Педагогика успеха
статья по математике (2 класс) на тему
Групповая работа в классе на уроках математики по мотивам педагогического наследия С.Френе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogika_uspeha.docx | 25.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Л. М. Замащикова
Педагогика успеха
В статье рассматриваются возможности групповой работы на уроках в начальной школе с использованием элементов групповой деятельности в методике С. Френе. Приводятся примеры его инвариантов и разьясняется, как они применяются на уроках.
Ключевые слова: инварианты, разноуровневые карточки, оптимизм, успех
На уроках я использую групповые методы работы с учащимися на основе методики С.Френе, позволяющие детям добиваться успеха почти на всех уроках. Его основными постулатами являются инварианты .
«Инвариант 4: Никто – и ребенок, как и взрослый, – не любит, чтобы ему приказывали. Необходимо найти такие педагогические приемы, при которых ребенку дается максимальная самостоятельность в выборе пути и взрослые как можно меньше прибегают к авторитарным методам» ( С.Френе) Именно на этом основывается моя работа. Я провожу занятия в игровой форме. Сначала я им предлагаю большое количество разнообразных карточек, среди которых каждый выбирает карточку по своим возможностям и по своему вкусу (карточки в цветном варианте). Затем класс делится на группы с равными возможностями. Дети выполняют задания в группах. Таким образом нет «принудиловки» и «обязаловки». Каждому предоставлено право выбора.
«Инвариант 10: Любой человек стремится к успеху. Неудача тормозит работу и лишает энтузиазма.
Первые ученики хорошо учатся не только из-за своих способностей, но еще и потому, что они получают хорошие отметки и успешно выдерживают экзамены. Остальных школа подавляет, обрушивая на них лавину неудач и провалов. Нужно всегда способствовать успехам детей. От этого непосредственно зависит эффективность обучения. Родители и учителя, конечно, скажут, что нельзя все же ставить хорошую отметку за неудовлетворительную работу или хвалить ученика за плохое ведение тетрадей. Но ведь мы и не призываем к этому. Наша педагогика позволяет детям добиться успеха другими способами – их работы, сделанные с любовью, получают всеобщее одобрение». ( С.Френе)
Состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.
- руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга.
- однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.
- каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;
- задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы; Я изготовляю карточки с разно уровневыми заданиями и даю детям самим возможность выбирать, с каким уровнем они справятся, дети выбирают задание и пробуют свои силы, если задание слишком легкое, они имеют возможность перейти к другому уровню и получить карточку с более сложным заданием, получив за это дополнительные баллы. Это окрыляет ребят и они стремятся набрать больше баллов и попасть на более высокий уровень, даже самые слабые ученики, справившись с простым заданием, пробуют свои силы в других уровнях, а так как уровни повышаются постепенно, то у них начинает все получаться и они чувствуют себя полноценными и полноправными членами группы. Карточки проверяют ребята-контролеры, которые постоянно меняются , их сменяют операторы, которые заносят оценки в ведомости, имеющиеся у каждой группы. Детям очень нравится меряться силами, какая комада быстрее и лучше справится с заданием, поэтому они суммируют количество баллов (обычно этим занимается капитан команды), набранное командой и сравнивают свои успехи с успехами своих товарищей. Им очень хочется почувствовать себя сильными, а так как команды подбираются с равными шансами на успех, то борьба ведется с переменным успехом, побеждает то одна команда, то другая. У меня в классе 24 ученика. 6 команд по 4 человека. Обычно это две парты . У каждого члена команды свои обязанности: командир, контролер, оператор и лаборант. Лаборанты приводят в порядок карточки после их использования. Все четверо по очереди сменяют друг друга. Таким образом никто не чувствует себя ущемленным, все ощущают себя полноправными членами команды, в классе царит дружеская атмосфера. Каждый готов прийти на помощ ь другому. Все дети очень довольны, так как заданий очень много и каждый успевает проявить себя с лучшей стороны. Каждому есть чем гордиться. Те дети, которым не под силу пока трудные задания, набирают баллы за счет количества выполненных более простых заданий и тоже получают хорошую оценку, а поскольку они много поупражнялись, окрепли и дальше поднимаются на более высокий уровень, а члены их команды радуются за них, а так как у всех все получается, то и настроение у команды замечательное,
При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.
«…Инвариант 30: Последний инвариант, который подтверждает необходимость наших поисков и оправдывает нашу деятельность, – это оптимистическая вера в жизнь.
Чем моложе и активнее человек, тем больше он ощущает потребность отважно рваться вперед. И когда грубая власть считает, что она задушила его смелый порыв, он ищет тайные, обходные пути, чтобы преодолеть препятствия и не отклониться от избранного курса. Именно жизненный оптимизм станет для вас при опробовании этих инвариантов нитью Ариадны, которая приведет к нашей общей цели: формированию людей будущего.» С. Френе
При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.
И во внеклассной работе они тоже стараются не упасть в грязь лицом. Они ощущают себя победителями. Так в этом учебном году мой 2-А класс получил грамоту «Самый активный класс» по внеклассным мероприятиям и по вычислительным навыкам заняли первое место в школе, при проверке навыков завучем во всех 2-х классах, у нас оказалось 14 «пятерок», остальные «четверки» и ни одной «тройки». Победа была чистой. В региональном интеллектуальном турнире «Умник-2016» почти все наши участники оказались впереди, и мы заработали 2 призовых места, 2 призовых места заработали во Всероссийском конкурсе «Осень золото бросает». Кроме этого было еще много грамот за победы на школьном уровне за участие и призовые места. В общем дети чувствуют себя счастливыми и успешными во всех своих начинаниях . А толчок всему был на уроках математики, когда дети впервые поверили в свои силы и поняли, что если постараться, то все получится.
Групповая форма работы на уроке может применяться для решения почти всех основных дидактических задач. Наиболее применима и целесообразна она при проведении практических работ, лабораторных и работ-практикумов по естественнонаучным предметам; при отработке навыков разговорной речи на уроках иностранного языка (работа в парах); на уроках трудового обучения при решении конструктивно-технических задач; при изучении текстов, копий исторических документов и т.п. В ходе такой работы максимально используются коллективные обсуждения результатов, взаимные консультации.
Литература:
- Антология гуманной педагогики. Френе.
- Журнал “Обучение за рубежом”, № 10, 2000, Я.Быстрицкая.
- Фрагменты из книги С.Френе “Педагогические инварианты”. Перевод с французского Т.Старостиной
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогика успеха: теоретические подходы и практика реализации»
тема может быть использована на педсовете...
Педагогика успеха: теоретические подходы и практика реализации»
презентация может быть использованна на педсовете...
Мастер-класс «Педагогика успеха как путь к воспитанию гуманной конкурентноспособной личности».
Приобретая опыт педагогической работы в начальных классах, я пришла к выводу, что активизировать мышление обучающихся можно на протяжении всего хода урока самыми различными приемами и средствами, но г...
Презентация "Педагогика успеха как путь к воспитанию гуманной конкурентоспособной личности"
Приобретая опыт педагогической работы в начальных классах, я пришла к выводу, что активизировать мышление обучающихся можно на протяжении всего хода урока самыми различными приемами и средствами, но г...
Инновационные технологии: создание ситуации успеха на уроках посредством педагогики сотрудничества
Инновационные технологии: создание ситуации успеха на уроках посредством педагогики сотрудничества...
От твоего успеха зависит мой успех и от моего успеха зависит твой успех
Какие навыки должны приобрести ученики, чтобы преуспеть в своей будущей карьере? ...
Конспект урока педагогики + презентация "Успех и достижения ученика" (2 класс)
Цель деятельности учителя: формирование представления об успехе как стремлении человека в достижении цели и результата; формирование у учащихся качеств успешной личности.Планир...