Конспект урока по математике в 1 классе. Части фигур.
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Лаптева Светлана Викторовна

На уроке используются технологии проблемного обучения, групповые, игровые. Дети сами не только раскрывают тему урока, но и сами на основе практических упражнений добывают новый материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chasti_figur_1_kl.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5» г. Серпухов

Конспект урока

по математике в 1 классе

по теме «Части фигур»

                                                                     Учитель: Лаптева С.В.

 

Тема урока: Части фигур.

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.

Основная цель урока: Сформировать представление о разбиении фигур на части.

        Создать условия для систематизации взаимосвязи между целой фигурой и ее частями.

        Закрепить знания навыков счета в пределах 9.

        Воспитывать любовь к окружающему миру.

        Развивать память, внимание, логическое мышление, речь, творческие способности.

Оборудование: модели геометрических фигур.

I. Организационный момент.

        Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся и начнем наш урок со слов:

На новый урок

Дал старт заливистый

Школьный звонок.

Мы готовы считать,

Быстро складывать и вычитать.

II. Самоопределение к деятельности.

        - Посмотрим на доску, что вы здесь видите? (елку)

        - Новый год праздник для всех, для кого?  (для детей, взрослых, животных и птиц)

        - Какие птицы с нами встречают Новый год?  (те, которые не улетают в теплые края)

III. Актуализация знаний.

А) – Что вы видите на елке? (шары, игрушки)

     -  На верхушке какое число? (9)

Любое число можно составить из разных частей. Найдите на елке числа, при сложении которых будет равно 9.

У нас есть примеры 8 и 1, 1 и 8.

    - Какое свойство сложения мы знаем? (от перестановки слагаемых сумма не меняется)

        Смотрите, вот и первый гость у нас на елке!  (снегирь)

Б) Решите задачу.

Взял девять вишенок Сергей

И угостил своих друзей.

Четыре вишни дал он Вите,

А остальные все Никите!

        - Сколько вишен дал Сергей Никите? (5)

        - Какое выражение вы составили? (9 – 4 = 5)

        - Каким действием узнали?

        - Что мы искали, часть или целое?

        Смотрите, вот вторая птичка прилетела. (синица)

IV. Постановка учебной задачи.

        - Сколько гостей на елке? (2)

        - У нас приготовлено для них угощение.

На столах лежат синие квадраты (представим, что это пирожки). Нам понадобятся еще ножницы. Проведем физминутку для пальчиков:

        Пара ножниц есть у нас

        Пригодятся нам не раз

        Кто из нас отважный,

        Что разрежет лист бумажный.

И не забывайте о технике безопасности.

        Ножницами не маши

        Порезал, на место положи.

Пирожок у нас 1, а птичек 2. Разделите поровну! (покажите) Какие есть варианты?

        - Мы делили что? (целые)

        - На что? (части)

        - Сколько частей? (2)

        - Если мы сложим полученные части, получим целое!

        И если переставить части, все равно получим целое!

Мы так хорошо работали, что прилетели еще 2 птички (воробей, сорока)

Возьмите яблоко (круг) и разделите поровну на 4 равные части. (дети думают)

        Прошло 10 секунд.

- А я сейчас подскажу и стишок вам расскажу:

        Яблоко пополам,

        Половинки пополам.

        Каждой птичке

        Четвертинку я отдам.

V. «Открытие» новых знаний.

Разделили. Попробуйте поработать в парах. Составьте из частей другую фигуру, не круг.  (один ученик у доски). Значит, слагаемое может быть не одно, а несколько.

- так с чем же мы будем работать на уроке? (с фигурами)

                   

                            Тема урока: Части фигур.

VI. Первичное закрепление.

        Сколько бы не было частей, из них можно сделать одно целое, а если от целого взять одну частичку, останутся другие частички.

Откройте учебник с 26 №1, №2 мы уже выполнили. №3. а) решим вместе.

- Что обозначено буквой к? (целое)

- Что обозначено буквой а? (маленький кусочек)

- Что обозначено буквой о? (другая часть)

№3 с 26 Первое выражение из букв записано.

-   какое будет  второе   выражение? (б1а = к)

-  какое будет   третье выражение, из целого к – вычли а = б

-  какое будет четвертое выражение, из целого к – б = а

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой

№3 с26 2) выполнить самостоятельно.

- Кто выполнит задание наденет шапочку.

Давайте проверим по образцу. У кого правильно, поставьте +, а если нет ?  Кто ошибся исправьте.

VIII. Физминутка.

        Мы считали и устали

        Дружно мы тихонько встали

        Ручками похлопали: 1, 2, 3

        Ножками потопали: 1, 2, 3

        Сели, встали, встали , сели

        И друг друга не задели.

        Мы немножко отдохнем

        И опять считать начнем.

IX. Включение в систему знаний и повторение.

Посмотрите на №6 с27.

- Какая фигура здесь изображена? (∆)

- Какой буквой обозначен треугольник? (а)

- На сколько частей разделен ∆ ?

- Назови части. (б, в, г, д)

Посмотри на первое выражение, как найти целое? (надо сложить его части: а=б+в+г+д)

- Что получится, если из целого вычесть одну его часть? (останутся другие его части: а-б=г+в+д; а-в=б+г+д; б+д= а-г-в)

От чего мы всегда вычитали? (от целого)

Игровой момент: Игра «Аквриум»

        Фигуры рыб составлены из разных частей?

- Из какого цвета? (зеленого и желтого)

- Слева показывает цифра, в каждой фигуре сколько частей.

Первое слагаемое – желтым цветом.

Второе слагаемое – зеленым.

        Составьте и запишите выражения, значение которого = 9.

X. Рефлексия деятельности.

- С чем работали на уроке? (с фигурами)

- Было ли вам интересно на уроке?

- Что особенно понравилось?

 - Встречались ли в жизни с делением целого на части? (да), (яблоко, гостинцы на новый год, зернышки для птиц делим по разным кормушкам)

Даже песня есть такая: послушайте 1 куплет. (Все мы делим пополам…)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике 1 класс. "Пересечение фигур"

Конспект урока по математике 1 класс. "Пересечение фигур"...

Конспект урока по математике 2 класс на тему "Площадь фигур. Сравнение площадей."

Урок разработан по программе "Школа 2100", первый при изущении темы: "Площадь фигур"....

Конспект урока по математике 2 класс "Плоские и объёмные фигуры"

Урок создан в помощь учителям , работающих по образовательной программе "Школа 2100"...

Конспект урока по математике 2 класс "Пересечение геометрических фигур"

Конспект урока по математике для учащихся 2-х классов "Пересечение геометрических фигур"...