Мастер-класс «Педагогика успеха как путь к воспитанию гуманной конкурентноспособной личности».
статья на тему
Приобретая опыт педагогической работы в начальных классах, я пришла к выводу, что активизировать мышление обучающихся можно на протяжении всего хода урока самыми различными приемами и средствами, но главным считаю создание ситуации успеха
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
situatsiya_uspeha.docx | 46.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Педагогика успеха как путь к воспитанию гуманной конкурентноспособной личности».
- Здравствуйте уважаемые коллеги. Свой мастер-класс мне хочется начать с одной истории: (видеоролик «Бабочки»)
1 слайд
Век назад один девятилетний мальчик из итальянского городка Неаполь страстно хотел заниматься музыкой. Но первый учитель охладил его:
-Ты, не сможешь петь, у тебя совершенно нет слуха и голоса.
Эти слова сильно огорчили мальчика, но его мать простая крестьянка обняла сына и сказала:
-Никого не слушай. Ты всё сможешь. Я уже вижу как ты даришь людям радость.
Эти слова приободрили его. Со временем мальчик стал успешным. Благодаря этой женщине весь мир может наслаждаться чудесным голосом Энрике Карузо.
Успех — как бабочка, может коснуться своим крылышком и окрылить, дать силы для преодоления трудностей. А может пролететь мимо.
2 слайд
- Я, хочу предложить вам мастер-класс «Педагогика успеха как путь к воспитанию гуманной конкурентноспособной личности».
-Я хочу рассказать вам о том, какие приёмы и методы я использую в своей работе для мотивации детей в обучении.
Приобретая опыт педагогической работы в начальных классах, я пришла к выводу, что активизировать мышление обучающихся можно на протяжении всего хода урока самыми различными приемами и средствами, но главным считаю создание ситуации успеха.
Данной проблемой занимался ряд учёных. Такие как К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, американский учёный психолог Уильям Глассер, доктор педагогических наук Белкин А.С.
3 слайд (Высказывания)
4 слайд
Уважаемые коллеги! Прошу Вас ответить на вопросы анкеты «Незаконченное предложение».
Закончите предложение.
Начиная урок, я произношу слова: (Я рада вас видеть. Хорошего вам настроения._______________________
Ученик не работает на уроке. Я ему говорю: __(У тебя всё получится)___________________________
Перед контрольной работой (диктантом, проверочной работой) обычно я говорю: (Ничего не бойтесь. Я верю в ваши успехи)______________________________
По моему мнению, на эффективность урока влияет: ____(Слова поддержки, одобрения)_______________
Спасибо! Действительно, слова педагога должны нацеливать детей на успех!
- Что же такое успех? Что он для вас?
5 слайд
- А давайте вместе с вами соберём в одно целое составляющие успеха (кластер).
удовлетворение УСПЕХ радость
достижение цели вера в себя
восхищение
6 слайд
С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
Для чего нам нужен успех?
- Ситуация успеха мне особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено каким-то рядом причин. Успех позволяет снять агрессию у детей.
- Успех влияет на качество обучения.
- Успех даёт энергию, прибавляет силы. Ребёнок хочет учиться.
Существует много способов поддержать ученика во время выполнения заданий на уроке. Эта поддержка нужна постоянно. И это должно быть чем-то большим. Искренность, творчество и разнообразие.
7 слайд
В своей работе на всех этапах урока я использую
Приём «Эмоциональные поглаживания», стараясь найти для каждого ребёнка добрые слова, слова, вселяющие уверенность («Ты молодец! Отлично!» «Продолжай также хорошо работать», «Это достижение! Я ценю то, что ты сделал!»)
-Я хочу предложить вам участие в игре «Эмоциональные поглаживания».
У вас есть уникальная возможность сказать добрые слова, пожелания в адрес соседа, т.е. того, кто сидит рядом с вами.
- Какие чувства вы испытывали, когда к вам обращался ваш сосед?
-Также и мы на уроке стараемся найти добрые слова для каждого ребёнка.
Это всего лишь слова, но порой словом можно развеселить, взбодрить человека, а порой и наоборот.
Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки
За собой повести.
Некоторые цветами расцветают в нас, ведя к успеху, а некоторые выстраивают стену непонимания, которая препятствует успеху.
8 слайд
-Хочу предложить вам следующее упражнение «Кубики и цветы»
(Надписи на листе: Я стремлюсь к успеху и Я не уверен в себе)
- Я попрошу выйти два человека. Один из вас ученик, который стремится к успеху, а другой - кто не уверен в себе. Вы должны слушать фразы и если это говорится о вас то, один кладёт кубики, а другой опускает цветок в вазу.
Я вам не мешаю, и вы меня не трогайте.
Мне это по силам, я справлюсь, я уверен в себе.
Я не смогу это сделать, никогда не справлюсь
У меня всё равно не получится.
Всё зависит от меня, я – источник.
Я пешка от меня ничего не зависит.
Ситуация меняется, если я на неё влияю.
Кто-то определяет ситуацию, но не я.
-В результате, что у нас получилось?
В первом случае - стена равнодушия, пассивности. Ребёнок не уверен в себе.
Во втором случае - букет с цветами.
Пусть эти цветы будут олицетворением успеха, ведь чтобы вырастить этот цветок нужно приложить немало усилий . Чтобы достичь успеха, нужно тоже приложить немало усилий.
- Прежде, чем продолжить работу дальше, я расскажу вам притчу.
9 слайд
- Жил один монах. И в течение большей части своей жизни он пытался выяснить, чем отличается Ад от Рая. Однажды ночью ему приснилось, что он попал в Ад. Видит он: сидят люди перед котлом с едой. Но какие-то изможденные и голодные. У каждого в руках ложка с длинню-ю-ю-ю-щей ручкой. Зачерпнуть из котла они могут, а в рот никак не попадут. В следующую ночь ему снится, что он попадает в Рай. Перед ним та же картина. Котлы с едой, люди с ложками с длинню-ю-ю-ю-ющими ручками. Но все веселые и сытые. Присмотрелся человек – а здесь люди этими же ложками кормят друг друга.
-Вывод, к которому я хотела вас подвести, рассказав эту притчу, мы сделаем, когда вы мне поможете выполнить следующее упражнение.
-Для того чтобы легко работалось, берем с собой в дорогу хорошее настроение.
Для следующего упражнения разбейтесь на пары.
10 Слайд
Упражнение «Умение договариваться» (Листы бумаги, маркеры)
У вас на столах лежат чистые листы бумаги и карандаши. Вам нужно нарисовать рисунок одним карандашом, держась за карандаш вместе. (Демонстрация рисунков)
- Что помогло вам нарисовать картину. Достигли вы успеха в этом деле? Почему?
- Давайте разберёмся, что делать, чтобы добиться успеха. (Нужно уметь договариваться) Точно так же и в притче люди сумели договориться между собой, накормив друг друга. Поэтому были сыты и веселы.
11 Слайд
-Умение договариваться - один из приёмов создания ситуации успеха.
Данный приём я использую в работе в парах, в групповой работе.
-Нельзя говорить о создании ситуации успеха, не затронув при этом работу с родителями.
- Учитель прикладывает все усилия, чтобы дети были успешны, уверены в себе. Но порой родители идут вразрез со школой, ограничивая ребёнка в его действиях.
- Так как же понять своего ребёнка?
12 слайд
Эффективен прием “Ролевая маска”, который я использую на родительском собрании. Представьте, что у нас собрание на тему “Как понять своего ребенка?”.
Для показа приема мне нужно 2 помощника.
– Один из вас примерит на себе маску ребенка.
А другой - маску родителя.
(На карточках написаны слова для родителей)
Не ходи во двор, не гуляй с друзьями, стой смирно!
- Что мы делаем с ребенком? Ограничиваем движение.
-Положи, не трогай, не лезь руками!
- Что мы делаем? Связываем руки.
Не слушай музыку, не слушай советы друзей!
- Мы лишаем ребенка информации.
-Закрой рот, молчи, не лезь в разговоры!
- Мы лишаем ребенка возможности высказаться.
- Не смотри эти фильмы, не смотри по сторонам!
- Мы лишаем ребенка ориентации.
В результате ребенок оказывается весь связанный, не может двигаться, говорить, слушать, ничего не видит!
Вопрос к «Ребенку»
- Как Вы чувствуете себя в таком положении?
В данной ситуации мы применяем прием “Ролевая маска”, для того чтобы родители прочувствовали на себе состояние ребенка, которому все запрещают.
13 слайд
На заключительном этапе урока, на этапе рефлексии я использую приём «ЦВЕТОК ДРУЖБЫ»
-У вас на столе лежат ладошки красного и зелёного цвета.
- Какой вывод можно сделать в завершение нашей работы?
-Когда ребёнок испытывает уверенность в себе?
-Чем для ребёнка является успех?
Вывод:
- Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!
И закончить наше занятие мне хочется словами притчи.
14 слайд
Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек, а за ним еле поспевает маленький мальчик. Человек остановился, велел ребенку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.
– Что ты тут делаешь, старик? – спросил прохожий.
– Жду тебя! – ответил старик. – Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?
– Верно! – удивился человек.
– Так бери с собой мудрость:
Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое деревцо.
Если хочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.
Но если доверили тебе ребенка на воспитание, то верни его крылатым.
– Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать? – удивился человек.
– Тогда не бери мальчика на воспитание! – сказал старик и направил взор на небо.
Прошли годы.
Старик сидит на том же месте и смотрит в небо.
Видит: летит мальчик, а за ним – его учитель.
Они опустились перед стариком и поклонились ему.
– Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика крылатым. Я нашел способ... Видишь, какие выросли у него крылья! – сказал учитель гордо и с лаской обвел крылья своего воспитанника.
Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал:
– Меня больше радуют твои крылья
Нам, Учителям, нужно приложить много усилий, чтобы не только воспитать крылатого ребенка, а самим научиться летать.
Мы с вами применили несколько кирпичиков для создания ситуации успеха, но есть еще один и очень немаловажный
- «Позитив». Ребенок должен научиться относиться к жизни позитивно и принимать себя таким, каков он есть!!!
Успех меняет человека.
Он делает человека уверенным в себе,
придает ему достоинство, и человек обнаруживает
в себе качества, о которых не подозревал раньше.
Джой Бразерс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Развитие художественно-творческих способностей путем целенаправленного и организованного обучения"
Развитие творческого начала, творческих способностей человека всегда волнует как ученых-исследователей, так и педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с детьми. В этом деле бо...
Мастер-класс "Развитие художественно-творческих способностей путем целенаправленного и организованного обучения. Работа с фольгой"
Развитие творческого начала, творческих способностей человека всегда волнует как ученых-исследователей, так и педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с детьми. Жизнь станови...
Мастер-класс на тему: «Роль сказки в экологическом воспитании дошкольников »
Цель: учить сочинять короткие сказки. Продолжать воспитывать бережное отношение к природе. Формировать умение соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой. Развивать м...
Презентация "Педагогика успеха как путь к воспитанию гуманной конкурентоспособной личности"
Приобретая опыт педагогической работы в начальных классах, я пришла к выводу, что активизировать мышление обучающихся можно на протяжении всего хода урока самыми различными приемами и средствами, но г...
Мастер-класс "ТРИЗ- педагогика как инновационный инструмент формирования креативного мышления младших школьников"
Термин «креативность» близок к понятию «творчество». Только если последнее дается от природы, то креативный подход можно развить, не только у детей, даже во в...
Мастер - класс"Создание ситуации успеха на уроке"
Данный мастер - класс раскрывает положительные и отрицательные моменты применения данной технологии....
Мастер-класс "Создание ситуации успеха на уроках в начальной школе"
Мастер-класс (начальная школа)...