ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИАГРАММ И ТАБЛИЦ ДЛЯ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССА УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья по математике (4 класс) по теме
В данной статье описан практический опыт применения информационно-коммуникационных технологий на уроке математики в 4-м классе по системе общего развития Л.В.Занкова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
реальная математика: применение диаграмм и таблиц на уроках в начальной школе | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИАГРАММ И ТАБЛИЦ ДЛЯ ВИЗУАЛИЗАЦИИ
ПРОЦЕССА УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Серикова О.С.
МБОУ СОШ №1 с УИОП г.Шебекино
В современном образовании идёт внедрение новой концепции обучения, помещающей обучающегося в центр образовательного процесса, превращающего его из пассивного слушателя в самого активного в этом процессе. Поэтому наряду с системно-деятельностным подходом на первый план в педагогическом процессе выходят информационно-коммуникационные и интерактивные технологии обучения.
Данная новация раскрывает практическое применение интерактивных технологий обучения на уроках математики в начальной школе, где процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех обучающихся класса и учителя-наставника, с последующим анализом усвоения учебного материала.
Цель новации: научить достраивать несложные готовые столбчатые диаграммы; сравнивать, обобщать, распознавать одну и ту же информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм, интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
Методы работы: словесные, практические, познавательные игры, метод инсценизации (заранее подготовленный диалог), метод генерации идей (решение сообща трудной проблемы), метод предъявления информации в виде диаграмм и таблиц.
Результаты данной инновации: формирование у обучающихся информационно-коммуникационных компетенций и создание нового приёма диагностики знаний с помощью диаграмм, составленных самими обучающимися.
Современные дети очень хорошо владеют многими приёмами работы на компьютере в силу их любознательности, пристрастию к компьютерным играм, влечению к социальным сетям, а ещё и в силу того, что компьютер привлекателен как объект для обмена информацией. Кроме этого, мобильные телефоны, ставшие обычным атрибутом любого ребёнка школьного возраста, имеют сходные с компьютером или ноутбуком операции. Это облегчает деятельность учителя, которому остаётся только организовать работу обучающихся по использованию их навыков работы на компьютере, но уже в учебных целях.
В четвёртом классе по предмету математика мною придумана и отработана новация «Командная диаграмма». Класс делится на команды. Каждая выбирает название, например, «Марафонцы», «Олимпийцы», «Умники», «Знатоки», «Чемпионы», «Эрудиты». Обязанности в команде распределяются таким образом: капитан (обычно это отличник по математике), помощник капитана, секретарь-оформитель, программист. Уже само распределение по командам активизирует работу учащихся на уроке и даже дома, потому что домашние задания учитываются далее в интерактивной игре. В начале урока учитель предлагает программистам, которые уже посовещались с капитанами, заполнить данные в заготовку диаграммы (гистограмма с накоплением Лист1Ряд1). Появляются первые столбики диаграммы одного заданного заранее цвета. Далее, когда дети выполняют предусмотренные учителем задания на уроке, программисты по результатам выполнения каждым членом команды самостоятельной работы, вносят данные в следующие ряды диаграммы Лист1. Ряд 2, 3). Столбики гистограммы с накоплением растут. Обучающиеся теперь наглядно могут видеть свои успехи, работу команды и класса в целом. Это и является визуализацией процесса усвоения учебного материала младшими школьниками. Учитель, применяя технологию «Командная диаграмма», «убивает» сразу двух зайцев. С одной стороны дети овладевают информационно-коммуникационными компетенциями, а с другой стороны наглядно показывают и в дальнейшем анализируют степень усвоения полученных знаний. И всё это делается прямо на уроке и имеет визуальное (наглядное) подтверждение. Такая работа очень увлекает детей, дисциплинирует и активизирует. Они самостоятельно, ещё до урока могут выбрать цвет для столбиков гистограммы, её вид, размер, задать различные параметры. Обучающиеся переживают за свою команду, кооперируют усилия, развивают навыки работы с компьютером, но уже с целью учебной игры.
Далее можно использовать диаграмму для составления простых и составных задач. Эту работу можно делать фронтально, по группам или индивидуально. Приведу примеры задач. На сколько баллов команда «Эрудитов» опережает команду «Марафонцев»? Сколько всего баллов получили все шесть команд? Во сколько раз у команды «Чемпионов» больше баллов, чем у команды «Олимпийцев»? На сколько баллов лидер команд обогнал команду, имеющую самое малое количество баллов? Сколько баллов заработали три лидирующие команды?
Данная новация полностью соответствует предметным результатам усвоения учебного материала по предмету математика. В разделе «Работа с информацией» записано: учащемуся предоставляется возможность научиться достраивать несложные готовые столбчатые диаграммы; сравнивать, обобщать, распознавать одну и ту же информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм, интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований.
Работа по использованию информации, полученной из диаграммы, для заполнения таблицы тоже является новацией. Современные учебники математики, на мой взгляд, не содержат задач из раздела «Реальная математика», поэтому задачи берутся мною из жизни.
Приведу фрагмент урока математики в 4 классе по системе общего развития Л.В.Занкова. Этап урока «Составление и решение простых и составных задач, используя данные диаграммы, показывающей расход воды семьёй Кузнецовых с сентября по февраль».
Учитель: А вот перед вами ещё одна диаграмма. Давайте распознаем, сравним, обобщим информацию, представленную в столбцах данной диаграммы, и перенесём её в таблицу.
Информацию представляет подготовленный обучающийся: «Семья Кузнецовых пять месяцев старалась экономить воду. Из диаграммы видно, что из месяца в месяц потребление воды уменьшалось. Если в сентябре семья расходовала 30м³, то в феврале уже 9м³».
Учитель: Давайте перенесём данные об объёме потреблённой воды из диаграммы в таблицу. Какой формулой вы будете пользоваться при нахождении начисления денег за объём потребления воды? (N=t∙v)
Учитель: Капитаны, распределите задание между членами группы и найдите, сколько начислено денег семье за каждый месяц. Вычисления делаем в тетрадях. Проверяем друг у друга. Ниже таблицы напишите, какие советы вы дадите друг другу и вашим семьям по экономии воды.
Месяц | Объём воды V, м³ | Тариф t, коп. | Начислено N, руб. и коп. |
Сентябрь | 30 | 3053 | 915р.90к. |
Октябрь | 25 | 3053 | 763р.25к. |
Ноябрь | 23 | 3053 | 702р.19к. |
Декабрь | 16 | 3053 | 488р.48к. |
Январь | 11 | 3053 | 335р.83к. |
Февраль | 9 | 3053 | 274р.77к. |
Одновременно из сильных учащихся можно организовать творческую группу (2-3 человека) с последующей презентацией плаката. Задание: подсчитайте, сколько денег сэкономила бы семья Кузнецовых, если бы она экономила в сентябре, октябре, ноябре, декабре, январе так же, как в феврале, и занесите данные в плакат «Экономь воду!» Расчёты: 30-9=21, 25-9=16, 23-9=14, 16-9=7, 11-9=2; 21+16+14+7+2=60(м³); 3053∙60=1831р.80к.
Вывод обучающихся: если бы семья Кузнецовых экономила воду с сентября так, как она экономила в феврале, то она бы добавила (сэкономила) к семейному бюджету 1831р.80к. Одновременно программисты команд заносят результаты вычислений в сводную электронную таблицу, а плакаты (мини-проекты) всех команд и творческой группы вывешиваются на доску – результат урока становится очевидным.
Интерактивные новации обучения, предложенные в данной статье, дают возможность учителю начальных классов визуализировать процесс усвоения учебного материала. Это очень привлекательно для обучающихся, именно, начальной школы, для которых важны зрительные образы, а демонстрация своих достижений превращается в увлекательную игру.
Используемая литература
1. Мясоед Т.А. «Интерактивные технологии обучения. Спец. семинар для учителей» М., 2004
2.Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. «Технологии игры в обучении и развитии» М., 1996, 268 стр.
3.Суворова Н. «Интерактивное обучение: Новые подходы» М., 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад с презентацией на тему: Формирование познавательных универсальных действий на уроках математики в начальной школе" с разработкой урока математики с использованием деятельностного метода
Доклад был подготовлен к педчтениям с учителями города. В докладе показаны какие универсальные учебные действия могут быть применены на уроках математики. На примере урока с презентацией можно это про...
Использование интерактивного метода развития мышления "Шесть шляп де Боно" на уроках математики в начальной школе
Данная технология позволяет рассмотреть определённую тему с разных точек зрения:· выявить преимущества и недостатки;· выдвинуть ...
Использование дифференцированного подхода для организации учебной деятельности на уроках математики в начальной школе
Использование дифференцированного подхода для организации учебной деятельности на уроках математики в начальной школе...
Использование учебных ситуаций на уроках математики в начальной школе
Материал содержит примеры учебных ситуаций для уроков математики....
Презентация на тему: "Методика использования ситуаций свободного выбора учебных заданий на уроках математики в начальной школе."
Презентация на тему: "Методика использования ситуаций свободного выбора учебных заданий на уроках математики в начальной школе."...
Сборник материалов школьной предметной методической недели «Работа с текстовыми задачами на уроках математики в начальной школе»
Сборник материалов школьной предметной методической недели «Работа с текстовыми задачами на уроках математики в начальной школе» (я - методист. 2016г.)...
Обобщение педагогического опыта по теме «Использование современных технологий обучения на уроках математики в начальной школе в процессе реализации ФГОС»
Обобщение педагогического опыта по теме «Использование современных технологий обучения на уроках математики в начальной школе в процессе реализации ФГОС»...