Урок математики в 4 классе "Задачи на движение. Нахождение времени"
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Волкова Светлана Алексеевна

Урок математики для обучающихся 4 класса.УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         МКОУ «Высокинская СОШ»

Лискинского района

Воронежской области

Урок математики по теме:

«Задачи на движение. Нахождение времени»

( 4 класс, УМК «Школа России»)

Учитель начальных классов
Волкова Светлана Алексеевна

2016 г.

Тема: «Задачи на движение. Нахождение времени»

Цель урока: научить учащихся решать задачи на движение.

Задачи:

 Образовательная:

  • Научить решать задачи на нахождение времени
  • установить зависимость между величинами S, v, t; 
  • формировать умение анализировать и решать задачи на движение;
  • вырабатывать  и совершенствовать вычислительные навыки;
  • учить применять на практике ЗУН, полученные в ходе изучения данной темы.

     Развивающая:

  •  развивать внимание и оперативную память;
  • развивать логическое мышление;
  • развивать математическую речь учащихся.
  •     Воспитательная:
  • воспитывать уважение к предмету, умение видеть математические задачи в окружающем мире.

Планируемые результаты:

Предметные:

-        овладение устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий с целыми неотрицательными числами, умениями вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи, измерять наиболее распространенные в практике величины

Личностные:

  • самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;

-  способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения;

Метапредметные:  

  • планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата;

-        выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями и др.);

  1. Организационный этап.

-Доброе утро, ребята! Меня зовут Светлана Алексеевна. Я работаю

учителем в Высокинской школе и учу таких же замечательных деток, как вы.

Психологический настрой.
- Дети, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте товарищам хорошего настроения. Как  тепло и весело стало от ваших улыбок в классе. Посмотрите на меня. Я вам тоже всем желаю хорошего настроения и интересной работы на уроке.  Нарисуйте свое настроение на полях тетради.

Солнце на небе проснулось,

Нам, ребята, улыбнулось,

На урок торопит нас –

Математика сейчас.

2. Актуализация  опорных знаний

И чтобы работать быстро и ловко,

Нам нужна ума тренировка!

Работа в группах:

Решите примеры и расположите ответы в порядке убывания  

95:19 (е) 57: 3 (ж) 91: 7 ( н) 78: 13 ( и)

19*4 ( в) 25*3 (и) 12* 7 (д) 64:4 (е)

- Прочитайте, что у вас получилось? Проверка

ДВИЖЕНИЕ

-Что такое движение?

Это перемещение в нужном направлении.

А вы любите путешествовать?  Назовите лишние предметы. Не забывайте о правилах поведения в транспорте.

С какими величинами связан процесс движения? (дали буквенные имена)

Пальчиковая гимнастика.

Запишите число, классная работа.

Работа в парах: (Прислушиваться к мнению соседа, помогать друг другу, взаимопроверка)

Решение задач:

  1)Лыжник двигался  со скоростью 15 км/ч  5 часов. Какое расстояние он преодолел?  Как решали? Почему?

2) Страус пробежал  36 м за 3 сек. С какой средней скоростью он бежала? (найти скорость)  Как решали? Почему?

3)  Крейсер проплыл 80 км со скоростью 40 км/час. Сколько времени он затратил?    Как решали? Почему?

 Какое правило о нахождении времени движения  мы можем  сформулировать?   t=S:v. Чтобы найти время движения, мы должны пройденный путь разделить на скорость.

  1. Постановка учебной задачи и выход из затруднения.

Что вы можете сказать про эти задачи?

- Что общего в этих задачах?

- Они о движении, единицы времени и расстояния, скорости.

- Чем отличаются?

- Вопросами, решением и ответом.

- Кто сделал все задачи?

  -Кто в какой задаче затруднился?

 -Какого вида задачи мы решали впервые?

 - На нахождение времени.

- Какие знания вам помогли справиться с этим заданием?

(Знания формул нахождения скорости, времени, расстояния 2.Знания связи между данными величинами)

Я поздравляю вас с новым открытием.

 Как звучит тема сегодняшнего урока?  Чему мы посвятим урок?

Ставятся цели на урок.

Какие задачи мы можем поставить перед собой на уроке?

повторить формулу вычисления времени движения;

2. вспомнить единицы измерения времени;

3. научиться  применять формулы  для нахождения времени;

4. быть аккуратными, вежливыми, уважать мнение своих одноклассников.

  1.  Физминутка  

 ИГРА        Да – хлопать в ладоши, нет - топать

1. Пешеход должен идти по дороге навстречу движущемуся транспорту.

2. На велосипеде по дороге можно ездить с 7 лет.

3. Зелёный сигнал светофора означает: движение разрешено.

4. Переходя через улицу, сначала посмотри направо.

5. Красный сигнал светофора означает: движение запрещено.

Хочу вам  напомнить, что дорога очень опасна, необходимо соблюдать правила дорожного движения.

  1. Работа с единицами времени.

Давайте расположим их в порядке возрастания.

6. Первичное закрепление.

Работа по учебнику. (работа в парах) Чтобы применить на практике полученные знания, откроем с.7 и найдём №21

1)Автобус прошёл 90км со средней скоростью 45км/ч. Сколько времени он был в пути?

2)Мальчик пробежал 30м со средней скоростью 6м/с. За сколько секунд он пробежал это расстояние?

Рассмотри таблицу и объясни, как можно найти время движения, если известны средняя скорость и расстояние:

                     

средняя

скорость

время

расстояние

45км/ч

?

90км

6м/с

?

30м

Читаем, заполняем таблицу учебника, правило говорим, решаем в тетради, ответы зачитываем вслух 

Где в жизни вам пригодятся знания на нахождение времени? (решение задач, за какое время дохожу до школы)

  1. Закрепление.

Решаем у доски. Задача под чертой. Туристы решили проплыть на плоту 72км. Скорость течения реки 4км/ч. Сколько времени туристам придётся затратить на этот путь?

Записываем с табличкой в тетрадь.

Скорость

Время

Расстояние

4км/ч.

?

72км.

72:4=18 (ч)

(Взаимопроверка)       Сейчас вы решите ещё одну задачу на движение, я попрошу вас сделать прогнозирования вашей успешности. На полях отметьте смайликом ваши возможности.

Задача: Мотоциклист проехал 240 км со скоростью 60 км/ч. Сколько времени в пути был мотоциклист? 240:60=4 (ч)

 8.Включение в систему знаний и повторений.

Задача №22 Разбор по схеме на доске.

Теплоход проходит за 4 часа такое же расстояние, как моторная лодка за 9 часов. Узнай среднюю скорость моторной лодки, если известно, что средняя скорость теплохода 36км/ч?

  1. 36*4=144 км- расстояние
  2. 144:9=16 км/ч - скорость  моторной лодки.

Ведет разбор задачи.

-Читаем задачу самостоятельно.

-Что известно в задаче?

-Что необходимо найти?

-Какие главные слова  в условии задачи?

-Запишем условие задачи.

Запись по действиям  самостоятельно после разбора. Ученик у доски.

  1. Учитель читает утверждения.
  1. Чтобы найти расстояние, надо скорость разделить на время. -
  2. Скорость показывает, какое расстояние проходит объект за единицу времени.+
  3. Чтобы найти время, надо расстояние разделить на скорость.+
  4. Км/ч,  м/мин – это единицы измерения расстояния. -
  5. Время движения объекта можно выразить в часах, минутах, секундах+

А)   Проведем небольшое исследование. Узнаем, сколько времени в среднем уходит у вас на решение примера на умножение, и сколько – на деление. Сравним, на какое действие тратите больше времени, и на сколько больше.

  • «Мерседес» проехал 20 км. Сколько километров проехало каждое из его четырех колес?
  • Три человека ждали поезда 3 часа. Сколько времени ждал каждый?
  • Из Кирова в Пермь самолет летит 1ч20мин, а обратно-80мин. Почему?

10. Рефлексия.

Научились  решать задачи на нахождение времени.

1. вспомнили единицы измерения времени;

2. научились   применять формулы  для нахождения времени;

3. были аккуратными, вежливыми, уважать мнение своих одноклассников.

– Домашнее задание будет  творческого характера: составьте задачу для своего соседа по парте на нахождение времени
– Всем спасибо за работу.

- Кому можно поставить отлично за урок?

- Кто работал лучше, чем ранее?

Спасибо за работу всем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики 4 класс, тема "Задачи на движение.Нахождение времени". УМК "Начальная школа XXI века".

Данная технологическая карта урока разработанна по требованиям ФГОС. В ней отражается технология проблемного обучения....

Конспект урока математики по теме "Задачи на движение. Нахождение времени" ("Начальная школа XXI века").

Конспект урока математики в 4 классе. Главная цель урока - научить обучающихся решать простые задачи на движение. Урок спроектирован в интерактивном режиме в соответствии с требованиями ФГОС.  В ...

Урок математики в 4 классе ПНШ "Нахождение времени по известным расстоянию и скорости"

Урок разработан с использованием электронных образовательных ресурсов....

Конспект и презентация урока по математике 4 класс на тему:Нахождение времени движения по известным скорости и растоянию

Конспект и презентация урока  по математике на тему:Нахождение времени движения по известным скорости и растоянию....

Конспект урока по математике (технологическая карта) в 4 классе по теме «Задачи на движение. Нахождение времени»

Конспект урока по математике (технологическая карта) в 4 классе по теме "Задачи на движение. Нахождение времени" с презентацией...

Урок математики на тему «Задачи на движение. Нахождение времени»"

Класс:  4Вид урока: урок получения новых знаний. Тема: «Задачи на движение. Нахождение времени»Цель урока: научить учащихся решать задачи на движение....