Тема урока | «Прием вычислений вида 35-7».
|
УМК | Школа России (М.И. Моро и др.) |
Цель изучения темы
| ознакомление учащихся с приёмом вычитания вида 35-7, формирование умения находить значение выражений на вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через разрядную единицу.
|
Основные термины и понятия | Двузначное число, однозначное число, сумма удобных слагаемых. |
Информационно- образовательная среда | Ресурсы | Межпредметные связи |
Информационный материал (УМК, дополнительная литература) Демонстрационный материал (наглядные пособия, модели, репродукции, мультимедиа-ресурсы и др.): таблица для организации мотивационно - ориентировочного этапа, карточки с числовыми выражениями, ноутбук, проектор, электронное приложение к учебнику математики, презентация, содержащая алгоритм выполнения приёма вычитания. Диагностический материал (страницы учебника, РТ, дополнительные пособия) : учебник – стр. 67 | (наименование предмета и темы) Русский язык, тема «Предложение», литературное чтение- тема «Пословицы». |
Планируемые результаты
|
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Ученик научится. Знания: усвоит алгоритм устного приёма вычитания однозначного числа из двузначного с переходом через разрядную единицу. Умения: - находить значения выражений вида 35 – 7 ( выполнять вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через разрядную единицу), используя устный приём вычислений; а также будет иметь возможность закрепить ранее изученные приёмы устных вычислений в пределах 100; - анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами и взаимосвязь между условием и вопросом, моделировать условие и решение задачи, определять порядок действий, объяснять выбор каждого действия; - чертить геометрические фигуры по заданному образцу и преобразовывать их в соответствии с инструкцией. | Ученик научится. Познавательные УУД: осуществлять рефлексию способов и условий действий, строить логическую цепь рассуждений, использовать общие приёмы решения задач, формулировать познавательную цель, выделять необходимую информацию: анализировать, , выделяя существенные признаки, сравнивать, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности; строить логическую цепочку рассуждений. Регулятивные УУД: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами, контролировать свою деятельность, составлять план и последовательность действий при определении новых приёмов вычисления. Адекватно использовать речь для регуляции своих действий, формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно; прогнозировать результаты и уровень усвоения знаний, контролировать собственную деятельность и деятельность партнеров по образовательному процессу, корректировать свои действия, оценивать себя и партнеров, проявлять способность к саморегуляции. Коммуникативные УУД: составлять вопросы, используя изученные на уроке понятия, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, управлять поведением партнера, не создают конфликтов в спорных ситуациях.
| Будут созданы условия для формирования у ученика: потребности приобретать мотивацию учебной деятельности, установку работы на результат, умение анализировать свои действия и управлять ими, принимать и осваивать социальную роль обучающегося; формировать навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми; проявлять самостоятельность, личную ответственность.
|
Этапы урока |
Формы и приемы организации учебной деятельности учителем | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Мотивационно – ориентировочный этап |
- Создание мотивационной основы учебной деятельности (актуализация знаний, постановка учебной задачи/проблемного вопроса/создание ситуации затруднения и др.).
Педагог предлагает детям выполнить ряд заданий.
Прежде, чем начать фронтальную работу с классом, педагог предлагает 2-ум уч-ся с обратной стороны доски выполнить задание типа «засели домики», направленное на повторение состава чисел 1- ого десятка . (После решения практической задачи (по окончанию выполнения детьми задания 1.) детям даётся возможность для осуществления самопроверки по эталону.) Практическая задача.
- Назовите числа, записанные на доске. Разделите их на две группы.
7, 58, 63, 28, 30. 5, 44, 9. Далее педагог проверяет , как дети справились с этим заданием, уточняет знания , необходимые детям для усвоения темы урока, с помощью вопросов.
-На какие две группы можно разделить эти числа? (Однозначные и двузначные). -Назовите все двузначные (однозначные ) числа. -Почему их так называют? - Среди двузначных найдите и назовите число, для записи которого использована одна цифра; «круглое число». –Какие числа принято считать круглыми? - Назовите ближайшие круглые числа для каждого из записанных двузначных чисел, такие, чтобы они были меньше (больше) записанного. Проверка индивидуальной работы учащихся, выполненной на доске. Игровая ситуация с элементами затруднения.
- К нам в гости сегодня пожаловал герой одного из любимых мультфильмов. Посмотрите на его портрет и назовите имя героя .
« Весёлый математик написал Смурфику письмо, но тот не может его прочитать, так как оно зашифровано. Чтобы прочитать текст, надо сначала найти значение числовых выражений, записанных на карточках и расположить карточки со словами в соответствующие ячейки таблицы. Однако, Смурфик не учится в школе и не умеет решать примеры. Поможем Смурфику ?!
.
30 - 10 =___ ( к ) 46 +3 =___ ( - ) 75 +6 = ___ ( . ) 70 - 2 =___ (Учение) 60 – 9 =___ ( путь ) 35 – 7 =___ ( умению ) (Учение - путь к ________ .) (Слова, указанные в скобках, записаны с обратной стороны карточек , содержащих числовые выражения).
| Принимают практическую задачу. Исследуют ситуацию, связанную со сравнением чисел, группируют числа по заданному плану.
Применяют освоенные ранее знания и умения для построения высказывания с целью ответа на вопросы учителя.
Принимают практическую задачу.
Находят значение выражений, осуществляют контроль правильности выполнения алгоритма арифметических действий.
| Регулятивные УУД: принимать практическую задачу, переводить ее в учебную. Познавательные УУД: осуществлять сравнение, классифицировать объекты по выделенным признакам. Коммуникативные УУД: полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.
Регулятивные УУД: принимать практическую задачу, переводить ее в учебную.
Познавательные УУД: контроль и оценка процесса и результата деятельности одноклассников.
|
1.2. Целевая основа деятельности (выдвижение гипотезы, предположений, выявление причины затруднения, формулирование учебной задачи, цели учебной деятельности). Беседа. - Нахождение значения какого выражения вызвало больше всего затруднений? Учитль помогает детям выявить причину затруднения: учащиеся не умеют вычитать однозначное число из двузначного в случаях, когда количество единиц однозначного числа больше, чем количество единиц в записи двузначного числа. Цель УД: научиться вычитать однозначное число из двузначного с переходом через десяток. Учебная задача. Выявить принцип устного приёма вычитания вида 35-7, составить алгоритм действий, научиться находить значение подобных выражений по алгоритму. |
Осознают затруднение, выявляют его суть.
Формулируют цель предстоящей работы.
Конкретизируют цель в виде учебной задачи.
| Познавательные УУД: сравнение, классификация объектов, установление причинно-следственных связей, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Коммуникативные УУД: Формулировать устное монологическое высказывание, отвечать на вопросы. Регулятивные УУД: целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно Личностные УУД: смыслообразование ( установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом). |
2. Поисковый этап |
2.1. Планирование деятельности (поиск способов выхода из затруднения, коллективный план решения учебной задачи, совместное планирование деятельности в группах и др.) Предлагает учащимся составить план выполнения практического задания, обсудив его в группах. (Деление на группы предлагается учителем). |
Раскладывают практическое задание на этапы, выявляют знакомые понятия (умения, действия) и то, что нужно узнать.
| Регулятивные УУД: планирование (определение последовательных промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана ) Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации (определять недостающую информацию) . |
2.2. Фиксация плана в устной или письменной форме
| Фиксируют план действий в устной форме: - Выявить устный приём вычитания в случаях вида 35 – 7, указать умения, необходимые для усвоения нового приёма .
- Составить алгоритм устного приёма вычитания вида 35 – 7.
- Научиться находить значение подобных выражений по алгоритму, применять полученные знания для решения различных задач.
| Регулятивные УУД: планировать учебную деятельность, представляя учебную задачу в виде последовательных взаимосвязанных этапов. |
3. Практический этап |
3.1. Открытие «нового» знания. 1. Беседа. - Чем вызвано затруднение? -Какие аналогичные примеры решали ранее? - В чем сходства? В чем отличия? 2. Организация экспериментирования на основе освоенных ранее способов решения примеров на вычитание и сложение. Предлагает учащимся самостоятельно объяснить способ решения примера, на основе иллюстрации учебника, обсудив своё мнение с соседом по парте.
Организует анализ проделанной работы, помогает сформулировать алгоритм действий при вычитании однозначного числа из двузначного с переходом через разрядную единицу.
Организует работу по электронному приложению к учебнику по теме «Вычитание вида 35-7» с целью повторения приема решения и усвоения его учащимися. Предлгает вернуться к письму весёлого математика, дополнить пословицу недостающим словом, объяснить значение пословицы.
Предлагает проверить , как полученный алгоритм при решении примеров, организует работу с учебником (стр. 67 № 1, 2)
| Сравнивают пример, который необходимо решить, с заданиями, выполнявшимися ранее, выявляют черты сходства и различия.
Рассматривают пример в учебнике, объясняют приём решения с помощью рисунка (стр. 67).
Работают в парах.
Выводят алгоритм, фиксируют его на доске. 1) Заменим однозначное число суммой удобных слагаемых. - Вычтем столько, чтобы получилось круглое число.
- Вычтем оставшееся число.
- Назовём ответ.
Прослушивают объяснение, сопровождающееся иллюстрацией , осмысливают алгоритм.
Принимают практическую задачу, переводят её в учебную.
Решают примеры из № 1 с. 67, используя алгоритм (у доски с объяснением) , № 2 – самостоятельно по вариантам с последующей проверкой по эталону.
| Регулятивные УУД: планировать учебную деятельность, представляя учебную задачу в виде последовательных взаимосвязанных этапов. Познавательные УУД: - осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, выделять общий способ решения задач.
Регулятивные УУД: выполнять действия в соответствии с составленным планом, осуществлять самоконтроль по ходу выполнения плана, взаимопроверку на основе алгоритма. - Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, слушать собеседника, соглашаться с мнением одноклассников, аргументировать ответ.
Познавательные УУД: - осуществлять поиск информации из разных источников, использовать информацию для решения разного рода задач. Познавательные УУД: построение логической цепи рассуждений, контроль и оценка процесса и результата деятельности. Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него.
|
3.2. Применение знания, умений в новой ситуации, формирование предметных способов действий, создание алгоритма и др.
Педагог предлагает решить задачу № 4 на стр. 67.
| Анализируют задачу под руководством учителя, составляют краткую запись задачи, составляют план решения задачи, моделируя его с помощью блок - схемы, самостоятельно решают задачу, осуществляют взаимопроверку в парах сменного состава, затем сверяют с эталоном.
| Регулятивные УУД: выполнять действия в соответствии с составленным планом, осуществлять самоконтроль по ходу выполнения плана, взаимопроверку на основе алгоритма. |
3.3. Применение знаний и умений для решения учебных, учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнения творческих заданий и др.
Предлагает решить геометрическую задачу ( № 6 на стр. 67) по вариантам, затем сверить свою работу с эталоном.
| Принимают практическую задачу.
| Регулятивные УУД: планировать учебную деятельность, представляя учебную задачу в виде последовательных взаимосвязанных этапов.
Познавательные УУД: - осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, - выделять общий способ решения задач.
Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, слушать собеседника, соглашаться с мнением одноклассников, аргументировать ответ. Познавательные УУД: - осуществлять поиск информации из разных источников. - использовать информацию для решения разного рода задач. Коммуникативные УУД: допускать возможность существования разных точек зрения, использовать речевые средства
|
4. Рефлексивно-оценочный этап |
4.1. Рефлексия результатов деятельности Предлагает оценить, удалось ли реализовать план, после уроков на практике проверить, верно ли решена задача.
|
Сравнивают полученный результат и цель урока, делают вывод.
| Регулятивные УУД: оценивать правильность своих действий на уровне адекватной ретроспективной оценки, осуществлять итоговый контроль, различать способ и результат действий. |
4.2. Рефлексия способов деятельности Помогает выявить последовательность действий по составлению плана решения практической задачи, по определению сути затруднения, поиску способов его преодоления.
|
Осуществляют осмысление проделанной работы, сравнивают намеченный план с этапами проделанной работы, называют способы реализации поставленных задач. Определяют, какие умения пригодились для решения поставленной задачи.
| Регулятивные УУД: оценивать правильность своих действий на уровне адекватной ретроспективной оценки, осуществлять итоговый контроль, различать способ и результат действий. |
- Рефлексия эмоционального состояния и настроения
Предлагает оценить свою работу с помощью «лесенки достижений». Организует обсуждение: Как полученные на уроке знания и умения пригодятся в жизни. Помогает на основе результатов урока сформулировать общее и индивидуальные домашние задания. Предлагает общее домашнее задание по выбору: стр. 67 № 3, 5, 7 (любые 2 задания). | Определяют целевые основы деятельности и свои побуждения, эмоции, испытанные в ходе работы.
| Регулятивные УУД: оценивать правильность своих действий на уровне адекватной ретроспективной оценки, осуществлять итоговый контроль, различать способ и результат действий. |