Адаптированная рабочая программа по математике, 3 класс
рабочая программа по математике (3 класс) на тему
Рабочая программа по математике для третьего класса составлена на основе Базисного учебного плана для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида (1-4 классы, автор Бгажнокова И.М.) «Просвещение» С-Петербургский филиал, 2011 г., рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю) и в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения. Является программой сниженного (минимально-необходимого) уровня обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_matematike_3_klass.doc | 417.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕНННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
«РАДУЖНИНСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора
КОУ «Радужнинская школа для детей
с ограниченными возможностями здоровья»
от «___» __________ 2016 г. №______
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
Математика
3 класс
Составитель: Костарева И. Н.
учитель начальных классов.
2. Пояснительная записка
Основания к написанию рабочей программы по предмету:
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» +ред. от 13.07.2015);
- Закон ХМАО – Югры «Об образовании вХанты-Мансийском автономном округе – Югре» от 1 июля 2013 г. №68-оз (ред. от 11.03.2015);
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»(Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 N 30067);
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 734 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015»:
- приказ от 8 июня 2015 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253;
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
- приказ ДОиМП Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий» от 13.08.2015 № 1087;
- письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 18 августа 2016 г. №10-Исх-7483 «О примерном режиме работы общеобразовательных организаций, расположенных на территории автономного округа, в 2016-2017 учебном году»;
- приказ от 19.08.2016 № 220 «Об организованном начале 2016-2017 учебного года»;
- приказ от 19.08.2016 № 217 «Об утверждении учебных планов на 2016-2017 учебный год.
Рабочая программа по математике для третьего класса составлена на основе Базисного учебного плана для специальных (коррекционных) учреждений 8 вида (1-4 классы, автор Бгажнокова И.М.) «Просвещение» С-Петербургский филиал, 2011 г., рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю) и в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения. Является программой сниженного (минимально-необходимого) уровня обучения.
Актуальность обоснованности изучаемого курса. Специфика.
Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.
Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи коррекционных образовательных учреждений VIII вида - коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Оно закладывает основы для формирования приемов умственной деятельности: обучающие учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать определенные обобщенные знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию, мира, а также является основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие обучающихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет умения учиться. Математика носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.
Усвоенные в начальном курсе математике знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и в других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
Специфика детей с интеллектуальными нарушениями предполагает формирование у них коммуникативно-речевых умений, владение которыми в дальнейшем поможет выпускникам школы VIII вида, максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе. Специфика отражается не только в системе обучения данному предмету, но и в содержании материала, в структуре его размещения. Программа предусматривает необходимость дифференцированного подхода в обучении.
Цели обучения:
-Социальная реабилитация и адаптация учащихся с интеллектуальными нарушениями в современном обществе.
-Преодоление недостатков в познавательной деятельности и эмоционально-волевой сфере учащихся с нарушением интеллекта, а также их подготовка к трудовой деятельности, коррекция интеллекта и личности учащихся, социальная адаптация учащихся с интеллектуальным нарушением в современном обществе.
Таким образом, программа нацелена на решение специальных образовательных, коррекционных и воспитательных задач.
1. Образовательные задачи:
- формировать доступные учащимся математические знания и умения, практически применять их в повседневной жизни, при изучении других учебных предметов;
- подготовить учащихся к овладению трудовыми знаниями и навыками;
2. Развивающие задачи:
- развивать учащихся средствами данного учебного предмета, корректировать недостатки развития познавательной деятельности и личностные качества с учётом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения;
3. Воспитательные задачи:
- воспитывать у школьников целеустремлённость, трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, навыки контроля и самоконтроля, аккуратность.
- воспитывать интерес к учебе, предмету;
- воспитывать самостоятельность;
- воспитывать нравственные качества (любовь, бережное отношение к окружающей среде, трудолюбие, умение сопереживать).
4. Коррекционно-развивающие задачи:
- Корректировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания);
- корректировать и развивать связную устную речь (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь);
- корректировать и развивать память (кратковременная, долговременная)
- корректировать и развивать зрительное восприятие, слуховое восприятие;
- корректировать и развивать тактильное восприятие;
- корректировать и развивать мелкую моторику кистей рук (формировать ручную умелость, развивать ритмичность, плавность движений, соразмерность движений);
- корректировать и развивать мыслительную деятельность (операции анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления);
- корректировать и развивать личностные качества учащихся, эмоционально-волевую сферу (навыки самоконтроля, усидчивость и выдержку, умение выражать свои чувства).
Специфика
Программа предусматривает необходимость дифференцированного подхода в обучении, специфика отражается не только в системе обучения данному предмету, но и содержании материала, в структуре его размещения. Она построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.
Межпредметные связи
Знания по математике необходимо реализовывать на уроках окружающего мира, чтения, трудового обучения, изобразительного искусства, а также найти им применение во внеурочное время.
Формы и методы решения поставленных задач
Одним из важных методов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами отвлечения от несущественных, использовании приемов классификации и дифференциации, установлении причинно – следственных связей между понятиями. Не менее важный прием – материализация, т.е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванным ведущими методами обучения используются и другие: словесные, наглядные, практические: объяснение, рассказ, беседа, демонстрация, работа с учебником, наблюдения, упражнение, игра, самостоятельная работа, ситуационный метод и т.д.
Приёмы работы:
- постановка перед учащимися цели урока;
- дидактические игры;
- проблемная ситуация;
- игровые приёмы;
- занимательные упражнения;
- создание увлекательных ситуаций;
- сравнение (один из важных приёмов обучения);
- материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлечённое понятие, использовать его в жизненной ситуации;
- использование «опорных схем»;
- приём наглядности и иллюстрированности;
- приём обратной связи;
- приём контроля качества знаний, умений и навыков;
- приём контроля и самоконтроля и т. д.
Форма учебного занятия:
- вводный урок
- урок формирования (сообщения) новых знаний
- обобщающий урок
- урок формирования и закрепления умений и навыков
- комбинированный урок
Виды контроля:
- индивидуальный
- фронтальный
- контрольная работа
- самостоятельная работа
- математический диктант
Основные направления коррекционной работы
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие пространственных представлений и ориентаций;
- развитие основных мыслительных операций;
- наглядно-образного и словесно-логического мышления;
- коррекция нарушений эмоционально – личностной сферы;
- обогащение словаря;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Правильная организация урока в специальной коррекционной школе создаёт необходимые предпосылки для эффективного обучения, поэтому на уроке важно не только обучать, но и осуществлять различные коррекционные мероприятия по охране здоровья детей, по поддержанию их учебной трудоспособности.
Основные рекомендации заключаются в следующем:
- урок длится не более 40 минут, в ходе урока проводятся динамические паузы;
- наибольшая работоспособность детей достигается в первой половине урока, 1—15 минут отводятся на закрепление, повторение материала;
- учитываются динамические позы учащихся на уроке, смена режима работы «сидя – стоя» (за конторками Базарного);
- строго соблюдать режим зрения. Для этого используются чёткие записи учителя на доске, индивидуальные раздаточные материалы;
- на доске не должно быть ничего, что отвлекало бы внимание детей, поэтому таблицы, графики, картины и другие пособия предъявляются ученикам в ходе самого урока. Используются не более двух видов наглядного материала, т.к. произвольное внимание младших школьников ещё недостаточно сформировано, нарушены объём, устойчивость, концентрация, распределение внимания;
- содержание проверочных, контрольных, итоговых учебных мероприятий складывается из разных типов заданий – в зависимости от типологических и особенностей учащегося ( применяется контрольное списывание, вариативность работ); чем больше вероятность выполнения задания от общего объема работы, тем выше показатель надёжности знаний у ребенка, что даёт основание оценивать знания как удовлетворительные, хорошие, очень хорошие (отличные).
- использование здоровьесберегающих технологий по снятию утомления глаз - «глазная гимнастика», по профилактике нарушений опорнодвигательной системы с целью профилактики сколиозов, пропедевтики правильной осанки.
Проверка знаний учащихся
Успех в обучении математике обучающихся третьего класса зависит, с одной стороны от учета трудностей и особенностей овладения ими предметными умениями, а с другой – от учета их потенциальных возможностей. Состав класса разнороден, поэтому трудности и потенциальные возможности каждого обучающегося своеобразны. В данном курсе имеет место дифференциация учебных требований к разным категориям обучающихся по их обучаемости.
На основе этих характеристик оценку «удовлетворительно» можно поставить, если дети верно выполняют от 35 до 50% задания, оценку «хорошо» - от 50 до 65%, оценку «очень хорошо» - выше 65%. Организуя итоговую (контрольную) проверку знаний учащихся, следует исходить из достигнутых им минимального уровня и из возможных оценок выбирать такую, которая стимулировала бы его учебную и практическую деятельность, так как никакие нормативные стандарты и критерии невозможно с максимальной точностью «примерить» к ребёнку с интеллектуальным недоразвитием.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков.
Промежуточная диагностика - по четвертям.
Контроль осуществляется в виде стартового, текущего и итогового контроля в следующих формах: устный опрос (индивидуальный, фронтальный), письменные и практические работы, контрольные работы.
Количество и характер контрольных работ разработан в соответствии с требованиями программы, цель которых проверить, оценить и корригировать полученные знания.
Организуя итоговую (контрольную) проверку знаний учащихся, следует исходить из достигнутых им минимального уровня и из возможных оценок выбирать такую, которая стимулировала бы его учебную и практическую деятельность, так как никакие нормативные стандарты и критерии невозможно с максимальной точностью «примерить» к ребёнку с интеллектуальным недоразвитием.
Логика и содержание проверочных, контрольных работ, итоговых учебных мероприятий складывается из разных типов заданий. Чем больше верно выполненных заданий от общего объема работы, тем выше показатель надежности знаний у ребенка, что дает основание оценивать знания как удовлетворительные, хорошие, отличные. Знания оцениваются в соответствии с двумя уровнями, предусмотренным программой 3- го класса, по 5-ти бальной системе.
3. Учебно-тематический план
Настоящая программа по учебному предмету «Математика» составлена на основе Базисного учебного плана для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, рассчитана на 1 год обучения -136 часов (4 часа в неделю) в соответствии с учебным планом школы и является программой сниженного (минимально-необходимого) уровня обучения и включает в себя следующие разделы:
№ | Кол-во часов | Тема |
54 ч | Второй десяток. | |
Нумерация (повторение). | ||
Сложение и вычитание без перехода через десяток (повторение). | ||
Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток. | ||
Сложение. | ||
Вычитание. | ||
Умножение и деление. | ||
69ч | Сотня. | |
Нумерация. | ||
Меры длины. | ||
Меры времени. | ||
Меры времени. | ||
Углы | ||
Сложение и вычитание без перехода через десяток. | ||
Числа, полученные при счёте и при измерении. | ||
Деление на равные части. Деление по содержанию. | ||
Взаимное положение линий на плоскости. | ||
Порядок арифметических действий. | ||
13ч | Повторение | |
Всего | 136 ч |
4. Содержание тем учебного курса.
Объём и содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы.. Программа построена с учётом особенностей познавательной деятельности детей. Особенностью учебного плана является то, что этот предмет решает в основном общеразвивающие, социокультурные и практические задачи. Программа раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета.
Принцип всесторонней педагогической поддержки ребенка с умственной недостаточностью определяет структуру и содержание программы, а также организацию самого учебного процесса. Его основной формой является урок.
Содержание математики, как учебного предмета, в третьем классе включает пропедевтику обучения математике, т. е. развитие дочисловых представлений; нумерацию натуральных чисел в пределах 20; число и цифру 0; единицы измерения величин (стоимости, длины, массы, времени), их соотношения; измерения в указанных мерах; четыре арифметических действия с натуральными числами; элементы геометрии. В каждом разделе предусмотрено решение текстовых арифметических задач.
Математический материал в третьем классе представлен основными нижеперечисленными разделами математики. Распределяя этот материал по учебным четвертям, опираясь на актуальный уровень знаний и «зоны ближайшего развития» каждого ученика класса.
Распределение математического материала представлено концентрически с учётом познавательных и возрастных возможностей учащихся, поэтому в процессе обучения выстраивается постепенный переход от практического обучения в младших классах к практико-теоретическому в старших. Повторение изученного материала сочетается с постоянной пропедевтикой новых знаний.
При отборе учебного материала учитываются разные возможности учащихся по усвоению математических представлений, знаний, умений практически их применять в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта. Поэтому в 3-м классе предлагаемый материал усваивается учащимися на различном уровне, т. е. программа предусматривает необходимость дифференцированного подхода в обучении.
Практические упражнения используются как на уроках, так и во внеурочной деятельности школьников. Геометрический материал в 3-м классе изучается на каждом уроке.
Программа нацеливает учителя на широкое использование наглядности, дидактического материала, учитывая, что отвлеченное, абстрактное мышление школьников с интеллектуальной недостаточностью развито слабо. Поэтому в программе большое место отводится привитию учащимся практических умений и навыков. Наряду с формированием практических умений и навыков программа предусматривает знакомство учащихся с некоторыми теоретическими знаниями, которые они приобретают индуктивным путем, т.е. путем обобщения наблюдений над конкретными явлениями действительности, практических операций с предметными совокупностями
Содержание тем учебного курса
Курс предусматривает изучение следующих разделов:
- Нумерация.
- Единицы измерения величин, их соотношения.
- Арифметические действия.
- Арифметические задачи.
- Геометрический материал. (0-4) на каждом уроке.
- Повторение пройденного за год.
В каждом разделе предусмотрено решение текстовых арифметических задач.
Нумерация
Нумерации чисел в пределах 100.
Получение и запись круглых десятков. Счет десятками до 100. Запись круглых десятков. Получение полных двузначных чисел из десятков и единиц. Умение откладывать число в пределах 100 на счётах.
Числовой ряд 1-100. Счёт в пределах 100 (количественный и порядковый). Присчитывание, отсчитывание по единице, разными числовыми группами по 2, по 5, по 3, по 4 (в прямой и обратной последовательности). Сравнение чисел: сравнение чисел, стоящих рядом в числовом ряду, сравнение чисел по количеству десятков и единиц. Увеличение, уменьшение чисел на несколько десятков, единиц. Числа четные и нечётные.
Единицы измерения и их соотношения
Монета 50к., бумажные купюры достоинством 50 р., 100 р. Замена нескольких бумажных купюр по 50 р., 10 р. (монет по 50к., 10 к.) одной купюрой 50 р., 100р. (монеты 50 к.) по 10 р., 5р. (по 10 к., 5 к.). Соотношение:1р. = 100 к.
Единица измерения длины: метр. Обозначение 1м. Соотношение 1м=10дм, 1м = 100 см.
Единица измерения массы: килограмм. Обозначение: 1кг.
Единица измерения ёмкости: литр. Обозначение 1л.
Единицы измерения времени: минута, год. Обозначение: 1мин, 1год.
Соотношение 1ч=60 мин, 1 сут = 24 ч, 1 мес. = 28,29,30,31 сут., 1 год = 12 мес.
Отрывной календарь и табель календарь. Порядок месяцев, их названия.
Чтение и запись чисел, выраженных одной единицей измерения. Сравнение записей, полученных при счёте и измерении.
Определение времени по часам с точностью до получаса, четверти часа, до 5 мин (10ч 45 мин и без 15 мин 11ч).
Арифметические действия
Называние компонентов и результатов сложения и вычитания (в речи учителя). Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток. Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд (60+30, 60 +7, 60+17, 65+1, 61+7, 61+27, 61+9, 61+29,92+8,61+39 и соответствующие случаи вычитания). Нуль в качестве компонента сложения и вычитания, нуль в результате вычитания.
Умножение как сложение нескольких одинаковых слагаемых. Знак умножения «X». Замена сложения одинаковых слагаемых умножением, замена умножения сложением. Запись и чтение действия умножения, Деление на две равные части, или пополам. Деление предметных совокупностей на 2, 3, 4 5 равных частей (поровну), запись деления предметных совокупностей на равные части арифметическим действием деления. Знак деления « : ». Чтение действия деления.
Таблица умножения числа на 2. Называние компонентов и результата умножения (в речи учителя).
Таблица деления числа на 2. Называние компонентов и результатов деления (в речи учителя). Взаимосвязь действий умножения и деления.
Таблица умножения чисел на 3,4,5 и деления на 3,4,5 равных частей в пределах 20. Переместительное свойство умножения. Взаимосвязь таблиц умножения и деления.
Увеличение (уменьшение) числа в несколько раз.
Скобки. Действия I и II ступеней. Порядок выполнения действий в примерах без скобок и со скобками.
Арифметические задачи
Простые арифметические задачи на нахождение произведения, частного (деление на равные части); увеличение в несколько раз, уменьшение в несколько раз.
Вычисление стоимости на основе зависимости между ценой, количеством и стоимостью.
Составные арифметические задачи в два действия, составление из ранее решаемых простых задач.
Геометрический материал
Построение отрезка больше (меньше) данного, равного данного. Пересечение линий (отрезка), точка пересечения. Обозначение точки пересечения буквой.
Окружность, круг. Циркуль. Центр и радиус. Построение окружности с помощью циркуля. Обозначение центра окружности буквой О. Дуга как часть окружности.
Многоугольник. Вершина, стороны, углы многоугольника. Название многоугольника в зависимости от количества углов. Изменение сторон, вычерчивание по данным вершинам. Четырехугольник.
Прямоугольник (квадрат). Противоположные стороны. Свойства сторон углов.
Рекомендуемые практические упражнения.
Получение любого числа в пределах 100, иллюстрация с помощью раздаточного материала («кубики», «бруски», магнитные полосы «единицы», «десятки», квадрат «Сотня»).
Экскурсия в супермаркет. Определение цены и массы различных товаров. Оплата небольшой покупки (хлебобулочные и кондитерские изделия, канцтовары, предметы личной гигиены).
Нахождение стоимости и массы одинаковых товаров.
Сравнение стоимости одинаковых товаров в различных магазинах.
Измерение (в литрах) ёмкости банки, кастрюли, вёдра и др.
Работа с календарём. Год, месяц, день недели. Определение дней недели, соответствующих праздничным датам, дням рождения (своего, родителей, друзей).
Электронные часы. Определение времени с помощью электронных часов. Установка будильника на заданное время.
Чтение и запись телефонных номеров. Звонок родителям, другу.
Метровая линейка. Измерение длины и ширины помещения (комнаты, класса, коридора, игровой и др). Сравнение длин.
Измерение (в см, дм, м) длины, ширины, высоты школьной мебели и других предметов.
Особенностью организации учебного процесса по данному курсу является: непрерывная повторяемость полученных знаний, возвращение к ним на последующих уроках, использование этих знаний в иных связях и отношениях, включение в них новых знаний, а следовательно, их углубление и совершенствование. Успех в обучении математике обучающихся класса зависит, с одной стороны от учета трудностей и особенностей овладения ими математическими знаниями, а с другой – от учета их потенциальных возможностей.
5. Требования к результатам освоения учебного предмета
Учитывая неоднородность состава учащихся школы VIII вида и разные возможности учащихся в усвоении математических знаний, программа указывает на необходимость дифференциации учебных требований к разным категориям детей по их обучаемости математике. Поэтому, в программе предусматривают два уровня требований к знаниям и умениям школьников (в зависимости от успешности овладения ими учебным материалом).
Первый уровень – базовый – предполагает реализацию требований к ученику в объёме программного материала.
Второй уровень – скорректирован по отношению к базовому в сторону уменьшения объёма материала и его содержательного потенциала. Понижать уровень требований рекомендуется в случае выраженных форм интеллектуального недоразвития, т.е. тога, когда учитель использовал все возможные коррекционно-развивающие приемы обучения. В том случае, если учащиеся данного класса не справляются с предлагаемым содержанием и объемом учебного курса, предусмотрены варианты компенсирующих мероприятий по выполнению программы:
- блочно-модульная подача материала;
- уроки повторения;
- интегрированные уроки;
- перенос уроков – экскурсий на внеурочное время;
- сочетание различных форм обучения;
- работа в группах;
- индивидуальная работа.
Результаты обучения
Требования к уровню подготовки выпускников содержат компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков.
Учитывая особенности психофизического и познавательного развития данных учащихся класса, требования к знаниям и умениям к учащимся осуществляется по второму уровню. Программа скорректирована по отношению к базовому в сторону уменьшения объёма материала и его содержательного потенциала.
Предметные результаты:
Учащиеся должны усвоить следующие базовые представления:
- о круглых десятках в пределах 100;
- о получении двузначных чисел из десятков и единиц;
- о разложении полных двузначных чисел на десятки и единицы;
- о счете в пределах 100 разрядными единицами и равными числовыми группами в прямой и обратной последовательности;
- о счёте количественном и порядковом;
- об увеличении и уменьшении числа на несколько десятков и единиц;
- о чётных и нечётных числах;
- об однозначных и двузначных числах;
- о единицах измерения стоимости, длины, массы, времени, ёмкости; о соотношениях единиц измерения стоимости, длины, времени;
- о действиях умножения и деления на равные части, о их связи и взаимной обратности;
- о переместительном свойстве умножения;
- о порядке действия I и II ступени;
- о названиях компонентов и результатов действий сложения и, вычитания, а также умножения и деления;
- о центре и радиусе окружности (круга);
- о многоугольнике и названии его элементов;
- о прямоугольнике (квадрате) и свойствах его сторон и углов, о новом названии сторон и прямоугольнике: противоположные.
Учащиеся должны уметь:
2-й уровень минимально достижимый уровень:
- называть, записывать круглые десятки, считать круглыми десятками в пределах 100 в прямой и обратной последовательности;
- получать двузначные числа из десятков и единиц; называть, записывать, откладывать их на счётах; раскладывать двузначные числа на десятки и единицы (возможна помощь учителя);
- считать в прямой и обратной последовательности единицами (с помощью учителя);
- сравнивать числа в пределах 100;
- пользоваться единицами измерения стоимости (рубль, копейка), длины (метр), массы (килограмм), времени (минута, час, сутки, месяц, год), ёмкости (литр) и соотношением известных мер (возможна помощь учителя и использование таблицы соотношения единиц измерения величин);
- определять время по часам с точностью до получаса;
- пользоваться календарем для установления количества суток в месяце, месяцев в году;
- решать примеры на сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток;
- складывать и вычитать числа в пределах 100 без перехода через разряд (с опорой на дидактический материал);
- пользоваться таблицами умножения и деления чисел на 2, 3, 4, 5 в пределах 20 для решения примеров на соответствующие действия;
- решать простые арифметические задачи на нахождение произведения, на деление на равные части, на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, на вычисление стоимости по цене и количеству (с опорой на наглядность);
- nоказывать окружность, круг, дугу, центр, радиус, называть их (можно с помощью учителя);
- чертить окружность заданного радиуса;
- чертить многоугольник по точкам (вершинам); измерять стороны многоугольника.
Ориентировать учащихся на освоение умений 1-й уровня:
- получать, называть, сравнивать, записывать круглые десятки;
- читать круглыми десятками в пределах 100 в прямой и обратной последовательности;
- получать двузначные числа из десятков и единиц; раскладывать двузначные числа на десятки и единицы;
- называть, записывать, откладывать на счётах двузначные числа;
- откладывать на абаке, счётах, линейке любые числа в пределах 100 разными способами;
- считать в прямой и обратной последовательности по единице и равными числовыми группами по 2, по 5, по 3, по 4 в пределах 100;
- различать однозначные и двузначные, чётные и нечетные числа;
- сравнивать числа в пределах 100;
- увеличивать и уменьшать количество и число в несколько раз;
- пользоваться единицами измерения стоимости (рубль, копейка), длины (метр), массы (килограмм), времени (минута, час, сутки, месяц, год), ёмкости (литр); соотносить изученные меры;
- получать числа при измерении длины, массы, ёмкости, времени одной единицей и записывать их;
- различать числа, полученные при счёте и измерении;
- определять порядок месяцев в году;
- пользоваться различными табель-календарями, отрывными календарями;
- определять время с точностью до получаса, до четверти часа, до 5 минут (двумя способами);
- употреблять в речи названия компонентов действий сложения и вычитания;
- складывать и вычитать числа с переходом через десяток в пределах 20;
- складывать и вычитать числа в пределах 100 без перехода через разряд, пользуясь приёмами устных вычислений;
- называть арифметические действия умножения и деления (на равные части);
- пользоваться таблицами умножения и деления чисел в пределах 20; использовать переместительное свойство умножения, связь действий умножения и деления, их взаимную обратность при выполнении действий;
- решать примеры на порядок действий и со скобками;
- решать простые арифметические задачи на нахождение произведения, на деление на равные части, на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, на нахождение стоимости по цене и количеству и составные задачи в два арифметических действия, составленные из ранее решаемых простых задач;
- находить точку пересечения линий (отрезков);
- называть, показывать окружность, круг, дугу, центр, радиус;
- чертить окружности разных радиусов;
- называть, показывать многоугольник и его элементы;
- чертить многоугольник по заданным точкам (вершинам);
- измерять стороны многоугольника;
- называть и показывать противоположные стороны прямоугольника (квадрата);
- называть свойства сторон и углов прямоугольника (квадрата);
6. Перечень учебно-методического обеспечения
Наглядный учебный материал:
- Касса цифр (классная – КБ – 2) с магнитным креплением.
- Предметные рисунки.
- Счётный материал.
- Настенные таблицы.
- Наглядные пособия.
Дидактический материал:
- Комплекты заданий на развитие психических процессов.
- Карточки с заданиями для индивидуальной работы.
- Дидактические игры.
Учебные пособия:
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы / А.К. Аксёнова, Т.Н Бугаева, И.А. Буравлёва и др.; под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2011. – 239 с.
- Алышева Т. В. Математика. 2 класс: учеб. для спец. (коррец.) образоват. учреждений VIII вида. В 2 частях / Т. В. Алышева. - М. : Просвещение, 2011.
7. Список литературы.
Основная:
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы / А.К. Аксёнова, Т.Н Бугаева, И.А. Буравлёва и др.; под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2011. – 239 с.
- Алышева Т. В. Математика. 2 класс: учеб. для спец. (коррец.) образоват. учреждений VIII вида. В 2 частях / Т. В. Алышева. - М. : Просвещение, 2011.
Дополнительная:
- И.Г. Сухин Весёлая математика / И.Г. Сухин. – М. : ТЦ «Сфера», 2003. - 263 с.
- Петерсон Л. Г. Раз - ступенька, два – ступенька / Л. Г.Петерсон, Н.П. Холина. – М. : Баласс, 2003. – 256 с.
- Перова М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике во вспомогательной школе /М. Н. Перова. - М. : Просвещение, 1978.
- Перова М. Н. Изучение геометрического материала в младших классах коррекционной школы /М. Н. Перова. - М. : Просвещение, 1978.
- Н.Б. Истомина Учимся решать задачи 1-5 классы коррекционной школы 8 вида.
8. Приложения к программе (контрольно-измерительные материалы).
Контроль обученности учащихся по математике - 3 класс. | ||||
№ п/п | № урока | Тема контрольной работы | Дата проведения | |
1 четверть | ||||
1 | 5 | «Нумерация чисел в пределах 20». | 08.09. | |
2 | 14 | «Сложение и вычитание без перехода через десяток». | 23.09. | |
3 | 17 | Административная контрольная работа «Сложение и вычитание в пределах 20» | 29.09 | |
4 | 34 | «Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток». | 28.10. | |
2 четверть | ||||
4 | 53 | «Умножение и деление». | 08.12. | |
3 четверть | ||||
5 | 68 | «Нумерация чисел в пределах 100». | 17.01. | |
6 | 86 | «Сложение и вычитание без перехода через десяток в пределах 100». | 17.02. | |
7 | 99 | «Числа полученные при счёте и при измерении». | 14.03. | |
4 четверть | ||||
8 | 110 | «Сложение и вычитание в пределах 100». | 14.04. | |
9 | 122 | «Порядок арифметических действий». | 06.05. | |
10 | 134 | «Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через десяток». | 29.05. |
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | № урока в четверти | № урока в разделе | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Требования к знаниям и умениям учащихся | |||||||
плани- руемая | факти- ческая | ||||||||||||
1 четверть | 34 ч. | ||||||||||||
Второй десяток. | 54ч | Знать | Уметь | ||||||||||
Нумерация (повторение). | 6ч | ||||||||||||
01.09 | Нумерация чисел в пределах 20. | 1ч | Понятия «следующее» и «предыдущее» число. | Сравнивать числа. | |||||||||
02.09 | Сложение и вычитание на основе знания последовательности чисел при счёте. | 1ч | Последовательность чисел. | Складывать и вычитать числа на основе знания последовательности чисел при счёте. | |||||||||
05.09 | Понятия «чётное» и «нечётное» числа. | 1ч | Понятия «чётное» и «нечётное» числа. | Решать примеры и задачи разных видов. | |||||||||
06.09 | Расположение чисел в разрядной таблице. | 1ч | Расположение чисел в разрядной таблице. | Сравнивать однозначные и двузначные числа в разрядной таблице. | |||||||||
08.09. | Контрольная работа по теме: «Нумерация чисел в пределах 20». | 1ч | «Нумерацию чисел в пределах 20». | Решать примеры и задачи в пределах 20. | |||||||||
09.09. | Анализ контрольной работы. «Нумерация чисел в пределах 20». | 1ч | «Нумерацию чисел в пределах 20». | Решать примеры и задачи в пределах 20. | |||||||||
Сложение и вычитание без перехода через десяток (повторение). | 9ч | ||||||||||||
12.09 | Компоненты при сложении и вычитании. | 1ч | Знать компоненты при сложении и вычитании. Знать компоненты при сложении и вычитании. | Уметь пользоваться переместительным свойством слагаемых, называть компоненты при сложении и вычитании. Уметь решать примеры с числом « 0». | |||||||||
13.09 | Правила нахождения неизвестного слагаемого, уменьшаемого и вычитаемого. | 1ч | Знать примеры и задачи изученных видов. | Уметь находить неизвестное слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое. | |||||||||
15.09. | Время. Единица времени: час, сутки. Циферблат. | 1ч | Знать время. Единица времени: час, сутки. | Уметь решать задачи с единицами времени. | |||||||||
16.09. | Именованные числа. Монеты 1к., 5к., 10к.,50к.,1руб.,2руб.,5руб. | 1ч | Знать монеты (1к.,5к.10к.,50к.,1руб., 2руб.,5руб.) | Уметь решать задачи и примеры с именованными числами. | |||||||||
19.09 | Единицы измерения длины: см, дм. | 1ч | Знать единицы измерения длины: см, дм. | Уметь решать задачи и примеры с именованными числами. | |||||||||
20.09 | Увеличение однозначного числа до 10; уменьшение двузначного числа. | 1ч | Знать состав чисел до 10. | Уметь увеличивать и уменьшать двузначное число до 10. | |||||||||
22.09 | Закрепление по теме: «Сложение и вычитание без перехода через десяток». | 1ч | Знать сложение и вычитание без перехода через десяток. | Уметь решать примеры и задачи самостоятельно. | |||||||||
23.09 | Контрольная работа «Сложение и вычитание без перехода через десяток». | 1ч | Знать сложение и вычитание без перехода через десяток. | Уметь решать примеры и задачи самостоятельно. | |||||||||
26.09 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. | 1ч | Знать сложение и вычитание без перехода через десяток. | Уметь решать примеры и задачи самостоятельно. | |||||||||
Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток. | 10 ч | ||||||||||||
27.09 | Сложение. Повторение состава чисел первого десятка. | Состав чисел первого десятка. | Уметь складывать числа первого десятка. | ||||||||||
29.09 | Административная контрольная работа «Сложение и вычитание в пределах 20» | 1ч | Знать числа первого десятка. | Уметь представлять числа первого десятка в виде суммы – первое из которых ( 1, 2, 3, 4, 5 ). | |||||||||
30.09 | Работа над ошибками. Приемы сложения однозначных чисел. | 1ч | Знать приёмы сложения однозначных чисел путём замены второго слагаемого 9 двумя слагаемыми. | Уметь заменять второе слагаемое 9 двумя слагаемыми. | |||||||||
03.10 | Приёмы сложения однозначных чисел. | 1ч | Знать приёмы сложения однозначных чисел путём замены второго слагаемого 8 двумя слагаемыми | Уметь заменять второе слагаемое 8 двумя слагаемыми. | |||||||||
04.10 | Прибавление числа 7. | 1ч | Знать приёмы сложения однозначных чисел с переходом через десяток. | Уметь решать примеры и задачи разных видов. | |||||||||
06.10 | Прибавление чисел 6, 5, 4, 3, 2. | 1ч | Знать приёмы сложения однозначных чисел с переходом через десяток | Уметь решать примеры и задачи разных видов. | |||||||||
07.10 | Решение примеров и составных задач. | 1ч | Знать приёмы сложения однозначных чисел с переходом через десяток. | Уметь решать примеры и задачи разных видов. | |||||||||
10.10 | Сводная таблица сложения в пределах 20 с переходом через разряд. | 1ч | Знать сводную таблицу сложения в пределах 20 с переходом через десяток. | Уметь решать примеры и задачи разных видов. | |||||||||
11.10 | Единица ёмкости: л. Масса. Единица массы: кг. | 1ч | Знать единицы массы. | Уметь решать примеры и задачи с числами полученными при измерении ёмкости массы. | |||||||||
13.10 | Закрепление: «Сложение чисел в пределах 20 с переходом через десяток». | 1ч | Знать сложение чисел в пределах 20 с переходом через десяток. | Уметь пользоваться приёмом сложения однозначных чисел в пределах 20 с переходом через десяток. | |||||||||
Вычитание. | 10ч | ||||||||||||
14.10 | Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых. | 1ч | Знать десятичный состав двузначных чисел; место единиц и десятков в двузначном числе. | Уметь заменять двузначные числа суммой разрядных слагаемых. | |||||||||
17.10 | Уменьшение двузначного числа суммой разрядных слагаемых. | 1ч | Знать десятичный состав двузначных чисел; место единиц и десятков в двузначном числе. | Уметь уменьшать двузначное число на все отдельные единицы. | |||||||||
18.10 | Вычитание числа 9 путём замены двумя числами. | 1ч | Знать приёмы вычитания однозначных чисел с переходом через десяток. | Уметь вычитать число 9 путём замены двумя числами. | |||||||||
20.10 | Вычитание числа 8 путём замены двумя числами. | 1ч | Знать приёмы вычитания однозначных чисел с переходом через десяток. | Уметь вычитать число 8 путём замены двумя числами. | |||||||||
21.10 | Вычитание числа 7 путём замены двумя числами. | 1ч | Знать приёмы вычитания однозначных чисел с переходом через десяток. | Уметь вычитать число 7 путём замены двумя числами. | |||||||||
24.10 | Вычитание чисел 6, 5, 4, 3, 2 путём замены числа двумя числами. | 1ч | Знать приёмы вычитания однозначных чисел с переходом через десяток. | Уметь вычитать число 6, 5, 4, 3, 2 путём замены двумя числами. | |||||||||
25.10 | Присчитывание и отсчитывание числа 2, 3, 4, 5. | 1ч | Знать счёт равными числовыми группами. | Уметь присчитывать и отсчитывать числа 2, 3, 4, 5. | |||||||||
27.10 | Построение и определение угла с помощью чертёжного треугольника. | 1ч | Знать приёмы сложения и вычитания однозначных чисел с переходом через десяток. | Уметь строить и определять с помощью чертёжного треугольника. Решать примеры и задачи в пределах 20 с переходом через десяток. | |||||||||
28.10 | Контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом». | 1ч | Знать приёмы сложения и вычитания однозначных чисел с переходом через десяток. | Решать примеры и задачи в пределах 20 с переходом через десяток. | |||||||||
2 четверть | 28 ч. | ||||||||||||
07.11 | Закрепление: «Сложение чисел в пределах 20 с переходом через десяток». | 1ч | Знать приёмы сложения и вычитания однозначных чисел с переходом через десяток. | Решать примеры и задачи в пределах 20 с переходом через десяток. | |||||||||
Умножение и деление. | 18ч. | ||||||||||||
08.11 | Умножение как сложение равных слагаемых. | 1ч | Знать понятие об умножении как сложении равных слагаемых. | Уметь заменять сложение равных слагаемых умножением. | |||||||||
10.11 | Табличное умножение по 2 (случаи: 2 * 5; 2 * 7; 2 * 3). | 1ч | Знать табличное умножение по 2. | Уметь заменять сложение равными слагаемыми умножением и наоборот. | |||||||||
11.11 | Табличное умножение по 2 (случаи: 2 * 6; 2 * 10; 2 * 9). | 1ч | Знать табличное умножение по 2. | Уметь заменять сложение равными слагаемыми умножением и наоборот. | |||||||||
14.11 | Табличное умножение по 2 (случаи: 2 * 2; 2 * 10; 2 * 9). | 1ч | Знать табличное умножение по 2. | Уметь заменять сложение равными слагаемыми умноже нием и наоборот. | |||||||||
15.11 | Деление на равные части. Деление как действие разложения числа. | 1ч | Знать. Понятия о делении как действии разложения числа на равные части. | Уметь делить на равные части. | |||||||||
17.11 | Таблица деления на 2. | 1ч | Знать табличное деление на 2. Название компонентов действия деления. | Уметь делить на 2. | |||||||||
18.11 | Сопоставление действий умножения и деления. | 1ч | Знать сопоставление действий умножения и деления. | Уметь сравнивать действия умножения и деления, их результат. | |||||||||
21.11 | Таблица умножения числа 3. | 1ч | Знать табличное деление на 3. Название компонен тов действия деления. | Уметь делить на 3. | |||||||||
22.11 | Таблица деления на 3. | 1ч | Знать сопоставление действий умножения и деления. | Уметь сравнивать действия умножения и деления, их результат. | |||||||||
24.11 | Таблица умножения числа 4. | 1ч | Знать табличное деление на 4. Название компонентов действия деления. | Уметь делить на 3. | |||||||||
25.11 | Таблица деления на 4 | 1ч | Знать сопоставление действий умножения и деления. | Уметь сравнивать действия умножения и деления, их результат. | |||||||||
28.11 | Таблицы умножения чисел 5 и 6. | 1ч | Знать табличное умножение на 5 и 6. Название компонентов действия умножения. | Уметь умножать на 5 и 6. | |||||||||
29.11 | Таблицы деления на 5 и 6. | 1ч | Знать табличное деление на 5 и 6. Название компонентов действия деления. | Уметь делить на 5 и 6. | |||||||||
01.12 | Таблицы умножения чисел 2, 3, 4, 5, 6 и деления на 2, 3, 4, 5, 6. | 1ч | Знать таблицу умножения и деления на 2,3,4,5,6. | Уметь делить числа на 2, 3,4,5,6. | |||||||||
02.12 | Решение составных задач и примеров на умножение и деление. | 1 ч. | Знать таблицу умножения и деления на 2,3,4,5,6. | Уметь делить числа на 2, 3,4,5,6. | |||||||||
05.12 | Решение задач на нахождение стоимости одинаковых товаров. | 1ч | Знать что такое стоимость товара. | Уметь решать задачи на нахождение стоимости одинаковых товаров. | |||||||||
06.12 | Закрепление пройденного по теме: «Умножение и деление». | 1ч | Знать таблицу умножения и деления на 2,3,4,5,6. | Уметь делить и умножать числа на 2, 3,4,5,6. | |||||||||
08.12 | Контрольная работа по теме: «Умножение и деление». | 1ч | Знать таблицу умножения и деления на 2,3,4,5,6. | Уметь делить и умножать числа на 2, 3,4,5,6. | |||||||||
09.12 | Анализ контрольной работы. Обобщение: «Умножение и деление». | 1ч | Знать таблицу умножения и деления на 2,3,4,5,6. | Уметь делить и умножать числа на 2, 3,4,5,6. | |||||||||
Сотня. | 69ч | ||||||||||||
Нумерация. | 8ч. | ||||||||||||
12.12 | Нумерация чисел в пределах 100: чтение, запись, десятичный состав. | 1ч | Знать единицы измерения стоимости 100к. = 1р.; длины 100см = 1м. | Уметь пользоваться устной и письменной нумерацией чисел в пределах 100. | |||||||||
13.12 | Разложение числа на десятки и единицы. | 1ч | Знать составление чисел из десятков и единиц. Разложение числа на десятки и единицы. | Уметь находить неизвестное слагаемое, уменьшаемое. | |||||||||
15.12 | Сравнение чисел в пределах 100. | 1ч | Знать сравнение чисел в пределах 100. | Уметь пользоваться разрядной таблицей. | |||||||||
16.12 | Уменьшение числа на 1 и 1 десяток. | 1ч | Знать сравнение чисел в пределах 100. | Уметь сравнивать числа в пределах 100 уменьшая на 1 и 1 десяток. | |||||||||
19.12 | Следующие и предыдущие числа. | 1ч | Знать следующие и предыдущие числа. | Уметь решать примеры и задачи. | |||||||||
20.12 | Присчитывание числа 3 до 30 и 4до 40; отсчитывание по 3 от 30 до 0 и по 4 от 40 до 0. | 1ч | Знать составление чисел из десятков и единиц. Разложение числа на десятки и единицы. | Уметь присчитывать числа 3 до 30 и 4до 40; отсчитывание по 3 от 30 до 0 и по 4 от 40 до 0. | |||||||||
22.12 | Определение чётного и нечётного числа. | 1ч | Знать четные и нечетные числа. | Уметь определять чётные и нечётные числа. | |||||||||
23.12 | Присчитывание числа 5 до 50 и отсчитывание по 5 от 50 до 0. | 1ч | Знать составление чисел из десятков и единиц. Разложение числа на десятки и единицы. | Уметь присчитывать числа 5до 50 и отсчитывание по 5 от 50 до 0 . | |||||||||
3 четверть | 42 ч. | ||||||||||||
09.01 | Закрепление, обобщение «Нумерация» | 1ч | Знать составление чисел из десятков и единиц. Разложение числа на десятки и единицы. | Уметь пользоваться устной и письменной нумерацией чисел в пределах 100. | |||||||||
Меры длины. | 1ч | ||||||||||||
10.01. | Меры длины. Единицы длины: метр. | 1ч. | Знать меры длины. | Уметь преобразовывать единицы измерения длины. | |||||||||
Меры времени. | 1ч | ||||||||||||
12.01. | Меры времени. Единицы времени: сутки, месяц, год. | 1ч | Знать меры времени. | Уметь преобразовывать единицы измерения времени. | |||||||||
Меры времени. | 1ч | ||||||||||||
13.01. | Окружность, круг. Центр и радиус. | 1ч | Знать понятия: окружность, круг, центр, радиус. | Уметь чертить окружность с помощью циркуля. | |||||||||
Углы | 3ч | ||||||||||||
16.01. | Углы. Построение угла. | 1ч | Знать единицы измерения длины и времени. | Уметь определять и строить углы. | |||||||||
17.01. | Контрольная работа по теме: «Нумерация чисел в пределах 100». | 1ч | Знать умножение и деление. Нумерацию чисел в пределах 100. | Уметь решать примеры и задачи в пределах 100. | |||||||||
19.01. | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. | 1ч | Знать умножение и деление. Нумерацию чисел в пределах 100. | Уметь решать примеры и задачи в пределах 100. | |||||||||
Сложение и вычитание без перехода через десяток. | 25ч | ||||||||||||
20.01. | Сложение и вычитание круглыми десятками. Скобки. | 1ч | Знать приёмы сложения и вычитание круглых десятков. Знать порядок выполнения действий со скобками. | Уметь складывать и вычитать круглые десятки. Уметь выполнять действия со скобками. | |||||||||
23.01. | Компоненты при сложении и вычитании. | 1ч | Знать размен монет. Решение примеров и задач. | Уметь использовать в речи названия компонентов при «+» и «-«; находить неизвестное слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое. | |||||||||
24.01. | Решение составных арифметических задач и примеров на порядок действий. | 1ч | Знать решение примеров и задач. | Уметь решать примеры на порядок выполнения действий со скобками. | |||||||||
26.01. | Сложение и вычитание круглых десятков и однозначных чисел вида: 60+4; 4+60; 64-60; 64-4. | 1ч | Знать сложение и вычитание круглых десятков и однозначных чисел. | Уметь складывать и вычитать круглые десятки и однозначные числа. | |||||||||
27.01. | Сложение и вычитание чисел вида: 64+3; 3+ 64; 63-2. | 1ч | Знать сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел. | Уметь складывать и вычитать двузначные и однозначные числа. | |||||||||
30.01. | Сложение круглых десятков и двузначных чисел вида: 57+40; 40+57. | 1ч | Знать сложение круглых десятков и двузначных чисел. | Уметь складывать круглые десятки и двузначные числа. | |||||||||
31.01. | Вычитание круглых десятков из двузначных чисел вида: 57-40. | 1ч | Уметь вычитать двузначные числа и круглые десятки. | ||||||||||
02.02. | Составление по примеру на вычитание примера на сложение. | 1ч | Знать решение составных задач и примеров на порядок действий. | Уметь составлять по примеру на вычитание пример на сложение. | |||||||||
03.02. | Сложение и вычитание двузначных чисел. | 1ч | Знать сложение и вычитание двузначных чисел. | Уметь решать примеры и задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. | |||||||||
06.02. | Вычитание двузначных и однозначных чисел. | 1ч | Знать вычитание двузначных и однозначных чисел. | Уметь решать примеры и задачи. | |||||||||
07.02. | Решение примеров и составных задач. | 1ч | Уметь решать примеры и задачи. | ||||||||||
09.02. | Сравнение чисел. Уравнивание чисел. | 1ч | Знать сравнение чисел. | Уметь сравнивать числа; уравнивать числа путём добавле ния недостаю щих единиц и десятков к меньшему числу и наоборот. | |||||||||
10.02. | Получение круглых десятков и сотни сложением двузначного числа с однозначным. | 1ч | Знать приемы получения сотни. | Уметь складывать двузначные числа и однозначные. | |||||||||
13.02. | Нахождение неизвестного слагаемого. | 1ч | Знать приемы нахождения неизвестного слагаемого. | Уметь находить неизвестное слагаемое; решать составные задачи. | |||||||||
14.02. | Получение круглых десятков и сотни сложением двух двузначных чисел. | 1ч | Знать приемы получения круглых десятков и сотни сложением двух двузначных чисел. | Уметь складывать два двузначных числа. | |||||||||
16.02. | Закрепление пройденного. Именованные числа. | 1ч | Знать приемы решения примеров с именованными числами. | Уметь решать примеры с именованными чис лами; задачи на увеличение числа на несколько единиц; на нахождение неизвест ного слагаемого. | |||||||||
17.02. | Контрольная работа: «Сложение и вычитание без перехода через десяток в пределах 100». | 1ч | Знать приемы сложе ния и вычитания в пределах 100. | Уметь решать примеры и составные задачи. | |||||||||
20.02. | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. | 1ч | Знать приемы сложе ния и вычитания в пределах 100. | Уметь решать примеры и составные задачи. | |||||||||
21.02. | Вычитание однозначных и двузначных чисел из круглых десятков и сотни. | 1ч | Знать приемы вычитания однознач ных и двузначных чисел из круглых десятков и сотни. | Уметь вычитать однозначные и двузначные числа из круглых десятков и сотни. | |||||||||
27.02. | Решение примеров и составных задач. | 1ч | Знать приемы вычитания однознач ных и двузначных чисел из круглых десятков и сотни. | Уметь решать примеры и задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. | |||||||||
28.02. | Решение составных задач и примеров с именованными числами. | 1ч | Знать приемы решения примеров с именованными числами. | Уметь решать примеры и задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. | |||||||||
02.03. | Сравнение и преобразование чисел. | 1ч | Знать сравнение и преобразование чисел. | Уметь решать примеры и задачи на нахождение суммы и остатка. | |||||||||
03.03. | Запись и чтение выражений со скобками. | 1ч | Знать порядок выполнения действий в выражениях со скобками. | Уметь записывать и читать выражения со скобками; правильно выполнять действия в выражениях со скоб ками; решать составные задачи. | |||||||||
04.03. | Решение составных задач и выражений со скобками. | 1ч | Знать сложение и вычитание без пере хода через десяток в пределах 100. | Уметь решать примеры и задачи. | |||||||||
06.03. | Закрепление пройденного. Решение примеров и составных задач. | 1ч | Знать сложение и вычитание без пере хода через десяток в пределах 100. | Уметь решать примеры и задачи. | |||||||||
Числа, полученные при счёте и при измерении. | 6ч | ||||||||||||
07.03. | Решение примеров с именованными числами. | 1ч | Знать приемы решения примеров с именованными числами. | Уметь решать примеры и задачи с числами полученными при измерении длины. | |||||||||
09.03. | Числа полученные при измерении длины. | 1ч | Знать приемы решения примеров с именованными числами. | Уметь решать примеры и задачи с числами полученными при измерении длины. | |||||||||
10.03. | Числа полученными при измерении стоимости. | 1ч | Знать приемы решения примеров с именованными числами. | Уметь решать примеры и задачи с числами полученными при измерении стоимости. | |||||||||
13.03. | Числа полученные при измерении времени. | 1ч | Знать приемы решения примеров с именованными числами. | Уметь решать примеры и задачи с числами полученными при измерении времени. | |||||||||
14.03. | Контрольная работа по теме: «Числа полученные при счёте и при измерении». | 1ч | Знать приемы решения примеров с именованными числами. | Уметь решать примеры и задачи с числами полученными при измерении. | |||||||||
16.03. | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. | 1ч | Знать приемы решения примеров с именованными числами. | Уметь решать примеры и задачи с числами полученными при измерении. | |||||||||
Деление на равные части. Деление по содержанию. | 8ч | ||||||||||||
17.03. | Деление на равные части и деление по содержанию. | 1ч. | Знать приемы деления на равные части. | Уметь делить на равные части. На 2 и 3 равные части. | |||||||||
20.03. | Деление на 4 равные части и деление по 4. Деление на 5 равные части и деление по 5. | 1ч. | Знать приемы деления на равные части. | Уметь делить на равные части. На 4 и 5 равных частей.. | |||||||||
21.03. | Решение задач на деление на равные части и деление по содержанию. | 1ч. | Знать приемы деления на равные части. | Уметь решать примеры и задачи на деление по содержанию. | |||||||||
23.03. | Решение задач на деление на равные части и деление по содержанию. | 1ч. | Знать приемы деления на равные части. | Уметь решать примеры и задачи на деление по содержанию. | |||||||||
4 четверть | 32 ч. | ||||||||||||
06.04. | Решение выражений со скобками. | 1ч | Знать приемы решения выражений со скобками. | Уметь решать выражения со скобками; правильно выполнять порядок действий в выражениях со скобками; решать составные задачи. | |||||||||
07.04. | Решение задач на деление на равные части и деление по содержанию. | 1ч | Знать приемы деления. | Уметь решать задачи на деление на равные части и деление по содержанию. | |||||||||
10.04. | Присчитывание и отсчитывание числа 3 до 30, 4 до 40, 5 до 50 и обратно | 1ч | Знать приемы присчитывание и отсчитывание. | Уметь присчитывать и отсчитывать числа 3 до 30, 4 до 40, 5 до 50 и обратно; составлять и решать задачи. | |||||||||
11.04. | Закрепление пройденного по теме «Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через десяток». | 1ч | Знать приемы сложения и вычитания в пределах 100. | Уметь решать примеры и составные задачи. | |||||||||
Взаимное положение линий на плоскости. | 3ч | ||||||||||||
13.04. | Закрепление пройденного. Взаимное положение линий на плоскости. | 1ч | Взаимное положение линий на плоскости. | Уметь решать примеры и задачи. | |||||||||
14.04. | Контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание в пределах 100». | 1ч | Знать приемы сложения и вычитания в пределах 100. | Уметь решать примеры и составные задачи. | |||||||||
17.04. | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. | Знать приемы сложения и вычитания в пределах 100. | Уметь решать примеры и составные задачи. | ||||||||||
Порядок арифметических действий. | 12ч | ||||||||||||
18.04. | Скобки. Выполнения действий в выражениях со скобками. | 1ч | Знать действия 1и 2 ступени, порядок их выполнения в примерах без скобок. | Уметь решать выражения со скобками; правильно выполнять порядок действий в выражениях со скобками; решать составные задачи. | |||||||||
20.04. | Решение примеров на порядок действий с именованными числами. | 1ч | Знать приемы решения примеров с именованными числами. | Уметь решать составные задачи и примеры на порядок действий. | |||||||||
21.04. | Решение примеров на порядок действий с преобразованием именованных чисел. | 1ч | Знать решение примеров на порядок действий с преобразованием именованных чисел. | Уметь решать составные задачи и примеры на порядок действий. | |||||||||
24.04. | Решение составных задач и примеров на порядок действий с именованными числами. | 1ч | Знать приемы решения примеров с именованными числами. | Уметь решать составные задачи и примеры на порядок действий. | |||||||||
25.04. | Решение примеров на порядок действий с нахождением неизвестного числа. | 1ч | Знать приемы решения примеров с именованными числами. | Уметь решать примеры на порядок действий с нахождением неизвестного числа с преобразованием именованных чисел. | |||||||||
27.04. | Решение примеров на порядок действий при преобразовании именованных чисел. | 1ч | Знать решение примеров на порядок действий с преобразованием именованных чисел. | Уметь решать примеры на порядок действий с нахождением неизвестного числа с преобразованием именованных чисел. | |||||||||
28.04. | Составление задач по готовому решению. Решение выражений со скобками. | 1ч | Знать приемы составления задач по готовому решению. | Уметь решать составные задачи и примеры на порядок действий со скобками. | |||||||||
02.05. | Запись и решение примеров с использованием названия компонентов при сложении и вычитании. | 1ч | Знать запись и решение примеров с использованием названия компонентов при сложении и вычитании. | Уметь записывать и решать примеры с использованием названия компонентов при сложении и вычитании. | |||||||||
04.05. | Дополнение задач вопросами, их сходство и различие. | 1ч | Знать сходство и различие при решении задач по вопросам. Знать что такое календарь и его назначение. | Уметь дополнять задачи вопросами, определять их сходство и различие. Уметь пользоваться календарем. | |||||||||
05.05. | Закрепление пройденного.Решение примеров и задач. | 1ч | |||||||||||
06.05. | Контрольная работа по теме: «Порядок арифметических действий». | 1ч | Знать приемы решения примеров с именованными числами. | Уметь решать составные задачи и примеры на порядок действий. | |||||||||
11.05. | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. | 1ч | Знать приемы решения примеров с именованными числами. | Уметь решать составные задачи и примеры на порядок действий. | |||||||||
Повторение. | 13ч | ||||||||||||
12.05. | Устная и письменная нумерация чисел в пределах 100. | 1ч | Знать нумерацию чисел в пределах 100; понятия «следующее» и «предыдущее» числа. | Уметь сравнивать числа. Составлять и решать примеры на изученные виды в пределах 100. | |||||||||
13.05. | Составление и решение задач с преобразованием в одно и два действия. | 1ч | Знать приемы преобразования задач в одно и два действия. | Уметь решать задачи с преобразованием в одно и два действия. | |||||||||
15.05. | Решение выражений со скобками. | 1ч | Знать название компонентов при сложении и вычитании. | Уметь правильно выполнять порядок действий в выражениях со скобками. | |||||||||
16.05. | Решение выражений на сравнение. | 1ч | Знать решение и преобразование задач изученных видов в одно или два действия. | Уметь составлять, решать и преобразовывать задачи изученных видов в одно или два действия. | |||||||||
18.05. | Действия 1и 2 ступени, объяснение порядка их выполнения в примерах без скобок. | 1ч | Знать решение выражений со скобками, правило порядка выполнения действий в выражениях со скобками. | Уметь работать с действиями 1и 2 ступени, порядком их выполнения в примерах без скобок. | |||||||||
19.05. | Решение задач на деление на равные части и деление по содержанию. | 1ч | Знать решение задач на деление на равные части и деление по содержанию. | Уметь решать задачи на деление на равные части и деление по содержанию. | |||||||||
22.05. | Числа, полученные при счёте. | 1ч | Знать решение примеров на порядок действий со скобками и без скобок. | Уметь решать примеры и задачи с числами полученными при счёте и при измерении с нахождением неизвестного слагаемого или вычитаемого. | |||||||||
23.05. | Геометрический материал. Построение и различение геометрических фигур. | 1ч | Знать геометрический материал. | Уметь строить различные геометрические фигуры. | |||||||||
25.05. | Решение примеров на порядок действий со скобками и без скобок. | 1ч | Знать решение примеров на порядок действий со скобками и без скобок. | Уметь решать примеры с числами полученными при счёте и при измерении с нахождением неизвестного слагаемого или вычитаемого. | |||||||||
26.05. | Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через десяток. | 1ч | Знать сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через десяток. | Уметь решать задачи изученных видов. | |||||||||
29.05. | Контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через десяток». | 1ч | Знать сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через десяток. | Уметь решать примеры и задачи изученных видов. | |||||||||
30.05. | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. | 1ч | Знать сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через десяток. | Уметь решать примеры и задачи изученных видов. | |||||||||
31.05. | Итоговый урок за год. | 1 ч |
Словарь: «Следующее» и «предыдущее» числа. Понятия «чётное» и «нечётное» числа. Разрядная таблица. Слагаемые. Остаток. Уменьшаемое и вычитаемое. Циферблат. Именованные числа. Увеличение, уменьшение числа. Переход через десяток. Двузначные числа. Масса. Присчитывание и отсчитывание числа. Чертёжный треугольник. Умножение. Деление. Таблица. Сопоставление. Стоимость. Нумерация. Разряд. Разрядная таблица. Следующие и предыдущие числа. Присчитывание числа. Отсчитывание числа. Метр. Окружность, центр и радиус. Циркуль. Скобки. Размен. Круглые десятки. Двузначные числа. Уравнивание. Сотня. Остаток. Арифметика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по математике 2 класса специального (коррекционного) образования VIII вида (индивидуальное обучение на дому).
Адаптированная рабочая программа учебного предмета "Математика" составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на осно...
Адаптированная рабочая программа по математике 3 класс. «Начальная школа 21 века»
Адаптированная рабочая прграмма по математике (для интегрированного класса). 3 класс. Программа "Начальная школа 21 века". В программе расписаны на каждый урок УУД + вид деятельности для детей с ОВЗ....
Адаптированная рабочая программа по математике для 4 класс специальной( коррекционной) школы.
Адаптированная рабочая программа по математике для 4 класс специальной( коррекционной) школы....
Адаптированная рабочая программа по математике для 4 класса (СКК VII) вида по программе "Перспектива"
Адаптированная рабочая программа по математике для 4 класса предназначена для специальных коррекционных классов VII вида, создаваемых на базе общеобразовательных школ для детей с задержкой психическог...
Адаптированная рабочая программа по математике для обучающихся 1 дополнительного класса
Рабочая программа (пояснительная записка, КТП)...
Адаптированная рабочая программа по математике 3 класс (8 вида)
Рабочая программа составлена на основе "Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида подготовительный, 1-4 классы", авторы составители М. Н. Перова, В. В. Эк под редакцией В...
Адаптированная рабочая программа по математике класс 2 VIII вида
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями адаптированной основной общеобразовательной программы.Цель: Создание благопри...