"Части фигур"1 класс, УМК "Перспектива"
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока по математике
Тема урока: «Части фигур»
Тип урока: урок - открытия нового знания
Цели деятельности учителя: актуализировать представления учащихся о разбиении фигур на части и составлении целой фигуры из частей;
Планируемые результаты:
- Личностные: – развивать логику, мышление, коммуникативные возможности учащихся, умение анализировать,
оценивать;
– интерес к новому учебному материалу, способам решения задач;
– уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.
- Предметные: – способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания,
наглядно-действенного мышления;
–- устанавливать взаимосвязь между целой фигурой и её частями, фиксировать эту взаимосвязь с помощью буквенных равенств;
Оборудования: Презентация в формате PowerPoint 97-2003, Учебник «Математика» 4 класс 3 часть Петерсон, цветная бумага, ножницы, линейка, карандаш
Этапы урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный | 1 мин | - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Дарья Витальевна. Этот урок проведу у вас я. Надеюсь, мы с вами хорошо поработаем. А теперь посмотрите на своего соседа, улыбнитесь ему. Приступим к уроку. | Приветствовать учителя | Личностные – воспринимать речь, обращенную к уч-ся. Воспринимать новую информацию. |
Мотивационный | 3 мин | Загадки в стихах: Все ли здесь цыплята-детки, Надо сосчитать наседке: Шесть – на грядках, три – во ржи. Сколько их всего, скажи? (9) В кружку сорвала Марина Девять ягодок малины. Пять дала своей подружке, Сколько ягод стало в кружке? (4) Кошка вышила ковёр. Посмотри, какой узор: Три большие клеточки, В каждой по три веточки. Села кошка на кровать, Стала веточки считать. Но никак не может! Кто же ей поможет? (9) Есть игрушки у меня: Паровоз и два коня, Серебристый самолёт, Три ракеты, вездеход… Сколько вместе? Как узнать? Помогите сосчитать! (8) Ёжик по грибы пошел, Восемь рыжиков нашел, Шесть грибов - в корзинку, Остальные – на спинку. - Сколько рыжиков везёшь На своих иголках ёж? (2) | Рассуждать. Выдвигать предположение. Воспринимать на слух | |
Постановка учебной задачи и её решение Словесн.: определение темы и цели урока Практич.: работать самостоятельно Словесный: ответы на вопросы | 10 мин | Посмотрите на фигуру на экране. Что это за фигура? Как вы это определили? Что вы видите внутри прямоугольника? (треугольники) Как можно назвать эти треугольники по отношению к прямоугольнику? (части) Вы уже догадались, о чем мы будем говорить сегодня? (о частях фигур) Какую цель можно поставить на урок? (научиться разбивать фигуру на части и составлять фигуру из частей) На парте два равных квадрата. Один из них разделён диагональю на две равные части, второй – на четыре. Квадрат – это четырёхугольник с прямыми углами. (Проверяем это, приложив каждый угол фигуры к углу парты.) Четырёхугольник– это замкнутая ломаная, состоящая из четырёх звеньев, последовательно соединенных отрезков. Задание 1 На сколько частей разделён квадрат? (2: 1 зелёная и 1 красная) Что за фигуры части квадрата? ( Треугольники) Разрежьте квадрат на части. Треугольник – это замкнутая ломаная, состоящая из трёх звеньев, последовательно соединенных отрезков. ( Три стороны – отрезка, три вершины – точки) Составьте из частей квадрата большой треугольник. Из каких частей состоит большой треугольник? ( Из красного и зелёного треугольника) Как найти квадрат с помощью двух треугольников? Как найти треугольник с помощью квадрата и другого треугольника? Задание 2 На сколько частей разделён второй квадрат? (4: 2 желтые и 2 красные) Что за фигуры части квадрата? ( Треугольники) Разрежьте квадрат на части. Составьте из частей два маленьких квадрата. Из скольких частей состоит каждый получившийся квадрат? (2) Как найти маленький квадрат? Как найти большой квадрат? Как еще можно найти большой квадрат? Что за фигура изображена на рисунке? (круг) На сколько и каких частей разбит круг? (4: 2 желтые и 2 зелёные дольки) Посмотрите, какие фигуры можно составить из этих 4 частей. Попробуйте сами составить эти фигуры. Каждая из фигур – это сумма четырёх частей. Что мы увидели? Из одинаковых частей можно составлять разные фигуры. - Целая фигура равна сумме её частей. -Чтобы найти часть фигуры, надо из целой фигуры вычесть другую часть. | Слушать учителя Письменно находить значения выражений Осуществлять проверку. | Познавательные – строят речевые высказывания. Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные – формулируют ответы и выводы. |
Решение частных задач Практич: Словесный беседа Практич: решение с комментированием Рабоат в парах Словесн: ответы на вопросы Практич: работать самостоятельно Практич.: выполнение физкультминутки Наглядный: демонстрация Практич: работа с фигурой Практич.: работа с учебником Сравнение | 20 мин | Посмотрим на задание 3 под цифрой 1. Что обозначает буква к? буква а? буква б? как расшифровать первую запись? А+б=к. в следующей строчке так же сложение. Что мы можем записать в пустых клетках? Чем мы воспользовались для составления этого равенства? (переместительный закон сложения) Как мы будем рассуждать при составлении равенств на вычитание? (Если из целого вычесть одну часть , то останется вторая часть. Если из целого вычесть вторую часть, то останется первая часть.) Посмотрите на вторую фигуру. Что это за фигура? На сколько частей она разделена? Попробуйте в парах составить равенства для круга и его частей, а затем мы проверим. Д+м=к М+д=к К-д=м К-м=д что мы подтверидили этим упражнением? Переходим к заданию 4. Как вы думаете, что требуется сделать? Будем выполнять это задание по рядам. 1 ряд выполняет первый столбик. 2 – второй столбик. 3 ряд – третий столбик. Проверка фронтально. В 5 задании нам нужно показать на числовом отрезке действия сложения и вычитания. Сложения показываем дугой красным карандашом, а вычитания – синим. Сколько прибавили к 8? Сколько получилось? Сколько нужно вычесть? В какую точку мы пришли? Далее попробуйте вычислить самостоятельно. Видео Что за фигура изображена на доске? А=Б+Г+В+Д Из каких частей состоит большой треугольник? (Целый треугольник – это сумма четырёх частей – треугольников.) А-Б=Г+В+Д Если из целого вычесть одну часть, то останется сумма трёх частей. Чтобы записать следующее равенство, нужно вспомнить, что часть можно вычесть только из целого (В-это часть треугольника А), поэтому А-В=Г+Б+Д Если из целого вычесть другую часть, то останется сумма трёх оставшихся частей. Б+Д=А-В-Г Сумма двух частей останется, если из целого вычесть остальные две части. № 7. Выполнить сравнение выражений без вычислений. Общее в выражениях подчеркиваем, а отличное – обводим в кружок. Работаем по цепочке с устным объяснением. 3+4=4+3 Переместительное свойство сложения. 2+6 2+7 Первое слагаемое одинаковое, поэтому больше то выражение, в котором второе слагаемое больше. (Чем больше прибавили, тем больше получили.) 9-4 9-6 Уменьшаемые одинаковые, поэтому сравниваем вычитаемые. То выражение больше, где вычитаемое меньше. (Чем больше взять, тем меньше останется.) 8-3=8-5 Вычитаемые одинаковые, поэтому сравниваем уменьшаемые. То выражение больше, где уменьшаемое больше. ( Чем больше было, тем больше останется.) 7-4=7+1 В первом случае из 7 вычли число, а во втором прибавили число, значит первое выражение меньше второго. 5+2 2+4 Одно из слагаемых одинаковое, значит сумма там больше, где второе слагаемое больше. | Отвечать на вопросы Слушать учителя Отвечать на вопросы Выполнять проверку. Выполнять задание Выполнять физминутку Работать с учебником Выполнять задание учебника Слушать учителя Выполнять задание Находить ответ | Личностные – установка на здоровый образ жизни. Коммуникативные – формулируют ответы и выводы. Коммуникативные – участвуют в учебном диалоге. Познавательные – строят речевые высказывания. |
Итог урока Словесн.: общение Наглядный | 4 мин | Итак, ребята, с чем мы сегодня знакомились? Какую цель мы себе ставили? Достигли ли мы ее? Каким образом? Какие новые понятия вы сегодня узнали? Где нам пригодятся знания, которые мы сегодня получили? домашнее задание: | Обобщать изученное. | Регулятивный – осуществлять итоговый контроль. Познавательный – строят рассуждение |
Рефлексия | 2 мин | Я раздала вам круги. Разделите его на 4 части, если вам сегодня было интересно и на уроке все удалось. На 2 части, если вам было трудно, но вы справились с заданиями. Не делите круг на части, если вам было не интересно и очень трудно. Что нужно делать, чтобы не ошибаться? Спасибо за урок! | Оценивать свою работу | Регулятивные – анализировать собственную работу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по математике в 1 классе Л. Г. Петерсон "Части фигур"
Разработка урока по математике по теме "Части фигур". К текстовому материалу прилагается презентация....
Урок труда во 2 классе Тема: Лепка из отдельных частей фигуры медведя.
Данный урок учит детей формировать из пластилина геометрические фигуры,развивает у детей мелкую моторику рук,...
Урок в 1 классе Части фигур
Ход урока и презентация к уроку...
Урок математики в 1 классе "Части фигур"
Презентация и ход урока в 1 классе по теме "частпи фигур" по программе Петерсон...
Конспект урока по математике в 1 классе. Части фигур.
На уроке используются технологии проблемного обучения, групповые, игровые. Дети сами не только раскрывают тему урока, но и сами на основе практических упражнений добывают новый материал....
Урок математики. 1 класс (2 часть). Тема: Части фигур" УМК "Школа 2100"
На данном уроке учащиеся практически знакомятся с понятиями "Часть", "Целое". На основе этих понятий учатся составлять выражения на раскрытие конкретных арифметических действий....
Конспект урока по математике по теме «Части фигур» проведенного в 1 «в» классе МБОУ «Параньгинская СОШ» учителем начальных классов Сабировой Г.Ю.
Представление о разбиении фигур на части...