Разработки уроков по математике
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме

Садирова Лариса Александровна

Разработки уроков по математике (система Эльконина-Давыдова).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Математические отношения436.95 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ математических отношений как средство решения задач.

Тип урока: урок решения конкретно-практических задач

Цели:

  1. Развивать теоретическое мышление, коммуникативные навыки;
  2. Закрепить способы решения задач, используя действие моделирования, через составление числовых выражений, по действиям;
  3. Проверить: умения выделять в задаче отношения величин и моделировать эти отношения с целью нахождения правильных способов решения задач, сформированность вычислительных навыков. Переходить от текста к схеме, умение решать задачи.
  4. Воспитывать чувства товарищества и взаимопонимания при работе в парах и группах.

Ход урока

ЭТАПЫ

ЦЕЛЬ

Содержание деятельности учителя

УУД

1. Организационная часть

Эмоциональный настрой учащихся на продуктивную работу

Работа учащихся со справочниками (критерии оценивания)

Учащиеся готовы к уроку, доброжелательный настрой.

2. Целеполагание.

Задание: Анализ математических отношений с помощью числовой схемы.

Математический софизм:

«Определение характеристики величины в зависимости от «связки».

 

 

 

 

 

 

 

Проверить умение сопоставлять величины, математические отношения, обосновывать свой выбор (сравнивать, обобщать)

 Решение (исходя из схемы) можно выполнить устно:

СХЕМА:

- Какие умения можно отработать/повторить с помощью этого задания?

- Почему указанная величина может иметь разные характеристики? От чего это зависит?

- Чему учились, выполняя это задание?

- У кого трудность?

- Почему получился такой результат?

Сопоставляют величины в числовой схеме. Анализ и определение характеристики самостоятельно, затем обсуждают в парах.

Показывают знак “мы готовы”

  • Умение определять цель задания.
  • Умение составлять план действий.
  • Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения, обобщать.
  • Умение устанавливать зависимость между данными и     искомыми величинами при нахождении неизвестной величины.
  • Умение действовать с многозначными числами (вычислительный навык).
  • Формирование контрольно-оценочной деятельности (софизм)

3. Решение «зашумлённой задачи».

а) анализ математических отношений величин.

б) )моделирование

в) решение задачи алгебраическим способом.

г) презентация группового продукта

Работа в группах (по этапам).

Решение выносят для обсуждения на доску

У доски представители от групп доказывают правильность выбора схемы и способов решения задачи.

Определение критериев оценки.

В тетрадях и на доске появляется оценочная шкала “правильность выбора схемы” и “выбора действия на модели”

Проверить умения выделять в задаче отношения величин и

моделировать эти отношения с целью нахождения правильных способов решения задачи.

1.Решить задачу (с опорой на схему) разными способами.

Проверить вычислительные навыки. 

По алгоритму:

1) Чтение и работа с информацией, содержащей текст задачи.

2) Выделение величин.

3) Выделение цели задачи.

4) Моделирование, составление схемы.

5) Выбор действия на схеме.

6) Решение.

7) Проверка.

- Как будем работать над задачей? (повторение  правил групповой работы, алгоритм анализа и решения задач).

Текст задачи:

Каждая колония муравьев насчитывает не менее 100.000 особей. И как любое сообщество оно должно постоянно снабжаться пищей. Лесные муравьи в поисках еды прокладывают дороги, по которым доставляется продовольствие к гнезду(временные гнезда Coptoformica имеют совсем маленькие холмики (длина 15—20 см; высота 5—10 см). Муравей добывает пищу не для себя, а для всех жителей муравейника. Приметив добычу, они нападают на нее. Самец лесного муравей в день съедает 84 личинки, самка на 32 личинки меньше. На первый взгляд их деятельность кажется хаотичной, на самом деле, они каким-то образом координируют усилия, что позволяет нападать муравьям на насекомых гораздо крупнее их, иногда в 7 раз больше. А термиты (особый вид муравьёв) поедают в день  в 3 раза больше, чем самка лесного муравья. Одна колония муравьев съедает за год около 10 миллионов насекомых. Они настоящие санитары леса и приносят огромную пользу. Сколько съедят самка, самец и термит личинок за неделю?

Вывод:

- Почему вы так действовали?

- Чему учились?

- У кого всё получилось правильно?

- У кого возникла трудность в выборе способа решения?

- У кого трудность в вычислении?

 (учитель может дать карточки –помощники с целью оказания помощи в группы «слабого»  состава и т.д.).

 

  • Умение моделировать, выделять отношения величин.
  • Умение действовать в соответствии с поставленной целью;
  • Формирование планирующей функции;
  • Формирование действия контроля и оценки;
  • Умение составлять план действий;
  • Умение действовать в соответствии с поставленной целью:
  • Умение определять необходимые и достаточные условия;
  • Умение слушать и слышать, ;вступать в учебный диалог;
  • Умение сотрудничать с другими людьми;
  • Умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы, фронтальной работы;
  • Умение приводить примеры, подтверждающие или опровергающие данное утверждение;
  • Умение планировать и выполнять задания в совместной деятельности, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга
  •  Умение делать выводы на основе анализа предъявленных данных;
  • Действия с многозначными числами;
  • Понятие математических отношений;

  1. Дополнительное задание (индивидуальное)

«Нахождение доли от целого числа»

  • Умение делать запрос недостающих данных  на основе анализа предъявленных данных;
  • Формирование понятия «Доли».
  1. Итог урока.
  2. Рефлексия.

Сделать общий вывод по уроку

Результат:

Умение использовать обобщённый способ действия при решении частных задач.

(разноуровне-

вость задания, нацеленная на рефлексию учащихся)

Вывод:

- На что нацелены задания, с которыми вы работали?

- Какой личный успех у каждого?

Домашнее задание:

Придумать свою задачу на нахождение доли от целого числа, описать способ и решить. Предложить соседу по парте решить свою задачу.

 

  •  Формирование умения определять содержательную стороны всех заданий.
  • Формирование умения анализировать и оценивать свои действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по математике. Тема урока "Арифметические действия над числами" 4 класс

Бизнес-урокЦели урока: познакомить учащихся с экономическими понятиями, отработать навык решения задач; развивать вычислительные навыки, умение преобразовывать величины, закрепить прием деления н...

Презентация к разработке урока по математике 1 класс Конспект урока по математике1 класс по программе "Школа 2100", авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым.

Презентация к уроку по математике 1 класс по программе "Школа 2100" , авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым....

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Разработка урока по математике для 3 класса по УМК “Перспектива”. Тема урока: « Составные уравнения»

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке используется деятельностная технология....

Разработка урока по математике: "Литр": конспект урока, технологическая карта, презентация к уроку.

Разработка содержит конспект урока по теме "Литр", технологическую карту урока математики, презентацию к уроку....

Математика. Разработка урока по математике в 3 классе по теме: Формула стоимости.

разработка урока математики в 3 классе по теме "Формула стоимости". Представлены разработка урока и технологическая карта....

Методическая разработка урока по математике 2 класс «Помощь тьютора ученикам с ОВЗ на уроке математики».

 Моделирование вариантов тьюторского сопровождения особого ребенка напрямую зависит от его особых потребностей, включая состояние психофизического здоровья, а также от образовательной сред...