Конспект урока математики "Доли"
план-конспект урока по математике на тему

Приводится  конспект  урока  математики  в  начальной  школе  "Доли"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_urok.doc139 КБ

Предварительный просмотр:

   

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА  МАТЕМАТИКИ В 3 КЛАССЕ

УМК «Школа 2100»

Тема урока: ДОЛИ.

Цели:

Личностные:  

  • развитие математической речи, памяти;
  • развитие самостоятельности, логического мышления;
  • воспитание чувства товарищества и взаимовыручки.

Метапредметные:  

  • развитие внимания, логического мышления, умения  анализировать, делать выводы;
  •  развитие навыков сравнения;
  •  выполнять практические задания по инструкции учителя;

Предметные:

  • повторение табличного  умножения  и деления;
  • формирование  у учащихся представления о делении на равные части (доли) предметов, геометрических         фигур;
  • формирование  умения читать, записывать доли;
  • развитие навыков устных вычислений;

 

Формируемые УУД

1. Личностные результаты: 

- понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;

- ценить и принимать следующие базовые ценности: «терпение», «желание  понимать друг друга», «понимать позицию другого»

- не бояться собственных ошибок.

2. Регулятивные результаты: 

-  принимать участие в обсуждении, формулировании цели конкретного задания;

- выполнять работу в соответствии с заданным планом;

- участвовать в оценке и обсуждении полученного результата.

3. Коммуникативные результаты: 

- работать в паре, договариваться друг с другом, критично относиться к своему мнению и понимать точку зрения другого;

- вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;

- ясно формулировать ответы на вопросы учителя.

4. Познавательные результаты: 

     - самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей;

   - самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных заданий в учебном процессе и жизненных ситуациях;

   - определять правильность выполнения задания на основе сравнения с предыдущими заданиями;

    -  оценка выполнения своего задания по параметрам,  представленным учителем.

Оборудование:

Для учителя: компьютер, презентация, демонстрационный материал: яблоко, круги, разделенные на доли.

Для учащихся: цветные карандаши, пособие «Считай до 100», полоски бумаги у каждого ученика, ножницы,  учебник Т.Е. Демидова «Математика», тетрадь.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

  Этапы урока

       Цель

Взаимодействие в образовательном процессе                            

         

                                                   

Формирование УУД

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Ι.Мотивирование к учебной деятельности

  • Психологический настрой учащихся, создание рабочей обстановки на уроке.

-Ребята, сегодня к нам в гости пришло много гостей. Давайте улыбнемся друг другу, гостям, ведь улыбка, несомненно, залог успеха в любой работе и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Пусть вам помогут ваши сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.

- Начинается урок!

-Все ль на месте?

Все ль в порядке?

Ручки, книжки и тетрадки?

Время движется вперед.

Начинаем устный счет.

Приветствие. Положительный настрой на урок.

Личностные УУД:

  • формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  • воспитывать здоровый образ жизни

II.Актуализация знаний и осознание границ знания-незнания. Постановка проблемного вопроса.

Создание проблемной ситуации

Устный счет

 Приготовьте свои пособия «Считай до 100». Я называю пример, вы - показываете ответ.

35:7         72:9

48:8         10:5

24:8          1:5 =?

-Какой вы вопрос мне хотите задать?

-Давайте мы отложим этот вопрос. Возможно, в течение урока мы сможем на него ответить.

Дети показывают ответ

карточками с числами, ответ на слайде вылетает после того, как учитель проверил ответы.

-Как 1 разделить на 5?

 Личностные УУД:

  • не бояться собственных ошибок.

 Регулятивные УУД:

  • оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

  Коммуникативные УУД:

  • развивать умение слушать и понимать других.

  Познавательные УУД:

  • оценка выполнения своего задания по параметрам,  представленным учителем.

ΙΙI. Построение проекта выхода из затруднения.

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы.

-Ребята, а сейчас я предлагаю вам посмотреть мультфильм.

- Что пришлось делить героям сказки?

- Почему надо было делить этот целый апельсин?  

- Как в сказке называлась каждая часть апельсина?

 -Где в жизни вы встречали это слово?

Дети приводят свои примеры. (Долька мандарина, лимонная долька и т.д.)

- Что же мы будем изучать сегодня, какова тема урока?

- Ребята, действительно, словосочетание “равные части” иногда заменяют словом “доли”.

- В математике такие равные части от целого называются доли.

-Итак, откройте, пожалуйста, тетради и запишите число, классная работа и тему нашего урока: Доли.

-Ребята, давайте составим план нашей работы на уроке. Чем мы сегодня будем заниматься?

-Скажите, пожалуйста, «Доли» - это новая для нас тема или мы уже ее изучали?

-Значит, каким будет первый пункт нашего плана?

-Ребята, что делили герои мультфильма? А что можно еще делить на доли? А геометрические фигуры мы можем делить на равные части-доли?

Каким будет второй пункт плана? Чему мы должны научиться на уроке?

- Ребята, а мы умеем записывать доли, читать их? Значит, чему мы еще будем учиться на уроке?

-Мы говорим «равные доли». А как определили, что они равные?

-А доли могут быть неравными?

-Что мы еще будем делать на уроке? Какой следующий пункт нашего плана?

 

Просмотр мультфильма «Мы делили апельсин»

- Апельсин

- Животных много, а  он один.

- Долька, доля.

- ДОЛИ

Дети делают записи в тетрадях.

-Новая.

-Познакомиться с понятием «Доли».

ответы детей

- Научиться делить предметы, геометрические фигуры на доли.

Нет.

-Учиться читать и записывать доли.

-Сравнили.

Ответы детей.

-Сравнивать доли.

 Личностные УУД:

  • понимать и оценивать

свой вклад в решение

общих задач;

  • ценить и принимать

следующие базовые

ценности: «терпение»,

«желание понимать

друг друга», «принимать

позицию другого»;

  • не бояться собственных

ошибок

  Регулятивные УУД:

  • оценивать учебные

      действия в соответствии

      с поставленной задачей;

      прогнозировать предстоя-

      щую работу (составлять

      план);

  • принимать участие в

      обсуждении,    

      формулировании   цели

      конкретного задания;

участвовать в оценке и

      обсуждении полученного

      результата.

  Коммуникативные УУД:

  • развивать умение слушать и понимать других;
  • оформлять свои мысли в устной форме; 
  • критично относиться к своему мнению и понимать точку зрения другого;
  • вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
  • отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;
  • ясно формулировать ответы на вопросы учителя.

 Познавательные УУД:

  • выявлять сущность, особенности объектов;
  • на основе анализа объектов делать выводы;
  • развивать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
  •  самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных заданий в учебном процессе и жизненных ситуациях;
  • определять правильность выполнения задания на основе сравнения с предыдущими заданиями;
  • оценка выполнения своего задания по параметрам,  представленным учителем.

     

ΙV. Реализация построенного проекта.

Побудить детей к анализу собственной деятельности. Обобщение и закрепление полученных знаний. Развитие самооценки при достижении целей.

 

- А теперь давайте вернемся к нашему примеру, который мы не смогли решить раньше.  1:5

-Смогли  мы один целый апельсин разделить на 5 частей?

- Теперь нам надо понять, как записать ответ в этом примере. 

- Когда мы «делим» в математике натуральные числа, то используем знак

  (:).

- Но в математике есть ещё один знак деления, он называется «дробная черта» и, соответственно, числа, записанные с этим знаком, называются дробными.

- Как вы думаете, что обозначает число под чертой?

- А число над чертой?

- Под чертой пишется число частей, на которое разделили целое. Позже будете называть это число - «знаменатель».

Над чертой ставится единица, т.к. от целого взяли одну равную часть. Позже будете называть «числитель».

Современная система записи дробей была создана в Индии, только там не писали дробной черты. А записывать дробь в точности так, как сейчас, стали арабы. Общеупотребительной эта запись дробей стала лишь в XVI веке.

Вывод:

- Итак, при чтении дроби сначала произносится верхняя цифра в виде количественного числительного женского рода – одна, а затем нижняя цифра как порядковое числительное – вторая, третья, четвёртая и т.д.

- В записи нижняя цифра обозначает, на сколько равных частей (долей) разделили целое, а верхняя – сколько таких частей взяли.

-Значит 1:5=1

                      5

- Читается «одна пятая».

-Запишите в тетради.

-Вернёмся к презентации.

- Сколько было апельсинов?

- На сколько равных частей разделили апельсин?

- Какая доля апельсина досталась ежу? Утятам? Стрижу? Бобру? Котятам?

-Сколько всего частей?

Ответы детей

Предположения детей.

Высказывания детей.

 

Запись в тетради

1:5=1

        5

-1.

- На 5 равных частей.

-Одна пятая.

-Всего долей -5.

Личностные УУД:

  • воспитывать здоровый образ жизни; 
  • понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;
  • ценить и принимать следующие базовые ценности: «терпение», «желание  понимать друг друга», «понимать позицию другого»
  • не бояться собственных ошибок.

Регулятивные УУД:

  • осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
  •  выполнять работу в соответствии с заданным планом;
  • оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • принимать участие в обсуждении, формулировании цели конкретного задания.

Коммуникативные УУД:

  • развивать умение слушать и понимать других;
  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  • оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные УУД:

  • на основе анализа объектов делать выводы;
  • обобщать и классифицировать по признакам.

V.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Первичное закрепление понятия «доли» и сравнения долей

- А теперь возьмите полоску бумаги, (лежит у каждого на столе). Разделите ее на две части.

- Как можно это сделать?

-Как называются получившиеся части?

- Сколько их?

- А теперь сложите еще раз. Разверните.

На сколько частей теперь разделилась полоска бумаги?

- Как назовем каждую получившуюся часть?

- А теперь один ученик, из сидящих за одной партой, заштрихует 1

                                    2

 долю, а его товарищ заштрихует 1

                      4 долю.      Напишите на своей полоске, какую дробь вы заштриховали.

Проверка.

- Поднимите и покажите мне  1,

         2                                  

  а теперь покажите     1

                                       4

- Проверим, как записали.

- А теперь давайте сравним, какая доля больше: одна вторая или одна четвертая?

Запишите в тетради.

-Почему?

-Откройте, пожалуйста, учебники на стр. 92.

-Прочитайте правило по предложениям.

(Учитель разрезает яблоко на две доли.)

-На сколько равных  частей разрезали яблоко?

-Как можно назвать каждую часть яблока?

-Рассмотрите рисунок в учебнике и скажите, как разделили яблоко потом?

- Какую долю яблока получили?

-Что больше : одна вторая доля или одна четвертая доля яблока?

- Почему?

-Сколько восьмых долей в целом яблоке?

-Как мне получить одну восьмую?

Дети работают с полосками, лежащими на партах.

-Сгибанием.

-1

 2.

-Две.

-На четыре.

-Одна четвертая.

Работа в паре.

Ученики сами договариваются, кто какую долю будет заштриховывать.

На доске 1   1

                 2,  4.

Ученики накладывают одну долю на другую и сравнивают.

В тетради запись:

1    >  1

2         4

Вывод: чем на большее количество частей делим, тем части получаются меньше.

Дети читают правило в учебнике по частям.

-На две.

-Половина, одна вторая.

-Каждую половинку разрезали еще пополам. Получили 4 части.

-Четверть, одну четвертую.

-Одна вторая больше, чем одна четвертая.

-Чем на большее количество частей делим, тем части получаются меньше.

-Восемь.

-Разрезать одну четвертую долю пополам.

Личностные УУД:

  • понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;
  • ценить и принимать следующие базовые ценности: «терпение», «желание  понимать друг друга», «понимать позицию другого»
  • не бояться собственных ошибок.

Регулятивные УУД:

  • осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
  •  выполнять работу в соответствии с заданным планом;
  • оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • принимать участие в обсуждении, формулировании цели конкретного задания;

Коммуникативные УУД: 

  • умение работать в паре, договариваться друг с другом;
  •  принимать участие в обсуждении, формулировании цели конкретного задания;
  • участвовать в оценке и обсуждении полученного результата;
  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  • оформлять свои мысли в устной форме,  развивать умение слушать и понимать других;
  • критично относиться к своему мнению и понимать точку зрения другого;
  • вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
  • отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;
  • ясно формулировать ответы на вопросы учителя.

Познавательные УУД:

  • выявлять сущность, особенности объектов;
  • на основе анализа объектов делать выводы;
  • развивать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
  •  самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных заданий в учебном процессе и жизненных ситуациях;
  • определять правильность выполнения задания на основе сравнения с предыдущими заданиями;
  • оценивать выполнение своего задания по параметрам,  представленным учителем.

VI.Физминутка.

-Ребята, я смотрю, вы устали. Давайте немного отдохнем.

-Встаньте, пожалуйста, учащиеся первого ряда.

 -Руки вверх,

 в стороны,

 на пояс.

 -Какую часть класса составляет первый ряд?

(то же со 2, с 3 рядом)

-А весь класс?

-Попрыгайте девочки.

-Какую часть класса составляют девочки?

-Мальчики, похлопайте в ладоши.

-Какую часть класса составляют мальчики?

-Поднимите руки  вверх -вдох. Опустите -выдох.

-Садитесь, пожалуйста.

Дети выполняют движения.

-Одну третью.

-Целое.

-Одну вторую.

-Одну вторую.

Дети выполняют движения.

Личностные УУД:

  • формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  • воспитывать здоровый образ жизни

VII. Включение в систему знаний и повторение.

Научить применять новые знания при решении практических задач

-Найдите задачу №1(1) .

Прочитайте первое предложение.

-Какую часть пирога получили?

-Прочитайте вопрос задачи.

- Какие доли получатся, если разделить на 2 равные части каждую шестую долю пирога?

№ стр.92.

- У вас на партах лежат равные полоски бумаги четырех цветов.

- На сколько долей (частей) линии  разделили зеленую полоску (целое)?

- Как на языке математики записать, какая это доля полоски?

-Напишите на этой части -1/2 и отрежьте ее. Будьте аккуратны при работе с ножницами, соблюдайте правила техники безопасности.

-Красную полоску разделили на три равные части. Получили … (⅓).

- Напишите на этой части -1/3 и отрежьте.

- Аналогично поступите с желтой и синей полосками. Какие части у вас получились?

…1/4 и 1/6.

- Какая доля меньше, ⅓ или 1/6? (⅓).

-Почему?

- Какая доля меньше, 1/3 или ½? (1/3).

- Какая доля больше, 1/6 или ¼? (1/4)

-Запишите в тетради неравенства.

№9 стр.93.

-Начертите квадрат со стороной 4 см.

-Что такое квадрат?

-Разделите его на 2

равных прямоугольника. Закрасьте один из них красным цветом. Другой

прямоугольник разделите на 2 равных  квадрата. Закрасьте один из них синим цветом. Другой квадрат разделите на 2 равных   треугольника. Закрасьте

один из них зеленым цветом.

- Какая доля большого квадрата осталась не закрашенной? Запишите.

-На доске - круги. Рассмотрите внимательно: на сколько частей разделен каждый круг.  Какая  доля закрашена?  ( 1/2, 1/4,

1/3, 1/6, 1/8, 1/12, 1/16. )

-Расположите доли в порядке возрастания.

-Что значит «в порядке возрастания»?

Запишите в тетради.

-Какое слово получилось?

Дети рассматривают

иллюстрацию в учебнике и слайд.

-Одну шестую.

-Получится одна двенадцатая доля.

Дети работают в парах. На наглядном материале рассматривают доли, сравнивают их.

-На две.

-Одна вторая. 1/2

Дети отрезают 1/2, 1/3, 1/4,

1/6 доли полосок, надписывают их.

 

-Чем на больше количество частей делим, тем части получаются меньше.

Дети записывают в тетради:

1/6<1/3

1/3<1/2

1/4>1/6

Дети делают построения в тетради.

Один ученик работает у доски.

- Одна восьмая.1/8

Дети по очереди выходят к доске и надписывают закрашенные доли круга.

- От самого меньшего числа к самому большему.

Дети записывают в тетради. Один человек

выкладывает круги на доске.

1/16, 1/12, 1/8, 1/6, 1/4,

1/3,1/2.

-Молодцы.

Личностные УУД:

  • понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;
  • ценить и принимать следующие базовые ценности: «терпение», «желание  понимать друг друга», «понимать позицию другого»
  • не бояться собственных ошибок

Регулятивные УУД:

  • осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
  • выполнять работу в соответствии с заданным планом;
  • оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • принимать участие в обсуждении, формулировании цели конкретного задания

Коммуникативные УУД: 

  • принимать участие в обсуждении, формулировании цели конкретного задания;
  • участвовать в оценке и обсуждении полученного результата;
  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  • оформлять свои мысли в устной форме. развивать умение слушать и понимать других;
  • критично относиться к своему мнению и понимать точку зрения другого;
  • вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
  • отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;
  • ясно формулировать ответы на вопросы учителя;
  • умение работать в паре, договариваться друг с другом.

Познавательные УУД:

  • выявлять сущность, особенности объектов;
  • на основе анализа объектов делать выводы;
  • развивать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
  • самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных заданий в учебном процессе и жизненных ситуациях;
  • определять правильность выполнения задания на основе сравнения с предыдущими заданиями;
  • оценка выполнения своего задания по параметрам,  представленным учителем.

VIII.Подведение итогов.Рефлексия.

Побудить детей к анализу собственной деятельности. Обобщение и закрепление полученных знаний. Развитие самооценки при достижении целей.

-Вы, действительно, молодцы. Хорошо работали сегодня на уроке.

-Давайте подведем итог и выясним, все ли пункты нашего плана мы выполнили.

1. Познакомиться с понятием «Доли».

-Итак, что такое доля?

2. Научиться делить предметы, геометрические фигуры на доли.

3.Учиться читать и записывать доли.

-Что в записи доли означает верхнее число, нижнее?

4.Сравнивать доли

- Какая из двух долей меньше?

МОЛОДЦЫ!

-На все вопросы ответили, работали организованно, дружно.

-В тетради напротив числа нарисуйте красное солнышко, если вам было комфортно на уроке, вы все поняли, со всеми заданиями справились.

-Если возникали трудности – нарисуйте желтое солнышко.

-Если было трудно, скучно, некомфортно-синее солнышко.

Ответы детей.

-В записи нижняя цифра обозначает, на сколько равных частей (долей) разделили целое, а верхняя – сколько таких частей взяли.

-Чем на большее количество частей делим, тем части получаются меньше.

Личностные УУД:

  • понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач.

Регулятивные УУД:

  • осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД: 

  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  • участвовать в оценке и обсуждении полученного результата.

      Познавательные УУД:

  • выявлять сущность,  особенности объектов;
  • на основе анализа объектов делать выводы.

Х.Домашнее задание.

-Откройте дневники. Запишите домашнее задание:

№1(2) стр.92 ( на новую тему)

№7 стр. 93 (на закрепление изученного материала)

№8 стр.93 (по желанию).

СПАСИБО ЗА УРОК



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...