Внеклассное занятие «Математический калейдоскоп» Тема: «Закономерности в числах и фигурах» 4 специальный (коррекционный) класс.
план-конспект занятия по математике (4 класс) на тему

Соина Юлия Дмитриевна

Цель:

Образовательная: повторить знания числовых рядов с закономерностями, сформировать умения и навыки в решений заданий по алгоритму, решения логических задач.

Развивающая: развить внимание, мышление, воображение, находчивость, согласованность в работе глаз и рук, совершенствовать вычислительные навыки, точность в исполнении действий по алгоритму. Развитие творческого потенциала, через выполнение нестандартных методов обучения.

Воспитательная: воспитать трудолюбие, аккуратность, повышать учебную мотивацию.

Оборудование к уроку: карточки с заданием.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие «Математический калейдоскоп»  

Тема: «Закономерности в числах и фигурах»

4 специальный (коррекционный) класс.

Цель:  

Образовательная: повторить знания числовых рядов с закономерностями, сформировать умения и навыки в решений заданий по алгоритму, решения логических задач.

Развивающая: развить внимание, мышление, воображение, находчивость, согласованность в работе глаз и рук, совершенствовать вычислительные навыки, точность в исполнении действий по алгоритму. Развитие творческого потенциала, через выполнение нестандартных методов обучения.

Воспитательная: воспитать трудолюбие, аккуратность, повышать учебную мотивацию.

Оборудование к уроку: карточки с заданием.

Ход занятия:

1. Игра на внимание «Посчитай — не ошибись».

Правила игры: ученики поочередно, «цепочкой» называют числа по  порядку: 1, 2, 3, 4 и т. д. Если число делится на 3 или содержит в  себе цифру 3, оно не произносится, а ученик должен хлопнуть в ладоши, Игра проводится на выбывание: ученик, допустивший ошибку садится, а следующий ученик начинает считать  с самого начала.

2. Проверка домашнего задания.

Учитель зачитывает варианты алгоритмов, а дети всем классом их пробуют выполнять (по ходу отмечаются неточности в составлении алгоритма).

Цель алгоритма - в том, что он позволяет любое сложное действие разложить на ряд простых, легко выполнимых. Например: «выполнить домашнее задание» представляет собой последовательность операций: достать учебник и тетрадь из портфеля, прочитать задание в дневнике,  открыть необходимую страницу в учебнике, открыть тетрадь, записать задание в тетрадь, проверить задание:

 Упражнение на поиск закономерности числового ряда.

Справка:

Числовые ряды с закономерностями — это такие ряды, в которых числа связаны между собой по определенному правилу

На доске заранее написаны 4-5 числовых рядов. Учитель предлагает детям найти закономерность их построения и продолжить числовой ряд: назвать два следующих числа.

По ходу выполнения задания учитель записывает на доске правильные ответы и в скобках указывает, выполнением каких действий образован ряд (возможно несколько вариантов объяснения).

Примеры числовых рядов:

на доске                   правильные        ответы

6, 9, 12, 15, ?             18, 21 (+3)

31, 24, 18, 13, ?         9, 6 (-7, -6, -5, -4,        -3)

2, 4, 8, ?                   16, 32 (*2)

4, 9, 16, 25, ?                   36, 49 (2*2, 3*3, 4*4,        5*5, 6*6, 7*7)

 5, 9, 12, 16, ?                   19, 23 (+3,+4)

5000, 1000, 200, ?        40, 8 (:5)

 2, 5, 10, ?                    17, 26 (+1, +3, +5, +7, +9)

 4, 12, 48, ?                    240, 1440 (*2, *3, *4, *5, *6)

После окончания работы - обсуждение: на какие группы по способу решения можно разделить данные числовые ряды?

Например:

— каждое последующее число получается при выполнении какого-то одного постоянного арифметического действия.

Например: +8:2 и т. п.;

 каждое последующее число получается при выполнении нескольких постоянных арифметических действий.

Например: +4-3;   :5*2 и т. п.;

 каждое последующее число получается при выполнении действий с числами, находящимися в определенной последовательности. Например: +1,+2,+3; - 7,- 5,- Зит. п.

Затем предлагается составить алгоритм, как решать числовые ряды. Например (если действие постоянное):

Шаг 1: зафиксировать разницу между двумя рядом стоящими числами.

Шаг 2: определить правило построения ряда.

Шаг 3: проверить это правило на другой паре чисел.

Шаг 4: используя это правило, определить следующее число в ряду.

4 Упражнение «Проверь себя».

На доске рисунки с числами, необходимо вместо вопроса поставить нужное число.

После окончания работы — анализ правильности выполнения задания (в «домике» сумма чисел в окнах равна сумме чисел в крыше и в двери; в «паровозе» произведение чисел в колесах равно числу в трубе; в «ступеньках» верхний кубик - утроенная сумма   нижних)  и составление краткого алгоритма решения подобных заданий.

5. Работа в группах.

Каждая группа получает 3-4 рисунка на нахождение закономерности в рядах с фигурами. Необходимо продолжить закономерность. По желанию учителя у всех групп могут быть одинаковые рисунки.

Для проверки учитель открывает на доске ответы всех вариантов задания.

6 (10 мин). Упражнение на нахождение закономерности в серии фигур.

На доске серия рисунков. Необходимо выбрать недостающую фигуру из четырех пронумерованных и объяснить свой выбор.

В конце работы - анализ: как нужно было выполнить задание.

Например:

Шаг 1. Определить, из каких частей состоит рисунок: голова, уши, усы, туловище, хвост.

Шаг 2. Определить по каждой строчке, какие части изменяются, какие - нет: уши у всех кошек одинаковые, все остальные части изменяются.

Шаг 3. Установить по каждой строчке, какими вариантами выражена каждая из изменяющихся частей: туловище: круг, квадрат, треугольник; голова: круг, квадрат, треугольник; хвост: вправо, влево, прямо; усы: одна пара, две пары, три пары.

Шаг 4. Определить, каких вариантов не хватает в 3-ей строчке: круглой головы, пары усов, квадратного туловища, хвоста в правую сторону. Шаг 5. Выбрать рисунок, подходящий под это описание: номер 3.

 7. Домашнее задание.

Нарисовать подобные рисунки, в которых нужно вставить недостающую фигуру.

Желательно обсудить темы рисунков: человечки, геометрические фигуры, животные, домики, машины и т. д. - т. е. любые объекты, представляющие собой совокупность отдельных частей; какими вариантами могут быть представлена каждая часть: может изменяться размер, форма, цвет, количество частей, направление линий и др.

Можно предложить усложненное задание: нарисовать рисунки с максимальным количеством изменяющихся частей. Проверка выполнения этого домашнего задания проводится на уроке математики.

8.  Задание на смекалку.

 Одно яйцо варится 5 мин. Сколько варятся 3 яйца? (5 мин.)

 Петух на одной ноге весит 4 кг. Сколько весит петух на двух ногах? (4 кг)

 Карета, запряженная лошадьми, проехала 3 км. Сколько км пробежала каждая лошадь? (3 км)

 Мальчик идет до школы 10 мин. Сколько времени он потратит, если будет идти вместе с сестрой? (Неизвестно: время может остаться прежним, может уменьшиться (если сестра будет подгонять мальчика) или увеличиться (если они будут увлеченно беседовать по дороге).)

 Термометр показывает 7 градусов мороза. Сколько покажут два таких термометра? (7 градусов.)

 Кирпич весит 1 кг и половину кирпича. Сколько весит кирпич? (2 кг)

 Двое шли, сто рублей нашли. За ними трое идут, сколько они найдут'? (Ничего.)

9. Подведение итогов урока.

 - Какое задание вызвало у вас затруднение?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план работы ГМО учителей, работающих в специальных (коррекционных) классах VII вида общеобразовательных учреждени на 2013/2014уч.год. Тема: "Формирование и развитие познавательных способностей учащихся через уроки и коррекционные занятия"

Тема: "Формирование и развитие познавательных способностей учащихся через уроки и коррекционные занятия.Цель: Создание коррекционной системы урочной и внеурочной деятельности учителей и учащихся.Задач...

Закономерность в числах и фигурах.

технологическая карта к занятию по внеурочной деятельности по направлению "Логика". Занятие развивает логическое мышление; учит выделять закономерности; сравнивать, классифицировать, строить умоз...

Закономерность в числах и фигурах

Занятие направлено на   развитие логического  мышления у детей, умение выделять закономерности в ряде чисел и фигурах, сравнивать, квалифицировать, строить умозаключения, рассуждать и делать...

Тема: "Закономерности в числах и фигурах"

Внеурочная деятельность ТРИЗ  "Мир логики" 4 класс....

Тема; «Закономерности в числах и фигурах»

Внеурочная деятельность ТРИЗ "Мир логики" 4 класс...