Письменное деление на двузначное число. Закрепление
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

урок математики в 4 классе ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika.docx75.18 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Письменное деление на двузначное число. Закрепление

Цели: закреплять приемы письменного деления на двузначное число; рассмотреть случаи деления, когда в частном есть нули; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи и уравнения.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять письменное деление на двузначное число, когда в частном есть нули; решать задачи на встречное движение; читать равенства, используя математическую терминологию; составлять и решать уравнения; работать в парах; выполнять задания творческого и поискового характера.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний
  1. Математический диктант
  1. Найдите произведение чисел 38 и 20. (760.)
  2. Во сколько раз число 1800 больше 300? (В 6.)
  3. Какое число уменьшили на 700, если получили 5300? (6000.)
  4. Увеличьте наименьшее пятизначное число в 100 раз. (100.)
  5. Запишите трехзначное число, в котором 3 сотни, а единиц и десятков поровну. Увеличьте его на 100. К однозначному числу приписали такую же цифру. Во сколько раз увеличилось число?
  6. Чему равно частное от деления чисел 600 и 30? (20.)
  7. На огороде площадью 1000 м2 растут капуста и картофель. Капустой занято три пятых части огорода. Сколько квадратных метров занято картофелем? (400м2.)
  8. Сколько метров в одной десятой километра? (100м.)

10) Вычислите площадь участка прямоугольной формы, длина которого равна 20 м, а ширина в 2 раза меньше. (200м2.)

  1. Работа над задачами

(На доске схематический чертеж, числовые данные записаны на карточках.)

ФГОС4 014

  • Составьте задачу по чертежу и решите ее.

(Аналогично составляются и решаются все возможные обpатные задачи.)

  • Как называются эти задачи? (Взаимообратные.)
  • Какой вид движения представлен на чертеже? (Встречное движение.)
  • Как называется общая скорость в таких задачах? (Скорость сближения.)
  • Сделайте вывод: как найти скорость, время, расстояние при встречном движении?
  1. Работа по учебнику

№3(с. 69).

  • Рассмотрите рисунок.
  • По каким признакам можно разделить фигуры на группы? (По форме, цвету.)
  • Разделите фигуры по форме. Какие получились группы? (Круги и треугольники.)
  • На какие группы можно разделить треугольники? (По типу углов: прямоугольные, остроугольные, тупоугольные. По типу сторон: равнобедренные, разносторонние, равносторонние.)
  • Выполните задание в парах. (Верные высказывания — 1, 4, неверные — 2, 3.)
  1. Самоопределение к деятельности

(На доске записаны примеры.)

5:16        11:19        56:78

  • Что общего в данных выражениях? (Делимое больше делителя.)
  • Выполните деление устно.

(Сильный ученик работает у доски.)

5: 16 = 0 (ост. 5)

11 : 19 = 0 (ост. 11)

56 : 78 = 0 (ост. 56)

  • Сделайте вывод: как разделить меньшее число на большее? (Значение частного равно нулю, а остаток — делимому.)
  • Выполните деление.

16 238 : 23.

Примерные рассуждения учащихся

Надо разделить 16 238 на 23. Первое неполное делимое 162 сотни, значит, в частном будут три цифры: сотни, десятки и единицы. Ставим три точки. Разделим 162 на 23. Для этого достаточно разделить 162 на 20, пробная цифра 7. Проверим: 23 • 7 = 161. Вычитаем: 162 — 161 = 1. Сравниваем остаток с делителем. Остаток меньше делителя. Второе неполное делимое - 13 десятков. 13 десятков нельзя разделить на 23 так, чтобы в частном получились десятки, поэтому в частном на месте десятков запишем 0. Находим третье неполное делимое и т. д.

  • Чем интересен пример? (В частном есть 0.)
  • Как поступать в этом случае?
  • Сформулируйте задачи урока. (Научиться выполнять деление на двузначное число в случаях, когда неполное делимое меньше делителя.)
  1. Работа по теме урока

Работа по учебнику

  • Объясните, как выполнено деление на с. 65.
  • Как можно сократить запись? (Можно не вычитать 0, а сразу приписать цифру третьего неполного делимого.)

Какую ошибку можно при этом допустить и как этого избежать? (Можно забыть записать 0 в частном. Чтобы этого не случилось, нужно ставить точки для обозначения количества цифр в частном.)

№265 (с. 65).(Первый и второй столбики — коллективно, с комментированием у доски, третий и четвертый — самостоятельно. Взаимопроверка, самооценка.)

№266 (с. 65).

  • Прочитайте задачу.
  • Как называются такие задачи? (Задачи на встречное движение.)
  • Как выполнить краткую запись? (В виде схематического чертежа.)

(Один ученик выполняет чертеж на доске, остальные — в тетрадях.)

                  >

240 м/мин

                                                20 км

t = 40 мин

  • Объясните, что обозначают выражения, в парах. (Коллективная проверка.)
  • Что неизвестно в задаче?
  • Как найти скорость второго лыжника? (Из скорости сближения вычесть скорость первого лыжника.)
  • Как найти скорость сближения? (Расстояние разделить на время.)
  • Как 20 км разделить на 40 мин? (.Перевести километры в метры)
  • Каким еще способом можно найти скорость второго лыжника? (Сначала узнать расстояние, которое прошел первый лыжник, потом вычесть его из общего расстояния и разделить полученный результат на время.)
  • Запишите решение задачи любым способом.

(Два ученика работают у доски. Проверка, самооценка.)

Решение

Первый способ

  1. 20 км = 20 ООО м;
  2. 20 000 : 40 = 500 (м/мин) - скорость сближения;
  3. 500 - 240 = 260 (м/мин).

Второй способ

  1. 240 • 40 = 9600 (м) — прошел первый лыжник;

2)        20 км = 20 000 м;

3)        20 000 - 9600 = 10 400 (м) - прошел второй лыжник;

4)        10 400 : 40 = 260 (м/мин).

Ответ: скорость второго лыжника 260 м/мин.

  1. Физкультминутка
  2. Закрепление изученного материала
  1. Работа по учебнику

№268 (с. 65) (Самостоятельное выполнение. Два ученика работают на откидной доске. Взаимопроверка.)

  1. Рефлексия

(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 65). Взаимопроверка.

Ответы: 5 мин, 4 мин.

  • Оцените свою работу на уроке.
  1. Подведение итогов урока
  • Какие вычислительные умения мы совершенствовали сегодня на уроке?
  • Что нового вы узнали о делении на двузначное число?
  • Какие задачи мы решали?
  • Какое задание вам было интересно выполнять?

Домашнее задание

Учебник: № 267, 269, задание на полях (по желанию) (с. 65).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики. 4 класс «Письменное деление на двузначное число. Закрепление».

Урок нацелен на подготовку к контрольной работе по теме "Письменные приемы деления на двузначное число". В ходе урока, сопровождающегося презентацией и мультимедийным приложением к учебнику, отрабатыв...

Конспект урока по математике по теме « Письменное деление на двузначное число (закрепление)» 4 класс.

Цель урока: закрепление умения выполнять деление на двузначное число;Задачи: Образовательные :  - совершенствовать вычислительные навыки;-  закрепить умение решать задачи на движе...

Конспект урока по математики «Закрепление. Письменное деление на двузначное число.»(УМК«Школа России», 4 класс )

Цели деятельности учителя:закрепление письменного приема деления многозначного числа на двузначное;совершенствование вычислительных навыков;развитие умений решать уравнения и задачиПланируемые результ...

Конспект урока по теме: «Письменное деление на двузначное число. Закрепление» (4 класс). УМК Школа России

Цели деятельности учителя:закрепление письменных приёмов деления многозначного числа на двузначное число, где в записи частного есть нули;закрепление умений пользоваться алгоритмом письменного деления...

Конспект урока математики. Тема "Письменное деление на двузначное число. Решение задач на пропорциональное деление" (УМК "Школа России", 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ Тема: «Письменное деление на двузначное число. Решение задач на пропорциональное деление». Цели деятельности учителя создание условий для продолжения знак...

Конспект урока по математике на тему «Письменное деление на двузначное число. Закрепление», 4 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: закрепление письменных приёмов деления многозначного числа на двузначное, где в записи частного есть нули; развитие умений пользоваться алгоритмом письменного деления на дву...

Технологическая карта урока по математике «Письменное деление на двузначное число. Закрепление», 4 класс (УМК «Школа России»)

Тип урока: систематизация знаний Цель урока: закрепление письменных приёмов деления многозначного числа на двузначное. Задачи урока Дидактические:Создать условия для развития навы...