Урок математики по теме "Доли.Обыкновенные дроби"
план-конспект урока по математике на тему
Конспект урока математики в 5 классе по теме "Долли.Обыкновенные дроби". Урок построен в соответствии с ФГОС и отражает межпредметные и мерапредметные связи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doli_i_obyknovennye_drobi_otkrytyy_urok_-_kopiya.docx | 26.27 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗРАБОТКА УРОКА
по теме «Доли. Обыкновенные дроби»
Учитель: Логвиненко Ирина Владимировна
МБОУ «СОШ № 12»
г. Новомосковск Тульской области
2015 г.
Технологическая карта урока
Предмет: математика Класс: 5
Базовый учебник: Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ Н.Я. Виленкин и др. – 31-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2013
Тема урока: Доли. Обыкновенные дроби.
Цель урока: формирование представлений о долях, обыкновенных дробях и понятиях, связанных с ними.
Задачи урока:
- образовательные (формирование познавательных УУД):
знать определения: доля, обыкновенная дробь, числитель, знаменатель; использовать в речи термины: доля, обыкновенная дробь, числитель и знаменатель дроби; грамматически верно читать записи дробей и выражений, содержащих обыкновенные дроби; использовать данные понятия при решении несложных задач;
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность;
- развивающие (формирование регулятивных УУД):
умение обрабатывать информацию и ранжировать её по указанным основаниям; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.
Необходимое оборудование: компьютер, проектор, учебники по математике, раздаточный материал, электронная презентация, выполненная в программе Power Point.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этапы урока | Ход урока | Деятельность учеников |
1 | Мотивация учебной деятельности | - Ребята, это Виктор Драгунский. Надеюсь вам знакомо это имя? Кто он? ( Писатель) - Какие произведения Драгунского вы читали? («Он живо и светится», «Денискины рассказы» и др.) - Предлагаю прочитать отрывок из книги «Денискины рассказы». СЛАЙД Внимание на текст: Я сказал: - Вот, папа, послушай, какую я Мишке задам задачу: вот у меня есть два яблока, а нас трое, как разделить их среди нас поровну? Мишка сейчас же надулся и стал думать. Папа не надулся, но тоже задумался. Они думали долго. Я тогда сказал: - Сдаешься, Мишка? Мишка сказал: - Сдаюсь! Я сказал: - Чтобы мы все получили поровну, надо из этих яблок сварить компот. - И стал хохотать…… - Как вы думаете может быть другое решение у этой задачи? (Надо каждое яблоко разделить на три части и раздать всем троим по две таких части) | Отвечают на вопросы учителя Читают отрывок (один ученик читает вслух). |
2 | Актуализация знаний. Формулирование темы и задач урока | - Как в математике называется одна часть от целого? (Доля) - Уточним значение слова «доля» в словаре. К какому словарю обратимся? (К толковому словарю) - Сколько значений слова доля мы определили? (Два значения) - Как называются слова имеющие не одно значение? (Многозначные) - С каким из этих значений мы будем работать на уроке математики? (с первым) - Если мы возьмём не одну долю, а несколько частей, как будет называться такое число? (Дробь) - Какова же будет тема нашего урока? (Доли. Дроби) - Да, тема нашего урока: «Доли. Обыкновенные дроби». - Предлагаю обратиться к учебнику. Откройте учебник на стр. 138-139-той. Исследуйте теоретический материал, ставя пометки на полях: V - уже знал, + новое, ─ думал иначе, ? - не понял, есть вопросы. - Кто желает высказаться о проделанной работе? - Используя свои высказывания сформулируйте задачи урока. - Какие умения понадобятся для выполнения поставленных задач? (Умение думать, анализировать, запоминать, делать выводы, сотрудничать, слушать друг друга, отвечать на вопросы и т.д.) - Кроме того, будем учиться быть деловыми партнёрами, логически рассуждать и обосновывать свои мысли. - Давайте посмотрим, совпали ли предложенные вами задачи с теми, что запланированы на урок. СЛАЙД (Да, совпали) | Отвечают на вопросы учителя Ученик читает вслух значение слова «доля» в толковом словаре. вставить из словаря Отвечают на вопросы учителя Работают с учебником самостоятельно. Высказывают своё мнение. Формулируют задачи урока:
Отвечают на вопрос. Сравнивают поставленные задачи с записью на доке вставить со слайда |
3 | Открытие новых знаний | - Как вы думаете, пригодятся ли знания темы сегодняшнего урока в жизни? Приведите примеры. (торт, часы, апельсин, год, футбол, музыка и т.д.) - Хорошо. СЛАЙД - На сколько частей разделили торт? (на 8 частей) - Как назовём одну часть торта? (⅛) - Запишем в тетради и у доски. - Как назовём одну часть хлеба? Запишем. (1/16) - Самостоятельно обозначьте одну часть арбуза. (1/6) - Приведите свои примеры долей и продолжите запись двумя-тремя примерами. СЛАЙД - Самая известная из долей – это, конечно ПОЛОВИНА. Как вы понимаете это? (Разделить целое на две части и взять одну такую часть) - Как будет называться такая часть? (½) - Слова с частью «пол» можно услышать часто. Приведите примеры. ( полчаса, полкило, полтинник и т.д.) - А если разделить целое на три равные части, как будет называться такая часть? (⅓) - Кто знает другое название? «ТРЕТЬ» - Приведите примеры. (треть пути, треть задания и т.п.) - Посмотрите на модель часов. Какое время показано? (12ч 15мин) Как сказать по-другому? (15 минут первого, ЧЕТВЕРТЬ первого) - Какое сейчас время показано (учитель переводит стрелки часов) на модели часов? (12ч 45мин, без ЧЕТВЕРТИ час) - Почему так говорят: «ЧЕТВЕРТЬ», «без ЧЕТВЕРТИ»?(целое разделили на четыре части и взяли одну часть) СЛАЙД - Мы упражнялись записывать доли. Сейчас ниже запишем число, которое показывает, сколько осталось торта, если взяли ⅓ часть. Объясните. (Осталось ⅔ торта, так как торт разделили на три части и взяли ⅓ часть) - Сколько осталось яблока? (¾) Объясните. Запишем. - Как назовём числа, записанные на второй строке? (Дроби) - Это обыкновенные дроби. Что показывает число под чертой? (На сколько равных частей разделили целое) - Что показывает число над чертой? (Сколько таких равных частей взяли) СЛАЙД 8 - Прочитайте важную информацию на с.141-ой учебника. СЛАЙД 9
| Отвечают на вопросы учителя и выполняют задания. Приводят примеры из жизненного опыта. Работают в тетрадях. Работают с информацией в учебнике. |
4 | Первичное осмысление и закрепление знаний | СЛАЙД 10 - Запишите дроби: четыре тысяча вторых (4/1002), четыре тысячи вторых (4000/2). - Проверьте друг у друга. Теперь сверьте с образцом. СЛАЙД 10.1 и 10.2 - У кого нет ошибок, поставьте на полях знак (+). - А сейчас поработаем в парах. Положите перед собой КАРТОЧКУ №1. Предложите задание. (Заполнить пропуски) - Используя уже имеющиеся у вас знания и статью учебника (с.138-139), ответьте на предложенные вопросы. Кто выполнит здание встаёт. - Сверьте ответы с эталоном. У кого есть ошибки, исправьте. СЛАЙД 11 - Поднимите руку, кто выполнил задание без ошибок. Какие вопросы остались. - Переходим к следующему заданию. У каждого на столе лежит фигура из цветной бумаги. - Как называется эта фигура? (Квадрат) - Предложите задание с этой геометрической фигурой. (Найти её площадь, периметр, разделить на части и т.д.) - Поделите квадрат на четыре равные части путём сгибания. СЛАЙД 12 - С помощью ножниц отрежьте ¼ часть. Покажите классу. - Какая фигура составляет ¼ квадрата? (Квадрат меньшего размера, треугольник, прямоугольник.) - Какой вывод сделаем? (¼ квадрата можно найти разными способами) | Работают в тетрадях, выполняют задания на карточках самостоятельно, в парах. Сверяют выполненное задание с эталоном, осуществляют самоконтроль. Выполняют практическое задание с геометрическим материалом. |
5 | Самостоятельное применение полученных знаний | - Сейчас нам предстоит работа в группах. СЛАЙД 13 - Группы получают следующее задание:
| Делятся на три группы, выполняют задание в группах. Представляют выполненное задание у доски. |
6 | Итог урока | - Какие задачи мы ставили в начале урока? СЛАЙД 14 - Решили мы поставленные задачи? - Домашнее задание я вам предлагаю по выбору. (Приложение) СЛАЙД 15 | Подводят итог урока. Отвечают на вопросы учителя. Получают домашнее задание. |
7 | Рефлексия | - Какие задания вызвали у вас особый интерес на уроке? - Каково ваше отношение к уроку? - Оцените свою активность на уроке на шкале «спидометра». Кто оценил себя от 0 до 5 баллов, от 5 до 10 баллов? Кто желает высказаться? СЛАЙД 15 | Проводят самооценку. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики по теме "Сложение дробей".
Урок очень удачно был проведён на семинаре учителей математики....
Конспект урока математики в 3 классе. "Дроби. Действия с дробями".
Конспект урока математики в 3 классе. "Дроби. Действия с дробями". Программа РО Л.В.Занкова...
Презентация к уроку математики по теме "Сравнение дробей",
Данная презентация предназначена для учащихся 4 класса. Она знакомит учащихся со сравнением дробей с одинаковыми числителями и содинковыми знаменателями. Урок построен в режиме деятельностного метода ...
технологическая карта урока математики "Терминология. Предметный смысл дроби" 4 класс
Тема. Терминология. Предметный смысл дробиЦель. Познакомить учащихся с предметным смыслом дроби (доли), где a, b – натуральные числа, с терминами (дробь, числитель, знаменатель, доля).Формируемы...
План-конспект урока математики 4 класс Тема: «Дробь и её компоненты».
План-конспект урока математики 4 класс Тема: «Дробь и её компоненты».Цели: • формирование знаний, умений, навыков действий с дробями; повторение ед. измерения. • ...
Конспект урока математики "Сложение и вычитание дробей" (" УМК перспектива", 4 класс)
Цели деятельности учителя:Повторение и отработка навыков сложения и вычитания дробей с одинаковым знаменателем, сравнения дробей, решения текстовых задач.Планируемые результатыПредметные:Уметь с...
Конспект урока математики "Правильные и неправильные дроби" УМК "Перспектива" 4 класс.
КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕТема: Правильные и неправильные дробиЦели деятельности учителя: расширение знаний о математических определениях; формирование представления о правильных и неправильны...