Конспект урока математики "Доли"
план-конспект урока по математике на тему
Приводится конспект урока математики в начальной школе "Доли"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_urok.doc | 139 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ В 3 КЛАССЕ
УМК «Школа 2100»
Тема урока: ДОЛИ.
Цели:
Личностные:
- развитие математической речи, памяти;
- развитие самостоятельности, логического мышления;
- воспитание чувства товарищества и взаимовыручки.
Метапредметные:
- развитие внимания, логического мышления, умения анализировать, делать выводы;
- развитие навыков сравнения;
- выполнять практические задания по инструкции учителя;
Предметные:
- повторение табличного умножения и деления;
- формирование у учащихся представления о делении на равные части (доли) предметов, геометрических фигур;
- формирование умения читать, записывать доли;
- развитие навыков устных вычислений;
Формируемые УУД
1. Личностные результаты:
- понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;
- ценить и принимать следующие базовые ценности: «терпение», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого»
- не бояться собственных ошибок.
2. Регулятивные результаты:
- принимать участие в обсуждении, формулировании цели конкретного задания;
- выполнять работу в соответствии с заданным планом;
- участвовать в оценке и обсуждении полученного результата.
3. Коммуникативные результаты:
- работать в паре, договариваться друг с другом, критично относиться к своему мнению и понимать точку зрения другого;
- вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;
- ясно формулировать ответы на вопросы учителя.
4. Познавательные результаты:
- самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей;
- самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных заданий в учебном процессе и жизненных ситуациях;
- определять правильность выполнения задания на основе сравнения с предыдущими заданиями;
- оценка выполнения своего задания по параметрам, представленным учителем.
Оборудование:
Для учителя: компьютер, презентация, демонстрационный материал: яблоко, круги, разделенные на доли.
Для учащихся: цветные карандаши, пособие «Считай до 100», полоски бумаги у каждого ученика, ножницы, учебник Т.Е. Демидова «Математика», тетрадь.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Этапы урока | Цель | Взаимодействие в образовательном процессе
| Формирование УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность учеников | |||
Ι.Мотивирование к учебной деятельности |
| -Ребята, сегодня к нам в гости пришло много гостей. Давайте улыбнемся друг другу, гостям, ведь улыбка, несомненно, залог успеха в любой работе и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Пусть вам помогут ваши сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели. - Начинается урок! -Все ль на месте? Все ль в порядке? Ручки, книжки и тетрадки? Время движется вперед. Начинаем устный счет. | Приветствие. Положительный настрой на урок. | Личностные УУД:
|
II.Актуализация знаний и осознание границ знания-незнания. Постановка проблемного вопроса. | Создание проблемной ситуации | Устный счет Приготовьте свои пособия «Считай до 100». Я называю пример, вы - показываете ответ. 35:7 72:9 48:8 10:5 24:8 1:5 =? -Какой вы вопрос мне хотите задать? -Давайте мы отложим этот вопрос. Возможно, в течение урока мы сможем на него ответить. | Дети показывают ответ карточками с числами, ответ на слайде вылетает после того, как учитель проверил ответы. -Как 1 разделить на 5? | Личностные УУД:
Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД:
Познавательные УУД:
|
ΙΙI. Построение проекта выхода из затруднения. | Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы. | -Ребята, а сейчас я предлагаю вам посмотреть мультфильм. - Что пришлось делить героям сказки? - Почему надо было делить этот целый апельсин? - Как в сказке называлась каждая часть апельсина? -Где в жизни вы встречали это слово? Дети приводят свои примеры. (Долька мандарина, лимонная долька и т.д.) - Что же мы будем изучать сегодня, какова тема урока? - Ребята, действительно, словосочетание “равные части” иногда заменяют словом “доли”. - В математике такие равные части от целого называются доли. -Итак, откройте, пожалуйста, тетради и запишите число, классная работа и тему нашего урока: Доли. -Ребята, давайте составим план нашей работы на уроке. Чем мы сегодня будем заниматься? -Скажите, пожалуйста, «Доли» - это новая для нас тема или мы уже ее изучали? -Значит, каким будет первый пункт нашего плана? -Ребята, что делили герои мультфильма? А что можно еще делить на доли? А геометрические фигуры мы можем делить на равные части-доли? Каким будет второй пункт плана? Чему мы должны научиться на уроке? - Ребята, а мы умеем записывать доли, читать их? Значит, чему мы еще будем учиться на уроке? -Мы говорим «равные доли». А как определили, что они равные? -А доли могут быть неравными? -Что мы еще будем делать на уроке? Какой следующий пункт нашего плана? |
Просмотр мультфильма «Мы делили апельсин» - Апельсин - Животных много, а он один. - Долька, доля. - ДОЛИ Дети делают записи в тетрадях. -Новая. -Познакомиться с понятием «Доли». ответы детей - Научиться делить предметы, геометрические фигуры на доли. Нет. -Учиться читать и записывать доли. -Сравнили. Ответы детей. -Сравнивать доли. | Личностные УУД:
свой вклад в решение общих задач;
следующие базовые ценности: «терпение», «желание понимать друг друга», «принимать позицию другого»;
ошибок Регулятивные УУД:
действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоя- щую работу (составлять план);
обсуждении, формулировании цели конкретного задания; участвовать в оценке и обсуждении полученного результата. Коммуникативные УУД:
Познавательные УУД:
|
ΙV. Реализация построенного проекта. | Побудить детей к анализу собственной деятельности. Обобщение и закрепление полученных знаний. Развитие самооценки при достижении целей. |
- А теперь давайте вернемся к нашему примеру, который мы не смогли решить раньше. 1:5 -Смогли мы один целый апельсин разделить на 5 частей? - Теперь нам надо понять, как записать ответ в этом примере. - Когда мы «делим» в математике натуральные числа, то используем знак (:). - Но в математике есть ещё один знак деления, он называется «дробная черта» и, соответственно, числа, записанные с этим знаком, называются дробными. - Как вы думаете, что обозначает число под чертой? - А число над чертой? - Под чертой пишется число частей, на которое разделили целое. Позже будете называть это число - «знаменатель». Над чертой ставится единица, т.к. от целого взяли одну равную часть. Позже будете называть «числитель». Современная система записи дробей была создана в Индии, только там не писали дробной черты. А записывать дробь в точности так, как сейчас, стали арабы. Общеупотребительной эта запись дробей стала лишь в XVI веке. Вывод: - Итак, при чтении дроби сначала произносится верхняя цифра в виде количественного числительного женского рода – одна, а затем нижняя цифра как порядковое числительное – вторая, третья, четвёртая и т.д. - В записи нижняя цифра обозначает, на сколько равных частей (долей) разделили целое, а верхняя – сколько таких частей взяли. -Значит 1:5=1 5 - Читается «одна пятая». -Запишите в тетради. -Вернёмся к презентации. - Сколько было апельсинов? - На сколько равных частей разделили апельсин? - Какая доля апельсина досталась ежу? Утятам? Стрижу? Бобру? Котятам? -Сколько всего частей? | Ответы детей Предположения детей. Высказывания детей.
Запись в тетради 1:5=1 5 -1. - На 5 равных частей. -Одна пятая. -Всего долей -5. | Личностные УУД:
Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД:
Познавательные УУД:
|
V.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Первичное закрепление понятия «доли» и сравнения долей | - А теперь возьмите полоску бумаги, (лежит у каждого на столе). Разделите ее на две части. - Как можно это сделать? -Как называются получившиеся части? - Сколько их? - А теперь сложите еще раз. Разверните. На сколько частей теперь разделилась полоска бумаги? - Как назовем каждую получившуюся часть? - А теперь один ученик, из сидящих за одной партой, заштрихует 1 2 долю, а его товарищ заштрихует 1 4 долю. Напишите на своей полоске, какую дробь вы заштриховали. Проверка. - Поднимите и покажите мне 1, 2 а теперь покажите 1 4 - Проверим, как записали. - А теперь давайте сравним, какая доля больше: одна вторая или одна четвертая? Запишите в тетради. -Почему? -Откройте, пожалуйста, учебники на стр. 92. -Прочитайте правило по предложениям. (Учитель разрезает яблоко на две доли.) -На сколько равных частей разрезали яблоко? -Как можно назвать каждую часть яблока? -Рассмотрите рисунок в учебнике и скажите, как разделили яблоко потом? - Какую долю яблока получили? -Что больше : одна вторая доля или одна четвертая доля яблока? - Почему? -Сколько восьмых долей в целом яблоке? -Как мне получить одну восьмую? | Дети работают с полосками, лежащими на партах. -Сгибанием. -1 2. -Две. -На четыре. -Одна четвертая. Работа в паре. Ученики сами договариваются, кто какую долю будет заштриховывать. На доске 1 1 2, 4. Ученики накладывают одну долю на другую и сравнивают. В тетради запись: 1 > 1 2 4 Вывод: чем на большее количество частей делим, тем части получаются меньше. Дети читают правило в учебнике по частям. -На две. -Половина, одна вторая. -Каждую половинку разрезали еще пополам. Получили 4 части. -Четверть, одну четвертую. -Одна вторая больше, чем одна четвертая. -Чем на большее количество частей делим, тем части получаются меньше. -Восемь. -Разрезать одну четвертую долю пополам. | Личностные УУД:
Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД:
Познавательные УУД:
|
VI.Физминутка. | -Ребята, я смотрю, вы устали. Давайте немного отдохнем. -Встаньте, пожалуйста, учащиеся первого ряда. -Руки вверх, в стороны, на пояс. -Какую часть класса составляет первый ряд? (то же со 2, с 3 рядом) -А весь класс? -Попрыгайте девочки. -Какую часть класса составляют девочки? -Мальчики, похлопайте в ладоши. -Какую часть класса составляют мальчики? -Поднимите руки вверх -вдох. Опустите -выдох. -Садитесь, пожалуйста. | Дети выполняют движения. -Одну третью. -Целое. -Одну вторую. -Одну вторую. Дети выполняют движения. | Личностные УУД:
| |
VII. Включение в систему знаний и повторение. | Научить применять новые знания при решении практических задач | -Найдите задачу №1(1) . Прочитайте первое предложение. -Какую часть пирога получили? -Прочитайте вопрос задачи. - Какие доли получатся, если разделить на 2 равные части каждую шестую долю пирога? № стр.92. - У вас на партах лежат равные полоски бумаги четырех цветов. - На сколько долей (частей) линии разделили зеленую полоску (целое)? - Как на языке математики записать, какая это доля полоски? -Напишите на этой части -1/2 и отрежьте ее. Будьте аккуратны при работе с ножницами, соблюдайте правила техники безопасности. -Красную полоску разделили на три равные части. Получили … (⅓). - Напишите на этой части -1/3 и отрежьте. - Аналогично поступите с желтой и синей полосками. Какие части у вас получились? …1/4 и 1/6. - Какая доля меньше, ⅓ или 1/6? (⅓). -Почему? - Какая доля меньше, 1/3 или ½? (1/3). - Какая доля больше, 1/6 или ¼? (1/4) -Запишите в тетради неравенства. №9 стр.93. -Начертите квадрат со стороной 4 см. -Что такое квадрат? -Разделите его на 2 равных прямоугольника. Закрасьте один из них красным цветом. Другой прямоугольник разделите на 2 равных квадрата. Закрасьте один из них синим цветом. Другой квадрат разделите на 2 равных треугольника. Закрасьте один из них зеленым цветом. - Какая доля большого квадрата осталась не закрашенной? Запишите. -На доске - круги. Рассмотрите внимательно: на сколько частей разделен каждый круг. Какая доля закрашена? ( 1/2, 1/4, 1/3, 1/6, 1/8, 1/12, 1/16. ) -Расположите доли в порядке возрастания. -Что значит «в порядке возрастания»? Запишите в тетради. -Какое слово получилось? | Дети рассматривают иллюстрацию в учебнике и слайд. -Одну шестую. -Получится одна двенадцатая доля. Дети работают в парах. На наглядном материале рассматривают доли, сравнивают их. -На две. -Одна вторая. 1/2 Дети отрезают 1/2, 1/3, 1/4, 1/6 доли полосок, надписывают их.
-Чем на больше количество частей делим, тем части получаются меньше. Дети записывают в тетради: 1/6<1/3 1/3<1/2 1/4>1/6 Дети делают построения в тетради. Один ученик работает у доски. - Одна восьмая.1/8 Дети по очереди выходят к доске и надписывают закрашенные доли круга. - От самого меньшего числа к самому большему. Дети записывают в тетради. Один человек выкладывает круги на доске. 1/16, 1/12, 1/8, 1/6, 1/4, 1/3,1/2. -Молодцы. | Личностные УУД:
Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД:
Познавательные УУД:
|
VIII.Подведение итогов.Рефлексия. | Побудить детей к анализу собственной деятельности. Обобщение и закрепление полученных знаний. Развитие самооценки при достижении целей. | -Вы, действительно, молодцы. Хорошо работали сегодня на уроке. -Давайте подведем итог и выясним, все ли пункты нашего плана мы выполнили. 1. Познакомиться с понятием «Доли». -Итак, что такое доля? 2. Научиться делить предметы, геометрические фигуры на доли. 3.Учиться читать и записывать доли. -Что в записи доли означает верхнее число, нижнее? 4.Сравнивать доли - Какая из двух долей меньше? МОЛОДЦЫ! -На все вопросы ответили, работали организованно, дружно. -В тетради напротив числа нарисуйте красное солнышко, если вам было комфортно на уроке, вы все поняли, со всеми заданиями справились. -Если возникали трудности – нарисуйте желтое солнышко. -Если было трудно, скучно, некомфортно-синее солнышко. | Ответы детей. -В записи нижняя цифра обозначает, на сколько равных частей (долей) разделили целое, а верхняя – сколько таких частей взяли. -Чем на большее количество частей делим, тем части получаются меньше. | Личностные УУД:
Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД:
Познавательные УУД:
|
Х.Домашнее задание. | -Откройте дневники. Запишите домашнее задание: №1(2) стр.92 ( на новую тему) №7 стр. 93 (на закрепление изученного материала) №8 стр.93 (по желанию). СПАСИБО ЗА УРОК |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...
План-конспект урока математики по теме "Сложение вида 61+7 и соответствующие случаи вычитания; план-конспект урока чтения по теме "Е. Пермяк. Случай с кошельком"
Возможно, урок в помощь начинающему педегогу коррекционной школы....