проект урока математики (по Петерсон Л.Г.) "Операции"
проект по математике (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Проект урока
Общие сведения о проекте:
Математика
2 класс
УМК «Перспектива»
Автор учебника по математике Петерсон Л.Г.
Фрагмент календарно тематического планирования по изучаемой теме:
Название раздела: «Выражения»
Тема урока: «Операция»
№ урока по разделу – первый.
Тема урока: «Операция».
Тип урока: ОНЗ (ознакомление с новым знанием).
Задачи: 1) Развитие познавательных логических УУД анализа и обобщения на основе самостоятельного открытия учащимися нового значения термина ОПЕРАЦИЯ относительно предмета математики и действий по определению операции, объекта и результата операции при анализе модели
- Развитие коммуникативных УУД в групповой работе по выявлению новой информации и анализе и составлении моделей
- Развитие регулятивного УУД при составлении модели действий после самостоятельного анализа предложенного материала
Ожидаемые результаты:
Предметные: усвоение новых значений термина ОПЕРАЦИЯ для использования при работе с выражениями на последующих уроках, присвоение его в речи и использование при анализе предлагаемого для работы математического материала .
Метапредметные: понимание переноса действий с предметами по опыту ребенка на работу с числами на уроках математики.
Личностные: формирование мотивации к учению и адекватного оценивания усваиваемого материала на основе ситуации успеха при переносе действий с предметами на бытовом уровне на научный уровень при выполнении операций с числами в математических выражениях.
Оборудование урока:
- карточка с настроением
- карточки
- Карточки
- Толковый словарь (1 на две парты);
- Карточки с дифференцированными заданиями для домашней работы
-
Заполни пропуски: Объект операции -____________________- результат операции 12 и 2 - _____________________- 10 рассада цветов - посадка- ____________________ - _________________- |
-
Заполни пропуски: Объект операции -____________________ - ______________________ 12 и 2 - _____________________- 14 рассада цветов - _________________________ - ____________________ _______________- _________________- |
-
Заполни пропуски: _____________________ -____________________- результат операции 120 - _____________________- 100 _______________________ - посадка- ____________________ _______________- _________________- ____________________( свой вариант) |
План урока:
- Мотивация к учебной деятельности через прогнозирование возможной темы урока. 2 мин.
- Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии при выявлении значения слова ОПЕРАЦИЯ в математике. 4 мин.
- Выявление места и причины использования слова ОПЕРАЦИЯ в математике. 4 мин.
- Построение проекта открытия значения и способа использования слова ОПЕРАЦИЯ в математике. 5 мин.
- Реализация плана и первичное понимание терминов ОБЪЕКТ – ОПЕРАЦИЯ - РЕЗУЛЬТАТ ОПЕРАЦИИ 5 мин.
- Самостоятельное применение новых терминов в речи. 5 мин.
- Самостоятельная работа по использованию в собственной речи новых терминов при помощи эталонов. 3 мин.
- Включение новых знаний в анализ вопросов и выражений при составлении задач. 10 мин.
- Рефлексия учебной деятельности на уроке 2 мин.
7) Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Теоретическое обоснование |
1. Мотивация к учебной деятельности через прогнозирование возможной темы урока. | - Итак, сегодня вы начнёте работать со второй частью учебника математики. Но сначала посмотрите на листочки, которые я вам раздала. Учитель раздает учащимся карточки : Что вы видите на рисунке? - Как вы думаете, что же надо сделать? - Дорисуйте во втором круге то, что передаёт ваше настроение. - Посмотрим, что у вас получилось. Какое настроение вы пытались передать своим рисунком? - Я желаю вам, чтобы вы сохранили свое хорошее настроение на протяжении всего урока, а если у вас настроение не очень хорошее, желаю, чтобы оно у вас поднялось. - Посмотрите на карточки. Учитель раздает учащимся карточки с заданием Что вы видите? - Сегодня на уроке вы узнаете новое об арифметических действиях. Как вы узнаете новое? - Пожелайте друг другу удачи. - С чего начнете свою работу? | Анализируют модель: На рисунке два круга и стрелочка, идущая от одного круга к другому и над стрелочкой написано: дорисуй.
Учащиеся рисуют на карточке любой предмет с помощью простого карандаша. Учащиеся показывают свои карточки. Выражения. Мы сначала понимаем, что мы еще не знаем, затем сами пытаемся построить новый способ.(термины регулярно используются на кружке «Мир деятельности» авт. Петерсон Л.Г.) - С повторения необходимых знаний. | Познавательные. Формирование общеучебных действий (знаково-символическое моделирование). Личностные включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне Регулятивные прогнозирование - определение содержательных рамок урока - показать необходимость повтора имеющихся знаний. |
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии при выявлении значения слова ОПЕРАЦИЯ в матеметике. |
- Рассмотрите задание (см. выше). Чтобы узнать, что нового будет на уроке, нужно решить примеры и расположить ответы в порядке возрастания. - Посмотрите на примеры. Что вам поможет решить эти примеры? - Выполните это задание. - Итак, проверим ваши результаты. Учитель открывает на доске образец выполнения задания. - Кто не получил слово «операция»? - Кто ошибся в решении примеров? - В каком примере? - Кто ошибся в расположении ответов в порядке возрастания? - Где ошиблись? - Исправьте свои ошибки. 2) Актуализация значения слова «операция». - Какое слово было зашифровано? - Что вы будете изучать на уроке?
- Где это слово вы встречали? - Что может делать врач в процессе операций? 3) Задание для пробного действия. - Что вы повторили? - Почему мы повторили именно этот материал? - Что будет дальше на вашем пути? - Зачем вы его получите? - Попробуйте определить виды операций в математике.
- Попробуйте найти в задании математические операции. - У кого нет ответа? - В чём у вас затруднение? - У кого есть ответ? - Кто может обосновать свое мнение. - В чём у вас затруднение? | -Знание устных приемов сложения и вычитания. В случае необходимости учащиеся могут прокомментировать вычисления вслух. - Операция. - Операции. - Хирургические операции (опыт некоторых детей). - Пришивать, удалять, … - Потренировались в устном счете, повторили, где встречали слово «операция». - Это нам пригодится для открытия нового знания. - Задание, в котором будет что-то новое. - Чтобы мы сами узнали, что мы еще не знаем. - Мы не искали в математике операции. Возникает ситуация затруднения при ответе на вопрос. - Мы не смогли назвать математические операции. Учащиеся в замешательстве, так как нет соответствующего способа. - Мы не можем обосновать свое мнение. | Предметные УУД - актуализировать устные приемы вычислений двузначных чисел; актуализировать представление об операции Логические познавательные УУД - декодирование и сериация при решении примеров и расстановке полученных чисел в порядке возрастания. Регулятивные УУД - контроль и коррекция (по необходимости ) выявленных ошибок. Познавательные УУД актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия, работа по определению лексического значения нового для математики слова Личностные УУД мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению работы, обоснованию и определению границ знания Регулятивное УУД Контроль и оценка границ своего знания и незнания |
3. Выявление места и причины использования слова ОПЕРАЦИЯ в математике. | - Какое задание выполняли? - Что нового в этом задании? - В чем затруднение? - Почему же возникло затруднение? | - Мы должны были перечислить математические операции. - Перечисление математических операций, мы могли только перечислить медицинские операции.) - В выборе операций. - Мы не встречали слово «операция» в математике. | Регулятивные УУД Формирование умения контролировать процесс и результаты своей деятельности Формирование способности понимать учебные цели . |
4. Построение проекта открытия значения и способа использования слова ОПЕРАЦИЯ в математике. | - Какую цель поставите перед собой на уроке? - Куда вы можете обратиться, если не знаете значение слова?
Можете выполнить работу группами из учеников двух парт. | - Узнать, что называют операциями в математике. - Посмотрим в словаре. ПЛАН - Мы посмотрим в толковый словарь, узнаем, что обозначает слово «операция», подберем примеры операций в математике. Учитель может зафиксировать план проекта на доске. (работа со словарями выполняется по группам из 4-х человек) | Познавательные УУД при сборе информации с использованием словарей. Регулятивные УУД формирование способности принимать, сохранять учебные цели и следовать им в учебной деятельности. Познавательные УУД построить план и определить средства достижения цели |
5. Реализация плана и первичное понимание терминов ОБЪЕКТ – ОПЕРАЦИЯ - РЕЗУЛЬТАТ ОПЕРАЦИИ. | - Я предлагаю поработать вам в группах. Вспомним основные правила работы. На каждой второй парте лежит толковый словарь. - Выполните план. В случае возникновения затруднений в организации работы в группах учитель проводит подводящий диалог: - Какой первый шаг в плане? Учащиеся ищут в словаре слово «операция», один из учащихся читает вслух значение этого слова. - Что же обозначает это слово? - Какие действия выполняются в математике?
После работы в группах учитель организует защиту результатов. Одним из вариантов организации может быть представление результата одной из групп. После представления учитель интересуется: -Какие группы согласны с ответом? -Что осталось неясным? И просит желающих учеников пояснить свои выводы. Далее учитель организует подводящий диалог по формированию представлений об объекте и результате операций. - Над чем вы выполняете действия? - Как назвать то, что было вначале? - В математике принято называть объектом. Учитель вывешивает на доску карточку ОБЪЕКТ. - Как назвать то, что получилось. - В математике принято называть результатом. Учитель вывешивает на доску карточку РЕЗУЛЬТАТ.
Фронтально разбирается несколько примеров. Последовательно выделяется в каждом примере объект операции, операция, результат операции. При этом детям можно показать предметы, которые могут быть объектом или результатом операции и подсказку из глаголов - операций. (предметы: лента, круг, шляпа, шарик, веер, лист бумаги, большой кусок мела, маленький кусок мела, бант, … Глаголы: снять, сложить, разрезать,…) - Как вам проверить открытие? - Вернитесь к заданию, которое вызвало затруднение. Кто не смог привести пример операций в математике, вы сможете выполнить это задание? - Кто смог привести свой пример, вы теперь сможете его обосновать? - Смогли вы преодолеть затруднение? - Что теперь вы можете? - Какой следующий шаг на уроке? | - Каждый имеет право высказаться, другие должны выслушать. - Вывод сделать вместе. - Работать так, чтобы не мешать другим группам. - Посмотреть в толковом словаре значение слов «операция». - Действие, … - Сложение, вычитание, … - Операциями. - Над числами, фигурами, ... Учащиеся предлагают свои варианты. Учащиеся предлагают свои варианты. Дети могут дать несколько рядов объект операции-операция - результат операции ( например: веер - открыть- веер, которым можно обмахиваться, лист- сложить- собачка оригами, число 2- прибавить 3- число 5 - Нужно посмотреть правило в учебнике. Учащиеся читают правило в учебнике и делают вывод, что «открытие» сделано верно. - Да. - Да. -Да. - Называть математические операции, определять, что является объектом и что является результатом операции. - Закрепить новое знание. |
Познавательные УУД понимание текстов, извлечение необходимой информации Познавательные УУД осознание и произвольное построение речевого высказывания Регулятивные УУД зафиксировать способы записи выражений на эталоне; Личностные УУД организовать фиксацию преодоления затруднения; организовать уточнение общего характера нового знания Регулятивные УУД Формирование способности сохранять цели и следовать им в учебной деятельности |
6. Самостоя-тельное применение новых терминов в речи. | 1) Фронтальная работа. Учебник с.1 № 2 Работа с учебником с. 1-2 № 3 - Выполните задания (а-е) в парах. - Кто ошибся? - В чем ошибка? - Исправьте свою ошибку. Предполагает дифференциацию помощи учителя детям с разным уровнем обучаемости. - Какой следующий шаг на уроке? | Учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют задание с комментированием. Вариант комментирования:
Учащиеся выполняют данное задание в парах с комментированием. Проверка организуется фронтально.(Опрашиваются учащиеся с трудностями восприятия для создания ситуации успеха) - (Проверить, сумеем ли мы выполнить данные задания самостоятельно.) | Познавательные УУД обучение рефлексии способов и условий действий. Коммуникативные УУД Обучение владению определенными вербальными и невербальными средствами общения Личностные УУД осознание ответственности за общее дело Регулятивные УУД контроль, коррекция |
7. Самостоя-тельная работа по использованию в собственной речи новых терминов при помощи эталонов. | - Закончите выполнение задания самостоятельно. - Кто из вас ошибся? - В чем ошибка? - Исправьте ошибку. - Сделайте вывод. - Кто не ошибся? - Сделайте вывод. | Учащиеся выполняют работу самостоятельно. Проверка организуется по образцу. -Неправильно вычислил, определил операцию, … -Нужно еще потрениро-ваться. Дети фиксируют дифференцированную часть домашнего задания. (получают на листочках: составить свои три ряда, продолжить ряд дополнив два компонента, дополнить один из трех компонентов в данный ряд) - Мы все хорошо усвоили. | Познавательные УУД построение логической цепи рассуждений, доказательство Регулятивные УУД тренировать способность к самоконтролю и самооценке |
8. Включение новых знаний в анализ вопросов и выражений при составлении задач. | - Какие операции чаще всего вы выполняете на уроках математике? - Что нужно делать, чтобы получать правильный результат? - Я предлагаю вам потренироваться в счете дома, а сейчас мы потренируемся в анализе задачи. Работа с учебником с.3 № 7 - Прочитайте задание. Один из учащихся читает задание вслух. - Итак, что нужно сделать? - Прочитайте все вопросы. - Какие вопросы подходят? - Какие вопросы подходят к одному и тому же выражению? Почему? - Начертите схемы к каждому выражению. | - Операции сложения, вычитания. - Тренироваться в счете.
Отмечаем в учебнике №6 на с. 2 - Подобрать к данному условию вопрос, соединить с подходящим выражением и начертить схему. Учащиеся читают про себя вопросы. Учащиеся называют номера вопросов и обосновывают свой выбор. В случае выявления ошибок проводиться коррекционная работа. В результате делается вывод, что к условию подходит 3 вопроса – первый, третий и четвертый. - к 1 выражению-1 вопрос- ищем целое. - ко 2 выражению- 3и 4 вопросы - ищем разность между большим и меньшим числом, т.е. сравниваем. Двое учащихся работают у доски без комментирования, остальные учащиеся работают в учебнике. Проверки организуется фронтально. Учащиеся, выполнявшие задание у доски, комментируют свои результаты. В случае выявления ошибок проводится коррекционная работа. | Познавательные УУД. Обучение рефлексии способов и условий действий, контролю и оценке процесса и результатов деятельности. Познавательные УУД Формирование общеучебных действий (умение структурировать знания). Познавательные УУД Операции анализа и синтеза Коммуникативные УУД Формирование умения осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | - Какую цель вы ставили пред собой на данном уроке? - Вам удалось достичь цели? - Положите перед собой карточки, которые вы заполняли в начале урока. - Кому удалось сделать открытие самому? - Кому не удалось? Почему? - Какую операцию вы выполнили в начале урока? - У кого настроение осталось прежним? С чем это связано? Учитель проводит рефлексию оценивания. - Какие вопросы остались на конец урока? Учитель комментирует домашнее задание: В учебнике с.2 №6, лист по выбору ученика из трех предложенных ( см. оборудование п.5) , с. 3 №8, 9-в т. - Все молодцы. Удачи в самостоятельной работе дома. | - Научиться определять операции в математике. -Да. - Учащиеся кладут перед собой заполненные карточки. -Дорисуй. Уточнить домашнее задание и выбрать карточки. | Регулятивные УУД контроль, коррекция, оценка Познавательные УУД контроль и оценка процесса и результатов деятельности Коммуникативные УУД Формирование эмоционально позитивного отношения к процессу сотрудничества. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок-проект урока математики 2 класс
урок-проект математика 2 класс . Тема: "Узоры и орнаменты на посуде"...
урок-проект урока математики 2 класс
урок-проект математика 2 класс . Тема: "Узоры и орнаменты на посуде"...
Проект урока математики во 2 классе по теме: «Вопрос как часть задачи» (по курсу «Математика» автора И. И. Аргинской)
Цели: актуализировать понятие задачи, формировать представление о структуре задачи,развивать математическую речь, оперативную память, произвольное внимание, наглядно-действенного мышление;воспит...
ПРОЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ ТЕМА УРОКА «Прямоугольник.»
ПРОЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИТЕМА УРОКА «Прямоугольник.»...
Проект урока математики во 2 классе «Вычитание суммы из числа» (авт. Петерсон Л. Г. Математика 2 класс , часть 2, урок 15)
Проект урока математики во 2 классе «Вычитание суммы из числа» Цель: познакомить с новым правилом вычитания;развивать внимание, речь, мыслительные и коммуникативные способности при работе в паре...
План-конспект урока по математике (4 класс) по теме: Проект урока математики в 4 классе
Цели: образовательные: повторить и обобщить знания детей по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями», закрепить навыки устного счета, отрабатывать навыки, решение задач на движение, закрепить зн...
Урок математики 2 класс "Множества и операции над ними" (Пересечение множеств)
Урок с применением активных методов обучения....