Закономерность в числах и фигурах
план-конспект занятия по математике (3 класс) на тему

Лазарева Татьяна Ананьевна

Занятие направлено на   развитие логического  мышления у детей, умение выделять закономерности в ряде чисел и фигурах, сравнивать, квалифицировать, строить умозаключения, рассуждать и делать выводы. Например,  на доске записан пример   1,2,4,8,? 16,32 . пытаемся определить пло какому принципу построент ряд чисел и записать 3 последующихчисла.

·      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zakonomernost.docx539.36 КБ
Файл zakonomernost.docx539.36 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Закономерности в числах и фигурах»

Цель: 

  • развивать логическое мышление;
  • учить выделять закономерности;
  • сравнивать, классифицировать, строить умозаключения, рассуждать, делать выводы;

                                                  Ход занятия:

1. Организационный момент

Игра на внимание  Игра «Бом»  

Ученики поочередно называют числа по порядку. Если число делится на 3 или содержит в себе цифру 3, ученик говорит  «Бом».  Ученик  допустивший ошибку садится.  Игра  продолжается  до победителя.

2.Актуализация  знаний обучающихся

-На доске записаны числовые ряды. Но это не просто числовые ряды, а числовые ряды с закономерностями, т. е. числа в них связаны между собой по  определенному правилу. Я вам предлагаю найти закономерность построения 1 ряда и продолжить числовой ряд: назвать два следующих числа.

- 6,9,12,15,? ,21 (+3)

Картинки расставили в определённом порядке (в виде закономерности). Подумай, какой элемент будет следующим и заполни пустую клетку:

Записываю на доске правильные ответы и в скобках указываю, выполнением

каких действий образован ряд

2) 31,24,18,13,? 9,6 (-7,-6,-5,-4,-3)

3) 1,2,4,8,? 16,32 (х2)

4) 4,9,16,25,? 36,49 (2Х2,3Х3, 4Х4,5х5,6Х6, 7х7)

5) 5000, 1000, 200,? 40,8 (:5)

3.Составление алгоритма «Как решать числовые ряды» (6—7 мин).

Затем предлагается составить алгоритм, как решать числовые ряды.

Шаг 1: узнать разницу между двумя рядом стоящими числами.

Шаг 2: определить правило построения ряда.

Шаг 3: проверить это правило на другой паре чисел.

Шаг 4: используя это правило, определить следующее число в ряду.

4.Первичное закрепление. Фронтальная работа.

на доске                   правильные        ответы

6, 9, 12, 15, ?             18, 21 (+3)

31, 24, 18, 13, ?         9, 6 (-7, -6, -5, -4,        -3)

2, 4, 8, ?                   16, 32 (*2)

4, 9, 16, 25, ?                   36, 49 (2*2, 3*3, 4*4,        5*5, 6*6, 7*7)

 5, 9, 12, 16, ?                   19, 23 (+3,+4)

5000, 1000, 200, ?        40, 8 (:5)

 2, 5, 10, ?                    17, 26 (+1, +3, +5, +7, +9)

 4, 12, 48, ?                    240, 1440 (*2, *3, *4, *5, *6)

5. Повторение и закрепление изученного материала по определению закономерности в ряде чисел.

Работа в парах.

6. Физминутка.

Загадочная физкультура

1.Крутить шеей так, чтобы шея не двигалась (поворачивать весь корпус).

2. Хлопнуть в ладоши одной рукой (хлопнуть, объединившись с соседом).

3. Погладить себя по голове, не касаясь ее рукой (погладить себя каким-то

предметом или рукой соседа).

4. Поднять руки выше головы, но ниже парты (поднять руки и присесть на

корточки)

7. Работа в группах

Каждая пара получает 3-4 рисунка на нахождение закономерности в рядах с фигурами.

Продолжи  закономерность.

11                                       2  

На доске серия рисунков. Необходимо выбрать недостающую фигуру из четырех пронумерованных и объяснить свой выбор.

3                                               

8.Рефлексия. Подведение итогов занятия.

 - Какое задание вызвало у вас затруднение?

Что мы учились делать на занятии?

- Что у вас хорошо получилось?

- Что ещё не удалось?

- Дополните ответы: «Я сегодня узнал (запомнил, научился, удивился, повторил) ….»

-  Отразите своё настроение от занятия в смайликах.

                                           

                                                       

  Литература

1. Светлана Гин «Мир логики»

2. Дополнительное образование и воспитание», №10 за 2006

3. «Бюллетень», №3 за 2001

4. А.Гин «Задачки-сказки от кота Потряскина»

5. Сборник статей для учителей, воспитателей и менеджеров образования

«Педагогика + ТРИЗ» № 5, Москва, изд. Витта,2001

6. С. Гин «Мир человек»



Предварительный просмотр:

Тема: «Закономерности в числах и фигурах»

Цель: 

  • развивать логическое мышление;
  • учить выделять закономерности;
  • сравнивать, классифицировать, строить умозаключения, рассуждать, делать выводы;

                                                  Ход занятия:

1. Организационный момент

Игра на внимание  Игра «Бом»  

Ученики поочередно называют числа по порядку. Если число делится на 3 или содержит в себе цифру 3, ученик говорит  «Бом».  Ученик  допустивший ошибку садится.  Игра  продолжается  до победителя.

2.Актуализация  знаний обучающихся

-На доске записаны числовые ряды. Но это не просто числовые ряды, а числовые ряды с закономерностями, т. е. числа в них связаны между собой по  определенному правилу. Я вам предлагаю найти закономерность построения 1 ряда и продолжить числовой ряд: назвать два следующих числа.

- 6,9,12,15,? ,21 (+3)

Картинки расставили в определённом порядке (в виде закономерности). Подумай, какой элемент будет следующим и заполни пустую клетку:

Записываю на доске правильные ответы и в скобках указываю, выполнением

каких действий образован ряд

2) 31,24,18,13,? 9,6 (-7,-6,-5,-4,-3)

3) 1,2,4,8,? 16,32 (х2)

4) 4,9,16,25,? 36,49 (2Х2,3Х3, 4Х4,5х5,6Х6, 7х7)

5) 5000, 1000, 200,? 40,8 (:5)

3.Составление алгоритма «Как решать числовые ряды» (6—7 мин).

Затем предлагается составить алгоритм, как решать числовые ряды.

Шаг 1: узнать разницу между двумя рядом стоящими числами.

Шаг 2: определить правило построения ряда.

Шаг 3: проверить это правило на другой паре чисел.

Шаг 4: используя это правило, определить следующее число в ряду.

4.Первичное закрепление. Фронтальная работа.

на доске                   правильные        ответы

6, 9, 12, 15, ?             18, 21 (+3)

31, 24, 18, 13, ?         9, 6 (-7, -6, -5, -4,        -3)

2, 4, 8, ?                   16, 32 (*2)

4, 9, 16, 25, ?                   36, 49 (2*2, 3*3, 4*4,        5*5, 6*6, 7*7)

 5, 9, 12, 16, ?                   19, 23 (+3,+4)

5000, 1000, 200, ?        40, 8 (:5)

 2, 5, 10, ?                    17, 26 (+1, +3, +5, +7, +9)

 4, 12, 48, ?                    240, 1440 (*2, *3, *4, *5, *6)

5. Повторение и закрепление изученного материала по определению закономерности в ряде чисел.

Работа в парах.

6. Физминутка.

Загадочная физкультура

1.Крутить шеей так, чтобы шея не двигалась (поворачивать весь корпус).

2. Хлопнуть в ладоши одной рукой (хлопнуть, объединившись с соседом).

3. Погладить себя по голове, не касаясь ее рукой (погладить себя каким-то

предметом или рукой соседа).

4. Поднять руки выше головы, но ниже парты (поднять руки и присесть на

корточки)

7. Работа в группах

Каждая пара получает 3-4 рисунка на нахождение закономерности в рядах с фигурами.

Продолжи  закономерность.

11                                       2  

На доске серия рисунков. Необходимо выбрать недостающую фигуру из четырех пронумерованных и объяснить свой выбор.

3                                               

8.Рефлексия. Подведение итогов занятия.

 - Какое задание вызвало у вас затруднение?

Что мы учились делать на занятии?

- Что у вас хорошо получилось?

- Что ещё не удалось?

- Дополните ответы: «Я сегодня узнал (запомнил, научился, удивился, повторил) ….»

-  Отразите своё настроение от занятия в смайликах.

                                           

                                                       

  Литература

1. Светлана Гин «Мир логики»

2. Дополнительное образование и воспитание», №10 за 2006

3. «Бюллетень», №3 за 2001

4. А.Гин «Задачки-сказки от кота Потряскина»

5. Сборник статей для учителей, воспитателей и менеджеров образования

«Педагогика + ТРИЗ» № 5, Москва, изд. Витта,2001

6. С. Гин «Мир человек»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

математика 2 класс "Числа и фигуры"

Этот урок предназначен для учащихся 2 класса по программе "Планета знаний"....

Контрольная работа "Числа и фигуры" 3 класс

Контрольная работа по математике для 3 класса "Числа и фигуры". УМК Планета знаний...

закономерности в числах, фигурах, словах

Конспект внеурочного занятия в ТРИЗ технологии. Формирует у школьников умение видеть закономерности, учит составлять закономерности и формирует алгоритм решения закономерностей....

Внеклассное занятие «Математический калейдоскоп» Тема: «Закономерности в числах и фигурах» 4 специальный (коррекционный) класс.

Цель: Образовательная: повторить знания числовых рядов с закономерностями, сформировать умения и навыки в решений заданий по алгоритму, решения логических задач.Развивающая: развить внимание, мышление...

Закономерность в числах и фигурах.

технологическая карта к занятию по внеурочной деятельности по направлению "Логика". Занятие развивает логическое мышление; учит выделять закономерности; сравнивать, классифицировать, строить умоз...

Тема: "Закономерности в числах и фигурах"

Внеурочная деятельность ТРИЗ  "Мир логики" 4 класс....

Тема; «Закономерности в числах и фигурах»

Внеурочная деятельность ТРИЗ "Мир логики" 4 класс...