Методическая разработка по предмету "Математика.". Тема урока: "Табличное умножение и деление. Составление и решение задачи».
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Чоботарская  Евгения Александровна

Класс: 2

УМК «Планета Знаний»

Учитель: Олейник Евгения Александровна

Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний.

Форма проведения занятия: урок-практикум.

Цель урока: закрепление знаний таблицы умножения и соответствующих случаев деления; решение геометрических задач на основе знаний таблиц умножения и деления методом организации информационного поиска деятельности учащихся, направленной на достижение ими:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx39.33 КБ
Файл tablitsa_komponenty.docx12.2 КБ
Файл tablitsa_shema_levitan.docx17.36 КБ

Предварительный просмотр:

2. Методическая разработка урока математики.

Класс: 2

УМК «Планета Знаний»

Учитель: Олейник Евгения Александровна

Тема урока: "Табличное умножение и деление. Составление и решение задачи».

Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний.

Форма проведения занятия: урок-практикум.

2.1 Цель урока: закрепление знаний таблицы умножения и соответствующих случаев деления; решение геометрических задач на основе знаний таблиц умножения и деления методом организации информационного поиска деятельности учащихся, направленной на достижение ими:

Предметных результатов:

  • выявление уровня усвоения данной темы, ликвидация пробелов в знаниях;
  • формирование умений предъявлять свои знания в различных формах, в том числе и при решении проблемно-поисковой задачи, формулировании текста по опорным словам;
  • умение применять теоретические знания на практике;

Метапредметных результатов: 

освоение способов деятельности

познавательной

  • умение ориентироваться в своей системе знаний: понимание роли  дополнительной информации для решения учебной задачи;
  • умение делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
  • умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт, информацию, полученную на уроке;
  • умение осознанно строить речевое высказывание, перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельно выводы.

информационно-коммуникативной

  • умение вступать в речевое общение, принимать и понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение;
  • умение работать с различными источниками информации, формирование навыков работы;
  • умение ориентироваться в информационном пространстве;
  • умение работать в парах;

рефлексивной

  • поиск и устранение причин возникших трудностей;
  • анализ учебных достижений.

Личностных результатов:

  • иметь собственное мнение;
  • умение правильно говорить и корректно выражать свои мысли;
  • учиться применять полученные знания и навыки к решению практических проблем;
  • умение добывать  необходимые сведения, самостоятельно конструировать свои знания;
  • развитие критического и творческого мышления;
  • умение работать в группах и парах, сотрудничать.  

Задачи урока:

  • содействовать усвоению табличных случаев умножения и деления;
  • способствовать расширению понятийной базы знаний обучающихся по практическому применению таблицы умножения и деления через различные виды упражнений;
  • развивать самоконтроль, самооценку учебной деятельности;
  • способствовать формированию УУД учащихся;
  • воспитывать внимание, интерес к математике.

Оборудование урока:

Традиционные средства обучения:

Наглядно-иллюстративный материал: иллюстрация  картины И.И. Левитана «Март», карточки для работы в парах, карточки с разноуровневыми домашними заданиями.

Современные средства обучения: интерактивная доска, мультимедийная аппаратура,  презентация для интерактивной доски в программе Smart Notebook, документ-камера, интерактивная система голосования и опроса VOTUM для тест-контроля.

Целесообразность использования медиапродукта на уроке:

  • эффективность индивидуального подхода к работе учащихся на данном этапе урока (продуктивная самостоятельная творческая деятельность, развитие способностей, индивидуальная траектория освоения материала, вовлечение детей в поисковую деятельность);
  • интенсификация учебно-воспитательного процесса (автоматизация процесса контроля, увеличение количества предлагаемой информации, уменьшение времени подачи материала);
  • повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов;
  • формирование информационной культуры и компетентности школьников (поиск, отбор, переработка, упорядочивание информации);
  • развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности.

Межпредметные связи:

Музыка: фонограмма песни «Зарядка» для проведения физминутки.

Изобразительная деятельность: рассказ о художнике И.И. Левитане и его работе «Март».

Литературное чтение: составление текста задачи по опорным словам.

Информатика: навыки работы на интерактивной доске (пользовательский уровень). Внутрипредметные связи:

Арифметические действия:  взаимосвязь действий умножения и деления. Проверка результатов деления умножением.

Числа и фигуры: виды геометрических фигур.

Работа с данными: представление текста в виде схемы (моделирование условия задачи). Составление краткой записи условия.

Решение текстовых задач: увеличение и уменьшение числа в несколько раз.

Ожидаемые результаты:

Регулятивные:

  • уметь определять и формулировать цель урока;
  • учиться планировать учебную деятельность на уроке;
  • оценивать правильность выполнения действий на уроке;

Познавательные:

  • уметь ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация для решения учебной задачи;
  • делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
  • добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт, информацию, полученную на уроке;
  • уметь осознанно строить речевое высказывание, перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельно выводы.

Коммуникативные:

  • уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Предметные:

  • знать название компонентов и результата действия умножения;
  • понимать связь между умножением и сложением;
  • правильно употреблять в речи математические понятия;
  • решать текстовые задачи;

Личностные:

  • уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
  • стремиться к получению новых знаний, совершенствовать свои умения.

Метапредметные:

  • Приобретение опыта самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов.

2.2 Содержание учебного материала урока и этапы урока с подробным описанием видов деятельности учителя и ученика.

Структура урока:

Технология проведения

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I.Организационный момент (1 мин.)

Цель: настроить детей на работу на уроке.

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

II. Устный счет (7 мин.)

Цель: продемонстрировать полученные знания.

Дает задание учащимся по устному счету, с опорой на демонстративный материал на интерактивной доске.

Узнают стоимость картины, путем устного подсчета по предложенному алгоритму.

III.  Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (2 мин.)

Цель: активизировать учащихся на работу и самостоятельно сформулировать тему урока.

Направляет детей на определении темы урока и проблемы.

Определяют тему урока, формулируют задачу урока.

IV.  Актуализация базовых данных (10 мин.)

Организует учащихся на закрепление и повторение пройденного материала, применяет частично-поисковый метод.

Учащиеся выполняют задания самостоятельно, затем проводят проверку в парах и фронтально.

V. Физминутка (3 мин.)

Организует проведение физкультминутки.

Выполняют движения под музыку.

VI. Работа по теме урока (проблемные задания)    (15 мин.)

Цель: закрепление знаний таблицы умножения и соответствующих случаев деления через решение равенств и геометрических задач на основе знаний таблиц умножения и деления.

Организует работу  учащихся по формулированию текста задачи, составлению модели и планирования вариантов решения.

Организует самостоятельный поиск и решение равенств.

Работают на интерактивной доске для фронтальной проверки. Самостоятельно решают задачу.

Составляют фразу, решают равенства, сопоставляют части слов с ответами в рефлексивной таблице.

Работают с информацией на карточках, выполняют вычисления, записывают в тетрадь.

VII. Рефлексия (4 мин.)

Цель:  зафиксировать новое содержание урока, организовать рефлексию и самооценку учениками собственной деятельности.

Организует фиксирование содержания, рефлексию, самооценку учебной деятельности. Подводит итоги урока.

Учащиеся фиксируют итоги своей работы с помощью системы  голосования и опроса VOTUM для тест-контроля.

VIII.  Организационный конец (3 мин.)

Предлагает на выбор карточки с заданиями, для выполнения домашней работы  по теме урока разного уровня сложности.

Анализируют результаты работы с помощью итогов тест-контроля, выбирают уровень сложности при выполнении домашнего задания.

2.3 Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов учащихся на уроке

Методы и приемы:

  • словесные методы – проблемное изложение, рассказ-повествование, объяснение;
  • наглядные методы – метод иллюстраций, метод демонстраций;
  • инновационные методы – эвристический;
  • метод самостоятельной работы по решению проблемных задач;
  • метод закрепления изученного материала – обобщающая беседа, рефлексия.
  • методы контроля: контроль, самоконтроль, взаимоконтроль.

Формы организации работы на уроке: коллективная, работа в  парах.

Виды работ:

  • ответы на основополагающие, проблемные и учебные вопросы с опорой на презентацию;
  • анализ информации, работа с таблицами и схемами;
  • обсуждение, подтверждение или опровержение гипотез решения задач и равенств;
  • самооценка и взаимооценка;

Работа на уроке-практикуме позволит оценить практически все результаты: регулятивные (учебно-организационные), познавательные (учебно-логические), учебно-информационные, коммуникативные, личностные.

Планируемые результаты:

  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • участвовать в совместной деятельности;
  • работать в соответствии с поставленной целью урока;
  • оценивать свою работу и работу одноклассников;
  • выделять главные и существенные признаки понятий;
  • поиск и отбор информации, согласно заданным критериям;

2.4 Текст методической разработки урока

Этапы

Содержание

I. Организационный момент

(Цель: создать благоприятный эмоциональный микроклимат)

С помощью стихотворения учитель настраивает учащихся на работу на урок. Задаёт вопросы порядко – следственного характера. Дети дают на них ответы.

II. Устный счет

Интерактивная доска 

(Цель: продемонстрировать полученные знания)

Урок начинается  с «гимнастики ума» – устного счета.

Перед  детьми картина, состоящая из геометрических фигур. Учитель предлагает учащимся узнать стоимость картины. Условие: каждая фигура на полотне имеет свою цену. Путём сложения можно узнать стоимость всей картины. На черновике учащиеся фиксируют промежуточные результаты. Производится самопроверка и взаимопроверка.

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся Интерактивная доска 

Учитель подводит учащихся к теме урока. Учащиеся  сформулируют тему урока и задачи.

IV. Актуализация базовых данных 

Карточка-схема, Интерактивная доска, документ-камера

Учащиеся вспоминают математические понятия: увеличение и уменьшение числа  на несколько единиц, в несколько раз. Задания выполняются самостоятельно и в парах. 

Учитель организует выборочную проверку работ; фронтальную проверку с использованием интерактивной доски. Составление ключевого слова (Левитан).

V. Физминутка

Интерактивная доска 

Релаксация учащихся (музыкальная пауза).

VI. Работа по теме урока (проблемные задания)    

Интерактивная доска 

карточка 2

1. Работа с репродукцией картины Левитана «Март». Учащиеся называют объекты, изображенные на картине, составляют задачи на нахождение суммы с увеличением или уменьшением чисел в несколько раз. На доске записываются опорные слова. Дети формулируют задачу, записывают на доске текст. Составляют краткую запись к этой задаче. После разбора ученики самостоятельно решают задачу. Производится проверка с объяснением.

2. Сопоставление части слов с ответами в таблице Запись в тетрадь равенств и их решение. Составление ключевой фразы.

***3. Работа с информацией: учащимся предлагаются карточки с пустыми ячейки. Необходимо заполнить их, выполнив вычисления.

Учащиеся решают самостоятельно, записывают в тетрадь в два столбика. Учитель регулирует деятельность учащихся.

VII. Рефлексия

Подводятся итоги урока, проводится рефлексия эмоционального состояния учащихся.

Ученики производят самооценку и взаимооценку выполненной работы с помощью пультов для тест-контроля.

VIII. Выбор домашнего задания. Организованный конец.

Выбор учащимися домашнего задания разного уровня сложности (карточки с заданиями по теме «Таблицы умножения и деления»).

Организованный конец урока.

Приложения к методической разработке:

Приложение 1: Карточка-схема для работы в парах.

Приложение 2: Примеры слайдов из созданной учителем презентации для интерактивной доски в программе Smart Notebook к уроку.

Приложение 3: Таблицы с заданиями. 

Приложение 4: Варианты домашнего задания для учащихся разного уровня.

2

Список использованных источников и литературы

Учебная литература:

1. «Математика 2 класс», I,II часть, авторы: М.И. Башмаков, М.Г. Нефедова, издательство АСТ «Астрель», 2012 г.

Дополнительная литература:

  1. Методическое пособие «Обучение во 2 классе по учебнику «Математика» М.И. Башмакова, М.Г. Нефедовой» АСТ «Астрель», 2012г.
  2. CD-ROM. Математика. 2 класс. Рабочая программа и система уроков по УМК  "Планета знаний". ФГОС
  3. Математика. Решение арифметических задач. Тренировочные задания для формирования предметных и метапредметных учебных действий. 2 класс
    Рыдзе О.А., АСТ «Астрель», 2012г.
  4. Математика. Работа с информацией. Числа и таблицы. Тренировочные задания для формирования предметных и метапредметных учебных действий. 2 класс
    Рыдзе О.А., Позднева Т.С. , АСТ «Астрель», 2012г.

Интернет-ресурсы:

  1. http://ru.softango.com/smart-notebook-11.html
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Март_(картина_Левитана)
  3. https://yandex.ru/images/search



Предварительный просмотр:

Заполни пропуски в таблицах, выполнив вычисления:

делимое

25

12

63

48

4

7

5

9

6

3

4

частное

5

7

9

8

2

9

6

множитель

2

8

9

5

3

4

3

7

6

произведение

12

16

32

45

49

Заполни пропуски в таблицах, выполнив вычисления:

делимое

35

49

40

18

27

делитель

4

8

2

6

2

5

3

7

9

8

4

9

3

множитель

4

4

8

9

5

4

3

7

6

произведение

12

24

32

45

42



Предварительный просмотр:

Прочитай фамилию русского художника, записав в таблицу под ответами цепочек примеров соответствующие буквы:

 

ответы

14

0

3

10

2

16

80

слово


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 3 классе. Тема урока: «Табличные случаи умножения и деления. Решение задач, примеров, уравнений»

Урок   математики  в 3 классе по теме «Табличные случаи умножение и деления. Решение примеров, задач, уравнений». Форма урока: урок-путешествие. На уроке присутствуют  различн...

Тема урока: «Табличные случаи умножения числа 5»

Дата:Класс: 3.Длительность урока: 40 минутТема урока: «Табличные случаи умножения числа 5»Тип урока по структуре: комбинированный.Цель урока: Познакомить с табличными случаями умножения числа «5».Обор...

Конспект урока математики во 2 классе "Закрепление умножения и деления на 2. Решение задач" УМК "Школа России"

Урок разработан в форме путешествия, во время которого учащиеся выполняют задания на закрепление таблицы умножения и деления на 2. Предусмотрена работа в парах, групповая форма работы.При выполнении к...

Технологическая карта к уроку математики. ТЕМА:УПРАЖНЕНИЕ В УМНОЖЕНИИ МНОГОЗНАЧНОГО ЧИСЛА НА ТРЁХЗНАЧНОЕ. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ

Педагогические задачи: создать условия для повторения алгоритма письменного умножения многозначного числа на трехзначное; способствовать формированию умений выполнять письменное умножение многозначног...

Конспект урока по теме "Закрепление. Конкретный смысл действия деления" (с помощью решения задач на деление по содержанию) (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: закрепление знаний по теме «конкретный смысл деления».Планируемые результатыПредметные: Уметь: выполнять действие деление; решать задачи на деление;Знать: конкре...

Конспект урока по математике на тему "Прибавить и вычесть число 2. Составление и решение задач"

Конспект урока по математике на тему "Прибавить и вычесть число 2. Составление и решение задач" 1 класс...

«Закрепление изученного. Умножение и деление многозначных чисел. Решение задач.» Тема урока: «Великая Отечественная война в фактах и цифрах»

Создавая условия для развития навыков выполнения арифметических действий, способствовать становлению грамотной математической речи,  формированию навыков мышления,  самоконтроля, развитие ум...