Математика Тема урока: Сложение вида + 6
Цели: Научить решать выражения вида: + 6.Выучить таблицу сложения + 6, с переходом через десяток. Развивать логическое мышление. Продолжать совершенствовать навыки самоконтроля на уроке. Воспитывать дружбу и взаимовыручку.
1.Организационный момент. Нас сегодня ждёт путешествие в сказку: «Гуси- лебеди». Но сказка наша будет не простая, а математическая. Вы, конечно, помните главных героев, что с ними произошло. Мы будем помогать сестрице, искать своего братца. 2. Актуализация знаний. Но прежде, чем отправимся в сказку, давайте возьмём с собой математические знания, которые потребуются в дороге: - Назовите компоненты при сложении. Д. Первое слагаемое, второе слагаемое, сумма. -Какой закон позволяет решать «трудные» примеры на сложение? Д. От перемены мест слагаемых сумма не меняется. - Назовите части задачи. Д. Условие, вопрос, решение, ответ. Отметьте в своих полосах цветом: - зелёным, если нет ошибок; - жёлтым, если 1-2 ошибки; - красным, если больше 3 ошибок; (Звучит кукушка) -Вы слышите песню кукушки? Мы попали в сказку. Учитель читает отрывок из книги: -Жили- были мужик и баба. Были у них дочка да сыночек. Раз уехали мужик и баба в город. А девочке строго настрого наказали следить за братцем. Сестрица посадила брата под окошко, а сама загулялась, заигралась. Налетели Гуси - Лебеди и унесли братца. Бросилась девочка догонять их. -Ребята, мы с вами будем помогать девочке. А девочкой сегодня будет – (Ковалёва София). ( Учитель надевает платок на голову ученицы.) Бежит девочка, видит печку (Учитель прикрепляет на доску рисунок печки) Обращается она к печке. Учитель. Соня, ты помнишь, что говорит девочка? Скажи слова девочки. Соня: Печка, печка, скажи куда Гуси – Лебеди полетели? А Печка ей в ответ: «Скажу, если мои задания выполнишь». 3. Устный счёт. Учитель. Достаньте из конверта карточки с составом числа 5 и 6. -Зачем надо знать состав числа? Дети: « Состав числа помогает решать примеры». Покажите состав числа 5. ( Дети показывают с помощью веера). Покажите состав числа 6. ( Дети показывают с помощью веера). Учитель. Решите выражения, опираясь на знание числа 5 и 6. Вставьте в полоску (У каждого на столе полоска с прорезью для цифр) только ответы: -1) Сумма двух чисел 9 и 5. - 2) Увеличь 7 на 5. - 3) Первое слагаемое 8, второе слагаемое 5, найдите сумму. - 4) Это число больше 6 на 5. Что это за число? - 5) Прибавь к 4 число 5. Покажите полоски, посмотрите на верные ответы, проверьте себя: 14, 12, 13, 11, 9. Отметьте цветом ( зелёным, жёлтым, красным) выполнение задания. Какие знания помогли выполнить это задание? Дети: « Состав числа 5». -У.Достаньте схемы задач, разложите так, чтобы было легко работать. Послушайте задачу. Покажите нужную схему. ( На парте у каждого ученика схемы с кратким условием задач.) У.Утром печка испекла 9 пирогов, вечером на 2 пирога больше. Дети: « Эту задачу нельзя решить, так как нет вопроса» У.Утром печка испекла 9 пирогов, вечером на 2 пирога больше, чем утром. Сколько пирогов испекла печка вечером? -Заполните схему, покажите цифрами решение. Проверяем. Прочитай решение, докажи выбор действия. Дети: «9+2 =11(п.). Слово «больше» подсказало знак «+» У.Прочитайте ответ. Дети: «Ответ: 11п. испекла печка вечером. Кто решил также, закрась зелёным, кто ошибся – красным. Печка: Молодцы, ребята, справились с моими заданиями. Бегите по дорожке, дополняя до 10. 4.Поготовительный этап перед новой темой . На доске запись дорожки 8 6 7 9 Работа в тетради с комментированием. Дети: 8 не хватает до 10 двух, потому что 10 - это 8 да 2. Пишу -2 и т.д Бежит девочка и видит яблоньку. (Рисунок яблоньки. На яблочках выражения: 9+6, 8+6, 7+6, 6+6, 5+6. Вдруг подул сильный ветер. Физкультминутка Ветер дует нам в лицо. Закачалось деревцо. Ветерок всё тише, тише. Яблонька всё выше, выше. 5.Сообщение темы урока. « Яблонька- яблонька, скажи, куда Гуси – Лебеди полетели? А Яблонька ей в ответ: «Скажу, если мои задания выполнишь. Посмотри на яблочки. Что общего у всех математических выражений? Дети: « Второе слагаемое равно 6» У. Умеем прибавлять -6 ? Д. Нет. У. Какая тема нашего урока? Какая цель урока?. Д.Тема урока: Прибавление числа 6. Цель: Научиться прибавлять число 6. 6. Работа над темой урока. У. Мы знаем, как надо поступить, чтобы решить эти выражения? Дети: « Знаем, потому что умеем прибавлять +5, +4, +3 У. Кто сможет объяснить? Ученик работает у доски, остальные в тетради с комментированием: 1. Разложу второе слагаемое на удобные слагаемые. 2. Дополню до 10. 3. Прибавлю оставшуюся часть.
9 + 6 = 15 8 + 6 = 14 7 + 6 = 13 6 + 6 = 1 2 1+5 2+4 3+3 4+2
У. Дайте полную характеристику числам: 15, 14, 13, 12. (Число 12. Это число двузначное, в нём один десяток и 2 единицы. Предыдущее число 11, последующее 13.) Увидела девочка речку и говорит: Речка, речка, скажи, куда Гуси- Лебеди полетели? Речка: Скажу, если моё задание выполнишь, киселька из кружечек выпьешь. ( На доске - рисунки кружек. На них написаны математические выражения:) 6+9, 6+8, 6+7, 6+6 У. В таблице нет таких выражений. Как решить? - Дети: Надо применить переместительный закон. От перемены мест слагаемых сумма не меняется. Речка: Вы справились с моими заданиями. Отметьте цветом ( зелёным, жёлтым, красным) свою работу. По дорожке идите к домику Бабы Яги. А дорожка в учебнике, № 1. Решите, записывая только ответы. Самостоятельная работа стр. учебника 63. 7. Повторение изученного материала. Рисунок домика Бабы Яги. Увидела девочка избушку. В избушке Баба Яга сидит, кудель прядёт, а рядом братец серебряными яблочками играет. Яблочки из сада Бабы Яги. Девочка: «Баба Яга, отдай мне братца.» Баба Яга отвечает : «Отдам, если задачу № 2,3 решишь. Коллективное заполнение схем задач. Составление плана решения задач. Решение задач с последующей проверкой. Баба Яга: « Забирай братца. Да, гляди не забудь, что сегодня на уроке изучала.» 8.Подведение итогов урока: Что нового узнали на уроке? Что научились делать? Кто в заполнении полос использовал только зелёный карандаш? У кого есть красные полоски? Желтые? Д.З. Что надо сделать дома? (Повторить таблицу сложения +6) |