Методическая разработка по предмету "Математика.". Тема урока: "Табличное умножение и деление. Составление и решение задачи».
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему
Класс: 2
УМК «Планета Знаний»
Учитель: Олейник Евгения Александровна
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний.
Форма проведения занятия: урок-практикум.
Цель урока: закрепление знаний таблицы умножения и соответствующих случаев деления; решение геометрических задач на основе знаний таблиц умножения и деления методом организации информационного поиска деятельности учащихся, направленной на достижение ими:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 39.33 КБ |
tablitsa_komponenty.docx | 12.2 КБ |
tablitsa_shema_levitan.docx | 17.36 КБ |
Предварительный просмотр:
2. Методическая разработка урока математики.
Класс: 2
УМК «Планета Знаний»
Учитель: Олейник Евгения Александровна
Тема урока: "Табличное умножение и деление. Составление и решение задачи».
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний.
Форма проведения занятия: урок-практикум.
2.1 Цель урока: закрепление знаний таблицы умножения и соответствующих случаев деления; решение геометрических задач на основе знаний таблиц умножения и деления методом организации информационного поиска деятельности учащихся, направленной на достижение ими:
Предметных результатов:
- выявление уровня усвоения данной темы, ликвидация пробелов в знаниях;
- формирование умений предъявлять свои знания в различных формах, в том числе и при решении проблемно-поисковой задачи, формулировании текста по опорным словам;
- умение применять теоретические знания на практике;
Метапредметных результатов:
освоение способов деятельности
познавательной
- умение ориентироваться в своей системе знаний: понимание роли дополнительной информации для решения учебной задачи;
- умение делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
- умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт, информацию, полученную на уроке;
- умение осознанно строить речевое высказывание, перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельно выводы.
информационно-коммуникативной
- умение вступать в речевое общение, принимать и понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение;
- умение работать с различными источниками информации, формирование навыков работы;
- умение ориентироваться в информационном пространстве;
- умение работать в парах;
рефлексивной
- поиск и устранение причин возникших трудностей;
- анализ учебных достижений.
Личностных результатов:
- иметь собственное мнение;
- умение правильно говорить и корректно выражать свои мысли;
- учиться применять полученные знания и навыки к решению практических проблем;
- умение добывать необходимые сведения, самостоятельно конструировать свои знания;
- развитие критического и творческого мышления;
- умение работать в группах и парах, сотрудничать.
Задачи урока:
- содействовать усвоению табличных случаев умножения и деления;
- способствовать расширению понятийной базы знаний обучающихся по практическому применению таблицы умножения и деления через различные виды упражнений;
- развивать самоконтроль, самооценку учебной деятельности;
- способствовать формированию УУД учащихся;
- воспитывать внимание, интерес к математике.
Оборудование урока:
Традиционные средства обучения:
Наглядно-иллюстративный материал: иллюстрация картины И.И. Левитана «Март», карточки для работы в парах, карточки с разноуровневыми домашними заданиями.
Современные средства обучения: интерактивная доска, мультимедийная аппаратура, презентация для интерактивной доски в программе Smart Notebook, документ-камера, интерактивная система голосования и опроса VOTUM для тест-контроля.
Целесообразность использования медиапродукта на уроке:
- эффективность индивидуального подхода к работе учащихся на данном этапе урока (продуктивная самостоятельная творческая деятельность, развитие способностей, индивидуальная траектория освоения материала, вовлечение детей в поисковую деятельность);
- интенсификация учебно-воспитательного процесса (автоматизация процесса контроля, увеличение количества предлагаемой информации, уменьшение времени подачи материала);
- повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов;
- формирование информационной культуры и компетентности школьников (поиск, отбор, переработка, упорядочивание информации);
- развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности.
Межпредметные связи:
Музыка: фонограмма песни «Зарядка» для проведения физминутки.
Изобразительная деятельность: рассказ о художнике И.И. Левитане и его работе «Март».
Литературное чтение: составление текста задачи по опорным словам.
Информатика: навыки работы на интерактивной доске (пользовательский уровень). Внутрипредметные связи:
Арифметические действия: взаимосвязь действий умножения и деления. Проверка результатов деления умножением.
Числа и фигуры: виды геометрических фигур.
Работа с данными: представление текста в виде схемы (моделирование условия задачи). Составление краткой записи условия.
Решение текстовых задач: увеличение и уменьшение числа в несколько раз.
Ожидаемые результаты:
Регулятивные:
- уметь определять и формулировать цель урока;
- учиться планировать учебную деятельность на уроке;
- оценивать правильность выполнения действий на уроке;
Познавательные:
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация для решения учебной задачи;
- делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
- добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт, информацию, полученную на уроке;
- уметь осознанно строить речевое высказывание, перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельно выводы.
Коммуникативные:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.
Предметные:
- знать название компонентов и результата действия умножения;
- понимать связь между умножением и сложением;
- правильно употреблять в речи математические понятия;
- решать текстовые задачи;
Личностные:
- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
- стремиться к получению новых знаний, совершенствовать свои умения.
Метапредметные:
- Приобретение опыта самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов.
2.2 Содержание учебного материала урока и этапы урока с подробным описанием видов деятельности учителя и ученика.
Структура урока:
Технология проведения | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
I.Организационный момент (1 мин.) Цель: настроить детей на работу на уроке. | Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. |
II. Устный счет (7 мин.) Цель: продемонстрировать полученные знания. | Дает задание учащимся по устному счету, с опорой на демонстративный материал на интерактивной доске. | Узнают стоимость картины, путем устного подсчета по предложенному алгоритму. |
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (2 мин.) Цель: активизировать учащихся на работу и самостоятельно сформулировать тему урока. | Направляет детей на определении темы урока и проблемы. | Определяют тему урока, формулируют задачу урока. |
IV. Актуализация базовых данных (10 мин.) | Организует учащихся на закрепление и повторение пройденного материала, применяет частично-поисковый метод. | Учащиеся выполняют задания самостоятельно, затем проводят проверку в парах и фронтально. |
V. Физминутка (3 мин.) | Организует проведение физкультминутки. | Выполняют движения под музыку. |
VI. Работа по теме урока (проблемные задания) (15 мин.) Цель: закрепление знаний таблицы умножения и соответствующих случаев деления через решение равенств и геометрических задач на основе знаний таблиц умножения и деления. | Организует работу учащихся по формулированию текста задачи, составлению модели и планирования вариантов решения. Организует самостоятельный поиск и решение равенств. | Работают на интерактивной доске для фронтальной проверки. Самостоятельно решают задачу. Составляют фразу, решают равенства, сопоставляют части слов с ответами в рефлексивной таблице. Работают с информацией на карточках, выполняют вычисления, записывают в тетрадь. |
VII. Рефлексия (4 мин.) Цель: зафиксировать новое содержание урока, организовать рефлексию и самооценку учениками собственной деятельности. | Организует фиксирование содержания, рефлексию, самооценку учебной деятельности. Подводит итоги урока. | Учащиеся фиксируют итоги своей работы с помощью системы голосования и опроса VOTUM для тест-контроля. |
VIII. Организационный конец (3 мин.) | Предлагает на выбор карточки с заданиями, для выполнения домашней работы по теме урока разного уровня сложности. | Анализируют результаты работы с помощью итогов тест-контроля, выбирают уровень сложности при выполнении домашнего задания. |
2.3 Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов учащихся на уроке
Методы и приемы:
- словесные методы – проблемное изложение, рассказ-повествование, объяснение;
- наглядные методы – метод иллюстраций, метод демонстраций;
- инновационные методы – эвристический;
- метод самостоятельной работы по решению проблемных задач;
- метод закрепления изученного материала – обобщающая беседа, рефлексия.
- методы контроля: контроль, самоконтроль, взаимоконтроль.
Формы организации работы на уроке: коллективная, работа в парах.
Виды работ:
- ответы на основополагающие, проблемные и учебные вопросы с опорой на презентацию;
- анализ информации, работа с таблицами и схемами;
- обсуждение, подтверждение или опровержение гипотез решения задач и равенств;
- самооценка и взаимооценка;
Работа на уроке-практикуме позволит оценить практически все результаты: регулятивные (учебно-организационные), познавательные (учебно-логические), учебно-информационные, коммуникативные, личностные.
Планируемые результаты:
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- участвовать в совместной деятельности;
- работать в соответствии с поставленной целью урока;
- оценивать свою работу и работу одноклассников;
- выделять главные и существенные признаки понятий;
- поиск и отбор информации, согласно заданным критериям;
2.4 Текст методической разработки урока
Этапы | Содержание |
I. Организационный момент | (Цель: создать благоприятный эмоциональный микроклимат) С помощью стихотворения учитель настраивает учащихся на работу на урок. Задаёт вопросы порядко – следственного характера. Дети дают на них ответы. |
II. Устный счет Интерактивная доска | (Цель: продемонстрировать полученные знания) Урок начинается с «гимнастики ума» – устного счета. Перед детьми картина, состоящая из геометрических фигур. Учитель предлагает учащимся узнать стоимость картины. Условие: каждая фигура на полотне имеет свою цену. Путём сложения можно узнать стоимость всей картины. На черновике учащиеся фиксируют промежуточные результаты. Производится самопроверка и взаимопроверка. |
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся Интерактивная доска | Учитель подводит учащихся к теме урока. Учащиеся сформулируют тему урока и задачи. |
IV. Актуализация базовых данных | Учащиеся вспоминают математические понятия: увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, в несколько раз. Задания выполняются самостоятельно и в парах. Учитель организует выборочную проверку работ; фронтальную проверку с использованием интерактивной доски. Составление ключевого слова (Левитан). |
V. Физминутка | Релаксация учащихся (музыкальная пауза). |
VI. Работа по теме урока (проблемные задания) | 1. Работа с репродукцией картины Левитана «Март». Учащиеся называют объекты, изображенные на картине, составляют задачи на нахождение суммы с увеличением или уменьшением чисел в несколько раз. На доске записываются опорные слова. Дети формулируют задачу, записывают на доске текст. Составляют краткую запись к этой задаче. После разбора ученики самостоятельно решают задачу. Производится проверка с объяснением. |
2. Сопоставление части слов с ответами в таблице Запись в тетрадь равенств и их решение. Составление ключевой фразы. | |
***3. Работа с информацией: учащимся предлагаются карточки с пустыми ячейки. Необходимо заполнить их, выполнив вычисления. Учащиеся решают самостоятельно, записывают в тетрадь в два столбика. Учитель регулирует деятельность учащихся. | |
VII. Рефлексия | Подводятся итоги урока, проводится рефлексия эмоционального состояния учащихся. Ученики производят самооценку и взаимооценку выполненной работы с помощью пультов для тест-контроля. |
VIII. Выбор домашнего задания. Организованный конец. | Выбор учащимися домашнего задания разного уровня сложности (карточки с заданиями по теме «Таблицы умножения и деления»). Организованный конец урока. |
Приложения к методической разработке:
Приложение 1: Карточка-схема для работы в парах.
Приложение 2: Примеры слайдов из созданной учителем презентации для интерактивной доски в программе Smart Notebook к уроку.
Приложение 3: Таблицы с заданиями.
Приложение 4: Варианты домашнего задания для учащихся разного уровня.
2
Список использованных источников и литературы
Учебная литература:
1. «Математика 2 класс», I,II часть, авторы: М.И. Башмаков, М.Г. Нефедова, издательство АСТ «Астрель», 2012 г.
Дополнительная литература:
- Методическое пособие «Обучение во 2 классе по учебнику «Математика» М.И. Башмакова, М.Г. Нефедовой» АСТ «Астрель», 2012г.
- CD-ROM. Математика. 2 класс. Рабочая программа и система уроков по УМК "Планета знаний". ФГОС
- Математика. Решение арифметических задач. Тренировочные задания для формирования предметных и метапредметных учебных действий. 2 класс
Рыдзе О.А., АСТ «Астрель», 2012г. - Математика. Работа с информацией. Числа и таблицы. Тренировочные задания для формирования предметных и метапредметных учебных действий. 2 класс
Рыдзе О.А., Позднева Т.С. , АСТ «Астрель», 2012г.
Интернет-ресурсы:
- http://ru.softango.com/smart-notebook-11.html
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Март_(картина_Левитана)
- https://yandex.ru/images/search
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 3 классе. Тема урока: «Табличные случаи умножения и деления. Решение задач, примеров, уравнений»
Урок математики в 3 классе по теме «Табличные случаи умножение и деления. Решение примеров, задач, уравнений». Форма урока: урок-путешествие. На уроке присутствуют различн...
Тема урока: «Табличные случаи умножения числа 5»
Дата:Класс: 3.Длительность урока: 40 минутТема урока: «Табличные случаи умножения числа 5»Тип урока по структуре: комбинированный.Цель урока: Познакомить с табличными случаями умножения числа «5».Обор...
Конспект урока математики во 2 классе "Закрепление умножения и деления на 2. Решение задач" УМК "Школа России"
Урок разработан в форме путешествия, во время которого учащиеся выполняют задания на закрепление таблицы умножения и деления на 2. Предусмотрена работа в парах, групповая форма работы.При выполнении к...
Технологическая карта к уроку математики. ТЕМА:УПРАЖНЕНИЕ В УМНОЖЕНИИ МНОГОЗНАЧНОГО ЧИСЛА НА ТРЁХЗНАЧНОЕ. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ
Педагогические задачи: создать условия для повторения алгоритма письменного умножения многозначного числа на трехзначное; способствовать формированию умений выполнять письменное умножение многозначног...
Конспект урока по теме "Закрепление. Конкретный смысл действия деления" (с помощью решения задач на деление по содержанию) (УМК "Школа России", 2 класс)
Цели деятельности учителя: закрепление знаний по теме «конкретный смысл деления».Планируемые результатыПредметные: Уметь: выполнять действие деление; решать задачи на деление;Знать: конкре...
Конспект урока по математике на тему "Прибавить и вычесть число 2. Составление и решение задач"
Конспект урока по математике на тему "Прибавить и вычесть число 2. Составление и решение задач" 1 класс...
«Закрепление изученного. Умножение и деление многозначных чисел. Решение задач.» Тема урока: «Великая Отечественная война в фактах и цифрах»
Создавая условия для развития навыков выполнения арифметических действий, способствовать становлению грамотной математической речи, формированию навыков мышления, самоконтроля, развитие ум...