Использование дидактического материала на уроках математики в начальной школе
учебно-методический материал по математике (3 класс) на тему
Трудности в усвоении учебного материала учащимся школы нередко приводит к снижению их интереса к учению. Особенно трудным и, на первых порах, нелюбимым предметом становится математика. Это и понятно, так как для овладения математическими знаниями необходимо умение отвлекаться, сравнивать, обобщать.
Для успешного обучения и воспитания детей необходимо пробудить их интерес к учебным занятиям, увлечь, мобилизовать их внимание, активизировать их деятельность.
С этой целью использую разнообразные методы и приемы преподавания математики, привлекая красочный дидактический материал и наглядные пособия, чем вовлекаю учащихся в практический процесс овладения предметом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_didakticheskog_materiala_na_urokah_matematiki.docx | 493.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы
учителя начальных классов
Михеенковой Любови Николаевны
План.
- Введение.
- Многообразие занимательного материала, используемого при обучении математике:
- Дидактические игры и упражнения
- при изучении нумерации чисел;
- при изучении арифметических действий с числами;
- на развитие геометрических представлений;
- на формирование временных представлений.
2. Игровые моменты.
3. Развивающие задания:
- задания на развитие познавательной активности;
- задания на развитие внимания;
- задания на развитие памяти;
- задания на развитие мышления;
- задания на развитие воображения;
- задания на смекалку;
- задания на сообразительность;
- задания на вариативность;
- задания на использование анализа;
- задания на нахождение удобного способа действия;
- задания на умение классифицировать;
- задания на умение сравнивать;
- задания на умение обобщать;
- задания на нахождение взаимосвязей4
- задания на установление последовательности.
4. Загадки на занятиях по математике.
5. Задачи в стихах.
6. Математические сказки.
III. Заключение (результативность).
I. Введение.
Предмет математики настолько
серьезен, что полезно не упускать
случаев делать его немного
занимательным.
Б. Паскаль.
Трудности в усвоении учебного материала учащимся школы нередко приводит к снижению их интереса к учению. Особенно трудным и, на первых порах, нелюбимым предметом становится математика. Это и понятно, так как для овладения математическими знаниями необходимо умение отвлекаться, сравнивать, обобщать.
Для успешного обучения и воспитания детей необходимо пробудить их интерес к учебным занятиям, увлечь, мобилизовать их внимание, активизировать их деятельность.
С этой целью использую разнообразные методы и приемы преподавания математики, привлекая красочный дидактический материал и наглядные пособия, чем вовлекаю учащихся в практический процесс овладения предметом.
В своей практике использую различный занимательный материал: дидактические игры и упражнения, развивающие задания, задачи в стихотворной форме, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, фокусы, головоломки, игровые моменты.
Занимательный материал, используемый на уроках и во внеклассной работе по математике, не только увлекает, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребенка, приучает считаться с интересами товарищей.
Увлеченные игрой дети легче усваивают программный материал, приобретают определенные знания и навыки.
Поэтому использование занимательного материала делает процесс обучения интересным, создает у ребят бодрое рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала, снимает утомляемость, поддерживает внимание.
II. Многообразие занимательного материала, используемого для обучения математике.
1. Дидактические игры и упражнения.
Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приемами, - дидактическая игра. Ещё К.Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным. Причем игровой прием может быть включен в середине урока, в конце или даже в начале, в зависимости от темы, цели и характера игры.
Ценности дидактических игр в процессе обучения заключаются в том, что они создаются в обучающих целях, служат обучению, воспитанию и развитию учащихся. Благодаря использованию дидактического материала на уроках математики, можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. В игре учащиеся незаметно для себя выполняют большое число математических действий, упражнений, тренируются в счете, сравнивают множества и числа, решают задачи и т.д. Внимание ребенка приковано к игре, к выполнению игровых целей, а между тем он преодолевает трудности математического характера, переносит имеющиеся знания в новую для него обстановку. Дидактическая игра будит детское воображение, создает приподнятое настроение, так как она наиболее близка ребенку.
Положительные эмоции, которые возникают во время игры, активизируют его деятельность, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти, ассоциативной деятельности и формированием способности сравнить, сопоставлять, делать выводы и обобщения.
Подбирая какую-либо дидактическую игру для урока, придумываю следующие вопросы:
- Цель игры. Какие умения и навыки будут формироваться в процессе её проведения?
- Какие воспитательные цели преследуются в процессе игры?
- Посильна ли она для учащихся моего класса?
- Все ли учащиеся будут в одинаковой степени участвовать в игре?
5. Подведение итогов игры.
Подбор дидактических игр для обучения детей провожу в соответствии с программными требованиями. Планируя систему уроков по математике по той или иной теме, заранее подбираю дидактические игры. При выборе игр учитываю, чтобы математическое задание, составляющее основное содержание игры, отвечало обучающей цели урока, было посильно всем учащимся и служило максимальной активизацией их мыслительной деятельности.
Игры и занимательные упражнения при изучении нумерации чисел.
Основная задача при изучении нумерации чисел состоит в том, чтобы научить учащихся считать в прямом и обратном порядке. Учащиеся должны знать место числа в числовом натуральном ряду, уметь сравнивать числа по величине, уметь обозначать количества цифрами. Много внимания на этом этапе уделяется изучению десятичного состава чисел и поместного значения цифры в числе.
- Кто знает, пусть дальше считает.
Учитель называет числа 25, 26. Ученик должен считать дальше (то же при обратном счете). 10, 20 – кто знает, пусть дальше десятками считает. 400, 500 – кто знает, пусть дальше сотнями считает (и обратно).
- Какие числа пропущены?
Дается ряд чисел: 47, 48, 49, 52, 53, 55, 57, 59, 62.
Какие числа пропущены?
- Увеличь.
Игра состоит из следующих заданий учителя:
а) Запишите числа, которые на один десяток больше чисел: 25, 70, 83, 14, 91.
б) Запишите числа, которые на одну сотню больше чисел: 300, 250, 326, 105, 190.
в) Присчитывая по 10, запишите 5 чисел, начиная с 37.
г) Присчитывая по 100, запишите 5 чисел, начиная с 370.
д) Больше на 5. Учитель называет числа одно за другим, ученики должны называть числа больше названных на пять единиц.
Игра должна проходить в быстром темпе. Победителем считается ученик, давший все верные ответы.
- Кто больше составит чисел?
Учащимся предлагаются две цифры, например, 4 и 7. Затем дается задание: какие числа и сколько их можно составить из этих цифр?
Обращается внимание на значение цифры в числе, на изменение величины числа в зависимости от места цифры в числе.
Для учащихся можно предложить составить числа из трех цифр. Тот, кто составит все возможные числа, выиграл.
5. Назови соседей.
Игра состоит в названии соседей предложенных учителем чисел. Например: «Назови соседей чисел 100, 80, 999. Какое число «живет» между 59 и 61, 939 и 941 и т.д.»
6. У кого больше рыбок?
Материал игры: иллюстративное наборное полотно, на котором изображен пруд; в прорези этого полотна вставлены рыбки; на рыбках написаны числа.
Содержание игры: соревнуются две команды по 3-4 человека в каждой. Каждый член команды (поочередно) «ловит рыбку», громко называет число и проводит его анализ. Ученик должен сказать, сколько знаков в числе, определить его место в числовом ряду, дать анализ по его десятичному составу. Если все ответы его правильны, то он «поймал рыбку», если ученик ошибся, то «рыбка уплыла» (её снова вставляют в наборное полотно). Команда, которая «пойма больше рыбок», выигрывает.
7. Замени цифру.
Материал игры: у каждого ученика набор разрезанных цифр.
Содержание игры: соревнуются два ученика, каждый из которых должен вставить в наборное полотно число 70. Нуль заменить цифрой 5. переставить цифры местами. Прочитать первое и второе числа.
Игры и занимательные упражнения при изучении арифметических действий.
Содержание игр, описанных в этом разделе, способствует закреплению умений и навыков при выполнении четырех арифметических действий.
8. Маленькие покупки.
Материал игры: у учителя различные предметы или картинки с изображением предметов – ручки, перья, карандаши и т.д.; у учащихся таблички с числами от 1 до 20.
Содержание игры: Учитель говорит: «Один карандаш стоит 2 копейки». Затем показывает сначала один карандаш, потом несколько карандашей или картинки с их изображением и просит выбрать соответствующую табличку. Ученики выбирают и показывают таблички с ответами.
9. Вставить математический знак.
54…9 = 63 39…3 = 13
27…0 = 27 17…5 = 85
63…24 = 87 28…3 = 84
10.Найди примеры с одинаковыми ответами.
75 : 3 = 15 * 3 =
28 + 34 = 85 – 60 =
54 -29 = 90 : 15 =
11. Кто больше и вернее?
а) Кто составит примеры верно и больше всех?
С ответом 48 на сложение;
С ответом 19 на вычитание;
С ответом 45 на умножение;
С ответом 6 на деление.
б) Кто больше составит примеров с компонентами 6, 12, 2 или 16, 8, 2?
12. День и ночь.
Когда учитель произносит слово «Ночь», учащиеся кладут голову на парту и закрывают глаза. В это время учитель читает пример для устного счета на деление и умножение. Следует небольшая пауза. Затем учитель говорит: «День». Дети садятся прямо, и те, кто сосчитал, поднимают руку и говорят ответ.
Детям очень нравится эта игра. Она ценна тем, что дает возможность сосредоточится при счете более рассеянным детям, приучает их воспринимать примеры на слух.
13. Круговые примеры или цепочка.
Особенности этих примеров заключаются в том, что ответ первого примера является началом второго, ответ второго – началом третьего и т.д. Наконец, ответ последнего примера является началом первого. С такого рода примерами следует познакомить учащихся не только с целью осуществления самопроверки, но и с целью обучения самостоятельно составлять такие примеры.
Содержание игры:
1) Сначала учитель предлагает учащимся решить столбик примеров и записать ответы, например: 12 + 7 = 19; 19 – 5 = 14; 14 : 2 = 7; 7 + 5 =12.
Затем он обращает их внимание на ответы и начальное число следующих примеров. Такие примеры называются круговыми.
- Учащиеся совместно с учителем составляют круговые примеры.
- Учащимся предлагаются карточки с круговыми примерами. Они
решают примеры и располагают их так, чтобы получилась «цепочка».
- Самостоятельное составление учащимися круговых примеров.
Игры и занимательные упражнения на развитие геометрических представлений.
14. Назови предмет.
Назовите предметы, которые по форме напоминают круг. Первый ученик называет, остальные добавляют. Например, ученик последним предметом назвал дно стакана. Учитель говорит: «Дно стакана – раз, дно стакана – два, дно стакана - …» Если не найдется ещё ученик, который назвал бы предмет, по форме напоминающий круг, учитель произносит: «Три!» Победителем считается то, кто последним назвал предмет.
15. Разложи правило.
Материал игры: кубики, бруски.
Содержание игры: Вызванный ученик называет лежащие перед ним геометрические формы, ощупывая их. Затем ученик закрывает глаза и на ощупь откладывает налево кубы, направо брусы. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.
16. Что изменилось?
Материал игры: демонстрационные геометрические фигуры или тела (круг, квадрат, треугольник, куб, брус, шар).
Содержание игры: Учитель расставляет на столе три геометрические фигуры и предлагает учащимся внимательно посмотреть и запомнить последовательность их расположения.
По команде «Глазки спят!» учащиеся закрывают глаза, а учитель быстро переставляет одну-две фигуры и спрашивает: «Что изменилось?» Ученик должен ответить, какой фигуры нет или как изменилось расположение фигур.
Можно оставить расположение фигур без изменений. Это всегда создает оживление у детей.
Примечание: Число фигур следует постепенно увеличивать.
17. Распознай фигуру.
Материал игры: рисунки квадратов у каждого ученика.
Игра выполняется с помощью рисунка. Учащийся должен ответить на вопросы:
Сколько всего квадратов в квадрате?
Сколько всего прямоугольников в квадрате?
18. Сколько треугольников?
На доске начерчен треугольник.
Учитель проводит одну линию в треугольнике и просит сосчитать, сколько треугольников образовалось. Затем проводит вторую линию и т.д.
Соревнование можно организовать между двумя учениками.
19. Определи на глаз.
Вызванный ученик определяет сначала на глаз, какая ломанная линия длиннее, а потом проверяет себя с помощью линейки.
20. Будь внимателен!
Материал игры: рисунки геометрических фигур.
Учитель ставит такие вопросы: «Какие геометрические фигуры ты видишь на рисунках? Посчитай, сколько одинаковых геометрических фигур на каждом рисунке?»
Дидактические игры и занимательные упражнения, формирующие временные представления.
21. Ответь на вопросы.
Содержание игры: Учащиеся должны дать ответы на вопросы:
- Сколько дней в неделе?
- Прошло 3 дня с начала недели. Сколько дней осталось до её конца?
- Пятница (воскресенье и т.д.) – это какой день недели?
- Как называется второй (первый, четвертый ит.д.) день недели?
22. Который час?
Материал игры: циферблаты часов.
Содержание игры: Учитель называет определенный час. Учащиеся на своих часах показывают соответствующее время.
Вариант I. Учитель на циферблате ставит стрелки и, обращаясь к учащимся, спрашивает: «Который час?» Учащиеся на своих циферблатах устанавливают то же время, называют, который час, и показывают свои часы. Ученику, правильно определившему время, дается жетон. Выигрывает тот, у кого больше жетонов.
Вариант II. Учитель называет определенный час. Учащиеся на своих часах показывают соответствующее время. Затем ученики отвечают на вопросы учителя:
- Сколько времени показывают часы, если обе стрелки часов направлены своими концами в противоположные стороны и показывают целое число часов?
- Что можно сделать за 2 минуты? За 1 секунду? За 1 час?
23. Назови время года.
Материал игры: карточки с названием времени года.
Учитель показывает карточку с названием времени года. Ученик должен назвать время года, следующее за данным.
2. Игровые моменты, использующиеся на уроках математики.
- Устрой грозу! Пусть пойдет дождь!
78 - 19 =
59 – 27 =
61 – 39 =
49 + 39 =
70 – 16 =
29 + 62 =
2. Реши примеры, сложи ответы каждого из участников соревнования и узнай имя чемпиона.
35 + (19 - 6) = 45 + 45 -19 = 25 -19 + 16 =
100 – (50 + 50) = (16 -16) + 100 = 90 – (75 -29) =
11 + (64 -17) = 31 – 29 = 7 + 7 + 7 =
Чемпион –
3. Реши примеры и раскрась воздушные шары в свои любимые цвета:
4. Кто какие примеры решил? Проведи стрелочки.
19 + 1 + 14 + 5 = 60
28 + 2 + 50 + 6 =
72 – 10 -30 – 2 = 30
22 + 8 +30 =
92 -40 +8 =
78 -20 +2 = 86
39
- «Зажги» самую яркую звезду на небе (с наибольшим ответом и назови её своим любимым именем.
6. Ты трудностям не поддавайся!
Смелей по лестнице взбирайся!
То вверх, то вниз тебя влечет,
Она к успеху приведет!
7. Редкое имя малютке-котенку
Мама его промяукала громко,
Быстро реши все примеры подряд,
Будет малыш благодарен и рад.
76 : 4 = 60 : 4 = 84 : 4 =
40 : 4 = 4 × 15 = 4 × 9 =
52 : 4 =
4 × 13 =
10 19 13 15 21 36 52 60
8. Мелкий дождь украдкой
В поле моросил.
Заглянул в тетрадку –
Наши числа смыл.
А потом за знаки взялся,
Чтобы ты не догадался.
Мы его перехитрили
Мы примеры все решили.
65 – 32 : = 57
81 – 8 × = 9
64 : : 2 = 4
7 × - 27 = 36
9. Смелей в поход!
3. Виды развивающих заданий, нацеленных на формирование различных приемов умственных действий.
Задания на развитие познавательной активности.
В своей работе я широко использую задачи практического характера и задачи, интересные в познавательном отношении. Их я составляю на основе цифровых данных материалов газет, журналов, статистических справочников и энциклопедий.
Простые задачи чаще всего для устного счета. Задачи более сложные использую для индивидуальной работы с сильными учениками.
- Вес белого медведя 500 кг. Сколько килограммов весят 2 таких медведя?
- Если волк голоден, то он способен съесть сразу до 10 кг мяса. Сколько килограммов мяса съедят 10 голодных волков?
- Скорость волка в случае опасности 55 км/ч. Сколько километров может пробежать волк с такой же скоростью за 1 час?
- Один хомяк запасает на зиму 800г зерна. Сколько зерна уничтожат за зиму 2 хомяка, 20 хомяков?
- Розовый скворец съедает 200 г саранчи в день. Сколько граммов саранчи уничтожат за 4 дня 1 скворец, 10 скворцов?
- Чтобы напоить корову, надо в сутки 50 л воды. Сколько литров воды надо запасти в сутки для 10 коров?
- На год курице требуется 36 кг зерна. Сколько зерна надо запасти на год 100 кур при такой норме?
- Корова за сутки съедает 8 кг. сена. Сколько сена надо запасти для коровы на месяц, если считать в месяце 30 дней?
- Сокол живет 170 лет, а жизнь дрозда в 17 раз короче. Сколько лет живет дрозд?
- Мама слониха имеет массу 6 т., а её слоненок в 5 раз легче. Чему равна масса слоненка?
- Масса щуки 34 кг., а рыба-меч на 265 кг. тяжелее. Какова масса рыбы-меч?
- Баобаб живет 4000 лет, а лиственницы 400 лет. Во сколько раз баобаб живет дольше лиственницы?
- Сколько гусениц может уничтожить курица за 16 ч., если известно, что за 1 ч. Она может съесть 100 гусениц?
- Сосна может прожить 600 лет, ель вдвое дольше, чем сосна, а дуб на 800 лет дольше ели. Сколько лет может прожить дуб?
- Чтобы насытится, тигру надо 30 кг. мяса, а желудок усатого кита вмещает 3 т. пищи. Во сколько раз кит может съесть пищи больше, чем тигр?
- Продолжительность жизни ежа 10 лет, а жизнь зайца на 1/5 этих лет меньше. Чему равна продолжительность жизни зайца?
- Яйцо страуса имело массу 1 кг. 500 г., а куриное яйцо 62 г. На сколько граммов яйцо страуса тяжелее куриного яйца?
- Длина голубого китенка 7 м., длина взрослого кита 33 м. На сколько метров подрастает китенок?
- Длина кита 33 м., это на 19 м. больше длины акулы. Какова длина акулы?
- Высота кавказской питы 60 м., а высота сибирской пихты 30 м. Во сколько раз кавказская пихта выше сибирской?
Задания на развитие внимания.
Внимание – это самый первичный познавательный процесс, с которым рождается ребенок, благодаря которому он удивляется новизне окружающего мира и творчески исследует его. Для развития этого вида творческой деятельности можно использовать всевозможные лабиринтные задания, задания-путаницы, разнообразные игры, требующие от ученика для их правильного выполнения сосредоточенности, наблюдательности, усидчивости.
- «Веселый счет».
Назовите и покажите все числа от 1 до 10 по порядку.
Назовите все однозначные (двузначные) числа, которые здесь встречаются.
Чем двузначные числа отличаются от однозначных?
- «Мальчики».
В одном городе жили-были неразлучные друзья: Коля, Толя, Миша, Сережа. Коля – самый высокий, Толя – самый толстый, Миша – самый тонкий, Сережа – самый низкий.
Теперь скажите, кто самый толстый? Самый низкий? Самый высокий? Самый тонкий?
- «Разговор по телефону».
В одном городе на одной площадке стояли два больших дома. В одном доме жили лиса, волк, коза. В другом доме жили белка, баран, лошадь. Однажды вечером лиса, волк и коза решили позвонить своим соседям. Узнайте, кто кому звонил.
Задачи на развитие памяти.
Развитие произвольной памяти – одна из главных задач современной школы. Для формирования произвольного запоминания можно использовать задания на основе геометрического и счетного материала. Детям предлагается зрительно или на слух запомнить как можно больше фигур и чисел или порядок их расположения и нумерацию. Задания можно усложнить путем введения большого числа предметов, которые надо запомнить.
- «Память на числа».
В жизни на приходится часто запоминать адрес, номер телефона, посчитать деньги при покупке. И всегда в этих случаях нам надо запомнить числа. Вот и сейчас мы будем запоминать числа на слух. Я вам их медленно прочитаю, а вы должны их затем назвать, не нарушая порядка следования: 1, 7, 9, 2, 3, 5.
- «Сколько?»
Учитель показывает треугольники и круги, не придерживаясь ни какого порядка, учащиеся должны запомнить, сколько увидели треугольников и сколько кругов. Те, кто правильно запомнил, считаются победителями. Теперь учитель вводит в игру квадраты (далее аналогично). Затем и прямоугольники (далее аналогично).
- «Память на фигуры».
Запомните как можно больше фигур и зарисуйте их.
- «Запоминай мгновенно».
Давайте поиграем. Я буду ставить точки в фигуры, а вы должны запомнить, как я это делаю, и повторить за мной.
Задания на развитие мышления.
Для развития творческого мышления большое значение имеют задания, ориентирующие школьников на получение нового продукта. Задания подобного вида наиболее ярко показывают уровень развития творчества каждого ребенка, так как учащиеся пробуют создать что-то новое, свое, неповторимое, используя для этого усвоенные ранее знания и умения. К упражнениям такого вида можно отнести такие задания: составление задач и выражений, нахождение своего способа действия, постановка дополнительных вопросов к заданию учебника, придумывание предметов на основе заданных геометрических фигур.
- «Думай и составляй».
С числами 15 и 4 составьте два задании так, чтобы одно из них было задачей, а другое – нет.
- «Убери кружки».
Нужно из всех кружков убрать белые. Как это можно изобразить на рисунке? Я это сделала так:
Нарисуй свой способ.
- «Составь задачу».
Составь задачу по её решению: 32 – 20. Если можете, то запишите все возможные вопросы к условию задачи так, чтобы решение не изменялось.
- «Художники».
Помогите художнику дорисовать картинки. Например, был овал – стал зайчик, был овал – стала ложка и т.д.
Задания на развитие воображения.
Здесь необходимо фантазировать, мысленно представлять итоги того или иного преобразования, например, вообразить целое из предложенных его частей, соотнести размеры на глаз, придумать человечка или зверька из предложенных геометрических фигур и т.д.
1. «Кто лучше?»
3-4 ученика, зажмурившись, чертят одновременно на доске одну и ту же геометрическую фигуру:
Выбывает из игры то, кто начертил хуже других. (аналогично с усложняющимися фигурами).
- «Веселый человечек».
Нарисуйте веселого человечка, используя фигуры:
- «Петушок».
Из одних кругов разного размера нарисуйте петушка.
- «Салфетка».
В начале ряда нарисована бумажная салфетка, свернутая вчетверо. После того, как салфетку свернули, в ней сделали фигурный вырез. Необходимо определить, как будет выглядеть салфетка, если её развернуть. Из четырех готовых ответов выберете правильное решение и запишите номер решения.
5. «Угадай».
Как вы думаете, что получится на Машином рисунке, если все треугольники раскрасить, а оставшиеся четырехугольники – зеленым? Проверь свою догадку.
Задания на смекалку.
Для подбора заданий на смекалку имеется самая большая литература. Сюда относятся задачи-шутки, головоломки, ребусы, занимательные вопросы и т.д. Подобные задания способствуют разностороннему развитию умственной деятельности детей, так как учащиеся пробуют сопоставлять, менять местами, находить подходящие варианты.
- «Летели гуси».
Летели гуси: один гусь впереди, а два – позади; один – позади, два – впереди; один между двумя. Сколько всего летело гусей? Как они летели? Сделайте рисунок.
- «Загадочные контуры».
Учитель расставляет на листе бумаги несколько предметов разной величины и формы и обводит их цветным карандашом. Затем все эти предметы кладет на те места, где они обычно находятся. После этого вызывает детей, которые должны по получившимся контурам догадаться, какие здесь обведены предметы, отыскать их и поставить на контуры. Те из играющих, кто правильно закроет большее число контуров, считается победителем.
- Головоломка.
Пятью прямыми линиями разделите циферблат так, чтобы в каждой части числа давали бы равную сумму.
Задачи на сообразительность.
- Мотоциклист ехал в поселок. По дороге он встретил три легковых машины и грузовик. Сколько всего машин шло в этот поселок?
- В одной семье два отца и два сына. Сколько это человек?
- В семье 5 сыновей и у каждого есть сестра. Сколько детей в этой семье?
- Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут надо варить 5 яиц?
- Что легче 1 кг. ваты или 1 кг. гвоздей?
- Сколько раз нужно отрезать, чтобы веревку длиной 10 м. разрезать на части по 2 м. каждая? (4)
- Оля моложе Димы, а Дима моложе Коли. Кто Моложе Оля или Коля?
- Во дворе находятся куры и поросята. У них всего 5 голов, а ног 14. Сколько было кур и поросят?
- По двору ходят куры и кролики, у всех вместе 20 голов и 52 ноги. Сколько всего кур и кроликов?
- Сын спросил у отца, сколько ему лет. Отец ответил: «Если к моим годам прибавить полсотни и ещё 5 лет, то мне будет 100.» Сколько лет отцу?
- Боря гостил в деревне неделю и два дня. Сколько всего дней гостил Боря в деревне?
- Лестница состоит из 15 ступенек. На какую ступеньку надо вставать, чтобы быть на середине лестницы?
- Три подруги – Надя, Вера и Зина – пошли в кино в платьях разного цвета: красном, голубом и синем. Надя была не в красном и не в голубом платье. Зина была не в голубом платье. В каком платье была каждая девочка?
Задания на нахождение альтернативных вариантов.
В жизни человеку часто приходится искать несколько путей решения одной проблемы. Но он не задумывается о том, что тем самым участвует в творческом процессе. Учащимся нужно овладевать приемами альтернативы, чтобы суметь увидеть различные подходы к решению математических задач и выражений. Здесь же можно предлагать ребятам выбрать один или несколько правильных вариантов из множества предложенных или способы их решения.
1. Расположите цифры 1, 2, 3 в разном порядке. Найдите все 6 способов.
2. «Смекай».
Миша получил в школе задание: провести в треугольнике две линии. Он выполнил задание.
А теперь задание для вас. Как по-другому можно провести две линии внутри треугольника?
3. «Шесть стульев».
Миша готовил класс к утреннику. А Маша решила, пользуясь случаем, дать ему выполнить задание. Она попросила его расставить шесть стульев у четырех стен комнаты по-разному. Как Миша мог бы выполнить задание Маши?
4. «Раскрась».
Раскрась квадраты так, чтобы два из них были одинаковыми, а два – разными.
5. «Разноцветные шарики».
В коробке было 3 желтых и 3 красных шарика. Миша взял 4 шарика. Сколько шариков каждого цвета могло быть у Мальчика? Найди три ответа. Сколько шариков осталось в коробке?
6. «Найди все дороги».
Представьте, что это кружок – ваш велосипед и вам надо проехать из левого нижнего угла в правый верхний. Но одно условие – каждый раз вы должны ехать по разным дорожкам.
Задания на использование анализа.
Умение анализировать – одна из главных особенностей творческой деятельности. Анализ – это метод научного исследования путем рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей чего-либо. Он может быть мыслительным, мысленно-зрительным. Ребятам можно предлагать задания на нахождение недостающей фигуры, определение последовательности, на зрительное восприятие точечного рисунка, на нахождение закономерности между рисунком и записью и др.
1. «Логическая задача».
У девочки было три мяча – красный, синий и зеленый. Красный был больше, чем синий, а синий больше, чем зеленый. Какой мяч самый большой? Какой самый маленький? Нарисуй мячи в порядке увеличения их размеров и закрась нужным цветом.
2. «Раскрась кубики».
Надо раскрасить большие кубики так, чтобы маленький кубик был между желтым и зеленым, а черный был рядом с желтым.
3. «Недостающая фигура».
Нарисуй недостающую фигуру и закрась её нужным цветом.
- «Точечный рисунок».
. . . . . . Нарисуй по точкам такую же фигуру.
. . . . . .
. . . . . .
. . . . . .
. . . . . .
. . . . . .
Задания на нахождение или выбор удобного способа действия.
Суть упражнений на выбор удобного способа действия заключается в том, что учащиеся ставятся в трудное положение: им нужно из нескольких верных ответов выбрать наиболее удобный. В рамках этого вида творческого задания дети пытались находить удобное направление движения, удобное решение, самый легкий и удобный путь до поставленной цели.
1. «Раздели яблоко поровну».
Раздели яблоко 6 ребятам, чтобы никого не обидеть.
2. «Удобный способ вычисления».
Найдите значения выражений удобным способом:
30 + 2 + 40 + 5 = 9 + 7 + 1 = (98 + 98) – 98 =
10 + 7 + 2 = 8 + 2 + 5 = (26 + 76) – 26 =
6 + 30 + 20 = 2 + 7 + 8 = (37 + 43) – 43 =
70 + 9 + 10 =
3. «Поднимись по лестнице».
Мише надо подняться по лестнице, которая состоит из 9 ступенек. Когда быстрее Миша доберется до площадки, если не будет пропускать ступенек? Будет прыгать через одну, через две ступеньки? Почему?
4. «Как удобнее?»
Как удобнее сложить тройки чисел, чтобы проверить, что квадрат – магический?
5. Вы находитесь в зрительном зале. Вам нужно место № 4. В ряду 9 мест:
С какой стороны (слева или справа) вы найдете быстрее свое место?
Задания на умение классифицировать.
Классифицировать – это значит суметь распределить по группам, разрядам или классам. Основой этого типа задания является умение выделять признаки предметов и устанавливать между ними сходства и различия. Можно предлагать детям разные варианты формулировки подобных упражнений. В одних на основание классификации указывает учитель, в других – дети сами выделяют эти основания. Детьми классифицируются предметы по признакам: размер, форма, цвет; числа: двузначные и однозначные, четные и нечетные; геометрические фигуры: треугольники, квадраты, круги, прямоугольники; линии: кривые, ломаные, отрезки. В более трудных случаях основание на классификацию содержит в себе 2 и более признака.
1. «Числа и фигуры».
От однозначных чисел проведите стрелки в овал, от чисел, оканчивающихся нулем – в круг, от двузначных чисел – в полукруг.
7 4 16 18 10 6 3 14 2 11 19
8 0 12 5 9 17 13 1 20 15
2. «Игра в выражения».
37 + 0 = 72 + 2 = 10 + 40 = 15 + 0 = 20 + 30 =
26 + 1 = 50 + 20 = 6 + 3 = 99 + 0 =
Распределите выражения на три группы. Найдите значения выражений.
3. «Игра в числа».
Разбейте числа на две группы так, чтобы в каждой группе были числа, похожие между собой:
63, 8, 1, 30, 45, 6, 7, 10, 9, 99, 2, 74
4. «Фигуры».
По какому признаку все фигуры можно разбить на 2 группы, 3 группы, 5 групп?
Задания на умение сравнивать.
На первый взгляд простая операция сравнения включает в себя несколько ступеней:
- Мысленное выделение признаков предметов и расчленение их на существенные и несущественные.
- Выделение основания для сравнения.
- Выявление сходства по данным признакам.
- Выявление различия.
- Объяснение выявленного сходства и различия; вывод.
Задания на умение сравнивать, это такие, где надо дорисовать недостающие части предмета, сравнить записанные выражения, не вычисляя их значения, найти схожее и отличительное в записи того или иного упражнения, сравнить выполненные на доске рисунки.
1. «Хватит ли?»
3 девочки и 4 стула. Хватит ли стульев?
7 учеников и 6 ручек. Хватит ли ручек?
5 малышей и 7 пар варежек…
8 петель и 9 пуговиц…
2. «Сравни».
Сравните два рисунка, дорисуйте второй рисунок так, чтобы он стал одинаковым.
3. Сравните выражения в каждой строке. Поставьте между ними знаки сравнения, не находя значений выражений.
9 + (1 + 7) 9 + (7 + 1)
8 + (6 + 2) (8 + 6) + 2
7 + (3 + 8) (7 + 3) + 8
4. «Сравни выражения».
Выполните действия и скажите, чем все выражения слева отличаются от всех выражений справа?
5 + 2 + 1 = 5 + 2 + 2 =
4 + 1 + 2 = 4 + 1 + 3 =
1 + 2 + 1 = 1 + 3 + 1 =
2 + 2 + 1 = 2 + 2 + 2 =
Задания на умение обобщать.
Задания на обобщение включают в себя умение из множества чисел, слов, выражений, предметов и др. выделить «лишнее». Для устного выполнения творческих заданий этого типа детям приходится и сравнивать, и анализировать, и использовать элементы классификации, и только затем на основе всего этого дела выводы. От них требуется не только назвать или указать «лишний» предмет, «лишнее» число и др., но и обосновать свой выбор.
1. «Назовите одним словом».
четыре квадрат
двадцать треугольник
один круг
пятьдесят прямоугольник
2. «Лишнее слово».
Выпишите лишнее слово: десять, два, пятнадцать, семьдесят, декабрь, восемь.
3. «Смекай-ка».
37, 7, 25, 15, 3, 11, 65, 45, 55, 10, 75, 85, 95
Выпишите все числа, которые схожи между собой по одному признаку, исключая «лишние» числа.
- «Найди схожие пары слов».
прямая______дм__ см_____минус замкнутая_____равно
линия длина длина знак линия знак
6. «Какая фигура лишняя».
Среди изображенных пяти фигур четыре имеют в чем-то сходство, а одна от них отличается. Найдите эту «лишнюю» фигуру. Чем она отличается от остальных?
Задания на установление взаимосвязей и соответствий.
Найти соотношение, выражающее согласованность, равенство в каком-либо отношении довольно трудная задача порой даже для взрослых. Учащиеся предлагается в рамках этого вида заданий найти соответствие между парами выражений, частями предмета, найти недостающую часть изображения, раскрасить по аналогии предметы и т.д.
- «Соответствия».
Найдите соответствия между двумя числами и одной фигурой.
- 3, 3
- 4, 4
- 6, 6
- 3, 2
- 2, 1
2. «Загадки веселого карандаша».
Прочитайте слоги по порядку и отгадайте загадку.
2 1 4 3 6 5 8 7 9
маль пять ков чи чу пять чи лан ков
3. «Составь домик».
Найдите к каждому домику его крышу. При каким признакам вы ориентировались?
Задания на установление последовательности и использование зачатков планирования.
Творческие задания на установление последовательности очень редко встречаются в методической литературе. Чтобы научить детей находить логически обоснованные, закономерно вытекающие пути решения данных упражнений, учителю надо потрудиться самому, составляя и находя эти задания, посильные для детей. Это задания, где учащимся надо расставить картинки в определенном порядке, заполнить «шведскую стенку», постепенно выполняя действия, подняться по математической лесенке с «секретом», определить порядок действий, найти последовательность перехода по лабиринту.
1. «Расположи шарики в последовательности увеличения размера» (в последовательности изменения цвета: красный, коричневый, синий, оранжевый).
Сколько шариков всего? Менялось ли количество шариков от того, что мы по-разному их размещали?
2. «Интересное задание».
Используя данную закономерность, продолжи ряд чисел:
1, 3, 5, 7….
3. «Ромашки».
Расположи ромашки по порядку.
4. Загадки на занятиях по математике.
Загадки расширяют кругозор детей, развивают любознательность и пытливость, тренируют внимание, память, мышление.
Практика показывает, что применение загадок дает положительные результаты, так как они знакомят детей с окружающим миром, раскрывают богатство родного языка, развивают логическое мышление.
Любая загадка – это логическое упражнение, при выполнении которого ребенок учится выделять количественные стороны предмета (абстрагированные), а также находить предмет по нескольким перечисленным признакам (синтез). Загадки могут быть различной степени сложности, это зависит от числа признаков и от того, насколько они характерны для данного объекта.
Загадки могут использоваться при изучении темы «Меры времени». Так, загадка:
Две сестрицы друг за другом
Пробегают круг за кругом.
Коротышка – только раз,
Та, что выше, - каждый час.
(стрелки часов)
может привлечь внимание учащихся к движению стрелок, послужить началом работы с моделью часов (подвижные стрелки). Например, можно попросить поставить стрелки часов так, чтобы они показывали 9 часов, а затем определить, какой угол образовался между стрелками (прямой).
На руке, и на стене,
И на башне в вышине.
Ходят с боем и без боя,
Всем нужны – и нам с тобой.
(часы)
Что за птицы пролетают?
По семерке каждой стае
Вереницею летят,
Не воротятся назад.
(дни недели)
Двенадцать братьев
Друг за другом ходят,
Друг друга не обходят.
(месяцы)
При знакомстве учащихся с календарем уместно будет прочитать следующие загадки:
Годовой кусточек
Каждый день роняет листочек,
Год пройдет –
Весь лист опадет.
(календарь)
Выходило 12 молодцов,
Выносили 52 сокола,
Выпускали 365 лебедей.
(месяцы, недели, дни)
В этой загадке в иносказательной форме описывается год, а количественные соотношения между мерами времени служат основными признаками, по которым учащиеся определяют отгадку. Очень часто дети стараются запомнить загадку, чтобы загадать её друзьям или родителям, подчас не подозревая, что тем самым заучивают таблицу мер времени.
Основные соотношения между мерами времени очень своеобразно рассматриваются в сказке В. Даля «Старик-годовик». Это произведение дети воспринимают, как большую загадку, в которой по количественным признакам нужно определить: каких птиц выпустил старик-годовик, как их имена, почему у этих волшебных птиц по четыре крыла, что это за 7 перьев в каждом крыле и почему «одна половина пера белая, а другая черная».
Чтобы научить ребенка отгадывать загадки, ему надо помочь установить, что и где искать, выявить все остальные признаки, предположить отгадку и доказать, что она удовлетворяет всем требованиям загадки.
Задачи, имеющие форму загадок, также вызывают большой интерес, активность, стремление правильно ответить на вопрос, например:
Отгадайте-ка, ребятки,
Что за цифра – акробатка?
Если на голову встанет,
Ровно на три больше станет.
(шесть)
Я так мила, я так кругла,
Я состою из двух кружочков,
Как рада я, что я нашла
Себе таких, как вы, дружочков!
(восемь)
Вид её – как запятая,
Хвост крючком, и не секрет:
Любит всех она лентяев,
А её лентяи – нет.
(двойка)
Эта цифра – как замочек:
Сверху крюк, внизу кружочек.
(шесть)
Вот так цифра – кочерга,
У неё одна нога!
(семь)
Я двойку в 20 превращу,
Из троек и четверок
Смогу я, если захочу,
Составить 30, 40.
(нуль)
5. Задачи в стихах.
Сколько бубликов в мешок
Положил ты, Петушок?
- Два, но дедушке дадим,
И останется … (один)
На крыльце сидит щенок,
Греет свой пушистый бок.
Прибежал ещё один
И уселся рядом с ним.
(сколько стало щенят?)
Утка морковку в корзине несла,
Этой покупкой довольна была.
Если морковку ещё ей купить,
Сколько их будет?
Ты можешь сложить?
Потеряла Золушка башмачок.
Прибежала с праздника – и молчек.
Стали ей потерянный примерять,
Сколько же у Золушки их опять?
Кум и кума не
Не приложат ума.
Сколько тарелок нужно подать,
Чтоб каждому щи
Из отдельной хлебать?
Карандаш один у Миши,
Карандаш один у Гриши.
Сколько же карандашей
У обоих малышей?
Гуляет в джунглях старый слон,
И одинок и грустен он.
Но подошел к нему сынок,
И больше слон не одинок.
(Сколько слонов теперь?)
У домика утром два зайца сидели
И дружно веселую песенку пели.
Один убежал,
А второй в след глядит.
Сколько у домика зайцев сидит?
Ну-ка сколько здесь ребят
На горе катается?
Трое в саночках сидят,
Один дожидается.
Я рисую Кошкин дом:
Три окошка, дверь с крыльцом,
Наверху ещё окно,
Чтобы не было темно.
Посчитай окошки
В домике у кошки?
Щука в озере жила,
Червячка с крючка сняла.
Наварила щука щей,
Пригласила трех ершей.
Говорили всем ерши:
- Щи у щуки хороши!
(сколько было всего рыбок)
Вышли с гоготом смотри,
Два гуся из-за угла,
И у каждого, смотри,
Две ноги и два крыла.
Вышли гуси на лужок,
Сосчитай в уме, дружок,
Сосчитай-ка без ошибки,
Сколько крыльев, сколько ног?
Ехали две тачки
И ещё две тачки.
В каждой по две кошки
И по две собачки.
Сколько было тачек,
Кошек и собачек?
Два мяча у Ани,
Два мяча у Вани.
Два мяча, да два, малыш,
Сколько их, сообразишь?
На рассвете у корыта
Утка удочку нашла.
По траве, росой умытой,
Утка к озеру пришла.
Долго клева ожидала,
Подсекла трех сазанов,
Одного ерша поймала,
Сосчитай её улов.
Через поле по прямой
Шел баран на водопой.
Трех овечек за собою
Вел он важно к водопою.
Сколько вместе их? Считай же1
Ответ быстро называй же!
Три пушистых кошечки
Улеглись в лукошечке.
Тут одна к ним прибежала
Сколько вместе кошек стало?
Четыре сороки пришли на уроки.
Ода из сорок не знала урок.
Сколько прилежно
Трудилось сорок?
В садике гулял павлин,
Подошел ещё один.
Два павлина за кустами.
Сколько их? Считайте сами.
6. Математические сказки.
Сказки любят все, но особенно – дети. Их можно включать в уроки математики при повторении или закреплении изученной темы и использовать во внеклассных занятиях. Именно для такой работы предназначены следующие сказки.
Сказка «Знаки >, < и =.»
В городке чисел было раннее утро. Числа мирно спали в своих домиках. С первыми лучами солнца тишину нарушило петушиное пение. Большой красивый петух сидел на заборе и важно хлопал крыльями. Со всех уголков городка стали собираться числа, чтобы посмотреть на этого красавца. Петух увидел восхищенные взгляды и ещё больше заважничал. Каждое число непременно хотело подружиться с ним. Никто в городе не знал, что внешняя красота не всегда говорит о красоте душевной. И петух этим пользовался – дружил только с теми, кто больше, сильнее. Например, идет он с числом 3, на пути ему встречается число 2 или 1, он обязательно его клюнет. Но стоит ему встретить число, которое больше 3, он тут же перебегает к нему, а 3 клюёт. И так постоянно. Обиделись числа на петуха и выгнали его из своего города. Но с тех пор знаки сравнения стали очень похожи на петушиный клюв. Он направлен своим острым концом всегда на меньшее число, как будто хочет его клюнуть. (На доске записаны пары чисел, дети ставят нужный знак).
А как вы думаете, что сделал бы петух в этом случае? Поставьте петушиный знак!
5 5?
Он бегал бы от одного числа к другому (учитель ставит знак равенства) и никак не мог решить, какое из чисел больше. Теперь, ребята, вы никогда не ошибетесь в сравнении чисел.
Сказка о нуле.
- Далеко-далеко, за морями и горами, была страна Цифирия. Жили в ней очень честные числа. Только Нуль отличался ленью и нечестностью.
- Однажды все узнали, что далеко за пустыней появилась королева Арифметика, зовущая к себе на службу жителей Цифири. Служить королеве захотели все.
Между Цифирией и королевством арифметики прошла пустыня, которую пересекали четыре реки: Сложение, вычитание, умножение, Деление. Как добраться до Арифметики? Числа решили объединиться и попробовать перейти пустыню.
- Рано утром, как только солнце косыми лучами коснулось земли, числа двинулись в путь. Долго шли они под палящим солнцем и наконец добрались до реки Сложение. Числа бросились к реке чтобы напиться, но река сказала: «Станьте по парам и сложитесь, тогда дам вам напиться». Все исполнили приказание реки. Исполнил приказание и лентяй Нуль, но число, с которым он сложился, осталось недовольно: ведь воды река давала столько, сколько единиц было в сумме, а сумма не отличалась от числа.
- Солнце ещё больше печет. Дошли до реки Вычитание. Она тоже потребовала за воду плату: стать парами и вычесть меньшее из большего; у кого ответ получился меньше, тот получил больше воды. И снова число стоящее с Нулем в паре, оказалось в проигрыше и было расстроено.
- Побрели числа дальше по знойной пустыне. Река Умножение потребовала от чисел перемножаться. Число, стоящее в паре с Нулем, вообще не получило воды. Оно еле добрело до реки Деление.
- А у реки Деление никто из чисел не захотел становиться в пару с Нулем. С тех пор ни одно число не делятся на Нуль.
- Правда королева Арифметика примирила все числа с этим лентяем: она стала приписывать нуль рядом с числом, которое увеличивалось в десять раз.
И стали числа жить-поживать да добра наживать.
Работать со сказкой можно по-разному: после чтения задать ряд вопросов; попросить детей на отдельных этапах продолжить сказку; рассмотреть сказку, как задание с пропусками.
Хочется отметить, что применение сказок на уроках повторения и закрепления делает их более разнообразными, интересными. Сказки и вопросы к ним дают большой воспитательный эффект и способствует развитию мышления.
III. Заключение.
Работая над темой «Использование занимательного материала на уроках и во внеклассной работе по математике », я достигла следующих результатов в своей работе.
За текущий период обучения учащихся получили следующие знания, умения и навыки:
- умение читать, записывать, откладывать на счетах, сравнивать многозначные числа;
- знания и навыки в производстве четырех арифметических действий с отвлеченными и именованными числами;
- знания метрической системы мер, мер времени и умение пользоваться этими мерами;
- элементарные сведения о простых и десятичных дробях и умение производить сложение и вычитание дробей;
- элементарные навыки черчения и знакомство с простейшими геометрическими фигурами и телами на уроках наглядной геометрии;
- умение решать несложные арифметические задачи (на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц; на увеличение и уменьшение числа в несколько раз; на нахождение суммы или остатка; на умножение; на деление по содержанию или на равные части; на цену, количество, стоимость; на движение(в том числе встречное), на нахождение периметра и площади и др.)
У ребят повысился интерес к предмету. Использование занимательного материала способствовало возникновению положительных эмоций, активизации деятельности ребенка, развитию произвольного внимания, памяти, мышления, систематизации жизненного опыта, а также общему развитию речи, расширению кругозора и обогащению словаря.
Игровые моменты на уроках – разрядка для нервной системы.
Все это свидетельствует об огромном значении занимательного материала, используемого на уроках и во внеклассной работе по математике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал для уроков математики в начальной школе. 2 класс
Данные упражнения могут бытьиспользованына уроках математики во 2классе. Материал предоставлен в виде блоков и разделен...
Задачи в стихах. Дидактический материал для уроков математики в начальной школе.
Задачи в стихах подойдут для устного счёта на уроках математики в начальной школе....
Использование краеведческого материала на уроках математики в начальной школе
Автор делится опытом формирование устойчивых вычислительных навыков у младших школьников. на числовом материале, связанном с историей Петербурга....
Использование дидактических игр на уроках математики в начальной школе.
Выступление по теме : "Использование дидактических игр на уроках математики в начальной школе."...
Использование краеведческого материала на уроках математики в начальной школе
Использование краеведческого материала на уроках математики в начальной школе/...
Отчет по самообразованию по теме: «Использование дидактических игр на уроках математики в начальной школе»
Данная тема актуальна, так как в настоящее время в мире повышается насыщенность информацией. Актуальной задачей школы становится развитие у учащихся умений самостоятельно отбирать и оценивать получаем...
Отчет по самообразованию учителя начальных классов по теме: «Использование дидактических игр на уроках математики в начальной школе».
В данном материале представлен отчет по самообразованию учителя начальных классов по теме: «Использование дидактических игр на уроках математики в начальной школе»....