Урок математики 3 класс "Алгоритм сложения столбиком"
материал по математике (3 класс) на тему

Конспект урока учителя начальной школы МБОУ г. Иркутск «СОШ № 9»

Васильевой Ларисы Минтагировны

 

Урок математики в 3 классе

Тема урока: «Алгоритм сложения столбиком»

 

Цельурока: составить алгоритм «Сложение столбиком»

Планируемые результаты:

 

УУД:

Личностные:

- внутренняя позиции школьника на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов;

- соотносить результат действия с поставленной целью;

- способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

- формировать умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке

 

Метапредметные:

1.     Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

2. Познавательные:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- владеть общим приемом решения задач;

использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте

- обобщать;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

 

3.Коммуникативные:

- выполнять устно сложение, вычитание однозначных, двузначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;

- проводить проверку правильности вычислений.

- формировать умение взаимодействовать с членами группы, умение договариваться, находить общее решение;

- выражать в речи свои мысли и действия;

задавать вопросы.

 

4. Регулятивные:

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

- различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия;

адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.

 

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Мотивационно – целевой этап

2мин

Без математики, друзья,

Прожить на свете просто нельзя.

Без нее ты совсем пропадешь,

Даже номера дома не найдешь,

И хлеба не купишь,

Ведь рубля не сочтешь,

Что почем не узнаешь,

А, узнав, не поймешь.

 

Готовят учебники, рабочие тетради, обдумывают информацию.

Актуализация знаний

15 мин

Улыбнёмся друг другу и посмотрим на доску:

Вычислить удобным способом:

536+127+64

695-170-95

217-98-117

Задача в стихах:

Любит рыбу кот Василий. Может съесть он в день четыре. Сколько съест он за 5 дней? Посчитайте поскорей.

Работа с карточками в парах:

8км 80м       8080м

5т 45кг        5045кг

5т 4ц 50кг   5450кг

Индивидуальная работа в тетради:

Учитель диктует выражение и просит найти его значение столбиком

265+153     

 

Учитель показывает правильное решение на доске.

- У кого так же?

- Расскажите, как вы вычисляли.

 

- Проверим ( работа с интерактивной доской).

- Какие знания вам понадобились, чтобы решить пример?

 

 

 

 

- Анализируя последнее задание, вы можете предположить, какая тема сегодняшнего урока?

 

 

Дети поясняют свой выбор:

(536+64)+127=727

(695-95)-170=430

(217-117)-98=2

Дети объясняют решение:

4*5 =20- рыб.

 

 

Дети выполняют работу:

8км 80м    =   8080м

5т 45кг      = 5045кг

5т 4ц 50кг = 5450кг

 

Дети вычисляют выражения столбиком в тетради:

    265           

 +153              

    418             

 

Дети поднимают руки, у кого верно.

Дети воспроизводят алгоритм сложения столбиком.

 

- Правильная запись выражений при вычислении столбиком.

- Знание сложения чисел с переходом через разряд.

- Знание состава числа.

 

- Сложение столбиком.

Ориентировочный этап

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка

5 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 мин

 

Откройте учебники на с.63, прочитайте тему урока.

 

 

- На какие вопросы хотите узнать ответы?

- Как мы можем построить урок?

- Какую цель вы поставите сегодня перед собой?

 

 

Учитель слушает ответы и предлагает  проверить высказанные предположения, сверив их с содержанием словарной статьи «Алгоритм» (У-1, с. 143).

Учитель предлагает пересказать статью своими словами, добиваясь понимания того, что алгоритм — это:

— последовательность действий;

— выполнение действий по правилу.

Строгое соблюдение последовательности выполнения действий приводит к решению поставленной задачи.

Учитель организует беседу о применении алгоритмов в различных жизненных ситуациях.

(Последовательность действий, которую необходимо соблюдать для того, чтобы завести, притормозить или остановить автомобиль, посадить самолет, включить стиральную машину, включить мобильную связь, выйти в Интернет и т.д.)

 

Учащиеся озвучивают тему урока («Алгоритм сложения столбиком») и высказывают предположение о том, что такое «алгоритм».

 

- Что такое «алгоритм»?

- Поупражняться в решении примеров столбиком.

- Отработать алгоритм сложения столбиком.

 

Дети работают с учебником (У-1, с. 143).

 

 

 

Высказывания детей.

 

 

 

 

 

 

 

Дети участвуют в беседе и делают вывод, что очень важно знать алгоритм различных действий.

Поисково – исследовательский этап

15 мин

Выполните задание № 212 (У-1, с. 63)

 

 

 

 

 

 

- В каких разрядах происходит переход

через разряд?

- Мы уже умеем складывать многозначные числа и практически знаем правило их сложения, которое и называется алгоритмом. Нам остается только его точно сформулировать. Помогут нам в этом ответы на вопросы, которые предложены автором учебника в следующем задании. Задание № 215 (У-1, с. 64)

- Как нужно записывать слагаемые?

 

 

 

 

 

 

- Сверим с формулировкой первого шага алгоритма (У-1, с. 144).

- С какого разряда нужно начинать сложение и к какому переходить далее?

 

 

 

- Сверим с формулировкой второго шага алгоритма (У-1, с.144).

- Что нужно записывать в данный разряд значения суммы, когда при сложении в данном разряде получается однозначное число? Что нужно записать в данный разряд, когда получается двузначное число?

 

 

 

 

 

 

 

- Сверим с формулировкой третьего шага алгоритма (У-1, с.144).

- Так что же нужно сделать с результатом сложения в данном разряде, если при сложении в предыдущем разряде получилось двузначное число?

- Как нужно действовать, если в данном разряде представлено только одно слагаемое?

 

 

 

 

 

 

 

- Когда заканчивается сложение?

 

 

 

 

 

 

 

 

- Сверим с формулировкой четвёртого шага алгоритма (У-1, с.144).

 

- Алгоритм не надо заучивать наизусть. Его следует понимать и применять, не делая ошибок.

Выполним задание № 213 (У-1, с. 63)

По одному ученику от каждого ряда к доске, затем проверяем.

 

Задание № 212 (У-1, с. 63)

Учащиеся в тетрадях для самостоятельной работы выполняют сложение пятизначных чисел.

   40 528

+ 76 391

 116 919

- В разряде десятков и в разряде десятков тысяч.

 

 

 

 

 

 

 

1. Слагаемые записывают друг под другом столбиком, так, чтобы разряд строго находился под соответствующим разрядом.

2. Если в каком-то слагаемом разрядов больше, чем в другом, то в отсутствующих

разрядах МЫСЛЕННО записываем цифру 0.

3. После этого проводим черту.

Дети озвучивают 1 шаг алгоритма.

 

- Сложение начинается с разряда единиц, поразрядно, справа налево.

   40 528

+ 76 391

    хххх9

Дети озвучивают 2 шаг алгоритма.

 

- Если при сложении в данном разряде получается однозначное число, то его записывают под чертой в этом же разряде.

- Если при сложении в данном разряде получается двузначное число, то цифру раз-

ряда единиц записывают под чертой в этом же разряде и на число десятков увеличивают

результат сложения в следующем разряде.

   40528          40528

  + 6351      + 76 391

   ххх79          хх919

 

Дети озвучивают 3 шаг алгоритма.

 

- Если при сложении в предыдущем разряде получается двузначное число, то результат сложения в этом же разряде увеличивают на число десятков.

- Если в данном разряде представлено

только одно слагаемое и не было перехода через разряд в предыдущем разряде, то это

слагаемое записывают под чертой этого разряда. Если в данном разряде представлено

только одно слагаемое и был переход через разряд в предыдущем разряде, то результат

сложения в этом разряде увеличивают на единицу.

- Сложение заканчивается тогда, когда оно выполнено в старшем разряде слагаемых. Если в этом разряде происходит переход через разряд, то в следующем разряде искомого результата записывают число 1.

   40528          40528

  + 6351      + 76 391

   46879        116919

 

Дети озвучивают 4 шаг алгоритма.

 

 

 

 

 

Задание № 213 (У-1, с. 63)

Учащиеся самостоятельно выполняют сложение столбиком многозначных

чисел.

Рефлексивно – оценочный этап

 

 

 

 

 

Домашнее задание

4 мин

 

 

 

 

 

 

1 мин

- Какова была тема урока?

- Как нужно записывать слагаемые?

- С какого разряда нужно начинать сложение?

- Когда заканчивается сложение?

- Кто достиг своей цели на уроке?

- Кому ещё нужно поработать над этой темой?

Я постараюсь…            Я предлагаю…

№91 с.44(т.)

Дети отвечают на вопросы.

 

6. Материально-техническое обеспечение:

Учебник Математика 3 класс  А. Л. Чекина, Н.А. Чураковой, О.А. Захаровой, И.П. Юдиной.

Математика. 3 класс. Тетрадь № 1

Захарова О.А., Юдина Е.П.

Компьютер, интерактивная доска.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока учителя начальной школы МБОУ г. Иркутск «СОШ № 9»

Васильевой Ларисы Минтагировны

Урок математики в 3 классе

Тема урока: «Алгоритм сложения столбиком»

Цельурока: составить алгоритм «Сложение столбиком»

Планируемые результаты:

УУД:

Личностные:

- внутренняя позиции школьника на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов;

- соотносить результат действия с поставленной целью;

- способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

- формировать умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке

Метапредметные:

  1. Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

2. Познавательные:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- владеть общим приемом решения задач;

использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте

- обобщать;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

3.Коммуникативные:

- выполнять устно сложение, вычитание однозначных, двузначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;

- проводить проверку правильности вычислений.

- формировать умение взаимодействовать с членами группы, умение договариваться, находить общее решение;

- выражать в речи свои мысли и действия;

задавать вопросы.

4. Регулятивные:

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

- различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия;

адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Мотивационно – целевой этап

2мин

Без математики, друзья,

Прожить на свете просто нельзя.

Без нее ты совсем пропадешь,

Даже номера дома не найдешь,

И хлеба не купишь,

Ведь рубля не сочтешь,

Что почем не узнаешь,

А, узнав, не поймешь.

Готовят учебники, рабочие тетради, обдумывают информацию.

Актуализация знаний

15 мин

Улыбнёмся друг другу и посмотрим на доску:

Вычислить удобным способом:

536+127+64

695-170-95

217-98-117

Задача в стихах:

Любит рыбу кот Василий. Может съесть он в день четыре. Сколько съест он за 5 дней? Посчитайте поскорей.

Работа с карточками в парах:

8км 80м       8080м

5т 45кг        5045кг

5т 4ц 50кг   5450кг

Индивидуальная работа в тетради:

Учитель диктует выражение и просит найти его значение столбиком

265+153      

Учитель показывает правильное решение на доске.

- У кого так же?

- Расскажите, как вы вычисляли.

- Проверим ( работа с интерактивной доской).

- Какие знания вам понадобились, чтобы решить пример?

- Анализируя последнее задание, вы можете предположить, какая тема сегодняшнего урока?

Дети поясняют свой выбор:

(536+64)+127=727

(695-95)-170=430

(217-117)-98=2

Дети объясняют решение:

4*5 =20- рыб.

Дети выполняют работу:

8км 80м    =   8080м

5т 45кг      = 5045кг

5т 4ц 50кг = 5450кг

Дети вычисляют выражения столбиком в тетради:

    265            

 +153               

    418              

Дети поднимают руки, у кого верно.

Дети воспроизводят алгоритм сложения столбиком.

- Правильная запись выражений при вычислении столбиком.

- Знание сложения чисел с переходом через разряд.

- Знание состава числа.

- Сложение столбиком.

Ориентировочный этап

Физкультминутка

5 мин

3 мин

Откройте учебники на с.63, прочитайте тему урока.

- На какие вопросы хотите узнать ответы?

- Как мы можем построить урок?

- Какую цель вы поставите сегодня перед собой?

Учитель слушает ответы и предлагает  проверить высказанные предположения, сверив их с содержанием словарной статьи «Алгоритм» (У-1, с. 143).

Учитель предлагает пересказать статью своими словами, добиваясь понимания того, что алгоритм — это:

— последовательность действий;

— выполнение действий по правилу.

Строгое соблюдение последовательности выполнения действий приводит к решению поставленной задачи.

Учитель организует беседу о применении алгоритмов в различных жизненных ситуациях.

(Последовательность действий, которую необходимо соблюдать для того, чтобы завести, притормозить или остановить автомобиль, посадить самолет, включить стиральную машину, включить мобильную связь, выйти в Интернет и т.д.)

Учащиеся озвучивают тему урока («Алгоритм сложения столбиком») и высказывают предположение о том, что такое «алгоритм».

- Что такое «алгоритм»?

- Поупражняться в решении примеров столбиком.

- Отработать алгоритм сложения столбиком.

Дети работают с учебником (У-1, с. 143).

Высказывания детей.

Дети участвуют в беседе и делают вывод, что очень важно знать алгоритм различных действий.

Поисково – исследовательский этап

15 мин

Выполните задание № 212 (У-1, с. 63)

- В каких разрядах происходит переход

через разряд?

- Мы уже умеем складывать многозначные числа и практически знаем правило их сложения, которое и называется алгоритмом. Нам остается только его точно сформулировать. Помогут нам в этом ответы на вопросы, которые предложены автором учебника в следующем задании. Задание № 215 (У-1, с. 64)

- Как нужно записывать слагаемые?

- Сверим с формулировкой первого шага алгоритма (У-1, с. 144).

- С какого разряда нужно начинать сложение и к какому переходить далее?

- Сверим с формулировкой второго шага алгоритма (У-1, с.144).

- Что нужно записывать в данный разряд значения суммы, когда при сложении в данном разряде получается однозначное число? Что нужно записать в данный разряд, когда получается двузначное число?

- Сверим с формулировкой третьего шага алгоритма (У-1, с.144).

- Так что же нужно сделать с результатом сложения в данном разряде, если при сложении в предыдущем разряде получилось двузначное число?

- Как нужно действовать, если в данном разряде представлено только одно слагаемое?

- Когда заканчивается сложение?

- Сверим с формулировкой четвёртого шага алгоритма (У-1, с.144).

- Алгоритм не надо заучивать наизусть. Его следует понимать и применять, не делая ошибок.

Выполним задание № 213 (У-1, с. 63)

По одному ученику от каждого ряда к доске, затем проверяем.

Задание № 212 (У-1, с. 63)

Учащиеся в тетрадях для самостоятельной работы выполняют сложение пятизначных чисел.

   40 528

+ 76 391

 116 919

- В разряде десятков и в разряде десятков тысяч.

1. Слагаемые записывают друг под другом столбиком, так, чтобы разряд строго находился под соответствующим разрядом.

2. Если в каком-то слагаемом разрядов больше, чем в другом, то в отсутствующих

разрядах МЫСЛЕННО записываем цифру 0.

3. После этого проводим черту.

Дети озвучивают 1 шаг алгоритма.

- Сложение начинается с разряда единиц, поразрядно, справа налево.

   40 528

+ 76 391

    хххх9

Дети озвучивают 2 шаг алгоритма.

- Если при сложении в данном разряде получается однозначное число, то его записывают под чертой в этом же разряде.

- Если при сложении в данном разряде получается двузначное число, то цифру раз-

ряда единиц записывают под чертой в этом же разряде и на число десятков увеличивают

результат сложения в следующем разряде.

   40528          40528

  + 6351      + 76 391

   ххх79          хх919

Дети озвучивают 3 шаг алгоритма.

- Если при сложении в предыдущем разряде получается двузначное число, то результат сложения в этом же разряде увеличивают на число десятков.

- Если в данном разряде представлено

только одно слагаемое и не было перехода через разряд в предыдущем разряде, то это

слагаемое записывают под чертой этого разряда. Если в данном разряде представлено

только одно слагаемое и был переход через разряд в предыдущем разряде, то результат

сложения в этом разряде увеличивают на единицу.

- Сложение заканчивается тогда, когда оно выполнено в старшем разряде слагаемых. Если в этом разряде происходит переход через разряд, то в следующем разряде искомого результата записывают число 1.

   40528          40528

  + 6351      + 76 391

   46879        116919

Дети озвучивают 4 шаг алгоритма.

Задание № 213 (У-1, с. 63)

Учащиеся самостоятельно выполняют сложение столбиком многозначных

чисел.

Рефлексивно – оценочный этап

Домашнее задание

4 мин

1 мин

- Какова была тема урока?

- Как нужно записывать слагаемые?

- С какого разряда нужно начинать сложение?

- Когда заканчивается сложение?

- Кто достиг своей цели на уроке?

- Кому ещё нужно поработать над этой темой?

Я постараюсь…            Я предлагаю…

№91 с.44(т.)

Дети отвечают на вопросы.

6. Материально-техническое обеспечение:

Учебник Математика 3 класс  А. Л. Чекина, Н.А. Чураковой, О.А. Захаровой, И.П. Юдиной.

Математика. 3 класс. Тетрадь № 1

Захарова О.А., Юдина Е.П.

Компьютер, интерактивная доска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок математики "Способ вычитания столбиком с переходом через разряд" 2 класс ПНШ

Урок "Способ вычитания столбиком с переходом через разряд"....

план-конспект урока математики "Алгоритм сложения столбиком" 3 класс УМК ПНШ

К плану- конспекту урока математики "Алгоритм сложения столбиком" прилагается его технологическая карта урока....

Учебно-методический комплект по математике"Способ сложения столбиком с переходом через разряд"

Способ сложения столбиком с переходом через разрядпрезентация и конспект урока...

Учебно-методический комплект по математике"Способ сложения столбиком

Конспект урока и презентация для 2 класса по теме "Способ сложения столбиком"...

Конспект урока по математике "Способ сложения столбиком" 2 класс

Конспект урока по математике на тему "Способ сложения столбиком". по УМК ПНШ...

Конспект урока математики «Алгоритм сложения столбиком» (УМК «Школа России», 2 класс)

Цели деятельности учителя: - формирование способности применять алгоритм  «Сложение столбиком»Планируемые  результатыПредметные:     - знать алгоритм сло...