закономерности в числах, фигурах, словах
план-конспект занятия (4 класс) на тему
Конспект внеурочного занятия в ТРИЗ технологии. Формирует у школьников умение видеть закономерности, учит составлять закономерности и формирует алгоритм решения закономерностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zakonomernosti._logika.docx | 695.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Закономерности в числах и фигурах
Цель: развивать логическое мышление; учить выделять закономерности; сравнивать, классифицировать, строить умозаключения, рассуждать, делать выводы; грамотно излагать свои мысли; учить слушать и слышать друг друга.
Планируемые результаты:
личностные: иметь заинтересованность в приобретении и расширении знаний; использовать полученные знания на учебных предметах;
метапредметные: определять свои знания и незнания; видеть и исправлять ошибки; устанавливать закономерность; обосновывать выводы; умение работать в паре, группе, осуществлять самоконтроль и самооценку;
предметные: уметь выделять закономерность, сравнивать, классифицировать.
Ход занятия:
Расширение кругозора.
Слово «закономерность» мы употребляем часто.
Что оно означает?
Где мы можем это узнать? ( в словаре)
Есть слово «закономерный» - соответствующий, отвечающий законам.
Закономерность – это последовательность по определённому правилу, порядку.
Определение целей и задач занятия.
- Какие же задачи мы поставим перед собой на сегодняшнее занятие?
(Ответы учеников.)
Задачи занятия:
-учиться выделять закономерности в числах и фигурах;
- сравнивать, рассуждать, делать выводы.
Игра на внимание 3 мин
Игра «Бом»
Ученики поочередно называют числа по порядку. Если число делится на 3 или содержит в себе цифру 3, ученик говорит «Бом». Ученик допустивший ошибку садится. Игра продолжается до победителя.
Числовые закономерности «Как решать числовые ряды» (6—7 мин).
Работа в группах
-Найдите закономерность построения числовых рядов и продолжите числовой ряд: назвать два следующих числа.
Примеры числовых рядов:
на доске правильные ответы
6, 9,12,15, ?, ? 18, 21 (+3)
31, 24, 18, 13, ?, ? 9, 6 (-7, -6, -5, -4, -3)
1, 2, 4, 8, ?, ? 16, 32 (*2)
4, 9, 16, 25, ?, ? 36, 49 ( )
5000, 1000, 200, ?, ? 40, 8 (: 5)
Проверка результатов.
Как получается каждое следующее число?
Вывод: каждое следующее число получается при выполнении какого-то арифметического действия.
Составление алгоритма «Как решать числовые ряды» (6—7 мин). Работа в группах Составить алгоритм, как решать числовые ряды.
Шаг 1: узнать разницу между двумя рядом стоящими числами.
Шаг 2: определить правило построения ряда.
Шаг 3: проверить это правило на другой паре чисел.
Шаг 4: используя это правило, определить следующее число в ряду.
Составить задание на поиск числовой закономерности (в группах)
- Составьте одну закономерность в цифрах
Презентация и разбор составленных заданий (на доске)
Вспомните как звучит тема нашего занятия?
«Закономерности в числах и фигурах».
Следовательно, нам осталось поработать с фигурами.
Закономерность в фигурах (в группах)
На рисунке с числами, необходимо узнать закономерность и вместо вопроса поставить нужное число.
Анализ правильности выполнения задания:
в «домике» сумма чисел в окнах равна сумме чисел в крыше и в двери;
в «паровозе» произведение чисел в колесах равно числу в трубе;
в «ступеньках» верхний кубик - утроенная сумма нижних
и составление краткого алгоритма решения подобных заданий.
Закономерность в фигурах (Работа в группах)
Упражнение на нахождение закономерности в серии фигур.
Планирование: как нужно выполнять задание.
1. Определить, из каких частей состоят фигуры.
2. Определить по каждой строчке, какие элементы изменяются.
3. Установить, какой фигуры не достаёт и каких элементов к ней.
Проверка с комментариями детей.
Составление алгоритма «Нахождение закономерности в рядах с фигурами»
1. Определить, из каких частей состоят фигуры.
2. Определить по каждой строчке, какие элементы изменяются.
3. Установить, какой фигуры не достаёт и каких элементов к ней.
По алгоритму составьте в группе свою закономерность
Проверка
Игра «Теремок».
Цель: учить видеть сходство в двух, на первый взгляд, совершенно разных объектах.
- Я – предложение
«Солнечным утром веселые и счастливые школьники бежали в школу на первый урок»
Я зову в свой теремок предложения, которые чем-то похожи на меня.
- … В конце предложения стоит точка;
Есть подлежащее и сказуемое
Есть второстепенные члены
Столько же слов (12)
Столько же членов предложения (9)
Есть однородные члены предложения
Есть союз
Системный лифт
«Системный лифт»- для рассмотрения частей изучаемого объекта, как части другого более крупного объекта.
Текст
Предложение
Словосочетание
Слово
Основа
Корень
Буквы
Звуки
Модель «Создай паспорт» Предложение
Предложение
Классификация предложений
I. По цели высказывания
1. Повествовательные.
2. Вопросительные.
3. Побудительные.
II. По интонации
1. Восклицательные.
2. Невосклицательные.
III. По наличию главных членов
1. Двусоставные. (Грамматическая основа двусоставных предложений состоит из двух главных членов – подлежащего и сказуемого) .
2. Односоставные. (Грамматическая основа односоставных предложений состоит из одного главного члена – подлежащего или сказуемого) . Например: Быстро смеркается.
С главным членом - подлежащим
С главным членом - сказуемым
Назывные (номинативные)
Определенно-личные
Неопределенно-личные
Безличные
IV. По наличию или отсутствию второстепенных членов
1. Нераспространённые. (В своём составе имеют только главные члены) Катятся ядра, свищут пули…
2. Распространённые.
(Кроме главных членов, в своём составе имеют второстепенные члены) . Раскрылось небо голубое меж облаков в апрельский день.
V. По наличию или отсутствию необходимых членов предложения
1. Полные. (В таких предложениях все члены предложения налицо) . С запада надвигалась грозовая туча.
2. Неполные. (В таких предложениях пропущен какой-либо член – главный или второстепенный, но он легко восстанавливается по смыслу) . Мой брат пошёл в библиотеку, а я – в бассейн.
VI. По структуре
1. Простые.
2. Сложные.
Сложносочинённые
Сложноподчинённые
Бессоюзные сложные
Системный оператор Объект «ручка»
Аукцион на основе системного оператора.
В фантастическом мире объявлен аукцион.
Систему «ручка» покупает тот, кто последним назовет ее часть (подсистему).
Выделять можно любые части, любым способом. Начнем.
Называем подсистемы ручки.
стержень
паста
колпачок
корпус
Корпус – раз, корпус – два ….
Пластик
Шарик
Пружинка
«Да-нетка»
Они ушли, она пришла. Они пришли, её нашли.
("Три медведя" - Л.Н.Толстой)
Он её потерял, потому что она торопилась, но именно поэтому он её и нашёл.
(Ш.Перро "Золушка")
Задание на смекалку. 3-4 мин
Одно яйцо варится 5 мин. Сколько варятся 3 яйца? (5 мин.)
Петух на одной ноге весит 4 кг. Сколько весит петух на двух ногах? (4 кг)
Карета, запряженная лошадьми, проехала 3 км. Сколько км пробежала каждая лошадь? (3 км)
Мальчик идет до школы 10 мин. Сколько времени он потратит, если будет идти вместе с сестрой?
(Неизвестно: время может остаться прежним,
может уменьшиться (если сестра будет подгонять мальчика)
или увеличиться (если они будут увлеченно беседовать по дороге).
Термометр показывает 7 градусов мороза. Сколько покажут два таких термометра? (7 градусов.)
Кирпич весит 1 кг и половину кирпича. Сколько весит кирпич? (2 кг)
Двое шли, сто рублей нашли. За ними трое идут, сколько они найдут? (Ничего.)
Подведение итогов занятия.
Рефлексия.
Давайте проанализируем, справились ли мы с теми задачами, которые ставили перед собой на сегодня.
Задачи занятия:
-учиться выделять закономерности в числах и фигурах;
- сравнивать, рассуждать, делать выводы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие «Математический калейдоскоп» Тема: «Закономерности в числах и фигурах» 4 специальный (коррекционный) класс.
Цель: Образовательная: повторить знания числовых рядов с закономерностями, сформировать умения и навыки в решений заданий по алгоритму, решения логических задач.Развивающая: развить внимание, мышление...
Закономерность в числах и фигурах.
технологическая карта к занятию по внеурочной деятельности по направлению "Логика". Занятие развивает логическое мышление; учит выделять закономерности; сравнивать, классифицировать, строить умоз...
Закономерность в числах и фигурах
Занятие направлено на развитие логического мышления у детей, умение выделять закономерности в ряде чисел и фигурах, сравнивать, квалифицировать, строить умозаключения, рассуждать и делать...
Число в слове
Задания для развития аналитических способностей младших школьников....
Тема: "Закономерности в числах и фигурах"
Внеурочная деятельность ТРИЗ "Мир логики" 4 класс....
Тема; «Закономерности в числах и фигурах»
Внеурочная деятельность ТРИЗ "Мир логики" 4 класс...
Множественное число существительного слова исключения
Множественное число существительного слова исключения...