Конспект урока по теме "Ломаная.Длина ломаной."
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему
Конспект урока по теме "Ломаная.Длина ломаной". УМК "Инновационная начальная школа", 3 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lomanaya_konspekt_uroka.docx | 31.37 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ №39 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
АЛЕКСЕЯ АРСЕНТЬЕВИЧА РОГОЖИНА»
Конспект открытого урока математики
по теме
«Ломаная.Длина ломаной.»
3 класс
УМК «Начальная инновационная школа»
Учитель: Кораблина Е.В.
г.Тула, 2016г.
Тема урока: Ломаная. Нахождение длины ломаной.
Цель: Научить находить длину ломаной, познакомить со способами нахождения длины ломаной.
Задачи:
образовательные: уточнить понятия «ломаная», «вершины ломаной», «звенья ломаной»; учить определять вид ломаной (замкнутая, незамкнутая); формировать умение находить длину ломаной на основе измерений разными способами; закреплять знание единиц
длины и соотношения между ними; решать простые и составные задачи; совершенствовать вычислительные навыки табличного умножения и деления;
развивающие: развивать логическое мышление, познавательные интересы, творческие способности; способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания;
воспитательные:
воспитывать интерес к предмету; умение сотрудничать, а также умение работать самостоятельно.
Планируемые результаты
предметные результаты:
- уметь отличать ломаную от других фигур, чертить ломаную линию, обозначать вершины, определять её вид и длину;
- знать единицы длины (см, дм, м) и соотношения между ними;
- решать простые задачи на нахождение длины ломаной;
- решать составные задачи в косвенной форме;
-выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действия в изменённых условиях;
метапредметные результаты (УУД)
регулятивные:
- учиться определять цель своей деятельности;
- выделять в ней этапы работы;
- осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (схема, иллюстрация, текст, таблица);
коммуникативные:
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
личностные результаты:
- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Формы урока: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, группах.
Оборудование: мультимедийное оборудование (компьютер, проектор), презентация урока; Б.П.Гейдман, И.Э.Мишарина, Е.А.Зверева «Математика». Учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений.1часть.Москва, издательство МЦНМО, издательство «Русское слово», 2013г., рабочая тетрадь № 1 для 3 класса начальной школы, авторы: Б.П.Гейдман, И.Э.Мишарина, Е.А. Зверева. Москва, издательство МЦНМО, издательство «Русское слово», 2013г. карточки для индивидуальной, парной и групповой работы.
Ход урока
1.Этап мотивации (самоопределения) к деятельности.
-Давайте улыбнёмся друг другу и нашим гостям. Пусть этот урок принесёт нам всем радость общения. Прочитайте высказывание «Ученье – путь к умению». (Слайд 2)
- Поясните, как вы понимаете эти слова? (Да, любому делу нужно учиться, а если учишься – сможешь стать умелым мастером.)
- Хотите стать умелыми мастерами – конструкторами? Тогда принимаемся за ученье.
-Посмотрите на фигуры. (Слайд 3)
- Какая лишняя и почему? (Ломаная линия)
- Какова её длина? (Предположения детей)
- Какова же будет тема урока? (Длина ломаной.)(Слайд 4)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
А) Работа с единицами измерения длины
- Начнём наш урок с повторения.
На доске:
1) Выразите: 36 см - …дм…см 70 см - …дм 75 дм - ...м…дм
6дм 8см - …см 30 дм - …м 10м - …дм
-Прочитайте задание. Что значит выразить? (Перевести)
Учащиеся выполняют задание по цепочке.
2) Сравните:
85 см … 5м 8дм 80 дм…8м 5дм
8 м 5 дм … 85 дм 58 см….58 дм
-Что значит «сравнить»? (Определить какая из величин больше или меньше)
-Что для этого нужно сделать? (Перевести в одну единицу измерения).
Учащиеся выполняют задание по цепочке.
3) Запишите в порядке возрастания: см, мм, км, дм, м, кг
1 ч. читает ответ.
-Твоё мнение о работе….
Взаимопроверка .
-Что лишнее?
- Назовите одним словом - мм, см, дм, м. (Единицы длины)
- Какое действие совершают с помощью единиц длины? (Измеряют)
- Что можно измерять? (длину….)
4) Сегодня мы измеряем длину…, а длину чего? Догадаетесь, когда поставите значения выражений в порядке убывания и запишите в тетрадь. (Слайд 5)
Класс работает с карточками. (приложение 1)
4 человека работают по индивидуальным карточкам. (Приложение 2)
12:4*7 | 54:9*4 | 18:6*9 | 9:3*5 | 24:4*6 | 36:9*4 | 45:5*8 |
н | а | м | я | о | а | л |
Ответ (Слайд 6)
45:5*8 | 24:4*6 | 18:6*9 | 54:9*4 | 12:4*7 | 36:9*4 | 9:3*5 |
л | о | м | а | н | а | я |
Взаимопроверка. (Слайд) У детей, работающих на карточках тоже получается слово ломаная.
-Поменяйтесь с соседом. Проверьте решение.
-Назови числа в порядке возрастания. Какое слово получилось.
-Что такое ломаная? (Геометрическая фигура, состоящая из отрезков, последовательно соединённых своими концами)
- Из чего состоит ломаная? (Из звеньев)
- Что такое звено ломаной? (Отрезки, из которых состоит ломаная)
- Как называются концы этих отрезков? (Вершины ломаной)
- Какие виды ломаных вы знаете? (замкнутые и незамкнутые).
3. Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока.
Определение характеристики ломаной линии
-Посмотрите на слайд и ответьте на вопросы о ломаной. (Слайд 7)
-Какую фигуру на слайде называют ломаной? (под №4)
- Из скольких звеньев она состоит?
-Назови первое звено, и т.д.
-Назови вершины ломаной.
-Определи вид ломаной.
- Догадайся, какую из фигур называют замкнутой линией? (Слайд 8)
- Какова её длина?
- Почему данный вопрос вызвал затруднение? (Не знаем как делать)
- Чему же мы должны научиться сегодня на уроке? (Научиться находить длину ломаной) (Слайд 9)
4.Открытие нового знания.
А) Нахождение длины ломаной на доске и составление алгоритма деятельности
- Предположите, как найди длину данной ломаной. (Ответы детей)
- Попробуем составить план наших действий (В процессе беседы выясняем алгоритм действий (Слайд 10)
Измерить длину каждого звена;
Найти сумму их длин;
Записать ответ.
Б) Чтение алгоритма (слайд)
Прочитаем ещё раз алгоритм.
Как же найти длину ломаной? (Сложить длины всех её звеньев)
-Что такое длина ломаной? ( Сумма длин всех звеньев ломаной)
В) Нахождение способов измерения длины ломаной
1) Определение способов определения длины ломаной (фронтальная работа)
-К нам пожаловал гость. Отгадайте, кто это?
Этот мальчик - коротышка
Фантазер и хвастунишка.
За многое он берется,
Но ничего ему толком не удается (Незнайка)
- Он пришёл с вопросом: Чем ещё, кроме линейки можно измерить длину ломаной? (Слайд 11)
На доске: (таблица пока пустая)
Способы измерения длины | Способы нахождения длины ломаной |
линейка | сложение |
верёвка (нитка) | умножение |
рулетка | периметр |
сантиметровая лента | |
шаги | |
время |
Вывешивать слова по мере выявления детьми способа измерения длины ломаной.
- У меня в руках верёвочка. Линейку со стола не убираю. Догадайтесь, как с помощью этой верёвки измерить длину ломаной на доске. (Ученик у доски. Изгибая верёвку, прикладывает к ломаной. Затем этот отрезок верёвки прикладывает к линейке). Ответ - 90 см.
- Как проверить наши вычисления? (Класс проговаривает алгоритм, а 1 ч. работает у доски, измеряя линейкой длину каждого звена ломаной)
- Какой вывод сделаем? (Удобнее линейкой. Верёвкой измерения неточные.)
- На столе лежат нитки. Измерьте с помощью нитки длину ломаной в левом верхнем углу на стр. 35 печатной тетради, выбрав линейку или нитку.
-Какова длина ломаной?
- Чем удобнее измерять ? (Удобнее линейкой. Ниткой измерения неточные.)
- Какие способы измерения из предложенных на ваш взгляд удобные и точные?
2) Нахождение способов определения длины ломаной (работа в группах)
На столе: верёвка, нитка, рулетка, сантиметровая лента, линейка, треугольник, метр.
Задание для 1группы (ломаная на бумаге) (приложение 3)
- Вычисли длину ломаной (68 см)
Защита своей работы.
- Чем измеряли. Каким действием решали? (линейка, сложение)
- На какую оценку вы сработали?
Задание для 2 группы (ломаная на кайме платка)
-На платок нужно пришить кайму. Вычисли длину каймы. (Дети сами выбирают, чем будут измерять длину ломаной. (100см)
- Ломаная в виде каймы на платке как называется? – замкнутая.
- Как найти длину замкнутой ломаной? ( Нужно найти периметр фигуры)
Дополняем способ измерения длины ломаной – сантиметровая лента, способ нахождения длины ломаной - периметр, если ломаная замкнутая)
Защита своей работы.
- Удобно измерения производить сантиметровой лентой.
- На какую оценку вы сработали?
Задание для 3 группы (ломаная на полу)
Вычисли длину ломаной - линия между 1 и 2 рядами парт, у доски, между 2 и 3 рядами парт
Дети объясняют свой выбор измерения
Если нет линейки, рулетки и других измерительных приборов, то можно измерять шагами
Мы раньше выясняли 1метр это 2 шага
Дополняем – способ измерения длины ломаной – шаги.
На какую оценку вы сработали?
- Итак, перечислите способы измерения длины ломаной? (Слайд 12)
- Какие из них точные?
- Каким действием находим длину ломаной?(сложением, умножением, Слайд 13)
- Как найти длину замкнутой ломаной? (найти периметр фигуры)
Физминутка «Незнайка» под тихую музыку
Незнайка просит научить играть на флейте и трубе, (Наклоны головы вперёд, назад)
Машины разные водить, рисунки делать на холсте. (Бег на месте, махи руками вверх, вниз)
Он хочет малышей лечить, (Наклоны вперёд)
Как Знайка многому учить, (Руки в стороны)
И сочинять стихи как Цветик. (Марш на месте)
Он хочет всё уметь на свете! (Приседания)
«Незнайка, чтобы научиться, (Дети говорят хором)
Трудиться надо – не лениться».
5. Первичное закрепление во внешней речи. Усвоение алгоритма нахождения длины ломаной.
А) Нахождение длины ломаной с объяснением, опираясь на алгоритм. -№1 на с.35 в печатной тетради.
-Определи вид ломаной.
-Из скольких звеньев она состоит?
-Как найти длину ломаной?
-Чему равна длина ломаной?
6. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Решение простой задачи. - № 2 на с.37 учебника
- Прочитайте задачу и запишите решение.
- Какое действие выбрали при решении задачи?(сложение, умножение)
-Чем отличается выбор способов решения задачи? (Если длина звеньев ломаной одинаковая, то удобнее выполнить умножение)
7. Включение в систему знаний и повторение.
1. Игровое задание на отработку нового алгоритма действия
- У Незнайки снова проблема. Он ходил в гости к своим друзьям. Проверьте, верно ли он посчитал длину пути, который преодолел. Докажи свою точку зрения.
Слайд 14 слайд 15
2.Решение составной задачи. - № 1 на с.37 учебника
-Прочитаем задачу № 1 на с.37 учебника.
-Кто чувствует в себе уверенность или желает попробовать свои силы – работайте вперёд на оценку.
- Что известно в задаче?
-Что нужно узнать?
- Что надо знать, чтобы ответить на вопрос задачи? (Узнать длину каждого звена)
-Что из этого мы знаем? (Длину первого и третьего звеньев)
-А что не знаем? (Длину второго и четвёртого звеньев).
-Можно ли узнать длину второго звена?
- Каким действием? (Вычитанием)
-Почему вычитанием, если в условии есть « на ..длиннее»? (Это задача в косвенной форме. Раз длина первого звена длиннее второго, то длина второго – короче.)
-Можно ли теперь ответить на вопрос задачи? (Нет)
- Почему? (Нужно найти длину четвёртого звена)
- Каким действием? (Умножением)
-Почему умножением, если в условии есть « в ..раз короче»? (Это задача в косвенной форме. Раз длина третьего звена « в ..раз короче» второго, то длина второго – длиннее.)
-Можно ли теперь ответить на вопрос задачи? (Да)
-Каким действием? (Сложением)
- Почему? (Т.к. длина ломаной – сумма длин всех её звеньев)
Один человек решает задачу за доской.
1)9-3=6(см) длина второго звена
2)4*2=8 (см) длина четвёртого звена
3) 9+4+6+8=27 (см) длина ломаной.
8. Рефлексия деятельности.
-Какова была тема урока?
- Какую задачу ставили в начале урока?
-Удалось ли решить поставленную задачу?
- Что нужно сделать ещё?
-Где можно применить новые знания?
-Что на уроке у вас получилось хорошо?
-Над чем ещё надо работать?
- Какие открытия сделали на уроке.
-Оцените с помощью условных знаков свои достижения на уроке (Слайд 16)
! – Я работал(а) отлично, в полную силу своих возможностей.
? – Я работал(а) хорошо, но не в полную силу своих возможностей. Испытывала чувство неуверенности.
… - У меня не было желания работать. Сегодня не мой день.
9. Домашнее задание: выполнить всем № 5,7 на с.37; по желанию: составить синквейн слова «ломаная», подумать над проблемой « Возможно ли длину ломаной измерять временем?»
-Спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по математике в 3 классе «Ломаная. Длина ломаной»
Цель: - познакомить учащихся с ломаной линией и ее элементами (вершины, звенья); находить длину ломаной. Предметные: Знать: как отличать ломаную от других фигур; Уметь: чертить ломаные линии, сравнива...
конспект урока по математике по теме Ломаная. Звенья, вершины ломаной. 1 класс УМК Гармония
Данный урок является первым уроком в изучаемой теме. Тип урока - урок сообщения новых знаний. Форма урока традиционная. Основные методы: методы поисковой деятельности, объяснительно-иллюстративный. Уч...
Конспект урока по математике: "Длина ломаной"
Длина ломаной....
План-конспект урока математики 1 класс "Ломаная" по системе Занкова
Урок математики, проведенный в 1 классе по теме "Ломаная" по системе Занкова...
Конспект урока по математике "Длина ломаной линии"
Создать условия для открытия новых знаний: нахождение длины ломаной, познакомить со способом нахождения длины ломаной линии...
Конспект урока по математике "Длина ломанной" 2 класс УМК "Школа России" + презентация
Дата: 08.10.19 ...
Конспект урока математики "Закрепление. Длина ломаной" .
Конспект урока математики "Закрепление. Длина ломаной" ....