методическая разработка урока математики в 3 классе Жуковой Н.И. МБОУСШ№10
методическая разработка по математике (3 класс) на тему
Методическая разработка урока математики по ФГОС в 3 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_zh.n.docx | 516.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация города Дзержинска Нижегородской области
Управление образования Администрации города Дзержинска
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя школа № 10»
(МБОУ «Средняя школа № 10»)
Методическая разработка урока математики
Тема: «Площадь фигуры. Способы сравнения площадей»
3 класс.
Учитель начальных классов
Жукова Наталия Ивановна
Дзержинск 2016
Оглавление:
1.Введение 3
2.Основная часть
2.1 Тип урока, цель и задачи урока, материально-техническое обеспечение содержания урока 4
2.2 Планируемые результаты урока 5-6
3.План и хронометраж урока 7-8
4.Проект урока 9-26
5.Список использованной литературы 27
6.Приложения
6.1Приложение №1 28
6.2Приложение №2 29
6.3Приложение№3 30
УМК | Школа России |
Тема урока | Площадь фигуры. Способы сравнения площадей. |
Тип урока | Изучение нового материала. |
Цель Задачи: | Формирование познавательных интересов и познавательной активности, стимулирование желания учиться, воспитание интереса к изучению геометрии через развитие практического умения находить и измерять площадь фигур рациональными способами. Познакомить с понятием «площадь фигуры», её символом, способами сравнения площадей. Развивать практическое умение измерять и сравнивать площадь известными способами. Формировать умение формулировать учебную задачу урока, развивать математическую речь, отвечать на вопросы, сотрудничать с учителем и одноклассниками |
Материально-техническое обеспечение урока | Для учителя: Презентация к уроку, компьютер, интерактивная доска Для учащихся: Раздаточный материал: у каждого2 фигуры квадратов и кругов,2 фигуры на клетчатой основе. альбомный лист, конверты с заданиями для парной и групповой работы Учебник, рабочая тетрадь. Тетрадный лист с домашним заданием. Словарь Ожегова С.И. Линейка успеха, сигнальная карточка для обратной связи. |
Планируемые результаты урока | |
личностные |
|
предметные |
|
метапредметные |
Логические УУД
Коммуникативные УУД
|
Формы контроля. | Пошаговый. самоконтроль, взаимоконтроль, |
План и хронометраж урока
№ п/п | Название этапа | Хронометраж |
1 | Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»). Урок построен с учетом технологии деятельностного подхода к обучению. | 1 |
2 | 2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими. Наглядно-демонстрационный метод. Форма учебной работы –фронтальная, (устная форма выполнения задания) | 1 |
3 | Выявление места и причины затруднения. Постановка учебной задачи. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа. Проблемный метод. Форма учебной работы –фронтальная. | 3 |
4,5,6 | 4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник). Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах). Объяснительно-иллюстративный метод. Проблемный метод (проблемная ситуация). Практический метод. Форма учебной работы-фронтальная, (устная и письменная форма выполнения задания) | 25 |
7 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. Практический метод. Форма работы-работа в паре постоянного состава, (письменная форма выполнения задания. | 5 |
8 | Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности Практический метод. Форма работы-работа в микрогруппах, (письменная и устная форма выполнения задания) | 6 |
9 | Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности | 4 |
№ п/п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Теоретическое обоснование: Формируемые УУД (группа УУД и название конкретного УУД), средства их формирования (формы, методы, приемы и т.п.) |
1 | Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»). | -Вспомним наш любимый девиз урока. -Сегодня на уроке мы узнаем и откроем новые знания в стране под названием «Геометрия» -Перед работой пожелаем друг другу успеха и обменяемся удачей (хлопки в ладони друг- другу с соседом по парте) | -Дети хором: «Что знаем –повторим, что не знаем-узнаем!» | |
2 | Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими. | Слайд №1(см Приложение) На доске геометрические фигуры: круг . треугольник, четырехугольник, квадрат, прямоугольник. -Назовите геометрические фигуры. По каким признакам они различаются? -Измерьте площадь круга и площадь прямоугольника, результаты запишите в тетрадь | -По цвету, форме, величине(размеру) -Дети в замешательстве, задание выполнить не могут задают вопросы : Что такое площадь и как ее искать? | Наглядно-демонстрационный Познавательное УУД : выделение существенных признаков |
3 | Выявление места и причины затруднения. Постановка учебной задачи Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа. | - Значит, что мы должны сначала узнать? -Определите тему урока Запишем тему в тетрадь. Итак. на уроке мы познакомимся с понятием «площадь фигуры , её символом. Откроем разные способы измерения и сравнения площадей. Появляется слайд №2( тема и план урока) | -Что такое площадь? -Площадь фигуры | Регулятивное УУД: Определение и формирование цели деятельности на уроке с помощью учителя |
4,5.6 | Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник). Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах). | Уточнение понятия «площадь» -Где мы можем узнать определение площади? -Как быстрее найти тему урока в учебнике? -Куда можно еще обратиться? -Посмотрим толкование слова «площадь» (обращаюсь за помощью к детям) -Какое это слово? -Перечислите все значения -В геометрии под словом «площадь» будем понимать численную характеристику фигуры, показывающую размер этой фигуры. Обозначается большой латинской буквой S На слайде 2 высвечивается определение площади. -Вернемся к нашим геометрическим фигурам(сл.1) -Найдите самую маленькую фигуру по площади. -Найдите фигуру самую большую по площади. -Сравните площадь круга и площадь треугольника. -Посмотрите вокруг. Все предметы имеют площадь. -Покажите площадь тетради, учебника, альбомного листа -Площадь какого из перечисленных предметов самая маленькая , самая большая? -Назовите в классе ещё предметы, которые имеют площадь и сравните их. - Скажите, площадь-это важное свойство или им можно пренебречь, не брать во внимание? -Приведите пример из жизни, когда вам нужно было учитывать площадь фигуры, размер предмета. -А как вы сейчас определяли площадь, при помощи чего? -Что можно сказать об этом способе? На слайде3 выделяется 1 способ сравнения площадей: 1.на « глаз» (отмечается положительная сторона способа «+») -Подумайте и скажите, всегда ли наши глаза безошибочно определяют площадь? Открыть слайд Задание: Попробуйте определить площади геометрических цветочков на глаз..(площади красных кругов у маленького и большого цветочка) -Какие будут мнения? Мнения разделились Как быть? Оказывается не всегда можно верить глазам своим, попробуйте найти еще способ измерения площадей. (Дети должны догадаться, что круги можно наложить друг на друга) -Сравните два способа. -Какой из них будет более точным в сравнении площадей? На слайде3 выделяется 2 способ наложение фигур друг на друга отмечается положительная сторона способа №2 и отрицательная у способа №1) Задание: На парте у каждого лежат 2 фигуры (круг, квадрат). Сравните их площади. Каким способом лучше воспользоваться? Почему? Результаты запишите в тетрадь. --Возьмите в руки тетрадь и учебник, сравните их площади наложением. -Сравните площадь учебника и площадь альбомного листа. -Чему мы учились, выполняя это задание? Зачем? | -В учебнике. -По оглавлению находят стр56, но в учебнике нет определения площади -К толковому словарю (словарь Ожегова С.И) интернету -Многозначное Ответы детей (называют 3 значения площади) Пишут в тетради рядом с темой -Площадь круга самая маленькая Площадь прямоугольника самая большая -Площадь круга меньше площади треугольника или площадь треугольника больше площади круга. Запись в тетрадь с помощью символов. Ответы детей -Важное Ответы детей (на уроках технологии изготавливаем поделки , изделия, учитывая площадь, обложки покупаем по размерам учебников. мебель покупаем с учетом площади комнаты и т.д) -При помощи глаз -Удобный, глаза всегда с нами Предположения детей (да, нет) -Разные ответы детей. -Надо наложить один круг на другой Круги совпали, значит площади одинаковые -2способ. -2 способом Запись результатов символами в тетрадь. (S кр < Sквад, Sквад >Sкр.) -Площадь тетради меньше площади учебника. -Площадь альбомного листа больше площади учебника -Учились измерять площадь наложением. Решать задачи, использовать в жизни. | Объяснительно-иллюстративный, практический. Форма работы-фронтальная (устная и письменная) Познавательное УУД: Умение осуществлять информационный поиск |
Предметное УУД : понятие площадь фигуры Познавательное УУД: анализ. Сравнение Коммуникативное и предметное УУД : учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий. Познавательное УУД: знаково-символическое действие Познавательное УУД: анализ, сравнение. Коммуникативное УУД: Владение монологической и диалогической формами речи Познавательное УУД: Анализ. Предметное УУД:1 способ измерения и сравнения площадей Регулятивное УУД: умение высказывать свое предположение Частично-поисковый.(создание проблемной ситуации через проблемный вопрос) Форма работы-фронтальная (устная) Познавательное УУД: умение анализировать проблемную ситуацию. устанавливать причинно-следственные связи. делать выводы Предметное УУД: 2 способ измерения и сравнения площадей Познавательное УУД: анализ, сравнение Практический. Форма работы-фронтальная (письменная и устная) Познавательное УУД: анализ, сравнение. Выбор наиболее эффективного способа решения задачи. Знаково-символическое действие Коммуникативное УУД: владение монологической формой речи. Регулятивное УУД: Действие целеполагания | ||||
Физкультминутка. Игра «Наоборот» | -Скажите, всегда ли можно сравнивать площади наложением? Задание: На слайде 5 расположены фигуры (приложение1) -Можно ли площадь фигуры под буквой Б сравнить с площадью фигуры под буквой В наложением одной фигуры на другую? -Как же сравнить площади фигур, если наложение одной фигуры на другую не помогает нам? -Что можно сделать с этими фигурами? -Что будем делать дальше? (Если нет ответа, дать подсказку : закрасить клеточку в фигуре) -Давайте попробуем сделать это. -Сколько квадратиков в фигуре Б? -Сколько квадратиков в фигуре В? -Сделайте вывод. -Мы только что с вами открыли 3 способ сравнения площадей. Попробуйте его сформулировать. (На слайде4 открыть 3 способ сравнения площадей) Подведем итоги. У 2 способа есть отрицательная сторона. какая? На слайде3 отметить отрицательную сторону «-« 2 способа и положительную «+» 3 способа -Какой способ из 3-х можно считать самым рациональным и точным?
| Предположения детей. На парте у детей лежат такие же фигурки из клетчатой бумаги Пробуют сравнить наложением, не получается. -Разбить фигуры на клеточки-маленькие квадраты. Сосчитаем квадратики в фигурах. - 9 квадратиков - 9 квадратиков. SБ= SВ -Разбить фигуры на квадраты, сосчитать их количество. Не всегда можем его использовать. Не все фигуры можно сравнить наложением. -3 способ | Проблемный, ( создание проблемной ситуации через вопрос),практический. Форма работы-фронтальная(письменная) Регулятивное УУД: умение высказывать свое предположение Познавательное УУД: умение анализировать проблемную ситуацию. устанавливать причинно-следственные связи. делать выводы Познавательное УУД: анализ, сравнение Познавательное УУД: знаково-символическое действие Познавательное УУД: обобщение Предметное УУД:3 способ измерения и сравнения площадей Познавательное УУД: сравнение, обобщение Коммуникативные УУД: Умение вступать в диалог со сверстниками и взрослыми | |
7 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. | Задание: На парте лежит конверт с номером варианта(1.2.3). В конверте 2 фигуры А и Д, выберите способ измерения площади, найдите площади этих фигур запишите результат сравнения к себе в тетрадь.(Приложение1) Предлагаются 3 варианта: На слайде 6 позже появляются записи с результатами по каждому варианту 1в. SА=16 кв. SД=16 кв. SА=SД 2в. SА=10 кв. SД=8кв. SА.>SД 3в. SА=12 кв. SД=13кв. SА. -Оцените свою работу по линейке успеха (критерий «правильно»). -Как оценили себя, у кого что не получилось? Если возникли затруднения, допущены ошибки на полях поставьте«?» | Дети записывают результаты к себе в тетради и сравнивают по эталону. -Дети на своих линеечках определяют свой уровень выполнения задания (линейка успеха есть у каждого ученика) | Практический. Работа в паре постоянного состава. Регулятивное УУД: Умение осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль Познавательное УУД: знаково-символические действия. Коммуникативное УУД: Овладение умением работать в паре. Регулятивное УУД: действие самооценки |
8 | Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности | -Разобьемся на группы(четверки) и получим задание. Смотрим инструкцию на слайде №7(Приложение 2) -Достаньте фигуры из конверта и рассмотрите их. Попробуйте из них сложить слово. -Какое качество, однокоренное к слову «друг». поможет вам слаженно, быстро и весело работать в группе? - Решите задачу: На уроке технологии из квадратных листов цветной бумаги вырезали буквы. Букву Д-из желтого листа, Р-из синего. У-из зеленого, Г-из красного. Каждый лист имеет длину-5 клеток. Определите, площадь обрезков бумаги какого цвета осталось больше всего? Обоснуйте ответ. (Рассмотреть 2 способа решения задачи, найти рациональный способ решения) -Чему мы учились, выполняя это задание? | Дети получают конверты для групповой работы В конверте лежат фигуры: -Дружба Находят 2 способа решения:1 сп. Находят площадь букв и смотрят, что у фигуры с меньшей площадью, площадь обрезанной части больше всего. 2 сп. Сразу находят площадь обрезанной части у фигур и отвечают на вопрос -Учились применять 3 способ измерения площади фигур. | Практический. Работа в группах Личностные УУД: Умение выделять нравственно-этические нормы поведения Коммуникативные УУД: Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности Овладение умением работать в группе Владение монологической и диалогической формами речи Умение слушать и слышать других, способность к принятию иной точки зрения , готовность к коррекции собственной точки зрения Познавательное УУД: . Выбор наиболее эффективного способа решения задачи. Регулятивное УУД: действие целеполагания |
9 | Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания. | -Что нового мы узнали на уроке? -Ребята ,где мы можем использовать знания о площади и способы сравнения площадей? Открыть слайд самооценки. По критериям «интересно» и «трудно» оцените свою работу на уроке. -Что было трудным на уроке? -Что понравилось? Что было особенно интересным? -Чему вы уже научились, над чем еще надо поработать? Закрепите свои знания, выполняя домашнее задание на листочках.(см Приложение №3) | -В решении задач, в жизни. Дети чертят 2 шкалы и отмечают свой уровень. | Познавательные УУД: Умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя Личностное УУД: смыслообразование, эмоционально-личностная оценка-умение эмоционально откликаться на содержание учебного материала, умение рефлексировать изменения своего эмоционального состояния в процессе восприятия материала урока. Регулятивные УУД: действие самооценки |
Список литературы
1.ДеменеваН.Н Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС-
Москва.,2013
2.Корбакова И.Н Деятельностный метод обучения- Волгоград..2011
3.Носкова А.Б, Петрова Т.Ю. Современнный урок в начальной школе- Учитель.,2011
4.Плешаков А.А Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы - Просвещение..2011
Приложение 1
Дидактический раздаточный материал:( у каждого альбомный лист,2 фигуры: квадрат и круг,2 фигуры Б И В на клетчатой разлиновке.
Материал для работы в парах постоянного состава: конверты с заданиями 3-х вариантов
Линейка успеха
Приложение 2
Приложение 3 Домашнее задание
1) Найди возможными способами площадь самой большой фигуры и закрась ее красным цветом, площади одинаковых фигур и закрась их зеленым цветом.
2)3способом найди и запиши площадь прямоугольника.
3) Придумай для своего соседа по парте необыкновенную геометрическую фигуру для измерения площади.
Пояснение к выполнению домашнего задания
Первое задание позволяет провести первичную диагностику изученного материала. Второе задание позволяет привлечь учащихся к изучению следующей темы «Единицы измерения площади» (т.к. на листке нет разметки, размеры квадратиков у прямоугольника будут разными, значит площадь прямоугольника получится разной. Эта проблема для следующего урока.) Третье задание творческого характера, позволяющее проявить воображение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические разработки уроков математики 2 класс
1 урок:Введение нового знания с использованием технологии деятельностного метода обучения, проблемного обучения, элементов технологии сотрудничества, технологии организованного общения мла...
Методическая разработка урока математики в1 классе по программе "Начальная школа 21 века"
Тема: «Закрепление сложения и вычитания в пределах 10»Цель:Закрепить вычислительные навыки: выполнение сложения и вычитания в пределах десяти, знания состава чисел первого десятка; умения решать задач...
Методическая разработка урока математики 1 класс
Тема урока: Состав чисел 2, 3, 4...
Методическая разработка урока математики 4 класс Тема: "Единицы длины и площади"
Задачи урока:Закрепить знания учащихся о единицах длины и площадиСовершенствовать навыки решения задач на нахождение площади и периметраСовершенствовать вычислительные навыкиСпособствовать разви...
Методическая разработка урока математики. 1 класс. Тема "Числовой отрезок"
Урок проводится в 1-м классе по Образовательной системе "Школа 2100". Учащиеся знакомятся с числовым отрезком как с моделью натурального ряда чисел....
Методическая разработка урока математики 1 класс "Планета знаний" по теме "Больше. Меньше. Столько же"
Цель: раскрытие смысла отношений «столько же», «больше», «меньше»....
Методическая разработка урока математики 3 класс "Цена. Количество. Стоимость"
В данной методической разработке представлен первый урок по теме "Цена. Количество. Стоимость". На уроке вводятся данные понятия. Дети знакомятся со способом нахождения стоимости....