Рабочие программы по предметам
рабочая программа по математике (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеообразовательное
учреждение Липецкой области
«Специальная школа-интернат с. Ериловка»
Утверждена приказом ОУ
от 31.08.2016 г. № 63
Директор школы ______________О.Н. Самойлова
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
по математике
для 3 класса
на 2016-2017 учебный год
Рассмотрена
на методическом Совете
протокол № 1 от 29.08.2016 г.
Пояснительная записка
- Цели и задачи обучения.
Цели:
- формирование понятия смысла арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления (на равные части);
- развитие познавательных способностей, коррекция эмоционально-волевой сферы
- подготовка учащихся с ограниченными возможностями здоровья к жизни и овладение доступными профессионально-трудовыми навыками;
Задачи:
- прививать познавательный интерес через систему разнообразных по форме уроков - изучения нового материала, повторения и закрепления, уроки контроля знаний;
- обеспечить усвоение учащимися знаний в соответствии с рабочей программой;
- способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения решать примеры и задачи, сравнивать числа;
- аккуратно вести записи в тетради.
Развития:
- создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы:
- развитие слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения, эстетических эмоций, положительного отношения к учёбе, умения ставить цели (через учебный материал каждого урока, использование на уроках красивых наглядных пособий, презентаций, слайдов, стихов, загадок), определение значимости любого урока для каждого ученика.
Воспитания:
- воспитание трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности;
- формирование умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль;
- пробудить интерес к математике.
II. Нормативные правовые документы, на основании которых разработана адаптированная основная общеобразовательная программа (далее – АООП).
1. Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями);
2. СанПиНа 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 3 марта 2011 г., регистрационный N 19993);
3. Пункта 24 Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. № 1047 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 октября 2013 г., регистрационный № 30213);
4. Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
5. Инструктивными письмами Министерства образования и науки;
6. Учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений на основании приказа Минобразования РФ №29/2065-п от 10 апреля 2002г «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»,
7. Программ специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов, под редакцией В.В. Воронковой, допущенной Министерством образования и науки РФ.
8. Приказа Министерства Образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г. «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
9. Учебного плана Государственного бюджетного (областного) учреждения
Липецкой области «Специальная школа-интернат с. Ериловка»
- Место предмета в учебном плане.
Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.
Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида — коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Обучение математике носит практическую направленность и связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.
Практические действия с предметами, их заменителями учащиеся должны учиться оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У детей формируется способность мыслить отвлеченно, действовать не только с множествами предметов, но и с числами, поэтому уроки математики необходимо оснастить как демонстрационными пособиями, так и раздаточным материалом для каждого ученика.
В младших классах необходимо пробудить у учащихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин. Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений, создании увлекательных для детей ситуаций. Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приемов классификации и дифференциации, установлении причинно-следственных связей между понятиями. Не менее важный прием — материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебником.
Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся. Поэтому на уроках математики в младших классах учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами.
В результате изучения курса математики обучающиеся на ступени начального общего образования овладеют основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретут необходимые вычислительные навыки.
Количество часов на год – 167
количество часов в неделю – 5
плановых контрольных работ – 7
административных контрольных работ – 3
IV. Общая характеристика учебного предмета.
Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей,
обучающихся по программе VIII вида. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации. При составлении программы учитывались следующие особенности детей: неустойчивое внимание, малый объем памяти, затруднения при воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций, анализа, синтеза, сравнения, плохо развиты навыки чтения, устной и письменной речи. В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В ней конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего речевого развития и нравственного воспитания детей. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
V. Формы организации образовательного процесса.
Основной формой организации процесса обучения математике является урок. Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - игра.
VI. Технологии обучения.
-Традиционные технологии:
-объяснительно-иллюстративные
-Педагогические технологии на основе личностно ориентированного педагогического процесса:
- педагогика сотрудничества;
-гуманно – личностная;
-уровневая дифференциация;
-проблемное обучение;
-информационно-коммуникационные технологии;
-здоровьесберегающие технологии;
-коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава).
VII. Виды и формы контроля.
- обобщающая беседа по изученному материалу;
- индивидуальный устный опрос;
- фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода;
- выборочная проверка упражнения;
- взаимопроверка;
- контрольное списывание;
- контрольные и самостоятельные работы.
VIII. Личностные результаты освоения математики.
Одним из результатов обучения математике является способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
IX.Предметные результаты освоения математики.
Предметными результатами изучения курса «Математика» является сформированность следующих умений:
- считать, присчитывая, отсчитывая по единице и равными числовыми группами по 2,5,4, в пределах 100;
- откладывать на счётах любые числа в пределах 100;
- складывать и вычитать числа в пределах 100 без перехода через разряд приёмами устных вычислений;
- использовать знание таблиц умножения для решения соответствующих примеров на деление;
- различать числа, полученные при счёте и измерении;
- записывать числа, полученные при измерении двумя мерами, с полным набором знаков в мелких мерах: 5м 62см,3м 03см, пользоваться различными табелями-календарями, отрывными календарями;
- определять время по часам (время прошедшее, будущее);
- находить точку пересечения линий;
- чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг.
читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до ста;
устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм — грамм; час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр);
выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий;
выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулём и числом 1);
выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
вычислять значение числового выражения (содержащего 2—3 арифметических действия, со скобками и без скобок);
устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью;
оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи;
измерять длину отрезка.
X.Содержание программы.
№ | Название темы | Кол-во часов |
1. 2. | Второй десяток. Сложение и вычитание без перехода через десяток. Единицы (меры) времени. Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток. Прибавление числа 9. Прибавление числа 8. Прибавление числа 7. Прибавление чисел 6, 5, 4, 3, 2. Мера ёмкости. Мера массы. Вычитание. Вычитание числа 9. Вычитание числа 8. Вычитание числа 7. Вычитание чисел 6, 5, 4, 3, 2. Построение отрезка такой же длины, больше (меньше) данного. Сложение и вычитание Умножение. Запись и чтение действия умножения. Название компонентов умножения. Таблица умножения числа 2. Деление на равные части. Знак деления (:). Название компонентов и результата деления в речи учителя. Таблица деления на 2. Таблица умножения числа 3. Таблица деления на 3. Таблица умножения числа 4. Таблица деления на 4. Таблицы умножения чисел 5 и 6. Таблицы деления на 5 и на 6. Таблица умножения чисел 2, 3, 4, 5, 6 и деления на 2, 3, 4, 5, 6. Взаимосвязь таблиц умножения и деления. Решение простых арифметических задач. Сотня. Нумерация в пределах 100. Меры длины метр. Меры времени. Окружность. Круг. Сложение и вычитание круглых десятков. Сложение и вычитание круглых десятков и однозначных чисел. Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел. Сложение круглых десятков и двузначных чисел. Вычитание круглых десятков из двузначных чисел. | 99 78 |
XI. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности. Литература и средства обучения.
1. Эк В.В. Математика: учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.–М.: Просвещение, 2007г.
2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительного и 1-4 классов под редакцией В.В. Воронковой: - М.: Просвещение, 1999г.
1. Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по математике: 3 класс. К учебному комплекту М.И.Моро – М.: ВАКО, 2005.
2.ЖильцоваТ.В., Обухова Л.А. Поурочные разработки по наглядной геометрии: 1-4 класс. – М.: ВАКО, 2004.
3. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. Пособие для учителей. Под редакцией канд. пед. наук В.Г.Петровой. – М: Просвещение, 1976г.
4. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике во вспомогательной школе. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1976.
5 Эк В.В. Дидактический материал по математике для учащихся 3 класса вспомогательной школы. - М.: Просвещение, 1992.
6. Дидактический материал, таблицы.
7. Интерактивная доска, компьютер, презентации, видеоролики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс
Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Математика» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс
Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литературное чтение» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс
Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс
Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Технология» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс
Развернутое тематическое планирование разработано применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Изда...
Рабочая программа по предмету «Русский язык». Рабочая программа по предмету "Русский родной язык»
образовательная программа...