Конспект урока "Математический биатлон"
учебно-методический материал по математике (4 класс) на тему

Доронина Светлана Андреевна

Конспект урока "Математический биатлон"разработан и проведён для учащихся 4 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematicheskiy_biatlon.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Математический биатлон

Цель: активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках математики.

Задачи:

  1. Способствовать формированию интереса к урокам математики.
  2. Закреплять знания математических терминов, умения выполнять вычислительные действия на изученные случаи умножения, деления и сложения.
  3. Способствовать развитию логического мышления, речи, памяти, внимания.

Оборудование: эмблемы команд, карточки с заданиями для эстафеты, для конкурса капитанов, спички, грамоты.

Участвуют команды по 8 человек.

На доске

«Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»

Д. Пойа

"Математика уступает свои крепости лишь сильным и смелым"

А.П. Конфорович

"Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя криво, да сами"

Г. Лессинг

"Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим"

Блез Паскаль

"Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед".

А. Нивен

"Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому".

Д. Пойа

"Хочешь быть умным - научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать".

И. Лафатер

1. Вступительное слово.

Ученики:

Мой юный друг!
Сегодня ты пришел вот в этот класс,
Чтоб посидеть, подумать, отдохнуть,
Умом своим на все взглянуть.
Пусть ты не станешь Пифагором,
Каким хотел бы, может быть,
Но будешь ты рабочим, а может и ученым
И будешь математику любить.

Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять…
Можно все пересчитать,
Сосчитать, измерить, взвесить.
Сколько пальцев на руках,
Сколько пальцев на ногах,
Сколько в комнате дверей, 
В переулке фонарей, 
Сколько лодок на реке, 
Сколько елок на горе, 
Сколько ног у двух коней,
Сколько во дворе детей.
Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять…
Можно все пересчитать, 
Сосчитать, измерить, взвесить.
Сколько литров молока,
Сколько метров полотна,
Сколько хлеба на весах
И времени на часах.

Ведущий: Начинаем математический биатлон. Команды готовы? Ну а жюри, конечно, будет выполнять, ой, простите, принимать, решения.

Болельщики тоже присутствуют в зале, значит, немало решали.

Дорогие зрители! Начинаем представление всем на удивление. Подсказок не произносить, ответов не говорить – в общем, просто любить! Любить свою команду! И начнём как обычно с проверки домашнего задания.

1. Конкурс пословиц.В течение 2 минут каждая команда должна записать как можно больше пословиц и поговорок, содержащих числа. Например: Семь бед – один ответ.

2. Задачки на смекалку.

По тропинке идут 3 черных и 6 серых гусей, а на встречу им 1 серая и 1 белая утка. Сколько всего уток?(2)

2 ученика договорились сесть в 4 вагон электрички. Но 1 ученик сел в 4 вагон от начала электрички, а другой – в 4 от конца. В одном ли вагоне едут ученики, если всего 8 вагонов? (нет)

При постройке забора плотники поставили по прямой 5 столбов, расстояние между которыми было по 2 метра. Какова длина забора? (8 метров)

“Дай мне 5 рублей, - говорит брат сестре, - тогда у нас будет денег поровну”. Сестра дала ему 5 рублей. На сколько больше денег было у сестры, чем у брата, сначала? (На 10 рублей)

На театральной сцене – замок принцессы. Герой по имени Зигфрид должен увидеть свою невесту. Появляется переодетый злодей – Ротбарт. С ним его дочь – Одилия. Она настолько похожа на Одетту, что Зигфрид принимает её за свою невесту. Возникает привидение Одетты и исчезает. Зигфрид понимает обман и в отчаянии убегает… Сколько действующих лиц из названных осталось на сцене? (2)

На столе лежат 3 карандаша разной длины. Как удалить из середины самый длинный карандаш, не трогая его? (Убрать крайние карандаши)

Имеются песочные часы на 3 минуты и на 7 минут. Надо опустить яйцо в кипящую воду ровно на 4 минуты. Как сделать это с помощью этих песочных часов? (Следует поставить эти часы в рабочее положение одновременно. Когда песок в трёхминутных часах истечёт, нужно положить яйцо в кипящую воду. Оставшееся время действия семиминутных часов и будет равно 4 минутам.)

Имеются 2 бидона ёмкостью 2 и 7 литров. Как с помощью этих бидонов набрать из речки 3 литра воды? (Надо набрать бидон ёмкостью 7 литров и дважды вычерпать из него воды бидоном ёмкостью 2 литра.)

3. Игра.

Расскажу я вам рассказ
В полтора десятка фраз,
Лишь скажу я слово “три” - 
Приз немедленно бери!
Однажды щуку мы поймали,
Распотрошили, а внутри
Рыбёшек мелких увидали,
И не одну, а целых … две.
Мечтает мальчик закалённый
Стать олимпийским чемпионом,
Смотри, на старте не хитри,
А жди команду “раз, два, … марш!”
Когда стихи запомнить хочешь, 
Их не зубри до поздней ночи, 
А про себя их повтори
Разок-другой, а лучше… пять!
Недавно поезд на вокзале
Мне три часа пришлось прождать,
Ну что ж вы приз, друзья, не брали,
Когда была возможность взять?

4. "Кто больше"

Из слова "арифметика" команды должны составить как можно больше слов из букв данного. Примеры: ар, икра, фирма, ферма, фата, река, риф, миф, мера, еретик, мак, фара, тик, рифма, ерик, тара, мат, кит, метка, тема, кара, марка, крем, тир, метр

5. Сравни.

1) Сравните числа, в которых цифры заменены звездочками:

а) **** и ***;

б) 32** и 31**.

2) Буквы спрятались. Найдите спрятанные буквы и запишите слова.

1. МТМТК 2.МТР 3.ТНН 4.МНТ 5. ЗДЧ

Ответ: математика, метр, тонна, минута, задача.

6. Конкурс капитанов "Найди цифру".

На доске 2 плаката, на которых написаны числа от 1 до 21. Участники команды (по одному от каждой команды) зачеркивают их по порядку.

Победившей команде - 1 жетон.

1

19

5

 

14

7

1

9

11

17

 

4

20

10

13

21

3

 

11

15

13

4

8

12

 

2

8

6

10

14

6

 

16

12

17

18

2

16

 

5

18

3

7. Задачи со спичками.

Перед детьми рисунок.

- Выложите на столе такую же фигуру. Как вы думаете, кто это? Я задумала, что это животное – корова; гуляла корова, гуляла, и кто-то её позвал. Переложите всего одну спичку так, чтобы корова развернулась в другую сторону. Как только ваша команда догадается, надо дружно и синхронно хлопнуть в ладоши – это означает, что вы готовы. Внимание, начали.

8. "Гонка за лидером".

Командам задаются вопросы - четные вопросы первой команде, нечетные - второй (команде-лидеру - первой).Верный ответ - 1 звезда.

  1. 7 Х 8 = ?( 56 )
  2. 9 Х 6 = ?( 54 )
  3. Чему равна треть суток? (8 часов)
  4. Чему равна шестая часть суток? (4 часа)
  5. Горело 5 свечей. Две из них потушили. Сколько свечей осталось? (2 свечи, те, что потушили, остальные сгорели)
  6. Летела стая уток. Всего 5. Одну убили. Сколько осталось? (одна, остальные улетели) 0 Х 112 =? (0)
  7. На какое число невозможно деление? (на 0)
  8. Как называются числа, которые складывают? (слагаемые)
  9. Как называются числа, которые умножают? (множители)
  10. Сколько месяцев в году содержат по 30 дней? (11, кроме февраля)
  11. Сколько месяцев в году содержат по 31 день? (семь)
  12. Фигура, имеющая 3 стороны, 3 вершины.(треугольник)
  13. Прямоугольник с равными сторонами.(квадрат)
  14. Как называется фигура, у которой 3 и более углов? (многоугольник)
  15. Как называется сумма длин всех сторон многоугольника? (периметр)
  16. Какое число делится на все числа без остатка? (0)
  17. Чему равно произведение всех цифр? (0)
  18. Пара лошадей пробежала 30 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (30)
  19. Двое играли в шашки четыре часа. Сколько часов играл каждый из них? (4)
  20. В семье два отца и два сына. Сколько мужчин в семье? (3)
  21. У родителей пять сыновей. Каждый имеет одну сестру. Сколько всего детей в семье? (6)
  22. Наименьшее натуральное число? (1)
  23. Наибольшее натуральное число? (не существует)
  24. Единица скорости на море? (узел)
  25. Чему равен 1 пуд? (16 кг)
  26. Периметр квадрата 20 см. Чему равна его площадь?(25)
  27. Что ищем, решая уравнение? (корень)
  28. Результат вычитания.(разность)
  29. Результат деления? (частное)
  30. Сколько центнеров в тонне? (10)
  31. Сколько существует цифр? (10)
  32. Как называются цифры третьего разряда? (сотни)
  33. Наименьшее трехзначное число? (100)
  34. Сколько вершин у куба? (8)
  35. Как называется число, из которого вычитают? (Уменьшаемое)
  36. Ограниченная часть прямой? (отрезок)
  37. Результат деления? (Частное)
  38. Чему равна десятая часть сантиметра? (миллиметр)
  39. В колесе 10 спиц. Сколько промежутков между спицами? (10)

Между конкурсами для болельщиков проводятся игры, предлагаются задачи.

Задания болельщиков

1. Решите ребусы.

2. Частушки.

Болельщики каждой команды исполняют школьные частушки на тему “Урок математики”.

Ваня целый день зевает, 
Почему и сам не знает.
Математики урок
Не идет Ванюше впрок.
Над тетрадкой Влад рыдает:
Как пример решить – не знает.
Плачет баба, плачет дед, 
Ну, не сходится ответ!

Я таблицу умноженья
Перед сном учила.
Утром встала – всю таблицу
Начисто забыла!

Мы с соседом сообща
Контрольную решили.
За нее мы на двоих
Четверку получили.

Ну, зачем нам теоремы
И к чему нам алгоритм?
Мы не роботы, мы – дети,
Не выдерживаем ритм!

Ежедневно мы считаем,
Множим, делим, вычитаем, 
Отвечаем и читаем –
Сколько времени теряем!

Папа мне решил задачу,
В математике помог,
Мы потом решали с мамой
То, что он решить не смог.

Я считаю очень быстро,
В школе все гордятся мной.
Ни один мальчишка в школе 
Не угонится за мной.

10. Подведение итогов. Награждение победителей.


Приложения

1

19

5

9

11

17

13

21

3

4

8

12

10

14

6

18

2

16


14

7

1

4

20

10

11

15

13

2

8

6

16

12

17

5

18

3


2. Частушки.

Ваня целый день зевает, 
Почему и сам не знает.
Математики урок
Не идет Ванюше впрок.

Над тетрадкой Влад рыдает:
Как пример решить – не знает.
Плачет баба, плачет дед, 
Ну, не сходится ответ!

Я таблицу умноженья
Перед сном учила.
Утром встала – всю таблицу
Начисто забыла!

Мы с соседом сообща
Контрольную решили.
За нее мы на двоих
Четверку получили.

Ну, зачем нам теоремы
И к чему нам алгоритм?
Мы не роботы, мы – дети,
Не выдерживаем ритм!

Ежедневно мы считаем,
Множим, делим, вычитаем, 
Отвечаем и читаем –
Сколько времени теряем!

Папа мне решил задачу,
В математике помог,
Мы потом решали с мамой
То, что он решить не смог.

Я считаю очень быстро,
В школе все гордятся мной.
Ни один мальчишка в школе 
Не угонится за мной.

2. Задачки на смекалку.

По тропинке идут 3 черных и 6 серых гусей, а на встречу им 1 серая и 1 белая утка. Сколько всего уток?

2 ученика договорились сесть в 4 вагон электрички. Но 1 ученик сел в 4 вагон от начала электрички, а другой – в 4 от конца. В одном ли вагоне едут ученики, если всего 8 вагонов?

При постройке забора плотники поставили по прямой 5 столбов, расстояние между которыми было по 2 метра. Какова длина забора?

“Дай мне 5 рублей, - говорит брат сестре, - тогда у нас будет денег поровну”. Сестра дала ему 5 рублей. На сколько больше денег было у сестры, чем у брата, сначала?

На театральной сцене – замок принцессы. Герой по имени Зигфрид должен увидеть свою невесту. Появляется переодетый злодей – Ротбарт. С ним его дочь – Одилия. Она настолько похожа на Одетту, что Зигфрид принимает её за свою невесту. Возникает привидение Одетты и исчезает. Зигфрид понимает обман и в отчаянии убегает… Сколько действующих лиц из названных осталось на сцене?

На столе лежат 3 карандаша разной длины. Как удалить из середины самый длинный карандаш, не трогая его?

Имеются песочные часы на 3 минуты и на 7 минут. Надо опустить яйцо в кипящую воду ровно на 4 минуты. Как сделать это с помощью этих песочных часов?

Имеются 2 бидона ёмкостью 2 и 7 литров. Как с помощью этих бидонов набрать из речки 3 литра воды?

5. Сравни.

1) Сравните числа, в которых цифры заменены звездочками:

а) **** и ***;

б) 32** и 31**.

2) Гласные буквы спрятались. Найдите спрятанные буквы и запишите слова.

1. МТМТК 2.МТР 3.ТНН 4.МНТ 5. ЗДЧ

5. Сравни.

1) Сравните числа, в которых цифры заменены звездочками:

а) **** и ***;

б) 32** и 31**.

2) Гласные буквы спрятались. Найдите спрятанные буквы и запишите слова.

1. МТМТК 2.МТР 3.ТНН 4.МНТ 5. ЗДЧ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"

Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Игра для проверки знаний «Орфографический биатлон».

На уроке русского языка  я предлагаю сыграть в игру «Орфографический  биатлон». Суть игры заключается в том, что на доске, поделенной на части (у меня их 6) надписывается условными знаками н...

Спортивный праздник "Олимпийский биатлон"

Спортивный праздник для обучающихся 1-4 классов....

Конструкт НОД в старшей группе "Танковый биатлон" (конструирование)

Конструкт НОД в старшей группе по конструированию содержит элементы лего педагогики методики проектной деятельности....

Игра "Математический биатлон"

Эта игра была проведена на занятии в профильном летнем лагере для учащихся 4 классов.Цель:  развитие познавательной активности учащихся.Задачи:- способствовать прочному усвоению учащимися уч...