как единое целое. 

Ключевые слова: образовательная среда, интеграция, межпредметные связи, подход, понятие.

На примере таких мероприятий, как «Армейские старты» и «Весенние лучики» хочу показать, как осуществляется интеграция во внеурочной деятельности.

Цель: развитие личности ребёнка на основе межпредметных связей во внеурочной деятельности.  

Задачи:

  • повышение мотивации учебной деятельности за счёт нестандартной формы занятия (это необычно, значит интересно);
  • организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез;
  • показ межпредметных связей и их применение во внеурочной деятельности.

Объект: интеграция во внеурочной деятельности.

Предмет: проекты «Армейские старты» и «Весенние лучики».

Новизна: выделены основные формы межпредметной интеграции, обладающие возможностями в развитии личности младших школьников.

В проектах «Армейские старты» и «Весенние лучики» тесно переплетаются такие школьные предметы: окружающий мир, физкультура, музыка, литературное чтение, русский язык, изо, труд

Я сравнила темы уроков, темы занятий по внеурочной деятельности и    распланировала их так, потому что интегрированные занятия снимают утомляемость и перенапряжение учащихся за счёт переключения с одного вида деятельности на другой.

«АРМЕЙСКИЕ СТАРТЫ» - 1 КЛАСС

1 этап: «Марш – бросок».

Цель: воспитание чувства патриотизма, уважения к защитникам Отечества

Оборудование: каски, автоматы.

Описание этапа: по команде «Вперед!» первый участник команды надевает каску, перекидывает через плечо автомат, бежит дистанцию до поворотной стойки, оббегает её и возвращается на финиш. Снимает снаряжение, передаёт следующему участнику.

2 этап: «45 секунд».

Цель: привитие волевых и командирских качеств, позволяющих выполнять команды.

Оборудование: единая форма команды.

Описание этапа: за ограниченное время нужно надеть форму моряка. Все команды выстраиваются в одну шеренгу. Перед каждым армейцем на стульчике лежит форма моряка. Одевшись должны встать в строй. По команде все начинают одеваться. Побеждает та команда, которая оденется быстрее всех.

3 этап: «Военные учения».

Цель: разгадать загадки на тему военные техники.

Оборудование: воздушные шары, загадки.

Описание этапа: на веревке висят воздушные шары разных цветов, внутри которых спрятаны записки с загадками. Каждый отряд срывает шар только своего цвета и отгадывает загадку. По 3 загадки для каждого отряда.

4 этап: «Армейская кухня».

Цель: формирование у школьников гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине.

Оборудование: гречневая каша, одноразовые ложки, одноразовые тарелки.

Описание этапа: дети строятся в колонны по командам. В конце зала на столе стоят тарелки с кашами. У каждого участника в руках ложка. По команде организаторов дети подбегают к своей тарелке, набирают и едят. Побеждает команда, которая первой закончит кашу.

5 этап: «Перетягивание каната».

Цель: развитие силовых способностей.

Оборудование: канат.

Описание этапа: для соревнования используется канат для перетягивания диаметром от 20мм до 30мм, а длина не менее 15 м, посередине каната делается "центральная отметка". Перетягивание каната состоит из одного тайма; перед началом состязания команды встают так, что центральная отметка находится над проведённой на полу чертой. По сигналу судьи каждая команда начинает тянуть канат, старясь или чтобы отметка ближайшая к соперникам пересекла черту на полу. Побеждает команда, у которой будет больше всего очков.

«АРМЕЙСКИЕ СТАРТЫ» - 2 КЛАСС

1 этап: «Строевая подготовка».

Цель: формирование знаний, навыков и умений, необходимых для дальнейшего успешного выступления на маршировках, привитие волевых и командирских качеств, позволяющих выполнять команды.

Оборудование: единая форма команды.

Описание этапа: все команды выстраиваются в одну шеренгу. Выполнение команд: равняйсь, смирно, налево, направо, вперёд шагом марш. Побеждает команда, которая не допустит ошибок при выполнении команд.

2 этап: «Рота, подъём!».

Цель: воспитывать уважение к мальчикам – будущим защитникам Отечества.

Оборудование: куртки, шапки, перчатки, обувь, рюкзаки.

Описание этапа: участники готовят шапки, куртки, перчатки, обуви и рюкзаки. По команде «Отбой!» все ложатся и изображают сон. По команде «Рота, подъём!» все вскакивают, одеваются и строятся в одну шеренгу – кто быстрее.

3 этап: «Военная ракетница».

Цель: развитие наглядно-образного мышления.

Оборудование: всем командам одинаковый пазл в конверте «военная ракетница».

Описание этапа: каждой команде выдается по пазлу. Ведущий заранее разрезает лист бумаги с яркой крупной картинкой на части и кладёт в конверт. По сигналу команды начинают собрать картинку, как можно быстрее.

4 этап: «Армейская кухня».

Цель: формирование у школьников гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине.

Оборудование: манная каша, одноразовые тарелки, весы.

Описание этапа: дети строятся в колонны по командам. Рядом с командами стоят тарелки с манной кашей на стульчике. В конце зала на столе стоят пустые стаканы. У каждого участника в руках ложка. По команде организаторов дети подбегают к своей тарелке, набирают, бегут в конец зала, вываливают кашу в стакан. Каждый участник бегает два раза. Побеждает команда, у которой окажется больше каши в стакане.

5 этап: «Перетягивание каната».

Цель: развитие силовых способностей, выработка дисциплинированности, формирование чувства гордости, стремления добросовестно выполнять служебные обязанности.

Оборудование: канат.

Определение победителей.

 «АРМЕЙСКИЕ СТАРТЫ» - 3 КЛАСС

1 этап: «Армейская кухня».

Цель: формирование у школьников гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине.

Оборудование: манная каша, одноразовые тарелки, весы.

Описание этапа: дети строятся в колонны по командам. Рядом с командами стоят тарелки с манной кашей на стульчике. В конце зала на столе стоят пустые стаканы. У каждого участника в руках ложка. По команде организаторов дети подбегают к своей тарелке набирают, бегут в конец зала, вываливают кашу в стакан. Каждый участник бегает два раза. Побеждает команда, у которой окажется больше каши в стакане.

2 этап: «Строевая подготовка».

Цель: формирование знаний, навыков и умений, необходимых для дальнейшего успешного выступления на маршировках, привитие волевых и командирских качеств.

Оборудование: единая форма команды.

Описание этапа: все команды выстраиваются в одну шеренгу. Выполнение команд: равняйсь, смирно, вольно, налево, направо, на первый, второй рассчитайсь, в колонну по 2 вперёд строевым шагом марш. Побеждает команда, которая не допустит ошибок при выполнении команд.

3 этап: «Полоса препятствий «Тоннель».

Цель: позитивная социализация детей к самостоятельности и ответственности.

Оборудование: 2 мата, 2 обруча с мешком без дна (тоннель), 2 мяча.

Описание этапа: Первый бежит, проползает тоннель, берет мяч, зажимает его между ног, достигает стойки, огибает её, возвращается до тоннеля, оставляет мяч и бежит к команде, следующий делает то же самое…

4 этап: «Готовим технику».

Цель: развивать эстетическое восприятие мира.

Оборудование: лист А2, маркер.

Описание этапа: от каждой команды вызываются по одному участнику. Они должны будут маркером на прикрепленном к доске листе как можно быстрее нарисовать не рабочей рукой (если ребенок правша, то рисует он левой рукой, и наоборот) тот предмет, который им тихонько шепнет ведущий. Та команда, которая первой отгадает, что именно рисует их участник, выигрывает. Рисовать можно военную технику (самолет, танк, корабль, ракетоносец и т.п.).

5 этап: «Перетягивание каната».

Цель: развитие силовых способностей, выработка дисциплинированности, формирование чувства гордости, стремления добросовестно выполнять служебные обязанности.

Оборудование: канат.

Определение победителей.

 

«АРМЕЙСКИЕ СТАРТЫ» - 4 КЛАСС

1 этап: «Армейская кухня».

Цель: формирование у школьников гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине.

Оборудование: лимоны, прозрачный стакан с делениями.

Описание этапа: солдаты должны обладать определённой силой. Задача конкурса заключается в том, чтобы выжать одной рукой как можно больше сока из половины лимона. Участники команды по очереди подходят к столу и выжимают сок из лимона. Побеждает команда, у которой сока получится больше.

2 этап: «Юный патриот».

Цель: воспитание патриотических чувств и гражданского долга, ответственности, товарищества.

Оборудование: пословицы в конверте.

  • БОЮ, В, УЧЕНИЕ, ТЯЖЕЛО, ЛЕГКО, В
  • РОДИНЕ, ПРИМЕРЕН, КТО, В, БОЮ, ТОТ, ВЕРЕН
  • МЕЧА, ПОГИБНЕТ, К, НАМ, С, ТОТ, И, КТО, ПРИДЕТ, ОТ, МЕЧОМ.
  • НЕ, ДЕРУТСЯ, УМОМ, А, СИЛОЮ.
  • АРМИЯ, И, НЕПОБЕДИМА, ЕСЛИ, СИЛЬНА, СТРАНА

Описание этапа: участвует весь отряд. Составить из слов пословицы и записать правильно:

3 этап: «Строевая подготовка».

Цель: формирование знаний, навыков и умений, необходимых для дальнейшего успешного выступления на маршировках, привитие волевых и командирских качеств.

Оборудование: единая форма команды.

Описание этапа: все команды выстраиваются в одну шеренгу. Выполнение команд: равняйсь, смирно, вольно, налево, направо, на первый, второй рассчитайсь, в колонну по 2 вперёд строевым шагом марш. Побеждает команда, которая не допустит ошибок при выполнении команд.

4 этап: «Полоса препятствий».

Цель: развитие волевых качеств.

Оборудование: обручи, скамьи, кегли.

Описание этапа: дети добегают до обруча, одевают его через голову, добегают до скамьи, перепрыгивают через неё, пролезают в вертикально стоящий обруч, оббегают кеглю и точно так же возвращаются обратно.

5 этап: «Перетягивание каната».

Цель: развитие силовых способностей, выработка дисциплинированности, формирование чувства гордости, стремления добросовестно выполнять служебные обязанности.

Оборудование: канат.

Определение победителей.

«ВЕСЕННИЕ ЛУЧИКИ» - 1 КЛАСС

1 этап: «Цветочная корзина».

Задачи: способствовать развитию логического мышления, памяти, наблюдательности; создать условия для формирования умения сотрудничать в микрогруппе.

Оборудование: разрезанные кусочки, клей.

Описание этапа: собрать корзину цветов из разрезанных кусочков.

2 этап: «Кулинарная интуиция».

Задачи: организовать совместную деятельность, расширять кругозор в области кулинарии; развивать память, наблюдательность.

Оборудование: фрукты и овощи (яблоко, апельсин, груша, помидор, репчатый лук, картошка).

Описание этапа: распределить предложенные продукты на группы.

3 этап: «Модная шляпка».

Задачи: развитие и выявление творческих способностей; создание праздничного настроения.

Оборудование: распечатанный лист с контуром шляпки, ножницы, клей, цветная бумага, трафарет цветочков.

Описание этапа: вырезать по контуру шляпку и цветочки, склеить шляпку и украсить цветами.

4 этап: «Браслетик».

Задачи: способствовать развитию творческих способностей, смекалки; воспитывать волю, чувство коллективизма, создать положительный эмоциональный фон и праздничное настроение.

Оборудование: бисер 5 видов, жилка, образец браслета.

Описание этапа: собрать по образцу браслетик на время.

5 этап: «Дефиле».

Задачи: придать значимость правильной осанке, походке, физической культуре и здоровью.

Оборудование: карточки, музыка.

Описание этапа: участникам предлагается пройти таким образом, как написано на листочке, который они вытянут. Варианты могут быть следующими: баба Яга, сказочная принцесса, малыш, который только сегодня научился ходить, известная супермодель, балерина.

 «ВЕСЕННИЕ ЛУЧИКИ» - 2 КЛАСС

1 этап: «Принцесса».

Задачи: способствовать развитию внимания, терпения, уверенности в себе, аккуратности; создать условия для получения положительных эмоций: радости, сопереживания, ситуацию успеха конкурсанткам.

Оборудование: пазл с изображением принцессы (10 деталей).

Описание этапа: собрать пазл на время.

2 этап: «Маленькая хозяюшка».

Задачи: создать положительный эмоциональный фон и праздничное настроение; расширять кругозор в области кулинарии.

Оборудование: крупы, шарф.

Описание этапа: на ощупь определить вид крупы (гречневая, рисовая, манная, пшенная крупы).

3 этап: «Модная шляпка».

Задачи: развитие и выявление творческих способностей; создание праздничного настроения.

Оборудование: распечатанный лист с контуром шляпки, ножницы клей, цветная бумага, трафарет цветочков.

Описание этапа: вырезать по контуру шляпку и цветочки, склеить шляпку и украсить цветами.

4 этап: «Игра на сообразительность».

Задачи: формирование первоначального умения составлять слова; способствовать развитию творческого мышления, воображения, внимания, коммуникативных умений.

Оборудование: листочки, ручки.

Описание этапа: составить как можно больше слов из набора букв: КОСИЛКА.

5 этап: «Навари уху».

Задачи: создать положительный эмоциональный фон и праздничное настроение; расширять кругозор в области кулинарии.

Оборудование: удочка на магните, рыбки, секундомер.

Описание этапа: выловить на время как можно больше рыбы.

6 этап: «Самая внимательная».

Задачи: развивать память, способствовать развитию внимания, коммуникативных умений, мышления.

Оборудование: принадлежности для девочек (зеркало, помада, тени, пилка, ножницы, ватные палочки, духи, серьги, брошка, лак для ногтей).

Описание этапа: восстановить порядок лежащих предметов или угадать, какой предмет убрали.

«ВЕСЕННИЕ ЛУЧИКИ» - 3 КЛАСС

1 этап: «Цветочный ковер».

Задачи: способствовать развитию логического мышления, памяти, наблюдательности; создать условия для формирования умения сотрудничать в микрогруппе.

Оборудование: разрезанные кусочки, клей.

Описание этапа: собрать ковер из разрезанных кусочков.

2 этап: «Экономная хозяйка».

Задачи: организовать совместную деятельность, расширять кругозор в области кулинарии; развивать память, наблюдательность.

Оборудование: карточки с названиями продуктов.

Описание этапа: выбрать из предложенных продуктов только те, которые относятся к определённым блюдам: борщ, винегрет…

3 этап: «Пантомима».

Задачи: способствовать развитию творческих способностей, смекалки; воспитывать волю, чувство коллективизма, создать положительный эмоциональный фон и праздничное настроение.

Оборудование: карточки с надписями.

Описание этапа: на столе лежат карточки с надписями. Каждая участница берёт любую карточку и, не говоря, что на ней написано, показывает, что это за действие.

Слова: стирка белья, мытье пола, чистка лука, мытьё посуды, мытьё окон, глажка белья и др.

4 этап: «Цветочная викторина».

Задачи: создать условия для расширения знаний о цветах; способствовать развитию внимания, коммуникативных умений, мышления; содействовать воспитанию уважительного отношения к природе.

Оборудование: цветик - семицветик с отрывными лепестками.

Описание этапа: отгадать загадки о цветах.

5 этап: «Физминутка».

Задачи: придать значимость зарядке и физминутке, как составляющих здорового образа жизни, создать копилку полезного видеоматериала для проведения утренних зарядок в классе и физминуток на уроках.

Оборудование: видеоролик, технические средства обучения (колонки или музыкальный центр, мультимедийный проектор, проекционный экран, ноутбук).

Описание этапа: подготовить видеоролик (домашнее задание).

«ВЕСЕННИЕ ЛУЧИКИ» - 4 КЛАСС

1 этап: «Кулинарный».

Задачи: создать положительный эмоциональный фон и праздничное настроение; способствовать развитию творческих способностей; расширять кругозор в области кулинарии.

Оборудование: фартук, ножик, разделочная доска, фрукты.

Описание этапа: приготовить фруктовый салат.

2 этап: «Рукодельница».

Задачи: способствовать развитию внимания, терпения, уверенности в себе, аккуратности; создать условия для получения положительных эмоций: радости, сопереживания, ситуацию успеха конкурсанткам.

Оборудование: лоскутки, иголка, нитка, ножницы.

Описание этапа: собрать ковер, соединив лоскутки.

3 этап: «Музыкальная».

Задачи: развитие и выявление творческих способностей; развитие памяти, музыкального слуха; создание праздничного настроения.

Оборудование: караоке.

Описание этапа: по очереди угадать песню и спеть.

4 этап: «Синквейн».

Задачи: формирование первоначального умения составлять синквейн; способствовать развитию творческого мышления, воображения, внимания, коммуникативных умений.

Оборудование: листочки, ручки.

Описание этапа: сочинить стихотворение в форме синквейна о маме.

5 этап: «Веселый флешмоб».

Задачи: познакомить с понятием «флешмоб», с его разновидностями и с целями; формировать творческое мышление,развивать мотивацию детей к познанию и творчеству, совершенствовать нравственно- эстетические, духовные и физические потребности, воспитывать чувство гармонии.

Оборудование: аудиозаписи, технические средства обучения (колонки или музыкальный центр, мультимедийный проектор, проекционный экран, ноутбук).

Описание этапа: постановка флешмоба (домашнее задание).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Интегрированное занятие требует от учителя дополнительной подготовки, большой эрудиции, высокого профессионализма. Разрабатывая такие мероприятия, учитель должен учитывать:

  1. Цель занятия.
  2. Подбор объектов, т.е. источников информации, которые бы отвечали целям занятия.
  3. Определение системообразующего фактора, т.е. нахождения основания для объединения разнопредметной информации.
  4. Создание новой структуры курса, т.е. изменение функционального назначения знаний.
  5. Переработка содержания.  (Разрушение старых форм, создание новых связей между отдельными элементами системы).

Преимущества интегрированных занятий, которые я выделяю:

  • Формируют целостную картину мира.
  • Дают возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя.
  • Побуждают к активному познанию окружающей действительности.
  • Способствуют воспитанию широко эрудированного школьника.
  • Развивают потенциал учащихся, образное мышление.
  • Снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счёт переключения на разные виды деятельности.
  • Формируют познавательный интерес учащихся.
  • Способствуют формированию умений учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы.
  • Предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся.
  • Служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти учащихся.
  • Углубляют представление о предмете, расширяют кругозор учащихся.
  • Способствуют повышению мотивации учения.

В заключении бы хотелось призвать коллег отбросить все сомнения, пробовать, творить, интегрировать. Самым главным признанием вашего творчества будут горящие глаза детей, их бескрайняя радость от тех маленьких открытий, которые они совершат на ваших интегрированных занятиях.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)
  2. Валявский А.С. Как понять ребёнка. СПб., 2004
  3. Казаренков В. Основы педагогики: интеграция урочных и внеурочных занятий школьников
  4. Эриксон Э. Детство и общество / Пер. с англ. СПб., 2006
  5. Ясницкая В.Р. Социальное воспитание в классе: Теория и методика. М.; 2004




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к выступлению на вебинаре на тему: "Внеурочная деятельность - инструмент творческого развития личности ребёнка"

В соответствии с федеральным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования, реализуется образовательным учр...

"Внеурочная деятельность - инструмент творческого развития личности ребёнка"

Выступление на вебинаре ИМЦ Невского района Санкт-Петербурга. «Годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца. Воспитание – не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение взрослого с...

статья "Проектная деятельность как фактор развития личности ребёнка"

Статьтя призвана популяризировать проектную деятельность в начальных классах...

Внеурочная деятельность как средство развития личности на примере курса РПС «Юным умникам и умницам»

У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться, но чтобы они могли проявить свои способности дарования нужно создать условия для развития познавате...

Внеурочная деятельность как средство развития личности на примере курса РПС «Юным умникам и умницам»

У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться, но чтобы они могли проявить свои способности дарования нужно создать условия для развития познавате...

Презентация "Коррекционные занятия как фактор развития личности ребёнка с особыми проблемами.

Презентация раскрывает возможности коррекционной работы с детьми с ОВЗ...

Внеурочная деятельность - инструмент творческого развития личности ребёнка.

Внеурочная деятельность - инструмент творческого развития личности ребёнка....