Урок математики 3 класс "Алгоритм сложения столбиком"
материал по математике (3 класс) на тему
Конспект урока учителя начальной школы МБОУ г. Иркутск «СОШ № 9»
Васильевой Ларисы Минтагировны
Урок математики в 3 классе
Тема урока: «Алгоритм сложения столбиком»
Цельурока: составить алгоритм «Сложение столбиком»
Планируемые результаты:
УУД:
Личностные:
- внутренняя позиции школьника на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов;
- соотносить результат действия с поставленной целью;
- способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
- формировать умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке
Метапредметные:
1. Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
2. Познавательные:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- владеть общим приемом решения задач;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте
- обобщать;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
3.Коммуникативные:
- выполнять устно сложение, вычитание однозначных, двузначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;
- проводить проверку правильности вычислений.
- формировать умение взаимодействовать с членами группы, умение договариваться, находить общее решение;
- выражать в речи свои мысли и действия;
- задавать вопросы.
4. Регулятивные:
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия;
- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.
Этапы урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Мотивационно – целевой этап | 2мин | Без математики, друзья, Прожить на свете просто нельзя. Без нее ты совсем пропадешь, Даже номера дома не найдешь, И хлеба не купишь, Ведь рубля не сочтешь, Что почем не узнаешь, А, узнав, не поймешь.
| Готовят учебники, рабочие тетради, обдумывают информацию. |
Актуализация знаний | 15 мин | Улыбнёмся друг другу и посмотрим на доску: Вычислить удобным способом: 536+127+64 695-170-95 217-98-117 Задача в стихах: Любит рыбу кот Василий. Может съесть он в день четыре. Сколько съест он за 5 дней? Посчитайте поскорей. Работа с карточками в парах: 8км 80м 8080м 5т 45кг 5045кг 5т 4ц 50кг 5450кг Индивидуальная работа в тетради: Учитель диктует выражение и просит найти его значение столбиком 265+153
Учитель показывает правильное решение на доске. - У кого так же? - Расскажите, как вы вычисляли.
- Проверим ( работа с интерактивной доской). - Какие знания вам понадобились, чтобы решить пример?
- Анализируя последнее задание, вы можете предположить, какая тема сегодняшнего урока?
|
Дети поясняют свой выбор: (536+64)+127=727 (695-95)-170=430 (217-117)-98=2 Дети объясняют решение: 4*5 =20- рыб.
Дети выполняют работу: 8км 80м = 8080м 5т 45кг = 5045кг 5т 4ц 50кг = 5450кг
Дети вычисляют выражения столбиком в тетради: 265 +153 418
Дети поднимают руки, у кого верно. Дети воспроизводят алгоритм сложения столбиком.
- Правильная запись выражений при вычислении столбиком. - Знание сложения чисел с переходом через разряд. - Знание состава числа.
- Сложение столбиком. |
Ориентировочный этап
Физкультминутка | 5 мин
3 мин
| Откройте учебники на с.63, прочитайте тему урока.
- На какие вопросы хотите узнать ответы? - Как мы можем построить урок? - Какую цель вы поставите сегодня перед собой?
Учитель слушает ответы и предлагает проверить высказанные предположения, сверив их с содержанием словарной статьи «Алгоритм» (У-1, с. 143). Учитель предлагает пересказать статью своими словами, добиваясь понимания того, что алгоритм — это: — последовательность действий; — выполнение действий по правилу. Строгое соблюдение последовательности выполнения действий приводит к решению поставленной задачи. Учитель организует беседу о применении алгоритмов в различных жизненных ситуациях. (Последовательность действий, которую необходимо соблюдать для того, чтобы завести, притормозить или остановить автомобиль, посадить самолет, включить стиральную машину, включить мобильную связь, выйти в Интернет и т.д.)
| Учащиеся озвучивают тему урока («Алгоритм сложения столбиком») и высказывают предположение о том, что такое «алгоритм».
- Что такое «алгоритм»? - Поупражняться в решении примеров столбиком. - Отработать алгоритм сложения столбиком.
Дети работают с учебником (У-1, с. 143).
Высказывания детей.
Дети участвуют в беседе и делают вывод, что очень важно знать алгоритм различных действий. |
Поисково – исследовательский этап | 15 мин | Выполните задание № 212 (У-1, с. 63)
- В каких разрядах происходит переход через разряд? - Мы уже умеем складывать многозначные числа и практически знаем правило их сложения, которое и называется алгоритмом. Нам остается только его точно сформулировать. Помогут нам в этом ответы на вопросы, которые предложены автором учебника в следующем задании. Задание № 215 (У-1, с. 64) - Как нужно записывать слагаемые?
- Сверим с формулировкой первого шага алгоритма (У-1, с. 144). - С какого разряда нужно начинать сложение и к какому переходить далее?
- Сверим с формулировкой второго шага алгоритма (У-1, с.144). - Что нужно записывать в данный разряд значения суммы, когда при сложении в данном разряде получается однозначное число? Что нужно записать в данный разряд, когда получается двузначное число?
- Сверим с формулировкой третьего шага алгоритма (У-1, с.144). - Так что же нужно сделать с результатом сложения в данном разряде, если при сложении в предыдущем разряде получилось двузначное число? - Как нужно действовать, если в данном разряде представлено только одно слагаемое?
- Когда заканчивается сложение?
- Сверим с формулировкой четвёртого шага алгоритма (У-1, с.144).
- Алгоритм не надо заучивать наизусть. Его следует понимать и применять, не делая ошибок. Выполним задание № 213 (У-1, с. 63) По одному ученику от каждого ряда к доске, затем проверяем.
| Задание № 212 (У-1, с. 63) Учащиеся в тетрадях для самостоятельной работы выполняют сложение пятизначных чисел. 40 528 + 76 391 116 919 - В разряде десятков и в разряде десятков тысяч.
1. Слагаемые записывают друг под другом столбиком, так, чтобы разряд строго находился под соответствующим разрядом. 2. Если в каком-то слагаемом разрядов больше, чем в другом, то в отсутствующих разрядах МЫСЛЕННО записываем цифру 0. 3. После этого проводим черту. Дети озвучивают 1 шаг алгоритма.
- Сложение начинается с разряда единиц, поразрядно, справа налево. 40 528 + 76 391 хххх9 Дети озвучивают 2 шаг алгоритма.
- Если при сложении в данном разряде получается однозначное число, то его записывают под чертой в этом же разряде. - Если при сложении в данном разряде получается двузначное число, то цифру раз- ряда единиц записывают под чертой в этом же разряде и на число десятков увеличивают результат сложения в следующем разряде. 40528 40528 + 6351 + 76 391 ххх79 хх919
Дети озвучивают 3 шаг алгоритма.
- Если при сложении в предыдущем разряде получается двузначное число, то результат сложения в этом же разряде увеличивают на число десятков. - Если в данном разряде представлено только одно слагаемое и не было перехода через разряд в предыдущем разряде, то это слагаемое записывают под чертой этого разряда. Если в данном разряде представлено только одно слагаемое и был переход через разряд в предыдущем разряде, то результат сложения в этом разряде увеличивают на единицу. - Сложение заканчивается тогда, когда оно выполнено в старшем разряде слагаемых. Если в этом разряде происходит переход через разряд, то в следующем разряде искомого результата записывают число 1. 40528 40528 + 6351 + 76 391 46879 116919
Дети озвучивают 4 шаг алгоритма.
Задание № 213 (У-1, с. 63) Учащиеся самостоятельно выполняют сложение столбиком многозначных чисел. |
Рефлексивно – оценочный этап
Домашнее задание | 4 мин
1 мин | - Какова была тема урока? - Как нужно записывать слагаемые? - С какого разряда нужно начинать сложение? - Когда заканчивается сложение? - Кто достиг своей цели на уроке? - Кому ещё нужно поработать над этой темой? Я постараюсь… Я предлагаю… №91 с.44(т.) | Дети отвечают на вопросы. |
6. Материально-техническое обеспечение:
Учебник Математика 3 класс А. Л. Чекина, Н.А. Чураковой, О.А. Захаровой, И.П. Юдиной.
Математика. 3 класс. Тетрадь № 1
Захарова О.А., Юдина Е.П.
Компьютер, интерактивная доска.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок математики 3 класс "Алгоритм сложения столбиком" | 20.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока учителя начальной школы МБОУ г. Иркутск «СОШ № 9»
Васильевой Ларисы Минтагировны
Урок математики в 3 классе
Тема урока: «Алгоритм сложения столбиком»
Цельурока: составить алгоритм «Сложение столбиком»
Планируемые результаты:
УУД:
Личностные:
- внутренняя позиции школьника на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов;
- соотносить результат действия с поставленной целью;
- способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
- формировать умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке
Метапредметные:
- Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
2. Познавательные:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- владеть общим приемом решения задач;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте
- обобщать;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
3.Коммуникативные:
- выполнять устно сложение, вычитание однозначных, двузначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;
- проводить проверку правильности вычислений.
- формировать умение взаимодействовать с членами группы, умение договариваться, находить общее решение;
- выражать в речи свои мысли и действия;
- задавать вопросы.
4. Регулятивные:
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия;
- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.
Этапы урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Мотивационно – целевой этап | 2мин | Без математики, друзья, Прожить на свете просто нельзя. Без нее ты совсем пропадешь, Даже номера дома не найдешь, И хлеба не купишь, Ведь рубля не сочтешь, Что почем не узнаешь, А, узнав, не поймешь. | Готовят учебники, рабочие тетради, обдумывают информацию. |
Актуализация знаний | 15 мин | Улыбнёмся друг другу и посмотрим на доску: Вычислить удобным способом: 536+127+64 695-170-95 217-98-117 Задача в стихах: Любит рыбу кот Василий. Может съесть он в день четыре. Сколько съест он за 5 дней? Посчитайте поскорей. Работа с карточками в парах: 8км 80м 8080м 5т 45кг 5045кг 5т 4ц 50кг 5450кг Индивидуальная работа в тетради: Учитель диктует выражение и просит найти его значение столбиком 265+153 Учитель показывает правильное решение на доске. - У кого так же? - Расскажите, как вы вычисляли. - Проверим ( работа с интерактивной доской). - Какие знания вам понадобились, чтобы решить пример? - Анализируя последнее задание, вы можете предположить, какая тема сегодняшнего урока? | Дети поясняют свой выбор: (536+64)+127=727 (695-95)-170=430 (217-117)-98=2 Дети объясняют решение: 4*5 =20- рыб. Дети выполняют работу: 8км 80м = 8080м 5т 45кг = 5045кг 5т 4ц 50кг = 5450кг Дети вычисляют выражения столбиком в тетради: 265 +153 418 Дети поднимают руки, у кого верно. Дети воспроизводят алгоритм сложения столбиком. - Правильная запись выражений при вычислении столбиком. - Знание сложения чисел с переходом через разряд. - Знание состава числа. - Сложение столбиком. |
Ориентировочный этап Физкультминутка | 5 мин 3 мин | Откройте учебники на с.63, прочитайте тему урока. - На какие вопросы хотите узнать ответы? - Как мы можем построить урок? - Какую цель вы поставите сегодня перед собой? Учитель слушает ответы и предлагает проверить высказанные предположения, сверив их с содержанием словарной статьи «Алгоритм» (У-1, с. 143). Учитель предлагает пересказать статью своими словами, добиваясь понимания того, что алгоритм — это: — последовательность действий; — выполнение действий по правилу. Строгое соблюдение последовательности выполнения действий приводит к решению поставленной задачи. Учитель организует беседу о применении алгоритмов в различных жизненных ситуациях. (Последовательность действий, которую необходимо соблюдать для того, чтобы завести, притормозить или остановить автомобиль, посадить самолет, включить стиральную машину, включить мобильную связь, выйти в Интернет и т.д.) | Учащиеся озвучивают тему урока («Алгоритм сложения столбиком») и высказывают предположение о том, что такое «алгоритм». - Что такое «алгоритм»? - Поупражняться в решении примеров столбиком. - Отработать алгоритм сложения столбиком. Дети работают с учебником (У-1, с. 143). Высказывания детей. Дети участвуют в беседе и делают вывод, что очень важно знать алгоритм различных действий. |
Поисково – исследовательский этап | 15 мин | Выполните задание № 212 (У-1, с. 63) - В каких разрядах происходит переход через разряд? - Мы уже умеем складывать многозначные числа и практически знаем правило их сложения, которое и называется алгоритмом. Нам остается только его точно сформулировать. Помогут нам в этом ответы на вопросы, которые предложены автором учебника в следующем задании. Задание № 215 (У-1, с. 64) - Как нужно записывать слагаемые? - Сверим с формулировкой первого шага алгоритма (У-1, с. 144). - С какого разряда нужно начинать сложение и к какому переходить далее? - Сверим с формулировкой второго шага алгоритма (У-1, с.144). - Что нужно записывать в данный разряд значения суммы, когда при сложении в данном разряде получается однозначное число? Что нужно записать в данный разряд, когда получается двузначное число? - Сверим с формулировкой третьего шага алгоритма (У-1, с.144). - Так что же нужно сделать с результатом сложения в данном разряде, если при сложении в предыдущем разряде получилось двузначное число? - Как нужно действовать, если в данном разряде представлено только одно слагаемое? - Когда заканчивается сложение? - Сверим с формулировкой четвёртого шага алгоритма (У-1, с.144). - Алгоритм не надо заучивать наизусть. Его следует понимать и применять, не делая ошибок. Выполним задание № 213 (У-1, с. 63) По одному ученику от каждого ряда к доске, затем проверяем. | Задание № 212 (У-1, с. 63) Учащиеся в тетрадях для самостоятельной работы выполняют сложение пятизначных чисел. 40 528 + 76 391 116 919 - В разряде десятков и в разряде десятков тысяч. 1. Слагаемые записывают друг под другом столбиком, так, чтобы разряд строго находился под соответствующим разрядом. 2. Если в каком-то слагаемом разрядов больше, чем в другом, то в отсутствующих разрядах МЫСЛЕННО записываем цифру 0. 3. После этого проводим черту. Дети озвучивают 1 шаг алгоритма. - Сложение начинается с разряда единиц, поразрядно, справа налево. 40 528 + 76 391 хххх9 Дети озвучивают 2 шаг алгоритма. - Если при сложении в данном разряде получается однозначное число, то его записывают под чертой в этом же разряде. - Если при сложении в данном разряде получается двузначное число, то цифру раз- ряда единиц записывают под чертой в этом же разряде и на число десятков увеличивают результат сложения в следующем разряде. 40528 40528 + 6351 + 76 391 ххх79 хх919 Дети озвучивают 3 шаг алгоритма. - Если при сложении в предыдущем разряде получается двузначное число, то результат сложения в этом же разряде увеличивают на число десятков. - Если в данном разряде представлено только одно слагаемое и не было перехода через разряд в предыдущем разряде, то это слагаемое записывают под чертой этого разряда. Если в данном разряде представлено только одно слагаемое и был переход через разряд в предыдущем разряде, то результат сложения в этом разряде увеличивают на единицу. - Сложение заканчивается тогда, когда оно выполнено в старшем разряде слагаемых. Если в этом разряде происходит переход через разряд, то в следующем разряде искомого результата записывают число 1. 40528 40528 + 6351 + 76 391 46879 116919 Дети озвучивают 4 шаг алгоритма. Задание № 213 (У-1, с. 63) Учащиеся самостоятельно выполняют сложение столбиком многозначных чисел. |
Рефлексивно – оценочный этап Домашнее задание | 4 мин 1 мин | - Какова была тема урока? - Как нужно записывать слагаемые? - С какого разряда нужно начинать сложение? - Когда заканчивается сложение? - Кто достиг своей цели на уроке? - Кому ещё нужно поработать над этой темой? Я постараюсь… Я предлагаю… №91 с.44(т.) | Дети отвечают на вопросы. |
6. Материально-техническое обеспечение:
Учебник Математика 3 класс А. Л. Чекина, Н.А. Чураковой, О.А. Захаровой, И.П. Юдиной.
Математика. 3 класс. Тетрадь № 1
Захарова О.А., Юдина Е.П.
Компьютер, интерактивная доска.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики "Алгоритм сложения столбиком. Подводное путешествие."(УМК "Перспективная начальная школа")
Разработка нестандартного урока....
урок математики "Способ вычитания столбиком с переходом через разряд" 2 класс ПНШ
Урок "Способ вычитания столбиком с переходом через разряд"....
план-конспект урока математики "Алгоритм сложения столбиком" 3 класс УМК ПНШ
К плану- конспекту урока математики "Алгоритм сложения столбиком" прилагается его технологическая карта урока....
Учебно-методический комплект по математике"Способ сложения столбиком с переходом через разряд"
Способ сложения столбиком с переходом через разрядпрезентация и конспект урока...
Учебно-методический комплект по математике"Способ сложения столбиком
Конспект урока и презентация для 2 класса по теме "Способ сложения столбиком"...
Конспект урока по математике "Способ сложения столбиком" 2 класс
Конспект урока по математике на тему "Способ сложения столбиком". по УМК ПНШ...
Конспект урока математики «Алгоритм сложения столбиком» (УМК «Школа России», 2 класс)
Цели деятельности учителя: - формирование способности применять алгоритм «Сложение столбиком»Планируемые результатыПредметные: - знать алгоритм сло...