Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы органи- зации взаимо- действия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Моти- вация (самоопре- деление) к учебной деятель- ности | Эмоциональная, психоло- гическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность. «С малой удачи начинается большой успех» (на доске) | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку | Фронтальная, индивидуальная | К – планируют учебное сотрудничество с учите- лем и сверстниками. Л – понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места |
II. Актуализация знаний |
Устный счёт
СЛАЙД 1 | На доске 2 синих фигуры 2 красные фигуры
2 желтые фигуры -На какие группы можно разделить эти фигуры? - По каким признакам? - Сколько нашли вариантов? Будут ли лишние фигуры? На фигуры прикрепляются числа. - Найдите разность чисел в красных фигурах (492-82=410) - Найдите произведение чисел в красных фигурах (3*40=120) - Найдите сумму чисел в желтых фигурах (4+36=40) - На сколько число в треугольнике больше, чем число в прямоугольнике? (82-40=42) - Во сколько раз число в ромбе больше, чем в шестиугольнике? (36/4=9) - Сейчас вам предстоит угадать зашифрованное слово. Для этого нужно расставить полученные результаты по возрастанию. - Какое слово получилось? -Молодцы! Сегодня на уроке я желаю вам успеха! | Слушают учителя
Работают учащиеся с низким уровнем обучаемости. | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности | Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания |
III. Выявление места и причины затруднения |
СЛАЙД 2
| - Открываем тетради и записываем число. - Используя числа в фигурах, составьте все возможные выражения, где можно выполнить деление. 492/82 | 82/40 | 40/40 | 36/36 | 4/4 | 492/40 | 82/36 | 40/36 | 36/4 | 4/3 | 492/36 | 82/4 | 40/4 | 36/3 | 3/3 | 492/4 | 82/3 | 40/3 |
|
| 492/4 |
|
|
|
|
|
Выполняют задания. | индивидуальная. | П – понимают базовые межпредметные и предметные понятия (число); осознанно и произвольно строят речевые высказывания; осуществляют логические действия; владеют способами выполнения заданий поискового |
|
|
СЛАЙД 3 | - Сопоставьте выполненное задание с правильным и оцените себя на полях по шкале. Для самооценки вспомните: - Какова была ваша цель?
- Удалось ли получить результат?
- Выполнил правильно или с ошибками?
- Самостоятельно или с чьей-то помощью?
Сравните данные выражения: 492: 3 492:82
- Выполните деление. -Вспомните алгоритм деления многозначного числа на однозначное. - Что вызвало затруднение? Почему? Учитель прикрепляет на доску рисунок корзины, на которой написано: «Корзина идей». Предлагаем идеи решения этой проблемы. - Составьте алгоритм действий, исходя из ваших рассуждений. |
Выполняют самооценку
Выполняют деление.
Предлагают свои идеи для обсуждения в классе.
|
| характера; используют знаково-символические средства представления информации для решения учебно-познавательных и практических задач. Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. К – обмениваются мнениями; могут работать в коллективе, уважают мнения других участников образовательного процесса; умеют слушать и вести диалог; формулируют и аргументируют свое мнение; признают возможность существования различных точек зрения на обсуждаемую проблему; используют речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач. |
|
IV. Открытие нового знания.
V. Реализация построено го проекта | 1. Ознакомление с новым приемом.
СЛАЙД 4
ФИЗМИНУТКА | - Формулировка темы урока, цели. Выведение алгоритма. – Надо разделить 492 на 82 способом подбора. Сколько цифр будет в частном? – Эту цифру можно найти подбором. Пробу-ем 2: умножим 82 на 2, получится 164; не подходит, так как 492 – 164 = 328, а 328 > 82. Пробуем 3: умножим 82 на 3, получится 246; не подходит, так как 492 – 246 = 246, а остаток должен быть меньше, чем 82. Пробуем 4: умножим 82 на 4, получится 328; не подходит, така как 492 – 328= 164, остаток должен быть меньше чем 82. Умножим 82 на 5, будет 410. Не подходит Умножаем 82 на 6, получится 492. Значит, 492:82=6. – Так находить цифру частного очень долго. Это можно сделать быстрее. Заменим делитель ближайшим меньшим разрядным числом. Назовите его. – Делить на числа, оканчивающиеся нулями, вы уже умеете. Разделите 492 на 80. – Эта цифра пробная, так как надо было делить на 82, а делили на 80. Делим 49 на 8. Берем по 6Цифра может не подходить, поэтому ее надо проверить, прежде чем записывать в частном. Как проверите?
–– Назовите ответ. – Записывают решение так: 492:82
Сравните ваш алгоритм с алгоритмом на экране., с учебником на стр 57 |
Дети сами формулируют тему рока
Сравнивают и проговаривают, запоминают.
Выполняют физминутку | Фронтальная. | Знание письменного приема деле-ния на двузначное число. |
VI. Первичное закрепление
| 2. Работа по учебнику | № 206 – Надо 384 разделить на 96. Буду делить 384 на 90, для этого 38 разделю на 9, получится 4. Проверю цифру 4: умножу 96 на 4, получится 384. Цифра 4 подходит. Значит, 384 : 96 = 4 |
Далее читают объяснение на странице 57 и слушают, как выполнено деление числа 384 на 96 | Групповая 6 групп 6 примеров на карточках | Л – осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета; понимают важность и необходимость знаний в жизни человека. Р – принимают и сохраняют учебную задачу. К – проявляют готовность слушать. Л – имеют установку на здоровый образ жизни | Применение письменного приема деления на двузначное число Выполненное задание. |
VII.Самостоятельная работа с самопроверкой. |
| -Проверьте правильность решений по эталону и оцените свою работу. | . | индивидуальная.
| П – проводят анализ, синтез; осуществляют моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т. д.), построение логической цепи рассуждений, доказательство; используют | Устные ответы, записи в тетради |
VIII. Включение в систему знаний и повторение. |
|
- Отгадайте шараду. Первое – предлог, второй – летний дом, а целое порой решается с трудом. |
– Задача. |
|
СЛАЙД 5 | –Со времен Великой Отечественной Войны в Горном Алтае действовал Акташский рудник, на котором за 30 лет было добыто 3 000 тонн руды. В 1990 году добыча руды была прекращена. Если бы рудник работал, сколько тонн руды добыли бы до 2015 года?
– Решите задачу в парах, записывая отдельно каждое действие. 1) 3000 : 30 = 100 (т.) – за 1 год. 2) 2015-1990=25 (л.) – не работал рудник. 3) 100*25=25000 (т.) – руды добыли бы за 25 лет. Ответ: 25 000 тонны руды добыли бы за 25 лет. Проверьте свое решение с правильным. Оцените себя на полях по шкале. | – После чтения задачи записывают ее условие кратко в таблицу и решение в тетрадь.
Выполняют самопроверку и самооценку. | Парная | математические термины, символы и знаки. Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; умеют находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме. К – конструктивно разрешают конфликты, учитывают интересы сторон и сотрудничают с ними. Л – осуществляют смыслообразование; осознают ответственность за общее дело; проявляют познавательный интерес к предмету |
|
2. Геометрическая задача на смекалку. | В вершинах квадратной клумбы растут кусты. Площадь клумбы увеличили в 2 раза, не выкапывая кустов. Расширенная клумба тоже квадратная, и внутри нее кустов нет. Как это сделали? Выполните рисунок | Ответ:
|
|
|
|
|
IX Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок СЛАЙД 6 | – Вернемся к эпиграфу нашего урока. - Как вы считаете, добились ли вы успеха на нашем уроке? - Какие знания вам понадобились сегодня на уроке? – На какой стране вы побывали на уроке? - Какие чувства испытывали, отметьте, пожалуйста, на карте. | Отвечают на вопросы
Отмечают свои чувства на карте. | Фронтальная, индивидуальная | П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Р – оценивают собственную деятельность на уроке. Л – проявляют интерес к предмету | Устные ответы |
Домашнее задание | СЛАЙД 7 | С. 57, № 209, 208, 210 Выполнить на выбор. | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают и учебную задачу, осуществляют поиск средств ее выполнения |
|